Научная статья на тему 'Кубань со своими традициями, обычаями в жизни молодежи'

Кубань со своими традициями, обычаями в жизни молодежи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1623
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мальцева Л.В.

В статье представлены традиции, обычаи, культура кубанских казаков. Как культурное наследие кубанских казаков помогает воспитывать молодежь, тем самым формируются нравственно-эстетические качества, развивается творческий потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кубань со своими традициями, обычаями в жизни молодежи»

КУБАНЬ СО СВОИМИ ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ В ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ

© Мальцева Л.В.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

В статье представлены традиции, обычаи, культура кубанских казаков. Как культурное наследие кубанских казаков помогает воспитывать молодежь, тем самым формируются нравственно-эстетические качества, развивается творческий потенциал.

Сохранение и освоение культурного наследия, национальных обычаев, обрядов, традиций, исторической памяти народов становится первостепенной задачей современности. В последние десятилетия активизировалась тенденция к использованию традиционного народного искусства в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений Краснодарского края различного уровня, для этого было введено «Кубановедение», которое значительно расширила тематический план предметов эстетического цикла и в первую очередь - изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства. Интерес к истории казачества растет по мере того, как ширяется казачье движение. Мы являемся сейчас свидетелями того, что казачество возрождается и крепнет.

Изучение молодежью истории, традиций, национального костюма, народного искусства помогает в творческом самовыражении, служит мощным средством эстетического, духовного и нравственного воспитания. Изучать опыт своего народа, его традиции, видеть черты национального своеобразия в облике людей, в их одежде, там, где мы живем. Изучая историю Краснодарского края, мы тем самым будем формировать у себя самосознание. История Кубани со своими традициями, обычаями, культурой помогает в

* Профессор кафедры Декоративно-прикладного искусства и дизайна, доктор педагогических наук, доцент.

творческом самовыражении личности, на уроках изобразительного искусства, служит мощным средством эстетического, духовного и нравственного воспитания школьников. Становления и возрождения национального самосознания через традиции, обычаи приобщение к культурному наследию, все это будет способствовать обогащению у молодежи любви к Отечеству, формированию у них гражданских понятий, помогает протянуть неразрывную связь и единство истории отдельного города, станицы, аула с историей края, жизнью страны в целом. Как бы ни изменялась культура, она существует только за счет устойчивых компонентов, передаваемых через поколения. И эти условия обязательны как для города, так и для сельской местности. Приобщение к народной культуре, к народному искусству, традициям, обычаям, очень важно в период духовного возрождения и обновления всех структур общества. Ведущее место в сохранении и развитии народных традиций, в духовном развитии подрастающего поколения занимает такая часть региональной культуры, как народное декоративно-прикладное искусство. Народная художественная вышивка - яркое и неповторимое явление кубанской культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством.

Образцы старинной вышивки можно встретить в построенной в Краснодарском крае этнографической станицы Атамань. Станица выдержана в соответствии с казачьими обычаями, традициями XIX века, построены подворья со старинными хатами, майдан, часовня все соответствует постройкам тех времен. В станице Атамань передана атмосфера казачьей жизни в те далекие времена, как жили, чем занимались кубанские казаки. В каждой хате на стенах мы встречаем фотографии в старинных резных рамках. Тканые покрывала на кровати, выбитые занавески на окнах, пуховые перины и подушки. Вышитые рушники гладью обрамляют икону. Так казачки старались создать уют в своих хатах. В сенцах висят кужух, хомут - это означает, что хозяин дома. Правление, и хата атамана всегда располагалась рядом с майданом. Уже с утра станичники толпились в ожидании батьки-атамана. Тем временем женщины хлопотали по хозяйству: кто корову доит, кто вареники

лепит, кто в хате убирает, кто на ярмарку отправился. Подворье атамана -пример для станичников: чистота, порядок.

Подворье казака

Убранство хаты

Убранство хаты

Боевой конь атамана всегда находился рядом. С раннего детства казака старались приучать к коню. В три года он уже крепко держался в седле. Конь для казака был верным товарищем в бою, и лучшим помощник в домашнем хозяйстве. И такое убранство на каждом подворье: ткача, пожарника, винодела, шорника, пекаря, гончара. И все это было воссоздано в нашем крае благодаря любви к истории, представлена реальная картина жизни казачества в станице.

В кубанской казачьей традиции был, сформирован довольно большой блок мифологических представлений среди этого блока большое значение уделялось домовому. Домового на Кубани называют, как правило, «хозяин», что характеризует его отношение к живущей в доме семье и хозяйству: он старший в доме, охранитель, невидимый «хозяин» [3]. Ему всегда на ночь оставляли еду на столе, в знак благодарности. Поэтому переезжая в новый дом люди, звали и брали с собой домового, чтобы он охранял их новое жилище.

Традиционная народная культура кубанских казаков это еще и музыкальное творчество, которое является значимой частью их духовной культуры. Истоки этих явлений уходят, когда казаки начали заселять земли Кубани. Для календарных жанров музыкального фольклора Кубани характерно централизующее значение жанров зимнесвяточного периода: колядок, щед-ровок, посеванок / посиванок, напевов, сопровождающих обряды вождения Маланки / Мыланки и Василя / Васыля и вождения козы [2].

В настоящее время на Кубани возрождаются традиции, обычаи, культура, а это, в свою очередь, свидетельство возрождения самосознания кубанского казачества. Устойчивая связь с материальной культурой и хозяйственной деятельностью казаков. Большое значение в станицах казаки уделяли в сооружении печки, так как она служила не только в приготовлении пищи, но и на ней можно было спать. Каждая казачка знала все хитрости в строительстве печи и в приготовлении пищи, и передавали все премудрости из поколения в поколение.

Печь в хате

Летняя печь

Связь с декоративно-прикладным искусством, выражается в украшении рисунками лицевой части печи, с использованием занавесок, чтобы печка всегда была, нарядна ее украшали рисунками, в тех местах, где можно было использовать глину или камень. Рядом с печью находился стол, чтобы еда была «с пылу, с жару». Летом казачки готовили еду в летней печке, которая располагалась под навесом, там можно было увидеть связки лука, перца, вяленой рыбы. Все это полыхало на солнце золотыми или алыми бочками, дразня аппетит.

Таким образом:

1. Каждый элемент традиционной кубанской культуры имеет свои особенности, несмотря на очевидную принадлежность к тому или иному блоку.

2. Можно говорить о двух типах связей внутри системы: статичных, устойчивых - постоянных.

3. Ситуативные внутрисистемные связи не случайны, а имеют мировоззренческое обоснование. Тот или иной элемент, в зависимости от события, выбирается и включается в возникшую ситуацию.

4. Каждый элемент системы, являясь ее частью, в большей или меньшей степени отражает в себе традиционную картину казачества, представления о структуре. В настоящее время традиционная культура кубанского казачества возрождается, открываются кадетские классы, открыт кубанский кадетский корпус им. Бабича. Возрождая, мы тем самым создаем уникальные условия для формирования и изучения национальной культуры кубанских казаков, наследия родного края - Кубани способствует обогащению у молодежи знаниями региона, в котором они живут.

Губернатор Краснодарского края Александр Николаевич Ткачев отметил: «Опираясь только на потенциал прошлого, можно строить будущее. Хватит переписывать историю. То, что было создано нашими прадедами, должно быть неприкосновенно. Страшные времена беспамятства и разрушений канули в прошлое. Будущее - за уважительным отношением к реликвиям культуры и истории».

Список литературы:

1. Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества (конец XIX - начало XX в.) Кубанское казачество (Этносоциальный аспект) // Традиционная культур кубанского казачества. - Краснодар, 1999.

2. Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. - Краснодар, 2003. - 263 с.

3. Власова М. Новая абевега русских суеверий. - СПб., 1995.

4. История Кубани / Под ред. В.Е. Щетнева. - Краснодар: Кубанское книжное издательство, 2004. - 304 с.

5. Чистов К.В. Кубанские станицы. - М.: Наука, 1967. - 230 с.

ВОСПРИЯТИЕ ВЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© Хачатрян Р.А.*

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск

В данной статье анализируется политическая культура современной России.

Ключевые слова власть, политическая культура, политология.

В русской культурной традиции власть воспринимается как состояние достаточно безличностное. Именно исполнительная власть ассоциируется во взглядах общества с настоящей властью. По мнению большинства населения, не депутаты, а непосредственно исполнительная власть должна представлять интересы граждан, вопреки демократическим канонам. Население не рассматривает парламент как ответственную власть. Депутаты воспринимаются не как представители непосредственной власти, а как своеобразные народные «печальники», которые обязаны «донести» до реальной власти народные чаяния и беды. Увеличение полномочий для конкретных представителей исполнительной власти - это тоже желание самого населения.

В России власть всегда пользовалась уважением. К ней относились и продолжают относиться как к сакральному феномену, который лежит в основании миропонимания и мироощущения, без него вообще не существует государство и человека в нем и без него. При этом внутренняя повседневная

* Аспирант кафедры Всеобщей истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.