Научная статья на тему 'ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнопедагогика / этнокультура / вуз / чтение / профессиональное образование / культура / профессиональное образование / ethnopedagogy / ethno-culture / university / reading / professional education / culture / professional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдираимова Эльмира Кайрлиевна

В статье рассмотрены теоретические основания о ведущей роли внешней среды, которая должна содержать основные этнопедагогические способы, педагогически целесообразные и действенные в части обеспечения процесса формирования читательской культуры у студентов вуза. Представлен обзор научной литературы, научных подходов по заявленной теме. Обоснован вывод о том, что этнопедагогическими способами формирования читательской культуры будущего педагога на народных традициях казахов в вузе являются: изучение особенностей организации этнокультурной среды, способствующей развитию читательской культуры и сохранению национально-культурного своеобразия народа; решение различных ситуаций в развитии читательской компетентности; презентация лучших практик организации читательской деятельности в реальном образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the theoretical basis of the leading role of the external environment, which should contain the main ethnopedagogical ways. The role of the external environment, which should contain the main ethnopedagogical ways, pedagogically expedient and effective in terms of ensuring the process of formation of reading culture in university students. The review of scientific literature, scientific approaches on the stated topic. The conclusion that ethnopedagogical ways of forming reading culture of a future teacher is substantiated of formation of reading culture of the future teacher on folk traditions of Kazakhs in higher education are: study of the peculiarities of the organisation of ethno-cultural environment that promotes the development of reading culture of the future teacher. Environment, contributing to the development of reading culture and preservation of nationalcultural uniqueness of the people national-cultural uniqueness of the people; solving different situations in the development of reading competence; presentation of the best practices of the organisation of reading activity in the real educational process, educational process.

Текст научной работы на тему «ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель, магистр, руководитель образовательной программы педагогика и психология Абдираимова Эльмира Кайрлиевна

Западно-Казахстанский университет имени М. Утемисова (г. Уральск)

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические основания о ведущей роли внешней среды, которая должна содержать основные этнопедагогические способы, педагогически целесообразные и действенные в части обеспечения процесса формирования читательской культуры у студентов вуза. Представлен обзор научной литературы, научных подходов по заявленной теме. Обоснован вывод о том, что этнопедагогическими способами формирования читательской культуры будущего педагога на народных традициях казахов в вузе являются: изучение особенностей организации этнокультурной среды, способствующей развитию читательской культуры и сохранению национально-культурного своеобразия народа; решение различных ситуаций в развитии читательской компетентности; презентация лучших практик организации читательской деятельности в реальном образовательном процессе.

Ключевые слова: этнопедагогика, этнокультура, вуз, чтение, профессиональное образование, культура, профессиональное образование.

Annotation. The article deals with the theoretical basis of the leading role of the external environment, which should contain the main ethnopedagogical ways. The role of the external environment, which should contain the main ethnopedagogical ways, pedagogically expedient and effective in terms of ensuring the process of formation of reading culture in university students. The review of scientific literature, scientific approaches on the stated topic. The conclusion that ethnopedagogical ways of forming reading culture of a future teacher is substantiated of formation of reading culture of the future teacher on folk traditions of Kazakhs in higher education are: study of the peculiarities of the organisation of ethno-cultural environment that promotes the development of reading culture of the future teacher. Environment, contributing to the development of reading culture and preservation of national-cultural uniqueness of the people national-cultural uniqueness of the people; solving different situations in the development of reading competence; presentation of the best practices of the organisation of reading activity in the real educational process, educational process.

Key words: ethnopedagogy, ethno-culture, university, reading, professional education, culture, professional education.

Введение. В современных условиях проблема совершенствования высшего образования приобретает особую остроту, так как связана с периодом коренных социальных преобразований. Образование, претендующее на актуальность, нуждается в постоянном пересмотре и адаптации к переменам.

В то же время проблема профессиональной подготовки современных педагогов в вузе предполагает поиск новых способов и путей инновационных решений в обновлении содержания педагогического образования в соответствии с требованиями государства и общества, проектирование новых образовательных программ педагогического образования в условиях цифровизации образования.

Изложение основного материала статьи. Анализ исследований Ш.М-Х. Арсалиева, З.О. Кекеевой, Т.И. Ковалевой, Е.В. Кузнецовой, Ш.А. Мирзоева, О.Д. Мукаевой, А.Н. Нюдюрмагомедова, Т.Н. Петровой, М.Г. Харитонова, Ф.Г. Ялалова и других показал, что этнопедагогический подход в подготовке будущего учителя в вузе предполагает учет народных традиций этноса в народной педагогике, с другой стороны, является механизмом личностного принятия этнопедагогических ценностей в воспитании и обучении обучающихся в образовательном процессе.

В этнопедагогической науке Казахстана накоплен богатый опыт в воспитании подрастающего поколения на народных традициях и обычаях, который обусловлен историческими особенностями развития национальной культуры казахов и интегрировала традиции, обычаи, этикет и принципы поведения многих народов, совместно проживающих в социуме.

Следует подчеркнуть, что народные традиции казахов содержит мощный гуманистический потенциал для духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Сформирован морально-психологический эталон личности: умение вести кочевое скотоводство, трудолюбие, стойкость в беде, смелость в бою, знание генеалогии своего рода до седьмого колена, поэтическое дарование и ораторское мастерство, находчивость и остроумие, владение техникой верховой езды. Надо отметить, что в народных традициях казахского народа ораторское мастерство издревле почиталось как искусство красноречия, и детей с малых лет учили культуре речевого поведения, умению петь, играть на домбре, говорить красиво, остроумно [1, С. 45].

Этнопедагогика казахов является составным компонентом национальной культуры этноса, где раскрываются исторические и природные условия жизни, быта, традиций, взаимоотношения людей, процесс формирования интереса к грамоте, книге и чтению в национальной культуре.

По мнению исследователей А.К. Айтпаевой, Р.К. Дуйсембиновой, К.Б. Жарыкбаевой, Н.М. Какпанбаевой, Н.М.К.Ж. Кожахметовой, А.С. Магауовой и других, основы этнопедагогики казахов были заложены в древности, которая исторически развивалась поэтапно в народных традициях казахов.

В семейном воспитании казахов чтение считалось занятием не только полезным, но и достойным уважения в обществе. В народных традициях казахов с уважением и почтением относились к читающему человеку, учителю. Социольно-культурные и домашне-бытовые традиции, социокультурная ситуация в семье создавали специфическую этнокультурную среду для семейного чтения у казахов, которая погружала всех членов семьи в особую языковую, духовную, культурно-историческую и психологическую атмосферу и влияла на самоидентификацию личности, проявление познавательного интереса и побудительных мотивов к познанию мира [4; 7].

По мнению К.Ж. Кожахметовой, А.С. Ситдыкова, В.О. Скитневского и других, в народных традициях казахов было особенное отношение к грамоте и книге, как к сакральным явлениям. Кочевой образ жизни ограничивал возможности казахов для активного общения в обществе, и развитие традиции семейного чтения способствовало созданию коммуникативно-информационного пространства для передачи семейной истории, опыта, традиций, убеждений и ценностей, в котором воспитывались дети [4, С. 135].

Процесс формирования интереса у детей к чтению в семейном воспитании у казахов являлся одним из способов познания мира и средством отражения всех социально-культурных явлений, которые происходили в жизни этноса и консолидировали народы в развитии межкультурной коммуникации, развивали творческие способности.

Развитие читательских интересов у детей влияли на социокультурную ситуацию в семье. И это было связано с тем, что этнокультурные особенности чтения книг у казахов сформировались под влиянием кочевого образа жизни, в сложных природноклиматических условиях среды обитания, на основе религиозных возрений ислама, родного языка и

письменности, трудовых и досуговых традиций и обычаев. Это определило любовь к устному народному творчеству, ораторскому мастерству, проявлению интереса к созданию библиотеки в семейном воспитании [4; 7].

Абай Кунанбаев считал, что будущее своего народа в образовании, просвещении, развитии науки и искусства, ремесел и промыслов. В упорном и созидательном труде каждый человек обязан найти свое место в обществе, в жизни, а для этого должен стремиться к знаниям, ремеслу и искусству, проявлять интерес к книге и чтению [5, С. 18].

Большой вклад в развитие этнопедагогики казахов внес выдающийся казахский педагог-просветитель, ученый-этнограф, общественный деятель Ы. Алтынсарин. В своей педагогической деятельности важное значение он придавал пользе чтения, открытию библиотек в школе, приобретению обширных знаний в процессе обучения. Плодотворно развивал казахский литературный язык.

Следует отметить, что казахский язык является наследником древнейшего тюркского языка, который был одним из первых письменных языков, который позже стал основой для развития чтения. Ы. Алтынсарин хорошо знал казахский язык, был переводчиком и знатоком национальной культуры казахов. На казахский язык он перевел произведения Л. Толстого, К. Ушинского, И. Крылова, И. Паульсона и др. [1].

Как справедливо отмечал Д. Ушинский о том, что пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ. Родной язык - это лучший народный наставник, когда еще не было ни книг, ни школ [6, С. 45].

Исследователь А. Г. Каирбекова отмечает, что в казахской культуре основным хранилищем народной памяти и форматом общественного мышления является фольклор. Фольклор - народная книга в казахской культуре.

Трансформация книги как формата мышления в разные эпохи была выражением мироощущения человека и ощущения человека в мире. Развитие древней рукописной традиции на территории Казахстана способствовало зарождению письменности, печатанию книг, созданию рукописи и техники чтения, обучению грамоте [2, С. 233].

В современных условиях исследователи С.П. Акутина, Л.И. Беленькая, Т.Г. Галактионова, Г.А. Иванова, Ю.Н. Столяров, Ю.П. Мелентьева и другие отмечают, что трансформация института семьи утрачивает ценность семейного чтения как одного из источника взаимодействия внутри семьи и социализации ребенка, наблюдается исчезновение ритуалов и традиционных практик чтения книг в кругу семьи. Происходит уменьшение количества времени, которое семья проводит вместе, что приводит к постоянному временному дефициту [7, С. 65].

Необходимо отметить, что сохранение и трансляции народных традиций в процесс формирования читательской культуры у детей и молодежи в современном Казахстане подчеркиваются в государственных программах и проектах. Так, например, Министерством образования и науки Республики Казахстан с 2020 года реализуется проект «Читающая школа» на 2020-2025 годы.

В 2020 году был реализован проект «Читающая школа-читающая нация», который ориентирован на повышение читательской грамотности подрастающего поколения. Министерством культуры и спорта Республики Казахстан 2021-й год был объявлен Годом поддержки детского и юношеского чтения в Казахстане. Следует также отметить, что востребованность проблемы формирования читательской культуры будущих педагогов в содержании профессиональной подготовке в системе высшего образования Казахстана обусловлено потребностями общества в эрудированном, высокоообразованном и конкуретноспособном специалистом для производства, сферы образования, экономики, науки, культуры и предъявляемыми требованиями к качеству школьного образования. Процесс обновления школьного образования в Казахстане потребовал кардинальных изменений в подготовке педагогических кадров для современной школы региона. Приоритетными составляющими в подготовке педагогических кадров в вузах Казахстана является фундаментализация, цифровизация, гуманизация, дифференциации педагогического образования в мировом образовательном пространстве.

Проблеме формирования личности учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе большое внимание уделялось в исследованиях O.A. Абдуллиной, Ф.В. Гоноболина, Л.В. Горюновой, В.И Загвязинского, В.А. Кан-Калика и других. Вопросам развития профессионального мастерства, педагогического мышления в педагогической деятельности учителя представлены в исследованиях Г.А. Андреевой, А.К. Белоусовой, В.П. Зинченко, Ю.Н. Кулюткина и других.

Для нашего исследования были интересны разработки зарубежных ученых А.Т. Barber, Б.Н. В1ааЬжк, B.W. Jensen, Г. Kavanagh, С. Mesa и других, которые изучали влияния чтения на успеваемость детей в школе, связь чтения и языкового вмешательства на формирование навыков грамотности в школьном образовании, создания новой культуры чтения в студенческой среде в образовательном процессе колледжа и за ее пределами [8, С. 27].

Анализ исследований О.В. Андреевой, Н.В. Аничкиной, И.В. Бахмутской, Б.Н. Барышникова, A.B. Бородиной, Т.Г. Галактионовой, Г.М. Первовой и других показал, что в подготовке современных педагогов недостаточно разработана система научно-методического сопровождения будущего в формировании профессиональных компетенций: читательская культура, лидерские качества, умение работать в команде и другие.

Следовательно, можно утверждать, что современная социальная ситуация требует от молодого педагога проявления самостоятельности в организации профессионально-педагогической деятельности, умении работать с научной литературой, цифровыми инструментами, совершенстве владеть технологией работы с текстами и составлять письменные образцы, развивать осмысленное чтение при работе с архивым, этнографическим и другими видами материалов в читательской деятельности.

Однако образовательная практика свидетельствует о том, что у будущих педагогов в период обучения в вузе недостачно владеют технологией развития читательской культуры. По окончания вуза выпускники в педагогической деятельности чаще всего применяют традиционные формы и методы работы по развитию самообразования и профессионального мастерства: курсы повышения квлификации, участие в конференциях, семинарах и других.

Профессиональная компетентность будущих учителей определяется уровнем сформированности их читательской культуры, которая включает в себя различные аспекты отношения к себе, детям, образованию и обучению. Важнейшим элементом профессионально-педагогической культуры будущих учителей является формирование высокого уровня читательской культуры, которая является профессиональным средством организации учебного процесса в школе и оценки качества школьного образования.

Все это дает основание о том, прежде всего от учителя во многом зависит развитие интереса у школьников к чтению и формирование его читательской культуры. Согласно концепции H.H. Светловской, человек, который умеет читать, овладел основами читательской деятельности на доступном ему уровне, он состоялся как личность, осознал свои сильные и слабые стороны и обрел свою самостоятельность в выборе собеседников близкие ему по сердцу и доступны по уму».

Таким образом, проблема формирования читательской культуры у будущих педагогов является одной из ключевых задач в профессиональной подготовке в современном мире и находит свое отражение в квалификационных требованиях к работникам образования. В условиях ускоренного внедрения цифровых технологий в образовательный процесс становится очевидным востребованность в педагогических кадрах, которые могут демонстрировать «мягкие навыки» (soft skills) и том числе сформированную читательскую культуру для решения задач воспитания и обучения в современной школе.

Анализ этнопедагогических условий для формирования читательской культуры будущего педагога на народных традициях в вузе позволяет нам выделить основные функции в читательской деятельности, которые представлены в таблице 1.

Процесс формирования читательской культуры у будущих педагогов на народных тадциях в вузе ориентирован на развитие ее основных функционально-содержательных характеристик: смысловая, эмотивная, регулятивная, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные функции читательской культуры педагога

№ Основные показатели читательской культуры Функционально-содержательная характеристика

1. Смысловая Осознание ценности читательской культуры педагога в духовно-нравственном воспитании личности и народном этикете.

2. Эмотивная Эмоциональное восприятие и изменение собственных переживаний и состояний в развитии читательской деятельности с учетом народных традиций.

3. Регулятивная Управление будущим педагогом поведения и культуры общения в развитии эффективной коммуникации с ориентацией на этнические особенности обучающегося-читателя.

При проектировании процесса формирования читательской культуры у будущих педагогов на народных традициях в вузе целеполагание соотносится с ценностным аспектом (духовно-нравственное обогащение); содержание с многообразием всей мировой культуры (культурное развитие); воспитательные средства с самовоспитанием и эффективной коммуникацией с другими на основе диалога и различных взаимодействий, имеющих разноуровневый, разнонаправленный характер.

Источником таких средств могут быть различные информационные источники - хранители многообразного человеческого опыта, опыта самосовершенствования личности, опыта народного воспитания, традиции семьи. Чтобы такой опыт работал, необходимо использовать различные воспитывающие ситуации (жизненные, социальные, психологические, личные и т.д.), дающие будущему педагогу импульсы к изменению, осознанию себя.

В этой связи, процесс формирования читательской культуры у будущих педагогов рассматривается в числе первоочередных задач вуза, где необходимо интегрировать весь интеллектуальный потенциал учебных, научно-производственных, культурно-просветительных подразделений, инициируя у них творческую заинтересованность в успехе совместной деятельности в обозначенном контексте, в соответствии с требованиями времени.

В сложной структуре университетской иерархии особое место занимает научная библиотека вуза, как центр, содействующий не только учебному процессу и научной деятельности, но и развитию читательской культуры всех студентов, умений и навыков у них самостоятельной и рациональной работы с источниками информации и информационными ресурсами на любых носителях, в том числе в интерактивном режиме.

К сожалению, в образовательной деятельности университетских библиотек имеется существенное противоречие. С одной стороны наблюдается повышение роли библиотеки в информационном обеспечении образовательного процесса в вузе, а с другой недостаточно эффективное ее взаимодействие с факультетами, преподавателями и студентами в формировании читательской культуры в процессе профессиональной подготовки в вузе.

По нашему мнению, указанное противоречие в большей степени обусловлено реализацией традиционной профессиональной деятельности работников университетских библиотек и недостаточной содержательной педагогической организацией работы со студентами в формировании читательской культуры.

Это противоречие может быть разрешено в случае принятия и реализации вузом целостной модели формирования читательской культуры у будущих педагогов, которая будет со стороны библиотеки направлять студентов на обеспечение широкого свободного доступа к информационным ресурсам, развитие способности работать с книжной литературой, инновационное развитие информационной образовательной среды, а также на построение и реализацию индивидуальной образовательной программы, включающей проектирование профессионального чтения в образовательном процессе вуза.

Также в целях развития читательской активности студента-читателя в социокультурной среде вуза необходимо библиотеке совместно с факультетами и кафедрами воспитывать читательскую культуру посредством проведения различных конкурсов, олимпиад, публичных слушаний и т.д. Такого рода мероприятия, несомненно, будут обеспечивать решение социокультурных и профессиональных задач личности в жизни и способствовать формированию читательской компетентности, понимаемой как интегрально-профессиональное качество (совокупность читательских знаний, умений, способностей, ценностей), проявляющееся в единстве читательского сознания, читательской деятельности, читательской коммуникации.

Таким образом, модель формирования читательской культуры будущего педагога на народных традициях в вузе эффективно проектировать с учетом следующих требований: взаимосвязь объективного и субъективного в учебно-познавательной деятельности - аксиологическая составляющая; роль «значимого другого» как коммуникативная составляющая; задачный подход в обучении - дидактическая составляющая; ориентация процесса профессиональной подготовки будущих педагогов на формирование читательской культуры; раннее выявление готовности будущего педагога к повышению уровня читательской культуры; использование различных ситуаций, мотивирующих у будущих педагогов импульсы к изменению самого себя; организация в вузе читательской среды, обеспечивающей равные возможности будущим педагогам по повышению уровня читательской культуры; стимулирование читательской деятельности будущих педагогов через организацию конкурсов, олимпиад, диалогов, педагогических чтений, семинаров и др.

С учетом рассмотренных выше теоретических оснований о ведущей роли внешней среды, которая должна содержать позитивный вариант развития событий, сформулируем основные этнопедагогические способы, педагогически целесообразные и действенные в части обеспечения процесса формирования будущих педагогов.

Выводы. Таким образом, наш анализ исследований Г.М. Абжан, Д.Б. Аманжоловой, P.A. Бердигалиевой, Г.В. Варгановой, О.В. Галкиной, К.Т. Джумагулова, А.Х. Касымжанова, С.К. Калиева, З.О. Кекеевой Т.М. Кунековой, A.C. Магауовой, Д.М. Мергалиева, P.M. Мустафиной, Т.Т. Тажибаева, С.Т. Ускенбаевой и других показал, что этнопедагогическими способами формирования читательской культуры будущего педагога на народных традициях казахов

в вузе являются: изучение особенностей организации этнокультурной среды, способствующей развитию читательской культуры и сохранению национально-культурного своеобразия народа; воспитание уважительного отношения к книге, как к сакральному явлению, и читающему человеку, как символу высокого статуса в обществе; развитие личности, как субъекта читательской деятельности, созидателя, хранителя и потребителя культурных этнических ценностей; приобщение детей и молодежи к традициям семейного книжного чтения; развитие познавательных интересов и побудительных мотивов к познанию мира и социально-культурных явлений в цифровом обществе; решение различных ситуаций (жизненных, личных, социальных, психологических, педагогических и т.д.) в развитии читательской компетентности; презентация лучших практик организации читательской деятельности в реальном образовательном процессе.

Литература:

1. Джумагулов, К.Т. Ибрай Алтынсарин и развитие культуры казахского народа / К.Т. Джумагулов. - Алма-Ата: Казахстан, 1984. -204 с.

2. Каирбекова, А.Г. Книга как формат мышления в казахской культуре / А.Г. Каирбекова // Новые исследования Тувы. - 2009, № 1-2. - С. 233-245. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kniga-kak-format-myshleniya-v-kazahskoy-kulture/viewe (дата обращения: 15.08.2023.). -Режим доступа: свободный.

3. Кекеева, З.О. Проблема формирования читательской культуры будущего педагога в Казахстане / З.О. Кекеева, Э.К. Абдираимова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2020. - №6 (149). -С. 85-89

4. Кожахметова, К.Ж. Развитие воспитания в Казахстане: проблемы и перспективы / К.Ж. Кожахметова // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2014. - Т. 22, №2. - С. 131135. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23608783_34637887.pdf (дата обращения 12.02.2023). - Режим доступа: для зарегистр. пользователей.

5. Тажибаев, Т. Абай Кунанбаев о воспитании молодежи / Т. Тажибаев. - Казахское государственное издательство. -Алма-Ата, 1954. -25 с.

6. Ушинский, К.Д. Родное слово. Книга для детей и родителей / К.Д. Ушинский. - Новосибирск: Дет. лит., 1994.-424 с.

7. Касымжанов, А.Х. Абу-Наср аль-Фараби / А.Х. Касымжанов. - Москва: Мысль, 1982. - 198 с.

8. Barber, А.Т. How Reading Motivation and Engagement Enable Reading Achievement: Policy Implications / A.T. Barber, S.L. Klauda 11 Policy Insights from the Behavioral and BrainSciences. - 2020. - №7 (1). - P. 27-34

Педагогика

УДК 378

аспирант Абдулаев Магомед Ахмедович

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова» (г. Махачкала); доктор педагогических наук, профессор Алижанова Хаписат Алижановна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова» (г. Махачкала)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Автор данной статьи осуществляет анализ основных особенностей текущей стадии развития системы среднего профессионального образования в нашей стране, а также широкого круга специальной литературы. Основываясь на этом, он изучает основные возможности, существующие сегодня для формирования у студентов колледжа системы навыков социального взаимодействия. При этом повышенное внимание уделяется интерактивным образовательным технологиям. Доказывается, что расширение их использования в учебно-воспитательном процессе позволит существенно оптимизировать процесс развития у учащихся компетенций, связанных с эффективным социальным взаимодействием. Приводятся примеры таких технологий. Демонстрируются возможности, существующие сегодня для их интеграции в образовательную практику.

Ключевые слова: среднее специальное образование, формирование личностных компетенций учащихся, навыки социального взаимодействия студентов, развитие навыков социального взаимодействия студентов, интерактивные образовательные технологии.

Annotation. The author of this article analyzes the Russian secondary vocational education current development stage main features, as well as a wide range of specialized literature. Based on this, he studies the main opportunities that exist today for the formation of a social interaction skills system among college students. At the same time, increased attention is paid to interactive educational technologies. It is proved that the expansion of their use in the educational process will significantly optimize the process of developing students' competencies related to effective social interaction. Such technologies examples are given. The possibilities existing today for their integration into educational practice are demonstrated.

Key words: secondary specialized education, formation of personal competencies of students, skills of social interaction of students, development of skills of social interaction of students, interactive educational technologies.

Введение. Актуальность проблем, связанных с эффективным формированием навыков взаимодействия у студентов колледжа в процессе учебной деятельности обусловлена рядом факторов. Прежде всего, непредсказуемая динамика современного социума требует подготовки учреждениями системы СПО профессионалов, способных работать в быстро меняющихся экономических и культурных условиях [14, С. 65]. С другой стороны, уровень развития технологий, характерный для нашего времени, требует более высокой компетентности специалистов среднего звена, чем ранее [13, С. 25]. В данном случае также необходимо учесть, что сегодня успешная профессиональная деятельность предполагает наличие развитой способности к социальному взаимодействию (Т.Н. Беспалова, В.К. Винник, Е.Ю. Голохвастова А.В. Гузь, Г.В. Куракова, Н.Б. Лумбунова).

При этом сегодня организации, реализующие деятельность по программам среднего профессионального образования, с необходимостью должны воплощать на практике компетентностный подход к обучению будущих профессионалов (Р.Н. Азарова, А.Г. Бермус, Н.В. Борисова, Е.Я. Коган, В.Б. Кузов, О.Е. Лебедева, Т.А. Михайличенко).

Как известного, одним из эффективных практических механизмов реализации компетентностного подхода в образовании, является широкое использование в учебном процессе интерактивных образовательных технологий [1, С. 169]. Существенная отличительная черта таких технологий - их направленность не только на когнитивные процессы учащихся, но и на их личностные качества (по мнению О.И. Вагановой, Е.Я. Коган, О.Е. Лебедевой).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.