Научная статья на тему 'ЭТНОПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ'

ЭТНОПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЭТНОДИДАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Первакова Евгения Николаевна

В статье рассматриваются основные этапы развития этнопедагогики как отрасли отечественного педагогического знания на рубеже XX-XXI вв. Особое внимание уделяется понятию "этнопедагогика" и "народная педагогика".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOPEDAGOLOGY AS A BRANCH OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE IN RUSSIA AT THE TURN OF THE 20TH-21ST CENTURIES.

The article considers the main stages of the development of ideas and concepts about ethnopedagogy as a branch of domestic pedagogical knowledge at the turn of the XX-XXI centuries. Special attention in the abstract review of research works is paid to the translation of native culture, the formation of national character and national identity, the definition of ethnic education as an open pedagogical system that brings carriers of traditional ethnic culture to the all-Russian and world.

Текст научной работы на тему «ЭТНОПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ»

Педагогика

УДК 37.013.46

аспирант Первакова Евгения Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова» (г. Абакан)

ЭТНОПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ.

Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы развития этнопедагогики как отрасли отечественного педагогического знания на рубеже XX-XXI вв. Особое внимание уделяется понятию "этнопедагогика" и "народная педагогика".

Ключевые слова: этнопедагогика, народная педагогика, этнодидактика.

Annotation. The article considers the main stages of the development of ideas and concepts about ethnopedagogy as a branch of domestic pedagogical knowledge at the turn of the XX-XXI centuries. Special attention in the abstract review of research works is paid to the translation of native culture, the formation of national character and national identity, the definition of ethnic education as an open pedagogical system that brings carriers of traditional ethnic culture to the all-Russian and world.

Keywords: ethnopedagogy, folk pedagogy, ethnodidactics.

Введение. Сегодня в России возрастает заинтересованность к этническим проблемам. От их решения во многом зависит результат национальной политики государства и траектория обучения и воспитания подрастающего поколения.

Наше государство, исторически сложившееся как многонациональная территория, заинтересовано, чтобы система образования способствовала консолидации всех этнических групп населения. В научных изданиях все больше появляется работ, посвященных средствам, механизмам формирования личности в условиях этнически разнородной среды, образовательного многонационального учебного учреждения, исторического, культурного многообразия проживающих в единстве народов. Исторические процессы, проходившие в конце ХХ века, не могли не повлиять на становление педагогической науки и, в частности, одного из ее разделов - этнопедагогики.

В данной статье мы приводим краткий обзор о том, какие шаги проделало этнопедагогическое знание в России, сформировавшись к началу XXI в отдельную научную отрасль.

Изложение основного материала статьи. За основу статьи мы взяли работу «Становление этнопедагогики России» Г.В. Нездемковской, которая проанализировала некоторые этапы развития и становления этнопедагогики с древних времен до настоящего времен [61.

Автор указанной работы знакомит нас с несколькими периодами становления этнопедагогики. В качестве первого этапа, она называет эмпирический, построенный на обобщении народного опыта о воспитании детей, и в качестве средства этого воспитания называется фольклор: пословицы, поговорки, былины, потешки и прибаутки. Большинство авторов соотносят этот этап с эпохой образования начальной этнической целостности - племени [3, с. 157].

Следующий этап - этнорелигиозный, на котором, национальный (или традиционный) опыт воспитания начинает отображаться в письменных, культурных памятниках, написанных специально для религиозного, духовно-нравственного воспитания. К числу таких трудов, конечно же, можно отнести рукописи XXI-XVI вв.: «Поучение князя Владимира Мономаха детям», «Домострой», «Юности честное зерцало». Опора на традиционный воспитательный народный опыт на Руси как ориентир воспитания ребенка, подростка наблюдается до XVII в. и формируется как некий центр ценностных установок русского человека [31.

XVII-IXX века ознаменованы трудами М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, которые неоднократно упоминали о богатом воспитательном потенциале русской культуры и в связи с этим отстаивали образование, опирающееся на исконно русские народные истоки.

В XIX в. все лучшее в народном и традиционном воспитании начинает транслироваться в работу гимназий, закладываться в написание учебной литературы для школ и университетов. В первую очередь, это идеи К.Д. Ушинского, основоположника народной школы в России. Именно ему удалось перевести вектор народной педагогики в теорию и предмет научной сферы знаний, описать и структурировать русскую народную педагогику. Благодаря ему, были созданы теоретические положения, которые открыли начало русской этнопедагогики как области научного знания. Среди этих положений те, которыми современная педагогика оперирует до сих пор: это и вопрос о взаимообогащении культур в воспитании, о самобытности и богатстве каждой национальной системы воспитания. Он же ввел понятия "народная педагогика" и "народное воспитание", разработал их содержание, включив в него изучение поэзии, отечественной литературы, фольклора, истории, природы, географии. Но, пожалуй, самое главное замечание К.Д. Ушинского - это мысль о важной роли родного языка в становлении ребенка. Именно поэтому большое количество работ педагога посвящено методике знакомства детей с родным словом через поэзию, прозу, фольклор. Благодаря деятельности просветителей этого времени, более двухсот лет назад начинается теоретическое изучение связи воспитания и народной культуры, образования и национальных ценностей, в том числе, и общегосударственных как национальных.

В 20-е годы прошлого века в России зарождается еще один подход к национальному образованию, и связано это с образованием новых национальных территорий, обращением к проблемам обучения инородцев (в том числе, коренных народов Севера и Сибири). Образовательная политика «нерусских народов» в 1920-1930-х гг. предполагала учет этнической культуры обучаемых. В связи с этим в системе народного просвещения была выделена самостоятельная категория учебных заведений - национальные школы.

В 1936 году в СССР начался новый этап национальной политики с принятия «сталинской» Конституции. Вместо учета национальной специфики, как в административно-территориальном делении, так и в отношении этнических культур, проявляется направление унификации.

В 1950-1960-е гг., связи с ослаблением жесткого централизованного управления и расширением прав республик, в силу решений XX съезда КПСС о массовой реабилитации возобновляется интерес к различным традиционным народным культурам. В этот период обращаются к теории народной педагогики Б.А. Александров, В.Х. Арутюнян, В.Ф. Афанасьев, К.Ш. Ахияров, А.Ш. Гашимов, Я.И. Ханбиков, А.Ф. Хантибидзе. При этом русская народная культура остается в качестве основы развития национальных культур многочисленных этносов Советского Союза [31.

С середины 1970-х вплоть до 1990 г. в исследованиях, посвященных системам и особенностям национального воспитания, обозначаются две тенденции. Согласно первой, воспитание и обучение должны использовать традиционную народную педагогическую культуру как вспомогательный компонент в системе светской школы.

Согласно второму, национальное - это ядро, на котором должен строиться учебно-воспитательный процесс всех учреждений системы образования, направленный на овладение традициями национальной и мировой культуры. Именно в

этот период открываются научные и инновационные площадки, учебный процесс которых построен на сквозном проникновении народной культуры («Школа русской культуры» - Новокузнецк, Междуреченск, Прокопьевск Кемеровской области с 1993 по 2003 гг., «Школа диалога культур» - Новокузнецк, с 1991 по 2001 гг.). Издается огромное количество методических рекомендаций для работы в этом направлении (достаточно упомянуть программы по народной культуре и литературе под ред. Т.Л. Староверовой, программы для начальной школы по народной культуре, изданные издательством «Владос» с 1998 по 2005 гг. под ред. Чайковской Е.Н. и т.д.).

В 1970-х гг. в советской педагогической мысли появляется термин «этнопедагогика». Становлению этого термина предшествовали работы Г.Н. Волкова: «Этнопедагогика» (1974 г.) и «Чувашская народная педагогика» (1958 г.). С именем этого ученого связано развитие теоретико-методологического этапа этнопедагогики как науки.

Г.Н. Волков не только определяет содержание науки «этнопедагогика», предметом которой является народная педагогика, исторически сложившаяся традиция воспитания разных народов, но и характеризует национально-региональную и этническую культуру воспитания. Согласно мнению ученого, этнопедагогика - это не что иное, как описание эмпирического опыта воспитания детей у разных этнических групп, морально-этнические и этнические воззрения на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации [2, с. 4-51.

Академиком Г.Н. Волковым вслед за педагогами прошлого были определены важнейшие элементы народного воспитания - пословицы, загадки, народные песни, сказки. Именно их он также считал универсальными средствами, оказывающими воспитательное воздействие на формирование этнической личности.

Благодаря трудам и теоретическим работам ученого, к концу ХХ века этнопедагогика рассматривается как наука, изучающая весь накопившийся «народный» опыт в деле воспитания детей, причем это опыт и морально-этнические ценности у разных этнических групп могут совпадать в общечеловеческом проявлении и разниться в зависимости от историко-культурного прошлого и настоящего отдельно взятого народа. Общее, или основа воспитания любой этнической группы (в России) - это уважение к старшим, скромность, вежливость, честность и трудолюбие. Различия проявляются в углублении понятий «уважение», «скромность», «вежливость, и у каждого этноса они наполнены своим культурным содержанием.

Однако, чем больше работ было написано на рубеже веков, тем больше появлялось разночтений в понятиях «этнопедагогика и «народная педагогика, преодолеть которые удалось Г.Н. Волкову. Внося разграничения в эти понятия, он уточнил, что народная педагогика имеет отношение к опыту, эмпирическим сведениям и знаниям по вопросам воспитания, которые обычно распространяются устно, проверены и закреплены народным сознанием, она не является наукой, а становится объектом ее изучения. Этнопедагогика - это сфера теоретической мысли, сфера науки, описывающая историю народной педагогики, е средства с точки зрения народного, нешкольного, традиционного воспитания.

Вслед за Г.Н. Волковым Г.А Никитина отмечает, что понятия "народная педагогика" и "этнопедагогика" по своему смыслу синонимичны, но при более строгом подходе второй термин шире по содержанию, так как областью изучения этнопедагогики является вся система социализации личности, а процесс воспитания - один из элементов системы социализации - остается предметом "народной педагогики" [4, с. 7].

Как область современной педагогической науки рассматривает этнопедагогику Л.Н. Бережнова. По ее мнению, на этнопедагогику возлагается особая роль в прояснении национального самосознания, частью которого, несомненно, является и народная педагогика.

Большое количество работ отечественных педагогов на рубеже веков посвящено описанию народных традиций воспитания у этносов, населяющих Россию (работы И.Д. Латышиной И.Д, Р.З. Хайруллина, Э.Р. Хакимова). В трудах этих авторов анализируются не только компоненты этнопедагогики и особенности этнокультур, но и описываются пути решения проблемы воспитания школьников в духе межнационального согласия и толерантности, поскольку объектом этнопедагогики как части педагогики является и процесс образования; в этих же работах доказано, что основу этнокультурного образования составляют такие единицы, как родное слово, народный эпос, идеал совершенного человека, народный этикет, мораль и этика определенной религии, традиции.

Неоспоримым ядром всех работ по этнопедагогике является вопрос о роли родного языка и природы в процессе воспитания. Природа - это не только среда обитания, но и родная сторона, Родина, образ жизни, точнее уклад жизни, по которому живет та или иная группа людей, обычаи, традиции, обряды, ритуалы, народная культура и родной язык -источник знаний» [5].

Кроме того, публикации по этнопедагогике в России на рубеже XX-XXI вв. особое внимание уделяют трансляции родной культуры, формированию национального характера и национального самосознания, определению этнического образования, как открытой педагогической системы, выводящей носителей традиционной этнической культуры к общероссийской и мировой.

Выводы. По итогам анализа различных исследований в области этнопедагогики, можно сделать вывод о том, что предметом ее изучения является та часть общей педагогики, которая изучает закономерности традиционного воспитания и образования этноса. Традиционная национально-этническая культура народа - это основа построения любой национальной системы образования, однако, незнание истоков и условий формирования отдельно взятой культуры и ее самобытности, системы ценностных ориентиров и ментальных установок вряд ли будет способствовать сохранению этой культуры. Именно поэтому, развитие этнопедагогики как науки на рубеже веков становится одним из интересных и необходимых направлений развития педагогики в целом.

Литература:

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1974. - 375 с.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: [Текст]: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с. ISBN 5-7695-0413-7

3. Нездемковская Г.В. Становление этнопедагогики России. - Эдитус, М., 2011. - 356 с.

4. Никитина Г.А. Народная педагогика удмуртов. - Ижевск: Удмуртия, 1997. - 136 с.

5. Этнопедагогика [учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина, Р.З. Хайруллин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 532 с. - Серия: Бакалавр. Академический курс. ISBN 978-5-9916-3854-8

6. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с. - (Сер. Бакалавриат). ISBN 978-5-7695-8762-7

7. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учебник для вузов / Г.Н. Волков. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2000. -175, [11 с. - (Высшее образование).

8. Волков, Г.Н. Этнопедагогическая направленность современного воспитания / Г.Н. Волков // Мир образования. -1997. - № 2. - С. 66-71.

9. Хакимов, Э.Р. Профессиональная компетентность педагогов-психологов в области межэтнических отношений и ее формирование у студентов / Э.Р. Хакимов // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 1. - С. 74-81.

10. Бережнова Л.Н., Набок И.Л., Щеглов В.И. Этнопедагогика. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 240 с.

11. Фахрутдинова Г.Ж., Фахрутдинова А.В. Ф-21 Этнопедагогика: учебно-методическое пособие. - Казань: Издательство «Отечество», 2019. - 100 с.

12. eLIBRARY.RU: научная электронная библиотека: сайт. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32732955 (дата обращения: 09.02.2021). -пользователей. - Текст: электронный (Лезина)

13. eLIBRARY.RU: научная электронная библиотека: сайт. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32732955 (дата обращения: 09.02.2021). -пользователей. - Текст: электронный (Волков)

14. eLIBRARY.RU: научная электронная библиотека: сайт. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32732955 (дата обращения: 09.02.2021). -пользователей. - Текст: электронный (Пашкевич)

УДК 378.937:681.14

доктор педагогических наук, профессор Петрова Нина Петровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К СЕТЕВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В

УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается цифровизация школьного образования, анализируются ее положительные и негативные эффекты. Представлена характеристика сетевого взаимодействия с обучающимися как элемента цифрового образования, выделены модели и условия организации сетевого взаимодействия. Большое внимание уделяется раскрытию сущности и структуры готовности будущих педагогов к сетевому взаимодействию.

Ключевые слова: цифровизация образования, сетевое взаимодействие, модели сетевого взаимодействия с обучающимися, готовность к сетевому взаимодействию.

Annotation. The article discusses the digitalization of school education, analyzes its positive and negative effects. The characteristic of network interaction with students as an element of digital education is presented, the models and conditions of the organization of network interaction are highlighted. Much attention is paid to the disclosure of the essence and structure of the readiness of future teachers for network interaction.

Keywords: digitalization of education, network interaction, models of network interaction with students, readiness for network interaction.

Введение. В настоящее время можно с уверенностью говорить о цифровизации общества как одной из основных тенденций его развития. При этом необходимо учитывать, что цифровизация общества затрагивает практически все сферы его жизнедеятельности, существенно меняя процесс осуществления ведущей деятельности, коммуникационные взаимодействия, подчас весь образ жизни и мировоззрение человека. Интенсивное распространение цифровых технологий в различных сферах общественной жизни, безусловно касается и системы образования, в том числе и школьного обучения.

Цифровизация школьного образования сопровождается существенной перестройкой процесса обучения во всей совокупности его составляющих. За счет цифровизации образования расширяются его временные и территориальные границы, раскрываются принципиально новые возможности учебного процесса. Это требует создания условий для наращивания информационно-технологической базы образовательных учреждений, разработки и внедрения инновационных методов обучения, основанных на использовании потенциала современных информационных технологий.

Одним из наиболее значимых элементов цифрового образования является сетевое взаимодействие с обучающимися. Конструктивно организованное сетевое взаимодействие способствует повышению продуктивности саморазвития личности, формированию таких востребованных в информационном обществе характеристик как самостоятельность, инициативность, творческое мышление, конкурентоспособность и мобильность. Однако эффективность сетевого взаимодействия во многом зависит от степени сформированности соответствующих компетенций педагогов, уровня развития цифровых навыков и способности реализовать их в практической деятельности. Педагог должен не только уверенно ориентироваться в современных информационных технологиях, отличаться высокой информационной культурой, но и обладать требуемым уровнем готовности именно к сетевому взаимодействию с обучающимися.

Основываясь на вышесказанном можно подчеркнуть, что актуальность поднятой проблематики обусловлена: необходимостью переосмысления теоретических и технологических аспектов учебного процесса в общеобразовательных учреждениях с учетом основных тенденций цифровизации школьного обучения; востребованностью в образовательной практике современных информационных технологий, в том числе и технологий организации сетевого взаимодействия с обучающимися; целесообразностью формирования готовности будущих педагогов к сетевому взаимодействию на этапе профессиональной подготовки.

Изложение основного материала статьи. Прежде чем перейти к характеристике сетевого взаимодействия с обучающимися и готовности будущих педагогов к данному виду деятельности кратко остановимся на рассмотрении цифровизации школьного образования, его положительных и негативных эффектах. Как отмечал в своих работах А.В. Григорьев цифровизация образования не только детерминирует появление новых областей научных знаний, педагогических подходов и методов, но и коренным образом меняет сам учебный процесс и связанные с ним социальные практики [1, с. 32]. Как любое педагогическое нововведение цифровизация школьного обучения характеризуется наличием не только положительных, но и негативных эффектов.

Опираясь на анализ исследований в данной области [3, 4] в качестве положительных эффектов цифровизации школьного образования, мы выделяем: повышение доступности качественных образовательных услуг, нивелирование пространственных и временных ограничений образовательного процесса; эффективное решение проблем информационного и образовательного неравенства, создание условий для более продуктивной личностной самореализации обучающихся, ранее имевших ограничения в удовлетворении имеющихся образовательных потребностей; обеспечение более глубокой персонализации обучения, свободы выбора образовательного маршрута, порядка и временных границ освоения учебного

- Москва, Режим доступа:

- Москва, Режим доступа:

- Москва, Режим доступа:

2000. - URL:

для зарегистрир.

2000. - URL:

для зарегистрир.

2000. - URL:

для зарегистрир.

Педагогика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.