Научная статья на тему 'Этнопедагогический диалог культур'

Этнопедагогический диалог культур Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
859
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цаллагова Зарифа Борисовна

Автор показывает вклад Г.Н. Волкова в этнопедагогику, в диалог культур

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогический диалог культур»

Основатель этнопедагогической школы - Геннадий Никандрович Волков. «Его школа - всемирно признанная этнопедагогическая школа - это многонациональная полиэтническая семья, каждый является исследователем и носителем культуры своего народа, личностью, способной подняться на уровень самых высоких общечеловеческих духовных ценностей» (Т. Н. Петрова).

Оптимизм и гуманизм этнопедагогической системы Г. Н. Волкова основывается на любви и примере. Любовь и пример - таков символ его учительской веры. Для него любовь - высшая человеческая ценность - цель, предмет, забота, результат, организация, метод и даже процесс воспитания. Да и пример у него обретает реальную силу только благодаря любви. Ею согрето, освещено и освящено всё творчество Педагога, Гуманиста, Человека.

Осенью 2007 г. доктору педагогических наук, профессору, академику Российской академии образования Геннадию Никандровичу Волкову исполняется 80 лет со дня рождения. В этой связи редакционная коллегия и редакционный совет «Сибирского педагогического журнала» приняли решение о публикации на его страницах статей, материалов по этнопедагогическому наследию Г. Н. Волкова.

УДК 37.0+39

З. Б. Цаллагова ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Символической является личность известного ученого-педагога Г Н. Волкова, доктора педагогических наук, профессора, академика Российской академии образования, почетного доктора Эрфуртского университета (Германия), заслуженного работника народного образования Республики Саха (Якутия). Идеи его этнопедагогической гуманистической концепции во многом предопределены духовным наследием просветителя, патриарха чувашского народа Ивана Яковлевича Яковлева.

Общей для И. Я. Яковлева и Г. Н. Волкова, а также для многих поколений их учеников и последователей является педагогическая заповедь, духовное наставление вбирать в себя не только мудрость, духовные сокровища народа, его опыт и традиции, но и видеть в них общечеловеческий смысл и предназначение, опираться на достижения мировой культуры, на все то, что было достигнуто человечеством в области воспитания и обучения детей. Исторический опыт Симбирской чувашской гимназии, школы-семьи, созданной И. Я. Яковлевым в 1868 г., где обучались не только чуваши, но и представи-

тели многих других народов России, во многом сродни тому духу содружества учеников и последователей Г. Н. Волкова, которое образовалось вокруг этого Ученого, Педагога и Человека в конце ХХ в.

В педагогическом творчестве Г. Н. Волкова находит глубокое развитие ставшая педагогической аксиомой общая закономерность воспитания, согласно которой ребенок развивается как личность и гармонично входит в культуру только будучи уверенным в доброжелательности и любви к нему.

Не декларируя всех своих соображений на эту глубокую и важную тему, Г. Н. Волков всего одним тезисом предотвращает упрощенческое ее развитие: «Не слова, а поведение, доказывающее истинность чувств, - вот что превыше всего ценится в крестьянской среде. Формированию такого отношения к проявлению чувств надо бы оказывать специальное внимание и в школе. Представляется весьма перспективной высокогуманная, демократическая методика приучения детей к деловому, доброжелательному общению друг с другом. При этом надо бы усилить в общении этнопедагогический компонент». И тут же приводит пример: «Слово “любовь” - в двух вариантах: “юрату”, “саву” - чувашами произносится крайне редко. Эти слова священны, они выражают божественные состояния души, и их нельзя произносить всуе. Эта мысль серьезно внушалась детям».

Проповедуемая Г. Н. Волковым педагогика - «педагогика любви», где слова, обращенные к ученикам - «я вас всех люблю» - не только и не столько признание им в любви и уважении, а прежде всего наставление, указ, просьба строить, выверять свою судьбу, свою деятельность, свою дорогу в жизни по законам любви, добра и справедливости. Особая эффективность наказа в том, что он латентен, глубоко скрыт, отвечая одной из главных закономерностей воспитательного процесса, сформулированной академической педагогикой: ученый не поучает, он показывает пример, пример любви и к ближнему, и к тем, кто «ненавидящыя и обидящыя мя» (молитва Христу о живых), обращаясь к ним с заверениями в своей любви.

Актуализируя следующую закономерность академической педагогики и еще одно даваемое им неформальное определение педагогики («педагогика - это пример и любовь»), следует сказать, что личный пример педагога он реализует не только в научно-педагогической, но и практической профессорско-преподавательской деятельности, как руководитель научного подразделения Российской академии образования (лаборатории этно-педагогики Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания Российской академии образования и Минтруда России), как научный руководитель более сотни соискателей, аспирантов и докторантов, призывы которого подставить вторую щеку, излучать любовь и незлобие, не расходятся с делом. Кто-то, видя явно неадекватную реакцию на его доброту, спросил, стоит ли таким подставлять щеку. Волков ответил притчей, фразой-афоризмом своей матери, мудростью которой никогда не пере-

стает восхищаться: «Если все будут подставлять щеку, то рук (чтоб ударить) не будет хватать».

В своих работах, адресованных практическим работникам образования и будущим учителям, Г. Н. Волков, акцентируя их внимание на важности позитивных эмоций и сопутствующих им мыслей и творческих проявлений, сопровождает изложение материала соответствующими заданиями, призванными включить в учебный процесс не только аналитическую мысль, память, логические формулы, но и воспоминания, личный опыт эмоционального восприятия мира, активизировать и обострить процесс эмоционального переживания жизни. Например: «Поэзия - неразлучная сестра любви. Чем тоньше, благороднее, возвышеннее чувства, тем больше чувствительность человека к поэтическому образу (В. А. Сухомлинский). Назовите самое любимое стихотворение о любви или приведите самые дорогие вашему сердцу строки»; «Никита Михалков сказал: “Я не могу работать, если не люблю и меня не любят”. Порассуждайте по этому поводу»; «Порассуждайте на тему любимой сказки В. А. Сухомлинского о любви»; «Судьбу каждого человека и любого народа в конечном счете решают три любви: любовь к детям, любовь к труду и любовь к Родине. Продолжите высказанную мысль».

Такая глубокая духовность этнопедагогики, приоритет гуманистических идей и общечеловеческих идеалов способствовали тому, что сегодня можно говорить не только об этнопедагогическом направлении в педагогических исследованиях, но и о «этнопедагогической школе Волкова»,

которую прошли ученики, проповедующие постулаты Учителя во многих уголках страны и за пределами России. Особой гордостью Г. Н. Волкова является дух содружества и интернационализма, царящий во взаимоотношениях его учеников, отраженный в докладе «Этнопедагогическая модель межэтнической гармонии (личностный аспект)».

Жизнь показала состоятельность его учеников, несущих этнопедагоги-ческую эстафету. Более ста докторов и кандидатов наук, представители тридцати двух национальностей написали диссертации под его руководством и продолжают научное сотрудничество, с ними он обсуждает и делится не только научными идеями, но и теплом своей щедрой души: «Всем внушаю заповеди Христа, хотя я лицо светское: “...Любите друг друга. Вы должны любить друг друга точно так, как я вас любил. И если вы будете любить друг друга, всякий будет знать, что вы - Мои ученики”».

Научные положения основателя отечественной этнопедагогической шко -лы обоснованы большим фактологическим материалом и реализуются в его непосредственной научно-педагогической деятельности, дающей все новые материалы для теории и практики функционирования народной педагогики в современных условиях.

Особо рассматриваются вопросы межнациональной гармонии в педагогических, публицистических, научно-популярных, научно-методических и

художественных работах академика Российской академии образования Г. Н. Волкова. По его мнению, основанное им крупное научное направление в педагогике - этнопедагогика, исследующая систему народного воспитания, является «педагогикой национального развития, подъема, возрождения, одновременно - это и педагогика этнического самовоспитания, созидающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства», а также «педагогикой национального спасения». Подчеркивая диалектическое единство, нерасторжимую связь этнического и общечеловеческого, ученый отмечает, что при наличии гармонии между национальным и интернациональным, чем больше национального в воспитании, тем сильнее, культурнее, духовно богаче нация.

Научные положения, фактический материал, примеры, иллюстрирующие генеральные тезисы этнопедагогической концепции Г. Н. Волкова, принадлежат самым разным народам мира, представленные в ней народновоспитательные традиции охватывают самые разные регионы земного шара: это Россия, Чувашия, Китай, Япония, Бразилия, Чехия, Германия, Швеция, Куба, Уругвай, Голландия, Кавказ, Литва, Средняя Азия и т. д. Этнопедагоги-ческое учение Г. Н. Волкова пронизано диалогами. Это научные диалоги автора и классиков, но самый главный диалог ведут сами культурно-воспитательные традиции представляемых автором народов, и этот этнопедаго-гический диалог подчеркивает межнациональное, общечеловеческое в этнических духовно-нравственных ценностях, свидетельствует о том, что в народных культурах нет материала для межнациональной розни, наоборот, в народной педагогике сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений.

Глобальность видения материала, умение выбрать самые яркие, самые информативные, ареально и хронологически характерные этнопедагогичес-кие явления позволяют ученому строить не только диалоги народно-педагогических культур синхронно существующих цивилизаций, но и показать диахроническую эстафету этих культур, когда духовно-нравственные ценности, воспитательные традиции передаются из века в век, от древних этносов к более молодым, генетически им родственным: «Эта связь по форме напоминает преемственность родителей и детей, но по существу, конечно, несравненно сложнее: ни один народ не является потомком только одних или даже однородных предков. При благоприятных условиях даже, казалось, исчезнувшие народы могут воспрянуть вновь. Воскреснут их герои, мифы и предания. Духовный заряд скифов, гуннов, алан, половцев, хазаров, шумеров, печенегов сохраняется в русских, украинцах, грузинах, осетинах, абхазах, чувашах и многих других родственных и соседних с ними народах, сохраняется в человечестве как в единой многонациональной семье».

Масштабность видения педагогического процесса автором проявляется и в гармоничной включенности в образовательное пространство этнопеда-

гогики вершинных произведений духовной жизни человечества. В списках авторов, к которым Г. Н. Волков обращается с целью аргументации, поиска аналогий, примеров, доказательств, не только классики педагогики, культурологии, этнологии, психологии, современные этнопедагоги, публицисты, писатели, учителя-новаторы, но и «Живая этика» Рерихов, труды академика медицины Н. М. Амосова, работы К. Э. Циолковского, А. Швейцера, «Учение Будды», Евангелие.

При таком глобально-ориентированном подходе, нацеленном на решение образовательных задач современности и расстановку главных педагогических акцентов, актуализируются воспитательные цели и перспективы этнопедагогического образования и основные концептуальные положения этнопедагогики: «...близость общечеловеческих духовных сокровищ народной педагогики к метапедагогике, к той сфере педагогических знаний, которая включает сверхинформацию, не имеющую временных и территориальных границ, переходящую из века в век, из страны в страну; педагогическая сверхинформация в общей структуре человекозна-ния и обществознания; конкретные национальные педагогики всех времен как частные случаи общечеловеческой, вечной, общей науки, развивающейся в ноосфере, в этносфере».

Педагогические традиции и традиционность воспитания Г. Н. Волков рассматривает в аспектах, сопряженных со спецификой функционирования народной педагогической культуры, ее полем (территорией) и пространством. «Территория... связана с современным функционированием народной педагогики, это своего рода географическая горизонталь конкретной эпохи, а пространство - это историческая вертикаль, которая складывается от эпохи к эпохе, вбирая в себя ценнейший народный, этнический педагогический опыт, превращая его в межнациональный, а затем - во вневременное, общечеловеческое достояние, что подтверждает общий, вечный характер воспитания. Однако “поле” и “пространство” друг с другом тесно связаны, ибо опыт многих поколений, эпох может быть концентрированно представлен в тот или иной исторический период, и в результате поле (территория) может оказаться просто проекцией “пространства” или его части».

УДК 37.0+371

Г. Н. Волков

ФАКТОРЫ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ В ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра, слово, дело, общение, традиция,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.