Научная статья на тему 'Компетентностный подход в формировании междисциплинарных связей в подготовке бакалавров по профилю «Технология обработки драгоценных камней и металлов»'

Компетентностный подход в формировании междисциплинарных связей в подготовке бакалавров по профилю «Технология обработки драгоценных камней и металлов» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР / BACHELOR / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATIONS / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ДИСЦИПЛИНЫ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / CURRICULUM / БАЗОВАЯ ЧАСТЬ / VARIABLE PART / ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFILE EDUCATION / DISCIPLINES / BASIC UNIT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова М. А., Дмитриева В. С., Красильников Д. А.

В статье рассматривается компетентностный подход в формировании междисциплинарных связей в подготовке бакалавров по профилю "Технология обработки драгоценных камней и металлов" в рамках направления 261000 "Технология художественной обработки материалов" в соответствии с Госстандартом высшего профессионального образования. Распределение компетенций по дисциплинам в соответствующих блоках дает возможность более широко подойти к проблеме подготовки бакалавров, которые бы соответствовали требованиям современного рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянова М. А., Дмитриева В. С., Красильников Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-BASED APPROACH IN THE FORMATION OF INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION IN THE BACHELORS ON THE PROFILE "TECHNOLOGY OF PRECIOUS STONES AND METALS"

The article deals with the competence approach in the formation of interdisciplinary communication in the bachelors on the profile "Technology of precious stones and metals" in the direction of 261 000 "Technology artistic processing of materials," according to the State Standard of Higher Professional Education. The distribution of competences in the disciplines in the corresponding blocks allows a broader approach to the problem of bachelor, which would meet the requirements of the modern labor market.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в формировании междисциплинарных связей в подготовке бакалавров по профилю «Технология обработки драгоценных камней и металлов»»



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 671.12

М.А. Емельянова

канд. техн. наук, доцент, кафедра «Технология обработки

драгоценных камней и металлов», ФГАУ ВПО «Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»

канд. экон. наук, доцент, кафедра «Технология обработки

драгоценных камней и металлов», ФГАУ ВПО «Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»

ст. преподаватель, кафедра «Технология обработки драгоценных камней и металлов», ФГАУ ВПО «Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ И МЕТАЛЛОВ»

Аннотация. В статье рассматривается компетентностный подход в формировании междисциплинарных связей в подготовке бакалавров по профилю "Технология обработки драгоценных камней и металлов" в рамках направления 261000 "Технология художественной обработки материалов" в соответствии с Госстандартом высшего профессионального образования. Распределение компетенций по дисциплинам в соответствующих блоках дает возможность более широко подойти к проблеме подготовки бакалавров, которые бы соответствовали требованиям современного рынка труда.

Ключевые слова: бакалавр, междисциплинарные связи, профессионализм, компетентность, дисциплины, учебный план, базовая часть, вариативная часть, профильное образование.

M.A. Ете!уапоуа, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov V.S. Dmitrieva, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov D.A. Krasilnikov, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov

COMPETENCE-BASED APPROACH IN THE FORMATION OF INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION IN THE BACHELORS ON THE PROFILE "TECHNOLOGY OF PRECIOUS STONES AND METALS"

Abstract. The article deals with the competence approach in the formation of interdisciplinary communication in the bachelors on the profile "Technology of precious stones and metals" in the direction of 261 000 "Technology artistic processing of materials," according to the State Standard of Higher Professional Education. The distribution of competences in the disciplines in the corresponding blocks allows a broader approach to the problem of bachelor, which would meet the requirements of the modern labor market.

Keywords: bachelor, interdisciplinary communications, professionalism, competence, disciplines, curriculum, basic unit, variable part, profile education.

На кафедре «Технология обработки драгоценных камней и металлов» Физико-технического института Северо-восточного Федерального университета уже второй год идет подготовка бакалавров по профилю «Технология обработки драгоценных камней

В.С. Дмитриева

Д.А. Красильников

и металлов» для алмазогранильного и ювелирного производства Республики Саха (Якутии). В рабочем учебном плане, обеспечивающем учебный процесс по подготовке бакалавров мы выделили три блока:

- гуманитарный, социальный и экономический цикл (Б1);

- математический и естественнонаучный цикл (Б2);

- профессиональный цикл (Б3).

В каждом блоке рассматривается как базовая часть, так и вариативная. В базовой части даются дисциплины, которые определены Госстандартом высшего профессионального образования по данному профилю уже со своими компетенциями. Дополнительные профессионально специализированные компетенции были разработаны по заказу работодателей и соответствовали узкой специализации:

- технолог гранильного производства;

- технолог ювелирного дела;

- технолог камнерезного дела.

Совокупность компетенций дает возможность смоделировать профессиональную деятельность выпускника.

В настоящее время такая модель предложена и обоснованна А.А. Вербицким и В.Т. Тенищевой и получила название интегративно-контекстной [1]. Концептуальную основу этой модели образует контекстное обучение, сближающее учебно-познавательную и будущую профессиональную деятельность бакалавра и особую роль в этом играют междисциплинарные связи [2, 3].

При разработке учебных рабочих программ дисциплин перед нами встала задача, как распределить компетенции по дисциплинам, чтобы они в полной мере отразили знания, умения и навыки прописанные в Госстандарте высшего профессионального образования по профилю «Технология обработки драгоценных камней и металлов».

Рассмотрим гуманитарный, социальный и экономический цикл (Б1).

Как видно из таблицы по Б1 полностью задействованы общекультурные компетенции ОК1-ОК12. Из общенаучных компетенций (ОНК) были выбраны только три -ОНК1, ОНК2 и ОНК11. Инструментальные компетенции рассматриваются только в вариативной части - блок экономических дисциплин. И только две профессиональные компетенции (ПК) ПК17 и ПК18 прописаны в рабочих программах дисциплины «Маркетинг и менеджмент».

Если рассмотреть дисциплины базовой части Б1, то между собой связано не более двух дисциплин, например:

ОК1 (история и культурология),

ОК2 (история и правоведение) и т. д.

Такую же картину распределение компетенций можно наблюдать и дисциплин региональной компоненты Р1.01 и Р1.02 и вариативной части В1.01 и В1.02.

Это объясняется тем, что данные дисциплины связаны одними компетенциями и составляют определенный модуль (рис. 1)

Такие же матрицы были сформированы для блоков (Б2) математический и естественнонаучный цикл и (Б3) профессиональный цикл. В данном случае уже больше рассматриваются общенаучные, инструментальные и профессиональные компетенции.

Компетенции охватывают уже более двух трех дисциплин, например ОНК1 Б2 (математика, физика, химия, механика, информатика) или ОНК3, ИК4, ИК5 Б2 (Компьютерная обработка драгоценных камней и металлов, основы программирования, программное обеспечение, компьютерное моделирование и дизайн и т. д.).

Междисциплинарные связи, представленные в таком виде, расширяют образовательное пространство, создают своего рода виртуальную учебную междисциплинарную лабораторию, в которой бакалавр, многократно применяя знания по каждой дисциплине в новых условиях, за рамками самой дисциплины, развивает умение применять знания и в профессиональной деятельности.

Помимо учебного процесса по ГОС ВПО по данному профилю предусмотрены практика, научно-исследовательская работа и итоговая государственная аттестация. Надо полагать, что в реализации данных циклов должны участвовать все компетенции, независимо от направления, так как они являются итоговыми.

Таким образом, прописанные в ГОС ВПО компетенции, полностью отражают специфику данного направления и позволяют более целенаправленно подготавливать бакалавров к будущей профессиональной деятельности.

Список литературы:

1. Вербицкий А.А., Тенищева В.Ф. Иноязычные компетенции как компонент общей профессиональной компетенции инженера: проблемы формирования // Высшее образование сегодня. М.: 2007. № 12. С. 27-31.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М. Высшая школа, 1991. 207 с.

3. Вербицкий А.А. Контекстное обучение в компетентностном подходе // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 39-46.

4. ГОС ВПО 2 поколения по направлению 261000 «Технология художественной обработки материалов» по подготовке специалистов по специальности 261002 «Технологии обработки драгоценных камней и металлов».

5. ФГОС ВПО 3 поколения по направлению 261400 «Технология художественной обработки материалов» по подготовке специалистов по специальности 261002 «Технологии обработки драгоценных камней и металлов».

List of references:

1. Verbitskiy A.A., Tenishcheva V.F. Inoyazychnye kompetentsii kak komponent obshchey profes-sional'noy kompetentsii inzhenera: problemy formirovaniya // Vysshee obrazovanie segodnya. M.: 2007. № 12. P. 27-31.

2. Verbitskiy A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshey shkole: kontekstnyy podkhod. M. Vysshaya shkola, 1991. 207 p.

3. Verbitskiy A.A. Kontekstnoe obuchenie v kompetentnostnom podkhode // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2006. № 11. P. 39-46.

4. GOS VPO 2 pokoleniya po napravleniyu 261000 «Tekhnologiya khudozhestvennoy obrabotki materialov» po podgotovke spetsialistov po spetsial'nosti 261002 «Tekhnologii obrabotki dragotsennykh kamney i metallov».

5. FGOS VPO 3 pokoleniya po napravleniyu 261400 «Tekhnologiya khudozhestvennoy obrabotki materialov» po podgotovke spetsialistov po spetsial'nosti 261002 «Tekhnologii obrabotki dragotsennykh kamney i metallov».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.