Научная статья на тему 'Возрождая многовековые традиции кубанских казаков'

Возрождая многовековые традиции кубанских казаков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
601
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / ОБЫЧАИ / КУЛЬТУРА / МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ / КАЗАКИ / THE СOSSACKS / TRADITIONS / CUSTOMS / CULTURE / THE YOUNGER GENERATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мальцева Л. В.

Статья посвящена, сохранению традиций, обычаев кубанских казаков в воспитании молодежи. Это нужно для того чтобы молодое поколение не забывали свое прошлое, свою историю, свои традиции и обычаи. Необходимо возрождать и сохранять традиции своей малой Родины, своего народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возрождая многовековые традиции кубанских казаков»

©

Мальцева Л.В.

Д.п.н., доцент, кафедра ДНИ и дизайна, Кубанский государственный университет

ВОЗРОЖДАЯ МНОГОВЕКОВЫЕ ТРАДИЦИИ КУБАНСКИХ КАЗАКОВ

Аннотация

Статья посвящена, сохранению традиций, обычаев кубанских казаков в воспитании молодежи. Это нужно для того чтобы молодое поколение не забывали свое прошлое, свою историю, свои традиции и обычаи. Необходимо возрождать и сохранять традиции своей малой Родины, своего народа.

Ключевые слова: традиции, обычаи, культура, молодое поколение, казаки. Keywords: traditions, customs, culture, the younger génération, the œssacks.

Интерес к прошлому кубанской земли был всегда присущ молодому поколению Кубани. Их волновало, какой была их страна в далекие времена, что происходило на этой земле, где сейчас они живут, учатся, работают. В настоящее время культура, традиции казаков постепенно возвращаются в нашу современную жизнь.

В последние десятилетия используется традиционное народное искусство казаков в учебно-воспитательном процессе молодежи образовательных учреждений Краснодарского края. Интерес к истории кубанского казачества растет по мере того, как ширяется казачье движение. Молодое поколение Кубани является свидетелем того, что казачество возрождается и крепнет, это история, культура нашей малой Родины, которое мы должны знать. Именно на здоровых и крепких традициях прошлого можно построить и сформировать достойное современное общество.Культурные традиции кубанских казаков, воздействуя на молодежь, способны воспитать и привить любовь к народным традициям, обычаям.

На Кубани с давних времен казаки занимались различными промыслами и ремеслами: гончарное производство, резьба по дереву, вязание, лоплетение, вышивка, роспись.Казачки занимались рукоделием после проведения полевых работ на посиделках в зимние долгие вечера. Нельзя было заниматься рукоделием, прясть вовремя больших церковных праздников. Богато орнаментированные «набожники», «борники» вешались над божницей - над иконами; иногда полотенце достигало в длину нескольких метров, концы спускались по сторонам полоской растительного орнаментом. В вышитых изделиях изображение имело определенный мотив. В вышивке кубанских казаков птица считалась посланницей солнца. На свадебных полотенцах часто изображались две птицы по сторонам куста. Голубь в народных представлениях - чистая, святая, божья птица. Он был принят христианствомв качестве эмблемы Святого Духа.Ласточка - редкий мотив в кубанской вышивке. Эта птица уподобляется Божьей матери - вестник добра, счастья, домашнего уюта.Жаворонок - вестник весны. Образ этой певчей птички использовался в весенней обрядности.

Вышивкой казачки украшали предметы быта своего дома, создавая тем самым уют, на окнах вышитые занавески, на иконах божники, на комоде дорожки, стены и фотографии украшались рушниками, на дверях занавесы, столешники, салфетки, утирач, подзоры, покрывала, наволочки. Механизм передачи мастерства осуществлялся от матери к дочери, от бабушки к внучке с раннего возраста. Дети обучались за работой родителей в семье или друг от друга. У каждой мастерицы свой почерк, свои особенности в технике вышивания.

Другой вид народного искусства, который был распространен на Кубани это гончарное ремесло, молодое поколение сохраняет и развивает традиционную культуру кубанских казаков. Гончарное ремесло на Кубани одно из самых древних искусств, которое существует на земле. Оно может разбиться, но никогда не гниет и не ржавеет. Богатство и

©© Мальцева Л.В., 2013 г.

многообразие декоративно-прикладного искусства Кубани обусловлено историческим развитием на территории нашего края гончарного ремесла. Из глины кубанские гончары делали домашнюю утварь: крынки, вазы, кувшины, макитры (кувшин для солений, варенья), макитёрка (кувшин для кваса), глэчик-крынка (для молока, масла, сметаны), сметанник.

На Кубани придавали огромное значение свадьбе. Все ритуалы свадьбы были связаны с двумя основными целями - охрана от зла и обеспечение молодым благополучной жизни и продолжения рода. Как пожелание счастья и богатства молодым, родственникам жениха и невесты осыпали их хмелем, зерном, орехами, конфетами, одаривали деньгами, подносили хлеб с солью, сопровождая всю церемонию свадебными песнями. Подкреплялись эти действия благословением молодых иконой с изображением Богородицы или Николая Угодника. Все эти ритуалы имели охранно-благожелательный смысл. Поэтому и «невеста со своей стороны стремилась доступными ей средствами обезопасить себя от будущих невзгод.

Казачьи свадьбы обычно проводили после уборки урожая. В старину свадьбы длились не менее недели. В процедуру заключения брака казак приглашал с собой знакомого казака или родственника, и шли к сватам. На Кубани сватовство, которое осуществляли «сваты» или «старосты». Как правило, группа сватов была немногочисленной: сам жених и от двух до четырех человек из числа родственников и хороших знакомых, в других случаях в число сватов могли входить и родственники жениха: «батько, маты, жыных и дружок»[2]. Сватать невесту шли под вечер, старались не афишировать свой поход. Старосты несли с собой специально испеченный белый хлеб - паляницу - и бутылку водки (вина). Разговор с родителями предполагаемой невесты обычно начинался с обусловленных обрядов фраз: «Мы у вас бачилы голубку. А наш голуб рвэцца сюда, до вашой хаты. Давайтэ мы их попаруем»; «Мы пришли у вас телочку купить ...»; «У вас - красный товар, у нас - купец» [3].

К свадьбе, пекли из кислого теста «шишки» - маленькие булочки, которые раздавали всем приглашенным, свадебный каравай и «гильце» - веточку, облепленную тестом, запеченную и украшенную цветами, лентами, конфетами.Каравай, как известно, обрядовый хлеб круглой формы. Здесь же он имел посередине ярко выраженную «гору» (возвышение) из теста. На вершине этого мирового столба были посажены две орнитоморфные фигурки. Фигурки птиц располагались и по основной границе каравая. Помимо этого, «птицы» из теста помещались и во внутрь каравая. Важным являлось и то, что к караваю обязательно полагалась «борона» из теста [4].

Военная служба казака всегда рассматривалась как основа его жизненного уклада. Наличие в казачьей традиции бытовало ряд обряда это проводы казака на службу. Казак был верен традициям и своему народу. Служба в военном полку была неотъемлемой частью жизни кубанцев. Поэтому и подготовка к ней начиналась с раннего детства. В кубанских станицах следовали традициям старшего поколения. За несколько дней до отправки на службу атаман станицы проверял снаряжение новобранцев, за которое ответственность несли родители.За день до объявленной даты призыва казаки собирались у церкви, где проводился молебен. На нем присутствовали станичники, родственники, атаман. Призывников окропляли святой водой и говорили напутственные слова. Те, кто шел служить первый раз, покупали церковный крест или знамя, до их возвращения сохраняли в церкви. Затем казаки шли на праздничное гулянье, так как проводы на службу считались в станице большим событием.

Крещение в казачьей семье новорожденного было строго обязательно. Казаки любили детей и были всегда рады рождению, как мальчика, так и девочки. Правда, рождению мальчика радовались все же больше - он продолжатель рода, будущий воин. К тому же на него община выдавала надел земли. В казачьей семье старались по приметам определить судьбу только что рожденного ребенка: если кулачки сжаты - будет скуп; держит руку у головы - будет умным, а если голова покрыта волосами - богат. Новорожденного старались как можно быстрее окрестить. Обычно это происходило на третий день. Чаще всего имя ребенку давал священник. Крестных старались выбирать из числа родственников.На крестины в церкви собирались родители, кум и кума, бабушка с дедушкой. После обряда

дома устраивали праздничный обед. Нужно было подавать кашу гречневую или пшенную по традициям, которые передавались из поколения в поколение.

Возрождая многовековые традиции, обычаи кубанских казаков, где имеются уникальные условия для формирования и изучения национального потенциала. Они помогают и продолжают формировать у молодежи нравственно-эстетического отношения к жизни.

Литература

1. Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003.

2. Полевые материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции Центра традиционной культуры при государственном научно-творческом учреждении «Кубанский казачий хор» ст. Лениградская 1993.

3. Полевые материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции Центра традиционной культуры при государственном научно-творческом учреждении «Кубанский казачий хор» в районах Краснодарского края.

4. Полевые материалы фольклорно-этнографической экспедиции в Староминской район 1994 г. // Архив отдела фольклора и этнографии Центра народной культуры Кубани.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.