3. Додонов Б.И. В мире эмоций / Б.И. Додонов. - К., 1987. - 140 с.
4. Максимов В.Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя [Текст]: дисс. ... д-ра пед. наук / В.Г. Максимов. - Чебоксары, 1994. - 390 с.
5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психологического во всеобщей взаимосфере явлений материального мира / С.Л. Рубинштейн. -М., 1957. - 632 с.
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КУБАНСКИХ КАЗАКОВ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ КУБАНИ
© Мальцева Л.В.*, Поварова И.Н.4
Кубанский государственный университет, г. Краснодар
В статье рассматривается, как на уроках изобразительного искусства учащиеся изучают историю, культуру, традиции кубанского казачества их наследие. Узнают об интересных уголках города их прошлое, настоящее и будущее. Как восстанавливался город, чтобы все это изобразить в своих работах.
Интерес к прошлому родной земли был всегда присущ людям. Их волновало, какой была их страна в давние и не столь далекие времена, что происходило на этой земле, где сейчас они живут, учатся, работают. В настоящее время в условиях отсутствия четко сформулированной национальной идеологии, разрушения культурных и нравственных основ жизнедеятельности общества, приобретает изучение истории своего народа, региона. Историческое прошлое и культурное наследие Кубани это регалии казаков, которыми они по праву гордятся.
Изучение истории, культурного наследия родного края - Кубани способствует обогащению у молодежи знаниями региона, в котором они живут, воспитывает любовь к Отчизне, формирует гражданские понятия, помогает уяснить неразрывную связь и единство истории отдельного города, станицы, аула с историей своего края, жизнью страны в целом.
Культура и наследие кубанского казачества начала складываться с конца XVIII столетия основе двух этнографических групп - южнорусской и украинской. Она обладает своеобразной материальной и духовной культурой.
Изучение истории родного края способствует обогащению у молодежи любви к Отечеству, формирует гражданственные понятия и навыки, по-
* Доцент кафедры Декоративно-прикладного искусства и дизайна, кандидат педагогических наук, доцент.
* Преподаватель.
могает уяснить неразрывную связь и единство истории отдельного города, станицы, аула с историей края, жизнью страны в целом.
Традиционная культура Кубани помогает в творческом самовыражении, служит мощным средством эстетического, духовного и нравственного воспитания. Кубанское казачество снова в центре внимания. И кто знает, может быть, правы те, кто утверждает, что подлинное возрождение России начнется именно отсюда.
Страницы истории земли Кубанской - это особые страницы. Мы прикасаемся к ним и как бы раздвигаем занавесу времен, отделяющих нас от истоков, однако долог был путь к познанию своей истории. Улицы российских городов дышат историей и хранят отголоски событий. Похвастаться этим богатством может наш Краснодарский край и столица Кубани город Краснодар.
Как мало, мы знаем об истории казачества. Это относится к истории казачества вообще и в еще большей степени к истории казаков Кубани. Оно и понятно. Ведь история казачества не изучалась. В последние десятилетия активизировалась тенденция к использованию традиционного народного искусства в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений Краснодарского края различного уровня. В общеобразовательных школах «Кубановедение», которое значительно расширила тематический план предметов эстетического цикла и в первую очередь - изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства. Интерес к истории казачества растет по мере того, как ширяется казачье движение. Мы являемся сейчас свидетелями того, что казачество возрождается и крепнет.
Поэтому изучение истории казачества в общеобразовательных школах Кубани необходимо. Учащиеся школ это будущее нашей малой Родины, которые должны знать историю, культуру и традиции Кубанского казачества. Именно на здоровых и крепких традициях прошлого можно построить и сформировать достойное современное общество.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании молодежи, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Первым войсковым храмом Черноморского войска была походная Троицкая церковь. Храм строился быстро, но почему-то без фундамента, и уже 23 февраля 1801 года была назначена специальная комиссия для освидетельствования прочности строения, которое, «из-за тонких Стоянов и лежней» постепенно оседало. По словам П.П. Короленко: «Менее чем в два года, трехпрестольный собор, с крышей и щелевкой вокруг сложенных из брусьев стен постройкою был окончен и Войсковое Правительство выдало мастеру Толстоухову за успешное и хорошее исполнение работы по -хвальный аттестат.
Собор сооружен по инициативе императрицы Екатерины II, пожертвовавшей в 1794 году 3000 рублей на его стройку.
Шедевры русского искусства на Кубани возрождаются из небытия. 28 мая 2006 года в Краснодаре состоялась церемония освещения Белого Храма -Александро-Невского собора Святого благоверного князя Александра Невского - точной копии кубанского войскового собора, восстановленного через семьдесят с лишним лет.
Вернулся на прежне место памятник Екатерины II (рис. 2), который весит три тонны при росте около четырнадцати метров. 8 сентября 2006 года город Краснодар - Екатеринодар вновь обрел утраченный памятник своей покровительнице, и об этом событии торжественно возносят колокола собора Александра Невского (рис. 1).
Рис. 3 Рис. 4
Свято-Екатерининский кафедральный собор - один из красивейших и старейших соборов Кубани. Около ста лет он является главным украшением Краснодара. В будни и праздники, утром и вечером сюда нескончаемым потоком идут прихожане (рис. 3).
В центре города Краснодара возвышается величественный пятику-польный кафедральный собор в честь святой великомученицы Екатерины,
небесной покровительницы города Краснодара. Свято-Екатерининский кафедральный собор - единственный в России.
12 июня 2006 года в Краснодаре прошел «Час славы Кубани». Из небытия возвращена традиция несения Почетного караула на единственном в России казачьем посту. Каждое воскресенье и в праздничные дни ровно в полдень казаки Кубанского казачьего войска вновь торжественно заступают в Почетный караул у памятника Кубанскому казачеству (рис. 4).
В октябре 2006 года отметил 195-летие Кубанский казачий хор. Его по праву называют визитной карточкой нашего Краснодарского края. История этого уникального коллектива началась в 1811 году с создания Войскового певческого хора Черноморского казачьего войска.
В исполнении Кубанского казачьего хора зазвучала старинная песня «Ты, Кубань, ты наша родина». Она захватила всех находившихся в зале. Казаки, а было, их более тысячи человек стоя пели, вместе с хором. Это были светлые и волнующие минуты. Сейчас эта красивая и торжественная песня является гимном Краснодарского края.
Из старейших жилых построек Екатеринодара является деревянный дом атамана Черноморского казачьего войска Я.Г. Кухаренко, возведенный в самом начале XIX в. Пролетели смутной чередой еще несколько десятилетий.
В 1987 году реставрация первого Литературного музея на Кубани была завершена, 1 сентября 1988 г. осенним теплым днем состоялось открытие музея, был возрожден архитектурный памятник начала XIX в. и создан Литературный музей. Так жители города Краснодара сделали «подарок» себе, своим детям и внукам, подарок на века. И поныне Литературный музей, размещенный в особняке Я.Г. Кухаренко, друга Кобзаря, стал ярким очагом кубанской культуры, местом, священным для каждого интеллигентного человека, любящего родную историю и свой богоспасаемый град Екатеринодар - Краснодар.
В Краснодаре открыт Кубанский казачий кадетский корпус имени атамана М.П. Бабича. Во многих кубанских городах и станицах есть казачьи школы, в обычных школах открыты специализированные кадетские и казачьи классы. Молодые казаки получили возможность служить в особых казачьих частях, на казачьих пограничных заставах. Поэтому будущие казаки должны знать, какие регалии имела Кубанское казачье войско.
В роду практически любого кубанца есть казаки, а значит, для каждого из нас символом казачьей чести были и будут регалии Кубанского казачьего войска и главная святыня наших предков жалованная грамота Екатерины II, дарующая запорожцам земли между Черным и Азовским морем. Монарший рескрипт (закрепленное в нем казачье право владеть Кубанью позже подтверждали грамотами Павел I, Александр I и Александр II, Николай I).
Для молодого поколения изучение культуры кубанского казачества -знакомство с огромным и интересным миром, имеющим вековые традиции. Основу творчества кубанского казачества составляли традиционные промыслы и ремесла.
На Кубани в станице Тамань два года существует этнический комплекс «Атамань». Площадь самого крупного в России этнического комплекса -20 гектаров, где 47 подворий. В самой Тамани действует древний намоленный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Поэтому для атаманцев -праздник Покров Пресвятой Богородицы первопрестольный праздник. В холодное время года Атамань пустует. Камышовые крыши подворий позволяют им стойко переносить и дождь, и снег, и ветер. Поэтому их на зиму не укрывают. В Атамани действует три экскурсионных маршрута.
Культура Кубани со своими традициями, обычаями помогает в творческом самовыражении личности, служит мощным средством эстетического, духовного и нравственного воспитания молодого поколения. Становления и возрождения национального самосознания молодого поколения через приобщение их к культурному наследию своего народа.
Формирование человеческой личности и ее идеалов средствами художественной культуры и изобразительного искусства предъявляют огром-ные требования к художественному образованию. Воспитываемое искусством эстетическое отношение к жизни играет огромную роль в формировании убеждений молодого поколения, влияет на их поведение и доставляет духовное эстетическое наслаждение.
Поэтому необходимо с раннего детства вводить детей в мир подлинного, большого искусства, развивать и образовывать их эстетическое сознание на выдающихся образах художественного, народного творчества кубанских казаков. Важнейшее значение искусства заключается в осуществлении художественно-эстетического образования.
Обращаясь к исторической памяти своего народа, его культурным ценностям позволяет сформировать у молодежи представление о нравственных нормах, развить культуру чувственного восприятия, художественного переживания - это одно из важнейших направлений воспитания подрастающего поколения, духовная основа для формирования личности.
Необходимость ведения активного поиска путей решения существующих в общеобразовательных школах актуальных проблем. Проблема интеграции предметов эстетического цикла в художественных образовательных учреждениях является одной из актуальных в развитии личности молодого поколения.
Воспитывая молодежи на культурном наследии кубанских казаков -это необходимое эмоциональное, одухотворяющее начало в отношении личности к окружающей их действительности, чтобы они познали и преобразовывали окружающий их мир по законам природы и красоты. Культурное наследие кубанских казаков, народная культура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство способно активизировать, направлять, влиять на мироощущение молодежи, воздействовать на убеждения, поведение и деятельность во всех проявлениях как единой составляющей учебно-воспитательного процесса.
Список литературы:
1. Бардада В. Архитектура Екатеринодара. - Краснодар: Сов. Кубань, 2002.
2. Бардада В. Зодчие Екатеринодара. - Краснодар: Сов. Кубань, 1995.
3. Бондарь В.В. К истории войсковых храмов Черномории: Кубанский сборник. - Краснодар, 2006. - № 1.
4. История Кубани / Под. ред. В.Е. Щетнева. - Краснодар: Кубанское книжное издательство, 2004.
5. Манукало А.Н. История Кубани. - Краснодар, 2004.
6. Ратушняк В.Н. Родная Кубань. - Краснодар: ОИПЦ Перспективы образования, 2004.
7. Ратушняк В.Н. По страницам истории Кубани. - Краснодар: Совет -скаяКубань, 1993.
8. Сметанюк А., Петрыкина М. Храмы Екатеринодара. - Краснодар: ЭДВИ, 2006.
9. Платов И. Кубань православная-первозванная. - Тамань; Краснодар: ИПО «Лев Толстой», 2000.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ
© Пащенко О.И.*
Нижневартовский государственный гуманитарный университет, г. Нижневартовск
Современное образование настоятельно требует всесторонней качественной подготовки по информатике учителя начальных классов, которая обеспечит необходимую свободу самостоятельного построения учебной программы в динамичных условиях образовательного процесса, свободу выбора адекватной методики и технологии обучения. В статье охарактеризованы основные компоненты методической системы подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию пропедевтического курса информатики.
Вопросы подготовки квалифицированных учителей информатики начальной школы рассматриваются в работах Г.Г. Бруснициной, О.Ф. Бры-скиной, Т.В. Добудько, С.А. Зайцевой, И.Н. Антипова, C.B. Поморцевой,
* Старший преподаватель кафедры Информатики и методики преподавания информатики, к.п.н.