Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
440
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чердынцева Евгения Валерьевна, Якубенко Оксана Витальевна, Фролова Полина Ивановна

В статье представлены результаты теоретического исследования о взаимосвязи различных нарушений физического здоровья обучающихся и дистанционного образования. Анализ данных проведенного нами эмпирического исследования подтверждает, что полная цифровизация образовательного процесса оказывает негативное влияние на зрение, опорно-двигательный аппарат, двигательную активность и вызывает общее переутомление и физическую ослабленность организма обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чердынцева Евгения Валерьевна, Якубенко Оксана Витальевна, Фролова Полина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF DISTANCE LEARNING ON PHYSICAL HEALTH OF TRAINEES

The article presents the results of a theoretical study on the relationship between various disorders of physical health of students and distance education. The analysis of the data of our empirical research confirms that the complete digitalization of the educational process has a negative impact on vision, musculoskeletal apparatus, motor activity and causes general fatigue and physical weakness of the students body.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

исторического права на различие, несходства и важности этнической принадлежности, это пространство позитивного образовательного взаимодействия индивидов, групп, представляющих разные этносы. Учет полиэтнической образовательной среды и ее потенциала необходим для полноценной поддержки современного образовательного процесса.

Литература:

1. Афанасьева, А.Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования /

A.Б. Афанасьева // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 3. - С. 189-195.

2. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. - Москва: Академия, 2007. - 240 с.

3. Борытко, Н.М. Педагогика: учеб. пособие / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под редакцией Н.М. Борытко. - Москва: Академия, 2007. - 496 с. - ISBN 978-5-7695-3308-2.

4. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учебник / Г.Н. Волков. - Москва: Академия, 1999. - 168 с. - IBSN 5-7695-0413-7.

5. Гуров, В.Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учеб. пособие /

B.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина, и др.; под общ. ред. В.Н. Гурова. - Москва: Педагогическое общество России, 2004. - 234 с. - ISBN 5-93134-253-2.

6. Лурье, Л.И. Моделирование региональных образовательных систем: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям 031000 (050706) - педагогика и психология / Л.И. Лурье. - Москва: Гардарики, 2006. - 287 с. - ISBN 58297-0288-6.

7. Поштарева, Т.В. Особенности образования в этнически разнообразной среде / Т.В. Поштарева // Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 6. - С. 59-60.

8. Поштарева, Т.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Т.В. Поштарева. - Ставрополь, 2009. - 393 с.

9. Пугачева, Е.А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Е.А. Пугачева. - Нижний Новгород, 2008 - 251 с.

10. Чайковская, Е.Н. Приступая к созданию региональной образовательной сети /сб. статей «Этнорегиональное образование как поле научного поиска (теория и практика)» / под ред. Е.Н. Чайковской и Н.А. Сандыковой. - Новосибирск, Новокузнецк, Таштагол, 2010. - 125 с.

11. eLIBRARY.RU: научная электронная библиотека: сайт, https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36746050 (дата обращения: 09.02.2021). пользователей. - Текст: электронный (Герасименко)

12. eLIBRARY.RU: научная электронная библиотека: сайт https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32732955 (дата обращения: 09.02.2021). пользователей. - Текст: электронный (Кулеш)

13. eLIBRARY.RU: научная электронная библиотека: сайт, https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13611047 (дата обращения: 09.02.2021). пользователей. - Текст: электронный (Кутбиддинова, Еромасова)

- Москва, 2000.

- Режим доступа: для

- Москва, 2000.

- Режим доступа: для

- Москва, 2000.

- Режим доступа: для

- URL: зарегистрир.

- URL: зарегистрир.

- URL: зарегистрир.

Педагогика

УДК 371.31:378

кандидат педагогических наук, доцент Чердынцева Евгения Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); кандидат медицинских наук, доцент Якубенко Оксана Витальевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); кандидат педагогических наук, доцент Фролова Полина Ивановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического исследования о взаимосвязи различных нарушений физического здоровья обучающихся и дистанционного образования. Анализ данных проведенного нами эмпирического исследования подтверждает, что полная цифровизация образовательного процесса оказывает негативное влияние на зрение, опорно-двигательный аппарат, двигательную активность и вызывает общее переутомление и физическую ослабленность организма обучающихся.

Ключевые слова: дистанционное обучение, обучающиеся, физическое здоровье, цифровизация.

Annоtation. The article presents the results of a theoretical study on the relationship between various disorders of physical health of students and distance education. The analysis of the data of our empirical research confirms that the complete digitalization of the educational process has a negative impact on vision, musculoskeletal apparatus, motor activity and causes general fatigue and physical weakness of the students body.

Keywords: distance learning, students, physical health, digitalization.

Введение. Появление в начале 2020 года в Российской Федерации новой коронавирусной инфекции привело к массовому переходу большинства образовательных организаций на удаленную форму работы с применением дистанционных технологий обучения. На пике пандемии дистанционное образование полностью заменило традиционное, что способствовало интенсивному развитию цифровых образовательных технологий. Это повлияло на все субъекты образовательного процесса.

У обучающихся произошла смена режима дня, что повлекло смену биоритмов с активностью в темное время суток и снижением активности в светлое время суток. Дистанционное образование и требование самоизоляции привели к ограничению межличностной коммуникации со сверстниками и усилению виртуального общения, активизации детей в социальных сетях, к гиподинамии, к ограничению влияния саногенных факторов окружающей среды. Существенно увеличилось количество времени, проводимое обучающимися за гаджетами в сравнении с нормами СанПиНа, ограничивающими применение ТСО в обучении.

В условиях социальной неопределенности и нестабильности обострились внутрисемейные отношения. Родители, не владеющие образовательными технологиями, были вынуждены выполнять функции педагогов в обучении собственных детей. Указанные факторы привели к специфическим отклонениям в физическом развитии обучающихся.

Вопросы применения новых информационных технологий обучения с использованием компьютеров ранее уже становились предметом изучения многих ученых как в аспекте воздействия на сущностные изменения методической стороны процесса обучения, так и в аспекте влияния на состояние здоровья обучающихся в образовательном процессе.

Проведённое нами эмпирическое исследование в марте 2020 года показало низкую готовность педагогов к реализации дистанционного образования. Это обусловлено недостаточной компетентностью педагогов, недостаточной оснащенностью образовательных организаций компьютерной и мультимедийной техникой, проблемами с доступом к сети Интернет, а также недостаточной реализацией соответствующих курсов повышения квалификации. Это создает факторы риска для физического здоровья обучающихся в условиях цифровизации образовательного процесса [11].

Изложение основного материала статьи. Однако столь массовый и, как впоследствии выяснилось, непредсказуемый по продолжительности переход подавляющего количества образовательных учреждений на дистанционное обучение, актуализировал вопрос проведения дополнительных исследований в области влияния на психосоматическое здоровье обучающихся применяемых в образовательном процессе информационных технологий, обострив проблему здоровьесбережения в интересах сохранения здоровья обучающихся.

В настоящее время по официальным данным от 80% до 85% выпускников системы среднего общего образования имеют различные психосоматические расстройства и заболевания, что свидетельствует о том, что существующая система образования не способствует решению задачи здоровьесбережения обучающихся.

В работе R. Aizman, N. Abaskalovo еще несколько лет назад поднимались вопросы отслеживания состояния здоровья обучающихся при использовании онлайн-технологий обучения. С целью контроля предлагалось введение программ мониторинга здоровья и безопасности обучающихся, а также преподавателей, участвующих в организации процесса обучения, с использованием «электронных паспортов здоровья человека и здоровьесберегающей деятельности образовательной организации», основанных на принципах физиологии развития, психологии и гигиены [5].

Изучение различных рисков влияния онлайн-обучения на физическое и психическое здоровье обучающихся проведенное C. Halupa еще в 2016 году среди детей и подростков показало, что широкое распространение информационных образовательных технологий не только усугубляет социальное неравенство обучающихся, относящихся к разным социальным группам, но и оказывает весьма негативное влияние на молодежь с точки зрения воздействия на физическое здоровье обучающихся [7].

Частое применение в жизни и деятельности обучающихся школьного возраста медиасредств затормаживает языковые навыки, препятствуя полноценному усвоению даже родного языка. Также отмечается частое прогрессирование «недосыпа», а также изменения режима питания, жалобы на физическое здоровье, что зачастую негативно влияет на успеваемость обучающихся [7].

По исследованию J. Cawley наблюдается статистически значимая взаимосвязь между увеличением времени, проведенным за компьютером и избыточным весом у детей и подростков; недостаток сна, обнаруживаемый у респондентов при длительном использовании медиасредств, также способствует развитию ожирения вследствие нарушения принципов нормального и своевременного питания [6].

К наиболее часто встречающимся физическим симптомам при переизбытке воздействия медиаресурсов на здоровье обучающихся (Misra S., Stokols D.) относятся проблемы со сном, депрессия, головные боли, потеря аппетита или, наоборот, избыточное питание по типу переедания, жалобы на боли в желудке. Также наблюдается снижение концентрации внимания и пониженная саморефлексия [9].

Многие авторы в исследованиях последних лет, в сущности, прогнозировали возможные проблемы и риски, анализируя многообразные риски внедрения и распространения информационных технологий в образовательном процессе. В исследованиях Е.В. Молчановой [1], О.В. Якубенко [4], П.И. Фроловой [2] отмечается негативное влияние бесконтрольного потребления информационных ресурсов сомнительного качества обучающимися, что, безусловно, оказывает отрицательное воздействие на психосоматическое здоровье и увеличение невротических расстройств, а также актуализирует применение в процессе обучения различных технологий здоровьесбережения, в первую очередь, медико-гигиенических и физкультурно-оздоровительных.

В исследовании С.А. Чернышова установлено, что педагоги, в ходе ретроспективной оценки дистанционного обучения, как одно из отрицательных последствий в первую очередь называют увеличение учебной нагрузки обучающихся, а также увеличение собственной нагрузки. Многие опрошенные указывают на низкую мотивацию и слабые навыки самодисциплины, низкий уровень саморегуляции обучащихся как одно из неблагоприятных последствий обучения в новых условиях [3].

Т.Г. Рукосуева, рассматривая плюсы и минусы дистанционного обучения, отмечает, что, с одной стороны, дистанционное обучение является специфической областью деятельности обучающихся, в которой создаются уникальные возможности для освоения разных уровней образования и развития личности обучаемых, а с другой стороны, возникает опасность перегрузок обучающихся. Следовательно, дистанционное обучение требует тщательной разработки форм и методов обучения и организации общения всех субъектов образовательного процесса, чтобы предотвратить негативные психологические последствия для личности обучаемых [10].

В ходе изучения воздействия на обучающихся карантина в процессе дистанционного обучения, A. Mehdi, S.V. Ryazantseva и Sh. Ali также было выявлено, что из-за изменения формы обучения большинство обучающихся (до 70%) отмечают значимое уменьшение физической активности, вследствие чего испытывают больший физиологический дискомфорт, например, боль в теле, головную боль, обострение хронических заболеваний и т.д.

Продолжительность сна также изменилась, многие обучающиеся отметили, что спят относительно больше, чем раньше. Около 40% опрошенных спали более 9 часов в день, кроме того, только 31% считают, что качество их сна улучшилось, а около 36% считают, что оно ухудшилось. Также произошли изменения в режиме питания у большинства опрошенных: изменились привычки в еде и соблюдении диеты в течение карантина, увеличилось употребление нездоровой пищи и количество приемов пищи в день [8].

Основываясь на представленных научных подходах, мы провели эмпирическое исследование с целью изучения влияния дистанционного обучения на физическое здоровье обучающихся. В рамках исследования были проанкетированы 468 обучающихся и их родителей. В ходе проведения исследования выявлено, что 43% респондентов считают, что у них в процессе дистанционного образования снизилось зрение, 57% респондентов не отметили серьезных нарушений зрения. При этом 53% родителей отмечают ухудшение зрения у своих детей, что на 10 % больше, чем показатели у детей. Однако 47% родителей не выявили существенных нарушений зрения у своих детей за период интенсивного дистанционного обучения.

Это свидетельствует о том, что обучающиеся недостаточно критично относятся к отрицательному влиянию технических средств обучения на их зрение.

Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод, что приблизительно половина обучающихся и больше половины их родителей рассматривают дистанционное обучение как отрицательный фактор, влияющий на зрение. Полученные в ходе исследования данные доказывают негативное влияние систематических нарушений норм СанПина при использовании технических средств в процессе обучения. Кроме того, чтение электронных текстов приводит к напряжению аккомодации, что усиливает утомление глаз и нервно-психическое утомление в целом.

Также 41% обучающихся и 40% родителей отмечают отрицательное влияние дистанционного обучения на развитие опорно-двигательного аппарата. Ведущими факторами являются длительное соблюдение вынужденной позы, отсутствие динамических пауз, которые являются обязательным элементом структуры урока и постоянно реализуются учителем в образовательном процессе, а также отсутствие в домашних условиях правильно организованного рабочего места, оснащенного необходимой мебелью и освещением. Данные респонденты указывают на появление болей в спине и другие проблемы, которые особенно неблагоприятны для растущего организма и формирования осанки обучающихся.

Еще одним фактором негативного влияния на опорно-двигательный аппарат 18% детей и 13% родителей отмечают утомление мышц кисти рук, вызванное необходимостью длительной работы с клавиатурой компьютера и компьютерной мышью в процессе дистанционного обучения. Это проявлялось в форме болей червеобразных мышц кисти, судорог и других проблем.

Описанные выше проблемы в физическом здоровье обучающихся обусловили их общее переутомление, в связи с чем 42% респондентов отметили систематическую усталость на фоне вынужденного длительного пребывания за компьютером. Опрос родителей показывает более низкий процент, что составляет 30%.

Различия в полученных данных объясняются тем, что субъективное чувство усталости у детей проявляется раньше объективных признаков утомления в ситуации низкой учебной мотивации, обусловленной недостаточной цифровой компетентностью педагогов в период становления дистанционного образования. В то время как родители оценивали объективные признаки утомления: увеличение числа ошибок при выполнении детьми учебных заданий, двигательное беспокойство, рассеянность внимания, частые отвлечения и другое.

Еще одним фактором риска дистанционного обучения было длительное пребывание обучающихся в закрытых помещениях, что привело к гиподинамии, к недостаточному поступлению кислорода и ультрафиолетового излучения в организм. Указанные факторы привели к общей физической ослабленности, которую отметили 36% респондентов и 57% их родителей.

Возможно, это связано с несовершенством организации физического воспитания обучающихся в условиях самоизоляции - закрытием спортивных секций, отсутствием очных занятий физической культурой, невозможностью организации спортивных игр в рамках внеурочной деятельности.

Учащение простудных заболеваний отмечают 30% обучающихся и 28% родителей, что может быть связано с пиком эпидемии новой коронавирусной инфекции, а также недостаточным пребыванием детей на свежем воздухе и воздействием закаливающих саногенных факторов.

Выводы. Теоретическое исследование позволило установить прямую зависимость между состоянием физического здоровья обучающихся и воздействием на него факторов риска цифровой образовательной среды таких как: гиподинамия, избыточный вес у обучающихся детей и подростков из-за нарушения режима питания; недостаток сна вследствие регулярного использования интернет-ресурсов. Таким образом, полученные экспериментальные данные, позволили выявить следующие изменения в физическом развитии обучающихся: снижение остроты зрения, нарушение осанки, снижение функциональных показателей здоровья (мышечной силы, выносливости), нарушение обменных процессов, снижение иммунитета, перераспределение утомления в основном к мышцам кисти, глубоким мышцам спины. Как показывает анализ результатов анкетирования, данные изменения обусловлены негативным влиянием цифрового образования на обучающихся в условиях самоизоляции. Поэтому в системе повышения квалификации педагогов необходимо сделать акцент на формирование компетентности в области индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями; разработки (совместно с другими специалистами) и реализации совместно с родителями программ индивидуального развития обучающихся; разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ развития и индивидуально-ориентированных образовательных программ с учётом личностных и возрастных особенностей обучающихся.

Литература:

1. Молчанова Е.В. О плюсах и минусах цифровизации современного образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №64-4. - С. 133-135.

2. Фролова П.И. Проблемы цифровизации образования в условиях трансформации современного общества // Вопросы педагогики. - 2019. - № 11-2. - С. 260-263.

3. Чернышов С.А. Массовый переход школы на дистанционное обучение в оценках локального педагогического сообщества // Образование и наука. - 2021. - Т. 23, № 3. - С. 131-155. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-3-131-155.

4. Якубенко О.В. Преодоление негативных факторов цифрового образования как направление управления качеством и перспективами его развития // Ученые записки ИУО РАО. - 2018. - № 3 (67). - С. 184-186.

5. Aizman R., Abaskalova N. Health and safety of all participants of educational process аге the priorities of modern education system // International Journal of Modern Education Research. - 2015. - № 2 (4). - pp. 29-33.

6. Cawley J. The Economics Of Childhood Obesity // Health affairs. - 2010. - 29. - 364-71. D0I:10.1377/hlthaff.2009.0721.

7. Halupa C. Risks: The Impact of Online Learning and Technology on Student Physical, Mental, Emotional, And Social Health // In International Conference of Education, Research and Innovation. - Seville, Madrid. - 2016. - pp. 6305-6314. D0I:10.21125/iceri.2016.0044.

8. Mehdi A., Ryazantsev S.V., Ali Sh. The psychological impacts of quarantine on international students' life satisfaction in Russia during coronavirus COVID-19 // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2020. - №6. - vol. 28, no. 6, pp. 1231-1239 DOI: 10.32687/0869-866X-2020-28-6-1231-1239.

9. Misra S., Stokols D. Psychological and health outcomes of perceived information overload // Environment and Behavior. -2012. - vol. 44, no.6, pp. 737-759. DOI:10.1177/0013916511404408.

10. Rukosueva T.G. Strategy of distance learning development in training of specialists for physical education and sports // Журнал СФУ. Гуманитарные науки. - 2011. - №9. - vol. 4. - pp. 1364-1372.

11. Yakubenko O.V., Cherdyntseva E.V., Frolova P.I., Zayko O.A. Research on the Teachers' Commitment to Use Digital Technologies in Educational Activity // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the International Scientific Conference «Digitalization of Education: History, Trends and Prospects» (DETP 2020). - Atlantis Press, 2020. - P. 528-532. DOI: 10.2991/assehr.k.200509.096

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Чикина Татьяна Евгеньевна

Нижегородская академия МВД России (г. Нижний Новгород);

кандидат физико-математических наук,

старший преподаватель Миронов Никита Андреевич

Нижегородская академия МВД России (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ

ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, вызванные необходимостью перехода высших учебных заведений на дистанционное обучение в период пандемии. Особое внимание уделяется аспектам адаптации студентов к изучению математики в указанных условиях, приводятся средства повышения эфективности образовательного процесса в учебно-профессиональном плане.

Ключевые слова: адаптация обучающихся, математика, дистанционное обучение, студенты.

An^tatton. The article examines the problems caused by the need for higher éducation institutions to transition to distance learning during a pandemic. Particular attention is paid to the aspects of adaptation of students to the study of mathematics in these conditions, the means of increasing the effectiveness of the educational process in the educational and professional plan are given.

Keywords: adaptation of students, mathematics, distance learning, students.

Введение. В период пандемии все участники образовательного пространства: преподаватели вузов, студенты, ученики, педагоги и т.д. столкнулись с единым вызовом современности - неопределенностью, которая одновременно выступала и как новая задача, проблема, препятствие, и как условие существования. Естественным ответом системы образования в данных условиях стало дистанционное обучение, которое представляет собой новую реальность, анализировать которую необходимо, прежде всего, с помощью качественных методов.

Следует отметить, что особенно нелегко в этих условиях пришлось адаптироваться студентам к изучению дисциплин естественно-математического цикла, в частности, высшей математики, отличающейся высокой степенью абстракции понятий и теорем, разнообразием форм представления математических структур.

В Концепции развития математического образования в Российской Федерации (с изменениями на 8 октября 2020 года) указывается на то, что «Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин» [3]. В Концепции выделены ряд причин, почему обучающиеся имеют низкую учебную мотивацию к изучению математики: недооценка значимости математического образования со стороны общества; высокая трудоемкость получения математического образования; перегруженность образовательных программ по различным уровням образования; устаревшее содержание образовательных программ; несоответствие учебных программ потребностям обучающихся и т.д. Отсутствие же живого контакта с педагогическим работником во время изучения этой сложной абстрактной дисциплины сопряжено еще с большими проблемами и трудностями. Еще одну проблему усвоения дисциплин математического цикла исследователи связывают с несоответствием между большим объемом изучаемого материала и уменьшением количества учебных часов, отводимых на его изучение.

Названные выше причины приводят к тому, что знания обучающихся становятся формальными, значительная часть студентов (курсантов) не осознают смысла изучаемых понятий, их содержания, не может дать им различных интерпретаций и, вследствие этого, не может оперировать ими.

В связи с вышеизложенным возникают явные противоречия, связанные с несоответствием уровня требуемой и реальной подготовки учащихся, между необходимостью дистанционного преподавания объективно сложных дисциплин естественнонаучного цикла, в частности математики, в современных вынужденных условиях самоизоляции, которые не позволяют активно вовлекать учащихся в познавательный процесс, и необходимостью формирования у них в тоже время не только необходимых знаний, умений оперировать математическим аппаратом, но и способствовать саморазвитию личности учащихся.

Поэтому вопрос о поиске средств и способов адаптации к изучению математики в вузе в период пандемии в условиях дистанционного обучения является особенно актуальным.

Изложение основного материала статьи. Качественный анализ системы дистанционного образования позволяет выявить не только массовые практики, но и единичные решения, которые важны для преодоления проблемных ситуаций [1], в том числе для решения проблем учебно-профессиональной адаптации к изучению дисциплин математического цикла в вузах.

Организовать дистанционное обучение математике вполне реально благодаря использованию разнообразных современных информационно-коммуникативных средств. Для организации такого обучения каждый педагогический работник может индивидуально выбирать образовательные сервисы и платформы, отдавая предпочтения тем, которые более доступны с точки зрения стоимости использования, имеют расширенный функционал и удобный интерфейс [2]. Эпизодическая практика использования интернет-сервисов, таких как Zoom, Skype, электронная почта, использование некоторых обучающих сайтов может давать положительные образовательные результаты, демонстрировать вариативность средств обучения, повышать мотивацию обучающихся, даже развлекать их.

Развитие ИКТ-компетенций преподавателей диктуется социальным заказом нашего общества уже много лет. Еще в 1995 году в России была принята «Концепция создания и развития дистанционного образования». Федеральная программа развития образования выделяет среди прочих следующие задачи образовательной деятельности: развитие открытого образования; непрерывность образования; использование информационных образовательных технологий в учебном процессе; развитие дистанционной формы обучения [2]. Вопросы информатизации образования и подготовки ИКТ-квалифицированных кадров привлекают внимание ученых, и освещаются в работах А.П. Авраменко, С.А. Беловой, М.П. Лапчик, А.Л. Миллера, А.Л. Назаренко, П.В. Сысоева, О.М. Толстых, С.А. Щенникова и др. В настоящее время на рынке образовательных продуктов можно найти массу инструментов, как платных, так и бесплатных, помогающих эффективно организовать дистанционное обучение математике.

Однако процесс полного перехода в удаленный режим, как и сам процесс непосредственного обучения студентов, вызвал ряд разнообразных трудностей, с которыми столкнулись все обитатели виртуальной информационной среды -преподаватели, студенты, родители, руководство образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.