Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виктимность / буллинг / ситуационный анализ / основы безопасности жизнедеятельности / образовательный модуль / victimization / bullying / situational analysis / fundamentals of life safety / educational module

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агеева Елена Львовна, Выродов Дмитрий Юрьевич, Желтиков Олег Витальевич

В статье рассмотрены методологические основы профилактики буллинга в образовательной организации. Профилактика буллинга у подростков в любой образовательной организации это целенаправленная работа, организуемая по определенной программе, в которой четко определены средства, формы и методы воспитательного и профилактического воздействие. Разработанный нами образовательный модуль профилактики различных проявлений буллинга, обеспечивает развитие необходимых личностных качеств обучающихся, направленных на снижение риска стать жертвой буллинга, включает единство урочной и внеурочной деятельности обучающихся, тесное взаимодействие педагогов, психологов, представителей государственных и общественных организаций в области правопорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агеева Елена Львовна, Выродов Дмитрий Юрьевич, Желтиков Олег Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the methodological foundations of bullying prevention in an educational organization. Prevention of bullying in adolescents in any educational organization is a purposeful work organized according to a specific program, in which the means, forms and methods of educational and preventive influence are clearly defined. The educational module developed by us for the prevention of various manifestations of bullying, ensures the development of the necessary personal qualities of students aimed at reducing the risk of becoming a victim of bullying, includes the unity of regular and extracurricular activities of students, close interaction of teachers, psychologists, representatives of state and public organizations in the field of law and order.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Расширение и углубление исторически сложившихся межкультурных связей народов Российской Федерации и Республики Казахстан способствует укреплению позиций университетов в мировом образовательном пространстве и подтверждает ее актуальность и значимость для современной образовательной практики.

Выводы. Таким образом, принципиальную значимость для нашего исследования имеет положение о необходимости осмысления педагогом диалектики соотношения общечеловеческих и национальных ценностей народных традиций казахов в формировании полиязычной компетентности в полиязычном образовательном пространстве вуза.

Этнопедагогическими основами народных традиций Казахстана являются воспитание культуры познания генеалогии своего рода как уникального механизма этнокультурной целостности этноса; ценностное отношение к родному языку, историческому и культурному наследию своего народа, представителям других культур как фактору самобытности этноса; осознание ценности культуры полиязычного общения как одного из механизмов развития мировосприятия, мироощущения, содружества и сотрудничества человека в мире; проявление гостеприимства как морально-эстетического принципа в проявлении доверия, открытости, безопасности, чувства уважения к личности в полиязычной среде; развитие потребности в коммуникации как одного из стимулов освоения полиязычия в межкультурном взаимодействии и успешной социализации личности к условиям новой языковой среды.

Литература:

1. Еркибаева, Г.Г. Проблемы взаимосвязанного обучения родному и русскому языкам в школе с казахским языком обучения / Г.Г. Еркибаева // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - № 6. -https://web.snauka.ru/issues/2013/06/25238

2. Дидковская, В.Г. Роль регионального словаря в профессиональной подготовке учителя-словесника / В.Г. Дидковская // Непрерывное педагогическое образование как фактор развития региональной экосистемы: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Великий Новгород, 17-18 мая 2022 г.) / отв. ред. P.M. Шерайзина; Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2023. - С. 60-65

3. История Казахстана: народы и культуры: учебное пособие. - Алматы: Дайк-Пресс, 2001. - 600 с.

4. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней): учебное пособие / сост. А. Абдакимов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Алматы: Казахстан, 2002. -488 с.

5. Кобжасарова, Ж.К. Культура общения казахского народа / Ж.К. Кобжасарова // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2012. - № 4. - С. 62-71

6. Кожахметова, К.Ж. Поликультурное образование в условиях многонационального Казахстана: проблемы и перспективы / К.Ж. Кожахметова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 1 (3). - С. 93-96

7. Кожахметова, К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика / К.Ж. Кожахметова. - Алматы: Гылым, 1998.-315 с.

8. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука. Логикоисторический анализ / Э.С. Маркарян. - Москва: Мысль, 1983,- 284 с.

9. Табулденов, А.Н. Депортации народов и эвакуация населения в Северный Казахстан (1937-1956 годы): монография / А.Н. Табулденов. -Костанай: Костанайская академия МВД РК им. Ш. Кабылбаева, 2015. - 192 с.

10. Туксаитова, P.O. Русский язык в пространстве полиязычного образования современного Казахстана / P.O. Туксаитова // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы IV международной научно-практической конференции. - Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2014. -С. 326-328

11. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский // Педагогические сочинения: в 6 т./ Ушинский К.Д.: сост.. С.Ф. Егорова. -Москва: Педагогика, 1990. - Т. 5. - 528 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат биологических наук, доцент Агеева Елена Львовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Выродов Дмитрий Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Желтиков Олег Витальевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены методологические основы профилактики буллинга в образовательной организации. Профилактика буллинга у подростков в любой образовательной организации - это целенаправленная работа, организуемая по определенной программе, в которой четко определены средства, формы и методы воспитательного и профилактического воздействие. Разработанный нами образовательный модуль профилактики различных проявлений буллинга, обеспечивает развитие необходимых личностных качеств обучающихся, направленных на снижение риска стать жертвой буллинга, включает единство урочной и внеурочной деятельности обучающихся, тесное взаимодействие педагогов, психологов, представителей государственных и общественных организаций в области правопорядка.

Ключевые слова: виктимность, буллинг, ситуационный анализ, основы безопасности жизнедеятельности, образовательный модуль.

Annotation. The article discusses the methodological foundations of bullying prevention in an educational organization. Prevention of bullying in adolescents in any educational organization is a purposeful work organized according to a specific program, in which the means, forms and methods of educational and preventive influence are clearly defined. The educational module developed by us for the prevention of various manifestations of bullying, ensures the development of the necessary personal qualities of students aimed at reducing the risk of becoming a victim of bullying, includes the unity of regular and extracurricular activities of students, close interaction of teachers, psychologists, representatives of state and public organizations in the field of law and order. Key words: victimization, bullying, situational analysis, fundamentals of life safety, educational module.

Введение. Буллинг, как феномен девиантного поведения, является одной из серьезных социально значимой проблемой в подростковом возрасте. Подростки, которые отличаются от своих сверстников различными характеристиками, есть практически в каждом классе. Именно эти отличительные особенности подростка и становятся причиной насмешек и издевательств. Эпизодические притеснения, школьная травля в современной науке получили название - буллинг (от англ. bullying - издевательство, запугивание, травля).

В современных средствах массовой информации проблема буллинга в подростковой среде рассматривается не достаточно, а все представленные материалы в измененной и усеченной форме раскрывают проблемы насилия, притеснения и травли. В обществе сформировалось мнение, что все проявления буллинга встречаются редко и касаются только социально-неблагополучных подростков (неполные семья, родители с зависимостями, неблагоприятные школы и т.д.). Однако, это не так, насилие и травля существует в различных слоях общества, независимо от социально-экономических, расовых, культурных, демографических аспектов.

Считается, что лучшая профилактика буллинга в любой образовательной организации - это целенаправленная работа, организуемая по определенной программе, в которой четко определены средства, формы и методы воспитательного и профилактического воздействие. Причем, предупредительные возможности профилактики намного эффективнее других средств сдерживания. Для того, чтобы «срабатывали» меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательно-профилактического воздействия.

Проблема же заключается в отсутствии четкой структуры мероприятий по профилактике буллинга в образовательных организациях.

Разработанные международные и отечественные программы по защите детства определяют необходимость профилактики буллинга в решении проблем виктимологической безопасности обучающихся в образовательной организации. Ее назначение состоит в научно-педагогическом обосновании политики безопасной жизнедеятельности в образовательной среде и практические меры по предотвращению возможных агрессивных действий отдельных обучающихся или их групп.

Отсутствие продуманной профилактики буллинга приводит к увеличению негативных воздействий со стороны сверстников или более взрослых обучающихся. Подростки, включаясь в обособленные группы, и подражая лидерам различных асоциальных группировок, оказывают давление на обучающихся, имея неправильные представления о безнаказанности преступных действий, они не только сами совершают травлю, вымогательства, насилие, но подстрекают к этому и других. Большую отрицательную роль при этом играет поведение взрослых: домашнее пьянство, семейное насилие, азартные игры, уголовный жаргон. Незанятость в свободное время и безнадзорность толкает подростков на улицу, где возможно формирование антиобщественных взглядов и привычек, вовлечение в асоциальную группу с культом силы.

Цель нашего исследования состояла в разработке образовательного модуля профилактики буллинга в образовательной организации.

Изложение основного материала статьи. По результатам проведенного нами исследования был разработан образовательный модуль профилактики различных проявлений буллинга, обеспечивающий развитие необходимых личностных качеств обучающихся, направленных на снижение риска стать жертвой буллинга.

Методологическую основу модуля составили: идеи защиты детства,

гумманизации современного образования в области безопасности жизнедеятельности, системно-деятельностного подхода (А.Г. Асмолов, В.В. Сериков), сохранения безопасности и здоровья подростков (В.П. Соломин, Л.И. Михайлов).

Выдвинутые идеи модуля профилактики различных проявлений буллинга воплощаются в образовательный процесс посредством следующих принципов:

1. Приоритет внимания к здоровью и безопасности обучащихся в образовательной организации - управление всей учебно-воспитательной деятельностью в образовательной организации направлено на здоровьесбережение и безопасность обучающихся. Это требует согласованности действий между всеми субъектами образования. Большая роль отводится педагогам, администрации, психологам, медицинским работникам.

2. Принцип непрерывности и преемственности определяет не фрагментарность профилактической деятельности, а системную организацию профилактики в единстве ее этапов, методов, форм организации в рамках целостного методического модуля. Только каждодневность совместной профилактической работы позволит достичь запланированных результатов.

3. Принцип природосообразности, предполагает учет возрастных и психологических особенностей подростков в отношении буллинга. Учитываются личностные качества обучающихся, проводится ранняя диагностика психоэмоциональных состояний подростков, как факторов приводящих к буллингу. В обучении идет дифференциация сложности изучаемого содержания и используемых учебных ситуаций. Посильность заданий придает уверенность обучающемуся, создает ситуацию успеха. Преобладание позитивных воздействий в виде психолого-педагогической поддержки, поощрений снижает страх и психологическую неуверенность. Высоким развивающим эффектом обладает применяемая технология ситуационного анализа.

4. Принцип формирования ответственности обучающихся и их родителей за здоровье и безопасность подростка, подразумевает, что в процессе профилактики ситуаций буллинга и виктимизации сформируется чувство ответственности как у обучающихся, так и у их родителей за здоровье и безопасность в целом. Развивается взаимосвязь всех заинтересованных лиц в рамках всей образовательной организации и дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».

5. Принцип ситуативности, определяющий позицию «здесь и сейчас», которая раскрывается на основе личностно-ориентированной технологии ситуационного анализа, базирующегося на реальных жизненных проблемах связанных с насилием. Данная технология предполагает активную коммуникативную деятельность, неформальное общение, диалогическое учебное взаимодействие, благодаря чему формируется доброжелательная образовательная среда.

Реализация указанных принципов позволяет решить следующие проблемы профилактики буллинга:

• Снятие психологической напряженности и страха среди обучающихся.

• Предупреждение негативного влияния виктимологических факторов за счет современной организации учебно-воспитательного процесса на положениях технологии ситуационного анализа; развития толерантности и учебного сотрудничества.

• Укрепление психического здоровья обучающихся (снижение риска возникновения стрессовых ситуаций, предупреждение развития вредных привычек).

• Укрепление физического здоровья (освоение приемов самообороны и физическое развитие).

• Формирование культурной личности безопасного типа поведения и повышение компетентности педагогических кадров в сфере профилактики буллинга.

• Тесное сотрудничество с родителями по проблемам их детей и снятия проблем связанных с ситуацией буллинга.

Разработанный нами образовательный модуль профилактики буллинга имеет пятикомпонентный состав и включает мотивационный, познавательный, практический, коммуникативный, рефлексивный компоненты.

Мотивационный компонент нацелен на развитие интереса к проблемам буллинга в подростковой среде и внутреннего настроя на их познание и разрешение; целеполагание. В качестве целей профилактики выступает снижение виктимности подростков, как предпосылки появления буллинга, за счет развития их аффективной, когнитивнной, волевой сфер сознания личности на основе обучения безопасности жизнедеятельности.

Знание сущности и видов проявления виктимности позволяет разработать эффективную методику организации профилактики буллинга в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности.

Методика профилактики противоправных действий в отношении детей и подростков в школе, представленная образовательным модулем, создана нами с целью снижения уровня предрасположенности стать жертвой насилия. При этом следует помнить, что виктимность проявляется в поведении, зависит от личностных качеств и степени безопасности образовательной среды, уровня подготовленности к адекватному поведению в опасных ситуациях.

Познавательный компонент включает теоретическое и эмпирическое тематическое содержание по социальным опасностям и способам защиты от них, необходимое для выполнения действий и процедур.

Включение электронных презентаций, мультимедиа повышает уровень наглядности, доступности в усвоении содержания. Используются объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые и исследовательские методы.

Практический компонент образовательного модуля направлен на освоение методов и приемов защиты от ситуаций буллинга, формирование умений и навыков оценки ситуации связанной с любым проявлением буллинга и способов безопасного выхода из нее происходит путем многократных упражнений в определенной логике. Доведенное до автоматизма умение превращается в навык, помогающий выработать уверенность и снизить виктимность личности. В тренингах и упражнениях, отрабатываются навыки самостоятельного и творческого применения способов пассивной и активной защиты от угроз и насилия, оказания помощи в реальных ситуациях.

Коммуникативный компонент отражает характер межсубъектного взаимодействия в учебном процессе, который основан на анализе конкретных ситуаций, на основе групповой организации. Работа организуется поэтапно: педагог предварительно готовит пакет различных ситуаций, отражающих личную значимость для каждого подростка. На уроке в рабочей группе обсуждаются полученные материалы, выстраивается общий ход анализа ситуации, уточняются детали, принимаются дополнения и исправления, обобщаются итоги. Отметим, что работа в группах идет «на равных», не допускается притеснение слабых учащихся, жесткая критика различных позиций. Приветствуется толерантность, товарищеская взаимопомощь, советы нуждающимся. В общем итоговом обсуждении велика роль учителя, который выступает в качестве модератора, то есть руководителя групповой дискуссией, распределяет выступления, знакомит с правилами групповой дискуссии, не допуская многоголосия.

Рефлексивный компонент играет важную роль в снижении виктимности обучающихся, поскольку предусматривает анализ всего процесса профилактики буллинга и его результатов. Каждый обучающийся проводит анализ собственных действий и состояний на каждом этапе изучения ситуаций насилия и способов защиты от них. Он разумно и, по-возможности, объективно оценивает свои суждения, поступки и, конечном итоге, деятельность, с точки зрения их соответствия замыслу профилактики буллинга. При анализе каждый выделяет свои достижения и обозначает свои типичные ошибки, проблемы, которые он должен решить на следующих занятиях. То есть рефлексия выступает мотивацией к дальнейшему обучению.

При разработке методики мы учитывали, что меры виктимологической профилактики и профилактики буллинга традиционно разделяются на две категории: общие и индивидуальные.

Общие меры профилактики обеспечивают нормальные условия личностного развития подростка в образовательной организации посредством создания безопасной и благоприятной образовательной среды.

Сегодня большое внимание уделяется созданию безопасной образовательной среды: создаются и внедряются пропускная система, электронные средства охраны, сигнализация, видеонаблюдение.

Однако организационные и технические меры безопасности недостаточны и требуют формирования у обучающихся самостоятельных навыков безопасного поведения.

Индивидуальная профилактика основана на индивидуально-личностном подходе и включает работу с каждым обучающимся, особенно из группы риска. Успех профилактики буллинга зависит, во многом, от комплексного взаимодействия, совместного усилия коллектива образовательной организации, учреждений дополнительного образования, различных социальных институтов.

Разработанный нами образовательный модуль профилактики ситуаций буллинга включает единство урочной и внеурочной деятельности обучающихся, тесное взаимодействие педагогов, психологов, представителей государственных и общественных организаций в области правопорядка.

Выводы. Нами разработан и апробирован в образовательной практике школы образовательный модуль профилактики буллинга при обучении безопасности жизнедеятельности в 8-9 классах на основе технологии ситуационного анализа. Методологическую основу модуля составили: идеи защиты детства, гуманизации современного образования в области безопасности жизнедеятельности, системно-деятельностного подхода, сохранения безопасности и здоровья подростков, также принципы приоритета здоровья и безопасности, непрерывности и преемственности, природосообразности, ответственности обучающихся и их родителей за здоровье и безопасность, ситуативности. Методика объединяет мотивационный, познавательный, практический, коммуникативный, рефлексивный компоненты.

Включает различные виды урочной и внеурочной деятельности, а также предполагает активную совместную работа подростков, учителя, родителей, специалистов.

Литература:

1. Демидова, H.H. Кейс-стади: «Изучение случая» - технология инактивированного познания / H.H. Демидова, Г.С. Камерилова // Вестник Мининского университета. - 2016. - №2. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/205 (дата обращения: 27.11.2023)

2. Маланцева, О. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О. Мальцева // Социальная педагогика. - 2007. - № 4. - С. 90-92

3. Веряскина, М.А. Кластерный подход в изучении проблем обеспечения социальной безопасности / М.А. Веряскина, Е.И. Заикина // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - №6. - С. 85.

4. Волкова, И.В. Характеристика подросткового буллинга и его определение / И.В. Волкова // Вестник Мининского университета. -2016. - № 2. - URL: https://www.minin-vestnik.rU/jour/article/view/211/212 (дата обращения 27.11.2023)

5. Камерилова, Г.С. Кейс-обучение как средство формирования функциональной грамотности по безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях / Г.С. Камерилова, М.А. Губарева, E.H. Петрова // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 6. - URL: https://science-education.ru/article/view?id=32348 (дата обращения: 27.11.2023)

6. Картавых, М.А. Освоение обучающимися способов обеспечения безопасности в опасных ситуациях социального характера / М.А. Картавых, О.М. Филатова, A.A. Аракелян // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№67-3.-С. 62-65

7. Картавых, М.А. Технологии образования в области безопасности жизнедеятельности / М.А. Картавых, Г.С. Камерилова. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2016. - 86 с.

8. Картавых, М.А. Формирование компетентности бакалавров педагогических направлений подготовки в сфере обеспечения социальной безопасности в образовательном процессе / М.А. Картавых, Г.А. Сомов, Д.Ю. Выродов // Проблемы современного педагогического образования. -2023. -№ 80-4. - С. 129-131

9. Соловьев, Д.Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста / Д.Н. Соловьев // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - Выпуск 3. - 2014. - URL: https://naukovedenie.ru/PDF/121PVN314.pdf (дата обращения: 20.11.2023)

10. Хлебцова, A.C. Проблема буллинга - проблема современной школы / A.C. Хлебцова, Г.Ю. Лизунова // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2022. - №14 (22). - С. 430-432

Pedagogy

UDC 378.2

candidate of pedagogical sciences, associate professor Ageenko Natalia Vladimirovna

Samara State Technical University (Samara);

candidate of pedagogical sciences, associate professor Rybkina Alia Anatolievna

Samara Branch of Moscow City Pedagogical University (Samara)

STUDENTS' RESEARCH SKILLS ENHANCEMENT BY MEANS OF FOREIGN LANGUAGES

Annotation. The paper is devoted to the problem of students' research competence development when foreign languages learning. The necessity of research skills enhancement at all levels of education is actualized. The article reveals the concepts, structure, stages of students' research skills development. The analysis of papers in this field has determined the approaches to the enhancement of research competence in higher education institution. The main goal of the Foreign Language course is to form students' ability to act as subjects of the international educational environment, to realize scientific and practical exchange with foreign partners within the framework of their activities on the basis of interdisciplinary links. The authors describe the experience of technical students' research competence development with the use of project technologies. The necessity of students' participation in scientific conferences in a foreign language as an integrative type of scientific and educational activity combining practical and research aspects, developing simultaneously different types of thinking, promoting self-development and increasing the creative potential of students is emphasized.

Key words: research competence, a foreign language, research skills enhancement, project technologies, approaches.

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития исследовательской компетентности студентов высшей школы в процессе изучения иностранного языка. Обосновывается необходимость формирования исследовательских умений непрерывно на всех уровнях обучения. В статье раскрываются понятия, структура, этапы формирования исследовательских умений студентов при изучении иностранного языка. Анализ исследований в данной области определил подходы к формированию исследовательской компетенции в вузе. Основная цель курса Иностранный язык формирование у студентов способности действовать в качестве субъектов международного образовательного пространства, реализация научно-практического обмена с зарубежными партнерами в рамках своей деятельности на основе использования межпредметных связей. Авторы описывают опыт формирования исследовательских навыков студентов технического вуза с использованием проектных технологий. Подчеркивается необходимость участия студентов в научно-практических конференциях на иностранном языке как интегративный вид научной и учебной деятельности, сочетающей в себе практические и исследовательские аспекты, развивающей одновременно различные типы мышления, способствующей саморазвитию и повышению творческого потенциала студентов.

Ключевые слова: исследовательская компетенция, иностранный язык, совершенствование исследовательских навыков, проектные технологии, подходы.

Introduction. Russia's orientation towards intensification of processes in the field of industry and economy, caused by the need to implementNational Projects, requires specialists capable of solving the problems of innovative development of the country, taking into account not only the current but also the future needs of society. Graduates of the modern system of higher education should possess competences allowing to find innovative solutions to emerging problems, to set and solve new tasks. The development of research and creative skills and abilities in designing and implementation of different-level independent projects from start-up to their implementation is actualized. Consequently, one of the main directions of modern professional education is the orientation on the training of a graduate with universal professional competences, including research competences, aimed at the implementation of independent projects in various areas of social, professional and scientific activities.

This vector is reflected in the strategy of innovative development of Russia, which emphasises that "targeted work on the development of competences in the field of research and development, as well as motivation to innovations in Russian educational institutions has been started only in recent years". The research component is gaining more and more weight in the structure of a future specialist's readiness for professional activity [1, 5]. Academic mobility, international research, expansion of international contacts and joint international projects are priority areas of specialist training, which requires updating the content, development of new educational modules.

The discipline "Foreign Language" becomes one of the most demanded in university education: in the conditions of globalisation process and internationalisation of the world labour market, the possession of foreign language by university graduates raises the status of inspecialists, strengthens professional competitiveness, provides satisfaction of scientific and business contacts. The main goal of the Foreign Language course is to form students' ability to act as subjects of the international educational environment, to realise scientific and practical exchange with foreign partners within the framework of their activities on the basis of the use of interdisciplinary links.

Methodology. The problem of developing personal research skills has been the subject of attention in many works in psychology (A.A. Verbitsky, V.N. Druzhinin, Y.N. Kulutkin, T.V. Kudryavtsev, A.M. Matyushkin, etc.) and pedagogy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.