Научная статья на тему 'Ижорская земля: этническое развитие и образовательные ресурсы'

Ижорская земля: этническое развитие и образовательные ресурсы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
272
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ижора / водь / славяне / ингерманландские финны / немцы-колонисты / Ижорская земля / Ингерманландия.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стогова Любовь Леонидовна

В статье рассмотрены основные этапы этнического развития территории Ижорской земли до середины XX в. и причины, вызывавшие этнические смены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ижорская земля: этническое развитие и образовательные ресурсы»

Литература:

1. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: 2007. - 240 с.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

3. Нездемковская:Г. В. Становление этнопедагогики России: учебное пособие. - М.: Эдитус, 2011. - 354 с.

4. Петренко М. А., Безбородова А. Д., Грызлова А. М. Этнопедагогика как средство воспитания духовно-нравственной личности // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 7. -С. 24-28. [Электронный ресурс] .URL: http://www.expeducation.ru/ru/ article/view?id=10276 (дата обращения: 29.06.2018).

5. Покровский Е. Русские детские подвижные игры. - СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2007. То же [Электронный ресурс] URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/42?category=24& article=42&page=2 (дата обращения: 22.02.2019).

6. Романов В. Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. - М.: Наука, 1991. - 192 с.

7. Самсонова Н. Е., Соколова А. А. Бирюкова Л. А., Корженко О. А.Народные праздники и игры: методика проведения в образовательных учреждениях: Учебное пособие. - СПб.: ДТДиМ Колпинского района Санкт-Петербурга, 2018. - 166 с.

8. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х томах. Т. 1. - М.: Педагогика, 1979. - 558 с.

ИЖОРСКАЯ ЗЕМЛЯ: ЭТНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Л. Л. Стогова

ГБОУ СОШ№ 476 Колпинского района, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: stogovall@mail. ru

Аннотация. В статье рассмотрены основные этапы этнического развития территории Ижорской земли до середины XX в. и причины, вызывавшие этнические смены.

Ключевые слова: ижора, водь, славяне, ингерманландские финны, немцы-колонисты, Ижорская земля, Ингерманландия.

Ижорская земляв эпоху Новгородского государства входила в Водскую пятину (НикольскийИжорский погост), затем принадлежала Московии, после Столбовского мира 1617 г. отошла к Швеции (Нотебургский лен), а затем вошла в состав Ингер-манландской (позже Петербургской) губернии. Сейчас отдельные части этой территории входят в состав Колпинского района Санкт-Петербурга, Гатчинского и Тосненского районов Ленинградской области. Изначально Ижорская земля формировалась как полиэтнический регион [7]. Выделим основные этапы изменения этнического состава (этнические смены):

I этап. Формирование этнического состава до XVI в. Заселение человеком бассейна р. Ижоры стало возможным в начале голоцена после разрушения валдайского ледникового покрова. П. М. Долуханов предположил, что первоначальное освоение мореных ландшафтов северо-запада Русской равнины произошло 10-12 тыс. лет назад [10]. В культурно-хозяйственном отношении начальным этапом освоения территории рассматривается мезолит.

Под влиянием Н. М. Карамзина и В. О. Ключевского в отечественной исторической науке утвердилось мнение, что на северо-западе Европейской России самый ранний из культурных слоев, поддающихся этнической идентификации - финно-угорский. Считается, что финно-угры проникли в бассейн Балтики из Поволжья, своего основного ареала, не позднее конца III тыс. до н. э. Относительно территории северо-запада России более правильно говорить о прибалтийско-финской этнокультурной основе, сложившейся до заселения земель славянами. Один из весомых аргументов в пользу такой точки зрения -финно-балтские корни названий почти всех крупных водных объектов региона (Ладога, Нева, Луга, Нарва, Ижора, Тосна, Суйда, Тигода и др.).

Из прибалтийско-финских племен, заселивших Северо-Запад не позднее середины I тыс. н. э., в летописях и других источниках упоминаются корела (карелы), хяме, ижора, водь. Плодородные земли в пределах рассматриваемой территории были достаточно плотно заселены, причем могли осваиваться сразу несколькими этносами. Сопоставление системы расселения и возможностей «кормящего» ландшафта (по Л. Н. Гумиле-

ву) позволило А. Г. Новожилову [4]сделать вывод: к концу XV в. северо-запад Водской пятины в основном был освоен [2].

Водь (вожане, этноним «вадьялайзет») занималась скотоводством и земледелием на плодородных почвах Ижорской возвышенности и в долинах рек. Этнос рано начал подвергаться ассимиляции как со стороны славян, которые также занимались земледелием, так и со стороны ижор, расселившихся по берегам рек. Это объясняется тем, что русские и ижора были более многочисленными и тоже исповедовали православие. По мнению археолога Е. А. Рябинина, процесс «обрусения» основных групп води завершился в общих чертах к XV-XVI вв. [7].

Ижора (ингры этнонимы «ингеройсет», «инкерикот») впервые упоминается в источниках XII в. Ареал расселения этноса первоначально охватывал «юго-восточный угол» южного побережья Финского залива [1]. В хозяйстве ижор значительное место занимала охота и рыбная ловля, поэтому они и в дальнейшем заселяли прибрежные территории (см. Списки населенных мест 1867 г. [7]).Об освоении этносом долины р. Ижоры свидетельствует грунтовый могильник у пос. Войскорово, датируемый рубежом XII-XIII вв. Ижора находилась в союзническо-даннических отношениях с Великим Новгородом. Русский язык среди ижор был распространен слабо, хотя они приняли православие и носили русские имена и фамилии. Ижора частично ассимилировала водь, а потом сама была ассимилирована славянами, позже русскими.

Славянская колонизация, продолжавшаяся несколько столетий, способствовала активизации в регионе этнических процессов. В XII в. земли води вошли в состав Новгородской Руси (1136-1478 гг.), что усилиломиграционные потокииз Новгородской и Псковской земель. Единая православная религия сблизила ижору и славян, способствовала межнациональным бракам. В XV в. на заключительном этапе существования Новгородской республики Ижорскую возвышенность заселяли потомки смешанного славяно-водского населения, а территории к востоку от нее занимала ижора. Началось сложение новой этнической общности, объединившей водь, ижор и славян. В 1478 г. Водская пятина Новгородской республики стала частью Московского государства.

II этап.Этнические изменения в ХУ1-Х1Х вв. Русско-шведские войны и присоединение в 1617 г. Ижорской земли к владениям Швеции вызвали массовый отток из региона русского и православного финно-угорского населения. В общей сложности в Россию переселилось не менее 50 тыс. карел, ижорцев, вожан и русских. Превалировалиэкономические причины, в меньшей степени религиозное и языковое притеснение. Шведы заставляли православных платить второй церковный налог - на содержание лютеранских церквей и духовенства [3].

Финны. В результате оттока православного населения 60% земель Ингерманландии (так шведы называли Ижорскую землю с XII в.) было заброшено.Раздача плодородных (по сравнению с землями Финляндии) земель и льготы переселенцам привлекли в регион финских крестьян. В течение 1623-1695 гг. доля финского (точнее, лютеранского) населения в Ингерманландии увеличилась с 7,7% до 72-73%. Выходцы из юго-восточной Финляндии из других регионов называли себя савакотами (са-ваками) - от исторической области Саво. Этноним эурямёйсет (эвремейсет) произошел от названия прихода Эуряпяя на северо-западе Карельского перешейка. Более многочисленной была этнографическая группа савакот. Эурямейсет считали всех остальных финнов поздними пришельцами и воздерживались от браков с ними [2].Консолидация этнографических групп переселенцев из Финляндии положила начало новой этнической общности - ингерманландских финнов. На карте Ингерманландии на берегах Ижоры появились многочисленные финские деревни: Кирхонкюля, Мутакюля, Путролово, Мокколово и др. Финны приняли христианскую веру от шведов, это не способствовало их сближению с русскими. Эвремейсы проживали в деревнях, расположенных преимущественно в верховьях Ижоры, савакоты такой узкой локализациине имели. В результате побед русских войск в Северной войне (1700-1721 гг.) Ингерманландиябыла возвращена России, её покинули шведские и немецкие землевладельцы, а также часть финского населения.

В 1703 г. Пётр I заложил новую столицу - Санкт-Петербург, что оказало влияние на этнодемографические и этнические процессы врегионе. Быстро росла численность русского населения. В Колпинско-Никольской слободе работали преимущественно

крепостные крестьяне Александра Меньшикова. К 1732 г. доля русских в Ореховском уезде достигла 26,6%, что было почти в три раза больше, чем в конце XVII в. Финны составляли 37,6% населения уезда, ижора - 24%. В начале Великой Отечественной войны 25 сентября 1941 г. Военный совет Северного фронта принял Постановление об обязательной эвакуации немецкого и финского населения из пригородов Ленинграда. Этнические немцы и финны направлялись в Архангельскую область и республику Коми. В 1943-1944 гг. немецкое командование по договору с финскими властями пропустили финнов через концентрационный лагерь Клогга (Эстония) и выслало в Финляндию. Финские деревни были разрушены и не восстанавливались.

Немцы. При Екатерине II на левом берегу Ижоры появли-лись и немецкие колонии. Согласно закону о колонистах переселенцам предоставлялись льготы и обеспечивалось право на вероисповедание и возвращение на родину. Основная часть немецких колонистов обосновалась в Поволжье, часть поселилась на берегах Невы и Ижоры. В 1765 г. неподалеку от Колпина на государственных землях были основаны две колонии - Верхняя и Нижняя, первыми жителями которых были уроженцы Бран-дербурга и Вюртемберга. В 1805 г. в селениях колонистов было 28 домов, где проживали 33 семьи.

К 1917 г. колонии образовали единый поселок длиной в 4,5 версты, в котором насчитывалось около 250 дворов. В Верхней колонии на средства жителей была построена кирпичная кирха. Имелись также школа и сельское училище, где обучение велось на немецком языке. Однако с 1913 г. изучение русского языка стало обязательным, и преподавать его могли только русские подданные. Сохранились немецкие фамилии колонистов: Гер, Мусс, Гец, Эйдемиллер, Ульрих, Пендер, Шмидт, Плетцер и др.

В Нижней колонии на излучине реки располагались три пароходные пристани -по Ижоре курсировали пассажирские и грузовые пароходы и баржи.Значительная немцев работала на Ижорских заводах. В Колпине проживали такжеприглашенные-из Германии специалисты- инженеры и техники. Среди них был Людвиг Гадд - начальник завода, мастера Владимир Гейнсбрук, Федор Гросс, Д. Т. Брантман.В годы Великой Отечественной войны граждане немецкой национальности были репрессирова-

ны, а поселок колонистов разрушен в ходе боевых действий. В дальнейшем он не восстанавливался.Немногочисленные потомки немецких колонистовживут и ныне в Колпинском и других районах Санкт-Петербурга, а также в пос. Тельмана, построенном на месте немецких колоний.

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Ижорская земля на протяжении тысячелетия представляла собой полиэтнический регион, где активно шли процессыэт-нической ассимиляции и консолидации припостепенном снижении доли автохтонного финно-угорского населения.

2. Полиэтничность региона в условиях растущего интереса к истории и культуре малых финно-угорских народов и немцев-колонистов определяет актуальность краеведческих исследований различной направленности:

- география населения, хозяйства, культуры и т. д.;

- планировка селений, деревянное зодчество;

- топонимия, народные знания, адаптация к ландшафту;

- фольклор, обрядовая деятельность, костюм и др.

3. Ижорская земля может стать полигоном для развития этнического, экскурсионно-познавательного и ностальгического туризма, а духовная и материальная культура коренныхфинно-угорских этносов, финнов-ингерманландцев и немецких колонистов - основой для образовательных программ этноэкологи-ческой и этнопедагогической направленности.

Литература

1. Выскочков Л. В. Об этническом составе сельского населения Северо-Запада России (вторая половина XVIII - XIX век) // Петербург н губерния: историко-этнографические исследования / отв. ред. Н. В. Юхнева. - Л.: Наука, 1989. - С. 113-132.

2. Гадзяцкий С. С. Ижорская земля в XVII веке // Исторические записки. - 1947. - №21.

3. Исаченко Г. А. «Окно в Европу» история и ландшафты. -СПб.: Изд-во СПб. ун-та,1998.

4. Новожилов А. Г. Северо-западные земли Водской пятины на рубеже XV-XVI вв. // Проблемы археологии и этнографии. Выпуск 5. Историческая этнография. Русский Север и Ингерманландия. -СПб.,1997.

5. Описание Петербургской губернии, уезды и станы. - 1838.

6. Описание Санкт-Петербурга и уездных городов С-Петер-бургской губернии И. Пушкарева. - СПб., 1841.

7. Рябинин Е. А. Древнерусское освоение северо-запада Новгородской земли и финно-угры // Проблемы археологии и этнографии. Выпуск 5. Историческая этнография. Русский Север и Ингерманлан-дия. - СПб.,1997.

8. Седов В. В. Этнический состав населения Северо-Западных земель Великого Новгорода (IX - XIV вв.). // Советская археология. -1953. - Т. XVIII.

9. Кеппен П. Селения, обитаемыя ижорами в С.Петербургской губернии. - СПб.,1853.

10. Стогова Л. Л. Ижорская земля - Ингерманландия: освоение и этногеографические процессы. Автореф. дисс. ... канд. геогр. наук. -СПб., 2006.

11. Стогова Л. Л. Изменение этнического состава приижорских поселений в XVI-XIX вв. // История Ижорской земли и города Колпи-но: виртуальный музей. [Электронный ресурс] URL: http://vm-dtdm. spb.ru/wp-content/uploads/2019/04/Стогова-ЛЛ-Изменение-этнического-состава-приижорских-земель.pdf (дата обращения: 30.02.2109).

12. Трипольская А. А. Русские Ингерманландии: история и культура: XVIII - начало XX в. Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. -СПб., 2005.

13. Чистяков А. Ю. Ингерманландские финны, XVII - начало ХХ вв.: История и этническая культура. Автореф. дисс.... канд. ист. наук. - СПб., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.