_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
как «со знанием народных художественных традиций в детей закладываются основы национального мышления, на базе которого формируется фундамент культуры нации» [3, с. 198].
Синкретический характер музыкально-песенного фольклора (единство музыкального, вокального, инструментального, драматического творчества) дает возможность внедрять различные формы и методы работы с детьми по освоению музыкально-песенных образцов (ролевые и музыкально-ритмические игры, игра на музыкальных и шумовых народных инструментах, освоение песенного репертуара и элементов народной хореографии, работа с аудио- и видеоматериалами, посещение концертов и мастер-классов); способствует формированию у детей необходимых певческих (вокального дыхания, звукообразования, резонирования, певческой орфоэпии, культуры и логики певческой речи) и художественно-творческих (интонационно-речевого и эмоционально-образного мышления; актерской и хореографической пластики) умений и навыков.
Следует отметить, что «наиболее благоприятной формой работы с детьми является "игра". Она дает возможность создать для детей условия психологического и эмоционального раскрепощения. Занятия становятся интересными и разнообразными, что увлекает детей и создает у них яркие впечатления и конкретные образные и музыкальные представления. Это позволяет быстрее и успешнее развивать музыкально-ритмические и вокальные навыки, воспитывать исполнительскую и артистическую свободу, творческую активность» [1, с. 4]. Основным дидактическим материалом (музыкальным, поэтическим, хореографически-пластическим, драматургическим) в этом творческом процессе выступают игровые, хороводные, плясовые народные песни; обрядовый и календарный музыкально-песенный фольклор. Это могут быть разыгрывание или реконструкция элементов народных гуляний и игр, какого-либо обряда или календарного праздника, ритуалов и других действ, бытовавших у какого-либо народа.
Таким образом, можно сделать вывод, что музыкальный фольклор является художественным, эстетическим и духовным национальным наследием, необходимым для народно-певческого воспитания подрастающего поколения.
Список использованной литературы:
1. Колесникова С. В. Формы и методы работы с детьми по развитию навыков народного пения // Учебно-творческая подготовка народного певца: учеб.-метод. разработка / авт.-сост. С. В. Колесникова. - Саранск, 2015.- С. 3-5.
2. Федонюк В. В. Детский голос: задачи и методы работы с ним / В. В. Федонюк. - Санкт-Петербург, 2003. - 64 с.
3. Шамина Л. В. Основы народно-певческой педагогики: учеб. пособие / Л. В. Шамина. - М., 2010. - 202 с.
© Колесникова С. В., 2016
УДК 745.5
Кулеева Л.М.
кандидат архитектуры, профессор кафедры Дизайна Казанский государственный архитектурно-строительного университет
г. Казань, Российская Федерация E-mail: [email protected] Шарина В.Е. студент-магистрант второго курса Казанский государственный архитектурно-строительного университет
г. Казань, российская Федерация E-mail: [email protected]
ТРАДИЦИОННЫЕ ЖЕНСКИЕ УКРАШЕНИЯ ИЗ МЕТАЛЛА В ЯКУТИИ
Аннотация
Вся история любого народа и этноса сокрыта в их традиционных ремеслах. В истории культуры якутов
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
ювелирное искусство занимает особое место. Как у других народов ювелирное дело вышло от кузнечного ремесла. Одним из главных достоянием якутской культуры является женские украшения. На сегодняшний день традиционный костюм якутов сохранил весьма архаичные виды металлических украшений, отличающихся сложной формой и своеобразной конструкцией. В настоящее время, как правило, не носят старинные украшения, за исключением отдельных видов. В основном бытуют несколько видоизмененные, осовремененные серебряные и золотые украшения в национальном стиле.
Ключевые слова
Ювелирные украшения, ювелирное дело, художественная обработка металла, развитие кузнечного и ювелирного ремесел в Якутии.
Традиционные ремесла были одной из главных составляющих жизни любого народа и этноса. Так же у якутского народа разнообразные художественные ремесла издавна занимали видное место. Художественно оформленные предметы быта, одежды, различные украшения составляли значительную часть якутского народного творчества. Руками мастеров и мастериц создавались разного рода изделия не только удобные для практического пользования, но и красивые по своей конструкции, форме, окраске, фактуре, нанесенному на них узору.
Традиционными ремеслами у якутов являются:
- художественная резьба по дереву;
- художественная обработка бересты;
- художественная резьба по кости;
- художественная обработка металла;
- ювелирное искусство;
- художественная обработка мягких материалов.[1, с. 32]
Но из всей массы ремесленников кузнецы выделялись как универсальные и самые профессионально квалифицированные мастера. Это было связано тем, что изделия из металла применялись абсолютно во всем и его очень высоко ценили.
Художественная обработка металла достигла у якутов значительного развития. В то время мастера обладали высокими техническими и технологическими знаниями. Профессия носила династический характер. Якутским ювелирам известны были почти все технические приемы ручной обработки драгоценного металла. Под влиянием городского ремесла мастера овладели секретами чернения, золочения, эмалирования. Несмотря на не совершенность инструментария, мастера-ювелиры умели изготовлять весьма разнообразные и высокохудожественные изделия, отвечающие эстетическим требованиям местного населения.[1, с. 8]
Разновидности женского украшения из металла. Ярким примером последовательности развития ювелирного искусства и разнообразности изделий являются традиционные женские украшения у якутов из металла. По предварительному подсчету якутские ювелиры умели делать из серебра около 40 различных предметов, а из золота - перстни, серьги и браслеты.
Якутские украшения представляли собой хорошо сформированный единый комплект, состоящий как из древних самобытных форм, так и из элементов, по своему происхождению относящихся к более позднему периоду. Таким образом, сохранив многие архаичные элементы, металлические украшения в XIX в. являлись характерным этническим признаком традиционного костюма якутов.
Рассмотрим классификацию традиционных женских украшений из металла.
Головные украшения.
Серьги (ытар^а) (рис.1.) - один из наиболее распространенных видов женских украшений, отличающийся разнообразием форм, техническими приемами изготовления и художественного оформления, которые достигались вариантами силуэта и орнамента. Якутские серьги в основном были трех видов: бусиные серьги (туорах ытар^а), серьги-колечки (келееске ытар^а), серьги с подвеской (тYгэхтээх ытар^а). Традиционные якутские серьги обычно делались из серебра, как и все украшения, обычно низкопробного. В отличии от среднеазиатских и других народов якутские традиционные серьги не имели вставок из цветных
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
и драгоценных камней, но украшались гравированными или штампованными орнаментами. А с половины XIX в. стали изготовлять золотые серьги.
Рисунок 1- Якутские серьги XIX века XX
1. Накосные украшения. У якутов косоплетки (баттах еруртэ), гребенки (киистэ), накосники (суhуох симэ^э) считались украшениями девочек, девушек и молодых женщин. Накосные украшения, бытовавшие у якутов, очень разнообразны, но непременные их детали: ровдужный ремешок, металлические бляшки различной формы, легкие трубочки, стеклярусы, бусы, кусочки цветной ткани.
1. Бастынга (бастыка). Это украшение в виде головного ободка (рис.2). С бастынги ниспадала целая система длинных цепочек из серебряных ажурных цепочек и пластинок, составляющих ее звенья, в весьма сложном и красивом узоре. Центральные ряды цепочек, опускаясь на грудь, оканчивались или большой круглой серебряной бляхой ^н (солнце), богато разрисованной гравированным или черненым орнаментом, или же серебряными шеркунцами и узорными подвесками. [3, с. 43]
Рисунок 2 - Бастынга (бастына)
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
I. Шейно-нагрудные украшения.
1. Гривны (кылдьыы). Шейные гривны - один из наиболее архаичных и устойчивых видов традиционных украшений якутов. В XIX в. шейные гривны - они были в виде ожерелья, и является составной частью женских украшений, к которой подвешивались передняя и задняя часть нагрудно-наспинного комплекта илин-кэлин кэбисэр.
2. Илин кэбисэр (илин кэбиhэр). (Рис. 3.) Одному наиболее древних самобытных женских украшений занимавших центральное место в их традиционном комплекте. Отличается монументальностью форм, сложной конструкцией и разнообразием видов. Илин кэбисэр состоит из гривны, центральной части -широкой системы цепей-подвесок, вплетенных вперемежку с цветными стеклярусами, бусами, и двух параллельно к ним опущенных боковых полос цепей. Центральная часть обычно состоит из двух деталей: 1) металлической (серебряной) пластинки прямоугольной или круглой формы, прикрепляемой ровдужными ремешками к передней части гривны. Пластинка обычно имеют богатый гравированный или прорезной орнамент. 2) серебряных цепей, ниспадающих от пластинки в несколько рядов, чередующихся различными формами мелких звеньев. Украшения оканчивается различными мелкими подвесками и пластинками. Две боковые узкие полоски цепей прикрепляются к задней части гривны и перебрасываются на грудь и параллельно располагаются в центральной части. Боковые полосы обычно длиннее, чем центральная часть. Боковые части состоят из нескольких рядов мелкого звенья.
Рисунок 3 - Илин кэбисэр тогда и сейча
3. Сюрэх (суррэХ)) (Рис.4.). К числу нагрудных украшений следует отнести своеобразное украшение сюрэх, которая в XIX в. органично вошло в традиционный комплект женских украшений.
Середина и вторая половина XIX в. - период массовой христианизации местного населения. Именно в это время широко распространяются нагрудные кресты якутской работы, получившие названия сюрэх, которая дословно переводится как «сердце».
Сюрэх обычно состоит из трех частей: 1) литого большого четырехконечного, а иногда и шестиконечного креста длиной от 6 до 10 см, выполненного строго каноническом стиле. 2) Ажурной пластинки по мотивам якутского орнамента, на которой держится сам крест при помощи специального шарнира. Это соединяющая деталь украшалась вычурной гравировкой и нередко увенчалась миниатюрной короной или куполком, по краям подвешивались мелкие подвески. 3) Длинной ажурной шейной цепи, оба конца которой соединялись к средней части украшения - фигурной пластинке.
4. Шейный браслет. Название этого вида женского украшения в литературе зафиксировано в нескольких вариантах: бе^ех, моой симэ^э, ^емэй симэ^э и хабар^а симэ^э. Он представляет собой пластинчатый ободок шириной 3-4 см, нижняя часть слегка расширена, концы завязаны ровдужными ремешками. Пространство между опоясками украшались несложным растительным и геометрическим орнаментом.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 2410-700Х
Рисунок 4 - Сюрэх (сYрэх)
5. Броши - фибулы. К нагрудным украшениям относятся броши- застежки, с помощью которого скрепляли грудной разрез женского платья. В музейных коллекциях встречается несколько их видов, различающихся как оп форме, так и по декору: круглые, с боковыми выступами; состоящию из двух или трех параллельно расположенных кружков; прямоугольные, слегка суженные в середине.
6. Уолук симэгэ (уолук симэгэ). Украшение уолук симэгэ служило одновременно и застежкой воротника и украшением, закрывающим разрез женского платья.[3]
II. Наспинные украшения.
1. Кэлин кэбисэр (кэлин кэбиhэр). Данное украшение состояло из двух частей. Первая часть была гривна, и к ней прикреплялся система из серебряных цепей и пластинок.[3]
III. Набедренные украшения.
1. Наборный пояс. Важным дополнением якутского традиционного костюма являются наборный пояс - комYC кур (серебряный пояс). Были характерны два вида пояса: широкие, обожженные четырехугольными пластинами и украшенными литыми фигурами, ажурными профилированными бляшками на узкой основе. Первый вид пояса сирэй кемюс кур (сирэй кемYC кур) или туорум кемюс кур (туорум кемYC кур) в основном известны, как женский пояс. Им опоясывали свои нарядные шубы богатые якутки.
2. Еттюк симэгэ (0ттYк симэгэ). Это дополнение костюма, представляющее собой набор различных подвесок декоративного и утилитарного назначения, носимое женщинами на поясе. Традиционными спутниками якутского набора пояса, как и у других народов, были: огниво (хатат), кремень (чокур), мешочек-трутница (кыалык), нож в ножнах (бьЛах). Обычай ношения на поясе такого набора, вероятно восходящий к культуре древних тюрок. [3, с.83]
2. Украшение для рук.
1. Браслеты - бв^вх - важная часть женского комплекта украшений, в основном однотипны, различаются лишь размерами, характером нанесенного орнамента и застежками.
Рисунок 5 - Именные кольца и современные кольца с модернизированной формой
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
2. Кольца- би^лэх ( Рис. 5.). В основном бытовали кольца двух видов: гладкие, отлитые из серебра и меди, различной ширины круглые или прямоугольные в сечении, и «печатки» - кольца со щитком, т.е. цельно отлитым утолщением на лицевой стороне.[3, с. 74]
V. Нашивные украшения.
1. Туосахта (myohaxma). Одно из наиболее архаичных и устойчивых украшений женского костюма -туосахта - круглая металлическая пластинка, пришиваемая на головном уборе.
2. Декоративные бляшки. Мелкие нашивные бляшки широко использовались в отделке верхней одежды и обуви. Декоративные штампованные бляшки изготовлялись из серебра, меди и латуни и бронзы, а также из их сплавов.
3. Металлические подвески. Бляхи. В эту группу украшений объединены различные по форме, характеру изготовления и назначения металлические подвески, кольца, фигурные бляхи и пластины, которые имели особое место в составе традиционных украшений.
4. Пуговицы (тимэх). К категории нашивных украшений можно отнести и серебряные пуговицы. По данным археологических раскопок в образцах верхних одежд XVIII в. вместо пуговиц они имели ровдужные вязки или металлические подвески в виде гирек, вдеваемых в кожаные петли. Круглые плоские пуговицы широко распространились в XIX в. Они обычно делались из меди или серебра, плоской чаще выпуклой формы, поверхность нередко орнаментировалась. Таким образом, металлические пуговицы кроме своих прямых назначений служили украшением одежды.[3, с.56]
Традиционная одежда якутов XIX - начала XX в. представляла собой единый многосоставный комплекс, в котором металлические украшения занимали особое место. Традиционный костюм якутов сохранил весьма архаичные виды металлических украшений, отличающихся сложной формой и своеобразной конструкцией. Вместе с тем появились новые нетрадиционные для якутов украшения, например женские нагрудные кресты и др. Обилие металлических украшений в XIX в. характеризует бурное развитие ремесла.
Если в XVIII в. серебряные украшения представлены весьма скромно и в небольшом количестве, то в XIX в. изделия из серебра, меди и различных сплавов отличаются большим обилием и разнообразием форм. Приведенные выше национальные названия якутских украшений указывают на их большое разнообразие.
Ювелирные украшения в современное время
В последнее время народными мастерами и умельцами изготавливаются разнообразные по характеру и художественному решению ювелирные изделия. Серебряные украшения и сегодня популярны среди якутов. Современный якутский наряд, как и в прошлом, невозможно представить без разнообразных украшений. Современные ювелирные изделия, выполненные на основе национальных традиций с учетом современной эстетики и дизайна, приобрели особую легкость и изящность форм, исчезли в них традиционные объемность и весомость.
На сегодняшний день современное производство ювелирного искусства развивается по трем направлениям:
- творчество народных мастеров, изделия, которых изготовляется в традиционной технике со строгим соблюдением старинных форм и декоративных элементов;
- современные украшения в национальном стиле с использованием новых мотивов;
- серийная продукция ювелирных заводов и цехов, украшения из драгоценных камней и самоцветов.
В настоящее время, как правило, не носят старинные украшения, за исключением отдельных видов. В
основном бытуют несколько видоизмененные, осовремененные серебряные и золотые украшения в национальном стиле. Изделия мастеров - ювелиров приобретает музейно-выставочный характер, предназначенный для показа в качестве экспоната. Появляется особая группа современных украшений концертно-сценической направленности из дешевых цветных металлосплавов. Так же, украшения можно отнести в группу сувенирного характера. Многие изделия в виде старинных вещей, которые использовались в старину, продаются, как сувениры.
Список использованной литературы: 1. Докторов, П.И. Ремесло и кустарное производство якутов (история и современность). Якутск, 1999. 164 с.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
2. Зыков, Ф.М. Ювелирные изделия якутов. Якутск, Кн. Изд-во, 1976. 64 с.
3. Саввинов, А.И. Традиционные металлические украшения якутов: XIX - начало XX века: (Историко-этнографическое исследование). - Новосибирск: Наука, 2001: 171 с.
© Кулеева Л.М., Шарина В.Е., 2016
УДК 5527
Пронская Яна Олеговна
магистратура 3 курс, Институт искусств, Московский государственный педагогический университет/МПГУ Научный консультант: Ткалич С. К. доктор педагогических наук,
академик РАЕ РФ. Москва Россия yana_pronskaya@mail. ru
ФИЛОСОФСКИЙ, ЭСТЕТИЧЕСКИЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ И МИРОТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНЦЕПТ-АРТА В СОЗДАНИИ ПЕРСОНАЖЕЙ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
Аннотация
В статье представлен авторский подход к осмыслению роли и функции концепт-арта в создании персонажей для компьютерной игры. Проведен обзорный анализ практик и опубликованных работ. На современном этапе важно сформировать новый взгляд на социальную, культурную, нравственную ценность компьютерной игры. Мы выдвигаем новый показатель: взаимосвязь персонажа с глубинными основами культурной, эстетической и миротворческой позиции авторов.
Ключевые слова
Концепт-арт; персонаж; компьютерная игра; креативный подход к созданию персонажа,
неформальная композиция.
Janа Pronskaa
graduate course 3, Art Institute of Moscow State Pedagogical University/ MPGU scientific consultant: Tkalich S.K, doctor of pedagogical sciences, academician of RAE.
Moscow Russia yana_pronskaya@mail .ru
PHILOSOPHICAL, AESTHETIC, EDUCATIONAL, AND PEACEKEEPING CAPACITIES OF THE CONCEPT ART IN CREATING CHARACTERS FOR VIDEO GAMES
Annotation
The article presents the author's approach to the understanding of the roles and functions of concept art in creating characters for the computer game. Conducted a review of practices and published works. At the present stage it is important to create a new perspective on the social, cultural value of computer games. We put forward a new indicator: interaction with the underlying foundations of cultural, aesthetic and peacekeeping positions of the authors.
Keywords
Concept art; character; computer game; creative approach to building character, an informal arrangement.
Актуальность технологии создания компьютерной игры отмечается сегодня практически всеми авторами педагогических пособий и статей. Однако отмечать - это не означает объяснить. Большое внимание