Научная статья на тему 'Обучение, воспитание на традиционной культуре кубанских казаков'

Обучение, воспитание на традиционной культуре кубанских казаков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / МОЛОДЕЖЬ / ОБРЯДЫ / КУБАНСКИЕ КАЗАКИ / АТАМАНЬ / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / TRADITIONAL CULTURE / YOUTH / CEREMONIES / KUBAN COSSACKS ATAMAN / FOLK CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Л. В.

Статье рассматривается, как с помощью искусства, культуры воспитать молодое поколение на традициях, обычаях кубанских казаков. В традиционной культуре казаков был накоплен слой с особенностями казачьего быта и казачьей психологии. Творческое и культурное воспитание молодежи в наше время стало насущной потребностью общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение, воспитание на традиционной культуре кубанских казаков»

Мальцева Л.В. ©

Д.п.н., профессор, кафедра ДПИ и дизайна, Кубанский государственный университет

ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ НА ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ КУБАНСКИХ

КАЗАКОВ

Аннотация

Статье рассматривается, как с помощью искусства, культуры воспитать молодое поколение на традициях, обычаях кубанских казаков. В традиционной культуре казаков был накоплен слой с особенностями казачьего быта и казачьей психологии. Творческое и культурное воспитание молодежи в наше время стало насущной потребностью общества.

Ключевые слова: традиционная культура, молодежь, обряды, кубанские казаки, Атамань, народная культура.

Keywords: traditional culture, youth, ceremonies, Kuban Cossacks Ataman, folk culture.

Обучения искусству на этнохудожественной культуре кубанских казаков, способствует формированию знаний и умений среди молодежи. Произведения искусства кубанских казаков это эстетические эмоции, убеждают, доносят до сознания молодежи уважительного и бережного отношения к культурному наследию своего края. Знания в области этнохудожественной культуре повышают познавательный интерес, утверждают чувство гордости за искусство своих земляков. Именно на традиционной культуре кубанских казаков, возможно успешно приобщать школьников, обучать и воспитывать основам художественного ремесла, что обусловлено положительными моментами: 1) формирование внутренней мотивации и развитие художественно-творческих способностей и собственного творческого потенциала; 2) учет возрастных и индивидуальных особенностей при выборе содержания, форм, методов и средств обучения; 3) тесная взаимосвязь теории с практикой; 4) изучение истории местного народного декоративно-прикладного искусства, живой контакт с художественными промыслами, народными мастерами; 6) рассматривание изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства в тесной взаимосвязи с народной философией, календарем, педагогикой; 7) выполнение изделий с опорой на народные традиции, обычаи.

Традиционная культура кубанского казачества, как и любое системное явление, представляет собой многоуровневое, многоаспектное и полифункциональное образование. С учетом специфики происхождения кубанского казачества на первое место следует выдвинуть этнический аспект. Этот пласт во многом является инновационным. Вполне очевидны магическая, эстетическая и развлекательная функции культуры. За многие века, десятилетия, годы, кубанский народ создал свою социанормативную культуру, которая, включая в себя все традиционные нормы и правила поведения, передавалось от поколения к поколению, и распространялась практически на все аспекты жизни человека и общества. Жизнь носителя культуры на протяжении всего «века» зависела от многих условий, одним из которых является обязательное соблюдение обрядов жизненного цикла (родильный, свадебный, похоронный) по завещанным предками канонами, с учетом всех представлений и воззрений о природе, обществе, и мире в целом. Обучить и воспитать молодежь на этнохудожественной культуре в нашем Краснодарском крае помогает этнографическая станица Атамань раскинувшейся на 20 гектарах Таманской земли, наглядно показывающий культуру и быт казаков. Гуляя по Атамани, возвращаешься на 200 лет назад, в то время, когда запорожские казаки поселились на прекрасной земле Тамань, дарованной им Екатериной II. Этнографический комплекс Атамань - это целая казачья станица! Она имеет несколько улиц, вдоль которых один за другим расположились подворья. Здесь есть хаты простых казаков, хата гончара, цирюльника, пекаря, сапожника, хата атамана и старосты и много других. Как и в любой другой станице, здесь есть школа, площадь, мельница, церковь, правление, медпункт и пожарный. А еще в станице Атамань можно

©Мальцева Л.В., 2013 г.

встретить сказочное место, где в избушке на курьих ножках живет баба Яга с кощеем бессмертным. Все конечно описать невозможно, поэтому лучше сами приезжайте и все увидите!

Побывав в Атамани, можно узнать, как жили казаки. По дорогам ездят брички, в трактирах готовят блюда, приготовленные по старинным обычаям, а на улицах дают мастер-классы гончары и кузнецы. В этом музее под открытым небом постарались учесть все детали казачьего быта. В правых углах каждой хаты непременно на счастье лежат цветы вместе с медными и серебряными деньгами. На печках кипит борщ, а в стойлах - стоят настоящие кубанские скакуны. Ожили не только предметы быта, но и традиции и легенды.

Воспитывая молодежь на традиционной культуре Кубани - это необходимое эмоциональное, одухотворяющее начало в отношении личности к окружающей их действительности, чтобы они познали и преобразовывали окружающий их мир по законам природы и красоты. Народная культура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство способно активизировать, направлять, влиять на мироощущение школьников, воздействовать на убеждения, поведение и деятельность, во всех проявлениях как единой составляющей учебно-воспитательного процесса.

Цели и задачи современного общества это изучение изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства интерес к комплексному воспитанию и синтезу учебных дисциплин в рамках преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства, народного художественного творчества в школах и осознает необходимость:

1) привлечь внимание к изобразительному, декоративно-прикладному и народному искусству в целях развития местных национальных художественных традиций, дать им жизнь в новом качестве, становясь прообразом современных веяний;

2) возрождать народное искусство, народные традиции своего региона, эстетически воспитывать, развивать художественный вкус;

3) обогащать внутренний мир учащихся средствами постижения духовной стороны искусства, народной культуры и знаниями в области декоративно-прикладного искусства;

4) способность самореализации учащихся на уроках изобразительного искусства, познать окружающий мир, развивать наблюдательность, воображение, пространственное мышление, осознавать виденное.

Развивать художественно-творческие способности школьников в этом поможет культура, обычаи, традиции, быт своего народа. Обучая, основам изобразительной деятельности развивается, внимание - это неустанное изучение особенностей и закономерностей форм цвета, пространственного положения предметов, стремление увидеть за деталью, мелочью главное, существенное, значительное. Но при этом нельзя забывать о тех традициях, обычаях, которые нам оставило старшее поколение. Воспитывая и обучая школьников необходимо: 1) формировать умения видеть и слышать, замечать различные явления и факты, подмечать малозаметные, но существенные стороны, признаки объектов действительности; 2) развитие умения постоянно сравнивать объект с его изображением на рисунке; 3) максимальное применение в процессе обучения изобразительному искусству наглядности.

Творческое и культурное воспитание учащихся в наше время стало насущной потребностью общества. Воспитание, развитие индивидуальных черт в учащихся, особенно в подростках, - одна из важнейших сторон творческого воспитания. Художественное развитие является средством развития творческой личности в целом. Важнейшее из свойств учащихся - творчество - начинается в незаметных истоках, как реки в родниках. В школе воспитание эстетических чувств и развитие творческих способностей, усвоение знаний о видах деятельности по эстетическому освоению действительности и привлечение школьников к участию в деятельности по законам красоты осуществляется, прежде всего, в ходе изучения основ наук.

На Кубани с 2004 года преподается предмет «Кубановедение», где изучается история земли кубанской, ее культурные традиции, обычаи народов, населяющих наш край, представленные в интегрированной форме, что способствует

воспитанию гражданина России. Информация о своем населенном пункте и родном крае расширит кругозор школьников, позволит им повысить интеллектуальный потенциал, сформировать активную жизненную позицию.

Предметом «Кубановедение» на Кубани ставятся задачи: 1) комплексное изучение малой родины в общероссийском контексте, соответствующее современному уровню знаний; 2) воспитание патриотизма и гражданственности; 3) приобщение к национальным ценностям, основанным на отечественных духовных, нравственных и культурных традициях; 4) формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической и экологической культуры; 5) содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп; 6) развитие познавательного интереса у школьников; 7) воспитание бережного отношения к родной природе; 8) приобщение молодого поколения к работе по сохранению национальных культур и традиций в условиях многонационального государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.