Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В АСПЕКТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В АСПЕКТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ОНЛАЙН-КУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погодина С. В., Юферев В. С., Погодин А. А., Сухачев Е. А.

Цель исследования - разработка, применение и определение эффективности алгоритма организации дистанционного обучения в сфере физической культуры и спорта по основным образовательным программам высшего образования (ОПОП ВО) с использованием онлайн-курсов, платформ их администрирования и контроля. Методика и организация исследования. Пилотное исследование проведено в три этапа. На первом этапе осуществлено программирование онлайн-курса «Физическая культура и спорт» (содержание программы пяти учебных модулей, объем программы - 12 ч в течение 6 недель), входящего в базовую часть ОПОП ВО направлений подготовки бакалавриата. Мероприятия предварительной организации первого этапа включали: подготовку сценариев онлайн-курса; видеосъемку лекций и учебных видеосюжетов; разработку контрольных тестов; размещение онлайн-курса и регистрацию обучающихся на российской образовательной платформе Stepik. На втором этапе осуществляли администрирование онлайн-курса на платформе электронного обучения Moodle. Организация второго этапа включала: регистрацию преподавателей и обучающихся на данной платформе; загрузку контента в структуру учебного курса. На третьем этапе в течение шести недель были предложены мероприятия непосредственной организации учебного процесса: онлайн-обучение; текущий контроль и оценивание успешности контрольного тестирования. Результаты исследования и выводы. В процессе дистанционного онлайн-обучения определен высокий процент верности решения контрольных тестов (свыше 78%) и общего времени просмотров видеолекций (свыше 86%), видеосюжетов (свыше 62 %). Также зарегистрировано более 4000 запросов на просмотр электронных методических рекомендаций и более 6000 слушателей, успешно завершивших онлайн-курс в течение шести недель. Перспектива дальнейшего онлайн-обучения связана с дополнительным образованием и получением жизненно важных компетенций персонализированной поддержки достаточного уровня физических качеств и тренированности, трудоспособности и здоровья, эстетических параметров тела. С этой целью нами разработан базовый онлайн-курс «Фитнес для жизни и профессии», который размещен на российской образовательной платформе Stepik.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS SECTOR IN TERMS OF DIGITALIZATION OF HIGHER EDUCATION

Objective of the study was to develop, implement, and assess the effectiveness of distance learning program under the principal educational program of higher education in the physical education and sports sector using online training courses and platforms for their administration and control. Methods and structure of the study. The pilot study was conducted in 3 stages. At the first stage, we developed the physical education and sports online training course (5 training modules, 12 hours for 6 weeks) as part of the basic educational program of the Bachelor's degree program. The activities to organize the first stage included: designing the online training course; video recording of lectures and educational videos; development of control tests; introduction of the online training course and registration of students to the Russian education platform Stepik. At the second stage, Moodle e-learning platform was used to manage the developed online training course. The organization of the second stage included: registration of teachers and students to the mentioned platform; uploading the contents into the structure of the training course. At the third stage, the training activities were carried out for 6 weeks: online training; ongoing monitoring, and control tests. Results and conclusions. In the course of distance learning, we determined the percentage of correct answers to the control tests (over 78%) and the total time of watching video lectures (over 86%) and videos (over 62%). Also, there were more than 4,000 queries for electronic guidance and more than 6,000 participants in the online course who successfully completed it in 6 weeks. The prospect of further online learning is related to additional education and acquisition of vital competences of personalized support of sufficient level of development of physical qualities and level of training, working capacity and health levels, aesthetic parameters of the body. For this purpose, we developed a basic online training course "Fitness for Life and Work", which is now placed on the Russian online platform Stepik.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В АСПЕКТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В АСПЕКТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 01.02.2021 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Доктор биологических наук, доцент С.В. Погодина1 Кандидат биологических наук, доцент В.С. Юферев1 Доцент А.А. Погодин1

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Сухачев2

1Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь 2Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

ORGANIZATION OF EDUCATiONAL PROCESS iN PHYSiCAL EDUCATiON AND SPORTS SECTOR iN TERMS OF DiGiTALiZATiON OF HiGHER EDUCATiON

Dr.Biol., Associate Professor S.V. Pogodina1 PhD, Associate Professor V.S. Yuferev1 Associate Professor A.A. Pogodin1 PhD, Associate Professor E.A. Sukhachev2

1Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol 2Siberian State University of Physical Culture and Sport, Omsk

и

га у

г.

ч—

. О OJ

■ -О

с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - разработка, применение и определение эффективности алгоритма организации дистанционного обучения в сфере физической культуры и спорта по основным образовательным программам высшего образования (ОПОП ВО) с использованием онлайн-курсов, платформ их администрирования и контроля.

Методика и организация исследования. Пилотное исследование проведено в три этапа. На первом этапе осуществлено программирование онлайн-кур-са «Физическая культура и спорт» (содержание программы пяти учебных модулей, объем программы - 12 ч в течение 6 недель), входящего в базовую часть ОПОП ВО направлений подготовки бакалавриата. Мероприятия предварительной организации первого этапа включали: подготовку сценариев онлайн-курса; видеосъемку лекций и учебных видеосюжетов; разработку контрольных тестов; размещение онлайн-курса и регистрацию обучающихся на российской образовательной платформе Stepik. На втором этапе осуществляли администрирование онлайн-курса на платформе электронного обучения Moodle. Организация второго этапа включала: регистрацию преподавателей и обучающихся на данной платформе; загрузку контента в структуру учебного курса. На третьем этапе в течение шести недель были предложены мероприятия непосредственной организации учебного процесса: онлайн-обучение; текущий контроль и оценивание успешности контрольного тестирования.

Результаты исследования и выводы. В процессе дистанционного онлайн-обучения определен высокий процент верности решения контрольных тестов (свыше 78%) и общего времени просмотров видеолекций (свыше 86%), видеосюжетов (свыше 62 %). Также зарегистрировано более 4000 запросов на просмотр электронных методических рекомендаций и более 6000 слушателей, успешно завершивших онлайн-курс в течение шести недель. Перспектива дальнейшего онлайн-обучения связана с дополнительным образованием и получением жизненно важных компетенций персонализированной поддержки достаточного уровня физических качеств и тренированности, трудоспособности и здоровья, эстетических параметров тела. С этой целью нами разработан базовый онлайн-курс «Фитнес для жизни и профессии», который размещен на российской образовательной платформе Stepik.

Ключевые слова: цифровизация высшего образования, дистанционные условия обучения, организация, физическая культура и спорт, онлайн-курсы.

Abstract

Objective of the study was to develop, implement, and assess the effectiveness of distance learning program under the principal educational program of higher education in the physical education and sports sector using online training courses and platforms for their administration and control. Methods and structure of the study. The pilot study was conducted in 3 stages. At the first stage, we developed the physical education and sports online training course (5 training modules, 12 hours for 6 weeks) as part of the basic educational program of the Bachelor's degree program. The activities to organize the first stage included: designing the online training course; video recording of lectures and educational videos; development of control tests; introduction of the online training course and registration of students to the Russian education platform Stepik. At the second stage, Moodle e-learning platform was used to manage the developed online training course. The organization of the second stage included: registration of teachers and students to the mentioned platform; uploading the contents into the structure of the training course. At the third stage, the training activities were carried out for 6 weeks: online training; ongoing monitoring, and control tests.

Results and conclusions. In the course of distance learning, we determined the percentage of correct answers to the control tests (over 78%) and the total time of watching video lectures (over 86%) and videos (over 62%). Also, there were more than 4,000 queries for electronic guidance and more than 6,000 participants in the online course who successfully completed it in 6 weeks. The prospect of further online learning is related to additional education and acquisition of vital competences of personalized support of sufficient level of development of physical qualities and level of training, working capacity and health levels, aesthetic parameters of the body. For this purpose, we developed a basic online training course "Fitness for Life and Work", which is now placed on the Russian online platform Stepik.

Keywords: digitalization of higher education, distance learning, organization, physical education and sports, online training course.

Введение. Глобальная трансформация высшего образования, а именно, его цифровизация, требует новых подходов к организации учебного процесса [5]. Одним из актуальных подходов является дистанционное образование, которое обеспечивает свободный доступ к знаниям и гибкость обучения в разных социально-экономических условиях жизни [1]. При этом постепенный отказ от бумажных носителей информации, развитие онлайн-обучения, разработка онлайн-курсов основных и дополнительных образовательных программ являются триггером для формирования электронной образовательной среды, ориентированной на удовлетворение потребностей обучающихся в информационных услугах и ресурсах образовательного характера в сфере физической культуры и спорта [2-4].

Цель исследования - разработка, применение и определение эффективности алгоритма организации дистанционного обучения в сфере физической культуры и спорта по основным образовательным программам высшего образования (ОПОП ВО) с использованием онлайн-курсов, платформ их администрирования и контроля.

Методика и организация исследования. Пилотное исследование проведено в три этапа. На первом этапе осуществлено программирование онлайн-курса «Физическая культура и спорт» (содержание - программы пяти учебных модулей, объем программы - 12 ч в течение шести недель), входящего в базовую часть ОПОП ВО направлений подготовки бакалавриата. Мероприятия предварительной организации первого этапа включали: подготовку сценариев он-лайн-курса; видеосъемку лекций и учебных видеосюжетов; разработку контрольных тестов; размещение онлайн-курса и регистрацию обучающихся на российской образовательной платформе Stepik. На втором этапе осуществляли администрирование онлайн-курса на платформе электронного обучения Moodle. Организация второго этапа включала: регистрацию преподавателей и обучающихся на данной платформе; загрузку контента в структуру учебного курса (рабочей программы дисциплины; нормативно-правовых актов, регламентирующие образовательную деятельность, включая фонд оценочных средств; гиперссылок на онлайн-курсы; гиперссылок на учебные видеосюжеты практических занятий; электронных методических рекомендаций). На третьем этапе в течение шести недель были предложены мероприятия непосредственной организации учебного процесса: он-лайн-обучение; текущий контроль и оценивание успешности контрольного тестирования. Для определения, эффективности организационных мероприятий онлайн-обучения использовали данные статистического анализа, проведенного платформой Stepik, а именно, показатель количества обучающихся, прошедших онлайн-курс за период дистанционного обучения, и показатель верности решения тестовых заданий ( %), показатель времени просмотра ( %) видеолекций и учебных видеосюжетов, количество запросов на просмотр методических рекомендаций.

Результаты исследования и их обсуждение. Организация онлайн-обучения в сфере физической культуры и спорта продемонстрировала необходимость координации онлайн-обучения и администрирования. Благодаря последнему явилось возможным сформировать не только информационный алгоритм процесса онлайн-обучения, а также компетенции обучающихся относительно целевого использования образовательных платформ. При этом значимым для эффективности дистанционного обучения явилась возможность в освоении онлайн-курса, которую получили более 6000 обучающихся (рис. 1).

В процессе контрольного тестирования определен высокий процент верности решений тестовых заданий (рис. 2). Если учесть, что для каждого учебного модуля, а именно, «Легкая атлетика», «Волейбол», «Баскетбол», «Фитнес»

новые учащиеся / день

0с£оьег2020 12 19 иоуетьег 2020 16 оесетьег 2020 14 21 Лапиагу2021 11

новые учащиеся / день

Рис. 1. Динамика регистрации обучающихся на онлайн курс «Физическая культура и спорт» в течение семестра

I Тест 6 ■ Тест 7 ш Тест 8 ■ Тест 9 ■ Тест 10

Рис. 2. Верность решения тестовых заданий (%) по учебным модулям онлайн-курса «Физическая культура и спорт»

и «Лечебная физическая культура» (ЛФК), было составлено по десять тестовых заданий (в рис. 2 обозначены как ряды), то верность решений варьировалась от 50 до 90 % и в среднем составила 78,3±2,58 %, что может свидетельствовать как о совершенствовании навыков овладения технологиями электронной образовательной среды, так и о достаточном усвоении учебного материала.

Также важным для эффективной организации дистанционного онлайн-обучения явилось время просмотра видеолекций, учебных видеосюжетов и количество запросов для просмотра электронных методических рекомендаций. Так, при просмотре видеолекций и видеосюжетов процент от общего времени видео составил соответственно в среднем 86,3±5,18 % и 62,9±4,25 %. В свою очередь, количество запросов на просмотр электронных методических рекомендаций составило более 4000, что говорит о высокой степени востребованности дополнительных электронных образовательных ресурсов при онлайн-обучении.

Вывод. Таким образом, можно сделать заключение о высокой эффективности разработанного алгоритма организации образовательной деятельности в сфере физической культуры и спорта в условиях дистанционного обучения с использованием цифровых технологий.

Перспектива дальнейшего онлайн-обучения связана с дополнительным образованием, получением жизненно важных компетенций персонализированной поддержки достаточного уровня физических качеств и тренированности, трудоспособности и здоровья, эстетических параметров тела. С этой целью нами разработан базовый онлайн-курс «Фитнес для жизни и профессии», который размещен на российской образовательной платформе Stepik.

Литература

1. Банку Т.А. Влияние дистанционного обучения на физическое состояние студентов / Т.А. Банку, Е.П. Якимович, В.В. Коноплев и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2020. - № 5. - С. 40-42.

2. Веселовская Ю.А. Интерактивные технологии в дистанционном обучении: исследование качества учебного процесса студентов

№5 • 2021 Май | Мау

http://www.teoriya.ru

в поисках нового прорыва

факультета физической культуры и спорта / Ю.А. Веселовская, Н.В. Сидорова, Н.Г. Кузина и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 2. - С. 12-14.

3. Никулина Т.В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т.В. Никулина, Е.Б. Стари-ченко // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 8.

- С. 107-113.

4. Покровская Т.Ю. Дистанционное обучение по дисциплине «физическая культура и спорт» в условиях самоизоляции / Т.Ю. Покровская, Р.А. Юсупов, Е.Б. Титова и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 11. - С. 65-67.

5. Стариченко Б.Е. Цифровизация образования: иллюзии и ожидания / Б.Е. Стариченко // Педагогическое образование в России.

- 2020. - № 3. - С. 49-58.

References

1. Banku T.A., Yakimovich E.P., Konoplev V.V. et al. Vliyanie distantsion-nogo obucheniya na fizicheskoe sostoyanie studentov [Effect of distance learning on students' physical condition]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2020. No. 5. pp. 40-42.

2. Veselovskaya Yu.A., Sidorova N.V., Kuzina N.G. et al. Interaktivnye tekhnologii v distantsionnom obuchenii: issledovanie kachestva uchebnogo protsessa studentov fakulteta fizicheskoy kultury i sporta [Interactive distance education technologies: physical education and sports educational process quality analysis]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. No. 2. pp. 12-14.

3. Nikulina T.V., Starichenko E.B. Informatizatsiya i tsifrovizatsiya obrazovaniya: ponyatiya, tekhnologii, upravlenie [Informatization and digitalization of education: concepts, technologies, management]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018. No. 8. pp. 107-113.

4. Pokrovskaya T.Yu., Yusupov R.A., Titova E.B. et al. Distantsionnoe obuchenie po distsipline «Fizicheskaya kultura i sport» v usloviyakh samoizolyatsii [Distance learning in physical education and sports discipline in terms of self-isolation]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 11. pp. 65-67.

5. Starichenko B.E. Tsifrovizatsiya obrazovaniya: illyuzii i ozhidaniya [Digitalization of education: illusions and expectations]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2020. No. 3. pp. 49-58.

из ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

и

ra у

г. CL

ч—

. О OJ

■ -О

с

га

^

О (U .с I—

РАЗВИТИЕ КОНАТИВНОГО КОМПОНЕНТА СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Бурцев1 Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Бурцева1 Кандидат педагогических наук, доцент М.Н. Чапурин2 "'Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань

2Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, Чебоксары

УДК/UDC 796.332.6+378.037.1

Ключевые слова: спортивная деятельность, конативный компонент, спортивная культура студента, избранный вид спорта, базовые виды спорта.

Введение. Особая роль в психологической структуре спортивной культуры личности принадлежит конативному компоненту в качестве стержневой основы формирования спортивного характера [1]. Содержание конативного компонента спортивной культуры студентов раскрывается в совокупности волевых качеств личности, обеспечивающих реализацию функции саморегуляции и самоконтроля индивидуального поведения в процессе спортивной деятельности.

Цель исследования - экспериментально обосновать эффективность разработанной методики развития конативного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности.

Методика и организация исследования. Разработанная методика развития конативного компонента спортивной культуры студентов (далее - ККСКС) включает в свое содержание пять блоков учебных заданий различной степени сложности, направленных на реализацию индивидуальной программы поведенческих действий с целью повышения эффективности самоуправления личности в процессе спортивной деятельности (далее - СД). Развитие конативного компонента осуществляется в процессе актуализации личностью системы отношений к различным сторонам СД, а именно к себе как субъекту СД; к условиям; процессу и результату СД, а также к самоорганизации спортивного стиля жизни. В зависимости от степени сфор-мированности данных отношений личности к СД мы выделили три уровня развития конативного компонента спортивной культуры студентов (далее - ККСКС): низкий (репродуктивный), средний (оптимизации), высокий (творческий). С целью определения уровня развития ККСКС применялись методы психодиагностики, анкетного опроса, педагогического наблюдения. Для измерения и оценки психических свойств личности, степень

DEVELOPMENT OF CONATiVE COMPONENT OF STUDENTS' SPORTS CULTURE iN SPORTS TRAiNiNG PROCESS

PhD, Associate Professor V.A. Burtsev1 PhD, Associate Professor E.V. Burtseva1 PhD, Associate Professor M.N. Chapurin2 'Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan 2Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, Cheboksary

Поступила в редакцию 01.04.2021 г.

выраженности которых обуславливает наличие волевых качеств спортивного характера, применялись следующие методики диагностики: «Уровень субъективного контроля», «Личностная тревожность», «Самооценка волевых качеств». Анкетный опрос и педагогическое наблюдение применялись для измерения и оценки качественных показателей спортивного стиля жизни и количественных параметров посещаемости студентами учебных занятий.

Результаты исследования и их обсуждение. В начале эксперимента у испытуемых КГ был выявлен репродуктивный уровень развития ККСКС, что обусловлено зависимостью отношений личности от ситуативных факторов спортивной деятельности. Вместе с тем, в ЭГ наблюдался средний уровень развития ККСКС по восьми диагностируемым показателям: уверенность в себе (уровень субъективного контроля), спокойствие, целеустремленность, настойчивость, смелость, самообладание, посещаемость учебных занятий, спортивный стиль жизни, что указывает на личностный приоритет в актуализации отношений над ситуативными факторами СД. В конце эксперимента в КГ уровень развития ККСКС перешел с низкого на средний, что объясняется приобретенным соревновательным опытом. Вместе с тем у испытуемых ЭГ по всем восьми диагностируемым показателям был отмечен творческий уровень развития ККСКС, что свидетельствует об устойчивой актуализации отношений личности к СД, составляющей основу спортивного характера студентов, занимающихся избранным видом спорта.

Вывод. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют об эффективности применения раздела развития ККСКС в методике развития спортивной культуры студентов.

Литература

1. Чердымова Е.И. Конативный компонент в структуре профессионального сознания / Е.И. Чердымова // Вестник СамГУ. - 2014. - № 9 (120). - С. 55-58.

Информация для связи с автором: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.