Научная статья на тему 'Национальный проект на Кубани и его реализация'

Национальный проект на Кубани и его реализация Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
125
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука без границ
Область наук
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ARTS / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ARTISTIC DEVELOPMENT / КУЛЬТУРА / CULTURE / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / ОБЫЧАИ / CUSTOMS / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / КУБАНЬ / KUBAN / КАЗАКИ / COSSACKS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мальцева Людмила Валентиновна

В статье представлено, что в нашем современном обществе, когда имеет место, опережающее развитие научно-технического прогресса, а культурное воспитание отстает, в том числе и нравственное воспитание, очень важно осознать объективную необходимость изучения этнохудожественной культуры своего региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National project in the Kuban, its implementation

The article shows that in our modern society, when the advancing development of scientific and technical progress takes place, and cultural education lags behind, including moral education, it is very important to realize the objective necessity of studying the ethno-artistic culture of its region.

Текст научной работы на тему «Национальный проект на Кубани и его реализация»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 379.8

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НА КУБАНИ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ

Мальцева Людмила Валентиновна, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет, Краснодар, РФ

В статье представлено, что в нашем современном обществе, когда имеет место, опережающее развитие научно-технического прогресса, а культурное воспитание отстает, в том числе и нравственное воспитание, очень важно осознать объективную необходимость изучения этнохудо-жественной культуры своего региона.

Ключевые слова: искусство; воспитание; художественное развитие; культура; традиции; обычаи; молодежь; Кубань; казаки

NATIONAL PROJECT IN THE KUBAN, ITS IMPLEMENTATION

Maltseva Liudmila Valentinovna, PhD (Doct. Ped. Sci.), professor, Kuban State University, Krasnodar, Russia

The article shows that in our modern society, when the advancing development of scientific and technical progress takes place, and cultural education lags behind, including moral education, it is very important to realize the objective necessity of studying the ethno-artistic culture of its region. Keywords: arts; education; artistic development; culture; traditions; customs; youth; Kuban; Cossacks.

Для цитирования: Мальцева Л. В. Национальный проект на Кубани и его реализация // Наука без границ. 2017. № 9 (14). С. 28-33.

На Кубани большое значение уделяется развитию национального проекта. Его реализация это, прежде всего: 1) знание истории своего края; 2) знакомство с изобразительным и декоративно-прикладным искусством; 3) знакомство с историческими и социокультурными ценностями родного края; 4) изучение обычаев и тради-

ций казаков.

Изучение истории родного края способствует обогащению у молодежи любви к Отечеству, формирует гражданственные понятия и навыки, помогает уяснить неразрывную связь и единство истории отдельного города, станицы, аула с историей края, жизнью страны в целом. Традици-

онная культура Кубани помогает в творческом самовыражении, служит мощным средством эстетического, духовного и нравственного воспитания. Наряду с этим, проблема интеграции предметов эстетического цикла в художественных образовательных учреждениях является одной из актуальных в развитии личности.

Национальный проект на Кубани - это прежде всего возрождение истории казачества, где имеются уникальные условия для формирования и изучения национального потенциала. Они помогают и продолжают формировать у молодежи нравственно-эстетическое отношение к жизни. Традиционная культура кубанского казачества, как и любое системное явление, представляет собой многоуровневое образование. Это прослеживается и представлено во многих блоках и конкретных текстах кубанской традиции. Народные праздники и обряды являются одним из компонентов традиционной культуры кубанского казачества. Каждому празднику и обряду присущи определенные действия, виды и жанры искусства, произведения народного творчества. Казаки выделяли так называемые календарные праздники и обряды, имеющие закрепленность во времени и связанные с особыми, переломными событиями в жизни казаков.

Важное событие - строительство нового дома. Строительство начинали со святого угла в жилище казаков. Образ или образа, теплящуюся лампаду обрамляют вышитые белоснежные полотенца или «воздушные» (накрахмаленные) занавески. Это и есть святой угол. Даже в ночное время от него исходит спокойствие, тихое сияние. Новоселье начиналось с того, что в доме накануне вешали икону, а на ночь оставляли кошку и петуха. Входили в новый дом утром или, в крайнем случае, в первой половине дня, дом освещали. Первым входил хозяин, а за ним хозяйка. С собой обязательно брали хлеб. В обязательном

порядке в новый дом приглашали «хозяина-домового».

Рис. 1. Празднование казаков

Рис. 2. Костюм казака

Рис. 3. Костюм казачки

Дальше изучая культуру кубанских казаков нужно знать, какую одежду носили казаки и казачки. Культура оказывает

огромное влияние на человека, рождает и углубляет благородные, высокие чувства, активно формирует эстетические отношения к окружающей действительности. Народное и декоративно-прикладное искусство вводит нас в поэтический мир образа, обогащает их художественное восприятие, развивая тем самым фантазию и воображение. Говоря о традиционной культуре Кубани, необходимо одновременно показывать подрастающему поколению это будущее в настоящем. В каждой семье непременно есть свои семейные реликвии, которые передаются из поколения в поколение. Нужно устраивать праздники с их главными ритуалами, обрядами как способами передачи традиций.

Как прекрасна кубанская свадьба со своими традициями и обычаями. Казаки придавали большое значение этому событию. Основной формой заключения брака для кубанских казаков является развитый комплекс свадебных обрядов с обязательным присутствием православного венчания. Свадьба состояла из трех этапов: подготовительного, собственно свадьбы и послесвадебного периода. Главным условием казачьей свадьбы считалось веселье, что сулило молодым счастливую семейную жизнь.

Важным обрядом в кубанских станицах были проводы казаков на службу.

Перед уходом казака на военную службу в доме собирались родные и близкие. Важным моментом проводов было благословение. Уезжали призывники нести службу - защищать свой народ. Служебная обязанность казаков составляла пять лет, однако призывали их много раз в течение всей жизни. Пока казак мог сидеть в седле, он был военнообязанным.

Все это можно увидеть и принять участие если приехать в этнографическую станицу Атамань, которая расположена на Таманском полуострове. Этнографическая станица Атамань широко раски-

нулась на берегу залива. На территории в 68 гектаров расположились целые улицы, центральная площадь, рынок, сторожевые вышки, мельница, мост, колодцы, пасека, харчевня, коновязь, церковь, трактир, школа с непременными атрибутами и персонажами. Здесь выстроены хаты кузнеца, шорника, винодела, рыбака, пожарного, дома станичного правления и войскового атамана, казака, оружейника, ткача, писаря и так далее. Каждая хата имеет свою историю и окружена легендами.

Рис. 4. Вход в Атамань

Рис. 5. Часовня в станице Атамань

Современная модернизация образования предполагает расширение доступности, повышение качества и эффективности образования в области искусства на основе народной культуры своего народа, на Кубани изучается история казачества, введен предмет «Кубановедение», создан: 1) Кубанский казачий корпус им. Бабича;

Рис. 6. Интересы населения

2) казачьи классы в школах. При этом необходимым условием является использование взаимосвязи методов обучения, что способствует повышению качества образования, появляется интерес изучать свою культуру, тем самым мы начинаем возрождать и прививать любовь молодому поколению к традициям, обычаям своего региона (Краснодарский край).

Сегодня нужно мобилизовать все имеющиеся возможности для воспитания всесторонне развитого человека. Обучать художественным навыкам и развивать систему по внедрению нового. Совершенство не возникает сразу: оно требует для своей эволюции времени, и эволюция свершится в результате усилий всего общества, его целенаправленных действий,

Рис. 7. Сторожевая вышка

Рис. 8. Пасека

Рис. 9. Вид на станицу

Рис. 10. Подворье мельника

думать о реальных переменах в области воспитания - это разработка единого плана. В нашем современном обществе, когда имеет место, опережающее развитие научно-технического прогресса, а культурное воспитание отстает, в том числе и нравственное воспитание, очень важно осознать объективную необходимость изучения этнохудожественной культуры своего региона (Краснодарский край, этнографическая станица Атамань).

Таким образом можно сделать вывод, там, где традиции, культура, обычаи, где они живы и прочны, там имеется благодатная почва для воспитания и развития молодежи, для расцвета профессионального изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Веками народ в своем искусстве стремился передать свой опыт в этом и раскрывается самобытность культуры каждого народа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондарь Н. И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003.

2. История Кубани / Под. ред. В. Е. Щетнева. Краснодар : Кубанское книжное издательство, 2004.

3. Мальцева Л. В. Методика обучения изобразительному искусству. Краснодар : КубГУ, 2015

4. Мальцева Л. В. Кубановедение на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Краснодар : Традиция, 2010.

5. Мальцева Л. В. Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства (на материале этнохудожественной культуры Краснодарского края). Краснодар : Экоинвест, 2009.

REFERENCES

1. Bondar' N. I. Kalendamye prazdniki i obriady kubanskogo kazachestva [Calendar holidays and ceremonies of the Kuban Cossacks]. Krasnodar, 2003.

2. Istoriia Kubani [History of Kuban]. Eds. V. E. Shchetneva. Krasnodar, Kubanskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2004.

3. Maltseva L. V. Metodika obucheniia izobrazitel'nomu iskusstvu [Methods of teaching fine arts]. Krasnodar, Kubanskii gosudarstvennyi universitet, 2015.

4. Mal'tseva L. V. Kubanovedenie na urokakh izobrazitel'nogo iskusstva v obshcheobrazovatel'noi shkole [History of the Kuban in the fine arts lessons in a secondary school]. Krasnodar, Traditsiia, 2010.

5. Mal'tseva L. V. Razvitie khudozhestvenno-tvorcheskikh sposobnostei shkol'nikov sredstvami izobrazitel'nogo iskusstva (na materiale etnokhudozhestvennoi kul'tury Krasnodarskogo kraia)

[The development of artistic and creative abilities of schoolchildren by means of art (on the material of ethnoart culture of Krasnodar region)]. Krasnodar, Ekoinvest, 2009.

Материал поступил в редакцию 24.0.2017 © Мальцева Л.В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.