дорог необходимо начать исследования и подготовку к строительству меридиональных региональных дорог, в том числе с учетом работ по удлинению сроков действия автозимников в районах Арктической зоны. Предпосылки роста промышленного потенциала Арктической зоны требуют новых исследова-
ний арктических транспортных коридоров. Обсуждения данной проблемы в Совете по Арктике и Антарктике при Совете Федерации показали недостаточность новых научных знаний о потенциале промышленного развития и его инфраструктурного обеспечения.
литература
1. Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие промышленности в Республике Саха (Якутия) на 2017— 2021 годы». Утверждена Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 21.04.2017 г. № 1854. [Электронный ресурс]. URL: https://sakha.
2. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды РС (Я) за 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: https:// minpriroda.sakha.gov.ru/doklady-o-sostojanü-okruzhajuschej-sredy. (Дата обращения 10.10.2017)
3. Демографический ежегодник Республики Саха (Якутия). 2015. Стат. сб. / Саха(Якутия)стат. — Якутск, 2016. — 261 с.
4. Крюков В.А. Влияние фактора многообразия на особенности формирования политики развития ресурсного сектора и экономики регионов // Экономика и управление. — 2017. — № 11 — С. 21-30.
5. Отчет НИР «Научное обоснование сценариев развития базовых отраслей промышленности северо-востока России» (№ Госрегистрации 01201460078). — Якутск: НИИРЭС СВФУ, 2015.
6. Рензин О.М. Формирование ареалов активного межгосударственного взаимодействия в постсоветском пространстве: сложности и перспективы // Пространственная экономика. — 2014. — №1 — С. 176-183.
7. Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года: Проект в редакции одобренной Минэкономразвития России от 15.05.2017 г. — Якутск, 2017. — 355 с.
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ ЮВЕЛИРНОЙ И АЛМАЗОГРАНИЛьНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
р.р. ноговицын,
завкафедрой экономики и управления развитием территорий Финансово-экономического института
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,
доктор экономических наук, профессор [email protected]
И.Е. Иванов,
соискатель Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
В статье проведено исследование современного состояния ювелирной и гранильной промышленности мира, России и Республики Саха (Якутия), рассмотрен мировой опыт поддержки ювелирного и алмазогранильного производства, выявлены основные проблемы и тенденции развития. Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) рассматривается как один из перспективных направлений развития промышленности.
Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), алмазогранильная промышленность, ювелирное производство, ювелирные, обработка алмазов, бриллианты, алмазы, территория опережающего социально-экономического развития, ТОСЭР
УДК 332.122:338.45 ББК 65.05
Одной из первостепенных задач российского алмазно-бриллиантового комплекса (АБК) в настоящее время является повышение конкурентоспособности российских алмазог-ранильных и ювелирных предприятий в условиях динамично развивающегося мирового рынка.
Во всех отраслях АБК России существуют проблемы, тормозящие развитие национальной гранильной и ювелирной промышленности и, как следствие, отрицательно сказывающиеся на конкурентоспособности отечественных предприятий в условиях интеграции национальной экономики в мировую.
Как показывает опыт ведущих стран-участниц международного АБК, увеличение конкурентоспособности бриллиантовой и ювелирной промышленности возможно за счет активной государственной поддержки предприятий. Ювелирная отрасль является частью алмазно-бриллиантового комплекса. На производство ювелирной продукции напрямую оказывают влияние, как добыча алмазов, так и производство бриллиантов. Основными потребителями бриллиантов являются ювелирные компании.
Производство бриллиантов и ювелирных изделий в мире.
Бриллианты. За последние пять лет данные мирового производства бриллиантов показывают полное восстановление отрасли после глобального финансового кризиса — наблюдается рост с 19,4 до 23,21 млрд долл. США в 2017 году, что на
20% выше уровня 2013 года. В среднем мировое производство растет на 5% ежегодно.
По оценкам экспертов производство бриллиантов в мире за 2017 год составило23,2 млрд долл. США (рис.1) [1].
23,21
2013 2014 2015 2016 2017
рис.1. Производство бриллиантов в мире, млрд долл. США
Традиционно лидером рынка огранки бриллиантов является Индия, которая производит около 58% бриллиантов в мире, на втором месте Китай, Таиланд — 14%, на третьем месте Израиль — 12% [1].
1 9 1
В мире сегодня работают около 1500 средних и крупных гранильных компаний. Первые десять алмазогранильных предприятий занимают четверть мирового бриллиантового рынка: Rosy Blue (8,6%), Eurostardiamondinternational (5,0%), LLD Diamonds Ltd (2,6%), ОАО «ПО "Кристалл"» (1,8%), Star Diamond (1,2%), Fabrikant&Salant (1,2%), Diarough (1,2%), Руиз Даймондс (l,3%), Lazara Kaplan (1,6%) и Бриллианты АЛРОСА (0,8%) [1].
Ювелирные изделия. В течение последних лет мировое производство ювелирных изделий показывает постоянный рост — в среднем на 5% ежегодно, на 54% превысив докризисный показатель 2008 года.
По оценкам экспертов, производство изделий в 2017 году составило 152,1 млрд долл. США (рис. 2) [1].
СЭЗ. В настоящее время китайская гранильная промышленность концентрируется в 3 кластерах: Шандон (5 тыс. огранщиков), Гуандун (12 тыс. огранщиков), Шанхай (2 тыс. огранщиков). Они есть в ОАЭ (Jebel Ali — г. Дубаи), Индии (SEEPZ — в районе г. Мумбаи), Таиланде (Gemopolis — в районе г. Бангкок).
Производство бриллиантов и ювелирных изделий в россии и республике Саха (Якутия).
По предварительной оценке, в 2017 году производство бриллиантов в России составило 245 млн долл. США, что на 30% ниже 2016 года. Отрицательная динамика наблюдается с 2014 года (рис. 3) [1].
1089
700
500
350
2Д5
рис. 2. Производство ювелирных изделий в мире, млрд долл. США
Ювелирная промышленность наиболее развита в странах, где наибольший объем потребления ювелирных изделий (США, Италия, страны Юго-Восточной Азии и Западной Европы).
В мире сегодня более 1600 средних и крупных предприятий, занимающихся производством и реализацией ювелирных изделий с бриллиантами. Например, Bulgari (Италия) реализует свою продукцию в 35 странах, Tiffany (США) — в 25 странах [1].
Мировая гранильная и ювелирная отрасль развивается по двум направлениям — путем создания вертикально — интегрированных холдингов и создания промышленных кластеров в свободных экономических зонах (СЭЗ).
1) Вертикально-интегрированные холдинги — это, например, когда крупная компания, специализирующаяся только на добыче алмазов или производстве бриллиантов, начинает создавать собственное ювелирное производство или становится совладельцем ювелирного бизнеса. Такой способ развития позволяет крупным компаниям влиять на весь ювелирно-алмазный рынок.
Компания De Beers (крупнейший производитель алмазного сырья) с 2001 года работает на рынке бриллиантов и ювелирных изделий. De Beers и крупнейшая компания по производству и продаже предметов роскоши (французская Louis Vuitton Moet Hennessy (LVMH)) создали совместное предприятие по продаже ювелирных изделий с бриллиантами. В 2004 году производитель ювелирных изделий, Bulgari, и один из крупнейших в мире производитель граненых алмазов, Leviev Group, заключили соглашение о стратегическом партнерстве. Результатом подобного союза стало создание и продажа по всему миру ювелирных коллекций под брендом Bulgari, произведенных из алмазов Leviev Group (LB Diamond&Jewellery).
2) Страны, в которых создаются благоприятные условия в виде специализированных экономических зон, гранильный и ювелирный бизнес развивается более динамично и успешно. В таких зонах обычно сокращены сроки экспорта и импорта бриллиантов и ювелирных изделий, резидентам предоставляются налоговые и таможенные льготы и т.д.
В СЭЗ предприятия расположены на выделенной правительством небольшой территории, работают в тесном, не только виртуальном, но и физическом, контакте, что значительно повышает их оперативность.
Так, вся гранильная отрасль Китая расположена в Восточной экономической зоне преимущественно на территориях
2013 2014 2015 2016 2017
рис. 3. Производство бриллиантов в россии, млн долл. США
По данным Федеральной налоговой службы России (далее — ФНС), на декабрь 2017 года зарегистрировано гранильных предприятий 109, из них микро — 89, малые — 19 и средние — 1 [2].
Лидерами гранильной отрасли России, по предварительным итогам 2017 года, являются: ОАО «ПО «Кристалл» (29,15%), на втором месте — «Бриллианты АЛРОСА» (28,58%), на третьем — «Руиз Даймондс» (23%), якутские гранильные заводы занимают в общем объеме производства 19% [1].
Экспорт бриллиантов также отражает отрицательную динамику. По оценке 2017 года, экспорт бриллиантов сократился на 28%, что составило 349,6 млн долл. США (рис.4) [1].
Основной экспорт приходится на Бельгию — 67%, ОАЭ и Израиль — по 11%, Гонконг и Индия — по 4% [1].
рис. 4. Экспорт бриллиантов из россии, млн долл. США
Таким образом, Россия занимает в мировом объеме производства бриллиантов лишь 1% (в 2016 году доля составляла 2%) и это несмотря на то, что Россия является мировым лидером по добыче алмазов в мире. Наблюдается отрицательная тенденция в производстве и экспорте готовой продукции. Существует реальный риск дальнейшего снижения доли на мировом рынке.
Ювелирные изделия. По предварительным итогам 2017 года, ожидается снижение объемов производства ювелирных изделий на 13% в сравнении с 2016 годом, с 52,86 до 45,99 млрд руб. (рис. 5) [1].
В натуральном выражении также наблюдается снижение объемов производства изделий в золоте и серебре. В 2017 году ожидается сокращение выпуска готовой продукции изделий из золота и серебра на 10% и 10% соответственно (лигатура) [3].
рис. 5. Производство ювелирных изделий в россии, млрд руб.
В целом по отрасли тренд отрицательный: с 2013 по 2017 гг. объемы выпуска готовой продукции снизились на 55% и 9% соответственно (рис. 6 и 7).
рис. 8. Экспорт ювелирных изделий из россии, млн долл. США
За последние годы сильно изменилась структура реализации по странам. Если в 2015 году основной экспорт приходился на ОАЭ (63%) и Швейцарию (19%), то в 2017 году основными иностранными потребителями российского производителя стали члены Таможенного союза: Казахстан (42%) и Беларусь (37%).
Снижение реальных располагаемых денежных доходов граждан и ослабление рубля способствовали также снижению импорта ювелирных изделий. По предварительной оценке 2017 года, импорт в страну сократился на 37% в сравнении с 2016 годом (рис. 9).
рис. 6. Производство ювелирных изделий в россии по массе, в лигатуре, в тоннах (золото)
2013 2014 2015 2016 2017
рис. 7. Производство ювелирных изделий в россии по массе, в лигатуре, в тоннах (серебро)
Отрицательную динамику можно объяснить снижением реальных располагаемых денежных доходов граждан страны, наблюдаемую с 2014 года: -0,7% (2014/2013), -3,2% (2015/2014), -5,8% (2016/2015) [4]. В период финансовых трудностей люди в первую очередь снижают свои расходы на приобретение предметов роскоши, к которым относятся бриллианты и ювелирные изделия.
По данным ФНС России, на декабрь 2017 года на учете стоят 3395 ювелирных организации, из них микро — 3170, малые — 204 и средние — 21 [2]. По данным Федеральной таможенной службы, экспорт ювелирных изделий из России сокращается за последние три года. В 2017 году по статистическим данным ожидается снижение экспорта на 44% (рис. 8).
На вышеприведенном графике видно, что резкий спад пришелся с 2014 на 2015 год. В этот период наблюдается резкий рост стоимости золота, что отрицательно отразилось на себестоимости российских изделий. По данным Центрального Банка РФ, в 2015 году увеличение стоимости чистого аффинированного золота составило 46% — с 1565,17 до 2279,77 руб./грамм [2]. Экспорт стал невыгодным даже несмотря на значительное ослабление курса рубля по отношению к доллару США — почти в два раза.
2014 2015 2016 2017
рис. 9. Импорт ювелирных изделий в россию, млн долл. США
Резкий спад пришелся на 2015 год (-56%), в этот период рубль ослаб на 60%. Все это и постепенное снижение ввозных пошлин на ювелирные изделия в Российскую Федерацию привели к изменениям в структуре стран — импортеров (таблица1) [2].
Таблица 1
динамика изменений ввозных пошлин на ювелирные изделия в российской Федерации
товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (тн вЭд) 2012 2013 2014 2015 2016 2017
7113 11 ювелирные изделия из серебра и их части 20 18 16 14 12 10
7113 19 ювелирные изделия из прочих драгоценных металлов и их части 20 18 16 14 12 10
7114 11 изделия золотых и серебряных дел мастеров из серебра 20 19 18 17 16 15
7114 19 из прочих драгоценных металлов 20 18,2 16,4 14,6 12,8 11
Источник [2]
За период 2014-2017 гг. изменились основные страны импортеры (золото): в 2014 году лидером был Китай (38%), ЕС (11%), остальные участники рынка до 10%. В 2017 году доля Китая уменьшилась до 24%, европейские страны увеличили объемы: Швейцария — 13%, Италия — 13%, ЕС — 10%.
республика Саха (Якутия).
Бриллианты. Гранильная промышленность Республики Саха (Якутия) начала свою деятельность с 23 октября 1992 года. В тот день на Сунтарском гранильном заводе был огранен первый бриллиант весом 0,27 карат.
За время своего 25-летнего существования алмазограниль-ная отрасль Республики Саха (Якутия) перетерпела серьёзные изменения. Создан алмазогранильный кластер — объединение предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность с целью достижения единой цели — развитие эффективности гранильной отрасли: алмазодобывающие компании, гранильные заводы, ювелирные предприятия, научно-исследовательские институты, учебные заведения, министерства и ведомства республики, представляющие интересы отрасли на разных уровнях. По предварительным итогам работы, в 2017 году осуществляли производственную деятельность 13 гранильных заводов [5, 6].
Объем производства бриллиантов в 2017 году по оценке составил 78,98 млн долл. с ростом к 2016 году на 17% (рис. 10).
рис. 12. Производство ювелирных изделий в республике Саха (Якутия), млн руб.
Примечание: резкое снижение производства в 2014 году объясняется изменением методологии учета изделий Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) (далее — Саха (Якутия)стат): не учитывались полуфабрикаты ООО «ЭПЛ Ювелир» в качестве готовой продукции. С 2015 года изменения были отменены.
рис. 10. Производство бриллиантов в республике Саха (Якутия), млн долл. США
В 2017 году гранильными заводами реализовано бриллиантов на 9% больше, чем в 2016 году (рис. 11).
235,54
174,15 131,27 142,78
рис. 11. реализация бриллиантов республики Саха (Якутия), млн долл. США
Большая часть произведенных в 2017 году бриллиантов (91%) реализована на экспорт в Бельгию, Израиль, Японию и Китай, 6% — на внутреннем рынке РФ и 3% — внутри республики. Доля экспорта выросла к уровню 2016 года с 87% до 91%. Основными причинами роста являются слабый рубль и увеличение объемов производства на предприятиях с развитыми каналами сбыта (экспорт).
Ювелирные изделия. В 2017 году производственную деятельность на территории республики осуществляли 36 предприятий, из них 21 — индивидуальные предприниматели [5, 6].
По предварительным итогам 2017 года в республике произведено ювелирных изделий на 1,9 млрд руб., что на 55% больше прошлого года (рис. 12).
Реализация изделий составила 1,9 млрд руб., что на 58% выше 2016 года (рис. 13). Рост объясняется объемами от новых производственных предприятий.
Ювелиры Якутии реализуют свою продукцию на розничный и оптовый рынки. В розницу реализация осуществляется через собственные ювелирные сети, расположенные в основном в центральной части России, и активное участие на выставках разных уровней.
рис. 13. реализация ювелирных изделий в республике Саха (Якутия), млн руб.
Большая часть изделий продается в Москве и Московской области — 51%, Нижегородской области — 9%, Санкт-Петербурге — 8%. Также реализация осуществляется за пределы страны — в Казахстан. На него приходится 3,11% [6, 7].
Проблемы, препятствующие развитию алмазог-ранильной и ювелирной промышленности рФ (республики Саха (Якутия)).
Наблюдаемое снижение объемов производства в РФ вызвано не только сегодняшней экономической ситуацией. В рассматриваемых отраслях промышленности существуют множество проблем, возникших с первых лет работы в рыночных условиях.
1. Несовершенство налогового, таможенного и отраслевого законодательства.
Законодательство, регулирующее деятельность всех отраслей АБК России, регламентируется более 80 нормативными правовыми актами, что значительно усложняет и удлиняет сроки производства и реализации алмазной продукции, а также оборота денежных средств. Тем самым снижается конкурентоспособность российских компаний, создаются условия для злоупотреблений и коррупции. В других странах — членах ВТО считается достаточным лишь следовать правилам, установленным Кимберлийским процессом.
2. Неразвитая сбытовая сеть и недостаточная известность якутских торговых марок (брендов) на российском и мировом рынках.
Основными препятствиями к осуществлению эффективной сбытовой системы АБК России и ювелирных отраслей промышленности в мире являются законодательные ограничения и низкая узнаваемость российских товарных знаков и знаков обслуживания. В частности, в зарубежных странах клеймо на ювелирной продукции весом до 3 гр. считается браком, тогда как в соответствии с Российским законодательством его наличие на подобных изделиях обязательно. Кроме того, товарные знаки российских гранильных и ювелирных предприятий обладают невысоким уровнем узнаваемости на мировом рынке бриллиантов и ювелирной продукции, что также мешает нала-
живанию торговых связей. Повышение узнаваемости требует значительных денежных и временных затрат, что по причине сложного финансового положения предприятий не всегда возможно. Расширение собственной сети сбыта требует от предприятий значительных финансовых затрат из-за высоких требований к оборотному капиталу(требуется отвлекать значительные средства из оборота на содержание постоянных экспозиций в фирменных магазинах).
3. Нехватка оборотных средств на покупку больших объемов сырья.
В настоящее время на многих заводах отсутствуют собственные оборотные средства на приобретение сырья для обеспечения производства. Поэтому предприятия вынуждены привлекать кредитные средства под высокие процентные ставки или работать с инвесторами на менее выгодных условиях. При этом подобные инвестиции осуществляются не на постоянной основе, что влечет за собой определенные трудности при исполнении долгосрочных контрактов, например, с компанией «АЛРОСА» на закуп алмазов. Недостаток оборотных средств ставит ювелирные и гранильные заводы в прямую зависимость от организаций, обеспечивающих заводы финансовыми средствами. Данная ситуация приводит к высокому уровню долговой нагрузки российского бизнеса и недостатку ликвидности.
4. Нехватка высококвалифицированных рабочих кадров.
В Российской Федерации в данный момент функционирует не менее 7 вузов, занимающихся подготовкой профессиональных мастеров — ювелиров и огранщиков. Подготовка одного специалиста занимает от 4 до 6 лет и сопровождается стажировкой на производственном предприятии. Тем не менее, несмотря на имеющуюся базу, существует острый дефицит высококвалифицированных специалистов с опытом работы.
В первую очередь, данная ситуация связана с низкой средней заработной платой начинающих специалистов-огранщиков, которая в среднем составляет примерно 20 тыс. руб., при средней зарплате в Якутии 55,8 тыс. руб. [5]. По данным Саха(Якутия)стат, средняя номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника составила за 9 мес. 2017 года 45,8 руб. (специалисты с опытом).
При этом возможность увеличения зарплат ограничивается, как минимум, двумя взаимосвязанными факторами:
Во-первых, из-за нехватки оборотных средств сложилась практика сдельной системы оплаты труда специалистов, при которой достаточный уровень заработка достигается только при выходе на определенный уровень эффективности обработки сырья.
Во-вторых, техническое оснащение профильных вузов не позволяет выпускникам получить необходимый для достижения плановой эффективности уровень опыта до начала трудовой деятельности.
Таким образом, выпускники не закрепляются на производственных предприятиях, а сами предприятия функционируют в условиях высокой текучести кадров.
5. Недостаточно современный технологический и технический уровень оснащения производства многих алмазограниль-ных и ювелирных производств. Высокий уровень общего износа основных промышленно-производственных фондов.
Большинство предприятий в производстве используют старые станки, произведенные в советское время (80-90-е годы). Поддерживать достаточно высокий технический уровень производства, включая обновление станочного парка, имеют возможность компании с развитой сбытовой сетью (группа компаний «ЭПЛ Даймонд»), иностранным капиталом, то есть компании, имеющие достаточные оборотные средства. В Якутии это такие предприятия как ОАО «Саха Даймонд» (Россия-Япония-Китай) и ООО «ДДК» (Россия — Индия).
6. Высокая себестоимость продукции, вызванная действующими налогами, таможенными пошлинами, условиями привлечения кредитных средств и несовершенством отраслевого законодательства.
Российские бриллианты пользуются спросом на мировом рынке благодаря высокому качеству огранки, однако их сто-
имость заметно превышает стоимость зарубежных аналогов из-за высокой конечной себестоимости.
Согласно исследованию компании Bain, себестоимость огранки одного алмаза в России составляет от 100 до 180 долл. США/карат, тогда как стоимость огранки в Индии — примерно 10-30 долл. США/карат, КНР — 20-50 долл. США/карат, в ЮАР — 50 долл. США/карат, 100-180 долл. США/карат в США (Нью-Йорк), Бельгии (Антверпен) и Израиле. Таким образом, стоимость огранки в РФ сопоставима со стоимостью аналогичных работ в Израиле и Бельгии.
Кроме того, действующая система налогообложения не благоприятствует развитию гранильных и ювелирных компаний: наличие НДС при реализации сырья (алмазов, драгоценных металлов), длительный срок возврата НДС при осуществлении экспорта, наличие таможенных пошлин при ввозе на территорию Таможенного союза товаров (сырья, готовой продукции, оборудования для производства).
Мировой опыт государственной поддержки.
Правительствами ряда стран осуществляется поддержка крупных продуцентов бриллиантов и ювелирных изделий, в основном, через создание особых экономических зон (ОЭЗ). За рубежом в рамках ОЭЗ национальные правительства предоставляют предприятиям значительные налоговые и таможенные преференции, существенно снижают административные барьеры, своевременно трансформируют законодательство в сфере оборота алмазного сырья, бриллиантов и ювелирных изделий, а также активно создают производственную инфраструктуру.
В частности:
Налоговые и таможенные преференции:
• освобождение от корпоративного налога и налога на дивиденды (в период от 3 лет в Китае, 5-8 лет в Индии и Таиланде и до 50 лет в ОАЭ),
• освобождение от всех импортных таможенных пошлины и НДС сырья, полуфабрикатов и расходных материалов, оборудования и инструментов, продукции,
• освобождение от НДС на все торговые операции внутри ОЭЗ и на приобретение у местных производителей вышеуказанных категорий товаров,
• «моментальный» возврат НДС при экспорте.
Административные преференции:
• принцип «единого окна» при работе с государственными органами,
• неограниченный период хранения отечественного и импортного сырья и продукции,
• отсутствие обычной таможенной проверки экспортного и импортного грузов,
• отсутствие ограничений на перемещение капитала и прибылей,
• иностранные инвесторы имеют право владеть землей и недвижимостью,
• ускоренная процедура регистрации и лицензирования компаний, получения разрешения для работы иностранных граждан.
Инфраструктура:
• готовые здания и участки под строительство,
• вспомогательные услуги (биржа, банки, аудиторские, юридические агентства и т.д.).
Поддержка алмазогранильной и ювелирной промышленности в республике Саха (Якутия)
В Республике Саха (Якутия) Правительством республики оказывается поддержка алмазогранильной и ювелирной промышленности по следующим направлениям:
1. Подготовка кадров.
2. Субсидирование затрат.
3. Выставочная деятельность.
4. Развитие специализированной экономической зоны.
Подготовка кадров. Правительство Республики Саха (Якутия) осуществляет поддержку путем финансирования подготовки кадров в Якутском промышленном техникуме, производит модернизацию учебного оборудования. Недавно открыт
компьютерный класс для моделирования ювелирных изделий, приобретен ювелирный 3D-принтер. После окончания учебного заведения выпускники имеют возможность получить высшее образование, продолжив обучение в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова.
Субсидирование затрат предприятий. Субсидирование затрат предприятий осуществляется через Министерство по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия).Все виды финансовой поддержки предоставляются в заявительном порядке на конкурсной основе. Также министерством ведется работа по развитию экспортного потенциала производителей, содействию в привлечении инвестиций в экономику Республики Саха (Якутия).
Выставочная деятельность. В рамках праздничных мероприятий ко Дню ювелиров Республики Саха (Якутия) Правительством Республики Саха (Якутия) предоставляются на безвозмездной основе выставочные площади в ТРК «Кружало» для проведения межрегиональной ювелирной выставки «Северное сияние».
Развитие специализированной экономической зоны. Правительством Республики Саха (Якутия) удалось обосновать создание на территории Республики Саха (Якутия) территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), что позволит привлечь в промышленность инвестиции, нарастить объемы и подготовить основу для экспорта ювелирных изделий. Благодаря сниженным налоговым и таможенным ставкам в ТОСЭР производство становится более прибыльным и экспортно-ориентированным.
Итоги.
1) Объемы производства бриллиантов и ювелирных изделий в стране падают, следовательно, снижается прибыль компаний, что негативно отражается на зарплате работников, обновлении станочного парка, конкурентоспособности и поступлению налогов во все уровни бюджетов. Вследствие ослабления курса рубля по отношению к основным мировым валютам, ювелирную отрасль следует развивать с ориентацией на внешние рынки.
2) Развитие ювелирной промышленности России идет теми же двумя путями, что и иностранные компании: создание вертикально интегрированных структур и специализированных особых зон.
На примере якутских компаний можно отметить следующее. Ювелирная фирма ООО «Якутская алмазная компания» несколько раз предпринимала попытки создать вертикально-интегрированную структуру путем создания нового направления в компании — добыча золота. Работы были прекращены на начальном этапе в связи с отсутствием средств на приобретение лицензии и стратегического инвестора.
Группа компаний «ЭПЛ Даймонд», начавшая свою производственную деятельность с огранки алмазов в бриллианты, позднее учредила дочернюю компанию по выпуску ювелирных
изделий. Объемы выпуска бриллиантов компанией «ЭПЛ Дай-монд» стали зависеть от результатов реализации ювелирных изделий. Компания сегодня в основном производит бриллианты для своих ювелирных изделий.
3) Если обратиться к мировой истории развития ювелирной и гранильной промышленности, то можно выявить общее в их развитии — это активная помощь государства промышленным предприятиям. Правительствами этих стран создавались многочисленные экономические зоны, снижались процентные ставки по банковским кредитам, принимались законы для увеличения оперативности работы предприятий.
С принятием Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» стало возможным создавать специальные зоны с целью поддержки перерабатывающих производств. В соответствии с данным федеральным законом, утверждено Постановление Правительства РФ от 21 августа 2015 г. № 877 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Индустриальный парк «Кангалассы», который располагается на территории муниципального образования городского округа «город Якутск».
Одним из основных направлений развития якутского ТОСЭР станет производство бриллиантов и ювелирных изделий [10]. В настоящее время осуществляется поиск стратегических инвесторов на капитальное строительство (инфраструктура — за счет федерального бюджета, согласно закону).
ТОСЭР своим резидентам предлагает следующие основные таможенные и налоговые преференции:
1. Пониженные налоговые ставки налога на прибыль: в федеральный бюджет ставка составляет 0% в течение всего периода, в бюджет субъекта Российской Федерации — 5% в течение пяти налоговых периодов, далее — не менее 10% в течение следующих пяти налоговых периодов.
2. Налог на имущество — 0%.
3. Налог на землю — 0%.
4. Страховые взносы — 7,6%.
5. Предоставляется возможность применения таможенного режима «свободная таможенная зона» [9].
Исследования показали, что реализация проекта ТОСЭР «Индустриальный парк «Кангалассы», позволит сократить затраты предприятий алмазогранильной и ювелирной промышленности Республики Саха (Якутия) на 78% за счет уменьшения или «аннулирования» некоторых видов налогов, таможенных пошлин [8]. На наш взгляд, государство должно принимать более активное участие в развитии ювелирной и гранильной промышленности. Необходимо принятие отраслевой государственной программы по созданию благоприятных условий для роста производства ювелирных изделий и бриллиантов, решению отраслевых проблем, развитию ТОСЭР и т.д.
литература
1. Сайт отраслевого информационно-аналитического агентства: http://www.rough-polished.com.
2. Доклад Ассоциации «Гильдии ювелиров России»: «Обзор российского рынка ювелирных изделий, 2017 г.» // https://docviewer. yandex.ru/view/0/?*=oH8qeVfUbdaxiI9NfFL6hMoCEg97InVybCI6Imh0dHA6Ly9nanIucnUvYXNzZXRzL2ZpbGVzL2RvY3VtZW50cy9vYn р. Дата обращения 11.05.2018.
3. Официальный сайт Пробирной палаты России: http://www.probpalata.ru/rgpp/.Дата обращения 10.05.2018.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/. Дата обращения 10.05.2018.
5. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) http://sakha.gks.ru/. Дата обращения: 20.04.2018.
6. Григорьева Е.Э., Иванов И.Е. Проблемы финансового состояния алмазогранильных и ювелирных предприятий региона // Экономический анализ: теория и практика. — 2015. — №34(433). — С.55-64.
7. Данные алмазогранильных и ювелирных предприятий Республики Саха (Якутия).
8. Николаев М.В., Иванов И.Е., Григорьева Е.Э. Влияние условий производства продукции ювелирных и алмазогранильных предприятий Республики Саха (Якутия) на структуру себестоимости // Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов. — 2014. — № 4 (52). — С. 284, 286.
9. Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» № 473-ФЗ от 29 декабря 2014 г. // http://base.garant.ru/70831204/. Дата обращения 20.05.2018.
10. Постановление Правительства Российской Федерации «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Индустриальный парк «Кангалассы» // № 877 от 21 августа 2015 г. http://base.garant.ru/71169296/ Дата обращения 20.05.2018.