УДК 671.12
Д.А. Красильников
ст. преподаватель,
кафедра «Технология обработки драгоценных камней и металлов», ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова»
Н.Н. Романов
канд. пед. наук, доцент, кафедра «Технология обработки драгоценных камней и металлов», ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова»
М.А. Емельянова
канд. техн. наук, доцент, кафедра «Технология обработки драгоценных камней и металлов», ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова»
В.С. Дмитриева
канд. экон. наук, доцент, кафедра «Технология обработки драгоценных камней и металлов», ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова»
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТУ ЮВЕЛИРНОЙ И ГРАНИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Аннотация. В связи с развитием алмазогранильной отрасли в Республике Саха (Якутия) встал вопрос о подготовке специалистов гранильной и ювелирной промышленности с высшим образованием. Перед высшей школой встала задача открыть такую специальность, которая бы отвечала всем требованиям профессионального образования и решала кадровый вопрос не только алмазогранильной отрасли, но и всего алмазобриллиантового комплекса республики, в том числе и ювелирной промышленности. Такой специальностью стала специальность 261002 «Технология обработки драгоценных камней и металлов».
Ключевые слова: специалист, специальность, технология, ювелир, огранщик, навыки, умения, ювелирные изделия, огранка, драгоценные камни, драгоценные металлы.
D.A. Krasilnikov, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
N.N. Romanov, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
M.A. Emelyanovа, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
V.S. Dmitrieva, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
PROFESSIONAL REQUIREMENTS FOR PERSONNEL JEWELRY AND LAPIDARY INDUSTRY
Abstract. In connection with the development of diamond cutting industry in the Republic of Sakha (Yakutia), the question arose of training lapidary and jewelry industries with higher education. Before high school was a task to open a specialty that would meet all the requirements of the vocational education and solve personnel issue not only diamond cutting industry, but the entire Diamond industry complex in the Republic of Sakha, including jewelry. This special steel specialty 261002 «Technology of precious stones and metals».
Keywords: professional, specialty, technology, jewelry, lapidary, skills, abilities, jewelry, cut, precious stones and precious metals.
Создание в России новой высокотехнологичной и, надо отметить, финансово-ёмкой специальности по подготовке кадров для алмазообрабатывающей и ювелирной
промышленности является своевременной и вместе с тем налагает определенную ответственность за выпуск высококвалифицированных специалистов. Дело в том, что в технологию обработки драгоценных камней и металлов во всем мире ускоренными темпами внедряются новые более совершенные оборудования с компьютерными программами, позволяющие обрабатывать драгоценные камни и металлы в автоматическом режиме, поэтому к подготовке кадров мы должны предъявлять очень высокие требования. Современный специалист должен быть образован таким образом, что бы он разбирался в новейших технологиях обработки драгоценных камней и металлов.
Надо отметить, что созданная нами в Северо-Восточном федеральном университете (СВФУ) специальность 261002 «Технология обработки драгоценных камней и металлов» является уникальной и единственной, которая готовит специалистов с высшим образованием для алмазообрабатывающей промышленности не только в России, но и во всем мире. Вряд ли какому-либо другому вузу в ближайшие годы по силам открыть у себя такую финансовоёмкую специальность, так как специальные лаборатории, обеспечивающие учебный процесс, имеют статус режимных предприятий, занимаются обработкой очень дорогого стратегического сырья (алмазы, золото и т.п.) и в перспективе оперируют огромными денежными средствами [1].
Специальность 261000 «Технология обработки драгоценных камней и металлов» была открыта в 2004 году, когда в республике большими темпами стала развиваться гранильная и ювелирная промышленность [2, 3]. Выбор профессии, как дань времени, зависел от многих факторов, и поэтому не всякий молодой человек смог посвятить свою жизнь технологии гранильного производства и ювелирного дела.
В настоящее время на ювелирных производствах Республики Саха (Якутии) [далее - РС (Я)] работает немало наших выпускников, вносящих каждый свою лепту в будущее произведение искусства - это и ювелиры-монтировщики, и закрепщики, и литейщики.
Таблица 1 - Профессиональная ориентация студентов
№ Вопросы Ответы
А Б С
1. Нравится ли Вам выбранная специальность? Да Нет Еще не определился
2. Как Вы выбрали специаль- Сам Посоветова- Посоветовали
ность? ли родители друзья
3. Что повлияло на Выбор Хорошая спе- Возможность Пошел за дру-
специальности? циальность поступления гом
4. Вы уверены в своем трудоустройстве? Да Нет Возможно
5. Нравится ли Вам рисовать, лепить или мастерить? Да Нет Иногда
6. Во время учебы в школе, занимались ли Вы в кружках народного творчества? Да Нет Посещал без особого желания
Настоящий ювелир - это мастер своего дела. Он и дизайнер, и ремесленник одновременно. Для того чтобы стать настоящим ювелиром и создавать эксклюзивные
изделия, нужно в совершенстве освоить все ювелирные специальности, хорошо разбираться в тонкостях технологии изготовления ювелирных изделий, овладеть всеми технологиями художественной обработки драгоценных камней и металлов.
Таблица 2 - Профессиональная ориентация студентов 1 курса
№ 1 курс Опрошено 20 студентов
А В С
ТГП ТЮД ТГП ТЮД ТГП ТЮД
1. Нравится ли Вам выбранная специальность? 6 5 2 1 1 5
2. Как Вы выбрали специальность? 7 10 2 1 - -
3. Что повлияло на Выбор специальности? 1 5 4 2 4 4
4. Вы уверены в своем трудоустройстве? 6 5 2 - 1 6
5. Нравится ли Вам рисовать, лепить или мастерить ? 5 7 1 - 3 4
6. Занимались ли Вы в кружках народного творчества? 2 7 5 4 2 -
Украшением ювелирных изделий являются ограненные камни. Огранка придает не слишком привлекательному камню красоту. Процессу огранки под бриллиант предшествует процесс обдирки и подшлифовки. Задача подшлифовщика заключается в максимальном сохранении массы будущего бриллианта и поэтому иногда полезнее использовать фантазийную огранку, а именно учитывать форму алмазного сырья. Огранщик высшей квалификации должен в полной мере овладеть всеми видами фантазийной огранки, например: принцесса, маркиз, овал, груша, сердце и т.д.
Таблица 3 - Профессиональная ориентация студентов 2 курса
№ 2 курс Опрошено 23 студента
А Б С
ТГП ТЮД ТГП ТЮД ТГП ТЮД
1. Нравится ли Вам выбранная специальность? 10 9 - - 1 3
2. Как Вы выбрали специальность? 8 10 3 2 - -
3. Что повлияло на Выбор специальности? 3 4 5 2 1 8
4. Вы уверены в своем трудоустройстве? 2 6 2 2 7 4
5. Нравится ли Вам рисовать, лепить или мастерить? 4 7 - - 7 5
6. Занимались ли Вы в кружках народного творчества? 4 7 6 6 - -
Для выявления профессиональной ориентации студентов было проведено анкетирование среди младших курсов. Цель анкетирования - соотнести выбор специальности с профессиональными требованиями.
Для этого была предложена небольшая анкета из 6 вопросов с тремя вариантами ответов (табл. 1).
Были отдельно опрошены студенты, поступившие на специальности «Технология гранильного производства» (ТГП) и «Технология ювелирного дела» (ТЮД) (табл. 2).
Анализ показал, что в основном специальность была выбрана самостоятельно, интерес к специальности от курса к курсу растет, так как есть возможность проявить свои творческие способности. Это в основном проявляется уже у студентов со 2 курса, так как они начинают проходить такие дисциплины, как «Основы мастерства», «Мастерство огранщика», «Мастерство ювелира».
На старших курсах студенты полностью знакомятся с тонкостями мастерства, с методиками научного и производственного исследования драгоценных камней и металлов. Надо отметить, что почти треть учебного процесса они проводят на предприятиях гранильного и ювелирной промышленности РС (Я), что способствует дальнейшему трудоустройству выпускников.
На нашей кафедре выпускаются инженеры-технологи гранильного и ювелирного производства, всесторонне знающие тонкости всех технологических процессов: компьютерную, лазерную и термохимическую обработку драгоценных камней и металлов, владеющие знаниями управления, организации и экономики современного производства, владеющие менеджментом и маркетингом алмазного и ювелирного бизнеса, научным подходом, английским языком и художественными навыками [4].
Список литературы:
1. Егоров И.И. О подготовке специалистов с высшим образованием для АБК РС (Я) и федеральном эксперименте по созданию новой специальности «Технология обработки драгоценных камней и металлов» // Материалы научно-практической конференции «Алмазы, золото, самоцветы: подготовка кадров, наука, обработка», 1-2 июня 2005 г. - Якутск, 2005. - С. 20-25.
2. Егоров И.И. О ходе реализации федерального эксперимента по созданию новой специальности 121400 «Технология драгоценных камней и металлов» / И.И. Егоров, М.А. Емельянова // Материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной 50-летию Якутского государственного университета им. М.К. Амосова, 2-3 февраля 2006 года. - Якутск, 2006. - Т. 2: Качество образовательного процесса и развитие рынка образовательных услуг. - С. 90-92
3. Егоров И. И. Перспективы развития специальности 261002 «Технологии обработки драгоценных камней и металлов» / И.И. Егоров, М.А. Емельянова // 7 Международная конференция «Образование личности и развитие межкультурной компетентности в новом тысячелетии», 14-16 сентября 2010 г.: сборник научных трудов. - Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2010. - С. 80-86.
4. Емельянова М.А. Особенности подготовки бакалавров по профилю «Технология обработки драгоценных камней и металлов» в рамках направления 261400 «Технология художественной обработки материалов» / М.А. Емельянова, И.И. Егоров // Дизайн и технологии художественной обработки материалов, Архангельск, 16-20 мая 2011 г.: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Архангельск, 2011. - С. 227-229.
List of references:
1. Egorov I.I. On the preparation of specialists with higher education for ABA Sakha (Yakutia) and the federal experiment to create a new specialty «Technology of precious stones and metals» / I.I. Egorov // Proceedings of the Conference «Diamonds, gold, gems: training, science, treatment», 1-2 June 2005. -Yakutsk, 2005. - P. 20-25.
2. Egorov I.I On the implementation of the federal experiment in the creation of a new specialty 121400 «Technology of precious stones and metals» / I.I. Egorov, M.A. Emelyanov // Proceedings of the Inter-University Scientific Conference dedicated to the 50th anniversary of the Yakut State University M.K. Amoz, 2-3 February 2006. - Yakutsk, 2006. - Vol. 2: The quality of the educational process and the educational services market. - Р. 90-92.
3 Egorov I.I. Prospects of development of the specialty 261002 «Technology for precious stones and metals» / I.I. Egorov, M.A. Emelyanov // 7 International Conference «Education and personality development of intercultural competence in the new millennium», 14-16 September 2010: a collection of scientific papers. - Khabarovsk: FESUH Publishing House, 2010. - Р. 80-86.
4. Emelyanovа M.A. Features bachelor on the profile «Technology of precious stones and metals» in the direction of 261400 «Technology artistic processing of materials» / M.A. Emelyanov, I.I. Egorov // Design & Technology artistic processing of materials, Arkhangelsk, 16-20 May 2011: Proceedings of XIV All-Russian scientific-practical conference with international participation. - Archangel, 2011. - Р. 227-229.