Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В УСЛОВИЯХПОЛИКУЛЬТУРНОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА'

РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В УСЛОВИЯХПОЛИКУЛЬТУРНОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ТРАДИЦИОННОЕ НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нездемковская Галина Вадимовна

В статье обосновывается актуальность рассматриваемой проблемы; раскрывается сущность этнопедагогики как молодой развивающейся отрасли гуманитарного знания; рассматриваются научные понятия: «этнопедагогика», «народная педагогика», «традиционное народное воспитание», «этническое воспитание» и др. Статья представляет интерес как для ученых, занимающихся данной проблемой, так и для педагогов системы образования, поскольку может помочь им в повышении профессионально-педагогического уровня, в работе с детьми и молодежью в многонациональных коллективах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ETHNOPEDAGOGICS IN THE CONDITIONS OF POLYCULTURAL RUSSIAN SOCIETY

Relevance of the considered problem locates in article; the essence of ethnopedagogics as the young developing branch of humanitarian knowledge reveals; scientific concepts are considered: "ethnopedagogics", "national pedagogics", "traditional national education", "ethnic education", etc. Article is of interest as to the scientists dealing with this problem and to teachers of an education system as can help them with increase of professional and pedagogical level, with work with children and youth in multinational collectives.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В УСЛОВИЯХПОЛИКУЛЬТУРНОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА»

также культурным контекстом жизнедеятельности детских и подростковых сообществ. Для ученика русской школы полем культурной самоидентификации является русская национальная культура от ее истоков до наших дней. Поэтому духовные основания и целевые установки личностно ориентированного образования мы связываем с образом человека культуры, гражданина и патриота России, ориентированного на национальные и общечеловеческие ценности. В связи с этим патриотическое воспитание является составной частью общей культуры школьников и считается важнейшей частью учебно-воспитательного процесса и предполагает целенаправленную деятельность воспитателей по формированию у воспитанников системы нравственных представлений, развитию нравственных чувств, выработке правильных оценок и отношений, которые могут служить ориентиром во взрослой жизни. Воспитание патриотизма (идентификация лич-

ности) - есть формирование общественно активной личности, руководствующейся мотивами любви и преданности своему отечеству и народу, сознательного отношения к своим правам и обязанностям гражданина.

Патриотическое воспитание связано не только с потребностями общества, но и с накоплением целостного опыта и его передача от поколения к поколению и от общества к личности, которая происходит в школьные годы.

Патриотическое воспитание школьника как целенаправленный процесс способствует расширению реального опыта ребенка, оказывается мощным средством его духовного формирования, приобщения к ценностям, нормам, идеалам, накопленным культурой и отвечающим потребностям общества, этнической группы, социальной среды. Тем самым происходит диалектическое соединение общечеловеческого, исторически изменчивого, национального, личностного в процессе становления личности.

РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В УСЛОВИЯХПОЛИКУЛЬТУРНОГО РОССИЙСКОГО

ОБЩЕСТВА

Нездемковская Галина Вадимовна,

доктор педагогических наук, доцент, Федеральное Государственное Бюджетное, Научное Учреждение

«Институт, психолого-педагогических проблем детства РАО», г. Москва

DEVELOPMENT OF ETHNOPEDAGOGICS IN THE CONDITIONS OF POLYCULTURAL RUSSIAN SOCIETY

Nezdemkovskaya Galina Vadimovna, doctor of pedagogical sciences, associate professor, Federal State Budgetary Scientific institution "Institute psychology and pedagogical problems of the childhood RAO", Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье обосновывается актуальность рассматриваемой проблемы; раскрывается сущность этнопедаго-гики как молодой развивающейся отрасли гуманитарного знания; рассматриваются научные понятия: «этнопеда-гогика», «народная педагогика», «традиционное народное воспитание», «этническое воспитание» и др. Статья представляет интерес как для ученых, занимающихся данной проблемой, так и для педагогов системы образования, поскольку может помочь им в повышении профессионально-педагогического уровня, в работе с детьми и молодежью в многонациональных коллективах.

ABSTRACT

Relevance of the considered problem locates in article; the essence of ethnopedagogics as the young developing branch of humanitarian knowledge reveals; scientific concepts are considered: "ethnopedagogics", "national pedagogics", "traditional national education", "ethnic education", etc. Article is of interest as to the scientists dealing with this problem and to teachers of an education system as can help them with increase of professional and pedagogical level, with work with children and youth in multinational collectives.

Ключевые слова: Этнопедагогика. Народная педагогика. Традиционное народное воспитание. Этническое воспитание. Этнопедагогические знания. Этнопедагогизация.

Keywords: Ethnopedagogics. National pedagogics. Traditional national education. Ethnic education. Ethnopedagogical knowledge. Etnopedagogization.

Глобализация, образование культурного сообщества, технический и социально-экономический прогресс предъявляют новые требования к системе непрерывного образования, которые приводят все многообразие культур к выравниванию и однородности, разрушению их самобытности.

Государство, лишившись коммунистической идеологии, утратило бывшие идеалы и ценности, что породило у некоторой части россиян бездуховность, социальную апатию, ксенофобию, нетерпимость к представителям других этносов и их культурам.

К тому же этнические факторы: стереотипы поведения, религиозные различия, неуважение мигрантов к обычаям и традициям коренного населения, а также, наоборот, неприятие коренным населением обычаев и традиций вынужденных переселенцев стали одним из наиболее значимых источников конфликтов на межнациональной почве.

В свете вышесказанного, перед поликультурным российским обществом и системой образования стоят ряд сложных задач: сплочение этнически разнообразного российского общества, объединенного едиными ценностями; приобщения детей и молодежи к русскому языку и

к русской культуре, воспитания уважения и бережного отношения к своему родному языку и родной культуре, привитие, как детям, так и взрослым культуры межнационального общения.

Их решение во многом зависит от этнопедагогики, которая приобретает актуальное значение непосредственно в сфере национальной политики государства, а также в сфере организации образования. Этнопедагогиче-ские аспекты образования - зона пересечения различных, нередко полярных, интересов. Государство заинтересовано, чтобы система образования была инструментом не только образования, но и политической консолидации этнически разнородного населения.

Как показывает практика, ни период застоя, ни перестройка, ни реформы нашего времени не внесли заметного улучшения в теорию и практику воспитания, гармонизацию межнациональных отношений. Мы объясняем это тем, что, на наш взгляд, ни общество, ни государство, ни органы народного образования еще не осознали роль и значение традиционных народных педагогических знаний, богатого воспитательного потенциала народной культуры в образовании детей и молодежи современности. Между тем, этнопедагогика, объектом изучения которой являются эти знания, содержит веками проверенные знания, средства, методы и приемы приобщения детей и молодежи к родной культуре, традиционным народным ценностям, правила и нормы существования человека в поликультурном обществе.

Этнопедагогика молодая развивающаяся наука, требующая государственной поддержки. Но ей, на наш взгляд, в настоящее время не уделяется соответствующего внимания. Об этом свидетельствуют такие факты: отсутствие целевой государственной поддержки научных исследований в области этнопедагогики; в ряде высших и средних педагогических учебных заведений этнопедагогика изучается как «дисциплина по выбору»; на факультетах и курсах повышения квалификации, за редким исключением, осуществляется подготовка педагогических кадров в этом направлении; в учебных программах учреждений системы образования недостаточно отражен этнопе-дагогический компонент.

Необходимо отметить, что беседы с педагогами-практиками свидетельствует о том, что они слабо разбираются в основных вопросах этнопедагогики. В большинстве своем они не видят разницы между «этнопедагоги-кой» и «народной педагогикой», не знают, как можно использовать прогрессивный традиционный народный опыт воспитания в своей педагогической деятельности. Вместе с тем, они подчеркивают острую потребность в эт-нопедагогических знаниях.

Итак, что же представляет собой этнопедагогика как наука. На основе изучения работ В.Ф. Афанасьева, А.Л. Бугаевой, Г.Н. Волкова, Б.М. Бим-Бада, Л.Н. Бережновой, М.В. Богуславского, Р.В. Вендровской, А.Н. Джуринского, С.Ф. Егорова, Б.Г. Корнетова, В.В. Краевского, А.И., Писку-нова, К.Ж Кожахметовой, И.Л. Набок, В.И. Щеглова, В.С. Кукушина, Я.И. Ханбикова, Ф.Г. Ялалова и др. была выявлена сущность этнопедагогики как междисциплинарной отрасли гуманитарного знания, ее значение в воспитании детей и молодежи.

Этнопедагогика молодая отрасль системы гуманитарного знания, но ее корни уходят в глубокую древность.

Как самостоятельная научная дисциплина она определилась в системе педагогических наук в России в 70-х годах XX века, ее основоположником является академик Г.Н. Волков. Выделение этнопедагогики в самостоятельную отрасль специфического педагогического знания - закономерный процесс, вызванный существованием таких феноменов как народная культура и народная педагогика. Объективной предпосылкой для этого послужило наличие огромного объема теоретического и практического материала по их исследованию.

По определению Г.Н. Волкова, этнопедагогика -наука, изучающая народную культуру и народную педагогику с целью выявления общих закономерностей их становления и развития и возможностей использования в современных учебно-воспитательных системах. По его мнению, объектом этнопедагогики является народная культура и народная педагогика как объект реального мира, реально существующей действительности. Предмет этнопедагогики - место и функции народной педагогики в современном обучении и воспитании [1, с. 5].

В целях устранения неоднозначности толкования научных понятий: «этнопедагогика», «этническое воспитание», «народная педагогика», нами были сделаны следующие уточнения.

С появлением термина «этнопедагогика» некоторые ученые, а также большинство практиков стали отождествлять понятия «этнопедагогика» и «народная педагогика». Основное различие между этими научными понятиями определил академик Волков Г.Н.: «...народная педагогика имеет отношение к опыту, его описанию, этнопедагогика - сфера теоретической мысли, сфера науки [1, с. 16].

Вместе с тем, народная педагогика это совокупность педагогических идей и воспитательного опыта, выработанных этническими общностями на протяжении всей своей истории и отложившихся в устном народном творчестве, традициях, обычаях, обрядах, играх, этнографических и исторических материалах.

Этнопедагогика как междисциплинарная отрасль системы гуманитарного знания изучает народную культуру и народную педагогику для использования их прогрессивного воспитательного потенциала в современном воспитании и обучении, прежде всего, в условиях полиэт-ничного российского государства. В своем историческом развитии она призвана служить совершенствованию государственной образовательной политики. Цель этнопедагогики- формирование человека как представителя определенного этноса, тогда как общая педагогика нацелена на формирование личности человека без учета его этнической принадлежности.

По нашему мнению, изучение этнопедагогики должно быть направлено на решение таких задач:

- усвоение теоретических основ этнопедагогики; знаний о традиционном народном воспитании, позволяющих педагогам на их основе эффективно строить учебно - воспитательную работу с детьми;

- познание творческой взаимообогащающей взаимосвязи народной педагогики и педагогических идей выдающихся педагогов;

- приобретение знаний об обогащающей роли народной педагогики и народной культуры в совершенствовании обучения и воспитания подрастающего поколения на современном этапе;

- овладение умениями и навыками работы с детьми в условиях многонациональных коллективов на принципах толерантности, уважения к родной культуре и культурам других народов;

- развитие самообразовательных умений по изучению источников этнопедагогики, их анализу и формированию у педагогов методов и приемов интеграции прогрессивных традиционных народных знаний о воспитании и обучении детей в современный образовательный процесс. Многие педагоги не понимают также значения научных понятий: «традиционное народное воспитание», «этническое воспитание». По нашему мнению, этническое воспитание - это процесс приобщения человека к родной культуре, формирования этнического самосознания, этнической идентичности, традиционных норм и правил поведения этнического социума.

Традиционное народное воспитание включает в себя как общие (т.е. инвариативные) для многих народов структурные элементы и содержательные компоненты: идеал человека, цель воспитания, воспитательные традиции, методы и средства обучения и воспитания: обычаи, традиции, фольклор, игры, праздники и др.; факторы обучения и воспитания: труд, игры, окружающая среда и др.; методы этнического обучения и воспитания и т.д., так и такие компоненты (варианты), которые отражают национальную самобытность конкретного этноса, специфику этнического воспитания. Например, различные вариации посвящения мальчиков во взрослую жизнь, различный набор личностных качеств харизматических и культурных героев, способы разрешения конфликтов и др. Этническое воспитание направлено на формирование того особенного, что отличает один этнос от другого. Оно формирует этническое самосознание, этническую идентичность, чувство гордости за свой этнос. В процессе этнического воспитания осуществляется сохранение и воспроизведение этнической самобытности, освоение этносоциальных ролей, культуры, языка представителя этнической общности на основе преемственности поколений с учетом изменившихся условий. Самобытность любого этноса обусловливается средой его обитания, историческими условиями формирования этноса, что на практике проявляется в особенностях материальной и духовной культуры каждой этнической общности. Она может также проявиться в том, что общие для всех народов нормы поведения и общения зачастую имеют различные формы выражения. Самобытность не следует смешивать с национальной исключительностью, которая представляет собой проявление гипертрофированного национального чувства, выражает идею национального превосходства.

Мы полагаем, что в этническом воспитании каждого конкретного народа присутствуют конкретные этнические доминанты воспитания и образования зависящие от следующих факторов:

• ландшафта, климата, биологических и химико-биологических влияний среды обитания;

• истории народа, языковых особенностей, психологических особенностей того или иного этноса, включающие преобладающий темперамент и предпочтительные способы разрешения конфликтов;

• харизматических и культурных героев, присущих данному этносу;

• преобладающего социального устройства, ведущей деятельности по жизнеобеспечению;

• традиций, обычаев, нравов, правил и норм поведения, отраженных в культуре народа;

• внешнеполитического окружения и экономических

связей, а также целого ряда иных факторов. Этнопедагогика представлена этнопедагогиче-скими знаниями. Этнопедагогические знания - это одно из ведущих научных понятий этнопедагогики. Этнопедагогические знания - это знания о культуре определенной этнической общности; о действительности и общей этнической картине мира; о сущности и содержании сложной системы родственных отношений, этносоциальных ролей и их значении в регулировании отношений между субъектами этнической общности; о цели, содержании, методах и средствах традиционного народного воспитания этносов. Этнопедагогические знания собраны в логическую систему с помощью таких элементов, как факты, идеи, гипотезы, теории и др., что этнопедагогике свойственно поступательное развитие: от простых форм научных знаний до самых сложных.

Ведущим принципом организации современного образовательного пространства школы на идеях традиционных культур воспитания, реализации этнопедагогиче-ских знаний является этнопедагогизация. Г.Н. Волков рассматривает этнопедагогизацию целостного воспитательного процесса как естественно организованного процесса интеграции традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду (этнопедагогическое пространство) [1, с. 4]. Но при этом требуется избежать существующих крайностей - недооценки как этнической (в одних случаях), так и общепедагогической (инвариантной) сторон учебно-воспитательного процесса. Для этих целей и используется эт-нопедагогический компонент, который кроме его содержания - элементов этнической культуры (народные игры, игрушки, праздники, фольклор и т.д.), должен учитывать и использовать также особенности механизмов включения этого компонента в учебно-воспитательный процесс [3, с. 24].

Как показало наше исследование, отечественная этнопедагогика изначально развивалась в тесном взаимодействии со смежными научными областями - историей, философией, психологией, этнографией, социологией, педагогикой и др. По мнению российских ученых без их развития, в том числе и этнопедагогики, невозможно было бы решение таких важных социальных, культурных задач как сохранение и развитие русского национального самосознания, формирование русского национального характера, утверждение равных, гуманных отношений между представителями разных народов, населяющих Россию. При этом задачи практического применения этнопедаго-гических знаний на пользу развития отечественного образования страны, народа преобладали над интересами теоретического осмысления.

Этнопедагогика исследует всю совокупность взаимодействия человека с этнической и культурной средой, имеет в поле своего внимания различные стороны данных взаимодействий, поэтому можно утверждать, что она, зародившись в русле философии, затем педагогики,

постепенно приобретала черты междисциплинарной отрасли научного знания.

Значимость этнопедагогики обусловлена, прежде всего, тем, что в ней интегрированы гуманитарные научные знания, которые позволяют формировать комплексное системное представление о человеке как объекте эт-нопедагогического воздействия.

Исторические функции этнопедагогики состоят в том, чтобы быть одним из основных механизмов сохранения этнической общности и средством формирования этнической идентичности; сохранять прогрессивный воспитательный потенциал народной педагогики, передавать его последующим поколениям и воспроизводить его в современном условиях; быть средством приобщения к родному языку и родной культуре.

В настоящее время объективные потребности социально-политической, культурной и образовательной практики дополнили этнопедагогику новыми функциями: объединять полиэтничное российское общество на основе единых духовных ценностей, в том числе и традиционных; формировать российскую идентичность и культуру межнационального общения; приобщать детей и молодежь не только к родному языку и родной культуре, но и к русскому языку и русской культуре как культуре государ-ствообразующего народа.

По всеобщему мнению ученых, одна из важных задач этнопедагогики сегодня - это учет образовательных интересов представителей отдельных этнических групп, которые в процессе интеграции в поликультурном государстве столкнулись с опасностью утраты родного языка, самобытной народной культуры, этнического самосознания. Но вместе с тем, перед страной встает важная задача использования системы образования в целях объединения России, на основе государственного языка, национальной культуры, единых духовно-нравственных ценностей, толерантности, уважения к другим народам и их культурам.

В настоящее время осуществляются попытки этно-педагогизации учебно-воспитательного процесса учреждений образования. Сегодня в регионах через возрождение народных традиций, обычаев пытаются формировать у детей и молодежи традиционные духовные ценности: мир, природу, красоту, гуманность и др., воспитывать толерантность. Но эта работа пока носит бессистемный, эпизодический характер и полностью зависит от инициативы и творчества руководителей учреждений системы образования и педагогов.

Россия с самого своего зарождения складывалась как полиэтничное образование и в течение веков в ее составе мирно сосуществовали различные этнические общности со своими самобытными и неповторимыми культурами. В третьем тысячелетии наше общество стоит перед выбором: быть ли многообразию культур или превратиться в безликое общество с единой общечеловеческой культурой. Это зависит от многих факторов: социо-поли-тических, экономических и др. и, прежде всего, от системы образования, где этнопедагогика должна занять ведущее место в сохранении этнических культур.

Литература

1. Волков, Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса / Г.Н. Волков. - М.: Гос-НИИ семьи и воспитания, 2001. - 160 с.

2. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000, -304 с.

3. Теория и история игры. Выпуск 2 / Отв. Ред. В.М.Григорьев, С.В. Григорьев. - М.: ОДИ-International,2002.

4. Кукушкин В.С. Этнопедагогика. Учебное пособие. -М.: Издательство Московского психолого - соцаль-ного института; Воронеж.,2002. - 304 с..

ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В РАЗВИТИИ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО

ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА С МАТЕРЬЮ

Одинокова Галина Юрьевна

старший научный сотрудник, Груничева Светлана Ивановна Данилевская Ирина Петровна научные сотрудники, Иванова Марина Михайловна

научный сотрудник. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение, «Институт кор-

рекционной педагогики Российской академии образования», г. Москва

OVERCOMING OBSTACLES IN THE COMMUNICATION BETWEEN MOTHER AND YOUNG CHILD WITH DOWN SYNDROME Odinokova Galina, Senior researcher, Grunicheva Svetlana, Research assistant, Danilevskaya Irina, Research assistant, Ivanova Marina, Research assistant. Institute of Special Education, Russian Academy of Education, Moscow АННОТАЦИЯ

Представлены результаты исследования общения в паре «мать-ребенок». Выделенные признаки нарушения развития общения наблюдались более чем у половины детей раннего возраста с синдромом Дауна. Содержательный анализ признаков нарушения с точки зрения потребностей и мотивов общения ребенка выявил, что в основе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.