Научная статья на тему 'Проблемы этнопедагогического образования студентов'

Проблемы этнопедагогического образования студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / КАЗАХСКАЯ ЭТНОПЕДАГОГИКА / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ / ТРАДИЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ETHNOPEDAGOGICS / NATIONAL PEDAGOGICS / KAZAKH ETHNOPEDAGOGICS / ETHNOPEDAGOGICAL EDUCATION / ETHNOPEDAGOGICAL CULTURE OF STUDENTS / TRADITIONAL PEDAGOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахтиярова Гульшат Рахметжановна

В статье раскрываются актуальность и большое значение этнопедагогического образования как средства всестороннего и гармоничного развития личности студентов педагогических вузов; особо отмечается роль системного изучения роли народной педагогики в педагогической культуре будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF ETHNOPEPAGOGICAL EDUCATION OF STUDENTS

The great importance of the ethnopedagogical education as means of allround and harmony development of students pedagogical higher educational institutes is revealed in this article. Author signifies the importance of the role of systematic study of national pedagogics in heightening of future teachers’ pedagogical culture.

Текст научной работы на тему «Проблемы этнопедагогического образования студентов»

ПРОБЛЕМЫ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

Ключевые слова: этнопедагогика, народная педагогика, казахская этнопедагогика, этнопедагогическое образование, этнопедагогическая культура студентов, традиционная педагогическая культура.

Аннотация: В статье раскрываются актуальность и большое значение этнопедагогического образования как средства всестороннего и гармоничного развития личности студентов педагогических вузов; особо отмечается роль системного изучения роли народной педагогики в педагогической культуре будущего учителя.

В условиях демократизации и гуманизации общественной жизни возрастает актуальность изучения традиционно педагогической культуры народа, так как она своими гуманными общечеловеческими критериями и ценностями созвучна со сложившимися народными традициями. Благодаря им, человек формируется не только как личность, но и как носитель духовных и творец материальных ценностей. Исходя из этого, возникает острая необходимость активного обращения школы, семьи и общества к народной педагогике, которая изначально представляла собой многослойный пласт общечеловеческой культуры. Недаром многие ученые считают, что культура в философском смысле является не сферой, а направленностью жизнедеятельности человека во всех сферах [1, 35].

Закон Республики Казахстан «Об образовании» определяет главную задачу образования - направленность «на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики». В числе приоритетных задач системы образования Закон указывает на «формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни», «воспитание... почитания народных традиций», «изучение истории, обычаев и традиций казахского и других народов республики» [2]. Таким образом, современное воспитание подрастающего поколения с учетом национальных ценностей, традиций и обычаев народа возводится в ранг офицальной государственной политики в области образования. Отсюда следует, что традиционная педагогическая культура должна стать одной из основ, на которой строится учебно-воспитательный процесс в национальной школе.

Практическое воплощение указанных идей и задач осуществляется в реалиях настоящего времени: при высших педагогических учебных заведениях организованы научные центры, лаборатории, кафедры «Этнопедагогики и этнопсихологии». В определенном объеме «Этнопедагогика» приобрела статус самостоятельной дисциплины в учебном процессе педагогических колледжей и институтов. За последние двацать лет появилось немало учебников, книг, монографий, освещающих вопросы казахской народной педагогики; защищены диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора наук, в которых исследовались проблемы этнопедагогики. В этом плане следует особо отметить имена и научно-исследовательские работы таких ведущих психологов и педагогов РК, как

К.Б. Жарикбаев, С.К. Калиев, С.А. Узакбаева, К.Ж. Кожахметова, Ж.Ж. Наурызбай, А. Табылды, Х. Шалгынбаева. Все названные нами исследователи едины в том, что этнопедагогику следует рассматривать как исторический феномен, охватывающий все духовно-нравственные ценности народа, и что одной из актуальнейших проблем современности становится возрождение культурно-исторического наследия прошлого, важнейший компонент которого - этнопедагогика с ее прогрессивными богатейшими традициями и опытом воспитания подрастающего поколения.

На первый план выдвигаются вопросы подготовки педагогических кадров в высшей школе. Так как сегодняшний студент - завтрашний учитель, воспитатель, кадр национальной школы, а, согласно народной мудрости, устазы жацсыныц устамы жацсы («если учитель хороший, то и ученик будет хорошим»), иными словами, эффективность воспитания школьников средствами народной педагогики определяется личностью самого учителя, уровнем его теоретической и практической подготовки. Отсюда следует, что серьезное внимание нужно уделять проблеме подготовки педагогических кадров. Выпускник вуза, как конечный результат высшего образования, должен соответствовать потребностям нового общества и активно участвовать в решении проблем национального образования.

В этой связи формальное включение предметов этнопедагогического цикла в учебный план педагогических вузов не может полностью решить проблемы системного образования и формирования этнопедагогической культуры студентов. На наш взгляд, решение этих задач возможно в случае, если высшая школа подойдет к этнопедагогическому образованию студентов комплексно и с учетом принципа непрерывности. В програмное содержание таких основных педагогических дисциплин, как «Педагогика», «История педагогики» и других, могут быть включены и использованы в процессе преподавания этих дисциплин материалы казахской этнопедагогики. В свою очередь, проблема использования элементов казахской народной педагогики в учебно-воспитательном процессе современного вуза требует комплексного изучения традиционной педагогической культуры казахского народа, равно как разработки и внедрения в практику научно-обоснованной концепции образования и воспитания, учебных комплексов по использованию материалов казахской этнопедагогики.

В основу исследования проблемы изучения традиционной педагогической культуры казахского народа в педагогических вузах положены педагогические идеи профессора С.А. Узакбаевой, профессора К.Ж. Кожахметовой и других ученых. Программа курса «Педагогика» позволяет использовать дополнительную информацию по отдельным разделам и темам из традиционной педагогической культуры казахов. Например, в разделе «Методологические основы современной педагогики» в теме «Предмет, задачи педагогики» важно дать пояснение понятиям «народная педагогика», «этнопедагогика», «казахская этнопедагогика», «традиционно педагогическая культура» и раскрыть сущность и содержание традиционно педагогической культуры казахского народа. В разделе «Теоретические основы процесса воспитания» в рамках темы «Система методов, форм и средств воспитания в целостном педагогическом процессе» рекомендуется рассказать студентам о системе методов и приемов воспитания, принятой в традиционной педагогической культуре казахов. Преподаватель в ходе лекции, перечислив такие методы и приемы народного воспитания, как улг-енеге керсету, mycHdipy, уйрету, цолдау, к;олпаштау, cендipy, керсету, жаттыгу, ыммен талап н;ою, сынау, талап н;ою, жазалау, тыйым салу, терс бата беру, к;аргыс айту, ант беру, цорцыту, урып-согу жэне т.б. (пример, объяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, показ, упражнение, намек, благословение, укор, осуждение, наказание, запрет, принуждение, заклинание, порицание, презрение, проклятие, клятва, ласковый упрек, устрашение, побои и т.д.) должен дать характеристику основным из них.

Например: Yлгi-енеге керсету (пример) - особенно личный пример родителей - это самый действенный метод народного воспитания. Основой нравственного воспитания ребенка являются устои того круга людей, в котором он живет. Нравственный облик родителей, друзей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям - все, что ребенок видит, ощущает и чувствует, в дальнейшем послужит основой для формирования его личностных качеств.

Дети воспринимают и положительные, и отрицательные черты своих родителей и окружающих людей: Анасына царап цызын ал («Посмотрев на мать, женись на дочери»); Экеге царап ул есер, шешеге царап цыз есер («Глядя на отца, сын растет, глядя на мать, дочь растет»); Энегелi дана жоцжерде, енеpлi бала жоц («Где нет примерного мудреца, там и не будет талантливого ребенка»). Такие пословицы отражают роль старших членов семьи в становлении личности ребенка.

Окружающая социальная среда всегда играла значительную роль в воспитании детей. Отсюда и желание родителей, чтобы их дети имели хорошее окружение, о чем гласят народные пословицы: ¥лын ессе улы жацсымен ауылдас бол, цызын ессе цызы цылыцтымен ауылдас бол; Адамнан адам улгi алады, агаштан агаш рен алады («Если сын подрос, то имей соседа с хорошо воспитанным сыном, а если дочка подросла, то имей соседа с хорошо воспитанной дочерью»; «Человек берет пример у человека, а дерево берет начало у дерева»).

Также в казахской этнопедагогике туспалдап айту или ыммен талап цою (прямой намек, или косвенный) бытует у казахского народа как метод воспитательного воздействия. Кызым, саган айтамын, келiнiм - сен тында («Дочка, тебе говорю, невестка - ты слушай»); Ацылдыга ымда жеmкiлiкmi, ацымацца таяц та аз («Умному и намека достаточно, а глупому и палки мало»); Ымды туанбеген дымды тус/'нбейдi («Если человек намека не понимает, то он ничего не понимает») - гласят казахские пословицы. Казахский народ всегда верил в воспитательную силу намека, поэтому в фольклоре казахского народа (песнях, сказках, сказаниях) очень много поучительных намеков, которые активно используются с целью педагогического воздействия.

Таким образом, в процессе профессиональной подготовки будущим учителям целесообразно ознакамливаться с особенностями педагогической культуры собственного народа. Преподаватели должны использовать возможности различных форм обучения в высшей школе, используя при подготовке к семинарским занятиям и при выполнении практических занятий элементы казахской этнопедагогики. Рекомендуемые материалы не нарушают логики изучения основных тем типовых программ, а, напротив, гармонично включаются в их содержание.

«Разработка жизнестойкой концепции национальной школы не может быть сегодня осуществлена до тех пор, пока современные педагоги не сумеют возродить, освоить и реализовать на практике богатейший арсенал педагогической мудрости самого народа. Мы должны прислушаться к тому, чему учит народ, имеющий многовековой опыт обучения и воспитания подрастающих поколений», - верно отметила А.Х. Аренова, рассматривая проблему изучения этнопедагогики и этнопсихологии в системе гуманитарных дисциплин в вузах РК [3, 180].

Этнопедагогическое образование - процесс усвоения студентами системы знаний о научных основах этнопедагогики, приобретения умения и навыков творческого использования богатейшего воспитательного опыта народа в современных условиях и ценностного отношения к его духовной культуре [4, 31]. Так, важным педагогическим условием является разработка и внедрение элективных курсов (спецкурсов) для студентов: например, «Традиционная педагогическая культура казахов» (III курс), «Основы семейного воспитания казахов» (IV курс). Использование возможностей внеаудиторной формы работы также дает хорошие результаты; целесообразно привлекать студентов к участию в НИРС,

УИРС, выполнению курсовых и дипломных работ по проблемам этнопедагогической культуры казахов; целенаправленные воспитательные формы работы, такие как круглый стол, тематические конкурсы, встречи, пробуждают у студентов интерес к истории предков, формируют бережное отношение к этнокультурным ценностям. Этнопедагогическое образование, по своей сути, может и должно быть направлено на формирование внутреннего мира будущего учителя, его духовно-нравственного облика.

В решении перечисленных выше задач, по мнению Р.Ж. Божбановой, рассматривавшей этнопедагогическую культуру личности, и заключается духовная сила народной педагогики: «на уровне народной педагогики нет никакого повода для межнациональной розни, недразумений. Этнопедагогический диалог, диалог культур, подчеркивает межнациональное общечеловеческое в духовно-нравственных ценностях разных народов. Народы говорят на разных языках, но духовно они очень близки друг другу. Народная педагогика всегда стремилась формировать у подрастающего поколения миролюбие. Культура межнационального общения является естественной, неотъемлемой частью народной этнической культуры, и ни один народ не обойден этой культуры» [3].

Резюмируя сказанное, хотелось бы отметить огромное значение этнопедагогического образования как средства всестороннего и гармоничного развития Личности ХХ1 века. Изучение народной педагогики играет важную роль в повышении педагогической культуры будущего учителя, способствует вооружению его педагогическим мастерством, передает прогрессивные традиции народной педагогики. Материалы казахской этнопедагогики имеют особые возможности, так как их содержание позволяет студентам глубже познать духовную, историческую культуру своего народа, прогрессивные же народные традиции воспитания в сочетании с достижениями современной педагогической науки могут стать действенным средством возрождения национального самасознания, высокой нравственности и духовности подрастающего поколения.

1. Шалабаева, Г. Национальная культура и противоречия социальной модернизации [Текст] / Г. Шалабаева // Саясат. № 2, 1997.

2. Закон Республики Казахстан «Об образовании». // Казахстанская правда. 2007г. 15 августа.

3. Аренова, А.Х. Этнопедагогика и этнопсихология в системе гуманитарных дисциплин в вузах Республики Казахстан: Материалы научно-педагогической конференции. Этнопедагогика и проблемы одаренных детей в системе образования. - Алматы, 2000. - С. 370.

4. Узакбаева, С.А., Кожахметова, К.Ж. Концепция этнопедагогического образования студентов Высшей школы [Текст] / С.А. Узакбаева и К.Ж. Кожахметова. - Алматы: ©нер, 1998. - 48 с.

5. Божбанова, Р.Ж. Этнопедагогическая культура личности: Учебное пособие [Текст] / Р.Ж. Божбанова. -Караганда: КВШ КНБ РК, 1998. - 66 с.

6. Аминов, Т.М. Теоретические и методологические основы историко-педагогического исследования системы профессионального образования [Текст] / Т.М.Аминов // Образования и наука. Известия Уральского отделения Российского академии образования. - 2009. - №8. - С. 31-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.