Научная статья на тему 'ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КАЗАХСТАНА'

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КАЗАХСТАНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагог / полиязычие / компетентность / народная традиция / потенциал / ценность / teacher / multilingualism / competence / folk tradition / potential / value

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абугалиева Гульшат Сержановна

В данной статье рассматриваются этнопедагогические ценности народных традиций, основанных на высоких принципах морали и этики, что способствует познанию этнокультурного и духовно-нравственного потенциала своего этноса и народов Казахстана. Народные традиции актуализируют ценностно-смысловой контекст культуры и носят жизнеутверждающий характер, поскольку основаны на ценностях жизни. Он способствует расширению коммуникационной потребности личности и направлен на поиск смысла жизни. Автор приходит к выводу, что активизация процесса интернационализации образования усиливает стремление совершенствовать опыт трансляции ценностей этнопедагогики в образовательный процесс и имеет глубоко личностный характер для обучающихся в полиязычной образовательной среде вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the ethnopedagogical values of folk traditions based on high principles of morality and ethics, which contributes to the knowledge of the ethnocultural and spiritual and moral potential of one’s ethnic group and the peoples of Kazakhstan. Folk traditions actualize the value-semantic context of culture and are life-affirming in nature, since they are based on the values of life. It helps to expand the communication needs of the individual and is aimed at finding the meaning of life. The author comes to the conclusion that the intensification of the process of internationalization of education strengthens the desire to improve the experience of translating the values of ethnopedagogy into the educational process and has a deeply personal character for students in the multilingual educational environment of the university.

Текст научной работы на тему «ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КАЗАХСТАНА»

изменены или созданы пользователями в Интернете. Цель состоит в том, чтобы собрать многоразовые приложения и сделать их общедоступными. Данные модули не содержат каких-либо специальных рамок или конкретного сценария урока: они ограничиваются только интерактивной частью.

Выводы. Таким образом, дистанционное обучение на сегодняшний день является процессом по использованию технологий для предоставления субъектам образовательного процесса необходимого учебного материала. Данное обучение может принимать различные формы и в значительной степени опирается на современные инструменты электронного обучения, которые поддерживают интерес студентов. Современное онлайн-обучение подразумевает различные формы: асинхронную, синхронную и гибридную. Дистанционное обучение предполагает использование интерактивности. Дистанционное образование повышает навыки самостоятельной работы студентов и мотивирует их к большей самоорганизованности во время учебного процесса.

Литература:

1. Бекетова, О.Н. Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы развития / О.Н. Бекетова, С.А. Демина // Социально-гуманитарные знания. - 2018. - № 1,- С. 69-78

2. Гаспарян, Д.Э. Этические дилеммы применения информационных технологий в сфере образования: российский и зарубежный опыт / Д.Э. Гаспарян // Вестник МГУКИ.-2020. - № 1. - С. 99-110

3. Грязнова, Е.В. К вопросу о природе дистанционного образования / Е.В. Грязнова, Ю.В. Брызгалова, Н.В. Изместьева, Л.Ю. Николаева // АНИ: педагогика и психология. -2018. - №4 (25). - С. 169-172

4. Зеер, Э.Ф. Готовность преподавателей вуза к онлайн-образованию: цифровая компетентность, опыт исследования / Э.Ф. Зеер, Н.В. Ломовцева, В. С. Третьякова // Педагогическое образование в России. - 2020. -№ 3. - С. 26-39

5. Куликова, Е.В. Анализ факторов, сопутствующих дистанционному обучению в вузе / Е.В. Куликова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2017. - № 4 (24). - С. 143-150

6. Лейфа, A.B. Обоснование модели исследования готовности преподавателей вуза к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования / A.B. Лейфа, Е.В. Павлова // Педагогика и психология образования. - 2020. - № 1. -С. 78-93

7. Рудакова, Д.Т. Содержание и принципы интернет-обучения / Д.Т. Рудакова // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. - 2009. - №3. - С. 34-39

8. Степанов, С.Ю. Проблема цифровизации и с.атегии развития непрерывного образования / С.Ю. Степанов, П.А. Оржековский, Д.В. Ушаков // Непрерывное образование: XXI век. - 2020. - № 2,- С. 75-77

9. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / [Е.С. Полат и др.]; под ред. Е.С. Полат. -2-е изд. -М.: Юрайт, 2020.-434 с.

10. Фадеев, Е.В. Организационные и психологические проблемы дистанционного обучения / Е.В. Фадеев // Мир науки, культуры, образования. - 2017. -№ 3 (64). - С. 308-310

11. Ханапиева, Х.М. Особенности работы преподавателя при дистанционной форме обучения / Х.М. Ханапиева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2017. - № 2 (11). - С. 78-82

Педагогика

УДК 378.4

старший преподаватель образовательной программы по педагогике дошкольного и начального образования педагогического факультета Абугалиева Гульшат Сержановна

Западно-Казахстанский университет имени М. Утемисова (г. Уральск)

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

КАЗАХСТАНА

Аннотация. В данной статье рассматриваются этнопедагогические ценности народных традиций, основанных на высоких принципах морали и этики, что способствует познанию этнокультурного и духовно-нравственного потенциала своего этноса и народов Казахстана. Народные традиции актуализируют ценностно-смысловой контекст культуры и носят жизнеутверждающий характер, поскольку основаны на ценностях жизни. Он способствует расширению коммуникационной потребности личности и направлен на поиск смысла жизни. Автор приходит к выводу, что активизация процесса интернационализации образования усиливает стремление совершенствовать опыт трансляции ценностей этнопедагогики в образовательный процесс и имеет глубоко личностный характер для обучающихся в полиязычной образовательной среде

Ключевые слова: педагог, полиязычие, компетентность, народная традиция, потенциал, ценность.

Annotation. This article examines the ethnopedagogical values of folk traditions based on high principles of morality and ethics, which contributes to the knowledge of the ethnocultural and spiritual and moral potential of one's ethnic group and the peoples of Kazakhstan. Folk traditions actualize the value-semantic context of culture and are life-affirming in nature, since they are based on the values of life. It helps to expand the communication needs of the individual and is aimed at finding the meaning of life. The author comes to the conclusion that the intensification of the process of internationalization of education strengthens the desire to improve the experience of translating the values of ethnopedagogy into the educational process and has a deeply personal character for students in the multilingual educational environment of the university.

Key words: teacher, multilingualism, competence, folk tradition, potential, value.

Введение. Проблема формирования личности на основе духовности, самоопределения, самоутверждения в социокультурном пространстве, и их позитивной социализации в обществе является актуальной.

Вопросы воспитания школьников и молодежи, духовного развития общества в целом на основе национальных традиций разных народов, народной педагогики нашли отражение в трудах многих ученых (С.Ф. Абдуллаев, О.А. Апраксина, Г.Н. Волков, К. Ералин, Б.Т. Лихачев, B.C. Кузин, Т.Я. Шпикалова, В.Н. Шацкая и другие). Вопросам влияния национальной культуры народов на формирование личности на современном этапе посвящены работы ученых С.Р. Ражабова, И. Кадырова, А.Э. Измайлова, Н.Д. Хмеля, И. Обидова, С. Кадырова, М. Кудайкулова, Ю.П. Сокольникова, А.П. Сейтешева, К.Д. Каракулова, К.А. Дуйсенбаева и других.

Особенностям народных традиций казахского народа посвящены фундаментальные исследования этнографов, историков, этнологов, искусствоведов, педагогов Х.А. Артынбаева, М.Х. Балтабаева, Б.Г. Ерзаковина, А.В. Затаевича, К.Ж. Комахметовой, А. Кунанбаева, А.Х. Маргулана и других.

Наш анализ работ показал, что исследователи практически не связывали содержание профессионального образовательного процесса, народные традиции народов Казахстана и процесс формирования полиязычной компетентности у будущих педагогов.

Изложение основного материала статьи. В современном образовательном процессе учёт национальных особенностей личности обучающегося является необходимым условием воспитания чувства патриотизма, любви к родному краю, Родине, формирования культуры межнациональных взаимоотношений. Следовательно, включение в процесс профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе изучение этнопедагогических ценностей народных традиций, основанных на высоких принципах морали и этики, богатых исторических ценностях, способствует познанию этнокультурного и духовно-нравственного потенциала своего этноса и народов Казахстана.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что необходимо глубоко изучать национальную культуру, усиливать в школьном обучении роль родного языка, национальной литературы, истории своей страны и своего народа [11, С. 85].

Исследователь В.Г. Дидковская особое внимание уделяет роли вуза в профессиональной подготовке педагогов русского языка и литературы в мировом образовательном пространстве. По мнению В.Г. Дидковской, в методической подготовке учителя русского языка и литературы необходимо уделять большое внимание вопросам познания традиций народной культуры, овладения технологией проектирования проектной деятельности в учебном процессе. Организация проектной деятельности, по мнению В.Г. Дидковской, актуализирует интерес будущих педагогов к национальной культуре и традициям, вводит его в мир родной культуры и народной речи [2, С. 62].

Сохранение и приумножение этнокультурного и духовно-нравственного потенциала на основе приобщения будущих педагогов к культурным ценностям и традициям других народов является неотъемлемой частью развития и обновления процесса и содержания профессиональной подготовки в вузе к реализации полиязычного образования в школах Казахстана.

Народные традиции Казахстана развивались на протяжении многих культурных периодов и являются источником инноваций общечеловеческих ценностей как общего и особенного в полиязычном образовании [4, С. 54]. Так, например, все народы традиционно отмечают различные праздники, посвященные тому или иному событию (календарные праздники, события, посвященные рождению ребенка, свадьбы и т.д.). В праздниках происходит картина окружающего мира, его интерпретация, сохранение и спасение. Оно определяется мифологической основой праздника, его функциональной направленностью и назначением.

Народные традиции Казахстана актуализируют ценностно-смысловой контекст культуры и носят жизнеутверждающий характер, поскольку основаны на ценностях жизни. Он способствует расширению коммуникационной потребности личности и направлен на поиск смысла жизни.

Сохранение народных традиций определяется потребностью человека расширить свою «сферу влияния» на действительность, так как в них присутствует стремление сохранить достигнутый человеком опыт гармонии с природой и выразить своеобразное торжество в связи со способностью построить собственный мир, основанный на принципах вселенской гармонии.

В связи с этим эстетический феномен народных традиций заключается в обретении человеком гармонии с окружающим миром посредством культурной или образовательной деятельности и сохранении этого эмоционального опыта в традиции, передаче опыта будущим поколениям [3, С. 25]. Возможность этих эстетических переживаний определяет способность человека к эстетической рефлексии как установку сознания на аксиологическую оценку эмоционально-чувственного опыта субъекта, что позволяет определить значимость и целостность предметов.

Народные традиции Казахстана существуют в обществе как форма эмоционально-символического выражения и моделирования эстетического отношения человека к опыту обретения гармонии с миром.

Народные традиции Казахстана создают образцы, модели идеального мира, придавая особое значение простым предметам и явлениям жизни. Эстетическая рефлексия народных традиций объективируется в символико-ритуальной форме, «драматизирует» алгоритм обретения гармонии человека с миром и способна выразить опыт эмоционально-аксиологического переживания этого пути [6, С. 93].

Образовательное творчество в контексте народных традиций рассматривается нами как этнокультурное духовно-нравственное обогащение личности будущего педагога, являющегося инструментом его самореализации и эстетического восприятия себя в окружающем образовательном пространстве. Мотиватором народных традиций является потребность в актуализации какой-либо ценности, а конечная цель - представить ценность как идеал, как воплощение сущности человеческого существования.

Приобщение к народным традициям Казахстана направлено на фиксирование социокультурного опыта будущего педагога, тем самым утверждая его в мире по принципу гармонии.

Следует отметить, что культура кочевничества племен Великой степи повлияла на процесс активного этнокультурного взаимовлияния и взаимодействия народов. На территории Казахстана процесс этногенеза характеризуется особой многоплановостью, полиязычностью, историко-культурными реалиями. Прежде всего, Республику Казахстан отличала от других регионов особенность географического положения - это центр Евразии, который был населен разными народами, по нему проходили торговые пути [5, С. 62]. Исторически Казахстан был перекрестком различных культур и цивилизаций, на его территории происходили миграции различных народов и смешения языков и культур, господствовали различные империи, как Персия, Монгольская империя Золотая Орда, Хивинское ханство и Римская империя, которые оказали свое влияние на развитие многоязычия в народных традициях казахов.

Казахстан был местом ссылки для декабристов С.М. Семенова, А.О. Корниловича, Г.С. Карелина, писателя Ф.М. Достоевского, поэта Т.Г. Шевченко. В 1830 и 1863 гг. революционеры-поляки Г.Зелинский, С. Гросс, А. Бяловский и другие после национально-освободительных восстаний были в ссылке в Казахстане. Это были образованные, передовые люди своего времени: поэты, писатели, художники, врачи, которые внесли огромный вклад в развитие просвещения в Казахстане, стали преподавать европейские языки в школах, изучать этнографию и культуру казахстанцев, открывать публичные библиотеки и музеи.

Во второй половине XIX века ученые, географы, путешественники, востоковеды активно способствовали приобщению казахстанцев к передовой русской и европейской культуре, обучению детей в русско-казахских школах. Длительное их совместное проживание и сотрудничество с казахстанцами способствовало проявлению интереса к изучению казахского, польского, русского и других языков, взаимного доверия друг к другу, формированию объективных социальных предпосылок к созданию межнациональных браков в поликультурном обществе [6; 7].

В XX веке Казахстан стал местом депортации репрессированных народов, в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годы этот регион стал местом эвакуации промышленных предприятий, советских граждан из оккупированных территорий СССР, кадровых рабочих и инженерно-технических работников, эвакуации мирного населения, ученых, это способствовало сохранению научных кадров СССР и мобилизации их творческого потенциала для нужд обороны страны. Депортация народов и эвакуация населения в годы Великой Отечественной войны способствовали взаимообогащению

культур народов Казахстана [9, С. 41]. Исследователь А.Н. Табулденов отмечает, что разнообразие народов и народностей, их активное взаимодействие стали результатом создания межнациональных браков между полноправными людьми как одной, так и другой национальности, так и между спецпереселенцами, которые, несмотря ни на какие запреты, создавали семьи, воспитывали детей [9, С. 161].

Создание межнациональных браков стали существенно позитивно влиять на поддержание и развитие народных традиций казахов в воспитании уважения и познания родного языка матери и отца в семейном воспитании, толерантности и взаимопонимания между народами, на развитие языкового многообразия в полиязычном обществе [10, С. 236].

Рассмотрим содержание этнопедагогических основ формирования полиязычности в народных традициях Казахстана: воспитание культуры познания генеалогии своего рода как уникального механизма этнокультурной целостности этноса; ценностное отношение к родному языку, историческому и культурному наследию своего народа, представителям других культур как фактору самобытности этноса; осознание ценности культуры полиязычного общения как одного из механизмов развития мировосприятия, мироощущения, содружества и сотрудничества человека в мире; проявление гостеприимства как морально-эстетического принципа в проявлении доверия, открытости, безопасности, чувства уважения к личности в полиязычной среде; развитие потребности в коммуникации как одного из стимулов освоения полиязычия в межкультурном взаимодействии и успешной социализации личности к условиям новой языковой среды.

Национальная культура Казахстана исторически развивалась на стыке европейской и восточной цивилизаций. Сегодня Казахстан является полиэтничной страной, где на одной территории проживают более ста национальностей. Основу национальной культуры казахов составляет народ, его культура, традиции и религия, которая создает неповторимый национальный код любого народа. В формировании и развитии национального самосознания важное место занимает родной язык. С рождения в национальной культуре казахов у детей воспитывали бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа и представителей других этносов, родному языку как фактору самобытности этноса.

Важнейшей особенностью национальной культуры Казахстана является сохранение исторической памяти об именах своих предков до седьмого колена, генетического кода своего рода. Соблюдение культа предков является характерной чертой национального самосознания казахов. В народных семейных традициях казахов не отрицали межнациональные браки и приветствовали родственников, которые владели родным языком жениха и невесты. В казахской семье всегда с уважением и почитанием относились к человеку, который, кроме своего родного казахского языка, владел еще другими языками в общении людей. В основе жизни казахов лежит культура общения, одна из важных граней мировосприятия, мироощущения, существования в мире.

В межнациональной семье у казахов особое внимание уделялось патриотическому воспитанию подрастающего поколения в безопасной многоязычной среде, и это имело многогранный, мультикультурный характер. У детей воспитывали с раннего возраста любовь к Отечеству, преданность ему, стремление служить его интересам, проявлять гордость за нацию отца и матери, владеть родным материнским языком и родным языком отца.

Гостеприимство в Казахстане рассматривали как феномен общения, где отношения являются непрекращающимся интересом друг к другу. Гостеприимство у казахов расценивалось как священный долг в национальной культуре. Исследователи А.Б. Айтжанова, К.Т. Джумагулов, Г.Г. Еркибаева, Ж.К. Кобжасарова, К.Ж. Кожахметова и другие отмечает, что для казахов знание генеалогии своего рода было значимой этнической ценностью в жизни кочевника, уникальным механизмом этнобиологической и этнокультурной целостности этноса. Оно помогало ему устанавливать коммуникации с незнакомыми людьми, общаться с путниками в степи, получать приют у незнакомых людей, легко адаптироваться в незнакомой среде. В общении знание своего рода позволяло казаху-кочевнику установить родство, быть его родственником на основе познания своей генеалогии. Следует отметить, казахи в степи не боялись чужаков с благими намерениями, не боялись и встречали их дружелюбно, проявляли гостеприимство [1; 5; 6]. В народных традициях гостеприимства у казахов был важен принцип необходимости видеть друг в друге опору, взаимоподдержку, проявление доверия, открытости и умения видеть в человеке человека. В основе гостеприимства был заложен феномен культуры общения.

Исследователи Ж.К. Кобжасарова, Т. Сулейменов и другие отмечают, что «потребность в общении является экзистенциональной потребностью, удовлетворение которой является непременным условием психического здоровья человека» [5, С. 15]. Длительный кочевой образ жизни был таков, что человеку подолгу приходилось находиться наедине с самим собой и с природой. Потребность в общении была актуальной у казахов в кочевом образе жизни. Казахи кочевали небольшими разрозненными группами в бескрайнем степном пространстве. В этих условиях многократно возрастала потребность в общении, кочевник-казах всегда был рад встрече с людьми, и для него не существовало языковых барьеров. В народных традициях казахи всегда давали наказ своему роду о том, что, если встретишь человека в степи, необходимо проявить к нему гостеприимство, пригласить к себе домой, угостить чаем и составить с ним душевную беседу. Изучение родного языка гостем являлось самоцелью для успешной социализации личности к условиям новой среды. Процесс усвоения иной культуры на основе овладения языком гостя способствовал сближению системы культурных компонентов одного этноса к культуре другого этноса. Формирование языкового поведения в общении помогало гостю позитивно преодолевать коммуникативные трудности, более уверенно чувствуя себя с представителями другой культуры. Открытость казахов двум языковым культурам являлась когнитивным преимуществом в развитии полиязычности в народных традициях казахов.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что специфика этнопедагогических основ народных традиций Казахстана также обусловлена способностью человека к эстетическому восприятию окружающего мира, и в этом они получают свою определенность в образовании. Народные традиции казахов - это эстетическая рефлексия человека в процессе обретения гармонии, что позволяет нам использовать их содержательные возможности и потенциал в процессе формирования полиязычной компетентности у будущих педагогов в вузе. Все это дает основание подчеркнуть, что символы в народных традициях выражаются через выразительные средства: главный символ, число, трапеза, жертвоприношения, подарки, жест, звук, пение, танец, смех, игры, забавы и др.

Народные традиции не могут функционировать без участия заинтересованных людей. Сегодня в условиях глобализации и интернационализации в академическом сообществе системы высшего образования наиболее активно решается проблема формирования полиязычной компетентности у будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки в вузе с учетом истории и культуры этноса, народных традиций и языка преподавания в культурнообразовательном пространстве региона, страны.

На наш взгляд, процесс формирования полиязычной компетентности у обучающихся является наиболее эффективным через познание этнопедагогических основ народных традиций этноса, проживающего в стране. Следует отметить, что активизация процесса интернационализации образования усиливает стремление совершенствовать опыт трансляции ценностей этнопедагогики в образовательный процесс и имеет глубоко личностный характер для обучающихся в полиязычной образовательной среде вуза.

Расширение и углубление исторически сложившихся межкультурных связей народов Российской Федерации и Республики Казахстан способствует укреплению позиций университетов в мировом образовательном пространстве и подтверждает ее актуальность и значимость для современной образовательной практики.

Выводы. Таким образом, принципиальную значимость для нашего исследования имеет положение о необходимости осмысления педагогом диалектики соотношения общечеловеческих и национальных ценностей народных традиций казахов в формировании полиязычной компетентности в полиязычном образовательном пространстве вуза.

Этнопедагогическими основами народных традиций Казахстана являются воспитание культуры познания генеалогии своего рода как уникального механизма этнокультурной целостности этноса; ценностное отношение к родному языку, историческому и культурному наследию своего народа, представителям других культур как фактору самобытности этноса; осознание ценности культуры полиязычного общения как одного из механизмов развития мировосприятия, мироощущения, содружества и сотрудничества человека в мире; проявление гостеприимства как морально-эстетического принципа в проявлении доверия, открытости, безопасности, чувства уважения к личности в полиязычной среде; развитие потребности в коммуникации как одного из стимулов освоения полиязычия в межкультурном взаимодействии и успешной социализации личности к условиям новой языковой среды.

Литература:

1. Еркибаева, Г.Г. Проблемы взаимосвязанного обучения родному и русскому языкам в школе с казахским языком обучения / Г.Г. Еркибаева // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - № 6. -https://web.snauka.ru/issues/2013/06/25238

2. Дидковская, В.Г. Роль регионального словаря в профессиональной подготовке учителя-словесника / В.Г. Дидковская // Непрерывное педагогическое образование как фактор развития региональной экосистемы: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Великий Новгород, 17-18 мая 2022 г.) / отв. ред. P.M. Шерайзина; Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2023. - С. 60-65

3. История Казахстана: народы и культуры: учебное пособие. - Алматы: Дайк-Пресс, 2001. - 600 с.

4. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней): учебное пособие / сост. А. Абдакимов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Алматы: Казахстан, 2002. -488 с.

5. Кобжасарова, Ж.К. Культура общения казахского народа / Ж.К. Кобжасарова // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2012. - № 4. - С. 62-71

6. Кожахметова, К.Ж. Поликультурное образование в условиях многонационального Казахстана: проблемы и перспективы / К.Ж. Кожахметова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 1 (3). - С. 93-96

7. Кожахметова, К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика / К.Ж. Кожахметова. - Алматы: Гылым, 1998.-315 с.

8. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука. Логикоисторический анализ / Э.С. Маркарян. - Москва: Мысль, 1983,- 284 с.

9. Табулденов, А.Н. Депортации народов и эвакуация населения в Северный Казахстан (1937-1956 годы): монография / А.Н. Табулденов. -Костанай: Костанайская академия МВД РК им. Ш. Кабылбаева, 2015. - 192 с.

10. Туксаитова, P.O. Русский язык в пространстве полиязычного образования современного Казахстана / P.O. Туксаитова // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы IV международной научно-практической конференции. - Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2014. -С. 326-328

11. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский // Педагогические сочинения: в 6 т./ Ушинский К.Д.: сост.. С.Ф. Егорова. -Москва: Педагогика, 1990. - Т. 5. - 528 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат биологических наук, доцент Агеева Елена Львовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Выродов Дмитрий Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Желтиков Олег Витальевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены методологические основы профилактики буллинга в образовательной организации. Профилактика буллинга у подростков в любой образовательной организации - это целенаправленная работа, организуемая по определенной программе, в которой четко определены средства, формы и методы воспитательного и профилактического воздействие. Разработанный нами образовательный модуль профилактики различных проявлений буллинга, обеспечивает развитие необходимых личностных качеств обучающихся, направленных на снижение риска стать жертвой буллинга, включает единство урочной и внеурочной деятельности обучающихся, тесное взаимодействие педагогов, психологов, представителей государственных и общественных организаций в области правопорядка.

Ключевые слова: виктимность, буллинг, ситуационный анализ, основы безопасности жизнедеятельности, образовательный модуль.

Annotation. The article discusses the methodological foundations of bullying prevention in an educational organization. Prevention of bullying in adolescents in any educational organization is a purposeful work organized according to a specific program, in which the means, forms and methods of educational and preventive influence are clearly defined. The educational module developed by us for the prevention of various manifestations of bullying, ensures the development of the necessary personal qualities of students aimed at reducing the risk of becoming a victim of bullying, includes the unity of regular and extracurricular activities of students, close interaction of teachers, psychologists, representatives of state and public organizations in the field of law and order. Key words: victimization, bullying, situational analysis, fundamentals of life safety, educational module.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.