Научная статья на тему 'Этнокультурный аспект развития творческости студентов'

Этнокультурный аспект развития творческости студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / СПОСОБНОСТЬ / ABILITY / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / CREATIVE POTENTIAL / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ОБУЧЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО / ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА / METAL TREATMENT / ВООБРАЖЕНИЕ / IMAGINATION / МЫШЛЕНИЕ / THINKING / НАВЫК / SKILL / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / INDIVIDUALITY / JEWELLER'S WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова У. Ф.

В статье рассматривается роль традиционной технологии обработки драгоценных металлов в развитии творческих способностей студентов. Рассмотрены этапы развития и сущность творческости личности через исторические традиции с целью подготовки компетентного специалиста ювелирного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the role of the traditional precious metals treatment techniques in developing students creative abilities. The author discusses the development stages and the essence of creativity through the historical traditions in order to train competent jewellers.

Текст научной работы на тему «Этнокультурный аспект развития творческости студентов»

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОСТИ СТУДЕНТОВ

У. Ф. Егорова

Аннотация. В статье рассматривается роль традиционной технологии обработки драгоценных металлов в развитии творческих способностей студентов. Рассмотрены этапы развития и сущность творческости личности через исторические традиции с целью подготовки компетентного специалиста ювелирного дела.

Ключевые слова: творческость, творчество, способность, творческий потенциал, воспитание, обучение, личность, мотивация, традиция, ювелирное дело, обработка металла, воображение, мышление, навык, саморазвитие.

Summary. The article examines the role of the traditional precious metals treatment techniques in developing students' creative abilities. The author discusses the development stages and the essence of creativity through the historical traditions in order to train competent jewellers.

Keywords: creativity, ability, creative potential, education, individuality, motivation, tradition, jeweller's work,, metal treatment, imagination, thinking, skill, self-development.

58

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что ее вполне реально можно отнести к «проблемам века». Этой проблемой уже несколько десятков лет занимаются как западные, так и российские педагоги и психологи. Вплоть до середины прошлого столетия творчество отождествлялось с интеллектом, и после того как была выдвинута идея о том, что творчество по своей природе характерно как многомерное явление, включающее как интеллектуальные, так и неинтеллектуальные (личностные, социальные) факторы, значительно возросло количество экспериментальных исследований творчества.

В современных психолого-педагогических исследованиях понятие творчества тесно связано с термином «твор-

ческость». По мнению К. Роджерса, «Творческость есть способность обнаруживать новые решения проблем, или обнаружение новых способов выражения; привнесение в жизнь чего-то нового для индивида». Творческость присуща каждому человеку. Он наглядно сравнивает творческость человека с целебной силой в актуализации себя, со стремлением реализовать то, что заложено в его потенциале.

Если рассматривать творческость как способность, то она становится универсальным источником энергии, который имеет свою определенную силу и потенциал. Для соприкосновения со своей творческостью человек использует различные средства, которые могут быть положительными (любовь к искусству) и отрицательными (алкоголь, нар

ф

Содержание и технологии образования

котики). Однажды испытав творче-скость, человек уже не сможет жить без этого. Творческость есть наша сущность, наша жизненность. Если перекрыть этот процесс или наложить на него ограничения, человек заболевает, становится напряженным, тупеет [1, с.10].

Как видно, творческость рассматривается некоторыми исследователями в более широком смысле - одной из жизненно важных факторов. Но в данной статье понятие «творческость» мы используем как развитие творчески активной позиции личности, приносящей человеку социальный успех, при котором последний зависит от умения найти успешное разрешение проблемных ситуаций. Этому должно содействовать современное образование. На наш взгляд, это очень важный момент в воспитании и обучении студентов.

На основании изучения работ исследователей в области педагогики и психологии можно выделить следующие особенности творческости как черты личности:

• активизация самовыражения;

• самопродвижение индивида в своем развитии;

• реализация творческого потенциала.

Таким образом, творческость рассматривается как источник, существующий в каждом человеке, развивающийся у каждого по-разному и протекающий как жизненный процесс. Обнаружение нашей собственной твор-ческости делает нас сопричастными с единством универсума, или с универсальным источником энергии.

Анализ существующих психолого-педагогических теорий и практик показал, что в процессе профессиональной подготовки не в достаточной степени происходит развитие творческо-

сти будущих специалистов. Согласно новой Концепции создания и развития Северо-Восточного федерального университета: «...в XXIвеке образование, навыки и умения, личностные качества кадрового персонала предприятий станут самым главным ресурсом» [2].

Главной задачей нашего исследования является развитие творческо-сти студентов средствами традиционной технологии обработки драгоценных металлов.

В отечественной педагогике имеется немало исследований, которые обращены к идее обучения на традициях и достижениях народного творчества, на его богатом нравственном потенциале [3, с. 34], позволяющим детям вырастать «из собственных корней».

Мы определяем традицию как внутренний механизм ее существования, как динамический, саморазвивающийся процесс передачи духовных ценностей и нормативов от поколения к поколению. Само слово «традиция» означает «передача». В данном случае внедрение в учебный процесс традиционных технологий обработки драгоценных металлов - это передача технико-технологических традиций молодому поколению. Понятия «техника», «технология» рассматриваются нами как совокупность приемов, применяемых в традиционной технологии обработки металлов, мастерстве [4, с. 212].

История ювелирного дела - это история изобретательства. Опираясь на подсказки природы, люди изобрели и стали совершенствовать инструменты, приемы и способы обработки драгоценных металлов, а также декорирование ювелирных изделий художественной обработкой. Начиная с XIX в. о мастерстве якутских серебряников, об их изделиях в литературе сохрани-

59

3 / 2010

Преподаватель XXI

лись отрывочные сведения. Это подтверждается тем, что мастерство обработки драгоценных металлов, используемых для изготовления ювелирных изделий, держали в секрете. В результате ювелирное дело стало наследственным занятием. Мастера-серебряники всегда пользовались особым почитанием народа [5, с. 390].

Якутские мастера увлекались обработкой драгоценных металлов до такой степени, что начинался так называемой «период инкубации», возможный благодаря связи ювелирного дела с Великим Кудай Бахсы. Поэтому старались переключаться с бытовых проблем на занятие только творением ювелирного изделия [6, с. 34].

Для якутских мастеров технология обработки металлов имела значение не только сама по себе, но и для преобразования внутреннего мира человека, который в свою очередь направляет, регулирует и активизирует деятельность. От уровня напряженности деятельности растет духовное богатство, развивается индивидуальность. Творческость появляется только тогда, когда человек отно-60 сится к своей деятельности с любовью, интересом, видит в ней полезность, красоту, оригинальность и необходимость того, что делает. Поэтому нами изучены и обобщены наиболее эффективные методы и способы технологии традиционной обработки драгоценных металлов, которые могут использоваться в обучении студентов на занятиях по спецдисциплинам [7, с. 65]. В качестве примера приведем занятие по декоративной обработке металла. Для декоративной обработки основой замысла является ведущий образ будущего изделия. Этот образ в процессе творческого подхода постепенно конкретизируется, обрабатывается, уточняется, максимально приближа-

ясь к основной цели деятельности. На занятиях по дисциплине «Декоративная обработка ювелирных изделий» у студентов развиваются такие способности и качества как любовь к красивым вещам, художественное чутье, образное мышление, творческое воображение, эмоциональное отношение к деятельности и т.д. Образное мышление должно быть активным и регулируемым процессом, в ходе которого происходит преобразование поступающей информации, сравнение ее с эталонами, извлекаемыми из памяти.

Студенты не только должны знать различные виды традиционной обработки металла, но и должны правильно их использовать в тех или иных проблемных ситуациях. При этом студенты реализуют собственную индивидуальность путем адекватного выбора способа исполнения в обработке металлов. В этом случае применение различных способностей у студентов проявляется неодинаково. Одни, встретившись с новой ситуацией, ищут в памяти что-то привычное, другие - совершенно новое решение [8, с. 85].

Мы выделяем следующие особенности традиционной технологии обработки металлов как средства развития творческости студентов:

• целостное представление о традиционных технологиях обработки драгоценных металлов;

• представление о взаимозависимости исторического, культурного, личностного и творческого развития, об интеллектуально-духовном развитии личности, о профессиональной деятельности;

• понимание необходимости обладания творческими способностями, а также технологиями обработки драгоценных металлов;

ф

Cодержание и технологии образования

• способность анализировать и оценивать собственные предпринимательские, интеллектуальные и творческие возможности и добиваться лучшего результата в практической деятельности в условиях творческой конкуренции.

На основе анализа исторического развития ювелирного дела якутов, мы выводим термин «этнотехническое творчество» как элемент развития профессиональной творческой способности (творческости) студентов.

Этнотехническое творчество — это не феномен или структура сознания, а жизненно-бытийное, то есть онтологическое отношение, связывающее человека с миром творчества, и оно соответствует трем видам творческой способности (качества творческой личности) - умственной,, эмоциональной и волевой, - проявляющимся в творческом самовыражении личности. Понятие этнотехническое творчество в деятельности молодого специалиста объемно и многогранно. Недостаточно сказать лишь о том, что оно определяется творческой способностью личности молодого специалиста, его творческой активностью, навыками творчества, то есть параметрами его творческого потенциала. Оно определяется также его темпераментом, характером, волей и другими особенностями его личности.

Этнотехническое творчество - непрерывное движение. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, этноментальность, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения.

Система приемов, методов, содержания обучения и воспитания, морально-этических и эстетических воззрений на исконные ценности, вырабо-

танная на протяжении развития ювелирного дела, предназначенная для целенаправленного воспроизводства знаний, умений, навыков, качеств личности, ценных для изготовления ювелирных изделий требует этнотехниче-ской творческой мотивации:

• мотивация процессуально-содержательная - мотивы, связанные с творческим процессом и содержанием учения;

• мотивация саморазвития - стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию, реализация технологических способностей и потенциал студента [8, с. 96];

• мотивация достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в ювелирной деятельности, оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить.

Из вышесказанного становится очевидным, что данные мотивации становятся одним из главных факторов развития творческости личности. В этно-техническом творчестве интеллектуальные качества людей играют значительную роль. По мере развития технологий ювелирного дела якуты начали подходить к технологии обработки металлов с особым творческим мышлением, которое позволяет приспосабливаться к изменениям жизненных ситуаций, оставляя лучшее, перенимая главное. Уровень и совершенство технологии обработки металлов в воплощении замысла конкретного ювелирного изделия является одним из факторов, влияющих на качество окончательного результата. Например, якутские мастера изготавливали отличного качества ажурные изделия, технологический процесс литья которых имеет определенные сложности. Литье драгоценных металлов требует прежде всего боль-

61

3 / 2010

Преподаватель XXI

62

ших теоретических знаний о составе, свойстве используемых металлов.

Мы полагаем, что знание и использование средств традиционных технологий обработки драгоценных металлов приводит к многостороннему, широкому технико-технологическому, инструментальному знанию человека, начиная от идей и кончая готовым изделием. С одной стороны, студент должен овладеть общими технологическими знаниями, с другой - специальными знаниями, умениями, навыками и методами их использования в практической деятельности. При этом развивается творческая позиция личности, то есть творческость.

В историческом ракурсе мы можем выделить следующие этапы развития творческости студентов в этно-техническом творчестве.

1. Этап подготовительный: включает в себя подготовительный период в жизни человека, когда он развивает свои идеи, накапливает традиционные знания и навыки обработки драгоценных металлов, необходимые для теоретической и практической реализации.

2. Этап инкубационный: включает в себя бессознательную работу над решением задачи, когда человек забывает старые и безуспешные

способы ее решения, то есть в процессе решения задачи может происходить реорганизация материала. Инкубация часто приводит к просветлению. Творческая личность может неожиданно почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы

идеи вдруг встают на место. Вслед за радостным возбуждением наступает время проверить новую идею.

3. Этап проверочный: включает в себя проверку творческого продукта, его доработку и воплощение.

Стало быть, общая схема специфики этнотехнического творчества может выглядеть так, как она представлена на рисунке.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Роджерс К. Р. Становление личности. -М.: Прогресс, 1994. Концепция создания и развития Северо-Восточного федерального университета [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.usy.ru. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1955. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Изд-во Дрофа, 1993. Серошевский В. Л. Якуты. - СПб., 1896. Урастыров К. Тойон Дьа5арыма буха-тыыр. - Якутскай, 1959. Егорова У. Ф., Москвитина Л. В. Декоративная обработка ювелирных изделий: Эл. уч. пособие. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2009.

Маслоу А. Мотивация и личность. -СПб.: Евразия, 1999. ■

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Этнотехническое творчество

I

Волевое Эмоциональное Умственное

Способности

Технология

Новизна

Достижения

Саморазвитие

Процессуально-содержательная

Мотивация

Проверочный Инкубационный Подготовительный

Этапы

Рис. Специфика этнотехнического творчества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.