Научная статья на тему 'Народные праздники как средство воспитания в традиционной педагогике казахского народа'

Народные праздники как средство воспитания в традиционной педагогике казахского народа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1305
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ / ETHNOPEDAGOGICS / NATIONAL PEDAGOGICS / NATIONAL UPBRINGING / TRADITIONAL PEDAGOGICAL CULTURE / NATIONAL HOLIDAYS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахтиярова Гульшат Рахметжановна

В статье рассматриваются педагогические возможности казахских народных праздников как средство воспитания; раскрываются содержательная характеристика и воспитательная роль народных праздников в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL HOLIDAYS AS MEANS OF UPBRINGING IN TRADITIONAL PEDAGOGICS OF KAZAKH PEOPLE

The article deals with the pedagogical opportunities of kazakh national holidays as the means of national upbringing. Author reveals the characteristics of national holidays’ contents and their role in upbringing in modern society.

Текст научной работы на тему «Народные праздники как средство воспитания в традиционной педагогике казахского народа»

Г.Р. Бахтиярова

НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАЗАХСКОГО НАРОДА

Ключевые слова: этнопедагогика, народная педагогика, народное воспитание, традиционная педагогическая культура, народные праздники.

Аннотация: В статье рассматриваются педагогические возможности казахских народных праздников как средство воспитания; раскрываются содержательная характеристика и воспитательная роль народных праздников в современном обществе.

Роль народной педагогики и ее идей в современном обществе возрастает в связи с демократическими реформами, гуманизацией общественной жизни, а также государственными интересами Республики Казахстан, направленными на сохранение межэтнической стабильности, утверждение казахстанского патриотизма и этнического возрождения народов. Народная педагогика - это неотъемлемая и составная часть культуры, духовного богатства народов - основа развития современной педагогической науки. В этом отношении народная педагогическая культура каждого этноса, основанная на многовековом опыте сбережения и развития исторической этнической культуры, обладает определенными возможностями для совершенствования системы образования и воспитания подрастающего поколения.

Известный ученый, основатель этнопедагогической теории Г.Н. Волков рассматривает педагогическую культуру как «сферу материальной и духовной культуры народа, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Это колыбель и колыбельные песни, игрушки и игровые песни, детская одежда и подвижные игры, детские орудия труда и труд детей, детская пища, детское питание и правила кормления детей, детский фольклор, традиционные детские (молодежные) праздники и традиционные формы назидания, советы... и совокупность взглядов народа на подготовку подрастающего поколения к жизни и т.п.» [1, 26-29].

Идея народности воспитания была положительно воспринята всеми прогрессивными просветителями, педагогами и учеными России, Центральной Азии и Казахстана. Так, великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценил принцип народности воспитания, сформулированный основателем педагогики Я.А. Коменским. Он писал: «Народ без народности - тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность». К.Д. Ушинский понимал под народностью стремление народа сохранить свое национальное «Я» и его поступательное развитие во всех областях общественно-исторической и социальнокультурной жизни; особо выделяя роль народной педагогической культуры в воспитании детей русского народа, верно отметил, что «первый воспитатель - это народ...» [2, 253].

В настоящее время идеи Ушинского присутствуют в педагогических теориях всех народов мира. Как гласит казахская народная мудрость: «Тэрбие - тал бесКтен» (Воспитание - берет свое начало с колыбели), «Баланы бастан...» (Ребенка с малых лет.), - то есть воспитание совершенного человека берет начало с малолетства.

Казахский народный опыт воспитания с самого раннего возраста нашел отражение во многих народных праздниках, традициях, обрядах, связанных соответственно с рождением и развитием ребенка («Бескке салу» (укладывание в колыбель), первыми шагами младенца, «тусау кесу» (перерезания пут), «ашамайга отыргызу» (первая посадка малыша на лошадь), <^ндет той» (обрезание) посвящение в «джигиты»), с приобщением ребенка к интересам общества, семьи и рода. Таким образом, казахские дети (как и дети многих других народов) усваивают этническую картина мира с самого раннего возраста, причем без специально организованных институтов обучения и воспитания: усвоение происходит естественно, в ходе самых разноплановых, разнородных процессов взаимодействия взрослых и детей, а кочевой и полукочевой образ жизни казахов наложил специфический отпечаток на характер воспитания подрастающего поколения.

В традиционной педагогической культуре казахов важным средством воспитания детей и молодежи являются народные праздники, среди которых особое место занимают календарные, связанные с хозяйственной, социально-трудовой жизнью народа, -«Наурыз», «Кымыз мурындыц», «Сабан той», «Согым басы», а также религиозные праздники - «Ораза Айт», «Курбан Айт».

Особо подчеркивая социально-педагогическую роль народных праздников казахского народа, А. Калыбекова отмечает: «Казахские праздники - яркое проявление духовной жизни народа: они давали заслуженный отдых, ими удовлетворяли потребность в общении, они были своего рода собранием, театром, где присутствующие выполняли одновременно две роли - и зрителя, и актера: путем целостного отбора складываются, формируются образцы, эталоны общения, которые закрепляются в нормативно-чувственных символических формах - этикете. Тесная связь народных праздников с природой, народнохозяйственным календарем кочевого народа, повлияла на жизнестойкость этих праздников, придала и своеобразие, и национальную окраску» [3, 46].

Одним из наиболее радостных и веселых праздников является встреча нового года весной - праздник Наурыз, который наш народ отмечает в дни весеннего равноденствия 21-22 марта. Праздник «Наурыз» (у казахов «наурыз» - название одного из весенних месяцев) знаменует приход весны и завершение трудного для народа периода зимовки, его название в переводе означает «новый день», что имеет символизирует начало всего хорошего, счастья и благополучия. Таким образом, для казахов Наурыз - светлый праздник весны и пробуждения природы. Также казахи называют Наурыз «¥лыстын улы кун», что в переводе означает «Самый великий день народа». В эти дни казахи по мере возможности надевали новую, праздничную одежду и ходили в гости друг к другу, обмениваясь поздравлениями, добрыми пожеланиями благополучия и достатка в новом году. Празднование Наурыза принято почти у всех тюркских народов и у иранцев.

Особо следует отметить, что до сегодняшнего дня в Западном регионе Казахстана сохранился один из старых обрядов народа - «кер/'су»: с 14 марта молодые люди навещают старших, поздравляют их с началом нового года, а старшие, пожилые дают молодым свое «бата-тлек» - благословение. Этот обряд в жизни казахов по сей день обладает магической силой. В другом обряде - «бата беру» - кроется почтение, уважение к старшим, доброе напутствие, что, в свою очередь, способствует удачному, счастливому году. И в настоящее время сохранилась форма приветствия в виде обмена подарками, призванная оказать почтение, прежде всего, старшим. Считается, что, чем щедрее одаришь других, тем счастливее и богаче будет жизнь в наступившем году. Во время визита накрывается праздничный дастархан, готовится много еды, что символизирует достаток и изобилие в наступающем году. Особое значение придавается приготовлению главного, ритуального блюда - «наурыз кеже»: оно готовится в больших котлах, которые должны быть полными; в этом блюде должно быть семь пищевых элементов - мясо, молоко или айран (кефир), рис, изюм, масло, пшено, соль.

Праздник «Наурыз» сопровождался трудовой деятельностью народа. Согласно народной мудрости «Булац керсен - кезн аш!», мужчины и старики вместе со своими детьми, внуками очищали колодцы, арыки, истоки родников и высаживали деревья. Так народ приучал своих детей к труду. «Срубишь одно дерево - посади десять!», «Пусть потомкам остается дерево, нежели богатство!» - гласят народные мудрости. Женщины до наступления дня весеннего равноденствия приводили свой дом в порядок, высаживали цветы и т.д.; люди расплачивались с долгами, поссорившиеся - мирились, прощали друг другу старые обиды. В этот день все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания. Все это прививало у детей такие личностные качества, как доброта, взаимоуважение, а также элементы эстетической и трудовой культуры.

Новый год воспринимается как важнейшая дата года, как особое сакральное время, в ходе которого совершался переход от прошлого в будущее, как своеобразный разрыв в

непрерывном потоке времени и одновременно как праздник, не позволяющий прерваться великой «связи времен». В настоящее время в Республике Казахстан проводятся приближенные по своему сценарию к традиционному Наурызу народные гуляния, праздничные представления. Сохранение таких праздников и обрядов обогащает духовнонравственную культуру народа, несущую идеи добродетели, человеколюбия и благовоспитанности. Праздничные «этикетные» ситуации оказывают сильное воздействие на чувства, эмоции, настроение, что затрагивает нравственно-этическую сферу сознания, а взгляды, убеждения и установки, пропущенные через сознание, формируют нравственное поведение.

В традиционной культуре казахов можно выделить целый ряд праздников, на которых особенно ярко представляется этноэтикет. Это такие упомянутые нами выше праздники, как «Кымыз мурындыц», «Орац салар», «Сотым той», «Нархат той», в том числе религиозные - «Ораза Айт», «Курбан Айт». Каждый праздник приурочен к завершению определенного вида труда, связанного со скотоводством и земледелием, и в каждом случае он выступает как форма сохранения духовных ценностей, вызывая чувства солидарности (и взаимовыручки) участников. К сожалению, в настоящее время эти праздники, за исключением Наурыза, исчезли из повседневной жизни, но сам ритуал приветствия и выражения благопожелания при обращении к работающим сохранился. Все народные праздники сопровождались массовыми играми, традиционными скачками, развлечениями, которые как средство воспитания способствовали формированию мировоззрения детей. Так, например, рассматривая народные праздники и обычаи татарского народа, профессор Г.Т. Хайруллин верно отметил, что «национальные праздники - это не только средство объединения этого народа, но и элемент культуры, подчеркивающий его специфические особенности. Они служат также воспитательным целям, способствуют формированию национальных чувств» [4, 53]. Это мнение ученого поддерживается современной педагогической общественностью.

Каждое последующее поколение в своем развитии опирается на имеющийся опыт, на достижения традиционной педагогической культуры своего народа. Благодаря этому обеспечивается преемственность в развитии теории и практики воспитания и образования молодежи, которое затруднительно осуществлять в современных условиях без тесной связи с прогрессивными национальными традициями, обычаями, обрядами и жизненным опытом народа. Таким образом, современная педагогика требует обращения к воспитательному опыту народа, духовным корням этнической культуры, что возможно лишь на основе познания закономерностей развития национального самосознания, народного опыта и традиций воспитания, общего и специфического в культуре разных народов, самобытности и уникальности каждого народа: «знание, осмысление и переработка педагогической культуры прошлого помогут в успешном решении сложных проблем воспитания детей и молодежи в современных условиях. Без учения и использования этнопедагогики не может быть полноценного воспитания личности» [5, 23]. В этом важном социально-образовательном процессе особая роль отводится осмыслению этнических ценностей культуры как оздоровляющего компонента культурно-воспитательной системы. Поэтому для осознания принадлежности к своей нации и современная педагогика (как наука, изучающая процесс воспитания человека), и современный человек нуждаются в знании истоков своей культуры, приобщении к традициям.

1. Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст] / Г.Н. Волков. - М. : Академия, 1999. - 168 с.

2. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании [Текст] / К.Д. Ушинский // Пед.соч. : в 6-ти т. Т.1 / сост. С.Ф. Егоров. - М. : Педагогика, 1988. - 416 с.

3. Калыбекова, А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов [Текст] / А. Калыбекова. -Алматы : БАУР. - 363 с.

4. Хайруллин, Г.Т. Праздники и обычаи татар [Текст] / Г.Т. Хайруллин // Этнопедагогика в системе образования, 2007. - № 05 (17). - С. 53-60.

5. Узакбаева, С.А., Кожахметова, К.Ж. Концепция этнопедагогического образования студентов высшей школы [Текст] / С.А. Узакбаева, К.Ж. Кожахметова. - Алматы : ©нер, 1998. - 48 с.

6. Аминов, Т.М. Новая концепция историко-педагогического исследования [Текст] / Т.М. Аминов // Сибирский педагогический журнал. 2008. - № 11. - С. 445-449.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.