Научная статья на тему 'Этнолингвистическое исследование тематической группы лексики «үлтереү» (убивать) башкирского языка'

Этнолингвистическое исследование тематической группы лексики «үлтереү» (убивать) башкирского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
башкирский язык / этнолингвистическое исследование / погребально-поминальный обряд / тематическая группа. / Bashkir language / ethnolinguistic research / funeral and memorial rites / thematic group.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сулейманова Луиза Рауфовна, Сулейманов Фуат Мурзагалиевич

В статье проводится этнолингвистическое исследование тематической группы лексики башкирского языка үлтереү’убивать’, представляющей собой значимый аспект национальной картины мира. Данная тематическая группа входит в погребально-поминальную обрядовую лексику и требует комплексного исследования на стыке лингвистических, этнографических, фольклорных дисциплин, чему способствует этнолингвистическое направление в языкознании. Цель работы: выявить и провести этнолингвистический анализ тематической группы лексики башкирского языка үлтереү ‘убивать’ и определить значение в системе башкирской национальной картины мира. Материалы исследования: источниками послужили данные лингвистических словарей башкирского языка, сведения информаторов, тексты башкирского фольклора, также исторические, этнографические материалы, связанные с исследуемой тематической группой. Результаты. Этнолингвистический анализ тематической группы лексики башкирского языка үлтереү ‘убивать’ показывает, что измененияв обряде, происходящиев связи с установлением нового мировоззрения, не приводят к исчезновению обрядовой лексики и фразеологии c языка, его словарное богатство приспосабливается к новым религиозным порядкам и продолжает функционировать в системе обряда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOLINGUISTIC STUDY OF THE THEMATIC GROUP OF VOCABULARY “ULTEREҮ” (TO KILL) OF THE BASHKIR LANGUAGE

article conducts an ethnolinguistic study of the thematic group of vocabulary of the Bashkir language ultereү’to kill’, which represents a significant aspect of the national picture of the world. This thematic group is included in the funeral and memorial ritual vocabulary and requires a comprehensive study at the intersection of linguistic, ethnographic, and folklore disciplines, which is facilitated by the ethnolinguistic direction in linguistics. Purpose of the work: to identify and conduct an ethnolinguistic analysis of the thematic group of vocabulary of the Bashkir language ultereү ‘to kill’ and determine the meaning in the system of the Bashkir national picture of the world. Research materials: the sources were data from linguistic dictionaries of the Bashkir language, information from informants, texts of Bashkir folklore, as well as historical and ethnographic materials related to the thematic group under study. Results. An ethnolinguistic analysis of the thematic group of vocabulary of the Bashkir language ultereү ‘to kill’ shows that changes in №12 2023 [СПО] 392 ritual occurring in connection with the establishment of a new worldview do not lead to the disappearance of ritual vocabulary and phraseology from the language; its vocabulary wealth adapts to new religious orders and continues to function in the system rite.

Текст научной работы на тему «Этнолингвистическое исследование тематической группы лексики «үлтереү» (убивать) башкирского языка»

Этнолингвистическое исследование тематической группы лексики «YЛтереY» (убивать) башкирского языка

Сулейманова Луиза Рауфовна,

кандидат филологических наук, доцент, кафедра русской, башкирской и зарубежной филологии, педагогический факультет, Сибайский институт (филиал) Уфимского университета науки и технологий E-mail: luizasul22@yandex.ru

Сулейманов Фуат Мурзагалиевич,

кандидат исторических наук, доцент, кафедра теории и истории государства и права, факультет экономики и права, Сибайский институт (филиал) Уфимского университета науки и технологий E-mail: fuatms@yandex.ru

В статье проводится этнолингвистическое исследование тематической группы лексики башкирского языка ултере/убивать', представляющей собой значимый аспект национальной картины мира. Данная тематическая группа входит в погребально-поминальную обрядовую лексику и требует комплексного исследования на стыке лингвистических, этнографических, фольклорных дисциплин, чему способствует этнолингвистическое направление в языкознании.

Цель работы: выявить и провести этнолингвистический анализ тематической группы лексики башкирского языка YЛтереY 'убивать' и определить значение в системе башкирской национальной картины мира. Материалы исследования: источниками послужили данные лингвистических словарей башкирского языка, сведения информаторов, тексты башкирского фольклора, также исторические, этнографические материалы, связанные с исследуемой тематической группой. Результаты. Этнолингвистический анализ тематической группы лексики башкирского языка YЛтереY 'убивать' показывает, что измененияв обряде, происходящиев связи с установлением нового мировоззрения, не приводят к исчезновению обрядовой лексики и фразеологии c языка, его словарное богатство приспосабливается к новым религиозным порядкам и продолжает функционировать в системе обряда.

Ключевые слова: башкирский язык, этнолингвистическое исследование, погребально-поминальный обряд, тематическая группа.

Введение

Выявление семантики отдельных компонентов лексики и фразеологии башкирского языка, выражающей тематическую группу лексики башкирского языка YЛтереY 'убивать' проливает свет на историю языка и этноса, способствует выявлению национальной языковой картины мира.

Литературный обзор

Первые фиксации лексики и фразеологии погребально-поминальных обрядов башкир наблюдаются в работах таких досоветских авторов как И.И. Лепехин, Н.С. Попов, Л. фон Бергхольц, М. Баи-шев, П.С. Назаров, С.И. Руденко и др. Различные аспекты темы затронуты в современных историко-этнографических, археологических, фольклорных исследованиях Н.В. Бикбулатова, Ф.Ф. Фатыховой, Р.А. Султангареевой, Н.А. Мажитова, Н.Г. Мухтаро-ва, Ф.М. Сулейманова и др. Лексика и фразеология погребально-поминальных обрядов башкир изучается Л.Р. Сулеймановой [14].

Материалы и методы

Этнолингвистическое направление в языкознании изучает лексику на основе взаимосвязи языка, этноса и культуры, что способствует комплексному исследованию народного обряда, в том числе погребально-поминального. Этнолингвистика изучает отражение в языке культурных, социально-психологических, мифологических представлений. В науке в обрядовую лексику включают лексику, обслуживающую такие специальные области народной культуры, как обряды, обычаи, верования [16, с. 216]. Обрядовая лексика (терминология) характеризуется общеупотребительностью, эмоционально-оценочностью, полилингвальностью, синонимичностью, символизмом, метафоричностью. Этнокультурная терминология мотивирована обрядовой реальностью, поэтому прочно закрепляется в народном сознании. Это позволяет выявить семантику единиц через значение актуальных слов [17].

Результаты

На основе комплексного лингвистического анализа лексики тематической группы башкирского языка YлеY 'умереть' нами выделены две семантические группы: 1) своя смерть; 2) безвременная смерть. Вторая семантическая группа подразделяется на та-ёч кие подгруппы, как 1. фажигэле Yлем 'трагическая

смерть»; 2. YЛтереY 'убивать, убийство»; 3. Y3-Y3ен

о с

CJ

см

YЛтереY 'наложить на себя руки>.В данной статье более подробно рассмотрим лексику и фразеологию группыултереу 'убивать, убийство».

Исходя из лексического значения, рассматриваем несколько семантических моделей: лишить жизни (совершить убивство); смертельная казнь, массовое убийство.

I. Лишить жизни, существования: ултере^у-бивать', hэлэк ите/погубить, загубить», харап ите/губить', гумерен е$еу 'обрывать жизнь», йэнен алыу (кыйыу)'лишать жизни, убивать», йэнде е$еу 'прервать жизнь кого', йэнен йэhэннэмгэ ебэреу (о$атыу)'убить, уничтожить» (букв. отправить душу в ад), гур эйэhе итеу, гургэ кретеу 'отправить на тот свет, сжить со свету», кэбергэ тыгыу (ин-дереу)'свести в могилу», теге донъяга ебэреу (о§а-тыу)отправить на тот свет», якты донъянан ебэреу 'лишить жизни» (букв. отправить со светлого мира), башты ашаупогубить' (букв. съедать голову), башына ете/погубить' (букв. дойти до головы), демектере^ неодобр. убивать, уничтожать», кел итеу 'разнести в пух и прах» (букв. стереть в порошок), келен куккэ осороу, кел-талкан ите/разне-сти в пух и прах», канын койоупролить кровь чью', корбан ите/приносить в жертву кого-что', тондо-роуразг. 'убивать', бетереу, юк ите/уничтожать, истреблять», ултереп торган 'убивал', (о продолжительности действия).

Приведем примеры из текстов башкирских легенд: Кей8YГЭ сыгыр алдынан h8р бер кы? Брагин менэн тен у^арырга тейеш булган. Эгар риза бул-маhалар, кы??ы ла, егетте л8, ата-8C8hен д8 hэлэк иткэн. «Сураш» [4, с. 195].(Перед помолвкой каждая девушка должна была провести ночь с Бра-гиным. Если не соглашались, он загубил и девушку, и жениха, и родителей (из легенды «Су-раш»)). Эбей бына ошо таш тишеген8 ултырып алган да кулындагы ук мен8н артынан YPM8Л8Г8н h8р ка?акты ултереп торган. «Эбейутк8н ташы» [13, с. 267].(Старуха уселась в пещере и из лука стала убивать каждого казаха, который карабкался в гору, преследуя ее (из легенды «Эбейуткан ташы»)).

Семантической глубиной отличаются фразеологизмы кел итеу, келен куккэ осороу, кел-талкан итеу(букв. сделать золой, разнести золу по небу) со сзачением 'стереть в порошок»,»разнести в пух и прах», связанные, вероятно, с древними погребальными обычаями. В научной литературе можно найти много информации о такой форме погребения, как кремация [10, с. 217]. Вышеупомянутые языковые факты доказывают, что подобные обычаи имели место и в погребальной истории башкир. Р.А. Султангареева также связывает с традициями сожжения трупа сохранение в башкирском языке названия могильной земли в форме кел-тупрак (букв. зола-земля) [15, с. 158]. Это подтверждается и таким фактом, как название древнего могильника «Кел зыяраты» (букв. зола-кладбище) в с. Верхнее Яикбаево Баймакского района РБ (информатор Сулейманова Мунавара Хайрул-ловна, 1926 г.р., г. Баймак РБ).

Еще более архаическая погребальная форма -поедание тела покойника. Этот обычай наблюдался как в славянской культуре [6, с. 40], так и у многих народов Средней Азии. По Геродоту, масса-геты, исседоны убивали состарившегося человека и съедали вместе с мясом животным. Это ритуальное поедание тела умершего - причащение с целью овладения лучшими качествами покойного, с течением времени, тело умершего было заменено мясом животного, зарезанного в его честь [15]. И. Лепехиным описывается обычай башкир угощения кониной провожащих покойного рядом с его телом [9]. До сих пор у башкир сохранилась поминальная традиция «приглашения на мясо головы» - угощение с мясом головы жертвенного животного и чтение сур «Корана» в честь душ умерших. Данная традиция содержит отголоски древних обычаев [14]. (Сравни с обрядом причащения христиан, где вино в чаше с кусочками просвиры, принимаемые верующими во время церковного обряда, символизируют кровь и тело Иисуса Христа [12, с. 603]).

Из вышеизложенного мы приходим к выводу, что лексические единицы в башкирском языке с переносным значением башты аша/погубить' (букв. съедать голову), башына ете^погубить' (букв. дойти до головы) фактами языка доказывают о наличии в культуре древних башкир упомянутых архаических традиций. По лингвистическим законам, преносное значение слова возникает позже на основе прямого, первичного.

Наличие в составе лексики и фразеологии башкирского погребально-поминального обряда и других лексических единиц с компонентом баш 'голова' (башты hалыу, башы ятып калыу 'сложить голову») говорит о его особой семантике. В древних могильниках часто обнаруживается череп лошади, символизирующий погребение самой лошади [10, с. 141]. И в "Этнолингвистическом словаре башкирского языка" голова символизирует целостность тела [18, с. 83]. Имеют место языковые единицы и обрядовые эпизоды использования черепов животных в целях оберега от злых сил: ат башы - конский череп, насаживаемый на изгородь от сглаза [1, с. 18]. Согласно некоторых верований индоевропейских народов, космос и социум возникли из тела первого человека, небо - из головы, земля - из ног и т.д. [7, с. 39]. Подобные взгляды не чужды и тюркским народам: А.А. Галиев описывает обычай раздела мяса, где ниболее старшему преподносится голова барана. Он проводит аналогию между социумом, созданном из тела пер-вопредка и ритуалом раздачи мясас учетом возраста и степени человека, рассматривая это как восстановление модели мира [7, с. 39]. И у башкир раздел мяса - важный обычай, каждый получает свой кусок согласно возрасту и степени, голова полагается хозяину дома [3, с. 288-289].

Исходя из вышесказанного приходим к выводу, что этнолингвистический анализ лексических единиц башты аша/погубить' (букв. съедать голову), башына ете/погубить' (букв. дойти до головы)

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

представляют из себя "следы" архаичных культур, глубинная семантика лексемы голова подразумевает связь с небом, священными духами.

II. Смертельная казнь. Яза'казнь' - карающая мера за уголовное деяние, от арабского словажэ-за. Изучая фольклорные и документальные источники, Н.Г. Мухтаров отмечает смертную казнь как одну из древнейших карающих мер у башкир [11, с. 129].По обычныму праву башкир, к смерти приговаривали при совершении особо тяжких преступлений, как убийство, грабеж, увоз и изнасилование женщины, прелюбодеяние при явном его изобличении и др.

Лексика башкирского языка, обозначающая смертную казнь, в основном связана со способом убийства: 1) сэнсеY; сэнсеп YЛтереY 'заколоть' (ножом, копьем);2) адыу; адып YЛтереYповешение';3) hbiYrn (кулгэ) hалыу (ташлау)'утопление';4) быуып (hbifbm) YЛтереY 'удушение; 5) эсен яры/распарывание живота>;6) утка яндырыу (ташлау, аты-у)'сожжение';7) терелэй ергэ кYмеY 'закапывание живьем в землю>; 8) салыу; бога^лау; hуйыу 'перерезание горла>; 9) куры/жечь, жарить>;10) башын e$eY (сабыу, киgеY, кыркыу)'обезглавли-вание'; 11) далала кош-кортка ташлау оставление в степи связанным на расстерзание волкам>; 12) ике ат койрогона ике аягын бэйлэупривязывание ног за хвосты двух лошадей»; 13) кадыкка ултыртыусажание на кол>; 14) кайнап торган ыд-малага ташлау бросание в кипящую смолу>;15) каянан ташлау сталкивание со скалы>;16) турау (тураклау), сапкылаурассечение тела на части>; 17) йерэген hурып алыувырывание сердца>;18) тукмап YЛтереYизбивать до смерти>;19) атыузастрелить' или 20) уктан атып Yлтереy'застрелива-ние из лука>; 21) таш менэн бэргелэп (ороп) YЛ-тереYпобивание камнями>;22) тиреhен энэ менэн туна/сдирание кожи с иглой>; 23) йерэгенэ хэнй-эр ка§аувонзать кинжал в сердце>;24) сокор§а астан YЛтереY 'голодная смерть в яме>. Из перечисленного лексического ряда Н.Г. Мухтаровым 18 обозначены как виды смертной казни, большинство которых применялись в древнем башкирском обществе, информацию о них можно черпать из фольклорных произведений. Названная лексика обозначает не только вид смертной казни, так и убийство как вид преступления.

Некоторые примеры из башкирских легенд, эпосов: Эбей батша Ырысай батыр?ы адмадка тип я?ыу ебэрткэн икэн, ул я^ыу-хэбэр килеп еткэнсе, Ырысай?ы икенсе тапкыр адып h8Л8к иткэндэр. «Каранай батыр менэн ярандары» [4, с. 235]. (Императрица отправляла было письмо с сообщением не убивать Рысая-батыра, но пока доходило сообщение, успели вторично повесить Рысая. Из ле-генды«Каранай батыр и его соратники»). Кор-бандар?ы тотмагыз, Кы?ын ^¡уга hалыfыэ, Ирен ° утка атыгы$. «Урал батыр» [5, с. 78]. (Не держите " жертв, девушек утопите, мужчин сожгите (бросай-g те в огонь).Из эпоса "Урал батыр"). ^сэк бей Ка-рагелемб8тте й8йл8Y38ге келле кеше кYрhен тип, Ü Байназар каршы^ындагы бейек тауга мендереп,

"коро "казака hалып кура. «Бабсак менэн КYC8к бей» [4, с. 172]. (Кусяк бий вознес Каракулумбета на высокую гору напротив Байназара, чтобы все в летовке видели, и зажарил в казани. Из легенды "Бабсак и Кусяк бий"). Таргын батыр шул ерзэ Yзен ташлап киткэн есен нугай ханыныщ тиреhен энэ менэн тунап, язалап ултерэ лэ, уныщ урынына Y^ хан булып ултыра. «Таргын менэн Хужак» [2, с. 202]. (За то, что кинул его, Таргын-батыр совершил казнь ногайского хана, содрал кожу с иглой, и вместо него сделался ханом. Из легенды "Тар-гын и Кужак").

Большинство способов смертельных казней является общим для мусульман Средней Азии, Казахстана, Южной Сибири, Кавказа. Побивание камнями связано с мусульманством, повешение на верблюде, наблюдаемое у степных башкир, восходит к казахско-кипчакским традициям, а такие виды казни, как распарывание живота, рассечение связаны с татаро-монгольским периодом. Удушение совершалось перед народом палачами, возможно, один из самых древних видов казни [11, с. 130].

Семантика лексической единицы Далала кош-кортка ташлау оставление в степи связанным на расстерзание волкам>, возможно, отражает древние погребальные обряды. В фольклоре башкир описывается такой обычай: «Элек карт кеше нык ауырь^а, Yлг8нен кетмэй, тауга калдырып кит-кэндэр. Сирзэн котолганы котолган, котолмаганы шунда калган. Тик кире кайтырга ярамаган. ^м-мэгэндэр. Эт-кош ашап киткэндэре лэ булган. Эт-кош тейеп езгелэнгэн булhа, h8йб8т кеше булган икэн, тип юрагандар, ти.» [3, с. 358]. (В стародавние времена, если сильно захворал пожилой человек, не дожидаясь его смерти, отводили в гору. Если выздоравливал, освободился, коли умирал, оставался там непогребенным. Бывало, съедали птицы, звери, разодранность трупа истолковали как смерть хорошего человека).

В археологии можно найти созвучные факты. В Синташтинском могильнике зафиксирован случай погребения костей, очищенных от мягких тканей. Трупа ложили на возвышенное место на съедение птицам, зверям, затем погребали очищенные кости [10, с. 34]. По древним верованиям, в Небесном своде обитали птицы, на Земле - животные, в Подземелье - змеи, суслики [8, с. 102]. Если до трупа первыми дотрагивались птицы - радовались, если звери - менее радовались, в случае растерзания грызунами горевали, считая, что они душу уносят в Подземелье, в царство злых сил [10, с. 36]. Таким образом, лексическая единица Далала кош-кортка ташлау оставление в степи связанным на расстерзание птицам, зверям> сохранила отголоски древних обрядов. Слово корт - архаизм, синоним в современном языке -буре' волк'.

III. Массовое убийство. Кырыу перен. 'уничтожать, истреблять», кыйратыу, тар-мар ите/гро-мить, разбивать наголову», ултереш, атыш-улте-реш, йэн кыйыш, 'убийство (массовое)', кан даръ-

яhы (дицгеде) 'море крови, массовая гибель». Ха-рагелемб8т бей Бабсак бей?е Yлтер8, кыпсактар?ы кыра. «Хурыу?ы» [4, с. 72]. (Каракулумбет бий убивает Бабсак бия, истребляет кипчаков. Из легенды «Курыуды»). Бет8 йылан-яуызды, Барын тар-мар итермен! «Урал батыр» [5, с. 92]. (Всех змей-злодеев истреблю! Из эпоса "Урал батыр"). Данная лексика используется в большинстве случаев при описании войны, военных действий.

Заключение

Резюмируя можно сказать, что современные погребальные обряды башкир основаны на исламских канонах, однакоисследование тематической группы лексики башкирского языка ултереу 'уби-вать'выявляет информацию об архаичных представлениях предков башкир о мироздании, способствует воссозданию башкирской национальной картины мира, что возможно на основевыявления этнолингвистических значений лексических еди-ниц.Семантические модели лексики отличаются синонимичностью, метафоричностью, устойчивым фразеологизированным составом. В составе устойчивых сочетаний имеют место архаизмы. Итак, мы приходим к выводу, что с изменением обряда согласно новым мировоззрениям, его лексика и фразеология не исчезаетсязыка, а, приспосабливаясь к новым обрядам, развивая значения, расширяя или сужая семантическое содержание, продолжает жить в системе обряда.

Литература

1. Багаутдинова М.И. башкирско-русский словарь этнокультурологической лексики. - Уфа: Башк-н «Китап», 2003. -136 с.

2. Башкирское народное творчество: 5 том. Исторические эпосы, сказания. - Уфа: Китап, 2000. - 392 с. (на башк. яз.).

3. Башкирское народное творчество: Обрядовый фольклор. - Уфа: Китап, 1995. -558 с. (на башк. яз.).

4. Башкирское народное творчество: Предания, легенды. Второй том. - Уфа: «Китап», 1997. -440 с. (на башк. яз.).

5. Башкирский народный эпос. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». - М., 1977. -519 с.

6. Велецкая Н.Н. Формы трансформации языческой символики в старообрядческой тради-ции//Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири/Л.М. Русакова, Н.А. Миненко. - Новосибирск, 1987. - 192 с.

7. Галиев А.А. Социальные отношения казахов сквозь призму мифа и ритуала//Востоковеде-ние в Башкортостане: История. Культура. -Уфа, 1992. - С. 38-40.

8. Кучумов И.В. Гора в традиционном мировоззрении башкир//Этнологические исследования в Башкортостане. - Уфа, 1994. - С. 101-108.

9. Лепехин И.И. Дневные записи путешествий по разным провинциям Российского государства в 1770 г. - СПб., 1802. II изд. - С. 70-78.

10. Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI в. -Уфа: «Китап», 1994. - 360 с.: ил.

11. Мухтаров Н.Г. Смертная казнь в обычном праве башкир//Ватандаш. - 2001. - № 10. - С. 129131.

12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. -4-е изд., дополненное. - М.: ООО «иТи Технологии», 2007. - 944 с.

13. Сулейманов Ф.М. ТYЧГЭYер башгарттары: УРМАН TYHreYEPE ТАРИХЫ /Ф. М. Сулейманов, А.Ш. Ярмуллин. - Уфа: ПК «Прокопий», 2022. -471 с. (на башк. и рус.яз.).

14. Сулейманова Л.Р. Тематическая группа 'безвременная смерть» в башкирском языке/Л. Р. Сулейманова//Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования: Материалы Международной научно-практической конференции, Курск, 24 мая 2021 года. Том 1. - Курск: Индивидуальный предприниматель Бескровный Александр Васильевич, 2021.- С. 391-395.

15. Султангареева Р.А. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа. - Уфа: Ги-лем, 1998. - 243 с.

16. Толстая С.М. Терминология обрядов и верований как источник реконструкций древней духовной культуры//Славянский и балканский фольклор: Реконструкции древней славянской культуры: источники иметоды. - М., 1989. -С.215-229.

17. Толстой Н.И. Некоторые проблемы и перспективы славянской и общей этнолингвистики//Из-вестия АН СССР - Серия литература и язык. -1982. - Т. 41. № 5. - С. 397-405.

18. Хадыева Р.Н. Этнолингвистический словарь башкирского языка. - Уфа: Китап, 2002. - 176 с. (на башк. яз.).

ETHNOLINGUISTIC STUDY OF THE THEMATIC GROUP OF VOCABULARY "ULTEREY" (TO KILL) OF THE BASHKIR LANGUAGE

Suleymanova L.R., Suleymanov F.M.

Sibay Institute (branch) of the Ufa University of Science and Technology

The article conducts an ethnolinguistic study of the thematic group of vocabulary of the Bashkir language ultereY'to kill', which represents a significant aspect of the national picture of the world. This thematic group is included in the funeral and memorial ritual vocabulary and requires a comprehensive study at the intersection of linguistic, ethnographic, and folklore disciplines, which is facilitated by the ethnolinguistic direction in linguistics.

Purpose of the work: to identify and conduct an ethnolinguistic analysis of the thematic group of vocabulary of the Bashkir language ul-tereY 'to kill' and determine the meaning in the system of the Bashkir national picture of the world. Research materials: the sources were data from linguistic dictionaries of the Bashkir language, information from informants, texts of Bashkir folklore, as well as historical and ethnographic materials related to the thematic group under study. Results. An ethnolinguistic analysis of the thematic group of vocabulary of the Bashkir language ultereY 'to kill' shows that changes in

СЭ

о

CO

-a

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ritual occurring in connection with the establishment of a new world-view do not lead to the disappearance of ritual vocabulary and phraseology from the language; its vocabulary wealth adapts to new religious orders and continues to function in the system rite.

Keywords: Bashkir language, ethnolinguistic research, funeral and memorial rites, thematic group.

References

1. Bagautdinova M.I. Bashkir-Russian dictionary of ethnocultural vocabulary. - Ufa: Bashkortostan "Kitap", 2003. -136 p.

2. Bashkir folk art: volume 5. Historical epics, tales. - Ufa: Kitap, 2000. - 392 p. (in head language).

3. Bashkir folk art: Ritual folklore. - Ufa: Kitap, 1995. -558 p. (in head language).

4. Bashkir folk art: Traditions, legends. Second volume. - Ufa: "Kitap", 1997. - 440 p. (in head language).

5. Bashkir folk epic. Main editorial office of oriental literature of the Nauka publishing house. - M., 1977. -519 p.

6. Veletskaya N.N. Forms of transformation of pagan symbols in the Old Believer tradition // Traditional rituals and art of the Russian and indigenous peoples of Siberia / L.M. Rusakova, N.A. Minenko. - Novosibirsk, 1987. - 192 p.

7. Galiev A.A. Social relations of Kazakhs through the prism of myth and ritual // Oriental studies in Bashkortostan: History. Culture. - Ufa, 1992. - P. 38-40.

8. Kuchumov I.V. Mountain in the traditional worldview of the Bashkirs // Ethnological studies in Bashkortostan. - Ufa, 1994. -P. 101-108.

9. Lepekhin I.I. Daily records of travel in different provinces of the Russian state in 1770 - St. Petersburg, 1802. II ed. -WITH. 7078.

10. Mazhitov N.A., Sultanova A.N. History of Bashkortostan from ancient times to the 16th century. - Ufa: "Kitap", 1994. - 360 p.: ill.

11. Mukhtarov N.G. The death penalty in the customary law of the Bashkirs//Vatandash. - 2001. - No. 10. - P. 129-131.

12. Ozhegov S.I., Shvedova N. Yu. Explanatory dictionary of the Russian language/Russian Academy of Sciences. Institute of Russian Language named after. V.V. Vinogradova. - 4th ed., supplemented. - M.: LLC "ITI Technologies", 2007. - 944 p.

13. Suleymanov F.M. TYH^raYep SawK howr how: URMAN TYHHHYePe TAPI/IXbi /F. M. Suleymanov, A. Sh. Yarmullin. -Ufa: PC "Prokopiy", 2022. - 471 p. (in Bashkortostan and Russian).

14. Suleymanova L.R. Thematic group 'untimely death' in the Bashkir language / L.R. Suleymanova//Theoretical and applied problems of modern science and education: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Kursk, May 24, 2021. Volume 1. - Kursk: Individual entrepreneur Beskrovny Alexander Vasilievich, 2021. - P. 391-395.

15. Sultangareeva R.A. Family and everyday ritual folklore of the Bashkir people. - Ufa: Gilem, 1998. - 243 p.

16. Tolstaya S.M. Terminology of rituals and beliefs as a source of reconstructions of ancient spiritual culture//Slavic and Balkan folklore: Reconstructions of ancient Slavic culture: sources and methods. - M., 1989. - P. 215-229.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Tolstoy N.I. Some problems and prospects of Slavic and general ethnolinguistics//Izvestia of the USSR Academy of Sciences -Series literature and language. - 1982. - T.41. No. 5. - P. 397405.

18. Khadyeva R.N. Ethnolinguistic dictionary of the Bashkir language. - Ufa: Kitap, 2002. - 176 p. (in head language).

o d

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.