Научная статья на тему 'Реализация идеи народности в современной школе'

Реализация идеи народности в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1653
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОСТЬ / КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ЭТНИЧНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NATIONALITY / CULTURAL TRADITION / CULTURAL AUTHENTICATION OF PERSONALITY / NATIONAL CONSCIOUSNESS / ETHNOPEDAGOGICS / ETHNICITY / MULTICULTURULNESS / INTERETHNIC COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малякова Н. С.

Одной из значимых идей в отечественном образовании является идея народности. Сформировавшись в середине XIX в., она сохраняет актуальность и по сей день. Обращение к идее народности призвано воспитать личность, уважающую культурные особенности разных народов, способной жить в динамично развивающемся многоликом мире. Предлагаемая статья раскрывает исторические особенности формирования идеи народности и опыт ее реализации в современной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE IDEA OF NATIONALITY IN MODERN SCHOOL

One of meaningful ideas is the idea of nationality in domestic education. Formed in the middle of 19th century, it saves actuality to the present day. An address to the idea of nationality is called to educate personality, respecting the cultural features of different people, able to live in the dynamically developing many-sided world. The offered article brings to light the historical features of forming of idea of nationality and experience of its realization at modern school.

Текст научной работы на тему «Реализация идеи народности в современной школе»

УДК 37.017.925

Н. С. Малякова

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ НАРОДНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Одной из значимых идей в отечественном образовании является идея народности. Сформировавшись в середине XIX в., она сохраняет актуальность и по сей день. Обращение к идее народности призвано воспитать личность, уважающую культурные особенности разных народов, способной жить в динамично развивающемся многоликом мире. Предлагаемая статья раскрывает исторические особенности формирования идеи народности и опыт ее реализации в современной школе.

Ключевые слова: народность, культурная традиция, культурная идентификация личности, национальное самосознание, этнопедагогика, этничность, поликультурность, межэтническое взаимодействие.

У истоков идеи народности образования в России стоял К. Д. Ушинский. Он обращал внимание на то, что у каждого народа своя система воспитания и что по чужой педагогической системе воспитывать нельзя. Любые реформы народной школы должны основываться на самом духе народа. В статье «О народности в общественном воспитании» К. Д. Ушинский писал: «Общественное воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще; оно вносит свет сознания в тайники народного характера и оказывает сильное и благодетельное влияние на развитие общества, его языка, его литературы, его законов ... словом, на всю его историю» [1, с. 121]. Широко известно высказывание К. Д. Ушинского о том, что воспитание человека осуществляется такими великими воспитателями, как природа, жизнь, наука, религия. Мыслитель рассматривал их как основу создания народной школы [2]. На этой основе великий русский педагог и разрабатывал идею народности в образовании. Ее основные положения -отражение национальных особенностей в основных характеристиках человека; связь развития самосознания личности с развитием народного самосознания. Л. Н. Толстой в опыте создания Яснополянской школы показывал, что крестьяне должны свободно устраивать свои школы. Это, по мнению писателя, должна быть эмпирическая школа, в которой знания приобретаются преимущественно опытным путем. Он утверждал: «Школа хороша только тогда, когда она осознала те основные законы, которыми живет народ» [3, с. 74]. Н. И. Пирогов рассматривал народность как связь образования с жизнью. Критикуя современное ему положение дел, он утверждал, что образование - это одно, а жизнь общества - совсем другое. Отсюда все основные проблемы отечественной педагогики [4]. На это явление указывал А. И. Герцен в сочинении «Былое и думы»: «...как только мы касаемся вопросов жизненных, художественных, нравственных, где человек не только наблюдатель и следователь, а

вместе с тем и участник, там мы находим физиологический предел, который очень трудно перейти с прежней кровью и прежним мозгом, не исключив из них следы колыбельных песен, родных полей и гор, обычаев и всего окружающего строя» [5, с. 146]. В. Н. Сорока-Росинский, анализируя причины пренебрежительного отношения официального образования к идее народности, объяснял их тем, что в народе видели только грубые, примитивные формы. Школа рассматривалась как инструмент исправления грубых недостатков, возвышения народного сознания, вместе с тем высокие проявления народной жизни оставались незамеченными. Идея народности образования, по его мнению, имеет ярко выраженный творческий характер. Реализация этой идеи могла бы способствовать развитию национальных чувств у воспитанника. Он рассматривает народность как нравственную идею, которая уравновешивает благо личности и благо народа, как сумму людей, обладающих определенными признаками, как непрерывное творчество, как своеобразную личность [6].

В современной отечественной школе идея народности раскрывается через освоение культурной традиции, формирование национального самосознания, культурной идентификации личности (эт-ничности), культуры межэтнического взаимодействия. Развитие идеи народности мы находим прежде всего в этнопедагогике. Один из основателей, Г. Н. Волков, определяет ее как науку, предметом которой является воспитание на основе духовного опыта народа, его норм, ценностей, народной мудрости, отраженной в фольклоре, религиозном учении, укладе жизни [7]. Основная идея этнопедаго-гики заключается в достижении гармонии природного, социального и духовного начал в жизни человека. Важными факторами воспитания выступают природа, труд, общение, слово, игра, обычаи, опыт, религия. Громыко М. М, Буганов А. В., Костюкова Т. А., Малиновская С. М. отмечают, что в социальном плане для этнопедагогики характерно общинное воспитание и связанные с ним межличностные отношения: уважение старших, забота о

младших, милосердие к больным, слабым, беспомощным, гостеприимство [12, 22-26].

Культурная традиция в различных областях знаний рассматривается как проявление общественного сознания, как устойчивый, исторически сложившийся признак большой социальной группы. Она включает в себя обычаи, обряды, нормы поведения и ценности. Педагогическое значение традиции заключается прежде всего в освоении личностью ценностей общества, в установлении культурной взаимосвязи со своим народом. Приобщение к традиции рассматривается Б. М. Бим-Бадом, Е. В. Бондаревской, М. В. Некрасовой, М. Ю. Новицкой, М. М. Громыко, А. В. Бугановым и др. как путь, способствующий духовному развитию личности, формированию национального самосознания. Пути решения проблемы формирования национального самосознания видятся в педагогически целесообразном освоении этнических стереотипов поведения, в изучении образцов материальных и других элементов культуры, в разработке и реализации регионального компонента этнокультурного образования [8-12]. Пути решения проблемы формирования национального самосознания Б. С. Жел-дыбаева, С. М. Малиновская видят в педагогически целесообразном освоении этнических стереотипов поведения, в изучении образцов материальных и других элементов культуры, в разработке и реализации регионального компонента этнокультурного образования [21, 23-26]. Ю. С. Тюников, Г. Ф. Хасанов, Ф. Ф. Харисов выделяют элементы структуры национального самосознания: познавательный, аксиологический, поведенческий [13]. Познавательный элемент охватывает знания человека о своем этносе, его истории, языковой культуре, обрядах, религии, нормах поведения, традициях, ремеселах и промыслах, фольклоре, стиле и культуре одежды, праздниках, играх, семейно-бытовых стереотипах, ценностях, идеалах, обычаях, искусствах и т. д. Аксиологический элемент включает осмысление своего отношения к культурному наследию и образу жизни своего народа, определение самого себя как представителя данного этноса. Поведенческий элемент показывает готовность личности к самореализации как представителя этноса. Он проявляется в поступках, навыках общения, сфере быта, в творческой деятельности и эмоциональной сфере. Г. В. Палаткина важнейшее место в формировании национального самосознания отводит школе и семье, так как «именно они наиболее полно выполняют ценностно-ориентиру-ющие, педагогические функции» [14, с. 91]. Она делает вывод о том, что формирование национального самосознания способствует творческому развитию личности, с одной стороны, и обогащению культуры своего народа, с другой стороны.

В этнопедагогике формирование национального самосознания Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок,

В. И. Щеглов соотносят с культурной идентификацией личности - этничностью [15]. В структуре этнической идентичности исследователи выделяют два основных компонента: когнитивный (знания об особенностях своего этноса) и аффективный (оценка своего этноса). А. Б. Багдасарова называет две основные формы идентичности в современном обществе: этническую (культурную) и национальную (государственную). Автор указывает на то, что благодаря этнической идентичности индивид может воспринимать и осознавать общность с культурой своего этноса [16].

Проблема этнической идентичности личности также изучается в этнопсихологии. По определению Т. Г. Стефаненко: «Этническая идентичность -составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности» [17, с. 239]. Она выделяет ряд признаков этнической идентичности. Среди них: язык; ценности и нормы; историческая память; религия; представления о родной земле, предках, характере народа, народном искусстве, чувстве Родины. Г. У. Солдатова подчеркивает обязательное наличие в структуре этнической идентичности этнических чувств. «Эти чувства опираются на глубокие эмоциональные связи с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней, формирующиеся в процессе социализации индивида» [18, с. 49]. Одним из самых существенных факторов, которые влияют на становление этнической идентичности, психологи считают особенности этнической социализации в семье, школе.

Российское образование должно учитывать многонациональные особенности нашего общества. Г. В. Палаткина называет отечественное современное образование мультикультурным, подчеркивая необходимость сохранения и развития многообразия культурных реалий нашего общества. В качестве принципов мультикультурного образования она выделяет следующие: «...этнокультурная направленность образования, этнопедагогизация образовательного процесса, диалог культур; творческая целесообразность потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей» [19, с. 41]. В современном российском образовании все более актуальным становится формирование поликультурной компетентности участников педагогического процесса. Ее основные характеристики: «...способность и умение функционировать в поликультур-ном обществе, знать проблемы этого общества, понимать механизмы его развития, социально-активную деятельность и реализацию этнопедагогически

направленных проектов; способность к оперативности в выборе приоритета ценностей в поликуль-турном обществе, принимая правила, нормы, законы, традиции социальной жизни; способность к толерантному взаимодействию в поликультурном обществе, к адекватному отношению к себе и другим людям с позиции уважения человека; принятие ответственности за решение этнопедагогиче-ских задач в условиях полиэтнического состава учащихся; умение реализовать себя как представителя той или иной культуры» [15, с. 212].

Проблема культуры межэтнического взаимодействия - одно из проявлений жизни современного российского общества. Его многонациональный состав, этноконфессиональные различия определяют необходимость поиска модели взаимоотношений, позволяющей достигать гражданского мира и согласия. Особое значение в этой связи приобретает признание уникальности системы ценностей каждого этноса.

Таким образом, реализация идеи народности в современной школе имеет следующие особенности:

- постановка задач освоения культурных традиций народа как одно из значимых направлений в учебно-воспитательном процессе;

- выделение этнической идентичности как педагогически значимого личностного новообразования;

- определение и актуализация факторов, влияющих на формирование этнической идентичности: территории проживания, языка, религии, государства, культурных традиций, этнических норм и т. п.;

- учет мультикультурного (поликультурного) характера образования в организации жизни школы.

В течение ряда лет в школах Псковской области проводится экспериментальная работа по реализации программы развития школы на основе идеи народности в образовании. В Глубоковской средней школе Опочецкого района опытно-экспериментальная работа по созданию школы с этнокультурным компонентом осуществляется с 1999 г. Село Глубокое расположено в живописной местности среди лесов и озер. Главная природная достопримечательность - оз. Глубокое, давшее название селу, летописная история которого начинается с XVI в. Экономический расцвет села относят к середине XIX в., когда оно было одним из самых богатых хозяйств в Псковской губернии. О рачительном и умелом хозяйствовании свидетельствуют постройки того времени, которые используются до сих пор. Однако многое утрачено. Забываются обычаи, традиции. В таких условиях миссия школы - стать настоящим культурным центром села. Необходимость организации опытно-экспериментальной работы была вызвана потребностью более полно использовать культурные традиции русского

народа в воспитании подрастающего поколения. С возрождением ценностей русской культуры педагогические работники школы связывают решение задач нравственного воспитания детей и молодежи, превращения школы в центр культурных традиций, введения ребенка в мир духовной культуры народа.

Для школы с этнокультурным компонентом важнейшей задачей становится нахождение педагогических путей вовлечения этнической культуры в цивилизацию при сохранении ее самобытности. Такая школа призвана создать образовательную среду, в которой формируется культурная идентификация личности. Повышение эффективности целостного учебно-воспитательного процесса потребовало системных преобразований, разработки целостной образовательной программы школы на основе этнокультурного компонента. Опытно-экспериментальная работа в Глубоковской школе прошла ряд этапов. На первом этапе была осознана необходимость педагогической актуализации ценностей народной культуры в воспитании современного сельского школьника. Был разработан первый вариант концепции преобразований учебно-воспитательного процесса. На втором, экспериментально-поисковом, началась разработка и апробация нового содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса. Осуществлялся поиск необходимых условий для организации этнокультурной деятельности. Произошла корректировка и конкретизация первоначальной концепции, оформилась ярко выраженная стратегия развития школы с этнокультурным компонентом. На третьем, преобразовательном, этапе увеличился объем разработок за счет широкого включения этнокультурного содержания в учебно-воспитательный процесс. На четвертом, рефлексивном, обобщался и распространялся опыт этнокультурной деятельности, производилась проверка результатов опытно-экспериментальной работы.

Обновление содержания форм и методов учебно-воспитательного процесса осуществлялось в нескольких направлениях. Этнокультурное содержание начало активно вводиться на уроках русского языка и литературы, технологии, изодеятельности, естествознания, физической культуры, музыки, истории, географии, физики и др. Дети изучают поэтику календарных и обрядовых песен, пробуют свои силы в сочинении в народном стиле. В содержание уроков физической культуры введены народные игры, способствующие развитию двигательных качеств, ловкости, скорости, гибкости, а также внимания. Используются игры, характерные для Глубоковской волости. В начальных классах введен курс «Русская народная культура». На этих уроках ребята узнают о том, какие народные

праздники и обычаи бытовали в с. Глубоком. Были разработаны программы дополнительного образования: «Русская народная культура», «Русский фольклор», «Русская прялица», «Декоративноприкладное искусство», «Домашнее рукоделие». Они раскрывают содержание народных календарных праздников, обычаев, игр, народной лексики, свадебного обряда, технологии работы со льном, особенностей псковской росписи и т. д. Был создан фольклорный ансамбль «Глубочане» (рук.

Н. В. Сергеенко). Он добился высоких результатов своей деятельности, постоянно занимает призовые места на областных и всероссийских конкурсах народного творчества. Участники ансамбля знакомятся с фольклорными традициями ЦентральноПсковского района и Псково-Печерского Обозерья, разучивают календарные и обрядовые песни. Большое место в репертуаре занимают народные танцы, бытовавшие в Глубоковской волости. Фольклор с его играми, практической творческой деятельностью стал основой для интеграции основного и дополнительного образования, расширил сферу взаимодействия учителя и ученика. Своими руками дети создают народный костюм, изучают крой сарафанов, рубах, сами шьют, вышивают, делают украшения и головные уборы. В фольклорном коллективе вырабатываются основы гуманистических отношений: дружбы, чувства ответственности друг за друга, старших за младших.

Важную роль в учебно-воспитательном процессе школы играет исследовательская деятельность учащихся. Был создан краеведческий музей (рук. Т. Н. Груздева). В нем развернуты экспозиции, показывающие природные, этнографические и исторические особенности с. Глубокое. Музей имеет обширные связи, ведет активную переписку, часто принимает гостей из Псковской области, других областей России, из-за рубежа. Учащиеся неоднократно становились лауреатами Всероссийской научно-практической конференции «Шаг в будущее». Музей паспортизирован, награжден грамотой МО РФ, дипломом Союза краеведов России. Школа в 2007 г. вошла в число номинантов премии Президента Российской Федерации. Изучая обычаи, традиции, легенды, предания, ремесла и промыслы своей местности в прошлом и настоящем, знакомясь с бытом крестьянской семьи, учащиеся приобщаются к русской народной культуре, учатся уважительно относиться к своим предкам.

Исследование показало, что учащиеся выделяют мероприятия этнокультурной направленности как события в жизни школы, имеющие личностное значение. Многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что у них формируются личностные качества: заботливое отношение к людям и природе, патриотические чувства по отношению к своей

малой Родине, ответственность, творческая направленность, трудолюбие и т. п. Основные представления учащихся об этнической культуре связаны прежде всего с бытованием народных обычаев и традиций. Ведущим представлением о своей национальности является патриотизм - своеобразная сущностная характеристика народа. Главной задачей членов одного этноса учащиеся считают развитие процессов общения, дружбы. У них сформированы представления о необходимости ценить и сохранять свою культуру. Введение этнокультурного компонента в жизнь Глубоковской школы позволило ей обновить содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса и обогатило культурную жизнь Глубоковской волости в целом. Создана учебно-методическая база для распространения опыта этнокультурной деятельности, культурно-развивающая среда школы. Имеется литература, видеозаписи, кабинет народной культуры, музей; разработаны лекции, семинары; работают квалифицированные преподаватели. Результаты экспериментальной деятельности учебного заведения освещались в публикациях [20]. Школа является федеральной экспериментальной площадкой.

Школа № 3 г. Печоры Псковской области разрабатывает программу развития школы как социально-педагогического центра межэтнического взаимодействия. Ее миссией является консолидация полиэтнического общества на основе этнокультурных аспектов образования. Особенностью Печорского района служит его приграничное расположение, исторически сложившееся многообразие этнических традиций, культурные связи с ближним зарубежьем. Здесь обучаются русские, украинцы, белорусы, эстонцы, чеченцы, армяне и представители других национальностей. Школа участвует в реализации международных проектов: «Знакомство со своим соседом» совместно со школами Эстонии, «Фреста» вместе с учебными заведениями Латвии, «Школьные каникулы» - со школами различных стран Балтии. На базе школы регулярно проходят семинары педагогических работников из этих стран. Опыт межэтнического, меж-культурного сотрудничества стал основой для разработки школьного проекта «Наводим школьные мосты». Содержанием диалога являются вопросы истории, культуры, экологии, проблемы воспитания навыков здорового образа жизни у учащихся. Дети и взрослые участвуют в фестивалях народных культур. Им помогают подружиться спортивные мероприятия. Сотрудничество учителей в рамках проекта дает взрослым лучше понять друг друга, особенности разных этнических культур, найти пути повышения эффективности межэтнического взаимодействия. Педагоги считают, что

этническая культура, не нарушая основной структуры школы, создает специфическое образовательное пространство, имеющее гуманитарную, нравственно-этическую направленность. В ходе проведения совместных творческих семинаров определено, что главными условиями организации межэтнического взаимодействия в современной школе являются:

- эмоциональная живая атмосфера общения, свободный диалог на уровне «ученик - ученик»;

- погружение в мир образов народной культуры;

- уважительное отношение к разным этническим культурам.

Было проведено исследование представлений учащихся о культурах других народов. Школьники высказывают общее убеждение в том, что культуры других народов достойны уважения, это их ценности. Дети выделяют значение обычаев, обрядов, праздников и традиций для любой этнической культуры. В качестве характерных особенностей они называют религию (веру), законы, порядки, язык. Представители других культур, по мнению детей, отличаются внешне. У них свои народные костюмы и города, другие особенности питания. Основным общим представлением о различиях представителей этносов является то, что люди разговаривают на разных языках. Главное представление о сходст-

вах культур заключается в том, что любой представитель того или иного народа - это прежде всего человек. Учащиеся высказывают мнение, что главной характеристикой любого человека с точки зрения культурной принадлежности является патриотизм. Большое значение в развитии этнических отношений дети придают общению, пониманию друг друга, единению, сотрудничеству. Результаты проведенного исследования показывают необходимость формирования у учащихся:

- знаний о родной культуре и национальном сообществе;

- национальной идентификации как фактора, обогащающего и развивающего личность;

- интереса к изучению культур других народов;

- навыков межэтнических отношений.

Педагогически значимой является проблема обновления содержания и форм межэтнического взаимодействия, предупреждения проявлений национализма и ксенофобии у подростков.

Исследование показывает, что реализация идеи народности в отечественной школе отражает процессы культурно-исторической преемственности с традициями русской дореволюционной педагогики и определяет особенности педагогической инновации с учетом этнических процессов в современном обществе.

Список литературы

1. Ушинский К. Д. Избранные педагогические соч. в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1974. 584 с.

2. Ушинский К. Д. Избранные педагогические соч. в 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1974. 440 с.

3. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1953. 442 с.

4. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд. АПН РСФСР, 1952. 700 с.

5. Белинский В. Г., Герцен А. И., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. Педагогическое наследие / сост. А. Ф. Смирнов. М.: Педагогика, 1987. 400 с.

6. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991. 240 с.

7. Волков Г. Н. Этнопедагогика / под ред. И. Т. Огородникова. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1974. 341 с.

8. Бондаревская Е. В., Пивненко П. П. Ценностно-смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы // Педа-

гогика, 2002. С. 52-64.

9. Бим-Бад Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком // Педагогика. 1996. № 5. С. 3-9.

10. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учеб.-метод. пособие / под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Петровской.

М.: Гуманит. издат. центр «ВЛАДОС», 2000. 272 с.

11. Новицкая М. Ю. Комплекс программ «Наследие». М.: Гуманит. издат. центр «ВЛАДОС», 2003. 368 с.

12. Громыко М. М., Буганов А. В. О воззрениях русского народа. М.: Паломник, 2000. 543 с.

13. Тюников Ю. С., Хасанов Г. Ф., Харисов Ф. Ф. Национальное самосознание: сущность и принципы формирования. Казань: Татар. кн. изд-во, 1994. 325 с.

14. Палаткина Г. В. Особенности развития национального самосознания // Мат-лы XX Междунар. науч.-практ. конф. «Реальность этноса. Образование и гуманитарные технологии интеграции этнической, этнорегиональной и гражданской идентичности». СПб.: Астерион, 2008. Ч. 1. С. 90-95.

15. Бережнова Л. Н., Набок И. Л., Щеглов В. И. Этнопедагогика: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 240 с.

16. Багдасарова А. Б. Этническая и гражданская идентичность: образовательный контекст // Там же. С. 34-39.

17. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: учеб. для вузов; 4-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2008. 368 с.

18. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 389 с.

19. Палаткина Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика. 2002. № 5.

С. 41-47.

20. Малякова Н. С., Новицкая М. Ю. Опыт создания школы с этнокультурным компонентом // Опыт воспитания: педагогические странствия по регионам России / ред.-сост. Б. З. Вульфов. М.: Образоват.-издат. «Арманов-центр», 2008. С. 21-29.

21. Желдыбаева Б. С. Организация познавательной деятельности учащихся на основе этнопедагогики - залог разностороннего развития их личности // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2008. Вып. 3. С. 8-11.

22. Костюкова Т. А. Проектирование содержания историко-педагогического образования в контексте традиционных российских духовных ценностей // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2005. Вып. 2. С. 145-148.

23. Малиновская С. М., Малиновский И. В. Содержание этнокультурного образования народностей Севера // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2004. Вып. 5. С. 147-151.

24. Малиновская С. М. Развитие идей этнопедагогики в историческом контексте // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2006. Вып. 10. С. 99-102.

25. Малиновская С. М. Концептуальные основания этнокультурного образования // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 1. С. 59-64.

26. Малиновская С. М. Развитие идеи этнокультурной компетентности учителя национальной школы // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 6. С. 45-48.

Малякова Н. С., кандидат педагогических наук, докторант.

Псковский государственный университет им. С. М. Кирова.

Ул. Советская, 21, г. Псков, Псковская область, Россия, 180000.

E-mail: malya-nataliya@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 12.03.2010.

N. S. Malyakova

REALIZATION OF THE IDEA OF NATIONALITY IN MODERN SCHOOL

One of meaningful ideas is the idea of nationality in domestic education. Formed in the middle of 19th century, it saves actuality to the present day. An address to the idea of nationality is called to educate personality, respecting the cultural features of different people, able to live in the dynamically developing many-sided world. The offered article brings to light the historical features of forming of idea of nationality and experience of its realization at modern school.

Key words: nationality, cultural tradition, cultural authentication of personality, national consciousness, ethnopedagogics, ethnicity, multiculturulness, interethnic cooperation.

Pskov State Teacher’s Training University named after S. M. Kirov.

Ul. Sovetskaya, 21, Pskov, Pskov region, Russia, 180000.

E-mail: malya-nataliya@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.