Научная статья на тему 'Этнопедагогика как педагогика национального спасения'

Этнопедагогика как педагогика национального спасения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1248
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогика как педагогика национального спасения»

9. Капица О. И. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. Изучение. Собирание. Обзор материала. — Л., 1928.

10. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие. — М., 1998.

11. Коротов В. М. Педагогическое творчество народа // Народное образование. - 1967.-№8.- С. 45.

12. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. — М.,

1996.

13. Никандров Н. Д. Воспитательные ценности: российский вариант. — М., 1996.-49 с.

14. Оконешникова А. П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. — Пермь,1996.

15. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. — М., 1997.

16. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. — М., 1953.

17. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании. Родное слово // Собр. соч. — М., 1958. — Т. 1.

УДК 370.179

ЭТНОПЕДАГОГИКА КАК ПЕДАГОГИКА НАЦИОНАЛЬНОГО СПАСЕНИЯ

Г. Н. Волков

Человек входит в человечество через национальную индивидуальность: другого входа нет. Национальный человек — больше, чем просто человек, в нем есть различные черты человека вообще и еще есть черты индивидуально-национальные. Можно пожелать братства и единения всех народов земли, но нельзя желать исчезновения с лица Земли конкретных национальных особенностей, национальных культур.

Я высказывал примерно такие же мысли лет 50 тому назад, когда мне не был еще известен Н. А. Бердяев, только подходил с несколько иной стороны. Я уверенно полагал и повсюду высказывал, что этнопеда-гогика как сумма этнических педагогик, как совокупность национальных систем воспитания есть нечто несравненно большее, чем просто педагогика. Национальное воспитание, творящее национального человека, — конечно же, больше, чем просто воспитание, в нем (национальном воспитании) присутствуют разные черты воспитания вообще, а также черты национально-региональные, национально-этнические, далеко простирающиеся за пределы просто воспитания. Этнопедагогика никогда не будет жонглировать малозначительными, но многозвучными понятиями и терминами. Сейчас много говорят о поликультурном воспитании, но оно невозможно без этнопедагогического диалога культур. Педагогика сотрудничества, личностно-ориентированная, синергетика, моделирование, технология, механизмы... И еще многое другое.

Кто в личностной ориентации пошел дальше Сократа? Кому известны модели лучшие, чем они завещаны Коменским и Локком?.. А педагогика сотрудничества? Нам надо погнаться и догонять Корчака, Френе, Фрейре, Нилла... Однако за гениями не угнаться. Читать-перечитывать бы их и, прокомментировав, после долгих размышлений приступить, наконец, к делу, заняться практической педагогической деятельностью.

Ренессанс в системе образования Якутии — это этнопедагогический ренессанс. В 1993 г. руководители ЮНЕСКО (на уровне первых лиц) отметили, что они в якутских сельских школах увидели спасительный для национальной школы этнопедагогический триумф. В Якутии этнопеда-гог — высшее признание. Сын очень хорошего учителя, всемирно известный хомусист-виртуоз П. П. Оготоев выпустил олонхо-героический эпос «Элее боотур», исполненный в свое время отцом П. В. Оготоевым. Как представляет сын своего отца? Выдающийся якутский олонхосут, тойук-сут, поэт, прозаик, фольклорист, заслуженнный учитель, отличник народного образования... Далее как итог, как заключительный аккорд — этнопедагог. В Якутии это означает высший, высочайший статус педагога. Перефразируя вышесказанное, можно повторить: этнопедагог — это гораздо больше, чем просто педагог.

Петр Васильевич Оготоев умер в 1977 году и не знал, что он этнопедагог и тем особенно велик, бессмертен. Его сын об этом рассказал всему миру, издав книгу отца в богатом подарочном оформлении на якутском, русском, английском языках (кстати, первый Президент Республики Саха (Якутии) М. Е. Николаев специальным указом английский язык провозгласил третьим государственным языком республики наравне с якутским и русским).

Сын Петра Васильевича великодушно привлек и меня к признанию отца этнопедагогом. Для меня это высокая честь. У каждого народа есть свои символические святые. Три святыни якутов я всегда представлял в гармоническом единстве: 1) сэргэ; чорон, хомус; 2) олонхо, ысыах, осуо-хай; 3) конь, олень, стерх... Все они дают прямой выход к богатейшей духовной жизни народа — к языку, истории, традициям. Каждой святыне можно было бы посвятить многие тома. Однако Олонхо все оживляет, оно и сердце, и сердцевина этой гармонии. Потому я уже четвертое десятилетие утверждаю, что Олонхо — величайшее творение якутского ума, гениальное явление мировой культуры.

В Якутии проходят конференции, научные сессии, семинары, курсы, симпозиумы по этнопедагогике. Издаются многочисленные книги, в библиотеках на них большой спрос. Открыт огромный этнопедагогический музей. Издана первая монография об этнопедагоге К. С. Чиряеве, пять детей которого — педагоги-новаторы, директора школ — называют себя этнопедагогами. Да не просто называют — таковые они и есть в действительности.

Только этнопедагогика может обеспечить успех национальной школе, национальному спасению, национальному воспитанию, национальному подъему, национальному успеху. Тому пример — не только Якутия и Калмыкия, но и Башкортостан, Татарстан, Бурятия, Северная Осетия (Алания).

Как нетрудно было заметить, этнопедагогика автобиографична, лич-ностно ориентирована. Дитя народа, родившееся от достойных родителей, непременно оказывается в доброй власти или в крепких объятиях этнопе-дагогики. Иначе быть не может, ибо этнопедагогика — это образ жизни, стиль поведения, характер мышления, кодекс нравственности. Этнос — это не только народ, но и род, семья, друзья, товарищи, односельчане...

Этнопедагогика, как и аксиология, эпистемия, всеохватна, всеобща, универсальна, вечна. Как и воспитание. А воспитание — это духовная Вселенная. Космос. Все, что есть лучшего во Вселенной, в человеке, особенно в детях — это от этнопедагогики.

Существует множество определений человека, не меньше — воспитания. Что же касается меня, то я всю жизнь руководствовался простым житейским этнопедагогическим определением. Что такое воспитание? Пример и любовь. Больше ничего!.. В этом определении есть все — сущность, содержание, цель, методика, технология... И ответственность. Дезавуирование положительного примера приводит к победе отрицательного или, по меньшей мере, отмене его, что означает гибель воспитания. Личного примера мало, необходимы событийные личности, личности-символы. У нас, чувашей, личностью-символом стал еще при жизни космонавт Андриян Николаев. Не обойден чувашский народ ни героями, ни гениями. Сын нижегородского священника Ермей Рожанский, первый учитель Никиты Бичурина, личность-символ. Его учебная книга — собы-тие-символ. Еще одно звено в цепи символов. Гений гения видит издалека. Гениальный математик и педагог Н. И. Лобачевский признал, что планы и описания Пекина, выполненные Никитой Бичуриным, изданные на русском и французском языках, точнее, чем китайские, маньчжурские и монгольские источники. В Лобачевском можно не сомневаться: ни у кого в мире столь развитого чувства меры не было...

Так тянется длинная, бесконечная цепь символов: событий, личностей, идей... Будучи еще почти мальчишкой, Никита Бичурин в свою оду в честь архиепископа Амвросия в буквальном смысле вмонтировал древнее чувашское благопожелание:

Ваталиччен телейле пол,

Намай сул норниччен сыв пол.

(До глубокой старости счастлив будь, многие годы живи во здравии).

В этнопедагогике любовь — не тайна. Тайна — зависть, ревность, ненависть, злость. Смысл деятельности этпопедагога — в создании открытого пространства любви. В этнопедагогике, как и в человеческих отношениях вообще, только любовь конструктивна, только любовь созидательна и спасительна. В преодолении чувства зависти, злобы и вражды есть только одно средство — любовь. На ней, на любви, держится мир. Мартин Лютер писал, что человек, воспитывая детей, доказывает свою любовь к Богу, что ребенок, несмотря на строгость родителей, должен знать, что отец и мать его любят. Знание это совершенно необходимо, ибо в нем — открытость любви, отсутствие тайны. Этнопедагогический диалог — это диалог любви. Могущество этнопедагогики состоит в том, что она организует диалог каждого человека с народом, человечеством, со Вселенной. Поэтому этнопедагогика исключает ненависть и вражду между людьми. Именно поэтому без нее никакое поликультурное воспитание невозможно.

Любовь, нежность, ласковость входят в цели воспитания, и в методы тоже. В качестве главного успеха в воспитании уже взрослых детей считается их отношение к ласке, нежности. Действительно, как-то странно в этом мире: грубости не стесняются, нежности — стыдятся. Сейчас

повсюду грубости стало гораздо больше. Изо дня в день грубость растет, превращаясь в жестокость. Инстинкт собственника превращает грубость в жестокость, в свою очередь, она становится почти инстинктивной.

Воспитание в этнопедагогике определяется через пример и любовь, а человек — через любовное воспитание, лелеяние. Человек — это любящее существо, одаренное способностью сознательно ставить цели воспитания и осуществлять их на уровне этнического самовоспитания и взаимного воспитания.

Я думаю, что без национального чувства, без национального самосознания не может быть полноценного человека. Поэтому полноценным становится воспитание лишь при условии, если в полную силу задействована этнопедагогика.

Само определение человека этнопедагогику делает автобиографичной. Это значит, кроме всего прочего, что этнопедагог не может быть чистым теоретиком — в отличие от абстрактного педагога. Любовь исключает безразличие, равнодушие. Повседневное общение с младенцем, с ребенком — явление естественное для этнопедагога. «Ни дня без детей» — первая и главная этнопедагогическая заповедь. Мелочей здесь нет, все достойно внимания. В трамвае мать и семи-восьмилетний сын ведут до-верительно-ласковый разговор. Выходя из трамвая, говорю матери: «Спасибо, доченька, за сына... Воспитываешь и свое счастье, и сына счастливого тоже...» Творить добро, говорить добро — пусть по мелочи, на каждом шагу — важнейшая из этнопедагогических заповедей.

Человек — это целый мир. Сложный, противоречивый, неповторимый. Автобиографическая этнопедагогика любого и каждого человека — это тома, тома... Потому что это — часть мировой истории.

Вот детали томов и глав...

Отца моего родила бабушка в пятидесятилетием возрасте, деду было 63 года. Старшим сыном Сергеем это было воспринято плохо, почти зло. Младенца держали за русской печкой, а колыбелька была подвешена к полатям на печке. Дедушка не отходил от своего младшенького. Любую свободную минуту проводил с ним. Ласково-ласково разговаривал. И ведь по натуре был малоразговорчивый, к тем старшим — их было восемь — и не подходил вовсе. Все сразу полюбили младенца. Сестры носили в церковь, соревнуясь. «Наш Никандр — самый красивый, самый смышленый, самый любимый...» Отец — учитель математики, воспитатель продленной группы, затем последовательно редактор газеты, заведующий РОНО, первый секретарь райкома партии; идеальный коммунист — ни одного бесчестного поступка. Вот небольшой отрывок воспоминаний В. Е. Кузнецова: «...Не могу не сказать несколько добрых слов о первом секретаре Шихазанского райкома партии Никандре Никитиче Волкове. У него я постигал азы партийной работы. Это был человек завидного трудолюбия, исключительно добрый, чуткий, внимательный к людям. Я и сейчас с любовью о нем вспоминаю, как терпеливо, по-отечески занимался он со мной, лепил из меня будущего партийного работника. Не жалел он времени, когда речь шла о помощи молодым работникам. Подкупали его скромность, доброжелательность к людям. Но в то же время был он весьма требовательным. Не терпел разгильдяйства, строго спрашивал за вы-

полнение каждого своего поручения. Но если нужна помощь, всегда терпеливо помогал. Честно говоря, я был влюблен в него. Бывают ведь такие люди!»

Своим нежным, в то же время деловым, содержательным общением за печкой формировал дедушка личность моего отца. Во всяком случае, многие этнопедагогические факты, примеры, даже определения я беру, исходя из наших семейных представлений. Например, в памяти три запрета бабушки: не говори о старости — старость сама придет; не говори о болезни — болезнь сама пройдет, не говори о несчастье — будь счастлив... А вот три уступки: о боли, голоде, усталости можно говорить, однако на ушко только самому близкому. «Нет ласковых слов — молчи!» — тоже заповеди моей бабушки, на мой взгляд, лучшей представительницы моего народа.

Послушаемся, однако, Коменского: лучше опустим сто нужных слов, чем скажем одно лишнее...

УДК 370.179

ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

С. А. Гильманов

Для многонациональной России проблема поиска социальных механизмов и институтов, способных служить комплексным средством решения задач развития наций, улучшения межнациональных отношений, является одной из значимых. На наш взгляд, важнейшую роль в этом играют региональные системы образования (как общего, так и профессионального).

В системе образования присутствуют пространственные, временные, социальные, смысловые составляющие социокультурной среды. Внутри системы образования могут создаваться и действовать различные субъекты социальной активности, а сама система образования может быть активным и эффективным субъектом деятельности и отношений в обществе. Это касается как страны в целом, так и ее отдельных полинацио-нальных регионов, к которым относятся и северные территории Сибири и Дальнего Востока.

Говоря об образовании, мы предлагаем, с одной стороны, организацию воспроизводства в нем национальной культуры (национальных культур), с другой — учет национальных особенностей участников учебно-воспитатель-ного процесса. Оба этих аспекта проявляются по-разному в зависимости от социокультурных ситуаций, складывающихся в отдельных обществах, странах, регионах.

Цель данной статьи — реализация названных аспектов в региональной системе образования, действующей в многонациональном, полиэтническом регионе. Для того чтобы обосновать нашу точку зрения, необходимо кратко остановиться на содержании, которое мы вкладываем в термины «этнос», «нация», «регион».

Известно определение этноса как исторически сложившегося устойчивого единства (общности) людей, основными признаками которого яв-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.