Научная статья на тему 'Страницы земли Кубанской (народные традиции)'

Страницы земли Кубанской (народные традиции) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / ОБРЯДЫ / КАЗАКИ / ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА / TRADITIONS / RITUALS / COSSACKS / EDUCATION / CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Л. В.

В статье рассказывается, как изучается культура, традиция, обряды кубанских казаков, нужно все это развивать для молодого поколения. Представлено описание подворья казака, культурное наследие, и какое значение имеет в воспитании молодежи. Необходимо изучать наследие старшего поколения, которое они оставили нужно сохранять.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PAGES EARTH KUBAN (FOLK TRADITION)

This article explains how to learn the culture, tradition, rituals Kuban Cossacks, all you need to develop it for the younger generation. The description of the monastery Cossack, cultural heritage, and what is meant in the education of youth. Necessary to study the legacy of the older generation, they need to keep left.

Текст научной работы на тему «Страницы земли Кубанской (народные традиции)»

его психики. Более того, мы исходим из понимания, что профессионализм не сводим к совокупности признаков, он представляет собой некоторое системное свойство личности (систему определенным образом организованных компонентов) [3].

Для успешного выполнения профессиональной деятельности человек вынужден прибегать к мобилизации своих внутренних ресурсов и резервов. Эти ресурсы используются как на получение положительного результата, так и на компенсацию неблагоприятных воздействий среды. Следовательно, можно говорить о существовании у человека некоторого индивидуального внутреннего потенциала (или ресурса), являющегося необходимой основой его успешной профессионализации.

Индивидуальный ресурс человека состоит из внутренних резервов человека (энергетических, психофизиологических, интеллектуальных, волевых и др. возможностей) и потенций его развития. В процессе деятельности происходит трансформация ресурса человека (как энергетической основы деятельности) в различные виды результатов деятельности (внутренних и внешних).

Профессиональная компетентность это интегративное качество специалиста, включающее уровень овладения им знаниями, умениями, навыками и следующими компонентами профессионального мастерства: система профессиональных знаний, умений, навыков, профессиональных способностей и профессионально важных качеств личности [1]. В структуре профессиональной компетентности можно выделить личностные смыслы, поскольку процесс решения профессиональных задач предполагает смыслообразование, которое, в свою очередь, оказывает значительное влияние на ход мыследеятельности и продуктивность принятого решения, на персонифицирование профессиональных ценностей, что позволяет педагогу подняться на новый качественный уровень профессионального мышления [2].

Профессиональная компетентность педагога определяется единством его методологической, специальной и психологопедагогической подготовки. Методология при этом не является сводом готовых ответов, это тончайший инструмент диалектического познания и преобразования действительности, законов научного, социального и профессионального мышления. Знание фундаментальных наук - непреложное требование к современному педагогу. При этом решающее значение имеет не только объем знаний, но и их точность, систематичность, подвижность. Не максимум знаний, а их мобильность и управляемость, гибкое приспособление к школьным условиям делают специалиста пригодным к педагогической деятельности.

Несомненно, что компетентность - многоуровневое образование с компонентами когнитивного, экспрессивного и интерактивного характера. Это сложная единая система внутренних психологических составляющих и свойств личности специалиста, включающих в себя знания и умения. Есть связь и с глубинными свойствами личности - с потребностью в общении, уверенностью в себе и самооценкой. Компетентность включает в себя такие характеристики, как интегральное соответствие личности решаемым задачам, количество и качество решенных задач, результативность и успех в проблемных ситуациях [1]. Сюда добавляется и знание последствий применения конкретных способов воздействия и их эффективности. Компетентность имеет и свои функции: познавательную, регулятивную, функцию контроля и оценки, самооценки.

Профессионально-компетентным является такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, реализуется личность педагога и в котором достигаются хорошие результаты обучения, воспитания и развития личности ребенка.

Основой педагогической деятельности является действие. Она состоит из цепочки взаимосвязанных действий, которые и образуют ее структуру.

На первом этапе педагог формулирует педагогические цели и задачи (в любом виде деятельности), не втором подбирает необходимые педагогические средства для их осуществления, не третьем - анализирует и оценивает собственные действия.

Эффективность профессиональной деятельности заключается в реализации всех ее компонентов.

На каждом этапе профессиональной деятельности педагогом реализуются определенные функции: диагностическая, планирования, организаторская (1 этап); коммуникативная, побудительная, формирующая (2 этап); аналитическая, оценочная, координации, коррекции и совершенствования (3 этап) [2].

Можно выделить три уровня осуществления профессиональной деятельности педагога: исполнения (копирование чужих образцов выполнения деятельности); планирования (осуществление деятельности по собственному представлению без учета обстоятельств); проектирования (осуществление деятельности, исходя из ее системного понимания).

Профессиональная компетентность педагога - это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Она представляет собой сложное и многогранное явление. Она определяется не только профессиональными базовыми знаниями и умениями педагога, но и ценностными ориентациями мотивами его деятельности, пониманием им себя и окружающего мира, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой, и способностью к развитию своего творческого потенциала.

Педагогическая профессия, как мы уже отмечали, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Литература

1. Введенский В. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 54-65.

2. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М., 2002. - 96 с.

3. Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. -№2. - С. 58-64.

Мальцева Л.В.

Доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет СТРАНИЦЫ ЗЕМЛИ КУБАНСКОЙ (НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ)

Аннотация

В статье рассказывается, как изучается культура, традиция, обряды кубанских казаков, нужно все это развивать для молодого поколения. Представлено описание подворья казака, культурное наследие, и какое значение имеет в воспитании молодежи. Необходимо изучать наследие старшего поколения, которое они оставили нужно сохранять.

Ключевые слова: традиции, обряды, казаки, воспитание, культура.

Maltsev L.V.

Doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University PAGES EARTH KUBAN (FOLK TRADITION)

Abstract

This article explains how to learn the culture, tradition, rituals Kuban Cossacks, all you need to develop it for the younger generation. The description of the monastery Cossack, cultural heritage, and what is meant in the education of youth. Necessary to study the legacy of the older generation, they need to keep left.

Keywords: traditions, rituals, Cossacks, education, culture.

Ведущее место в сохранении и развитии народных традиций кубанских казаков, занимает такая часть региональной культуры, как народное и декоративно-прикладное искусство. Особую остроту приобретает воспитание молодежи на традициях и обычаях

45

казаков. Традиции всегда являются новым открытием, они несут в себе объем знаний и опыта, проверенного веками, культуру и уклад этноса. Изучать опыт своего народа, его традиции, видеть черты национального своеобразия в облике людей, в их одежде, культуре, знать историю, где мы живем, обычаи тем самым формировать самосознание личности. Ведь, к сожалению, мы оказались народом, страдающим утратой исторической памяти и корней. Кроме истории, потеряны еще и традиции, обычаи, культура, поэтому необходимо рассказывать и показывать молодежи.

Все это можно увидеть в нашем Краснодарском крае если сделать экскурсию в этнографическую станицу Атамань. Это музей под открытым небом, а место было выбрано неслучайно. Именно здесь высадились первые казаки для заселения земли кубанской. По дорогам ездят брички, в трактирах готовят блюда, приготовленные по старинным обычаям, а на улицах дают мастер-классы гончары и кузнецы. В этом музее под открытым небом постарались учесть все детали казачьего быта. В правых углах каждой хаты непременно на счастье лежат цветы вместе с медными и серебряными деньгами. На печках кипит борщ, а в стойлах - стоят настоящие кубанские скакуны. Ожили не только предметы быта, но и традиции и легенды.

Этнографический комплекс Атамань это целая казачья станица соответствует с казачьим обычаям, традициям. Есть уникальная возможность окунуться в прошлое время, побродить по улицам станицы. В ней построены: подворья атамана, ткача, сапожника, цирюльника, майдан, часовня по старинной технологии. Хаты казаков строились из камыша, соломы, глины и хвороста и потом их белили, а богатые казаки строили себе жилье из кирпича. Традиционная историческая технология строительства хат была предельно проста: каркас из жердей, а если была возможность из бревен. Каркас точно так же, как и плетень или тын заплетались хворостом. Получившиеся прозрачные стены обмазывались с двух сторон глиной, тщательно вымешанной с мелкой соломой. Потолки по балкам забирались короткими бревнышками или досками, или на худой конец, также как и стены заплетались и обмазывались глиной. Крыша по жердям накрывалась снопами ровно уложенного камыша, а там где камыша не было снопами соломы, которые заливались жидкой глиной. В хате выкладывалась печь. Из грубо остроганных досок делались двери. Более тщательно изготовлялись окна в две рамы. Полы были из досок только в зажиточных семьях. Более бедные избы обходились земляными набивными полами, которые регулярно смазывались коровяком (коровий помет). Ежегодно хата белилась изнутри и снаружи мелом или известью.

В усадьбе казаков всегда располагалась летняя кухня, где казачья семья жила в летнее время. Стены в хатах всегда были обвешаны конской сбруей, оружием, портретами семьи и казачьих атаманов. Экспонаты можно потрогать руками, но и научиться какому-нибудь казачьему ремеслу. Как жили кубанские казаки, как гуляли, как пели и даже, что пили - ни один из источников не смог бы лучше передать атмосферу. Зайдя в хату казака Каравая и увидеть, как казачки пекли хлеб, а потом и самому замесить и поставить тесто в печь. Г ости станицы могут побывать в роли гончаров и выкрутить на гончарном круге свое изделие.

Станичная школа располагалась в хате, где казачат учили Закону Божьему, писать и считать. Помимо учителя в школе на всех занятиях присутствовал дядька-воспитатель из числа стариков, который следил за дисциплиной и в случае необходимости применял крутые меры. Самым сильным наказанием для казачат считалось сказать отцу провинившегося о недостойном поведении его ребенка. Если же казачонок проявлял усердие в чистописании, то по рекомендации дядьки его могли направить за счет станицы на учебу в гимназию. После учебы он возвращался в станицу писарем, приобретая тем самым высокий статус в казачьей иерархии. Каждый посетитель станицы Атамань попадает в старинный, но такой настоящий, такой живой мир, где на грядках растет капуста и картошка, из печи казачка достает свежеиспеченный хлеб, а лихие молодые казаки соревнуются в удали и ловкости. Здесь можно увидеть интересные обряды кубанских казаков: сватовство, свадьба, посвящение мальчика в казаки, проводы казака-линейца на военную службу, пригласят вас на казачью ярмарку. Каждый обряд - это спектакль, в котором вы сможете принять участие и почувствовать колорит и дух кубанского казачества, послушать настоящие казачьи байки. Гости увидят джигитовку и конные состязания, желающие могут научаться верховой езде. Все это надолго останется в памяти надолго. В станице Атамань проводятся фестивали фольклорной музыки и тематические выставки. Тут можно обучиться разнообразным ремеслам и народным танцам. Есть возможность принять участие в игровых программах, шуточных конкурсах и веселых забавах. При строительстве этнографической станицы Атамань стремились как можно глубже передать атмосферу казачьей жизни в те далекие времена.

Кубанская земля удивительна, она, как и многие тысячелетия назад, притягивает человека. И кто хоть раз попал в ее бескрайние объятия, ощутил дыхание кубанского чернозема, радость восхождения на горную вершину, к самим облакам, окунулся в бездонную черноморскую синь, тот так и останется навсегда на этой земле. В Краснодарском крае с его богатыми традициями национально-художественной культуры огромное значение приобретает народное и декоративно-прикладное искусство казаков Кубани, служит мощным средством воспитания. Становления и возрождения национального самосознания молодого поколения через приобщение их к культурному наследию своего народа.

Литература

1. История Кубани /под ред. В.Е. Щетнева. - Краснодар: Кубанское книжное издательство, 2004. - 304 с.

2. Манукало А.Н. История Кубани / А.Н. Манукало. - Краснодар: Кубанское книжное издательство, 2004. - 210 с.

3. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2004. - 420 с.

4. Чистов К.В. Кубанские станицы / К.В. Чистов. - М.: Наука, 1967. - 230 с.

Нестеренко Т.В.

Преподаватель, Гуманитарный колледж ФГБОУ ВПО Кубанский государственный университет физической культуры, спорта

и туризма

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО

КОЛЛЕДЖА

Аннотация

Развитие профессионально значимых качеств как составляющих компетентности позволяет модернизировать систему подготовки будущих специалистов в сфере туризма в целях успешности осуществления будущей профессиональной деятельности. Целью исследования является попытка проследить взаимосвязь между процессом формирования качеств личности студентов, в том числе и профессионально значимыми, и их направленностью на деятельность в сфере сервиса и туризма в зависимости от срока обучения учащихся туристского колледжа.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, профессионально значимые качества личности, учащиеся туристского колледжа.

Nesterenko T.V.

Lecturer Humanities College, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF STUDENTS TOURISM

COLLEGE

Abstract

Development of professionally significant qualities as competence allows components to upgrade the training of future professionals in the field of tourism to ensure the successful implementation offuture professional activity. The purpose of this study is an attempt to trace the relationship between the process of students personality professionally significant qualities and their orientation on activities in the field of tourism and service time depends on student learning tourism college.

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.