Научная статья на тему 'Этнопедагогика в системе туристско-краеведческой деятельности'

Этнопедагогика в системе туристско-краеведческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнопедагогика / этнический туризм / патриотизм / проектная и исследовательская деятельность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Александра Александровна

Рассмотрены ресурсы этнопедагогики как средства воспитания патриотизма, развития умений исследовательской и проектной деятельности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогика в системе туристско-краеведческой деятельности»

ЭТНОПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. А. Соколова

ГБУ ДО Дворец творчества детей и молодежи Колпинского района Санкт-Петербурга;

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: falcones@list.ru

Аннотация. Рассмотрены ресурсы этнопедагогики как средства воспитания патриотизма, развития умений исследовательской и проектной деятельности школьников.

Ключевые слова: этнопедагогика, этнический туризм, патриотизм, проектная и исследовательская деятельность.

Этнопедагогика, согласно определению автора термина академика Российской академии образования Г. Н. Волкова,- междисциплинарная область научного знания на стыке философии, педагогики, этнографии, культурологии и этнопсихологии, которая изучает педагогику этнических общностей с целью выявления общих закономерностей их становления и развития, а также с целью определения возможностей использования богатого воспитательного потенциала народной педагогики в современных учебно-воспитательных системах. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути её использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций [2, с. 4.]. Л. Н. Бережнова рассматривает этнопедагогику как науку, изучающую традиционные системы воспитания, стереотипы поведения и ценности семьи, рода, этноса, нации[1].

Объект изучения этнопедагогики составляет народная педагогика (народная педагогическая культура) - часть традиционной духовной культуры этноса. Понятия этнопедагогика и народная педагогика смешивать не следует, равным образом как этнографию (этнологию) и этнос, культурологию и культуру. Вместе с тем, Г. В. Нездемковская рассматривает этнопедагоги-

ку как особую междисциплинарную отрасль научно-педагогического знания, «органично и естественно связанную с историей различных типов этнических общностей». В перечень предварительных условий, способствующих зарождению и развитию эт-нопедагогики, она включает:

- предпосылки антропологические (прямохождение, развитие речи, умственных и психофизических качеств и. др.);

- историко-педагогические (возникновение воспитания, появление письменности, открытие школ, зарождение научной педагогики в русле философии и др.);

- социокультурные (зарождение и развитие культуры в связи эволюцией этнических общностей: обычаев, традиций, фольклора, праздников, игр, ритуалов, церемоний, обрядов и т. д.);

- этнологические (этногенез, общий язык, самобытная этническая культура, этническое самосознание и др.)[3].

Приведенный список свидетельствует о том, что Г. В. Не-здемковская не видит необходимости проводить четкую границу между народной педагогикой и этнопедагогикой, с чем согласиться категорически нельзя. Поясним. В культурах традиционного типа знание существует в слове, фольклорномтексте, мотор-но-топологических схемах, которые могут не иметьсловесного описания [6], поэтому становление этнопедагогики, в отличие от народной педагогики, могло начаться только с появлением письменности, теоретического знания инауки как социального института. Этот процесс проявился в эпоху ранних государственных образований и активно шел в античное время и эпоху Просвещения, когда на смену мифологическим представлениям об окружающем мире пришли научные теории и модели, полученных опытным путем или посредством теоретических рассуждений и обобщений. В России расцвет научной мысли начался в XVIII в., но традиционная культура как система организации жизни крестьянского населения сохранялась вплоть до начала ХХ в.

Развитие этнопедагогики органично связано с развитием педагогической науки и других гуманитарных дисциплин - этнографии, этнопсихологии, культурологии, а начальный этап - со становлением науки и первыми опытами теоретического осмысления окружающей действительности. Большой вклад в развитие этнопедагогики в России внесли работы педагога К. Д. Ушин-

ского и врача Е. А. Покровского, автора сборника «Детские игры преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, педагогией и гигиеной)» (1895 г.), филолога Г. С. Виноградова, собирателя и исследователя детского фольклора, посвятившего ряд публикаций родиноведению. Большое внимание народным играм уделено в педагогических системах А. С. Макаренко и В. А. Су-хомлинского. Чрезвычайно актуальны в настоящее времяпред-ставления Сухомлинского об источниках народного патриотизма: материнская и отцовская любовь, колыбельная песня, родной язык, картины родной природы, требующее труда отцовское плодородное поле, история родного народа, мир наших предков, исторические судьбы других народов[8].

Сейчас этнопедагогика активно развивается в Чувашии - на базе научного наследия Г. Н. Волкова, в республиках Северного Кавказа, в регионах Сибири, что наглядно демонстрирует география публикаций [7, с. 65-67]. В Санкт-Петербурге исследования этнопедагогической направленности ведутся в Академии последипломного образования (СПБАППО) и в Институте народов Севера Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, где действует специализированная кафедра этнопедагогики, а также во многих учреждениях дополнительного образования.

Использование воспитательного потенциала народной педагогики в современных учебно-воспитательных системах способствует выполнению требований, содержащихся в стандартах начального и основного общего образования. Эти документы стали основой для внедрения этнопедагогики в систему работы образовательных учреждений [4]. Так, в Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) заложены следующие требования и личностные результаты освоения ООП:

- сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации;

- овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

- развитие национального самосознания, формирование ценностей, опирающихся на многонациональную российскую культуру, гуманистических ценностных ориентаций;

- воспитание целостного, духовно-нравственного мировоззрения, осознания единства культур и народов.

Согласно Федеральному государственному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО) личностные результаты освоения ООП включают патриотизм и чувство гордости за свой край.

Внерение элементов праздничной обрядности и народных игр в занятия по дополнительным общеобразовательным обще-развивающим программам, нацеленным на изучение географии и истории своего края, народных традиций, значительно повышают мотивированность учащихся, создают положительный эмоциональный фон. Наиболее успешно используется педагогический потенциал народных игр в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах, реализуемых на базе краеведческих музеев, особенно если они имеют ярко выраженную этнографическую (фольклорную) составляющую. Использование игр и праздничной обрядности как средств народной педагогики обеспечивает:

- неформальность содержания и организации образовательного процесса (задания имеют занимательный характер, в занятия включаются народные игры, песни, инсценировки и пр.);

- тесную связь с практикой (полученные знания и умения используются при подготовке сценариев туристских слетов, экскурсий, календарных праздников).

Успешная работа педагога над созданием проекта народного праздника, игры обеспечивает:

- нацеленность на конечный результат - получение конкретного персонального продукта;

- развитие умений и навыков исследовательской деятельности - сбор этнографической информации;

- развитие навыков публичных выступлений - презентация продукта, реконструкции народных игр;

- развитие коммуникативных навыков в процессе создания и работы творческого коллектива по подготовке и проведению праздника;

- социализация и профессиональная ориентация учащихся - взаимодействие с социально-профессиональными и культур-но-досуговыми общностями взрослых и сверстников.

В туристских походах и экспедициях технологии этнопеда-гогики могут быть использованы для сплочения коллектива учащихся, преодоления неизбежных трудностей общения и естественных препятствий. В полной мере реализовать игровой потенциал народной педагогики позволяют туристские слеты и событийные мероприятия, посещаемые во время походов по территории проживания этнических общностей и исследовательских экспедиций [7].

Большой объем информации о народных играх содержится в книге Е. А. Покровского, переизданной в 2007 г. и доступной в сети интернет [5]. Например, игра «Репка» успешно проводится в лесу или на поляне, где имеются одиноко стоящие деревья с высоко расположенной кроной (сосна, береза и др.). Популярностью пользуются игра «Тетёра», которая нередко используется для представления участников, игры на перетяжки и другие формы игровой деятельности, требующие силы, ловкости, выносливости (рис.).

Проектирование народных праздников и игр способствует совершенствованию системы духовно-нравственного воспитания и укрепляет не только детские объединения, но и педагогические коллектив образовательного учреждения.

Рис. Игра на перетяжку. Туристский слет школы Пушкинского района. Фото Е. Байчурина

Литература:

1. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: 2007. - 240 с.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

3. Нездемковская:Г. В. Становление этнопедагогики России: учебное пособие. - М.: Эдитус, 2011. - 354 с.

4. Петренко М. А., Безбородова А. Д., Грызлова А. М. Этнопедагогика как средство воспитания духовно-нравственной личности // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 7. -С. 24-28. [Электронный ресурс] .URL: http://www.expeducation.ru/ru/ article/view?id=10276 (дата обращения: 29.06.2018).

5. Покровский Е. Русские детские подвижные игры. - СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2007. То же [Электронный ресурс] URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/42?category=24& article=42&page=2 (дата обращения: 22.02.2019).

6. Романов В. Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. - М.: Наука, 1991. - 192 с.

7. Самсонова Н. Е., Соколова А. А. Бирюкова Л. А., Корженко О. А.Народные праздники и игры: методика проведения в образовательных учреждениях: Учебное пособие. - СПб.: ДТДиМ Колпинского района Санкт-Петербурга, 2018. - 166 с.

8. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х томах. Т. 1. - М.: Педагогика, 1979. - 558 с.

ИЖОРСКАЯ ЗЕМЛЯ: ЭТНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Л. Л. Стогова

ГБОУ СОШ№ 476 Колпинскогорайона, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: stogovall@mail. ru

Аннотация. В статье рассмотрены основные этапы этнического развития территории Ижорской земли до середины XX в. и причины, вызывавшие этнические смены.

Ключевые слова: ижора, водь, славяне, ингерманландские финны, немцы-колонисты, Ижорская земля, Ингерманландия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.