Научная статья на тему 'Г. Н. Волков: высшие ценности духовного сына просветителя'

Г. Н. Волков: высшие ценности духовного сына просветителя Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
396
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Г. Н. Волков: высшие ценности духовного сына просветителя»

РАЗДЕЛ VII ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

УДК 37.0+39

Т. Н. Петрова

Г. н. волков:

ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ ДУХОВНОГО СЫНА ПРОСВЕТИТЕЛЯ

Творческая деятельность академика Геннадия Никандровича Волкова неразрывно связана с богатым наследием просветителя чувашского народа Ивана Яковлевича Яковлева, Как никто другой, он скрупулезно изучил теорию и практический опыт обучения и воспитания патриарха. И опираясь на них, основал новое направление - этнопедагогику, которая стала неоценимым вкладом в науку. Г. Н. Волков показал себя убежденным последователем и продолжателем традиций и наследия И. Я. Яковлева в современных условиях. Трудами академика пользуются педагоги, воспитатели учебных заведений во всех регионах России. Его заслуги призваны и высоко оценены во многих странах ближнего и дальнего зарубежья, он стал ученым по-истине с мировым именем. Если делом жизни И. Я. Яковлева стало служение духовному подъему чувашского и других народов, то делом жизни Г. Н. Волкова по праву можно считать дальнейшее развитие и совершенствование, обогащение наследия Великого Учителя и Просветителя. Значение такого вклада выходит далеко за рамки современности, оно нацелено на многие-многие годы вперед. Исследования Г. Н. Волкова принципиально отличаются от публикаций других авторов, ибо для него главное не инвентаризация фактов, в том числе и случайных, а системный, многосторонний анализ творчества педагога-просветителя, который ведет к выводам, носящим прогностический характер.

В 1997 году вышли мемуары И. Я. Яковлева под названием «Воспоминания». К сожалению, это был сокращенный, к тому же искаженный вариант. А ведь тогда же Г. Н. Волков настаивал на сохранении яковлевской формулы «Моя жизнь», имевшей для него символический смысл. Конечно же, к изданию первого варианта жизнеописания патриарха надо было привлечь не только главного яковлевоведа, каким по праву считается Г. Н. Волков, но и других специалистов. Тогда книга была бы более содержательной, емкой и правдивой - без заблуждений, искажений. К счастью, эти упущения впоследствии были исправлены, вышло немало научно-исследовательских, публицистических, документальных трудов о Яковлеве и его просветительской деятельности. Новое издание книги Г. Н. Волкова «Жизнь, смерть и бессмертие патриарха» - очередной весомый вклад в яковлевоведение.

Универсальность и оригинальность этнопедагогики Г. Н. Волкова в том, что она предполагает гибкую и последовательную структуру очеловечива-

ния окружающей среды, этнизации содержания, методов, форм процесса дошкольного и семейного воспитания, учебно-воспитательной работы всех типов образовательных учреждений. Основные идеи его трудов основаны на общечеловеческих вечных ценностях для воспитания современного школьника с учётом народных традиций, национальной культуры и реальных потребностей общества. И они, несомненно, во многом предопределены духовным наследием великого просветителя-патриарха чувашского народа. Абсолютно общей для И. Я. Яковлева и Г. Н. Волкова являются педагогические максимы и духовное наставление о глубоком изучении мудрости народной педагогики, его философское осмысление и общечеловеческое предназначение педагогической культуры любого народа как факта общечеловеческой мировой цивилизации.

Манифестность этнопедагогики И. Я. Яковлева представляется общечеловеческим смыслом и предназначением самой актуальной для всех народов мира из непреходящих истинных ценностей, духовных сокровищ народа и его традиций - всеобщей мудростью воспитания.

Жизнь каждого народа выдвигает на пьедестал истории человечества людей, составляющих целую эпоху культурной жизни родного и других народов страны, всей планеты. Такой личностью для многих народов России является Г. Н. Волков - духовный преемник, продолжатель великого дела национального гения, патриарха просвещения И. Я. Яковлева, возложившего на алтарь культурного развития своего народа, а значит и всего человечества, свой педагогический талант, все свои силы и долгую жизнь.

Глубокая духовность педагогики любви, проповедуемая Г. Н. Волковым, масштабность и глобальность этнопедагогических идей и идеалов проявляются в гармонической включённости их в общечеловеческое этнопедагоги-ческое пространство. А для Г. Н. Волкова этнопедагогическое пространство - это вся Вселенная, это голубое небо и путеводная звезда, родные просторы и аромат полевых цветов, могучий дуб и улыбающееся солнце...

Г. Н. Волков родился 31 октября 1927 года в с. Большие Яльчики в крестьянской семье, где помнили и лелеяли давние народные традиции общесемейного труда, взаимного уважения и любви друг к другу. Его педагогический путь начинается с учителя физики и математики, где одновременно он пишет стихи, рассказы и сказки для детей и ведёт дневник педагогических наблюдений. Долгое время работая учителем, параллельно занимается научно-преподавательской деятельностью в Чувашском госпединституте в качестве доцента, зав. кафедрой педагогики, проректора по науке. С 1972 года Г. Н. Волков, вынужденный переехать в Москву, работает над проблемами исследования традиционной культуры воспитания, этнопедагогики и этнопедагогизации всего учебно-воспитательного процесса. Это стало делом его жизни.

Еще в 50-е годы Г. Н. Волков провозгласил самое простое и скромное, народное: «Педагогика должна быть педагогикой любви и свободы. Цель школы — нести радость и счастье детям». Все его дело, все его педагогическое и литературное творчество — это гимн ребенку, гимн любви к человечеству. Человек для него - мерило всех ценностей. Об этом говорится во всех его книгах. Они написаны с неповторимой интонацией раздумья, улыбки и горечи, мудрости и мечты, и в то же время с чувством великой ответ-

ственности перед людьми. В них теснятся образы-символы живых и уже ушедших людей, друзей и коллег, родных и знакомых, в них трагические судьбы, которые автор пропустил через свои переживания и сопереживания. Удивительная честность перед самим собой, нравственная гигиена могут возникнуть только у таланта, гения. Только у гениального человека эти порывы неизбежны, только человеку высокого духовного богатства доступно постижение тех глубин человеческой души, которые вообще не поддаются словесному определению. Достаточно назвать лишь одну книгу ученого-педагога «Юманпа хёвел» («Дуб и солнце»), где образы - многозначны, и в этой многозначности - ясные и человечно-живые.

Основные этнопедагогические идеи изложены в его многочисленных трудах, которых насчитывается до 700. А сама наука этнопедагогика началась с бабушки: «В мою жизнь раньше других пришла бабушка... Лучшая из бабушек». Познание окружающего мира будущего учёного черпалось из бездонных источников мудрости бабушки. Ее первые уроки жизни - сказки и рассказы, воспоминания о жизни и людях, песни, причитания, благопоже-лания - глубоко засели в памяти внука и затем легли в основу новой науки — этнопедагогики. Духовное влияние бабушки и предопределило судьбу и формирование духовности образа самого педагога и учителя. Весьма сим-воличны в этом плане слова выдающегося философа мирового масштаба В. А. Разумного. Он пишет: «Его бабушка не только воплощение опыта предков, но и его суровая, бескомпромиссная защитница, познавшая тайну народной педагогики: жизнь прекрасна трудом, высшая нравственность - в нем, и только он дает людям мудрость и радость... Г. Н. Волков - пророк новой системы образования».

Жизнь показывает, что народная педагогика становится феноменом и критерием истинной демократии в сфере образования и воспитания подрастающих поколений.

В этнопедагогической науке её автор концентрированно представляет общечеловеческие духовно-нравственные ценности: жизнь, любовь, родину, здоровье, свободу, веру, память... Геннадий Никандрович любит повторять: «Внутренняя духовная жизнь человека держится на любви, воспоминаниях и памяти. Это - стержневая линия в народном учении. Они тысячелетиями воспевались в народном эпосе, в семейно-обрядовой культуре, сопровождающей каждый символический судьбоносный период в жизни человека: рождение, воспитание, свадьбу, новые рождения потомков, несущих в себе плоть, кровь и душу своих предков, зрелость, старость и смерть... И каждое обращение к прошлому очищает настоящее и обогащает будущее. Этнопедагогика - это вечно животворящий источник, живой мостик между прошлым, настоящим и будущим каждого человека и всего народа».

Его лекциям по этнопедагогике аплодировало не одно поколение педагогов и студентов. И основной причиной этому является не только высочайший профессионализм учителя, но и его личностные качества: яркость, масштабность, неординарность характера и судьбы. Соединяя в себе духовное и профессиональное, он производит свой мир, мир в себе, открывает человеческую сущность любого предмета, любого явления и провозглашает высокую Духовность личности.

Как истинный учитель народов, он ищет и находит противостояние массово распространяющемуся духовному обнищанию молодежи, много ездит по России, встречается с педагогами и студентами, работниками педвузов, много пишет и выступает в разных аудиториях. Он является основателем этнопедагогической научной школы на основе синтеза лучших достижений академического образования и народной системы воспитания.

Его дело продолжают ученики - более ста докторов и кандидатов наук, представители 32 национальностей, написали диссертации под его научным руководством и продолжают научное сотрудничество. Этнопедагоги-ка, по мнению авторов, исследует систему народного воспитания и является педагогикой национального развития, подъёма, возрождения, одновременно педагогикой этнического самовоспитания, национальной гордости и национального спасения. Фундаментальной основой является любовь к ребёнку, любовь к матери, любовь к предкам.

Как безошибочна древняя чувашская мудрость о смысле человеческой жизни: «Если хочешь, чтоб тебя помнили год, - сей пшеницу, если хочешь, чтоб тебя помнили 10 лет, - сажай дерево, а если хочешь, чтоб тебя помнили 100 лет, - обучай народ». А у Геннадия Никандровича учатся народы. И этому доказательство - многонациональная, полиэтническая, всемирно признанная научная этнопедагогическая Школа Волкова. В современных сложных и противоречивых политических условиях многие народы сохранили свою национальную линию социально-культурного развития лишь благодаря спасительной миссии многовековой традиционной культуры воспитания, которая оказалась самой жизнедеятельной и самой жизнеспособной, жизнестойкой прежде всего своим истинным демократизмом и подлинным гуманизмом.

Своей беспредельной, беспощадной к себе искренностью и абсолютным нравственным здоровьем, не замутненным вседозволенностью застойных лет и беспределом перестройки, Г. Н. Волков высоко поднял планку общественной морали, личным примером дал великолепный образец нравственности. Этот вклад невозможно измерить, но в масштабах даже только его малой родины - Чувашии, я думаю, ценность его безмерна, тем более, что Г. Н. Волков на виду.

у~1 и и _ V _ _ V _

Своей творческой энергией, интеллектуальной неутомимостью и глубочайшей способностью любви к родной земле, к людям он пробуждает в нас жажду высокой духовности, без которой нет полнокровной и нравственно содержательной жизни. И основанная им этнопедагогика обладает огромным потенциалом знаний по распространению и внедрению духовности и является основой воспитания образованного, культурного и одухотворённого подрастающего поколения.

Геннадий Никандрович Волков, прошедший путь «от колхозного поля и средней школы до аспирантуры, профессуры и академического статуса всемирно известного мыслителя и писателя, остаётся основанием в здании той этнопедагогики, которую создаёт, разрабатывает и пропагандирует» (В. А. Разумный).

Многолетняя педагогическая деятельность Г. Н. Волкова признана на общемировом уровне. Он - Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Заслуженный учитель Чувашской Республики, Почётный гражданин

Чувашской Республики, Заслуженный работник народного образования Якутии (в этой же республике удостоен знака «Учитель учителей»), Заслуженный деятель науки Калмыкии, Почётный гражданин Республики Калмыкии, Отличник народного образования Кыргызстана, Заслуженный деятель науки Республики Тыва, в Республике Татарстан отмечен почетным знаком «За заслуги в образовании», Почётный доктор, профессор Эрфуртского университета, удостоен золотой медали Гердера «За выдающиеся заслуги в распространении русского языка и русской культуры в духе германо-советской дружбы», лектор Карлового университета в Праге, университетов в Берлине, Регенсбурге, Грайфсвальде, Лейпциге, Цюрихе, Париже... А труды его публиковались и в Пекине, и в Барселоне, и в Токио...

УДК 37.0+008

В. К. Кряжевских

ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР МИРА XXI ВЕКА

Первое десятилетие XXI века должно войти в историю как «десятилетие культуры МИРА» (ЮНЕСКО). Какую миссию в этой связи может взять на себя традиционная культура, выполнявшая во все времена высочайшую нравственную регулятивную функцию? Внимание ученых приковано к раскрытию сущности самого феномена культуры, его глубинного источника, дающего энергию безостановочному процессу движения и развития, минуя временные рамки эпох и поколений. Подобно движению культуры в динамичном потоке мыслей «бьются» ученые в поисках «первопричины» данного явления, «разрываясь» между стадией начала истории человечества и осмыслением процессов, происходящих в смутные порубежные эпохи, где на поверхность пестрой культурной жизни, словно затонувшие айсберги «всплывают» культурные «архетипы». «Гигантская сила сопротивления, самосохранения, самовозрождения, которой обладает социум культуры, коренится в самом процессе возникновения этого социума как самостоятельной силы рядом с социумом труда» [2, с. 261]. Сложность и неоднозначность явления культуры вызвали многоаспектные подходы к его толкованию. Как показывают исследования, по количеству термоуточняющих определений «культура» далеко опередила все ныне существующие понятия, став тем самым «ключевым словом нашего времени» (В. В. Валькова, В. Р. Дулат-Алеев). Поэтому глубоко объективно утверждение, что «культура сегодня - это не только научное «понятие, научный термин, имеющий лишь сугубо познавательное значение, но и реальная проблема современного исторического развития, требующая своего практического (а не только теоретического) разрешения на всех уровнях общественной жизни» [8, с. 5]. «Тотальность» применения понятия «культура» связана, с одной стороны, с размежеванием гуманитарных знаний на отдельные «частные» науки, наполняющие «тело» культуры специфичным для каждой из них удержанием, с другой - с использованием данного феномена для прикладных практических целей. В частности, глубокую научную разработку понятие «куль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.