Научная статья на тему 'Роль практики в формировании выпускника высшей школы по профилю «Технология обработки драгоценных камней и металлов»'

Роль практики в формировании выпускника высшей школы по профилю «Технология обработки драгоценных камней и металлов» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР / BACHELOR / ПРОФИЛЬ / ПРАКТИКА / PRACTICE / УМЕНИЯ / SKILLS / НАВЫКИ / ТРУДОЕМКОСТЬ / ЗАЧЕТНЫЕ ЕДИНИЦЫ / МАСТЕРСТВО / SKILL / ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ / PRECIOUS METAL / ДРАГОЦЕННЫЙ МЕТАЛЛ / STRUCTURE / LABOUR INPUT / TEST UNITS / JEWELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова М. А., Егоров И. И., Дмитриева В. С.

В статье рассмотрена роль практики в формировании выпускника высшей школы по профилю «Технология обработки драгоценных камней и металлов». Увеличение трудоемкости практик продиктована спецификой подготовки бакалавров. Приобретенные навыки и умения должны в полной мере соответствовать квалификации специалиста, продукция которого требует высокого качества исполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянова М. А., Егоров И. И., Дмитриева В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PRACTICE IN FORMATION OF THE GRADUATE OF THE HIGHER SCHOOL ON THE STRUCTURE «TECHNOLOGY OF PROCESSING OF JEWELS AND METALS»

In article the role of practice in formation of the graduate of the higher school on a structure «Technology of processing of jewels and metals» is considered. An increase of labour input an expert it is dictated by a specific character of preparation of bachelors. The got skills and skills should conform to the full to qualification of the expert which production requires high workmanship.

Текст научной работы на тему «Роль практики в формировании выпускника высшей школы по профилю «Технология обработки драгоценных камней и металлов»»

М.А. Емельянова

канд. техн. наук, доцент,

ФГАОУ ВПО «Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»

И. И. Егоров

канд. физ.-мат. наук, доцент,

ФГАОУ ВПО «Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»

В.С. Дмитриева

канд. экон. наук, доцент,

ФГАОУ ВПО «Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»

РОЛЬ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ВЫПУСКНИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛЮ «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ И МЕТАЛЛОВ»

Аннотация. В статье рассмотрена роль практики в формировании выпускника высшей школы по профилю «Технология обработки драгоценных камней и металлов». Увеличение трудоемкости практик продиктована спецификой подготовки бакалавров. Приобретенные навыки и умения должны в полной мере соответствовать квалификации специалиста, продукция которого требует высокого качества исполнения.

Ключевые слова: бакалавр, профиль, практика, умения, навыки, трудоемкость, зачетные единицы, мастерство, драгоценные камни, драгоценный металл.

M.A. Emeljanova, Northeast Federal university

I.I. Egorov, Northeast federal university

V.S. Dmitrieva, Northeast federal university

ROLE OF PRACTICE IN FORMATION OF THE GRADUATE OF THE HIGHER SCHOOL ON

THE STRUCTURE «TECHNOLOGY OF PROCESSING OF JEWELS AND METALS»

Abstract. In article the role of practice in formation of the graduate of the higher school on a structure «Technology of processing of jewels and metals» is considered. An increase of labour input an expert it is dictated by a specific character of preparation of bachelors. The got skills and skills should conform to the full to qualification of the expert which production requires high workmanship.

Keywords: the bachelor, a structure, practice, skills, skills, labour input, test units, skill, jewels, precious metal.

Большую роль в формировании выпускника высшей школы по специальности 261002 «Технология обработки драгоценных камней и металлов» имеет практика [1, 2].

Практика - это вид учебной работы, основным содержанием которой является выполнение практических учебных, учебно-исследовательских, научно-исследовательских, производственных, педагогических, творческих заданий на предприятиях, в организациях или учреждениях, соответствующих характеру будущей профессиональной деятельности.

Практика направлена на приобретение студентами умений и навыков по избранному направлению или специальности. Практика студентов является составной частью учебных программ подготовки студентов Северо-восточного федерального университета (СВФУ) [3].

Объемы практики определяются учебным планом по соответствующей специальности (направлению), составленным в соответствии с действующим ФГОС или го-

сударственным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО).

Цели и задачи практики определяются программой практики, подготовленной выпускающей кафедрой или учебно-методической комиссией по направлению (профилю), обсужденной на учебно-методическом Совете СВФУ или на Ученом Совете соответствующего филиала, факультета или института на правах факультета и утвержденной проректором по учебной работе СВФУ.

Основными видами практики студентов СВФУ, обучающихся по основным образовательным программам, в соответствии с утверждаемыми ректором СВФУ учебными планами являются: учебная и производственная, включающая преддипломную практику. Учебная практика может включать в себя несколько этапов: ознакомительная практика в организациях различных организационно-правовых форм, практика по получению первичных профессиональных умений в учебных мастерских, лабораториях и т. п.

Производственная практика включает в себя, как правило, следующие этапы: практика по профилю направления, в данном случае технологическую и художественную. Преддипломная практика как часть основной образовательной программы входит в завершающий этап обучения и проводится после освоения студентом основных программ теоретического и практического обучения.

Организация всех видов практик на всех этапах должна быть направлена, в соответствии с установленными целями, на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью с учетом уровня подготовки выпускника.

Задачами практики могут являться:

• закрепление, углубление и расширение теоретических знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе теоретического обучения;

• овладение профессионально-практическими умениями, производственными навыками и передовыми методами труда;

• овладение нормами профессии в мотивационной сфере: осознание мотивов и духовных ценностей в избранной профессии;

• овладение основами профессии в операционной сфере: ознакомление и усвоение методологии и технологии решения профессиональных задач (проблем);

• ознакомление с инновационной, в том числе управленческой, деятельностью предприятий и учреждений (баз практики);

• изучение разных сторон профессиональной деятельности: социальной, правовой, гигиенической, психологической, психофизической, технической, технологической, экономической.

В зависимости от реализуемой основной образовательной программы студенты на практике в производственных условиях конкретного предприятия осваивают и изучают:

• работу предприятий и организаций всех форм собственности;

• технологию производства;

• экономику, организацию и управление производством;

• стандартизацию и контроль качества продукции;

• мероприятия по выявлению резервов повышения эффективности и произво-

дительности труда;

• оборудование, аппаратуру, вычислительную технику, контрольно-измерительные приборы и инструменты;

• механизацию и автоматизацию производственных процессов;

• результаты исследований, проводимых в области охраны и гигиены труда, физиологии и психологии;

• организацию научно-исследовательской, проектно-конструкторской, рационализаторской и изобретательской работы;

• создание и обеспечение безопасных и здоровых условий труда;

• другие вопросы в зависимости от требований конкретной основной образовательной программы.

Требования к организации практики определяются программой практики, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования или государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Организация учебной и производственной практик на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

Сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком, с учетом теоретической подготовленности студентов, возможностей баз практик.

Для всех категорий студентов прохождение практик является обязательным. По результатам освоения программы практики обучающиеся представляют на выпускающую кафедру письменный отчет с последующей аттестацией.

Организация и проведение практик по специальности 261002 «Технология обработки драгоценных камней и металлов» в рамках направления 261000 «Технология художественной обработки художественной материалов» учитывала необходимое сочетание инженерной, технологической и художественной подготовки бакалавра, а также обеспечивать возможность совершенствования умений и навыков, полученных при изучении специальных дисциплин и дисциплин специализаций [4].

При переходе на двухуровневое образование по направлению подготовки 261400 «Технология художественной обработки материалов» (ТХОМ) (квалификация (степень) «бакалавр») учебной и производственным практикам отведено 10 недель, что составляет всего 15 з.е. (6 %).

• Учебно-ознакомительная практика- 4 недели.

• Производственная практика - 3 недели.

• Производственная практика - 3 недели.

В связи с тем, что специальность 261002 «Технология обработки драгоценных камней и металлов» в дальнейшем стала основой одного из профилей направления 261400 «Технология художественной обработки материалов», ГОС ВПО 2 поколения уделял большое значение учебным, производственным и преддипломным практикам, что составляло 28 недель, что составляло 42 з.е. (14 %) (2004 г.).

• Учебно-ознакомительная практика - 4 недели.

• Технологическая практика - 6 недель.

• Производственная практика - 6 недель.

• Производственная практика - 8 недель.

• Преддипломная практика - 4 недель.

Такое соотношение трудоемкости теоретического обучения и практики удовлетворяло не только нас, но и работодателя.

Специальность 261002 «Технология обработки драгоценных камней и металлов» в отличие от специальности 261001 «Технология художественной обработки материалов», в рамках одного направления 261000 «Технология художественной обработки материалов», отличается тем, что готовая продукция (бриллианты и ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней) не только дорогостоящая, но требует высокого качества исполнения.

Заказчик (директора заводов и предприятий гранильной и ювелирной промышленности) с одной стороны выставляет свои требования в виде компетенций, которые рассматриваются как главные целевые установки в реализации ФГОС ВПО третьего поколения, как интегрирующие начала «модели» выпускника. С другой стороны он заинтересован в выпускнике, который обладает не только знаниями, но и определенными умениями и навыками, одним словом мастерством.

В связи с этим, заказчики, которые были в свое время ознакомлены с ФГОС ВПО 3 поколения по направлению 261400 ТХОМ с приложенными к ним учебными планами, вышли с предложением найти возможность увеличить сроки прохождения учебной и производственной практики. Такое увеличение сроков прохождения учебной и производственной практики может положительно решить проблему трудоустройства, так как, работая непосредственно на предприятиях работодателей и проявив себя с лучшей стороны, обучающиеся могут устроиться в дальнейшем на работу.

В настоящее время эту проблему можно решить, только разработав собственные образовательные стандарты.

Список литературы:

1. Егоров И. И. О подготовке специалистов с высшим образованием для АБК РС (Я) и федеральном эксперименте по созданию новой специальности «Технология обработки драгоценных камней и металлов» // Материалы научно-практической конференции «Алмазы, золото, самоцветы: подготовка кадров, наука, обработка», 1-2 июня 2005 г. С.20-25.

2. Егоров И.И., Емельянова М.А. О разработке ФГОС ВПО 3 поколения экспериментальной специальности 261002 «Технология обработки драгоценных камней и металлов». // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Инновационное обеспечение образовательной деятельности вуза». Секция 2. Совершенствование учебно-методического и дидактического обеспечения учебного процесса. Якутск, 2008, С. 91.

3. Общие принципы организации деятельности по разработке и введению в действие самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов высшего профессионального образовании в СВФУ им. М. К. Аммосова // Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры. Москва. - 2011.

4. Красильников Д.А. Особенности производственной практики студентов специальности 261002 «Технология обработки драгоценных камней и металлов» // Материа-

лы учебно-методической конференции ФТИ «О ведении в учебный процесс болонских принципов». Якутск, 5 февраля 2009. - С. 43-45.

List of references:

1. Egorov I. I. About preparation of experts with higher education for АБК РС (Я) and federal experiment on creation of a new speciality «Technology of processing of jewels and metals» // Materials of scientifically-practical conference « Diamonds, gold, semi-precious stones: a professional training, a science, processing on June, 1-2st, 2005 P.20-25

2. Egorov I.I., Emeljanova М.А. About development ФГОС ВПО of 3 generations of an experimental speciality 261002 « Technology of processing of jewels and metals ». // Materials of interuniversity scientifically-practical conference « Innovative maintenance of educational activity of high school » Section 2 Perfection UMK and didactic maintenance of educational process. Yakutsk, 2008, P. 91.

3. The general principles of the organization of activity on development and introduction in action of independently established educational standards of the maximum professional formation in Northeast federal university it. M.K. Ammosov's // Agency on public control of quality of formation and progress of career. Moscow.-2011.

4. Krasilnikov D.A.feature of an industrial practice of students of a speciality 261002 « Technology of processing of jewels and metals » // Materials of UMK FTI « About conducting in educational process болонских principles » Yakutsk on February, 5th 2009. - P. 43-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.