Научная статья на тему 'Памяти академика РАО Геннадия Никандровича Волкова'

Памяти академика РАО Геннадия Никандровича Волкова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памяти академика РАО Геннадия Никандровича Волкова»

ф

Скорбим и помним

ПАМЯТИ АКАДЕМИКА РАО ГЕННАДИЯ НИКАНДРОВИЧА ВОЛКОВА

27 декабря 2010 года скончался академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, основоположник этнопедагогики, писатель, почетный гражданин Чувашской Республики, директор Научно-исследовательского института этнопедагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева - Геннадий Никандрович Волков.

Геннадий Никандрович Волков - легендарный человек в отечественной педагогике, заложивший основы идеи национального образования. Он прожил большую и плодотворную жизнь, уйдя из жизни на 84-м году. Еще при его жизни о нем было опубликовано более 500 работ. Многие известные педагоги давали ему такие характеристики, как: «Настоящий человек» (В. А. Сухомлинский), «Ушинский наших дней» (Ю. Глушенко), «Гуманист, национальный герой» (В. А. Иванов).

Г. Н. Волков родился 31 октября 1927 года в с. Большие Яльчики Яльчикского района Чувашской АССР в семье учителя математики и физики. Окончил Чувашский государственный педагогический институт им. И. Я. Яковлева по специальности «учитель физики». Свою трудовую деятельность Геннадий Никандрович начал в 1948 году учителем математики. В 1952 году закончил аспирантуру Казанского государственного педагогического института. Работал старшим преподавателем, доцентом, проректором по науке в Чувашском педагогическом институте им. И. Я. Яковлева. В разные годы работал учителем в школах Казани и Чебоксар, воспитателем детского дома, начальником лагеря труда и отдыха в Москве. Много лет трудился в различных вузах страны.

В 1967 году в качестве докторской диссертации защитил монографию «Этнопедагогика чувашского народа (в связи с проблемой общности народных педагогических культур)». Владея почти всеми тюркскими языками, сумел на первоисточниках обобщенно представить духовно-нравственное единство тюркских народов с русским народом. С этого времени начинается энтузиастская деятельность Г. Н. Волкова по распространению этнопедагогических идей (термин «этнопедагогика» предложен им в 1962 году и в настоящее время принят во всем научном мире). Он автор более 1000 публикаций, в том числе около 50 монографий.

С 1975 по 1993 год работал заведующим лабораторией педагогики Института национальных школ РСФСР. С 1993 по 2003 год являлся заведующим лабораторией этнопедагогики Института развития личности РАО. С 2003 года - директор НИИ этнопедагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

237

№ 4 - 2010

#

Скорбим и помним

Г. Н. Волков был членом редколлегии ведущих педагогических журналов России: «Педагогика», «Народная школа», «Сельская школа», «Образование в мире - мир образования», «Домашнее воспитание», «Престижное воспитание» и др. С 2001 по 2006 год Г. Н. Волков являлся членом редколлегии журнала «Развитие личности».

Им написана первая и пока единственная не только в стране, но и во всем мире книга «Этнопедагогика», утвержденная Министерством образования РФ в качестве учебника для вузов и средних специальных учебных заведений. Благодаря своим фундаментальным исследованиям, Г. Н. Волков стал родоначальником главенствующих идей национального образования. Его этнопедагогическая концепция национальной школы признана на уровне государственной. Им подготовлено свыше ста докторов и кандидатов педагогических наук из представителей более тридцати национальностей России, которые, в свою очередь, на местах возглавляют свои этнопедагогические школы.

Г. Н. Волков читал спецкурсы по этнопедагогике в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, Московском педагогическом государственном университете. Его концепции известны в Якутске, Красноярске, Кирове, Казани, Уфе, Ульяновске, Элисте, Киеве, Полтаве, Одессе, Махачкале, Тбилиси, Баку, Владикавказе и других научно-образовательных центрах. Лекции Г. Н. Волкова слушали студенты и профессора Праги, Парижа, Берлина, Регенсбурга, Лейпцига, Цюриха. Число вузов, где он выступал и делал доклады, превышает 50. С 1979 по 1982 год работал профессором Эрфуртской высшей педагогической школы. Первый и единственный из нерусских педагогов награжден Золотой медалью Гердера «за выдающиеся заслуги в распространении русского языка и русской культуры в духе германо-советской дружбы».

Его с обостренным интересом воспринимало не одно поколение педагогов и студентов. Слушателей завораживал его высочайший профессионализм и уникальные личностные качества - яркость, масштабность, неординарность характера и судьбы. Соединяя в себе духовное и профессиональное, он создал свой особый мир, открывающий человеческую сущность любого предмета и любого явления, провозглашающий высокую духовность личности учителя.

По инициативе академика Г. Н. Волкова за последние годы проведено более 30 региональных, всероссийских, международных конференций по этнопедагогике. Увидевшие свет за 2002-2003 годы двухтомник «Педагогика любви», избранные этнопедагогические сочинения «Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки», «Педагогика национального спасения», «Чувашская этнопедагогика» и другие получили признание не только в России, но и далеко за ее пределами.

Г. Н. Волков известен и как детский писатель. Его произведения переведены на десятки языков, они вошли в школьные хрестоматии многих республик. Все его дело, все его педагогическое и литературное творчество - это гимн ребенку, гимн любви к человечеству. Человек для него -мерило всех ценностей. Об этом говорится во всех его книгах. Они написаны с неповторимой интонацией раздумья, радости и горечи, мудрости и

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

238

№ 4 - 2010

#

#

Скорбим и помним

мечты и в то же время с чувством великой ответственности перед людьми. В них теснятся образы-символы живых и уже ушедших людей, друзей и коллег, родных и знакомых, в них - трагические судьбы, которые автор пропустил через свои переживания. Честность перед самим собой, нравственная гигиена могут возникнуть только у таланта. Только человеку высокого духовного богатства доступно постижение тех глубин души, которые трудно поддаются словесному определению.

Г. Н. Волков - один из старейших членов Академии педагогических наук, один из основателей Российской академии образования. Он -заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный гражданин Республики Калмыкия и Чувашской Республики, заслуженный учитель Чувашской Республики, заслуженный деятель науки Республики Калмыкия, Тыва, заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия); имеет почетное звание «Учитель учителей» Якутии, удостоен звания «Отличник народного образования Кыргызстана», является Почетным доктором Эрфуртского университета и т. д. Награжден медалями К. Д. Ушинского, Я. А. Коменского, Н. К. Крупской, «За заслуги в образовании в Республике Татарстан», золотой медалью Гер-дера и другими.

Как истинный исследователь педагогической культуры народов и этносов, Г. Н. Волков много ездил по России, встречался с педагогами и студентами, работниками педвузов, много писал и выступал в разных аудиториях. Его внимание к идеям молодых исследователей проявлялось как искренняя отеческая забота. Его восторженность и благожелательность одухотворяли, придавали уверенность и устремленность к высшим достижениям.

Вся жизнь Геннадия Никандровича была направлена на укрепление гражданского согласия, межэтнического диалога, мира и дружбы между народами. Этот мир он нес с собой, выстраивая отношения между людьми, обращаясь к ним как к носителям лучших культурных традиций своего народа. При общении с ним, поражала его способность почти в любом собеседнике найти искру Божию, нравственное начало, тот потенциал, который сам человек, порой, не мог найти и открыть в себе самом. Это придавало его собеседникам и ученикам внутренние опоры, основанные на истинных ценностях и нравственных началах, которые, с одной стороны, включали в себя родовые и народные традиции, а с другой стороны, выделяли уникальное в каждой личности.

Светлая память о Геннадии Никандровиче Волкове, патриархе отечественной педагогики, Учителе с большой буквы, мудром, талантливом человеке навсегда останется в сердцах его современников и потомков.

Скорбим и помним!

Редакция и редколлегия журнала «Развитие личности»

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

239

№ 4 - 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.