Научная статья на тему 'Национальная идея и русский язык'

Национальная идея и русский язык Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
997
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ / НАЦИЯ / ЭТНОС / THE RUSSIAN LANGUAGE / NATIONAL IDEA / RUSSIAN STATE / NATIONAL VALUE / NATION / ETHNIC ENTITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Химик Василий Васильевич

В статье рассматриваются и связываются две актуальные гуманитарные проблемы современной России: национальная идея и состояние русского языка. Национальной идеей в новых условиях может и должно быть возвышение русского языка, который обеспечивает смыслообразующее, коммуникационное и культурное единство конгломерата народов России. Однако такому возвышению серьезно препятствует состояние живой русской речи, навязывание плохого языкового вкуса средствами масс-медиа и влиянием чиновничества, не продуманная языковая политика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The National Idea and the Russian Language

The article considers and connects two pressing problems for the humanities in modern Russia: national idea and the current state of the Russian language. Under the circumstances of today national idea may and should be found in the elevation of the Russian language that guarantees the semantic, communicative and cultural unity of the Russia peoples' conglomeration. However, a significant obstacle for this elevation is the state of Russian everyday speech, bad taste for language that is instilled by mass media and the officials, deficient linguistic policy.

Текст научной работы на тему «Национальная идея и русский язык»

УДК 745/749

ПРИЕМЫ ТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ В РУЧНОМ ИЗГОТОВЛЕНИИ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ

У.Ф.Егорова

Аннотация

В статье рассматривается ремесло мастеров-серебряников тюркских народов, где особое внимание уделяется исчезающим приемам традиционной технологии обработки драгоценных металлов и их применению в современных условиях.

Ключевые слова

литье металла; пайка; флюс; опока; древесный уголь; копоть огня; окисление металла; плавка металла; припой; ювелирное украшение; мастерство; драгоценный металл

RECEPTIONS OF TRADITIONAL TECHNOLOGY OF PROCESSING OF PRECIOUS METALS IN MANUAL MANUFACTURING OF JEWELS

U.F. Egorova Annotation

The article examines the craft of master silversmiths of the Turkic peoples, with special attention given to endangered traditional methods of processing technology of precious metals and their application to modern conditions.

Keywords

metal casting; soldering; flux; flask; charcoal; soot-fire; the oxidation of the metal; melting metal; solder; jewelry; art; precious metal

Народные традиции и обычаи занимают особое место среди факторов, существенно влияющих на формирование личности. Они аккумулируют богатый нравственный опыт народа, осуществляют преемственность его духовной культуры, являются важнейшими компонентами окружающей социально-экономической среды. Свои знания и умения, обычаи и традиции, народы стремились и стремятся разумно использовать в своем деле и жизни.

Ювелирное искусство тюркских народов связано с местным бытом и с формированием среды обитания определенного этноса. У тюрков художественное ремесло, связанное с обработкой драгоценных металлов, имеет древние корни. Веками складывались и совершенствовались традиции ювелирного ремесла народов. Среди тюркских серебряников было немало прославленных мастеров, которые пользовались особым почитанием у народа, имели привилегии и права в обществе, а также были известны далеко за пределами родных мест [7]. Опираясь на подсказки природы, они изобретали и совершенствовали приемы и методы традиционной технологии, увлекались обработкой металлов до такой степени, что впадали в так называемой «период инкубации», тем самым переключались от бытовых проблем и занимались только изготовлением ювелирных изделий. Всей душой проникали они в технологический процесс, почитая и поклоняясь покровителям божественных предков: якуты - Великому Кудай Бахсы, татары - Мухсин-бин Осману и др. [3, 2].

Ювелирное дело было наследственным занятием, оно переходило от отца к сыну. Отмечались даже отдельные роды потомственных ювелиров, с незапамятных времен занимающихся своим ремеслом. Секреты мастерства не разглашались, именно поэтому не сохранились, исчезли некоторые технологические приемы обработки драгоценных металлов, например, выемчатая эмаль, инкрустация, амальгамирование, серебрение, и т.д. [4, 8].

В нашем исследовании мы выделяем наиболее эффективные приемы и методы традиционной технологии обработки драгоценных металлов, которые могут использоваться в современных условиях в ручном изготовлении ювелирных изделий:

- литье в земляные формы;

- использование древесного угля при плавке металла и пайке изделий;

- использование копоти открытого огня;

- использование жидкой пасты флюса на натуральной основе.

Литье в земляные формы. В современных условиях литье ювелирных изделий производится в специальных плавильных печах, в центробежных литейных машинах. Что делать, если в небольших ювелирных мастерских нет возможности приобретения и установки оборудования? Тогда стоит остановиться на традиционных методах литья. Литье в земляные формы очень практично и удобно, если отливаются изделия и их детали из небольшого количества драгоценных металлов. В прошлом этот способ литья успешно применялся, в том числе и для получения очень сложных изделий целиком.

Технология литья в земляные формы заключается в том, что нужно изготовить опоки, представляющие собой две прямоугольные рамки из стали или легких металлов,

точно подогнанные одна к другой. Для точной фиксации обеих частей направляющие штифты одной опоки входили в отверстия другой. В одном конце опок должна быть литниковая воронка для литья расплавленного металла.

При заполнении опок большое внимание уделяется формовочной земле. Сухую землю просеивают через сито, добавляют воду, тщательно перемешивают, пока она не станет вязкой и пластичной. Из этой массы скатывают (для пробы) небольшие шарики, затем подбрасывают их вверх и ловят: если они при этом не распадаются, то, значит, формовочная земля хорошая [1]. Кроме земли старинные серебряники использовали тщательно выбранную опочную глину, которая имела очень мелкую структуру [4].

Технологический прием изготовления формы заключался в том, что нижнюю половину опоки ставили на основание (для основания применялась обычно гладкая деревянная доска) и заполняли густо замешанной опочной глиной, которую тщательно выравнивали. Затем в нее вдавливали модель будущего изделия, но так, чтобы половина ее оставалась на поверхности. Далее, после обрызгивания водой, модель посыпали мелко истолченным древесным углем. После этого наполненную глиной верхнюю рамку, не отделяя от основания, клали на нижнюю. И, наконец, обе рамки прижимали друг к другу зажимом. В дальнейшем опочную землю с моделью сушили на огне до полного ее затвердения. Затем вынимали модель и делали на затвердевшей опочной глине бороздку, соединяющую отпечаток модели с наружным отверстием для литья. Литье производилось из тигля через глиняную воронку. Отлитое изделие вынимали из формы после того, как оно достаточно остыло. Неровности и швы устраняли напильниками [3].

Данный старинный метод литья в земляные формы имеет следующие особенности:

- литье целостной отливки, т.е. отпадает надобность в пайке;

- получение максимально идентичной отливки;

- отливка производится для изделий любой сложности;

- многоразовое использование формы;

- отходы и потери металла - незначительные.

Использование древесного угля при плавке металла и пайке изделий. Сейчас широко применяются плавильные чаши, изготовленные из жирной глины, не содержащей железа и извести, с добавками песка и шамотной муки, чтобы не растрескивались и не давали усадки. Для прочности внутреннюю часть чаши покрывают глазурью из буры. Недостатками являются, во-первых то, что к глазури прилипают частицы драгоценного металла и, во-вторых - медленный нагрев чашек в процессе плавки металла. При этом происходит распространение большего количества тепла открытого огня горелки в

окружающую среду и, соответственно, плавка металла происходит достаточно долго, а это приводит к потере свойств и качеств драгоценного металла.

Для предотвращения отмеченных недостатков идеально подходит использование древесного угля. Древесный уголь является и жаропрочным, и уникальным теплоизоляционным материалом, который обеспечивает быстроту плавки металла, а, следовательно и качество за счет уменьшения времени окисления металла в процессе плавки [6]. Изготовление чаши из древесного угля для плавки металла не занимает много времени, т.к. он является мягким материалом и хорошо обрабатывается. Причем, такие чаши допускают многоразовое применение и очень удобны. Главное, после плавки металла горячие древесные чаши сразу нужно поместить в специальные емкости с крышками, куда нет доступа кислорода, во избежание дальнейшего сгорания угля.

Древесный уголь с таким же успехом используется в пайке ювелирных изделий в качестве подкладки, где на нем размещаются спаиваемые детали. Обычно это прямоугольный брусок древесного угля без сучков. Качество и быстрота процесса пайки изделия гарантируется.

Использование копоти открытого огня. При термической обработке на поверхности большинства металлов образуется окисная пленка. Для защиты металла от окисления ювелиры используют флюс, состоящий из буры и борной кислоты, который при сильном нагревании превращается в подобие глазури. Флюсы могут разрушаться под действием света, поэтому их следует хранить в светонепроницаемых сосудах, а на рабочем месте держать только необходимое количество. Частое офлюсовывание способствует образованию зеленого налета, что приводит к значительным потерям времени и материала. Приготовление флюса, правильный расчет соотношения его компонентов, нагревание приготовленного раствора, постоянное его обновление и т.д. -все это требует значительных временных затрат.

Мастера традиционной технологии обработки металла в качестве флюса использовали копоть открытого огня (костра). Копоть огня образует прекрасный защитный слой от окисления при термической обработке металла. При нагреве, например, серебра, копоть черного цвета ложится тонким слоем на металл. Для этого используются горелки (газовые, бензиновые): их внешний светлый конус факела является источником для получения копоти. Главное, обратить внимание на подачу небольшого количества воздуха, в результате которой образуется направленное мягкое шумящее пламя. Использование данного приема очень удобно, быстро обеспечивается высокое качество исполнения [4].

Использование жидкой пасты флюса на натуральной основе. Большой интерес представляет специальная паста, так называемый «отстой березы», которая использовалась в декоративно-прикладном искусстве башкир при пайке ювелирных изделий. Для приготовления пасты делают сгусток из березовой золы и, дав ему отстояться, переливают в чистый чугунный или эмалированный сосуд, который ставят на огонь и медленно выпаривают воду. Оставшийся на дне осадок соскабливают и смешивают с солью и бурой (три части осадка, одна часть соли и одна часть буры), добавляют немного воды и варят на огне до получения чистой желтой пасты флюса. Такой состав пасты использовался даже для очень тонких ювелирных украшений, как филигранные и не вреден для здоровья человека [6].

Таким образом, выше рассмотренные наиболее эффективные приемы традиционной технологии обработки драгоценных металлов могут широко применяться в ручном изготовлении ювелирных изделий в современных условиях. Данные методы очень просты в использовании, они вполне оправдывают, а в некоторых случаях даже лучше проявляют себя в обработке металла. История традиционной технологии обработки металла тюркских народов - это история изобретательства. Изобретение нового в изготовлении ювелирных изделий, а также сочетание традиционных и современных технологий обработки драгоценных металлов, является существенным фактором для развития и повышения мастерства ювелира.

Библиографический список

1. Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела. - «Соло», Санкт-Петебург, 2000.- 528 с.

2. Валеева-Сулейманова,Г.Ф., Шагеева,Р.Г. Декоративно-прикладное искусство казанских татар. М.:Изд-во «Советский художник».1990.-115 с.

3. Зыков, Ф.М. Эволюция ювелирных украшений якутов./Ф.М. Зыков.// Всесоюз. сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований, 1976-1979 гг.: Тез. докл. - Уфа, 1980. - 182 с.

4. Зыков, Ф.М. Ювелирные изделия якутов./Ф.М. Зыков/. Науч.ред. И.А. Потапов. - Якутск: Кн. изд-во, 1976. - 245 с.

5. Маак Р.К. Вилюйский округ. - 2-ое изд., - М.: «Яна», 1994. - 592 с.

6. Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа. 1964.- 255с.

7. Серошевский, В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. - Т.2-е изд., - М., 1993. - 736 с.

Сведения об авторе

Егорова Ульяна Федоровна

Место работы и должность: кафедра технологии обработки драгоценных камней и металлов Физико-технического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова, старший преподаватель

Рабочий адрес и телефон: 677015, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Пионерская, 34/1, кв.7, телефон: 89142332437 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.