Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К СЕТЕВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К СЕТЕВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОДЕЛИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ / ГОТОВНОСТЬ К СЕТЕВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Нина Петровна

В статье рассматривается цифровизация школьного образования, анализируются ее положительные и негативные эффекты. Представлена характеристика сетевого взаимодействия с обучающимися как элемента цифрового образования, выделены модели и условия организации сетевого взаимодействия. Большое внимание уделяется раскрытию сущности и структуры готовности будущих педагогов к сетевому взаимодействию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Нина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF FUTURE EDUCATORS TO NETWORK INTERACTION WITH STUDENTS IN CONDITIONS OF EDUCATION DIGITALIZATION

The article discusses the digitalization of school education, analyzes its positive and negative effects. The characteristic of network interaction with students as an element of digital education is presented, the models and conditions of the organization of network interaction are highlighted. Much attention is paid to the disclosure of the essence and structure of the readiness of future teachers for network interaction.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К СЕТЕВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

9. Хакимов, Э.Р. Профессиональная компетентность педагогов-психологов в области межэтнических отношений и ее формирование у студентов / Э.Р. Хакимов // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 1. - С. 74-81.

10. Бережнова Л.Н., Набок И.Л., Щеглов В.И. Этнопедагогика. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 240 с.

11. Фахрутдинова Г.Ж., Фахрутдинова А.В. Ф-21 Этнопедагогика: учебно-методическое пособие. - Казань: Издательство «Отечество», 2019. - 100 с.

12. eLIBRARY.RU: научная электронная библиотека: сайт. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32732955 (дата обращения: 09.02.2021). -пользователей. - Текст: электронный (Лезина)

13. eLIBRARY.RU: научная электронная библиотека: сайт. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32732955 (дата обращения: 09.02.2021). -пользователей. - Текст: электронный (Волков)

14. eLIBRARY.RU: научная электронная библиотека: сайт. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32732955 (дата обращения: 09.02.2021). -пользователей. - Текст: электронный (Пашкевич)

УДК 378.937:681.14

доктор педагогических наук, профессор Петрова Нина Петровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К СЕТЕВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В

УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается цифровизация школьного образования, анализируются ее положительные и негативные эффекты. Представлена характеристика сетевого взаимодействия с обучающимися как элемента цифрового образования, выделены модели и условия организации сетевого взаимодействия. Большое внимание уделяется раскрытию сущности и структуры готовности будущих педагогов к сетевому взаимодействию.

Ключевые слова: цифровизация образования, сетевое взаимодействие, модели сетевого взаимодействия с обучающимися, готовность к сетевому взаимодействию.

Annotation. The article discusses the digitalization of school education, analyzes its positive and negative effects. The characteristic of network interaction with students as an element of digital education is presented, the models and conditions of the organization of network interaction are highlighted. Much attention is paid to the disclosure of the essence and structure of the readiness of future teachers for network interaction.

Keywords: digitalization of education, network interaction, models of network interaction with students, readiness for network interaction.

Введение. В настоящее время можно с уверенностью говорить о цифровизации общества как одной из основных тенденций его развития. При этом необходимо учитывать, что цифровизация общества затрагивает практически все сферы его жизнедеятельности, существенно меняя процесс осуществления ведущей деятельности, коммуникационные взаимодействия, подчас весь образ жизни и мировоззрение человека. Интенсивное распространение цифровых технологий в различных сферах общественной жизни, безусловно касается и системы образования, в том числе и школьного обучения.

Цифровизация школьного образования сопровождается существенной перестройкой процесса обучения во всей совокупности его составляющих. За счет цифровизации образования расширяются его временные и территориальные границы, раскрываются принципиально новые возможности учебного процесса. Это требует создания условий для наращивания информационно-технологической базы образовательных учреждений, разработки и внедрения инновационных методов обучения, основанных на использовании потенциала современных информационных технологий.

Одним из наиболее значимых элементов цифрового образования является сетевое взаимодействие с обучающимися. Конструктивно организованное сетевое взаимодействие способствует повышению продуктивности саморазвития личности, формированию таких востребованных в информационном обществе характеристик как самостоятельность, инициативность, творческое мышление, конкурентоспособность и мобильность. Однако эффективность сетевого взаимодействия во многом зависит от степени сформированности соответствующих компетенций педагогов, уровня развития цифровых навыков и способности реализовать их в практической деятельности. Педагог должен не только уверенно ориентироваться в современных информационных технологиях, отличаться высокой информационной культурой, но и обладать требуемым уровнем готовности именно к сетевому взаимодействию с обучающимися.

Основываясь на вышесказанном можно подчеркнуть, что актуальность поднятой проблематики обусловлена: необходимостью переосмысления теоретических и технологических аспектов учебного процесса в общеобразовательных учреждениях с учетом основных тенденций цифровизации школьного обучения; востребованностью в образовательной практике современных информационных технологий, в том числе и технологий организации сетевого взаимодействия с обучающимися; целесообразностью формирования готовности будущих педагогов к сетевому взаимодействию на этапе профессиональной подготовки.

Изложение основного материала статьи. Прежде чем перейти к характеристике сетевого взаимодействия с обучающимися и готовности будущих педагогов к данному виду деятельности кратко остановимся на рассмотрении цифровизации школьного образования, его положительных и негативных эффектах. Как отмечал в своих работах А.В. Григорьев цифровизация образования не только детерминирует появление новых областей научных знаний, педагогических подходов и методов, но и коренным образом меняет сам учебный процесс и связанные с ним социальные практики [1, с. 32]. Как любое педагогическое нововведение цифровизация школьного обучения характеризуется наличием не только положительных, но и негативных эффектов.

Опираясь на анализ исследований в данной области [3, 4] в качестве положительных эффектов цифровизации школьного образования, мы выделяем: повышение доступности качественных образовательных услуг, нивелирование пространственных и временных ограничений образовательного процесса; эффективное решение проблем информационного и образовательного неравенства, создание условий для более продуктивной личностной самореализации обучающихся, ранее имевших ограничения в удовлетворении имеющихся образовательных потребностей; обеспечение более глубокой персонализации обучения, свободы выбора образовательного маршрута, порядка и временных границ освоения учебного

- Москва, Режим доступа:

- Москва, Режим доступа:

- Москва, Режим доступа:

2000. - URL:

для зарегистрир.

2000. - URL:

для зарегистрир.

2000. - URL:

для зарегистрир.

Педагогика

материала, частоты и интенсивности взаимодействия с учителями; повышение оперативности и эффективности обратной связи в ходе учебного процесса по всем ее составляющим (диагностической, оценочной, консультативной, коррекционной и т.п.), большая прозрачность и объективность процедуры оценивания; повышение общей насыщенности, информативности и вариативности образовательного процесса, обусловленная в том числе и применением сетевого взаимодействия с обучающимися; стимулирование самостоятельности обучающихся, принятия на себя ответственности за результативность обучения, закрепление ориентации на проявление активности и последовательности в развитии личностных ресурсов.

Однако, как мы уже отмечали несмотря на наличие достаточно явных преимуществ цифровизации школьного образования ему свойственны и побочные эффекты негативного характера, а именно:

- снижение эффекта социального присутствия в условиях виртуализации взаимодействия участников образовательного процесса, что отрицательно сказывается на возможностях учителей оказывать необходимое психолого-педагогическое воздействие;

- закрепление неоднозначного отношения к информационным источникам, находящимся в свободном доступе из-за их излишнего количества, противоречивости предоставляемой информации, отсутствии возможности объективно оценить их достоверность;

- риск возникновения искажений в восприятии социальной действительности, возникающий под влиянием Интернет-среды с ее упрощенным форматом взаимодействия и передачи образов различных явлений, широкой распространенностью стереотипов;

- усиление роли Интернета как агента социализации молодого поколения, что может негативно сказаться на усвоении необходимых социальных норм и ценностей, формировании механизмов социализации и социально-психологической адаптации из-за недостатка полноценного взаимодействия с реальным социумом;

- сужение круга реальных социальных контактов обучающихся, снижение возможностей установления конструктивных межличностных отношений в классе вследствие ограниченного времени непосредственной коммуникации;

- обострение проблемы обеспечения информационной безопасности обучающихся, особенно повышение риска манипуляторного воздействия сетевых сообществ различной направленности.

Частично нивелировать возможные негативные эффекты цифровизации школьного образования может конструктивно организованное сетевое взаимодействие с обучающимися.

Под сетевым взаимодействием мы с опорой на концептуальные положения, высказанные Т.М. Третьяк [5, с. 63] понимаем организацию совместной деятельности участников образовательного процесса в общем информационном пространстве. Анализ опыта практики применения сетевого взаимодействия с обучающимися в школьном образовании показал, что наибольшее распространение получили две модели сетевого взаимодействия «Учитель-Ученик» и «Ученик-Ученик».

Модель «Учитель-ученик» предполагает организацию сетевого взаимодействия между учителем и учениками/учеником без коммуникации учеников между собой. Средствами организации сетевого взаимодействия здесь выступают сайты образовательных учреждений или сайты педагогов, образовательные порталы и платформы, электронная почта, программы, позволяющие вести переговоры в реальном времени и т.п. В рамках данной модели сетевого взаимодействия осуществляется общение учителя с учениками, индивидуальное консультирование, выдача и проверка заданий, обсуждение различных вопросов и т.д. Реализация этой модели сетевого взаимодействия позволяет решить широкий комплекс задач: обеспечить индивидуальный подход к обучающимся; в комфортных условиях организовать учебную деятельность учеников, в силу объективных обстоятельств, не имеющих возможность постоянно посещать занятия в школе, а также осуществлять дополнительную работу с учениками в соответствии с их потребностями или проблемами; расширить круг познавательных интересов обучающихся, стимулировать их активность в саморазвитии и самообразовании; используя потенциал современных информационных технологий повысить эффективность формирования у обучающихся компетентностей, востребованных в современном социуме.

Вторая модель «Ученик-Ученик» несколько расширяет функционал сетевого взаимодействия за счет организации совместной деятельности учеников. На наш взгляд наибольшей эффективность здесь обладают сервисы, позволяющие создавать единое пространство для онлайн работы нескольких пользователей одновременно. Совместная сетевая работа под руководством учителя способствует развитию у обучающихся коммуникативных умений, в том числе и навыков сетевой коммуникации, способностей к командной работе, грамотной организации самостоятельной деятельности и т.п.

В целом внесение элементов сетевого взаимодействия в учебный процесс позволяет добиться следующих результатов:

1. Развитие информационно-аналитических умений обучающихся, а именно: умений работы с информацией (поиск, анализ, обработка и предоставление результатов в различных формах); умений организовывать и осуществлять сетевую коммуникацию, эффективно применять передовые цифровые технологии, приемы работы в сети Интернет.

2. Приращение коммуникативного потенциала учащихся, развитие у них способностей к конструктивному взаимодействию, работе в команде; формирование готовности принимать ответственность за совместные решения и результат коллективного деятельности; развитие лидерских качеств, стремления внести свой вклад в повышение продуктивности работы команды, создание комфортной рабочей атмосферы.

3. Закрепление ориентации на непрерывное саморазвитие и самообразование; оказание помощи в осознании своих потребностей, жизненных приоритетов и возможностей; развитие познавательной активности, самостоятельности и организованности в осуществлении познавательной и личностно-развивающей деятельности.

4. Расширение представлений о возможностях современных информационных технологий в жизнедеятельности человека, содействие в осознании преимуществ и потенциальных рисков цифровизации общества.

Успешное внедрение рассматриваемого нововведения в педагогическую практику возможно при определенных условиях: наличие в образовательном учреждении соответствующей информационно-технологической базы, детальной проработке механизмов осуществления сетевого взаимодействия, проведении разъяснительной работы со всеми участниками данной деятельности, подготовленности педагогических кадров к организации сетевого взаимодействия с обучающимися. Последнее из указанных условий, по нашему мнению, имеет ключевое значение.

Вышесказанное подтверждает выдвинутое нами предположение о необходимости формирования у будущих педагогов готовности к сетевому взаимодействию с обучающимися.

При раскрытии сущности и структуры готовности к сетевому взаимодействию мы опирались на исследования М.В. Гузевой [2], что помогло прийти к пониманию данного феномена как интегративной характеристики, включающей в себя комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для конструктивной организации сетевого взаимодействия и мотивационную установку на их успешное применение в практической деятельности.

В качестве основных структурных элементов готовности будущих педагогов к сетевому взаимодействию можно выделить:

1. Мотивационный компонент, включающий в себя: понимание и принятие ценностей цифровизации образования, ориентацию на их воплощение в осуществляемой деятельности; осознание значимости сетевого взаимодействия в условиях цифровизации школьного обучения, стремление максимально полно реализовать его потенциал в учебном процессе.

2. Знаниевый компонент, предполагающий наличие объективных и полных представлений о коммуникации в цифровом пространстве, особенностях и моделях сетевого взаимодействия с обучающимися, технологиях, средствах и условиях его организации.

3. Процессуальный компонент, раскрывающийся через комплекс умений, включающий в себя: владение технологиями ориентации в цифровом пространстве; навыки использования инструментальных средств и программного обеспечения для организации сетевого взаимодействия с обучающимися, применения информационных технологий для планирования, осуществления и управления различных видов деятельности обучающихся в соответствии с их потребностями и возможностями; навыки оценки и отбора цифровых ресурсов в наибольшей степени отвечающих образовательным целям и т.п.

4. Рефлексивный компонент, в состав которого входят способность анализировать и объективно оценивать собственную деятельность по организации сетевого взаимодействия; способность прогнозировать возможные трудности и риски при реализации данной инновации; критическое отношение к осуществляемой деятельности, стремление оптимизировать ее с целью достижения максимальной результативности.

Выводы. Цифровизация образования актуализировала проблему формирования готовности будущих педагогов к сетевому взаимодействию с обучающимися, под которым мы понимаем организацию совместной деятельности участников образовательного процесса в общем информационном пространстве.

Являясь неотъемлемым элементом цифрового образования сетевое взаимодействие позволяет достичь значимых результатов в формировании компетенций обучающихся, необходимых для их эффективной самореализации в современном информационном обществе. Однако успешная организация сетевого взаимодействия требует определенных условий, а именно: наличие в образовательном учреждении соответствующей информационно-технологической базы, детальной проработке механизмов и моделей сетевого взаимодействия, подготовленности педагогических кадров к осуществлению данного вида деятельности.

Готовность будущих педагогов к сетевому взаимодействию с обучающимися рассматривается нами как интегративная характеристика, включающая в себя комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для конструктивной организации сетевого взаимодействия и мотивационную установку на их успешное применение в практической деятельности. Структура готовности представлена совокупностью мотивационного, знаниевого, процессуального и рефлексивного компонентов. Предлагаемая концепция готовности к сетевому взаимодействию может быть полезна при определении приоритетов подготовки педагогических кадров к деятельности в условиях цифровизации школьного образования.

Литература:

1. Григорьев А.В. Риски цифровизации школьного образования (на материалах опроса педагогов г. Астрахани) // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. - №6. - С. 31-38.

2. Гузева М.В. Готовность будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образовательной среды // Цифровое образование: новая реальность: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (Чебоксары, 16 ноября 2020 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - С. 33-35.

3. Игнатова Н.Ю. Образование в цифровую эпоху. - Нижний Тагил, 2017. - 128 с.

4. Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. - 2020. -№2 (31). - С. 15.

5. Третьяк Т.М. Модели сетевого взаимодействия педагогов и учащихся на основе Web-сервиса // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. - 2011. - №3. - С. 62-69.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Пилипчевская Наталья Викторовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет», Гуманитарно-педагогический институт (г. Севастополь)

ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ВУЗА

Аннотация. В статье раскрываются возможности применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в процессе реализации дисциплины «Практикум по организации внеурочной деятельности в начальной школе». Автор раскрывает этапы работы, на примере одного из практических онлайн-занятий, особенности взаимодействия преподавателя и студентов. Подобная практика организации дистанционного обучения позволяет активизировать познавательную деятельность студентов и оптимизировать образовательный процесс.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, онлайн-занятия, целеполагание, проектирование, мотивация студентов, формы интерактивного взаимодействия.

Annоtation. The article reveals the possibilities of using distance-learning technologies (DLT) in the course of the implementation of the discipline «Workshop on the organization of extracurricular activities in elementary school». The author reveals the stages of work, using the example of one of the practical online classes, the peculiarities of the interaction of the teacher and students. This practice of organizing distance learning allows you to activate the cognitive activity of students and optimize the educational process.

Keywords: distance learning technologies, online-classes, goal setting, design, student motivation, forms of interactive interaction.

Введение. Вынужденный и экстренный переход образовательных организаций страны на дистанционное обучение, возникший из-за эпидемиологической ситуации с коронавирусной инфекцией в мире (COVID-19 в 2020 г.), потребовал пересмотра концепции и содержания реализуемых учебных курсов, изменения коммуникации между преподавателями и студентами и внедрение ДОТ в образовательный процесс. В данных условиях вопросы эффективности образовательного процесса, персонализации и индивидуализации образования в системе дистанционного обучения становятся наиболее актуальными, и во многом определяются согласованностью не только управленческих, технических и методических ресурсов, возможностью электронной информационно-образовательной среды, но и созданными организационно-педагогическими, психолого-педагогическими, информационно-технологическими условиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.