Научная статья на тему 'Этно-педагогические основы и особенности развития традиций казахского народа'

Этно-педагогические основы и особенности развития традиций казахского народа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
880
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНО-ПЕДАГОГИКА / ЭТНО-ПСИХОЛОГИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА / САМОБЫТНОСТЬ / ГУМАНИЗАЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ДУХОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Какпанбаева Н.М.

Этнокультурные ценности в духовной сфере огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый резерв воспроизводства общечеловеческих ценностей, культурных и нравственных традиций народов, процесса общенационального созидания. А этническое, в свою очередь, рождается из конкретно-исторических особенностей жизни народа, его биосоциальной сущности. Структура культурной жизни представляет собой своеобразную триаду. Во-первых это общенациональная культура, как часть мировой культуры. Во-вторых это смешанная культура, рождающаяся в национальных образованиях на основе взаимодействия представителей различных социальных слоев. В третьих это «первичная» национальная культура живущей на определенной территории нации. Этническое многообразие, наличие крупных религиозных конфессий, а также ориентация населения на два языка государственный казахский и русский, усиливают актуальность проблемы исследования. В связи с чем, рассмотрение роли этнокультуры в межкультурной коммуникации в образовательной среде является приемлемой для изучения межличностного, межэтнического, культурно-цивилизационного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этно-педагогические основы и особенности развития традиций казахского народа»

ЭТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИЙ КАЗАХСКОГО НАРОДА

© Какпанбаева Н.М.*

Атырауский инженерно-гуманитарный институт Республика Казахстан, г. Атырау

Этнокультурные ценности в духовной сфере - огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый резерв воспроизводства общечеловеческих ценностей, культурных и нравственных традиций народов, процесса общенационального созидания. А этническое, в свою очередь, рождается из конкретно-исторических особенностей жизни народа, его биосоциальной сущности.

Структура культурной жизни представляет собой своеобразную триаду. Во-первых - это общенациональная культура, как часть мировой культуры. Во-вторых - это смешанная культура, рождающаяся в национальных образованиях на основе взаимодействия представителей различных социальных слоев. В третьих - это «первичная» национальная культура живущей на определенной территории нации.

Этническое многообразие, наличие крупных религиозных конфессий, а также ориентация населения на два языка - государственный казахский и русский, усиливают актуальность проблемы исследования.

В связи с чем, рассмотрение роли этнокультуры в межкультурной коммуникации в образовательной среде является приемлемой для изучения межличностного, межэтнического, культурно-цивилизационного взаимодействия.

Ключевые слова: этно-педагогика, этно-психология, этническая группа, самобытность, гуманизация, межкультурные коммуникации, духовность.

Введение

На современном этапе в обществе и мире, с различной интенсивностью происходят процессы трансформации общемирового культурного пространства. Современная социальная, политическая, экономическая ситуация в мире характеризуется ростом локальных этических конфликтов даже в тех странах, где исторически вместе живут различные нации и народности. Пути решения задач по сохранению глобальной безопасности требуют постоянной работы по изучению природы и видов конфликтов между представителями различных этнических групп, их влияния на социальную и экономическую жизнь, а также поиска эффективных путей их преодоления.

* Старший преподаватель, магистр педагогических наук, докторант Varna Free University (Болгария).

128

новый взгляд. международный научный вестник

Специфика Казахстана определяется полиэтническим и многоконфессиональным составом населения. В республике проживают представители многих наций и национальностей. По культурно-языковым различиям население страны в целом делится по преимущественной ориентации на один из двух языков - государственный и русский, коммуникативная значимость и распространенность которых неравнозначны. Кроме того, представители нескольких национальных групп не имеют собственной этнической государственности, что повышает ответственность страны за сохранение присущей им самобытной культуры. В этих условиях важно создание возможностей для восстановления и развития этнических культур, взаимодействия между ними в интересах общенационального единства.

В связи с демографическими реформами, гуманизацией общественной жизни и исходя из государственных интересов Республики Казахстан, направленных на сохранение межэтнической стабильности, утверждения казахстанского патриотизма и этнического возрождения народов в современном обществе продолжает возрастать роль народной педагогики и ее идей. Эта мысль подчеркнута в Стратегии «Казахстан-2030» Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым, «мы разовьем свою единую гражданственность, основанную на равенстве возможностей для всех граждан нашей страны».

Анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы, изучение опыта работы высшей школы позволили выявить несоответствия, противоположности и противоречия между:

- возрастающей потребностью общества и государства в формировании нового поколения с этнокультурной направленностью и достигнутым уровень разработанности научно-методических основ реализации заказа в образовании;

- практической востребованностью педагогических возможностей этнокультуры и степенью их теоретической обоснованности;

- педагогическими возможностями этнокультуры и реальным уровнем развития образовательного процесса по их практическому воплощению.

На основе выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске и выборе роли этнокультуры в межкультурной коммуникации в образовательной среде.

Важно отметить, что этнокультурные ценности в духовной сфере - огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый резерв воспроизводства общечеловеческих ценностей, культурных и нравственных традиций народов, процесса общенационального созидания. А этническое, в свою очередь, рождается из конкретно - исторических особенностей жизни народа, его биосоциальной сущности.

Структура культурной жизни представляет собой своеобразную триаду. Во-первых - это общенациональная культура, как часть мировой культуры.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

129

Во-вторых - это смешанная культура, рождающаяся в национальных образованиях на основе взаимодействия представителей различных социальных слоев. В третьих - это «первичная» национальная культура живущей на определенной территории нации.

Этническое многообразие, наличие крупных религиозных конфессий, а также ориентация населения на два языка - государственный казахский и русский, усиливают актуальность проблемы исследования.

В связи с чем, рассмотрение роли этнокультуры в межкультурной коммуникации в образовательной среде является приемлемой для изучения межличностного, межэтнического, культурно - цивилизационного взаимодействия.

В фундаментальных трудах казахстанских ученых К.К. Куантаевой, Т.С. Садыкова, А.П. Сейтешева, Г.А. Уманова, Н.Д. Хмель и др. рассмотрены особенности организации различных сторон образования (непрерывного женского, общего среднего, профессионально-технического) в Казахстане. Большое значение для нашего исследования имеют докторские диссертации, в которых, в частности, прослеживается история возникновения и развития педагогической мысли казахского народа (К.Б. Жарикбаев), рассмотрены научно-педагогические основы казахской народной педагогики (С.К. Калиев), выявлены закономерности и особенности эстетического воспитания средствами казахской народной педагогики (С.А. Узакбаева) и казахской традиционной художественной культуры (М.Х. Балтабаев) и другие. Отдельным видам этнокультурного образования в Казахстане посвящены кандидатские диссертации А. Жолтаевой, С. Жукеновой и Ю. Сапаровой.

Казахский народ имеет богатое духовное наследие, уходящее корнями в глубь веков. Казахи - жители Великой степи - испокон веков имели и громадную единую территорию, и единый язык, и единую национальную культуру. В казахском фольклоре сконцентрированы все оттенки и нюансы народной педагогики и народной психологии кочевников. Нашествия арабов, монголов, джунгар, длившиеся почти десять веков, разрушили древнюю казахскую цивилизацию. Но, несмотря, на варварское уничтожение, казахский народ сохранил самобытную культуру, язык, почти не подвергая его деформации.

Еще с древности, вместе с возникновением человечества появляется необходимость в воспитании. Старшее поколение должно было передавать накапливаемый опыт младшим поколениям, т.е. воспитывать подрастающее поколение для участия в труде. Так в процессе трудовой деятельности воспитание возникает как объективная необходимость. Чем многообразнее и богаче становится трудовой опыт людей, тем сложнее становилась и передача этого опыта новым поколениям.

Термин «этнопедагогика» в педагогической литературе впервые применил Г.Н. Волков, определив ее как науку «об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, нау-

130

новый взгляд. международный научный вестник

ку о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации. Этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившейся под влиянием исторических условий, сохранившиеся благодаря национальной системе воспитания и претерпевающие эволюцию вместе с условиями жизни, вместе с педагогической культурой народа». Введенное Г.Н. Волковым понятие «этнопедагогика» вполне правомерно, ибо, как считает исследователь, «если народная педагогика имеет отношение к опыту и его описанию, то этнопедагогика - сфера теоретической науки...».

Среди исследователей СНГ и Казахстана, как показывает анализ, не существует единого подхода к вопросу, что понимать под этнопедагогикой. Одни считают, что этнопедагогика - наука, находящаяся на стыке этнографии, педагогики, фольклористики (Н.Г. Волков и др.); другие считают ее педагогической дисциплиной (Е.Л. Христова); третьи, что этнопедагогика -это междисциплинарная отрасль знания, находящаяся на стыке этнографии, социологии и педагогики (Штробах, Ю.В. Бромлей и др.). Следующая же группа ученых относят этнопедагогику к составной части педагогической науки, считая базовым ее компонентом (Г.Н. Волков, ГМ. Храпченко, С.К. Калиев, С.А. Узакбаева и др.). Нет единства среди исследователей по вопросу разграничения понятий «народная педагогика», «этническая педагогика».

Кожахметова К.Ж. выделяет отдельно казахскую этническую педагогику и подчеркивает, что в русле данной отрасли знания исследуются особенности казахского этнического воспитания, исторически сложившегося в конкретных этноспецифических условиях проживания казахского этноса, на формирование которого оказала влияние его культура, быт, обычаи, традиции, язык, верования. Она дает следующее определение: «казахская этнопе-дагогика - составная часть педагогической науки, ее отрасль, сформировавшаяся на стыке этнографии, казахской философии, этнической культуры, предметом которой является система казахского этнического воспитания, осуществляемая непрерывно в течении всей жизни в семье, в учреждениях народного образования».

Казахская этнопедагогика является составной частью педагогической науки, по мнению ученого, но объединяет в своем составе этнологию, этнопсихологию, этнокультуру, этнофилософию, она выступает как интегративная отрасль знания.

Изучение народной педагогики в современных условиях открывает обширное и богатейшее поле для анализа истоков национального педагогического сознания, национальной педагогической мысли.

Народ из поколения в поколение передавал и передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство, как дань старшего поколения младшему, создавая тем самым историю материальной и духовной культуры общества.

Преемственность дает возможность новым поколениям вобрать в себя и развивать все лучшее, что было создано предшествующей историей челове-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

131

чества, обогатить в новых условиях многообразие духовных ценностей общества. В этом историческом процессе народ не только сила, выступающая первым создателем материальных благ, но единственный и неиссякаемый источник ценностей, первый поэт и философ. Народ вместе с тем и первый по времени, самобытности, талантливости педагог и воспитатель. Созданная гением народа педагогика семейного воспитания - основа общечеловеческой педагогической культуры.

В последнее десятилетие учеными Казахстана ведутся интенсивные исследования в области этнической педагогики и народного воспитания. Так, группой ученых НИИ им. И. Алтынсарина под руководством К.Б. Жарикбаева и С.М. Калиева изучение проблем осуществлялось и осуществляется в рамках этнопедагогики; исследователями (К. Сейсембаев, Ж. Сакенов, Т Иманбеков, Ж. Акпарова, С. Узакбаева, К. Кожахметова, К. Болеев и др.) в научных трудах поднимаются проблемы семейной этнопедагогики, воспитания детей дошкольного возраста на материалах казахской народной педагогики, проблемы воспитания школьников и студентов средствами народной педагогики, проблемы музыкально-эстетического воспитания учащейся молодежи средствами традиционно-художественной культуры и т.д.

В определении профессора С.А. Узакбаевой народная педагогика понимается как естественно-исторический процесс, ведущий к формированию обычаев и традиции, которые в форме народного творчества передаются последующим поколениям.

Кожахметова К.Ж. выделяет отдельно казахскую этническую педагогику и подчеркивает, что в русле данной отрасли знания исследуются особенности казахского этнического воспитания, исторически сложившегося в конкретных этноспецифических условиях проживания казахского этноса, на формирование которого оказала влияние его культура, быт, обычаи, традиции, язык, верования. Она дает следующее определение: «казахская этнопе-дагогика - составная часть педагогической науки, ее отрасль, сформировавшаяся на стыке этнографии, казахской философии, этнической культуры, предметом которой является система казахского этнического воспитания, осуществляемая непрерывно в течении всей жизни в семье, в учреждениях народного образования».

Казахская этнопедагогика является составной частью педагогической науки, по мнению ученого, но объединяет в своем составе этнологию, этнопсихологию, этнокультуру, этнофилософию, она выступает как интегративная отрасль знания.

Еще в глубокой древности у казахов-кочевников, как и у других народов, кроме определенных трудовых навыков молодежи передавалась и традиционная регламентация жизни: общественно-национальные традиции и обычаи, правила и нормы поведения.

Педагогические воззрения народа нашли свое отражение во многих фольклорных произведениях, ибо поэтическое творчество, вбирая в себя

132

новый взгляд. международный научный вестник

важнейшие черты национальной жизни и народной мудрости, нравственные и эстетические искания, надежды, чаяния многих поколений, было до появления письменности летописью. В силу этих причин устное народное творчество не только ценнейший источник для научных исследований, изучения истории, мировоззрения народа, но и своего рода педагогическая энциклопедия, помогающая воспитывать в человеке лучшие черты характера: трудолюбие, смелость, стойкость, честность, доброту, патриотизм и т.д.

Нравоучения и мудрые советы, примеры для образца и подражания передавались молодежи через кюи и танцы, фольклорные и музыкальные произведения на праздничных увеселениях и прочих традиционных народных собраниях. Это и торжество по случаю рождения ребенка, и проводы невесты, и свадьба в доме жениха и многие другие. На таких многолюдных собраниях представлялась возможность воспитывать молодежь в любви к Родине и труду, верности в супружеской жизни, передавать ей накопленный опыт и народную мудрость, дать ей самой возможность показать свое искусство и умение.

Казахский народ во все времена отдавал предпочтение искусству слова. Сконцентрированная в двух-четырех стихотворных строках глубокая мысль, которая заключена в пословицах, поговорках, афоризмах, занимает ведущее место в воспитании детей, особенно в семье: «Глядя на отца, сын растет; глядя на мать, дочь растет», «Что птенец увидит в гнезде, то и возьмет с собой в полет». Такие пословицы отражают роль членов семьи в воспитании.

Казахский народ ценит положительные человеческие качества. «Родившись человеком, надо и умирать человеком», «Человеком быть легко, человечным быть трудно», «Совесть сильнее смерти». Подобные высказывания утверждают среди молодежи гуманистические идеи.

Только в труде видит народ надежный источник счастья, богатства и достатка, поэтому и ставит в образец молодежи честный труд «Имя джигита трудом славится», «Труд - вторая мать человеку». Живет в народе и понимание высокого предназначения в жизни человека знаний и искусства, именно поэтому поучает молодежь: «Наука есть рытье колодца иглой», «Учение -знания родник; знание - жизни светильник», «Джигиту мало знаний и семидесяти ремесел мало», «У мастера руки золотые, у певца слова золотые».

Использование воспитательного потенциала казахской этнокультуры и народной педагогики способствовало и будет способствовать нравственному и эстетическому развитию личности. Особенность этого потенциала состоит в гармоничном сочетании огромного смыслового содержания с эмоциональным, психологическим воздействием на личность. Прогрессивные традиции казахского народа никогда не отличались абстрактным мышлением или нравственно-дидактическим наставлением, а представляют собой диалектическое единство идей и убеждений. Если идеи народных праздников, обрядов, традиций воздействуют на нравственное сознание, то их кра-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

133

сочность, внешне привлекательное оформление воздействуют на психологию и чувства человека. Складываясь веками и передаваясь от поколения к поколению, от старших к младшим, многие традиционные праздники, обряды, обычаи служили эталоном, по которому люди оценивали свои поступки, свою деятельность, свое поведение.

Список литературы:

1. Абай. Кара сез. Поэмалар. Книга слов. Поэмы. - Алматы: Ел, 1993. -270 б. Абайдым дуниетанымы мен философиясы. - Алматы: Гылым, 1995. -184 б.

2. Абдильдин Ж.М. и др. Логико-гносеологический анализ науки. - Алма-Ата: Гылым, 1990. - 491 с.

3. Абдильдин Ж.М. О методологической роли целостного рассмотрения социальных явлений // Материалистическая диалектика как методология / Редкол.: Ж.М. Абдильдин (отв. ред.) и др. - Алма-Ата, 1981. - С. 202-216.

4. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: учеб. пособие для студентов пед. институтов, слушателей института повышения квалификации, преподавателей пед. дисциплин ун-тов и пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1984. - 208 с.

5. Абсаттаров Р.Б. Национальные процессы: особенности и проблемы. -Алма-Ата: Гылым, 1995. - 245 с.

6. Абишев X. Элементы астрономии и погода в устном народном творчестве казахов. - Алма-Ата: изд-во АН КССР, 1949. - 29 с.

7. Абылкасымов Б. Телконыр (Казактын коне нанымсенимдерине каты-сты гурптык фольклоры). Жауапты редакторы Каскабасов С.А. - Алматы: Атамура-Казахстан, 1993. - 160 б.

8. Аггерондо И. Реформа образования в Латинской Америке: Обзор четырех десятилетий // Перспективы. - 1993. - № 3. - С. 113-127.

9. Агеев В.В. Антропология как педагогическая философия XXI в. // Вестник КазГУ серия «Педагогические науки». - 1998. - № 1. - С. 8-9.

10. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: уч. пособие для студентов вузов культуры и искусств. - МГУК, 1998.

11. Жарыкбаев К.Б. Состояние и перспективы развития педагогических и этнопсихологических исследований в Казахстане // Материалы научнопрактической конференции «Использование традиций народной педагогики и психологии в учебно-воспитательном процессе». - Алматы: Рауан, 1992. -237 с.

12. Жукеш К. Особенности национальной психологии. - Алматы. Республиканское книгоиздательство, 1993.

13. Жуков В. Берегите бабочку. Полемические заметки на тему «Государство и школа» // Учительская газета. - 1992. - 14 февраля.

14. Жумабаев М. Педагогика. - Алматы: Руан, 1993.

134

новый взгляд. международный научный вестник

15. Жумабаев М. Педагогика. - Алматы: Ана тили, 1992. - 106 б.

16. Жунисов А. Фаниден бакига дейин (казактын, байыргы турмыссалт, едет-гурыптары). - Алматы: Кайнар, 1994. - 129 б.

17. Назарбаев H.A. Казахстан - 2030: Послание Президента страны народу Казахстана. - Алматы: Билим, 1997. - 256 с.

18. Назарбаев H.A. Нравственный и политический выбор интеллигенции // Казахстанская правда. - 1998. - 18 марта.

19. Национальные школы: что дальше? Интервью редактора журнала «Педагогика» В.И. Косик с профессором Т.С. Сащыбаевым // Педагогика. -1996. - № 3. - С. 57-61.

20. Нечаев В.Я. Социология образования. - М., 1992. - 200 с.

21. Нурмакова М.С. Совершенствование этнопедагогической подготовки студентов творческого вуза: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1997.

22. Нурматов С. Улттык-этикалык жуйенин негизги угымдары // Поиск. -1995. - № 1. - С. 58-65.

23. Сарингулян К.С. Ритуал в системе этнической культуры // Методические проблемы исследования этнических культур: Материалы симпозиума. - Ереван, 1978. - С. 76-78.

24. Сарсенбаева Т.У Национальные традиции в семейном воспитании // Советская педагогика. - 1984. - № 9. - С. 30.

25. Сарыбеков К.Н. Казактын тибигат коргау дестурлеринин тарихы мен тербиелик мени: пед. гул. канд. дис. ... атореф. - Тараз, 1997. - 23 б.

26. Сатканов О.С. Пути совершенствования трудового обучения с использованием средств декоративно-прикладного искусства в начальных классах казахской школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Алматы, 1994. -22 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.