Section 1. Art
Maltseva Lyudmila Valentinovna, doctor of pedagogical sciences, professor, The Art and Graphic Department, Kuban State University, Krasnodar Pikavtsov Andrey Dmitrievich, student, The Art and Graphic Department, Kuban State University, Krasnodar E-mail: [email protected]
MODERN SOCIETY, REGIONAL COMPONENT, ART
Abstract: Modern society is characterized by the growth of national self-awareness, the desire to understand and to know the history, culture of its people. Particularly acute is the question of the deep and scientific justification of national and regional factors in the education of youth, the preservation and revival of the cultural heritage begins from its land and plays an important role in the upbringing of the younger generation.
Keywords: culture, regional component, art, food, history, traditions, customs, society.
Мальцева Людмила Валентиновна, д.п.н., доцент, профессор кафедры ДПИ и дизайна, художественно-графический факультет, КубГУ, г. Краснодар
Пикавцов Андрей Дмитриевич, студент, Художественный и графический факультет Кубанского государственного университета E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО, РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ, ИСКУССТВО
Аннотация: Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании молодежи, сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Ключевые слова: культура, региональный компонент, искусство, воспитание, история, традиции, обычаи, общество.
В современном обществе для воспитания молодого поколения в системе художественно-эстетическом воспитания необходимо применять региональный компонент и искусство — это стороны взаимоотношения человека с действительностью. Они отражаются в понятия молодежи, как добро, справедливость, ответственность, моральные отношения между ними.
В тоже время искусство и воспитание охватывают широкий круг методов и приемов формирования эстетического отношения к природе, предметам труда, быта, к общественным явлениям и человеку. Это — воспитание или формирование чувственного бескорыстного отношения к указанным предметам и явлениям в отличие от утилитарного и потребительского отношения к ним. Многовековая традиция народа определило предмет эстетического отношения — это форма с ее структурными и цветовыми актами.
И поскольку форма присуща любым природным и общественным предметам, то эстетический аспект присущ им с различной степенью интенсивностью и выраженностью. История общественного производства, начиная, с ремесел и вплоть до изделий промышленного дизайна выделяло, и выделяет и в наше время форму любых изделий, сочетая ее с их утилитарной целесообразностью. Отсюда и происходит гармония полезного и красивого в них.
В искусстве эта гармония приобретает целостное единство духовного и эстетического, иными словами содержания и формы. В духовном мире человека основным его содержанием являются его нравственные качества, которые и определяют его жизненные цели и средства их достижения и появляются в его конкретных поступках, то неизбежно при изображении человека в изобразительном искусстве в его выражении лица, позе конкретных действиях через эстетическую, телесную фактуру выражаются нравственные характеристики.
Нравственное это одно из форм общественного сознания, выполняет функцию регулирования
поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. Интересы общества выражаются в привычках, обычаях, общественного мнения. Эти требования имеют относительно устойчивый характер. Они отличаются от простого обычая или традиции, поддерживаемых силой устоявшегося порядка, тем, что получают идейное обоснование в виде представлений о том, как подобает человеку жить и поступать.
Нравственное не может заменить эстетическое или подменить его в искусстве. Нравственное — как феномен духовного и нематериального может воплотиться и предстать перед нами для его восприятия и оценки только через материальное, каковым в жизни является конкретная личность, а в искусстве - ее изображение.
В эстетическом воспитании с помощью искусства можно выделить:
1) развитие восприятия, чувства;
2) развитие суждений, вкуса. На этом этапе -главное оценка, анализ, размышление, сравнение;
3) развитие практических умений художественной деятельности, творческих способностей, пережить, оценить увиденное.
Для художественно-эстетического воспитания человека важны все элементы и особенности изобразительного, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: целостная форма, композиция как ее структурная организация, цвет. И естественно - содержание изобразительного искусства и в какой - то опосредованной мере - предназначение декоративно-прикладного искусства. Большое воспитательное значение имеют и сам процесс творчества, который организует внимание, воспитывает волю, терпение, нацеленность на совершенное исполнение поставленной задачи.
В результате развиваются образное мышление, способность улавливать и оценивать нюансы формы, композиции и эстетически выразительные цвета, умение их гармонического сочетания.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением
понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании молодежи, сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. В последние десятилетия активизировалась тенденция к использованию традиционного народного искусства в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений Краснодарского края. С другой стороны, в связи с развитием дизайна, который сродни декоративно-прикладному искусству, в художественном образовании возникла необходимость в более глубоком, систематическом изучении основ изобразительного искусства, прикладной композиции, обновлении форм и методов ее преподавания.
Народное искусство - продукт многовекового опыта большого количества мастеров разных поколений и в нем наглядно воплощены основные принципы данного вида художественного творчества: стилизация, трансформация, плоскостность, декоративность, орнаментальность целого и его частей, отказ от всего случайного, малозначительного, акцентирование наиболее выразительного. В этом опыте неудачные и неорганичные решения не повторяются; остаются только проверенные, лучшие.
Обращение к этнокультурным традициям в воспитательном и образовательном процессе -одна из актуальных проблем современного образования, которая довольно активно разрабатывается в последнее время.
Эта задача является актуальной и для нашего региона. Традиционная культура Кубани помогает в творческом самовыражении, служит мощным средством эстетического, духовного и нравственного воспитания. Кубанское казачество снова в центре внимания. На их основе, при активном взаимодействии с культурой народов северокавказского региона, происходило развитие новой этнокультуры, имеющей свои особенности.
Эстетическое воспитание является основной воспитательной, идейной - преобразующей роли искусства в жизни каждого человека. Становления и возрождения национального самосознания через приобщение к культурному наследию своего народа. Чтобы все увидеть в Краснодарском крае построили этнографическую станицу Атамань. Этнографическая станица Атамань широко раскинулась на берегу залива. Как и положено, на самом высоком месте -часовня, при въезде майдан. Четыре улицы сбегают к морю. Каждое подворье неповторимо, оно несет свою смысловую нагрузку, представляет отдельную должность, специальность или промысел.
На территории в 68 гектаров расположились целые улицы, центральная площадь, рынок, сторожевые вышки, мельница, мост, колодцы, пасека, харчевня, коновязь, церковь, трактир, школа с непременными атрибутами и персонажами. Здесь выстроены хаты кузнеца, шорника, винодела, рыбака, пожарного, дома станичного правления и войскового атамана, казака, оружейника, ткача, писаря и так далее. Каждая хата имеет свою историю и окружена легендами.
Побывав в станице Атамань, гости увидят произведения изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства народов Краснодарского края — это жилища, костюмы, обряды казаков. Все это вызывает эстетические переживания и формирует в сознании человека уважительное и бережное отношение к культурному наследию своего региона. Обращение к художественно-эстетическому воспитанию через приобщение к художественному творчеству, формирования высокой нравственности на традициях и обычаях своего региона.
На Кубани не забывают традиции своих предков изучают их. Как прекрасна кубанская свадьба со своими традициями и обычаями. Кубанскую свадьбу можно увидеть и принять участие приехав в станицу Атамань.
Казаки придавали большое значение этому событию. Свадебная обрядность и свадебный
фольклор кубанских казаков складывались, начиная с рубежа XVIII - XIX вв., и продолжали видоизменяться до конца XIX - начала XX вв. Основной формой заключения брака для кубанских казаков является развитый комплекс свадебных обрядов с обязательным присутствием православного венчания. Свадьба состояла из трех этапов: подготовительного, собственно свадьбы и послесвадебного периода. Первый этап включал сватовство, предсвадебный период заканчивался прощальным вечером в доме невесты, на второй день свадьбы можно было наблюдать шумные и красочные процессии ряженых.
Главным условием казачьей свадьбы считалось веселье, что сулило молодым счастливую семейную жизнь. Гости сидели и веселись до утра. В свадебном обряде имело значение форма каравая.
Комплекс состоит из нескольких улиц казацкой станицы, на которых каждое подворье представляет промысел гончара, сапожника, цирюльника, хат простых казаков, атамана, старосты. Для молодого поколения это путешествие в прошлое.
На Кубани возрождается наследие казаков к фольклорному искусству. На сегодняшний день изучается этот вид искусства. В процессе познания и изучения фольклора казаков погружаешься в национальную культуру, познаешь историю через традиции, обычаи. Важной составной частью традиционной культуры является фольклор. В его различных видах и жанрах нашли отражение общественное сознание, исторические события, трудовые и семейные отношения. Вместе с тем фольклор и сам составляет сферу традиционного народного быта казаков.
Немало важное значение для казаков было проводы молодых казаков на службу. Перед уходом казака на военную службу в доме собирались родные и близкие. Важным моментом проводов было благословение. За несколько дней до отправки на службу станичный атаман проверял снаряжение новобранца, за которое ответственность
нес отец казака. Мать, как правило, больше заботили обереги. Служебная обязанность казаков составляла пять лет, однако призывали их много раз в течение всей жизни. Пока казак мог сидеть в седле, он был военнообязанным.
Даже самый лучший рассказ не заменит и доли впечатлений о посещении станицы Атамань.
Приобщаясь к традиционной культуры Кубани должно происходит на протяжении всей жизни. Культура оказывает огромное влияние, рождает и углубляет благородные, высоки чувства, активно формирует эстетические отношения к окружающей действительности. Народное и декоративно-прикладное искусство вводит каждого человека в поэтический мир образа, обогащает его художественное восприятие, развивая при этом фантазию и воображение. Традиционная культура кубанского казачества — это воплощение многовекового коллективного опыта народа и неисчерпаемая сокровищница красоты - таит в себе громадные, еще далеко не исчерпанные резервы для воспитания молодежи.
Во-первых, систематическое приобщение к декоративно-прикладному и народному искусству активно способствует формированию эстетического вкуса, понимания истинно прекрасного.
Во-вторых, изобразительное, декоративно-прикладное и народное искусство помогает воспитанию молодежи в духе глубокого уважения к лучшим национальным традициям.
В-третьих, занятия изобразительным, декоративно-прикладным и народным искусством, как составная часть не только в эстетическом, трудовом, но и художественном образовании и развитии творческого воображения.
В-четвертых, собирание и изучение произведений народного искусства, создание творческих работ на основе творческой переработки его лучших традиций, как правило, вызывает большой интерес. Широкое использование искусства придает эстетическому воспитанию и образованию необходимую конкретность и действительность.
Изучение народного искусства, собирание образцов, освоение технологии изготовления традиционных изделий - один из интереснейших и наиболее плодотворных видов работы. Традиционная культура кубанских казаков способно воспитывать и вместе с тем формировать внутренний единый и неповторимый наш мир о культуре, традиции. На современном уровне традиционная культура — это будущее, видение будущего в настоящем, всегда устремление вперед. Говоря о традиционной культуре Кубани, одновременно показывать подрастающему поколению это будущее в настоящем. Это обеспечивает не только цельность развития общества, но и многовековую преемственность культуры.
Необходимо прививать культуру молодому поколению. Все силы направить на укрепление традиций в семье. Во все времена именно семья играла самую важную роль в сохранении и передаче традиций. В каждой семье есть свои семейные реликвии, которые передаются из поколения в поколение.
Изобразительное, декоративно-прикладное и народное искусство всегда раскрывало, и будет раскрывать перед молодым поколением богатейший мир человеческих чувств. Оно не только
пробуждало чувство красоты, но духовно развивает их как личность. В тоже время региональный компонент в художественно-эстетическом воспитании имеет все предпосылки для решения проблемы комплексного эстетического воспитания молодого поколения средствами народного искусства своего региона с целью обеспечения эстетического, духовно-нравственного воспитания и творческого развития личности.
При этом эффективность комплексного художественно-эстетического воспитания определяется следующими показателями: во-первых, степенью эмоционального восприятия и выражения своего отношения к народному искусству, во-вторых, оценкой достигнутого уровня знаний о народном искусстве, в-третьих, формированием свободного применения практических навыков и умений в творческой деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости приобщения молодого поколения к художественным и эстетическим ценностям своего региона воспитывая, средствами изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, способствующей эффективному и гармоничному развитию молодого поколения.
Список литературы:
1. Бондарь Н. И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества.- Краснодар,- 2003.
2. История Кубани / Под. ред. Куб. ГУ Щетнева В. Е. Краснодар.: Кубанское книжное издательство,-2004.
3. Мальцева Л. В. Кубановедение на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.- Краснодар: Традиция,- 2010.
4. Мальцева Л. В. Методика обучения изобразительному искусству.- Краснодар: КубГУ,- 2016.
5. Педагогика / Под ред. Л. П. Крившенко.- М.: Проспект,- 2004.
6. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания.- М.: Изд. центр Академия,- 2002.