Г.Р. Бахтиярова
НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАЗАХСКОГО НАРОДА
Ключевые слова: этнопедагогика, народная педагогика, народное воспитание, традиционная педагогическая культура, народные праздники.
Аннотация: В статье рассматриваются педагогические возможности казахских народных праздников как средство воспитания; раскрываются содержательная характеристика и воспитательная роль народных праздников в современном обществе.
Роль народной педагогики и ее идей в современном обществе возрастает в связи с демократическими реформами, гуманизацией общественной жизни, а также государственными интересами Республики Казахстан, направленными на сохранение межэтнической стабильности, утверждение казахстанского патриотизма и этнического возрождения народов. Народная педагогика - это неотъемлемая и составная часть культуры, духовного богатства народов - основа развития современной педагогической науки. В этом отношении народная педагогическая культура каждого этноса, основанная на многовековом опыте сбережения и развития исторической этнической культуры, обладает определенными возможностями для совершенствования системы образования и воспитания подрастающего поколения.
Известный ученый, основатель этнопедагогической теории Г.Н. Волков рассматривает педагогическую культуру как «сферу материальной и духовной культуры народа, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Это колыбель и колыбельные песни, игрушки и игровые песни, детская одежда и подвижные игры, детские орудия труда и труд детей, детская пища, детское питание и правила кормления детей, детский фольклор, традиционные детские (молодежные) праздники и традиционные формы назидания, советы... и совокупность взглядов народа на подготовку подрастающего поколения к жизни и т.п.» [1, 26-29].
Идея народности воспитания была положительно воспринята всеми прогрессивными просветителями, педагогами и учеными России, Центральной Азии и Казахстана. Так, великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценил принцип народности воспитания, сформулированный основателем педагогики Я.А. Коменским. Он писал: «Народ без народности - тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность». К.Д. Ушинский понимал под народностью стремление народа сохранить свое национальное «Я» и его поступательное развитие во всех областях общественно-исторической и социальнокультурной жизни; особо выделяя роль народной педагогической культуры в воспитании детей русского народа, верно отметил, что «первый воспитатель - это народ...» [2, 253].
В настоящее время идеи Ушинского присутствуют в педагогических теориях всех народов мира. Как гласит казахская народная мудрость: «Тэрбие - тал бесКтен» (Воспитание - берет свое начало с колыбели), «Баланы бастан...» (Ребенка с малых лет.), - то есть воспитание совершенного человека берет начало с малолетства.
Казахский народный опыт воспитания с самого раннего возраста нашел отражение во многих народных праздниках, традициях, обрядах, связанных соответственно с рождением и развитием ребенка («Бескке салу» (укладывание в колыбель), первыми шагами младенца, «тусау кесу» (перерезания пут), «ашамайга отыргызу» (первая посадка малыша на лошадь), <^ндет той» (обрезание) посвящение в «джигиты»), с приобщением ребенка к интересам общества, семьи и рода. Таким образом, казахские дети (как и дети многих других народов) усваивают этническую картина мира с самого раннего возраста, причем без специально организованных институтов обучения и воспитания: усвоение происходит естественно, в ходе самых разноплановых, разнородных процессов взаимодействия взрослых и детей, а кочевой и полукочевой образ жизни казахов наложил специфический отпечаток на характер воспитания подрастающего поколения.
В традиционной педагогической культуре казахов важным средством воспитания детей и молодежи являются народные праздники, среди которых особое место занимают календарные, связанные с хозяйственной, социально-трудовой жизнью народа, -«Наурыз», «Кымыз мурындыц», «Сабан той», «Согым басы», а также религиозные праздники - «Ораза Айт», «Курбан Айт».
Особо подчеркивая социально-педагогическую роль народных праздников казахского народа, А. Калыбекова отмечает: «Казахские праздники - яркое проявление духовной жизни народа: они давали заслуженный отдых, ими удовлетворяли потребность в общении, они были своего рода собранием, театром, где присутствующие выполняли одновременно две роли - и зрителя, и актера: путем целостного отбора складываются, формируются образцы, эталоны общения, которые закрепляются в нормативно-чувственных символических формах - этикете. Тесная связь народных праздников с природой, народнохозяйственным календарем кочевого народа, повлияла на жизнестойкость этих праздников, придала и своеобразие, и национальную окраску» [3, 46].
Одним из наиболее радостных и веселых праздников является встреча нового года весной - праздник Наурыз, который наш народ отмечает в дни весеннего равноденствия 21-22 марта. Праздник «Наурыз» (у казахов «наурыз» - название одного из весенних месяцев) знаменует приход весны и завершение трудного для народа периода зимовки, его название в переводе означает «новый день», что имеет символизирует начало всего хорошего, счастья и благополучия. Таким образом, для казахов Наурыз - светлый праздник весны и пробуждения природы. Также казахи называют Наурыз «¥лыстын улы кун», что в переводе означает «Самый великий день народа». В эти дни казахи по мере возможности надевали новую, праздничную одежду и ходили в гости друг к другу, обмениваясь поздравлениями, добрыми пожеланиями благополучия и достатка в новом году. Празднование Наурыза принято почти у всех тюркских народов и у иранцев.
Особо следует отметить, что до сегодняшнего дня в Западном регионе Казахстана сохранился один из старых обрядов народа - «кер/'су»: с 14 марта молодые люди навещают старших, поздравляют их с началом нового года, а старшие, пожилые дают молодым свое «бата-тлек» - благословение. Этот обряд в жизни казахов по сей день обладает магической силой. В другом обряде - «бата беру» - кроется почтение, уважение к старшим, доброе напутствие, что, в свою очередь, способствует удачному, счастливому году. И в настоящее время сохранилась форма приветствия в виде обмена подарками, призванная оказать почтение, прежде всего, старшим. Считается, что, чем щедрее одаришь других, тем счастливее и богаче будет жизнь в наступившем году. Во время визита накрывается праздничный дастархан, готовится много еды, что символизирует достаток и изобилие в наступающем году. Особое значение придавается приготовлению главного, ритуального блюда - «наурыз кеже»: оно готовится в больших котлах, которые должны быть полными; в этом блюде должно быть семь пищевых элементов - мясо, молоко или айран (кефир), рис, изюм, масло, пшено, соль.
Праздник «Наурыз» сопровождался трудовой деятельностью народа. Согласно народной мудрости «Булац керсен - кезн аш!», мужчины и старики вместе со своими детьми, внуками очищали колодцы, арыки, истоки родников и высаживали деревья. Так народ приучал своих детей к труду. «Срубишь одно дерево - посади десять!», «Пусть потомкам остается дерево, нежели богатство!» - гласят народные мудрости. Женщины до наступления дня весеннего равноденствия приводили свой дом в порядок, высаживали цветы и т.д.; люди расплачивались с долгами, поссорившиеся - мирились, прощали друг другу старые обиды. В этот день все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания. Все это прививало у детей такие личностные качества, как доброта, взаимоуважение, а также элементы эстетической и трудовой культуры.
Новый год воспринимается как важнейшая дата года, как особое сакральное время, в ходе которого совершался переход от прошлого в будущее, как своеобразный разрыв в
непрерывном потоке времени и одновременно как праздник, не позволяющий прерваться великой «связи времен». В настоящее время в Республике Казахстан проводятся приближенные по своему сценарию к традиционному Наурызу народные гуляния, праздничные представления. Сохранение таких праздников и обрядов обогащает духовнонравственную культуру народа, несущую идеи добродетели, человеколюбия и благовоспитанности. Праздничные «этикетные» ситуации оказывают сильное воздействие на чувства, эмоции, настроение, что затрагивает нравственно-этическую сферу сознания, а взгляды, убеждения и установки, пропущенные через сознание, формируют нравственное поведение.
В традиционной культуре казахов можно выделить целый ряд праздников, на которых особенно ярко представляется этноэтикет. Это такие упомянутые нами выше праздники, как «Кымыз мурындыц», «Орац салар», «Сотым той», «Нархат той», в том числе религиозные - «Ораза Айт», «Курбан Айт». Каждый праздник приурочен к завершению определенного вида труда, связанного со скотоводством и земледелием, и в каждом случае он выступает как форма сохранения духовных ценностей, вызывая чувства солидарности (и взаимовыручки) участников. К сожалению, в настоящее время эти праздники, за исключением Наурыза, исчезли из повседневной жизни, но сам ритуал приветствия и выражения благопожелания при обращении к работающим сохранился. Все народные праздники сопровождались массовыми играми, традиционными скачками, развлечениями, которые как средство воспитания способствовали формированию мировоззрения детей. Так, например, рассматривая народные праздники и обычаи татарского народа, профессор Г.Т. Хайруллин верно отметил, что «национальные праздники - это не только средство объединения этого народа, но и элемент культуры, подчеркивающий его специфические особенности. Они служат также воспитательным целям, способствуют формированию национальных чувств» [4, 53]. Это мнение ученого поддерживается современной педагогической общественностью.
Каждое последующее поколение в своем развитии опирается на имеющийся опыт, на достижения традиционной педагогической культуры своего народа. Благодаря этому обеспечивается преемственность в развитии теории и практики воспитания и образования молодежи, которое затруднительно осуществлять в современных условиях без тесной связи с прогрессивными национальными традициями, обычаями, обрядами и жизненным опытом народа. Таким образом, современная педагогика требует обращения к воспитательному опыту народа, духовным корням этнической культуры, что возможно лишь на основе познания закономерностей развития национального самосознания, народного опыта и традиций воспитания, общего и специфического в культуре разных народов, самобытности и уникальности каждого народа: «знание, осмысление и переработка педагогической культуры прошлого помогут в успешном решении сложных проблем воспитания детей и молодежи в современных условиях. Без учения и использования этнопедагогики не может быть полноценного воспитания личности» [5, 23]. В этом важном социально-образовательном процессе особая роль отводится осмыслению этнических ценностей культуры как оздоровляющего компонента культурно-воспитательной системы. Поэтому для осознания принадлежности к своей нации и современная педагогика (как наука, изучающая процесс воспитания человека), и современный человек нуждаются в знании истоков своей культуры, приобщении к традициям.
1. Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст] / Г.Н. Волков. - М. : Академия, 1999. - 168 с.
2. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании [Текст] / К.Д. Ушинский // Пед.соч. : в 6-ти т. Т.1 / сост. С.Ф. Егоров. - М. : Педагогика, 1988. - 416 с.
3. Калыбекова, А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов [Текст] / А. Калыбекова. -Алматы : БАУР. - 363 с.
4. Хайруллин, Г.Т. Праздники и обычаи татар [Текст] / Г.Т. Хайруллин // Этнопедагогика в системе образования, 2007. - № 05 (17). - С. 53-60.
5. Узакбаева, С.А., Кожахметова, К.Ж. Концепция этнопедагогического образования студентов высшей школы [Текст] / С.А. Узакбаева, К.Ж. Кожахметова. - Алматы : ©нер, 1998. - 48 с.
6. Аминов, Т.М. Новая концепция историко-педагогического исследования [Текст] / Т.М. Аминов // Сибирский педагогический журнал. 2008. - № 11. - С. 445-449.