Научная статья на тему 'Влияние этнопедагогических традиций на формирование гуманной личности'

Влияние этнопедагогических традиций на формирование гуманной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1816
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние этнопедагогических традиций на формирование гуманной личности»

Раздел V

ЭТНОПЕДАГОШЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ВЛИЯНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННОЙ ЛИЧНОСТИ

М. А. Абрамова

Гуманистические традиции народной системы воспитания оказывают положительное влияние на развитие научной педагогики. Религиозному аскетизму, который так и не стал свойственным северному народу, противостояла мудрость, выражавшаяся в фольклоре, обрядах и во всем укладе народной жизни. Нравственные принципы, выработанные в течение столетий, переходили от отца к сыну.

Историография научных исследований, посвященная этому вопросу, свидетельствует, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг профессиональных интересов педагогов прошлого и настоящего.

Великий чешский педагог Я. А. Коменский обосновал идею «материнской школы», опираясь на опыт семейного воспитания. Знаменитый швейцарский педагог Г. Песталоцци свою «Книгу для матерей» создал, обобщив опыт швейцарской народной педагогики. Он был убежден, что приро-досообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе. Выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, -имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях...» [1]. Он глубоко верил в принцип «народ без народности - тело без души» и, опираясь на него, обосновал идею народности. Хорошо зная национальные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков - зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образом в процессе исторического развития.

Великие мыслители XIX века Н. И. Пирогов, Д. И. Писарев, Л. Н. Толстой, Н. В. Шелгунов, Н. Г. Чернышевский и другие, касаясь темы обучения и воспитания, всегда обращались к прогрессивным идеям и опыту народного воспитания, призывали всячески пользоваться ими в педагогической деятельности [2]. В 1861 г. В. И. Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав ее «Русская народная педагогика». В 1857 г. вышла в свет книга А. Духновича «Народная педагогика в пользу ученых и учителей», в которой хотя и нет анализа сущности народной педагогики, но в публицистическом плане отмечается значение народного творчества. В 1890 г. впервые в более широком аспекте

Д. Булгаковский и Г. Пинчук обращаются непосредственно к памятникам народной педагогики - пословицам, песням, загадкам, обрядам, отмечая их воспитательное значение в народном быту [3]. Продолжая эту традицию, М. Я. Никифоровский собирает бытующие среди простых людей Белоруссии поверья, обряды, легенды, сказания и делает их достоянием общественности [4]. Большой научный интерес представляет попытка Е. А. Покровского в этнографическом и педагогическом плане проанализировать детские игры и их роль в физическом и нравственном развитии детей [5]. Другой исследователь, А. Соболев, рассматривает детские игры в сочетании с детскими песнями и тем самым еще более расширяет границы народной педагогики [6].

К. Д. Ушинский проанализировал системы воспитания в Германии, Франции, Англии, Северной Америке. На основе этого анализа он пришел к выводу: общей системы воспитания для всех народов не существует. По его мнению, на воспитание большое влияние оказывают характер, национальные особенности, культура, быт, история народа.

Исследователи народной педагогики вслед за К. Д. Ушинским справедливо ставили и ставят вопрос о целесообразности взаимопроникновения, взаимообогащения народной и научной педагогики.

Среди наследия историков отечественного образования выделим концепцию П. Ф. Каптерева, в которой историко-педагогический процесс предстает как «саморазвивающаяся система»; ее ведущая тенденция - нарастание гуманистических начал воспитания. «Дело всюду начинается с того, что путем воспитания и образования стремятся приспособить подрастающие поколения к... общественно-политической организации... В такой односторонности и узости понимания человеческой природы лежит залог дальнейшего движения воспитания. Постепенно нарастает и крепнет убеждение, что человеческая природа шире, разнообразнее и богаче той узенькой рамки, в которую ее стараются втиснуть, что свойства ее не исчерпываются качествами гражданина такого-то государства, члена такой-то церкви и т. п., что нужно понять человека более свободно и беспристрастно... когда воспитанию ставятся более широкие задачи, оно оказывается относительно свободным и самостоятельным, так как оно служит прежде всего развитию человеческой природы, выявлению всех ее свойств, а не каким-либо специальным общественным целям» [7].

Такой «системный подход» ориентирует на изучение гуманистической традиции в отечественной дореволюционной теории и практике воспитания, как и ее влиянии на педагогическое самосознание общества, рост общественных инициатив в организации школьного дела.

История педагогической мысли показывает, что самые ценные сочинения в этой области имеют глубокие народные корни. Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве, в процессе овладения родной речью. Н. К. Крупская придавала большое значение развитию речи детей в семье, особенно в процессе общения матери с ребенком. Она обращала внимание на то, что «материнский язык служит ему орудием выражения себя, своих мыслей, своих настроений» [8].

А. С. Макаренко убедился на собственном многолетнем опыте народного учителя, что педагогика рождается в живых движениях людей,

в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека» [9].

В. А. Сухомлинский, глубоко вникая в суть народной педагогики, подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических принципов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение, народная педагогика в должной мере не изучается, глубокие исследования по данной теме не проводятся. «О народной педагогике никто до сих пор серьезно не думал, и, по-видимому, это принесло много бед педагогике, - писал он. -Я уверен, что народная педагогика - это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа» [10]. Характер, нравственные идеалы народа особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпо-сах, поговорках и пословицах.

Новым шагом в изучении народной педагогики можно назвать исследования И. Сенигова. Хотя автор и не лишен субъективизма, его стремление показать особенности народного представления о человеке, его формировании и опыте воспитания заслуживают интереса [11].

Народная педагогика тесно связана с этнографией и языкознанием. Ее проблемы в социально-экономическом и этнографическом аспектах затрагивались в целом ряде исследований историков, филологов, этнографов. В советский период одним из первых к проблемам народной педагогики обратился известный этнограф и педагог Г. С. Виноградов, описавший сущность этого явления как составную часть педагогической культуры парода, утверждавший право существования термина и понятия «народная педагогика». Народная педагогика - «не столько система, сколько сумма знаний и умений», - утверждал Г. С. Виноградов [12]. Он характеризовал ее как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении. По мнению ученого, когда речь идет о народной педагогике, имеется в виду не теория, а практика воспитания. Исходя из этого, он считал, что совокупность принимаемых народом средств воздействия на юное поколение в целях его обучения и воспитания следует назвать народной педагогикой. Им опубликованы брошюра «Народная педагогика» и научно-методические программы изучения последней. Он обосновывает научный подход к анализу народной педагогики, которая, по его мнению, опирается на народную философию, мировоззрение, впитывает стихийный материализм, суеверия и предрассудки, отражает в себе «все испытанные народом влияния, все его лучшие и худшие качества» [13].

Народная социально-педагогическая практика имеет глубокие исторические корни. Она выработала многочисленные педагогические нормы, приемы, традиции воспитания, благодаря которым наши предки решали сложнейшие жизненные задачи, такие, как искусство выживания, умение жить в обществе людей, эффективно передавать последующему поколению весь комплекс необходимой жизненной информации. В этом отношении значительную роль сыграли исследования С. Т. Шацкого, руководившего первой опытной станцией Наркомпроса РСФСР. В своей экс-

периментальной работе он ставил задачу: выявить в деревне те «скрытые тенденции развития», которые при их актуализации могли бы быть использованы профессиональной педагогикой [14).

Ученый-этнограф А. Ф. Хинтибидзе исследовал идеи воспитания в грузинском народном эпосе. Анализируя гениальное произведение Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», народные сказки «Цикара», «Горлинка», «Догадливость Ираклия», «Стих об Арсене», «Амирнани», «Этерн» и другие, автор исследования раскрывает народные идеалы и представления об умственном, нравственном и эстетическом воспитании молодого поколения [15]. Желая создать единую историю педагогической мысли, Хинтибидзе исследовал также взаимоотношения народной педагогики и истории педагогики, определил структуру и методику изучения этих вопросов [16].

Проведены также интересные социологические исследования, рассматривающие проблемы народной педагогики в этнокультурном плане. В структуре народной культуры, отражающей народное мировоззрение, миропонимание, народная педагогика взаимодействует с народной медициной, экологией, этикой, религиозными воззрениями и т.д. [17].

Особенно активно к этнопедагогике как к отрасли знаний об опыте народного воспитания специалисты стали обращаться начиная с 60-х гг. XX в. Большая заслуга в этом принадлежит академику Г. Н. Волкову, автору монографий «Чувашская народная педагогика» и «Этнопедагогика». Он раскрыл сущность этнонедагогики, определил ее категории, место в системе наук о воспитании: Народная педагогика, «отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука» [18].

Г. Н. Волков впервые применяет термин «этнопедагогика», определив ее как науку «об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, науку, о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации. Этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий...». И. Т. Огородников, известный педагог, считает, что введенное Волковым понятие «этнопедагогика» вполне правомерно, ибо «если народная педагогика имеет отношение к опыту и его описанию, то этнопедагогика - сфера теоретической мысли, сфера науки ...» [19]. Это отражение нравственных, мировоззренческих идей народа, это часть их культурного наследства. Геннадий Никандрович писал: «Когда говорят о национальной идее, то национальная идея представлена в этнопедагогике» [20].

Научное исследование народной педагогики как явления культуры предполагает, прежде всего, уточнение понятийного аппарата. Как подчеркивают Д. М. Бурхинов, Д. А. Данилов, С. Д. Намсараев, в литературе сложились две дополняющие друг друга трактовки понятия «народная педагогика»: Во-первых, эмпирические знания, идеалы, взгляды, представления, установки воспитательных действий, которые присущи сознанию разных народов; во-вторых, - педагогическая практика разных народов [2]. Во втором случае уместно употребление понятия «этнопедагогика».

К этой же мысли подводит нас и А. А. Григорьева: «представляется целесообразным терминологически разделить предмет исследования и саму науку. Если строго подойти к использованию дефиниции «народная педагогика», то можно отметить следующее: нередко значение термина сужает, географически и исторически, исследование опыта воспитания рамками самых крупных и позднейших этнических образований, чем допускается игнорирование изучения более мелких и ранних этнических общностей (рода, племени, а иногда даже народности) <...> Термин «эт-нопедагогика» полнее и точнее передает содержание и сущность науки, предметом которой является педагогическая культура народа, которая сложилась и продолжает развиваться в той или иной этнической группе » [21].

Исследователи этнической педагогики едины в том, что учет в организационно-воспитательной работе лучших национальных традиций воспитания и обучения детей придает всей педагогической деятельности, осуществляемой как в школе, так и за ее пределами, необходимую стабильность, целостность, обеспечивает ее эффективность. В. А. Сухомлинский, мечтавший написать книгу об украинской народной педагогике, считал важной задачей сохранение, развитие, углубление традиций народной педагогики. Жизненность его педагогических идей обеспечена тем, что они имеют глубокие народные корни. Он был уверен в том, что народная педагогика - это средоточие духовной жизни народа, в ней раскрываются особенности национального характера. В этнопедагогических исследованиях Я. И. Ханбикова (Татарстан), К. Б. Салчака (Тува) и других раскрываются веками выработанные принципы и приемы народного воспитания, имеющие непреходящую ценность.

Впервые дети Севера как объект народного воспитания фигурируют в книге В. Ф. Афанасьева «Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока» (1979). Автор характеризует народные традиции воспитания детей в семье, функции детской среды, взаимоотношения детей и взрослых, особенности воспитания девочек. В последнее время в Якутии этнопедагогика развивается особенно активно. Ее истоки анализируются в творчестве якутских летописцев, мыслителей, ученых, писателей: П. Ойунского, А. Кулаковского, Г. Ксенофонтова, А. Софронова, Н. Мор-динова и др. Можно обнаружить следующие направления этой науки: история этнопедагогики (А. Гоголев, Д. А. Данилов, Н. Д. Неустроев, А. Д. Семенова, И. С. Портнягин и др.), этнопсихология (А. П. Оконешникова), эт-нопедагогический менеджмент (Е. П. Жирков), этнофилософия (А. Новиков, Б. Н. Попов, К. Д. Уткин, Г. Эргис и др.).

Народная педагогика, или этнопедагогика как наука об эмпирическом народном опыте обучения и воспитания человека, основывается на традиционной системе воспитания, ценностей и достижений национальной культуры этнической общности.

Будучи предшественницей научной педагогики в гносеологическом, историческом, логическом и структурном отношении, она имеет некоторое своеобразие и характерные особенности. Анализируя содержание и формы памятников народной педагогики, можно выделить ее отличительные черты.

Народная педагогика исторически сложилась в глубокой древности и поэтому является предшественницей научной педагогической мысли. Еще Платон говорил: «Хотите сохранить нацию, воспитывайте дочерей. Хотите сохранить государство, воспитывайте сыновей». Этнопедагогика существует столько времени, сколько сам народ, который на практике семейного воспитания накапливал знания и педагогический опыт. Постепенно шаг за шагом он вырабатывал «неписаные законы» гуманизма. Великие педагоги разных времен и народов в своих произведениях опирались на национальное художественное творчество, развивали идеи народности, приро-досообразности воспитания, широко использовали примеры из народной педагогики как выражение народной мудрости.

Но следует отметить и то обстоятельство, что поскольку в основе народной педагогики лежат эмпирические знания, она наряду с достоверными, ценными, полезными сведениями содержит искаженные, неточные, а порой ошибочные и даже вредные идеи. Например, некоторые поговорки и пословицы выражают пренебрежительное отношение к женщине, терпимость к проявлениям социальной несправедливости, поощряют применение физических наказаний в семье и т. д.

Эмпирический характер народных представлений и знаний выражается в том, что явления жизни не воспринимаются в рамках реальной действительности, а оцениваются с позиции практической полезности. Прагматизм порою граничит с утилитарностью, польза рассматривается как основа нравственности и не обращается внимания на иные мотивы действия человека [22].

Необходимо критическое осмысление идейно-нравственного наследия прошлого. В целом в народной педагогике доминирующее положение занимают демократические, гуманистические идеи. К предметному содержанию народной педагогики ученые, мыслители, учителя и народные наставники обычно относят следующие блоки:

а) народно-педагогические понятия (уход, наставление, воспитание, самовоспитание, учение, самоучение и т.д.);

б) функции воспитания (подготовка к жизни и труду, формирование нравственных черт, развитие ума, отношение к прекрасному, забота о здоровье и т. д.);

в) условия воспитания (родная земля, природа, родное слово, родной язык, труд, быт, обряды, обычаи, традиции, культура и т. д.);

г) методы воспитания (пример, показ, упражнение, пожелание, совет, просьба, намек, одобрение, укор, запрет, проклятие, наказание и т. д.);

д) средства воспитания (народное творчество, фольклор, народные ремесла, национально-музыкальные, игровые инструменты, предметы быта и др.);

е) организация взаимоотношений детей (трудовые союзы, клубные и спортивные объединения по интересам школьников, детские и молодежные, общенародные и национальные праздники и т. д.);

ж) совместные формы жизнедеятельности людей (семья, род, община, племя, народ и т. д.);

з) народные воспитатели (родители, родственники, старшие дети, уличные и общинные учителя, мудрые и бывалые наставники и т. д.);

и) критерии совершенного человека.

На основе вышеизложенного рассмотрим исторические, социально-экономические и природно-климатические условия, которые сформировали наиболее характерные особенности этнопедагогики коренных жителей Севера. Якутия - край суровый, загадочный, неизведанный, как писали о нем исследователи-этнографы. По нашему глубокому убеждению, специфика педагогического процесса в национальной школе определяется во многом совокупностью данных особенностей, и только на правильном, научно выверенном их учете можно найти оптимальные пути совершенствования педагогической деятельности в условиях Севера. Его население прошло своеобразный путь исторического развития. До прихода русских в Ленский край якуты и другие северные народности вели в основном кочевой, а по долинам Лены и ее притоков - полукочевой образ жизни. Производительные силы и производственные отношения носили примитивный характер, развивались медленно. У жителей Ленского края не было государственности. Якуты переживали стадию разложения первобытно-общинного строя и зарождения элементов классовых отношений.

На огромной территории Севера населенные пункты, как правило, создавались на значительном удалении друг от друга. Причем эти пункты были малонаселенными, состояли из нескольких дворов. Такое обстоятельство объясняется традициями хозяйствования. Возможность развития оленеводства, коневодства, охоты, рыболовства - традиционных видов народного хозяйства - связана с расселением людей в целях правильного пользования землей, пастбищами, охотничьими и рыболовными угодьями. Такая изолированность, оторванность от других накладывает существенный отпечаток на формирование психических качеств человека. Она способствует также возникновению диалектов, что затрудняет общение между людьми одной и той же национальности, живущими в различных районах республики.

Характеристика жизни народов Севера будет неполной, если не сделать еще один штрих. Низкий уровень развития производительных сил, промысловый характер производственной деятельности обусловили полную зависимость человека от сил природы. Все это порождало архаичные общественные отношения и способствовало возникновению различных обрядов, традиций, регламентировавших все действия человека и определявших своеобразие его культурной и интеллектуальной жизни.

Между тем зависимость человека от сил природы сыграла и положительную роль в его становлении. Он научился бережно относиться к флоре и фауне своего края.

Современный исследователь жителей Крайнего Севера В. И. Костец-кий отмечает, что суровые природные условия «не терпят» поспешных решений, многословья, здесь люди «вдумчивы, осторожны и в то же время медлительны». Он подчеркивает, что «замедленную скорость протекания процессов вырабатывает наряду с природой социальный мир Севера». Коренные жители Севера по сравнению с другими народами не только менее возбудимы, но и обладают рядом ценных качеств, которые составляют основу характеристики человека, будучи естественными в жизненных условиях данного этноса, служат духовным богатством народа. Наиболее распространенными в этой среде являются такие общечеловеческие

идейно-нравственные ценности, как коллективизм, трудолюбие (без этих качеств человек, борясь со стихийными силами природы, просто не выжил бы), любовь к родной земле, гостеприимство и др.

В становлении педагогических идей важную роль сыграло народно-ло-этическое творчество: фольклор: героический эпос (олонхо), сказки, песни, сказания, пословицы, поговорки, загадки, заговоры, причитания [23].

Еще в глубокой древности у якутских племен были зачатки педагогической мысли, отражавшиеся в совокупности житейских правил. Они нашли свое выражение как в практике воспитания, так и в народно-поэтическом творчестве. Педагогические идеи развивали народные мыслители, певцы-импровизаторы, воины-богатыри, которые передавали народный опыт, умение и навыки в области воспитания последующим поколениям. Народ всегда точно представлял себе сущность воспитания подрастающего поколения, трудности и радости этой работы, благородство конечной цели. Это отразилось в пословицах и поговорках, например таких: «Воспитание -бесценное богатство». «Дитя - драгоценность, но еще большая драгоценность - его воспитание». Речь идет о формировании нового поколения, самого важного достояния народа. Народ понимает, что воспитание - процесс длительный, многогранный: «Ум не имеет цены, воспитание - предела». Как видно, трудное дело - воспитать человека, оно требует заботливого и внимательного отношения, определенных знаний и умений. Народные изречения, касающихся этих трудностей; можно свести к одному: «Кто не закалит своего сердца, тот не воспитает ребенка».

Воспитание - вечная категория, она существует и развивается вместе с человеческим обществом. Если время для начала воспитания упущено или этот процесс осуществляется неправильно, приходится перевоспитывать, а это задача более трудная. Недаром в народе говорится: «Даже полководцы не могут справиться с сыновьями и внуками, которые ведут разгульный образ жизни». Однако народ в силу своего оптимизма всегда верил и верит, что «камень и тот можно отшлифовать, а человека перевоспитать и подавно».

В народной системе перевоспитания центральное место занимает личный пример родителей и других взрослых в семье. Народ справедливо утверждает: «Чему научились в гнезде, то и делают в полете». Влияние отца на сына является могучим воспитательным средством. «Если сердца отца и сына едины - земля превратится в золото» - говорит народ. Афоризмы советуют: «Пока сын мал, будь ему воспитателем, когда растет -братом». Родителям необходимо сочетать уважение к ребенку с требовательностью к нему, ибо «строгость учителя лучше ласки отца». Говорили: «Боишься плача ребенка - сам заплачешь». «Учи ребенка на опыте других и на собственных ошибках». Но вместе с тем народ с пониманием относится к материнским слабостям: «Гнев матери как снег - обильный, но быстро тает» [24]. Также и самовоспитание в народном представлении имеет большое значение. Народный афоризм прямо нацеливает юношей и девушек: «Родители дали тебе жизнь - волю воспитай сам», «Захочешь узнать себя - спроси мнение людей», «Хорошему нраву учись на примере безнравственного», «Поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой», «Не учись нежностям, учись трудностям», «Знай больше, говори

меньше», «Взялся за дело, делай хорошо». В них выражается уверенность, что молодые люди путем самовоспитания могут выработать в себе лучшие человеческие качества: благородство, вежливость, трудолюбие, скромность, справедливость, беспредельную честность и правдивость. Так, у коренных народов Сибири мальчикам с раннего детства внушают, что они должны стать идеальными мужчинами, а это подразумевает хорошее физическое развитие, замечательные навыки в труде и общении. Дети воспитывались в духе высокой нравственности. Им постоянно внушали мысль, что человек в своей жизни не должен совершать десяти «черных дел», которые состоят из трех действий тела (воровства, прелюбодеяния, убийства); из четырех действий языка (клеветы, лжи, пустой болтовни, сквернословия); из трех действий помыслов (корыстолюбия, зависти, злобы).

Обобщая высказывания народа, можно утверждать, что составляемый веками идеал гуманистичен. Процесс нравственного становления личности и опыт народного воспитания ориентирован на общечеловеческие ценности. Как уже говорилось выше, в списке недозволенных поступков, слов и мыслей значатся:

1) убийство (прерывание жизни живого существа);

2) воровство (взятие того, что тебе не принадлежит - кража, грабеж, коррупция, присвоение чужих ценностей);

3) прелюбодеяние (измена, предательство, половые извращения);

4) ложь (неправда, вранье);

5) клевета (кляуза, сплетня);

6) сквернословие (грубая, запрещенная ругань, угрожающие бранные слова);

7) хвастовство и болтовня (самохвальство, пустословие);

8) корыстолюбие (жадность, стремление к личной выгоде);

9) злоба, зависть (недоброжелательство, вызванное успехами человека);

10) проведение неправильного учения (пропаганда, направленная против заведомо правильного учения).

Воздерживаясь от этих десяти черных дел (арбан хара нугэл), идеальный человек как бы следует «десяти белым добродетелям» (арбан сагаан буян):

1) спасение жизни любого живого существа;

2) воздержание от взятия того, что не является твоим;

3) воздержание от прелюбодеяния;

4) правдивость, честность;

5) воздержание от клеветы, сплетни;

6) воздержание от грубых и бранных слов;

7) скромность (не быть пустословом, болтуном);

8) воздержание от жадности, проявление жалости и сочувствия;

9) отказ от чувства зависти и мести, от злобы;

10) распространение научного учения (помощи в толковании правильного учения, направленного на добродетельные поступки против проявления «десяти черных дел»).

Осознанное понимание каждым ребенком и взрослым значимости «черных» и «белых» дел помогает совершать поступки и действия на основе гуманистических принципов.

Народная педагогика не только создает идеал, к которому должен стремиться каждый, но и определяет важнейшее условие, позволяющее достигнуть цели: человек становится сильным, умным, храбрым, если он, пройдя суровую школу жизни, преодолевает трудности, вырабатывает выносливость, настойчивость.

В народной педагогической мудрости наблюдается достаточно четкая дифференциация форм, способов воспитания и обучения. Среди них следует особо подчеркнуть природу, слово, труд, традиции, искусство, религию.

Особенно сильным и действенным средством воспитания являются прогрессивные национальные традиции и обычаи, в которых у больших и малых народов аккумулируются педагогические воззрения. На основе анализа можно заметить, что традиции и обычаи делают воспитание исключительно управляемым. Оформившись из потребностей жизни человека, они становятся как бы неписаным правилом, законом общественной жизни. В итоге они превращаются в материальные, духовные и общечеловеческие ценности, регулирующие разнообразные потребности и интересы людей в обществе. У народов Севера много обычаев и традиций, что придает воспитанию определенную систему. Они, будучи общественным явлением, определяют принципы, нормы, правила, идеалы, которые регламентируют жизнь человека.

Суровые природные условия, с одной стороны, угнетенное, колониальное положение - с другой, выработало у народов Севера чувство жалости и сердобольности. Прогрессивный русский писатель И. А. Гончаров отмечал: «Сколько холодна и сурова природа, столько же добры и мягки там люди». Жалость - это не унижение людей, а чувство сострадания к их несчастью и нуждам. Жалели дряхлых стариков и маленьких детей, сирот, нищих и людей, имеющих природные недостатки. Жалость вытекает из чувства сострадания, из сознания того, что они - тоже люди, хотят жить по-человечески. Еще в 1911 г. в журнале «Живая старина» бывший политический ссыльный, впоследствии почетный академик Э. К. Пекарский, писал, что «... неизвестно еще случая, когда тунгус погиб бы из-за того, что не нашел своевременной поддержки у родственников или сородичей». У северян принят такой обычай: старика, старушку, инвалида, сироту содержать за счет того рода, к которому они принадлежат. Добровольная помощь неимущим продуктами, деньгами, одеждой, трудовым участием широко оказывается и сейчас. Преступившие этот обычай подвергаются общественному осуждению, их считают скупыми, жадными, подвергают осмеянию. Народная мудрость и жизненный опыт породили неписаные законы жалости: Не смейся над престарелыми, инвалидами; Старайся сделать что-нибудь доброе нищему, слепому, немому, хромому; Не дразни малышей, не обижай их; Всегда обогрей замерзших, накорми голодных, приюти бездомных; Не злорадствуй над больными, не смейся над сиротами; Не подчеркивай при разговоре физические недостатки людей; Не смейся над чужой бедой; Ротозея не обманывай, нерасторопного не расстраивай; Кто в горе, того не огорчай; В народе будь приличным. Все эти мудрые советы народа имеют конечную цель - воспитать в подрастающем поколении чувство сострадания и уважения к беспомощным.

Как и у многих других народов, у северян ценятся вежливость, услужливость и почтительность к людям. Эти замечательные человеческие ка-

чества передаются из рода в род, из поколения в поколение. Якут родных, двоюродных и даже троюродных сестер и братьев называет не именем, а словом, означающим степень родства. Например, к старшим сестрам обращается со словом «эдьиэй», а к старшим братьям - «убай», а ульчи называют старшего брата «ara», сестру - «эге». Это имеет положительное педагогическое значение: укрепляет авторитет старших, дети приучаются с малых лет почтительно относиться к людям.

Профессор А. Е. Мординов указывает, что у северных народов существует обычай, крайне необходимый всякому живущему и работающему в условиях тайги и тундры. На трактах Крайнего Севера с незапамятных времен на расстоянии десятков километров друг от друга стоят так называемые поварни - избушки из плавника. Любой, проезжающий зимой на собаках и оленях, ночует в этих избушках. Он находит здесь заранее приготовленные другими пищу, дрова, лучинку, спички и, в свою очередь, уезжая, сам, если может, оставляет запасы топлива, часть своих продуктов для другого путника [25]. В суровых условиях полярной зимы обычай взаимопомощи является совершенно естественным и необходимым. Врач Ф. Августинович, обследовавший население Якутской области, в путевых записках рассказал: «При входе в поварню я заметил связку рубленых дров, оставленных, как мне потом объяснили, бывшими здесь до нас проезжающими, что и мы, в свою очередь, должны были сделать, выезжая оттуда» [26].

Этот традиционный обычай сохранился и в настоящее время. На путях передвижения в пустых ярангах, шалашах, чумах и палатках оставляется запас продуктов, дров, спичек, свечей и даже льда или воды, чтобы проезжающий или заблудившийся мог сразу приготовить пищу и вообще пользоваться всем необходимым. Запас продуктов регулярно пополняется [27].

Веками выработанные и проверенные традиции народа обусловили наличие таких характерных черт в этническом сознании и самосознании северян, как гуманность, высокая нравственность, патриотизм. Они и формируют личность представителя северного этноса, способного плодотворно жить и трудиться в специфических, экстремальных условиях Севера.

Народная педагогика не только создает идеал, к которому должен стремиться каждый, но и определяет важнейшие условия, благодаря которым человек становится сильным, умным, храбрым. Пройдя суровую школу жизни, он учится преодолевать трудности, проявлять настойчивость. Данное условие имеет два аспекта. Первый - это само преодоление препятствий, встречающихся в естественной жизни. Второй - выработка таких нравственно ценных качеств, как выносливость, настойчивость, которые являются одновременно следствием и целью преодоления трудностей. Этот процесс в естественных условиях представляет собой содержание принципа воспитания реальной жизнью.

Вместе с тем воспитание у детей самостоятельности, стремления к преодолению трудностей сочетается с чутким отношением к ним, особенно в раннем детстве. Причем это качество в какой-то степени объединяет все большие и малые азиатские народы, где в семье ребенок занимает особое положение. Народы Севера умеют сочетать любовь, уважение и доверие к

детям с требовательностью к исполнению ими своих обязанностей. Это успешно достигается в совместной трудовой деятельности родителей и детей.

Подводя итоги анализу формирования гуманистических идей народов Севера, представленных в традиционной культуре, хочется отметить, что идеал как понятие морального сознания имеет социальную основу. Определяя нравственные требования к сформированному в сознании образу совершенной личности, народ развивает и изменяет этот идеал вместе с изменением условий жизнедеятельности. Как писал Ф. М. Достоевский, «Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством красоты и идеалом, в котором вы ее воплощаете». Если образец выступает в качестве ведущего элемента морального сознания, то определяющими его содержание факторами являются свобода и ответственность. Моральная свобода - это возможность и способность субъекта определять и реализовывать свою нравственную позицию, обеспечивающую достижение идеала [29]. Она проявляется как свобода выбора направленности и способов деятельности личности в сложившейся ситуации. В разные исторические эпохи понятия моральной свободы и ответственности имели иногда противоположные трактовки - от полной анархии до религиозного аскетизма. Культура народов Севера, и, в частности, традиции в воспитании детей представили миру решение проблемы свободы и ответственности как взаимосвязанный процесс, где нравственная свобода есть выбор, обусловленный уровнем сознательности и культуры субъекта. Чем выше этот уровень, тем гуманнее решения, принимаемые личностью, и тем ближе она к идеалу морального поведения совершенного человека. Здесь уместно вспомнить слова великого философа Канта, которые ярко иллюстрируют, как решается проблема нравственного выбора народа: «Две вещи в мире поражают меня - звездное небо надо мной, которое говорит о том, как я ничтожен, и моральный закон во мне, который говорит о том, как я велик. Как существо природное, человек подчинен необходимости, как существо моральное - он свободен» [30]. Представления народа об идеальном человеке заложили основы глубоко гуманного поведения и мировосприятия личности, что нашло свое отражение в традициях этнопедаго-гики. Современные приемы педагогического процесса, особенно в области нравственного воспитания, развиваются на основе передовых народных традиций. Например, одна из основных идей педагогики сотрудничества - уважение к человеку. В лучших традициях больших и малых народов всегда имеет место уважительное, гуманное отношение человека к человеку, прежде всего взрослых к детям и наоборот.

В заключение хочется напомнить слова Г. Н. Волкова: «Без памяти -нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа» [20].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ушинский К. Д. Собр. соч. - Т. 2. - С. 161.

2. Бурхинов Д. М., Данилов Д. А., Намсараев С. Д. Народная педагогика и современная национальная школа. - Улан-Удэ:Изд-во «Бэлиг», 1993. - С. 63.

3. См.: Булгаковский Д., Пинчук Г. Песни, загадки, пословицы, обряды, приметы, предрассудки, поверья и местный словарь: Этнографический сборник. - СПБ., 1890. -С. 301.

4. См. : Никифоровский М. Я. Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах. - Витебск, 1897. - С. 30.

5. См. : Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей. этнографией, педагогикой и гигиеной). - 2-е изд. - М., 1885. - С. 368.

6. Соболев А. Детские игры и песни. - Владимир, 1915. -С. 48.

7. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. - М., 1982.

8. Крупская Н. К. Педагогические сочинения. - Т. 2. - С. 257.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Макаренко А. С. Собр. соч. - М. . 1957. - Т. 4. - С. 398.

10. Сухомлинский В. А. Письмо Г. Н. Волкову от 6 февраля 1967 г. //Волков Г. Н. Эт-нопедагогика. - Чебоксары, 1974. - С. 162.

11. См.: Сенигов И. Народные воззрения на учение и воспитание. - СПб., 1896. -С. 15.

12. Виноградов Г. С. Народная педагогика. - Иркутск, 1926. - С. 5—9.

13. Там же. - С. 58.

14. Шацкий С. Т. Из курса лекций по педагогике //Педагогические сочинения: В 4 т. -М., 1960-1963. -Т. 3.

15. См. : Хинтибидзе А. Ф. Идеи воспитания в грузинском народном эпосе. - Тбилиси, 1952. - С. 14-17.

16. См.: Хинтибидзе А. Ф. Некоторые моменты взаимоотношения народной педагогики и истории педагогики. - Ростов-н/Д, 1975.

17. См.: Коган Д. Н. Народная культура в историческом развитии системы культуры: Изучение истории культуры как системы, - Новосибирск, 1983.

18. Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. - Чебоксары. 1966. - С. 21.

19. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - Чебоксары, 1974. - С. 3.

20. Волков Г. Н. Этнопедагогика в условиях длительной социально-экономической нестабильности // Этнопедагогика Якутии: поиски и решения. - Якутск, 2000. -С. 3, 6.

21. Григорьева А-А. Концепция этнопедагогики якутов как теоретико-методические знания // Этнопедагогика Якутии: поиски и решения. - Якутск, 2000. - С. 39.

22. Неустроев Н. Д. Этнопедагогика народов Севера. - Якугск:ИПКРО, 1999. - С. 39.

23. Афанасьев В. Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. - Якутск: Якут-скнигоиздат, 1966. - С. 8—9.

24. Портнягин И. С. Этнопедагог К. С. Чиряев: педагогические мысли, идеи и взгляды. -Якутск: Бичик, 2002. - С. 52.

25. Мординов А. Е. О социалистическом содержании и национальной форме советской культуры. - М.. 1959.

26. Августииович Ф. Три года в Северо-Восточной Сибири //Древняя и новая Россия. -1800-Т. 18.-С. 678.

27. ЯОПА, Ф. 3, Оп. 125, Д. 355, Л. 4.

28. Ушинский К. Д. Родное слово //Педагогические сочинения: В 6 т. - М. . 1988. - Т. 1. -С. 101.

29. Росенко М. Н. и др. Основы этических знаний. - СПб.: Изд-во «Лань», 1998. - С. 160.

30. Кант И. Сочинения: В 6 т. 1965.-Т. 4, 4.1. С. 270.

УДК 370.179 + 39

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА, НАРОДНАЯ ЭТИКА И НРАВСТВЕННАЯ КуЛЬТуРА САХА В ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

М. Н. Егоров

Народная педагогика, народная этика и нравственная культура тесно взаимодействуют в этнопедагогическом пространстве, где все эти три фено-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.