НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2007, №3
УДК 378.6.026.9
Педагогические условия развития профессионально-творческих способностей студентов-технологов ювелирного дела
У.Ф. Егорова
Рассматриваются проблемы развития профессионалыю-творческих способностей студентов-технологов ювелирного дела, а также теоретические основы педагогических условий развития творческих способностей студентов-технологов. На основании опытно-экспериментальной работы сделана попытка систематизировать педагогические условия развития творческих способностей.
Problems of development of is professional-creative abilities of students-technologists of jeweller business are considered. Theoretical bases of pedagogical conditions of development of creative abilities of students-technologists are lifted. On the basis of skilled-experimental work attempt to systematize pedagogical conditions of development of creative abilities is made.
На современном этапе развития общества достаточно четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умением системно ставить и решать различные задачи. Проблема нашего исследования заключается в определении эффективного пути обеспечения высокого уровня развития профессионально-творческих способностей студентов по специальности «Технолог ия ювелирного дела» в условиях регионального образования. Развитие профессионально-творческих способностей студентов является одной из приоритетных задач современного высшег о профессионального образования.
Творческая деятельность рассматривается в наше время как один из важнейших факторов оптимизации обучения, способствующих повышению мотивации учения, реализации дифференцированного подхода к обучению, его индивидуализации и интенсификации, возрастанию эффективности самостоятельной работы и контроля за ней.
Творчество, как важнейший механизм приспособления, в более широком плане можно рассматривать не только как личностное качество, но и как необходимую профессиональную характеристику, позволяющую будущему специалисту адаптироваться в быстро меняющихся социально-экономических условиях. Следовательно, профессионально-творческие способно-
ЕГОРОВА Ульяна Федоровна - ассистент кафедры физического ф-та Физико-технического института ЯГУ. * Статья принята к печати 25 декабря 2006 г.
сти, как важнейшая характеристика творческой личности, являются необходимым качеством специалиста XXI в.
Успешность развития творческой способности в процессе профессионального образования во многом определяется уровнем сформированное™ основных компонентов творческого мышления в начале изучения курса «Технология ювелирного дела». В число компонентов входят: иметь способность к анализу, сравнению и выявлению противоречий; видеть любое ювелирное изделие в особом творческом пространстве; выстраивать алгоритм творческого действия и предъявлять в образно-графической форме. В связи с этим выбор оптимальных педагогических условий обучения, а также учета способностей студентов, сочетание методов и средств обучения, предложенных Ю.К. Бабанским, достаточно актуальны в новых условиях становления лично-стно-ориснтированной образовательной парадигмы, вариативности обучения, развивающих творческие способности студентов-ювелиров.
Проблемой развития творческих способностей занимались видные психологи и педагоги: Г.С. Альтшуллер, Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, М.М. Левина, П.И. Пидкасистый, C.JI. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Г.И. Щукина, B.C. Юркевич и др. Проблемы индивидуально-психологических особенностей личности в процессе развития творческого потенциала рассматривались в исследованиях J1.C. Выготского, И.С. Кона, Б.Т. Лихачева, Д.В. Ушакова, И.С. Якиманской и др.; теорию развития познавательной самостоятельности студентов изучали С.А. Днепров,
64
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2007. .N»3
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
С.Б. Елканов, H.H. Нрастов, Е.М. Зайко и др.; идею организации процесса формирования творческих способностей учащихся с позиций лично-стно-ориентированного - В.Л. Беликов, В.В. Сериков, В.Д. Шадриков, И.С Якиманская и др. Исследование существенным образом опирается на следующие современные теории: теорию формирования и всестороннего развития личности (Д.Б. Богоявленская, JI.C. Выготский, А.Н. Лук, Я.И. Пономарев, А.Т. Шумилин и др.), теорию развития творческих способностей студентов в нронсссс учебно-познавательной деятельности (Г.С. Альтшуллср, Д.П. Богоявленский, И.П. Волков, И.А. Зимняя, Р.Д. Левит, H.A. Менчинская, В.Г. Разумовский и др.). По мнению Е.С. Громова, В.А. Кан-Калика, М.М. Рубинштейна и др., творческому человеку присущи такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память, профессиональное творческое мышление, внутренняя мотивация на творческую деятельность, нетрадиционное личное мировоззрение, богатство фантазии и интуиции.
Развитие творческой личности возможно в случае создания определенных педагогических условий. По мнению Я.А. Пономарева, комплекс таких условий начинается с создания творческой среды. Нами определены ряд педагогических условий, создание которых, по нашему мнению, способствует профессионально-творческому развитию личности студента-технолога:
- гуманистическая ориентация, которая предполагает индивидуальные особенности обучаемых и стимулирование творческого саморазвития и самореализации;
- индивидуальный подход, который обеспечивает выявление и развитие творческой индивидуальности студента;
- самостоятельная творческая деятельность, формирующая навыки;
- исследовательская деятельность, обеспечивающая такие качества личности, как способность анализировать и развивать навыки творческого применения полученных знаний.
Педагогические условия проверены и подтверждены экспериментальным путем. Важным элементом организации проводившейся опытно-экспериментальной работы явилась разработка критериев оценки творчсскости, позволивших выявить уровень профессионально-творческого
развития студентов экспериментальной группы (ЭГ) и контрольной группы (КГ) на разных этапах эксперимента: эмоциональность; воображение (фантазия); способность импровизировать; нестандартный, оригинальный подход; профессиональная компетентность. Нами выделены три уровня развития творчсскости студентов (низкий, средний, высокий) и дана характеристика каждого уровня по критериям. Для выявления уровня творческого развития студсн-тов-тсхнологов ювелирного дела в соответствии с выделенными критериями была использована четырехбальная система оценки. Выбор уровня в ходе оценки осуществлялся в зависимости от того, в какой мере творческость студента соответствует тому или иному критерию. Низкому уровню развития творчсскости по критерию соответствовал 0 или 1 балл, среднему - 2, высокому - 3 балла. Он позволяет осуществить дифференцированный подход к оценке творчсскости студента-технолога, которая в ходе эксперимента оценивалась по каждому критерию, а затем выводилась суммарная оценка. На каждом этапе обучения нами зафиксированы изменения в профессионально-творческом развитии личности студентов.
Анализ результатов констатирующего обследования дал основание утверждать, что на начальном этапе эксперимента (2000/2001 уч. г.) статистически значимых различий в профессионально-творческом развитии личности студентов ЭГ и КГ' не наблюдалось. В начале курса обучения по специализации ювелирного дела уровень творчсскости был низким, ему соответствовало 72,5% студентов ЭГ и 68,5% студентов КГ, среднему - соответственно 12,5% и 11% испытуемых, студентов с высоким уровнем развития творчсскости не оказалось. В конце первого курса обучения в ЭГ наблюдались положительные изменения в эмоциональном развитии студентов и усвоении ими профессиональных знаний, но накопленный студентами первого курса обучения по ювелирному делу опыт художест-венно-творчсской деятельности не позволял говорить о развитом творческом воображении, способности к импровизации, нахождению оригинальных решений различных задач творческой работы.
В конце второго курса обучения по специализации были выявлены определенные различия в профессионально-творческом развитии студентов ЭГ" и КГ. К концу второго курса обучения в ЭГ студентов с низким уровнем творческого развития стало меньше (с 73,7 до 52,6%), со
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2007. №3 а Заказ »276
ЕГОРОВА
средним - больше (с 26,3 до 31,6%), с высоким -15,8%.
Анализ уровней развития творчсскости студентов в конце второго этапа эксперимента показал, что различия в результатах носят более выраженный характер. Количество студентов ЭГ с низким уровнем творческого развития к концу третьего курса обучения заметно уменьшилось и составило 11,5% от общего их числа, со средним - повысилось с 31,6 до 68,5%. Произошли также качественные изменения и в результатах студентов с высоким уровнем профессионально-творческого развития. Количество студентов, достигших высокого уровня творческости, увеличилось с 16 до 21% , что свидетельствует о
наметившейся положительной тенденции в их качественной подготовке. В КГ число студентов с низким уровнем творческости снизилось с 80,9 до 71,4%. Студентов со средним уровнем стало больше (23,8%). Так же, как и в ЭГ, в КГ определенная часть студентов достигла высокого уровня, но они составили лишь 4,8% от общего числа студентов КГ.
Анализ деятельности студентов на завершающем этапе опытно-экспериментальной работы показал, что студентов с низким уровнем творческого развития в конце эксперимента в ЭГ не было, число студентов, достигших среднего уровня, достигло 72,7% испытуемых, а высокого - 27,3% (рисунок).
в начале 1 в конце 1 в начале 2 в конце 2 в конце 3
курса курса курса курса курса Динамика индивидуальных уровней творческости студентов ЭГ на разных этапах экспериментальной работы
Результаты опытно-экспериментальных исследований показали, что выявленные педагогические условия для работы со студентами содержат большие резервы для их профессионально-творческого развития - будущих технологов ювелирного дела.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что развитие профессионально-творческих способностей студентов-ювелиров средствами традиционных технологий обработки драгоценных металлов будет более успешным, если: 1) оно протекает в рамках специально раз-
работанной личностно-деятельностной модели, состоящей из пяти взаимосвязанных педагогических компонентов: теоретико-методологического, нормативно-процессуального, методического, результативного и педагогических условий;
2) реализуется педагогическая модель развития творческих способностей, включающая в себя: создание специальной педагогической среды, основанной на творчестве студентов, ориентированном на раскрытие их личностного творческого потенциала.
66
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2007. №3