У. Ф. Егорова
(Якутск)
этнокультурный аспект развития творческих способностей
СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЮВЕЛИРНОГО ДЕЛА
Статья рассматривает проблему развития «творческости» студентов технического образования. На основе культурно-исторических традиций разработана специфика этнотехнического творчества.
Феномен творчества, развитие творческой личности, формирование условий, при которых протекают творческие процессы, - насущные проблемы психолого-педагогической теории и практики. Проблема творческого развития личности в настоящее время приобретает все большую актуальность, поскольку эффективность будущей профессиональной деятельности студента зависит не только от профессиональных умений и навыков, но и от уровня его профессионально-творческого развития. У большинства авторов в педагогической науке понятие «творчество» включает прежде всего представление о преобразующей деятельности, создании нового. Ключевым в любом определении является слово «новизна» [3].
Одной из важнейших задач единственной в России специальности «Технология обработки драгоценных камней и металлов» (261002] явилось развитие у студентов творческих способностей, которые нами рассматриваются не только как личностное качество, но и как необходимая профессиональная характеристика, позволяющая будущему специалисту адаптироваться в быстро меняющихся социально-экономических условиях. Профессионально-творческие способности как важнейшая характеристика творческой личности являются необходимым качеством специалиста XXI века.
Ювелирное искусство - это творческое дело. Поэтому будущие специалисты должны обладать деятельностными творческими способностями.
О мастерстве якутских серебряников, об их изделиях сохранились отрывочные сведения в литературе начиная с XIX века. Это объясняется тем, что мастерство обработки драгоценных металлов, используемых для изготовления ювелирных изделий, держали в сек-
рете. Несомненна исключительная ценность всех зафиксированных В. Л. Серошевским и
В. И. Ливадиным исторических сведений, касающихся описания ювелирной работы и декоративной обработки ювелирных украшений [7]. Значительный вклад в подробное описание технологических процессов внес исследователь Ф. М. Зыков [2].
Якутские мастера увлекались обработкой драгоценных металлов до такой степени, что у них начинался так называемый «период инкубации», то есть якуты в старину отключались от других бытовых проблем и занимались только творением ювелирных изделий. Они были всей душой заинтересованы в их изготовлении [10, с. 34]. Ювелирные изделия постоянно сопутствовали людям в их личной жизни и, таким образом, сильнее действовали на мысли и чувства, способствовали духовному обогащению и прививали вкус к прекрасному.
Сказанное выше дает нам право заключить, что технология обработки металлов имела значение для якутских мастеров - для преобразования внутреннего мира человека, который, в свою очередь, направляет, регулирует и активизирует деятельность. С течением времени ручное изготовление ювелирных изделий с использованием традиционных методов и способов обработки драгоценных металлов утрачивает свое значение, и ныне оно почти полностью вытеснено современными технологиями ювелирного производства. Поэтому мы должны возрождать традиционное мастерство, передавая его от поколения к поколению, сохраняя его основы в массовой практике.
В процессе учебных занятий студенты должны освоить не только различные виды традиционной обработки металла, но и правильно использовать их в тех или иных
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (25] 2010
121
проблемных ситуациях. Например, когда перед нами стоит выбор между современной или традиционной обработкой металла. При этом студенты реализуют собственную индивидуальность путем адекватного выбора способа выполнения задания. Применение различных своих способностей проявляется у них неодинаково: одни, встретившись с новой ситуацией, ищут в памяти что-то привычное, чтобы как-то справиться с ней, другие ищут совершенно новое решение [8, с. 121].
Учебный процесс по дисциплинам специализации сосредоточен на личностно-ориентированном обучении, на основе которого построено развитие творческих способностей, самостоятельности мышления студентов. Так, каждый случай обработки металла имеет свою специфическую особенность, требует особого индивидуального подхода к действиям студента.
Развитие творческих способностей в курсе «Декоративная обработка ювелирных изделий». Декоративная обработка - один из наиболее распространенных и доступных видов искусства. Это преобразованные художником в произведения искусств вещи, которые приобретают новые свойства, влияющие на настроение и эмоциональное состояние людей, формируют их вкус и эстетически воспитывают, развивают творческие способности личности. Освоение каждого нового технического приема декоративной обработки материала расширяет и обогащает изобразительный язык исполнителя, увеличивает арсенал творческого замысла, облегчает поиск наиболее выразительной и адекватной по содержанию художественной формы [1, с. 5]. Для декоративной обработки основой замысла является ведущий образ будущего изделия. Этот образ в процессе творческого подхода постепенно конкретизируется, обрабатывается, уточняется, максимально приближаясь к основной цели деятельности. На занятиях у студентов развиваются такие способности и качества личности, как любовь к красивым вещам, художественное чутье, образное мышление, творческое воображение, эмоциональное отношение к деятельности и т. д. Образное мышление должно быть активным и регулируемым процессом, в ходе которого происходит преобразование поступающей информации, сравнение ее с эталонами, извлекаемыми из памяти. М. А. Матюшкин отмечает, что «стремление к новизне в творчестве направ-
лено на новизну тех комбинаций, которые возникают на основе накопленных в памяти человека впечатлений и мыслей» [4, с. 145].
Таким образом, освоение студентами культуры обработки металлов может выступить средством развития творческих способностей, повышения уровня их познавательной деятельности, мотивации образования и духовной культуры.
Выделим следующие особенности средств развития творческих способностей студентов:
- целостное представление о традиционных и промышленных технологиях обработки драгоценных металлов;
- представление о взаимозависимости исторического, культурного, личностного и творческого развития личности;
- понимание необходимости обладания творческими способностями, а также технологиями обработки драгоценных металлов;
- способность анализировать и оценивать собственные предпринимательские, интеллектуальные и творческие возможности и добиваться лучшего результата в практической деятельности в условиях творческой конкуренции.
В результате анализа исторического развития ювелирного дела якутов мы выводим термин «этнотехническое творчество» как элемент развития профессиональной творческой способности («творческости») студента.
Этнотехническое творчество - это жизненно-бытийное, т.е. онтологическое отношение, связывающее человека с миром творчества, и оно соответствует трем видам творческих способностей (качеств творческой личности]: умственным, эмоциональным и волевым, проявляющимся в творческом самовыражении личности. Понятие «этнотехническое творчество» в деятельности молодого специалиста объемно и многогранно. Недостаточно сказать лишь о том, что оно определяется творческой способностью личности молодого специалиста, его творческой активностью, навыками творчества, т.е. параметрами его творческого потенциала. Оно определяется также его темпераментом, характером, волей и другими особенностями его личности.
Традиции творчества, сохранившиеся до настоящего времени, передающиеся из поколения в поколение, являются важным источником культуры любого народа, превращаясь в прочные нормы поведения. Этнотворче-ский процесс характеризуется именно такой
структурой, благодаря этому сохраняется традиционная технология обработки металла для изготовления ювелирных изделий. Эт-нотехническое творчество - непрерывное движение. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, этноментальность, этнотолерант-ность, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения.
Этнотехнический творческий потенциал как социально значимое качество человека является одной из важнейших характеристик личности как члена того или иного общества, творческой личности.
Система приемов, методов, содержания обучения и воспитания, морально-этических и эстетических воззрений на исконные ценности, выработанная на протяжении времени развития ювелирного дела, предназначенная для целенаправленного воспроизводства знаний, умений, навыков, качеств личности, ценных для изготовления ювелирного изделия, требует этнотехнической творческой мотивации.
Данная этнотехническая творческая мотивация означает профессиональную «творче-скость», талантливость к традиционной технологии обработки металлов. При решении педагогических задач важно не только то, что делает студент, но и зачем он это делает, что движет им, как он действует. Основываясь на данном определении, мы считаем эффективной следующую классификацию этнотехни-ческой творческой мотивации:
- мотивация процессуально-содержательная - мотивы, связанные с творческим процессом и содержанием учения. То есть данная мотивация определяет характер процесса общения между преподавателем и студентом в учебной деятельности. Побуждается интерес к творчеству, стремление овладевать знаниями, повышается интеллектуальная активность. Процесс творчества насыщен творческими приемами, способами и навыками технических средств и технологиями традиционной обработки драгоценных металлов;
- мотивация саморазвития - стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию, реализации технологических способностей и потенциала студента. Это важный мотив, который побуждает студентов много работать и развивать свое мастерство в обработке дра-
гоценных металлов. Это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность [3, с. 47].
- мотивация достижения - стремление достичь высоких результатов и мастерства в ювелирной деятельности. Оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.
Из вышесказанного становится очевидным, что данные мотивации входят в число главных факторов развития творческих способностей личности. Именно позиция педагога определяет эффективность иерархической структуры этнотехнической творческой мотивации.
В этнотехническом творчестве интеллектуальные качества личности играют значительную роль. По мере развития технологий ювелирного дела якуты творчески интеллектуально начали относиться к технологии обработки металлов, что позволяет им приспосабливаться к изменениям жизненных ситуаций, оставляя лучшее, перенимая главное, глубже осмысливая технологические процессы и творчески подходя к каждому ювелирному изделию.
Мы считаем необходимым знание средств традиционных технологий обработки драгоценных металлов, их использование приводит исполнителя к многостороннему, широкому технико-технологическому, инструментальному знанию, начиная от идей, кончая готовым изделием. С одной стороны, студент должен овладеть общими технологическими знаниями, с другой - специальными знаниями, умениями, навыками и методами их использования в практической деятельности. Это является одним из главных направлений его подготовки к будущей профессиональной деятельности. При этом развивается творческая позиция личности.
Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что внедрение в учебный процесс культурно-исторических традиционных технологий обработки драгоценных металлов содержит большие резервы для развития творческих способностей будущих инженеров-технологов ювелирного дела.
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (25) 2010
123
Литература
1. Егорова У. Ф, Москвитина Л. В. Декоративная обработка ювелирных изделий : электрон. учеб. пособие. -Якутск.: Изд-во ЯГУ. - 2009. - 110 с.
2. Зыков Ф. М. Ювелирные изделия якутов / науч. ред. И. А. Потапов. - Якутск: Кн. изд-во, 1976. - 196 с.
3. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999.
4. Матюшкин А. М. Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления / под. ред. А. М. Ма-тюшкина и др. - М.: Знание, 1973. - С. 145.
5. Рензулли Д. Модель обогащающего школьного обучения // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997.
6. Роджерс К. Р. Становление личности. - М.: Прогресс, 1994. -
С.10.
7. Серошевский В. Л. Якуты. - СПб., 1896.
8. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. -М.: Просвещение, 2000. - С. 118.
9. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение. -М.: Педагогика,1997. - С. 104.
10. Урастыров К. Тойон Дьагарыма бухатыыр (Могучий Дьа-гарыма : Якут. героич. эпос олонхо). - Якутск: Якутскай, 1932. -315 с.
--------^----------