Научная статья на тему 'ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ КОНЦА XX ВВ'

ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ КОНЦА XX ВВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТОЛЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чепсаракова Наталья Ильдаровна

Статья посвящена обзору и анализу понятия «полиэтническая образовательная среда» и близких её понятий в работах отечественных педагогов конца XX - начала XXI вв. В статье освящается содержательная часть генезиса определения понятия «полиэтническая образовательная среда»; рассматриваются социально значимые вопросы развития поликультурной личности в условиях многонационального общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTI-ETHNIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE WORKS OF DOMESTIC TEACHERS OF THE END OF THE 20TH CENTURY.

The article is devoted to the review and analysis of the concept of "multi-ethnic educational environment" and its close concepts in the works of Russian teachers of the late XX-early XXI centuries. The article highlights the content part of the genesis of the definition of the concept of "multi-ethnic educational environment"; the socially significant issues of the development of a multicultural personality in a multinational society are considered.

Текст научной работы на тему «ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ КОНЦА XX ВВ»

Студентам нравиться брать на себя «риск», когда есть возможность общения в парах и они полагают, что партнер сможет помочь им быть более сосредоточенным в учебе и сможет уловить обсуждаемую идею. Более того, обучающие уверены, что парная работа способствует тому, чтобы они были активными участниками процесса. Через эту работу студенты могут продемонстрировать свои лингвистические достижения друг перед другом.

В парной работе, однако, нельзя не учитывать личные отношения партнеров, уровень их культуры. Культурные и этические нормы могут создать дистанцию между говорящими и вызвать напряжение, затруднив диалог [6, с. 157].

Выводы. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что практический опыт и постоянное отслеживание публикаций по этой теме показывают, что технология обучения диалогу в парах способствует повышению эффективности овладения иностранным языком, повышает мотивацию у студентов, а также отражается на результатах их учебной деятельности.

Литература:

1. Егорова Л.В., Зайцева С.С. Активный и пассивный вокабуляр в преподавании английского языка студентам вуза // В сборнике: Профессиональное лингвообразование. Материалы тринадцатой международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 28-32.

2. Ипатова И.С., Савина А.А., Коларькова О.Г. О частностях обучения нормам речевого этикета в деловом общении // В сборнике: Профессиональное лингвообразование. Материалы тринадцатой международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 360-367.

3. Корнилова Е.С., Орлова Л.Г. Повышение эффективности работы с лексикой на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе // В сборнике: ВЕЛИКИЕ РЕКИ' 2019. Труды научного конгресса 21-го Международного научно-промышленного форума: в 3-х томах. - 2019. - С. 259-261.

4. Ланская И.А. Роль коммуникативной ситуации в речевом общении // В сборнике: Филологические знания на современном этапе // Курганский государственный университет. - Курган, 2015. - С. 159-162.

5. Орлова Л.Г., Корнилова Е.С. Обучение студентов иностранному языку в группе с разным уровнем подготовки // В сборнике: Проблемы использования и инновационного развития внутренних водных путей в бассейнах великих рек. Труды международного научно-промышленного форума. - 2016. - С. 154.

6. Соколова Е.Г. Обучение культуре иноязычного профессионального общения студентов неязыковых вузов // В сборнике: Проблемы использования и инновационного развития внутренних водных путей в бассейнах великих рек. Труды международного научно-промышленного форума. - 2016. - С. 157.

7. Соловьева О.Б., Соколова Е.Г. Проблемы иноязычного общения и безопасность морского судоходства // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. - 2013. - № 35. - С. 194-197.

8. Храмова Ю.Н., Хайруллин Р.Д. Технологии обучения говорению студентов неязыковых вузов на начальном этапе // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-3. - С. 263-266.

9. Храмова Ю.Н., Хайруллин Р.Д. Использование практико-ориентированных форм и методов обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза // Педагогический вестник. - 2019. - № 7. - С. 65-67.

10. Храмова Ю.Н., Хайруллин Р.Д. Способы реализации коммуникативной направленности обучения иностранному языку студента неязыкового вуза // В сборнике: Профессиональное лингвообразование. Материалы четырнадцатой международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2020. - С. 358-361.

11. Baleghizadeh, S. (2010). The effect of pair-work on a word-building task. ELT Journal, 64(4), P. 405-413.

Педагогика

УДК 37.013.46

аспирант Чепсаракова Наталья Ильдаровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова» (г. Абакан)

ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ

КОНЦА XX ВВ.

Аннотация. Статья посвящена обзору и анализу понятия «полиэтническая образовательная среда» и близких её понятий в работах отечественных педагогов конца XX - начала XXI вв. В статье освящается содержательная часть генезиса определения понятия «полиэтническая образовательная среда»; рассматриваются социально значимые вопросы развития поликультурной личности в условиях многонационального общества.

Ключевые слова: полиэтническая образовательная среда, поликультурная среда, полиэтническая культура, толерантное поведение, формирование личности.

Annotation. The article is devoted to the review and analysis of the concept of "multi-ethnic educational environment" and its close concepts in the works of Russian teachers of the late XX-early XXI centuries. The article highlights the content part of the genesis of the definition of the concept of "multi-ethnic educational environment"; the socially significant issues of the development of a multicultural personality in a multinational society are considered.

Keywords: multi-ethnic educational environment, multicultural environment, multi-ethnic culture, tolerant behavior, personality formation.

Введение. Российская Федерация, как и многие современные государства мира, по своей структуре является полиэтнической. На ее территории соседствуют и проживают более 160 этносов, из числа которых 45 относятся к коренным малочисленным народам. Многонациональность российских субъектов - неотъемлемый фактор, учет которого необходим при определении тактики и стратегии образовательной региональной политики. Образовательное пространство Кемеровской области - Кузбасса формируется в рамках исторически сложившегося сосуществования коренного малочисленного народа и других национальных групп.

На территории Кемеровской области проживают представители более 150 народов (наций, народностей, этнических групп). Большинство населения Кемеровской области составляют русские (2536646 человек).

Другими наиболее многочисленными этническими группами являются - татарская (40229 человек), немецкая (23125 человек), украинская (22156 человек), армянская (10669 человек), чувашская (9301 человек).

В регионе активно действуют национальные общественные объединения, национально-культурные центры, автономии, ассоциации, центры встреч, творческие национальные коллективы и т.д.

По данным Управления Министерства юстиции РФ по Кемеровской области-Кузбассу, на 01.12.2020 в регионе зарегистрировано 45 национальных общественных объединений, которые ставят своей задачей сохранение родного языка,

национальной культуры, традиций и обычаев, активно участвуют в социально-экономической, общественной, культурной и спортивной жизни области, оказывают благотворительную помощь пожилым гражданам и ветеранам, малообеспеченным семьям, детям сиротам, работают с детьми и молодежью.

Кузбасс сегодня - это партнерские межнациональные отношения, это многоцветная палитра этнокультурных, этнополитических и межконфессиональных связей, многообразие национального состава населения. Поступая в школу, дети-представители этих национальных групп несут с собой собственную, традиционно выстроенную систему этнических ценностных ориентаций. Вот почему, для образовательной практики Кемеровской области обращение к этнорегиональной парадигме приобретает особую значимость.

Унификация образования для двуязычных школьников, к сожалению, приводит к потере этнической самобытности, оторванности личности от национального архетипного прошлого, создает трудности для эффективного физического, интеллектуального, творческого развития [10, с. 9].

Трудно отрицать распространенную проблему большинства территорий с полиэтнической средой, где одной из основных причин социальной напряженности в обществе есть и остается многообразие культур и этносов, межконфликтное сосуществование разных этнических групп. Школа, учреждение дополнительного образования наиболее остро выявляют межэтнические противоречия, особенно в полиэтнической образовательной среде.

Доклад Международной комиссии по образованию для XXI в. подчеркивает, что одна из важнейших функций образования - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность [12, с. 214]. Создать условия, обеспечивающие распространение национальной культуры и формирование национального самосознания у новых поколений нации целесообразно через систему образования, которая обладает особенными возможностями по трансляции знаний о других народах, этносах.

К социальным и образовательным факторам относится не только рост этнической идентичности, повышенное внимание к сохранению и развитию этнических культур и языков, народных традиций, а также возрождение религиозных верований, что, в свою очередь, часто приводит к межэтническим и религиозным проблемам в такой многонациональной стране, как Российская Федерация. Активация вышеперечисленных факторов, развитие позитивных тенденций и, если возможно, уменьшение роста негативных факторов по мере возрождения наций, этнических групп и регионов - это новая социальная функция образования.

Изложение основного материала статьи. Идеи формирования современной личности в полиэтнической (поликультурной) среде, а также построения полиэтнической образовательной среды в учебных заведениях раскрыты во многих трудах отечественных ученых: Л.Н. Бережновой, Е.В. Бондаревской, Н.М. Борытко, С.Н. Вельгушевой, М.Л. Воловиковой, Б.3. Вульфова, О.В. Гукаленко, В.Н. Гурова, А.Я. Данилюка, Г.Д. Дмитриева, И.В. Колоколовой, Н.Б. Крыловой, В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Г.В. Палаткиной, Л.Л. Супруновой и др.

Ряд исследований посвящен проблемам этнопсихологии: формирования толерантного сознания и толерантных отношений, поведения (С.К. Бондырева, И.Б. Гриншпун, А.П. Садохин), воспитания толерантной личности через формирование культурной идентичности (Е.Н. Дворникова), этническому самосознанию разных этносов (Е.М. Аджиева, А.А. Иванова, Ф.С. Эфендиев), этнопсихологических особенностей различных этносов (В.С. Мукаева, А.С. Обухова, Ф.С. Эфендиев).

Имеются исследования, посвященные проблемам приобщения молодого поколения к ценностям, созданным различными народами и этносами (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо); воспитания уважения национального достоинства культур, особенностей исторического и психологического развития представителей разных народов (В.Г. Белинский, П.П. Блонский, А.И. Герцен, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий); развития диалога и взаимовлияния этнических культур (М.М. Бахтин, В.С. Библер); развития культуры народов России (Р.Г. Абдулатипов, Ю.В. Арутюнян, Э.А. Багромов, Ю.В. Бромлей, З.Т. Гасанов, Г.Д. Дмитриев, Л.М. Дробижева); взаимоотношения представителей различных культур (Дж. Бэнке, Н.Б. Крылова, М. Уолцер, К. Цюрхер). В теоретическом плане исследования опираются на фундаментальные идеи: концепции мира и человека в мире (М.М. Бахтин); мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников (Р. Люсиер, Г.В. Палаткина, Я. Пей, А.В. Шафикова); педагогические возможности этнокультуры в мультикультурном образовании (Д.С. Батарчук); психолого-педагогическое сопровождение развития поликультурной личности (Р.Х. Кузнецова); школа диалога культур (В.С. Библер); теории полисубъектности в образовании (А.В. Брушлинский, В.И. Слободчиков, Б.А. Сословский и др.).

В целом, под полиэтнической образовательной средой следует понимать «часть образовательной среды какого-либо учебного учреждения, представляющую собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей иные этнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей» [5, с. 36]. Вследствие этого образовательная среда должна, с одной стороны, содействовать тому, чтобы учащийся осознал свои корни и тем самым был мотивирован на изучение собственной истории, культуры и языка, самоидентифицировал себя как часть этноса, нации, а с другой - прививать ему понимание и уважение к другим культурам. Необходимо спроектировать и развивать полиэтническую образовательную среду, являющейся частью образовательной среды в целом.

Определение полиэтнической образовательной среды, ее характеристики, пути развития этнокультурной толерантности и сглаживание межэтнических противоречий раскрыты в работах Л.Н. Бережновой, Н.М. Борытко, Г.Н. Волкова, Т.В. Поштаревой.

Так, под полиэтнической образовательной средой Бережнова Л.Н. понимает форму бытия в едином геоисторическом пространстве, многомерное социокультурное явление, которое ориентирует человека на взаимодействие, посредством которого он определяет значимые для себя связи и выстраивает иерархию избирательных отношений к миру в процессе решения образовательных задач [2, с. 120]. Согласно выводам Бережновой Л.Н. не любая полиэтническая (поликультурная) образовательная среда сегодня может отвечать предъявляемым требованиям современности с позиции общечеловеческих ценностей и условий. Образовательная среда - это специально организованная совокупность условий. Поэтому развитие системы образования на основе народной педагогики, социально этнических идеалов народа - один из главных путей ее обновления и соответствия.

Поштарева Т.В., основываясь на анализе исследований, посвященных проблемам осмысления и описания образовательной среды (Г.А. Ковалев, С.В. Тарасов, В.А. Ясвин и др.), выделяет структурные компоненты полиэтнической образовательной среды: пространственно-семантический; коммуникационно-организационный; содержательно-методический. Функциями полиэтнической образовательной среды выступают этнокультурное просвещение, ценностно-ориентационная и креативная функции, а также функции этнокультурного самосохранения, социальной адаптации и креативная функция [8, с. 21].

А.А. Еромасова, Р.А. Кутбиддинова подчеркивают, что полиэтническая образовательная среда является полидисциплинарным объектом исследования, в том числе объектом психолого-педагогического исследования. С точки зрения педагогического исследования, в полиэтнической образовательной среде изучается сам педагогический процесс: закономерности и принципы обучения и воспитания; содержание общего образования, методы и средства обучения, а также формы организации учебного процесса, как в школе, так и в вузе [13, с. 175].

Любая этническая группа имеет свои психофизиологические особенности развития, свой уникальный менталитет, без учета которых невозможно организовать полноценное обучение и развитие личности.

Основными характеристиками полиэтнической образовательной среды, по мнению исследователей Л.Н. Бережновой, Н.М. Борытко, Г.Н. Волкова, являются - ориентация на гуманистические ценности в развитии индивидуальности каждого обучающегося; защита прав личности на образование; обеспечение свободы выбора образовательного пути для всех обучающихся; формирование у обучающегося готовности к сохранению и воспроизводству культуры; раскрытие творческого потенциала субъектов образовательного процесса [2, 3, 4]. Помимо вышеперечисленных характеристик, компонентов и функций, которые осуществляются в полиэтнической образовательной среде, выделяется ряд специфичных особенностей: отражение в учебном материале гуманистических идей; использование языков науки, культуры и искусства как средств формирования этнокультурной компетентности; воспитание безопасной личности, т.е. личности, толерантной к этнокультурному разнообразию, с развитыми социально-ценностными потребностями в миротворческой, созидательной деятельности, личности с позитивными моделями поведения; превращение образовательного учреждения в открытую социально-педагогическую систему, способствующую интеграции молодого поколения в полиэтническую среду и др. [7, с. 59].

Основными функциями полиэтнической образовательной среды являются: этнокультурное просвещение; ценностно ориентационная функция; функция этнокультурного самосохранения; функция социальной адаптации; креативная функция [7, с. 60].

Близкими к понятию полиэтнической образовательной среды являются понятия: «поликультурная образовательная среда» [9, с. 15], «этнокультурная образовательная среда», «поликультурное образование», «полиэтническое образование», «многокультурное образование» [7, с. 59], «мультикультурное образование», которые в своей совокупности отражают содержание и специфику полиэтнической образовательной среды.

Так, в статье А.А Еромасовой, Р.А. Кутбиддиновой определение «поликультурная образовательная среда студентов» представляет собой «духовно насыщенную атмосферу деловых и межличностных контактов, обусловливающую кругозор, стиль мышления и поведения, включенных в нее субъектов и стимулирующую в них потребность приобщения к общенациональным и общечеловеческим духовным ценностям; учреждение с многокультурным контингентом, включающим разновозрастной, многонациональный и разноконфессиональный профессорско-преподавательский и студенческий состав, призванный удовлетворить образовательные, социокультурные и адаптивные потребности обучающихся» [9, с. 4]. Поликультурное образование предполагает стирание национальных различий между этносами, оно создает основу для взаимообогащения культур в учебно-воспитательном процессе.

Этнокультурная образовательная среда, по мнению Л.И. Лурье, «призвана сохранить в себе две тенденции, важные для полноценного развития личности: осознание национальной культуры своего народа и стремление войти с этой культурой в мировой цивилизационный процесс» [6, с. 173].

Полиэтническая и поликультурная среда трактуется как способ существования, общения и деятельности людей, принадлежащих к различным нациям, этносам и народностям. Эти процессы определены социальным пространством и временем, конкретно-историческими и географическими условиями, формирующими человека как субъекта этнического самосознания и культуры.

Полиэтническое (поликультурное) образование трактуется как реализующее языковые и культурные ресурсы процесса с целевой доминантой на подготовку индивида к общественной реальности, а также на формировании межкультурного взаимопонимания [1, с. 194].

В некоторых исследованиях научного сообщества определения «полиэтнический» и «поликультурный» рассматриваются и трактуются как синонимичные.

Опираясь на вышеизложенное, Герасимова Т.Л. делает вывод, что полиэтническая и поликультурная среда -неотъемлемая и неконтролируемая часть современного общества [11, с. 225].

Анализ научных точек зрения на понятие «полиэтническая образовательная среда» и родственных ему 176 понятий «поликультурная образовательная среда», «поликультурное образование», «полиэтническое образование», «многокультурное образование», «мультикультурное образование» позволяет сделать вывод о том, что полиэтническая образовательная среда вооружает человека этноориентированными знаниями, умениями и навыками, способствующими дальнейшей эффективной адаптации личности к полиэтнической среде и интеграции в современное общемировое культурно образовательное пространство [13, с. 175].

Таким образом, при организации образовательно-воспитательной деятельности необходимо учитывать культурные особенности всех его участников для облегчения и успешного усвоения учебной деятельности и формирования этнокультурной и межкультурной компетенции, направленной на гармонизацию межнациональных отношений и профилактику межкультурной конфликтности в обществе.

Основными идеями, представленными авторами многочисленных исследований, как теоретических, так и практических, являются: формирование у воспитанников необходимых для будущей самостоятельной жизни в полиэтническом (поликультурном) пространстве толерантности взглядов, суждений, признания и развития культурного плюрализма, «этносоциальной зрелости», комплексного осваивания этнокультурного пространства, становление положительной этнической идентификации как основы развития поликультурной личности, расширение этнокультурной образованности, развитие у учащихся способности к позитивному взаимодействию с мультикультурной средой и проявлению этнотолерантности, оказание учащимся помощи в их самоопределении в полиэтнической образовательной среде. Все это в совокупности обеспечивает условия для личностного роста индивида.

Следовательно, предпринятый анализ научных трудов приводит к выводу о том, что возникновение и становление понятия «полиэтническая образовательная среда» отражает и характеризует современную социокультурную реальность регионов Российской Федерации, которые и являются многонациональной полиэтнической средой.

Выводы. Проведенный обзор имеющихся научных публикаций и литературы исследования показывает, что полиэтническая образовательная среда в трудах отечественных педагогов конца XX - начала XXI вв. является неотъемлемой частью условий развития личности, сохраняющей свою этническую идентичность, стремящейся к пониманию других этнокультур, этносистем, уважающей иные этнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей. Полиэтническая образовательная среда служит предпосылкой для формирования этнической толерантности личности, предпосылкой сохранения разнообразия культур, этносов, религий,

исторического права на различие, несходства и важности этнической принадлежности, это пространство позитивного образовательного взаимодействия индивидов, групп, представляющих разные этносы. Учет полиэтнической образовательной среды и ее потенциала необходим для полноценной поддержки современного образовательного процесса.

Литература:

1. Афанасьева, А.Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования /

A.Б. Афанасьева // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 3. - С. 189-195.

2. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. - Москва: Академия, 2007. - 240 с.

3. Борытко, Н.М. Педагогика: учеб. пособие / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под редакцией Н.М. Борытко. - Москва: Академия, 2007. - 496 с. - ISBN 978-5-7695-3308-2.

4. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учебник / Г.Н. Волков. - Москва: Академия, 1999. - 168 с. - IBSN 5-7695-0413-7.

5. Гуров, В.Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учеб. пособие /

B.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина, и др.; под общ. ред. В.Н. Гурова. - Москва: Педагогическое общество России, 2004. - 234 с. - ISBN 5-93134-253-2.

6. Лурье, Л.И. Моделирование региональных образовательных систем: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям 031000 (050706) - педагогика и психология / Л.И. Лурье. - Москва: Гардарики, 2006. - 287 с. - ISBN 58297-0288-6.

7. Поштарева, Т.В. Особенности образования в этнически разнообразной среде / Т.В. Поштарева // Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 6. - С. 59-60.

8. Поштарева, Т.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Т.В. Поштарева. - Ставрополь, 2009. - 393 с.

9. Пугачева, Е.А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Е.А. Пугачева. - Нижний Новгород, 2008 - 251 с.

10. Чайковская, Е.Н. Приступая к созданию региональной образовательной сети /сб. статей «Этнорегиональное образование как поле научного поиска (теория и практика)» / под ред. Е.Н. Чайковской и Н.А. Сандыковой. - Новосибирск, Новокузнецк, Таштагол, 2010. - 125 с.

11. eLIBRARY.RU: научная электронная библиотека: сайт, https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36746050 (дата обращения: 09.02.2021). пользователей. - Текст: электронный (Герасименко)

12. eLIBRARY.RU: научная электронная библиотека: сайт https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32732955 (дата обращения: 09.02.2021). пользователей. - Текст: электронный (Кулеш)

13. eLIBRARY.RU: научная электронная библиотека: сайт, https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13611047 (дата обращения: 09.02.2021). пользователей. - Текст: электронный (Кутбиддинова, Еромасова)

- Москва, 2000.

- Режим доступа: для

- Москва, 2000.

- Режим доступа: для

- Москва, 2000.

- Режим доступа: для

- URL: зарегистрир.

- URL: зарегистрир.

- URL: зарегистрир.

Педагогика

УДК 371.31:378

кандидат педагогических наук, доцент Чердынцева Евгения Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); кандидат медицинских наук, доцент Якубенко Оксана Витальевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); кандидат педагогических наук, доцент Фролова Полина Ивановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического исследования о взаимосвязи различных нарушений физического здоровья обучающихся и дистанционного образования. Анализ данных проведенного нами эмпирического исследования подтверждает, что полная цифровизация образовательного процесса оказывает негативное влияние на зрение, опорно-двигательный аппарат, двигательную активность и вызывает общее переутомление и физическую ослабленность организма обучающихся.

Ключевые слова: дистанционное обучение, обучающиеся, физическое здоровье, цифровизация.

Annоtation. The article presents the results of a theoretical study on the relationship between various disorders of physical health of students and distance education. The analysis of the data of our empirical research confirms that the complete digitalization of the educational process has a negative impact on vision, musculoskeletal apparatus, motor activity and causes general fatigue and physical weakness of the students body.

Keywords: distance learning, students, physical health, digitalization.

Введение. Появление в начале 2020 года в Российской Федерации новой коронавирусной инфекции привело к массовому переходу большинства образовательных организаций на удаленную форму работы с применением дистанционных технологий обучения. На пике пандемии дистанционное образование полностью заменило традиционное, что способствовало интенсивному развитию цифровых образовательных технологий. Это повлияло на все субъекты образовательного процесса.

У обучающихся произошла смена режима дня, что повлекло смену биоритмов с активностью в темное время суток и снижением активности в светлое время суток. Дистанционное образование и требование самоизоляции привели к ограничению межличностной коммуникации со сверстниками и усилению виртуального общения, активизации детей в социальных сетях, к гиподинамии, к ограничению влияния саногенных факторов окружающей среды. Существенно увеличилось количество времени, проводимое обучающимися за гаджетами в сравнении с нормами СанПиНа, ограничивающими применение ТСО в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.