Научная статья на тему 'Народное искусство развивает и воспитывает (Краснодарский край)'

Народное искусство развивает и воспитывает (Краснодарский край) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
395
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / ТРАДИЦИИ / ОБЫЧАИ / КУЛЬТУРА / ПРОМЫСЛЫ / МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мальцева Л. В.

В статье рассматривается как с помощью народного искусства воспитывать молодое поколение на традициях, обычаях, культуре необходимо развивать и поддерживать народное искусство. Для этого в нашем крае созданы все условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народное искусство развивает и воспитывает (Краснодарский край)»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

4. Презентация. На данном этапе происходит предъявление креативного продукта автором внутри малой группы или же презентация перед всей подгруппой, посещающей занятия по данному иностранному языку. Кроме указанных выше вариантов возможна «публикация» текстов на общем электронном адресе группы (E-mail) или сайте группы, если таковой создан; «публикация» в стенной газете или на стенде, пробковой доске (в кабинете, где преподается иностранный язык).

Таким образом, проанализировав фазы иноязычной письменной речевой деятельности и сопоставив их с фазами творческой деятельности, мы приходим к выводу, что структура иноязычной письменной речевой деятельности соответствует структуре творческой деятельности. Результаты данного исследования способствуют осознанному управлению процессом создания иноязычного письменного высказывания как творческим процессом.

Список использованной литературы:

1. Бабенко А.П. Организация работы над некоторыми видами экспрессивной речи на старших курсах языкового факультета: автореф. дис. канд. пед. наук. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1968. - 16 с.

2. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам: пособ. для преподавателей и студентов. - М.: Просвещение, 1965. - 227 с.

3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.

4. Кизрина Н.Г. Обучение студентов третьего курса языкового вуза креативному письму (немецкий язык): дис. канд. пед. наук. - Нижегород. гос. лингв. ун-т им. Н.А. Добролюбова - Нижний Новгород, 2009. - 177 с.

5. Кузьмина Л.Г. Социокультурные аспекты развития иноязычной письменной речи в послевузовском образовании: автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1998. - 21 с.

6. Лазаренко К.А. Психолингвистическая природа письменной коммуникации и функциональная нагрузка некоторых ее моделей: автореф. дис. канд. филол. наук. - Киев, 1975. - 28 с.

7. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.

8. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976. - 279 с.

9. Якиманская И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. - М.: Педагогика, 1989. - 224 с.

10.Hedge T. Writing. - Oxford: Oxford University Press, 1988. - 176 p.

© Макарова Ю.А., 2016

УДК37

Л.В.Мальцева

доктор педагогических наук, профессор художественно-графический факультет Кубанский государственный университет гор. Краснодар, Российская Федерация

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО РАЗВИВАЕТ И ВОСПИТЫВАЕТ (КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ)

Аннотация

В статье рассматривается как с помощью народного искусства воспитывать молодое поколение на традициях, обычаях, культуре необходимо развивать и поддерживать народное искусство. Для этого в нашем крае созданы все условия.

Ключевые слова

Воспитание, народное искусство, традиции, обычаи, культура, промыслы, молодое поколение. Народное искусство - это древний вид искусства, возникший с момента выделения ремесла в

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

самостоятельную отрасль производства и в течение многих веков развивавшийся в народном творчестве в форме художественных ремесел. Этот вид искусства объединил в себе два понятия: декоративное и прикладное искусство, которое, как правило, находится вместе в неразрывной связи, но могут существовать и отдельно1. Чтобы воспитать молодое поколение на традициях, обычаях, культуре в нашем крае, а это Краснодарский край была построена этнографическая станица Атамань. Атамань - этнографический музей под открытым небом рядом со станицей Тамань. Возводили станицу Атамань всем миром. Каждый кубанский район выстроил свою хату, внутреннее убранство, предметы быта, интерьера многим из них по сотне и более лет. А находится эта станица в Темрюкском районе на Лысой горе со своими жителями, укладом. Каждый объект здесь имеет свою историю и легенды. Все предметы быта, которые посетители могут увидеть, как хатах, как и на подворьях, собирали по всему краю. Это посуда, кружева, вышивка, фотографии, образа, сундуки, люльки, инструменты, брички.

Наряду с земледелием и скотоводством казаки уделяли определенную роль быту, различным промыслам и ремеслам: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти. На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики были просты, орнамент яркий, растительный. В быту казаки пользовались такими предметами как «глэчики-крынка» - это кувшин для молока, сметаны, масла, «макитры» - это кувшин для солений, варенья, миски.

Для украшения своего быта казачки занимались рукоделием, вышивали рушники - это поистине произведения искусства. На Кубани девочки с детства учились этому искусству. Каждый рушник имел значение. Рушник «казаку в дорогу», обязательной принадлежностью его была мережка, символизировавшая дальнюю, счастливую дорогу и две полоски синего и красного цвета. Рушник для жатвы имел длину около 3,5 метров, разделенным по ширине рядом тканных полосок, концы орнаментировались цветочными узорами, васильками и колосками.

Рушники для сватовства были самые большие, его должно было хватить, чтобы перевязать сватов. Атрибутом свадебных рушников была вышивка. Каждая девушка, готовясь к будущему замужеству, с юных лет вышивала свадебные рушники. В некоторых кубанских станицах, во время свадебного обряда использовалось до 20-ти видов рушников.

Были традиции у казаков при строительстве турлучной хаты. Строительство начиналось с укладки фундамента, но вначале бросали шерсть животного, перья, чтобы все водилось. После окончания работ хозяева накрывали столы вместо платы. В строительстве принимала вся станица. Интерьер хаты казаков отличался декоративностью. Стены были украшены оружием и конской сбруей, картинами с изображением военных сюжетов, семейными портретами, портретами казачьих атаманов и членов царской семьи. Лавки накрывались ткаными дорожками. В малой находилась печь, лавки, в большой комод, шкаф для посуду, сундук, центральным место был красный угол в котором иконы были украшены вышитыми рушниками.

На Кубани возрождается наследие казаков к фольклорному искусству. На сегодняшний день изучается этот вид искусства. Возрождение культуры, традиции, обычаев кубанских казаков возможно только при изучении исторического процесса становления и развития народного искусства. В процессе познания и изучения фольклора казаков погружаешься в национальную культуру, познаешь историю своего края через традиции, обычаи. Важной составной частью традиционной культуры является фольклор. В его различных видах и жанрах нашли отражение общественное сознание, исторические события, трудовые и семейные отношения. Вместе с тем фольклор и сам составляет сферу традиционного народного быта казаков.

Нужно развивать и поддерживать народное искусство и промыслы. Общение с миром народного искусства, сокровищницей национальной культуры способствует, укреплению национальной культуры и патриотических чувств, любви к родному краю, народу, гордости за свою культуру. В соответствии с этим

1 Фокина Л.В. История декоративно-прикладного искусства. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2009.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

происходит возрождение ценностей, традицией, обычаев, национальной культуры своего региона. Народное искусство способно активизировать, направлять, влиять на мироощущение, воздействовать на убеждения, поведение и деятельность молодежи, во всех проявлениях в учебно-воспитательном процессе. Список использованной литературы:

1. Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества. Краснодар: Традиция, 1999.

2. Мальцева Л.В. Кубановедение на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Краснодар: Традиция, 2010.

3. История Кубани / Под. ред. Куб. ГУ Щетнева В.Е.- Краснодар: Кубанское книжное издательство, 2004.

© Мальцева Л.В., 2016

УДК 797.122

И.Н.Маслова

К.п.н., доцент

ФГБОУ ВО «ВГИФК», г. Воронеж, Российская Федерация

РАЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА МИКРОЦИКЛОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ГРЕБЦОВ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ НА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ

ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ТРЕНИРОВКИ

Аннотация

В статье представлены типовой тренировочный микроцикл, направленный на развитие высокого уровня специальной выносливости и динамика показателей специальной работоспособности и функционального состояния высококвалифицированных гребцов на байдарках и каноэ на соревновательном этапе годичного цикла тренировки.

Ключевые слова.

Констатирующий эксперимент, функциональное обследование, типовой микроцикл.

Обобщение полученных в ходе предварительных исследований данных, а так же обобщение практического опыта содержания и организации тренировочного процесса на соревновательном этапе годичного цикла тренировки позволило разработать типовой тренировочный микроцикл, содержание которого должно было обеспечить реализацию (на соревновательном этапе) высокого уровня специальной выносливости высококвалифицированных гребцов на байдарках и каноэ [1, 2, 3].

В констатирующем эксперименте приняло участие три группы гребцов основного и резервного составов сборной команды России (байдарка мужчины, байдарка женщины, каноэ). Коррективы в планы подготовки женской байдарки и группы каноэ вносились в сторону уменьшения общего объема тренировочной нагрузки, однако направленность типовых микроциклов, в основном, была выдержана.

В начале эксперимента было проведено функциональное обследование, позволившее выявить исходный уровень специальной физической работоспособности и функционального состояния участников эксперимента. Продолжительность эксперимента составила 16 недель, с февраля по май, включительно.

Критериями эффективности разработанной методики развития и реализации специальной выносливости служили результаты функционального обследования участников эксперимента и спортивные результаты на основных соревнованиях сезона 2014-2015 гг.

В таблице 1 представлено содержание типового микроцикла для организации учебно-тренировочного процесса гребцов на соревновательном этапе тренировки.

Выявленную структуру тренировочных нагрузок на соревновательном этапе годичного цикла тренировки, прошедших экспериментальную проверку, можно признать вполне рациональной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.