Научная статья на тему 'Этнокультурные ценности студенческой молодёжи как социальное явление'

Этнокультурные ценности студенческой молодёжи как социальное явление Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / СТУДЕНТЫ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ / ETHNOCULTURAL VALUES / FORMATION OF ETHNOCULTURAL VALUES / STUDENTS / STUDENT YOUTH / SOCIAL FHENOMENON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабарыкина Наталья Владимировна

В данной статье раскрывается актуальность задачи формирования и развития этнокультурных ценностей в среде студенческой молодёжи, являющейся одной из важных образовательных задач, стоящих перед системой высшего профессионального образования в России, рассматриваются государственные нормативные акты, касающиеся основной проблемы исследования и её актуальности, подчёркивающие её значимость на современном этапе развития российского общества. Раскрываются сущностные характеристики терминов "этнокультурные ценности", приводятся примеры существующих этнокультурных ценностей. Также рассматриваются определения термина "социальное явление" и другие смежные понятия. На основании проведённого исследования делается вывод о том, что формирование и развитие этнокультурных ценностей в среде студенческой молодёжи способствует сохранению, распространению и развитию данных ценностей как социального явления, повышению уровня духовности современного общества, нравственному воспитанию студенческой молодёжи, гармоничному развитию личности студента, укреплению духовного единства между различными народами, проживающими на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethno-cultural values of students as a social phenomenon

In this article reveals the relevance tasks of formation and development ethno-cultural values among student youth, one of the important educational tasks, facing the system higher vocational education in Russia, state normative acts are considered, concerning the main problem of research and its relevance, emphasizing its importance at the present time development of Russian society. The essence characteristics of the terms are disclosed "ethno-cultural values", provides examples of existing ethno-cultural values. It also discusses definition of the term "social fhenomenon" and others related concepts. On the basics of the conducted research concludes about the fact, that formation and development ethno-cultural values among students contributes to preservation, dissemination and development these values as a social phenomenon, increasing the level of spirituality in modern society, the moral upbringing of todays young people, the garmonius development of the students personality, the strengthening of spiritual unity among different peoples, residing on the territory of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные ценности студенческой молодёжи как социальное явление»

Google Формы позволяют создавать он-лайн-опросы я тесты, а также отправлять их другим пользователям (рис. 6, см. выше}. Для создания теста необходимо написать вопрос, выбирать тип ответа (выбор из нескольких вариантов, написание собственного}, предложить варианты ответов, скопировать ссылку обучаемому и ждать результаты в таблицах Google или прямо в форме. Готовый тест можно отправить электронной или встроить на свой сайт с помощью специального кода. Для более эффективной работы можно добавить бесплатный плагин Flubaroo, который автоматически проверяет ответы респондентов и ставит оценки по заданным критериям.

Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционные занятия ни только ничем не уступают классическим очным урокам, но и во многом превосходят их и большинство репетиторов и учащихся, попробовав занятие он-

лайн больше не возвращаются к обычным урокам.

Примечания:

1. Шопин A.B., Бучацкий П. Ю. Электронная информационно-образовательная среда Адыгейского государственного университета // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно математические и техничес кие науки.-2015.-(154).-С. 147-150.

2. АлеКса нян ГА,, Сидорова Г .Д. Дистанционное обучение как фактор расширения информационно-образовательной среды // Конференциум АСОУ; сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций.-2017.-WM.-С. 258-262.

3. Газизова Э.Ю., Иващенко Е.В., Горовенко Л.А. Анализ средств технической поддержки процесса обучения математике в школе И Прикладные вопросы точных наук: материалы [ Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей. - Армавир : Типография имени Г. Скорины, 2017. -С. 278-282. «LIBRARY Ю: 30494740

ETHNO CUL TURAl. VALUES OF STUDENTS AS A SOCIAL PHENOMENON

Babarykina Natalia Vladimirovna, Postgraduate student. Senior Lecturer, Altay State Institute of Culture, Barnaul

In this article reveals the relevance tasks of formation and development ethno-cultural values among student youth, one of the important educational tasks, facing the system higher vocational education in Russia, state normative acts are considered, concerning the main problem of research and its relevance, emphasizing its importance at the present time development of Russian society The essence characteristics of the terms are disclosed "ethno-cultural values", provides examples of existing ethno-cultural values, it also discusses definition of the term "social fhenomenon" and others related concepts. On the basics of the conducted research concludes about the fact, that formation and development ethno cultural values among students contributes to preservation, dissemination and development these values as a social phenomenon, increasing the level of spirituality in modern society, the moral upbringing of todays young people, the garmonius development of the students personality, the strengthening of spiritual unity among different peoples, residing on the territory of the Russian Federation.

Keywords; ethnocultural values; formation of ethnocultural values; students; student youth; social fhenomenon.

УДК 379.821 ВАК РФ 13,00,05

& Бабарыкина Hfl, 2019

БАБАРЫКИНА Наталья Владимировна, аспирант, с тарший преподава тель, Алтайский государе г венный институт культуры, Барнаул

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

В данной статье раскрывается актуальность задачи формирования и развития этнокультурных ценностей в среде студенческой молодёжи, являющейся одной из важных образовательных задач, стоящих перед системой высшего профессионального образования в России, рассматриваются государственные нормативные акты, касающиеся основной проблемы исследования и её актуальности, подчёркивающие её значимость на современном этапе развития российского общества. Раскрываются сущностные характеристики терминов "этнокультурные ценности" приводятся примеры существующих этнокультурных ценностей. Также рассматриваются определения термина "социальное явление" и другие смежные понятия. На основании проведённого исследования делается вывод о том, что формирование и развитие этнокультурных ценностей в среде студенческой молодёжи способствует сохранению, распространению и развитию данных ценностей как социального явления, повыше нию уровня духовности современного общества, нравственному воспитанию студенческой молодёжи, гармоничному развитию личности студента, укреплению духовного единства между различными народами, проживающими на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: этнокультурные ценности; формирование этнокультурных ценностей; студенты; студенческая молодёжь; социальное явление.

ß современной педагогической науке проблема формирования и развития этнокультурных ценностей студенческой молодёжи занимает одно из важнейших мест. К сожалению, в настоящее время в молодёжной студенческой среде отмечается недостаточный интерес к изучению своей этнической культуры, что постепенно может приводить к исчезновению этнокультурных ценностей. Основная проблема здесь состоит во влиянии активно развивающегося технократического характера современных социумов, увеличивающаяся оринтация современныхлюдей на материальные факторы жизнедеятельности и уменьшение роли духовных ценностей в их жизни.

Согласно со Стратегией государственной национальной политики до 2025 года, приоритетными направлениями национальной политики в этот временной период являются всесторонняя поддержка развития этнокультурных ценностей и этнокультурного многообразия народов, проживающих на территории России, содействия в укреплении их единства и духовной общности. Данные направления должны учитываться также и при определении характера процесса обучения и воспитания студенческой молодёжи в учреждениях высшего профессионального образования [8].

Студенческая молодёжь является одной из наиболее крупных, активных и значимых социальных групп современного российского общества, принимающих самое непосредственное участие во всех социальных процессах, Поэтому существует определённая зависимость между ценностями и менталитетом современной студенческой молодёжи и процессами развития российского общества в социальном, культурном, политическом и других направлениях.

Как отмечают многие современные российские исследователи (Р.Б. Годжиева, O.A. Гущина, Г.П. Иванова, Е.С. Самойлова, H.A. Шагаева, Х.Д. Ооржак), формирование и развитие этнокультурных ценностей в молодёжной среде является на сегодняшний день одной из важнейших государственных задач в сфере высшего профессионального образования. Также данными учеными отмечается имеющаяся тесная связь между уровнем развития этнокультурных ценностей в студенческой молодёжной среде и нравственным воспитанием личности, указывается на богатый нравственный потенциал этнокультурных ценностей (2,3, 5,9,10).

Развивая и поддерживая данную мысль в контексте нашего исследования, мы видим пе-

риод обучения студенческой молодёжи в высшем учебном заведении вполне актуальным для формирования и развития этнокультурных ценностей и дальнейшего нравственного и духовного становления личности и ее позитивных социальных характеристик.

В настоящее время наблюдается увеличение числа студентов, получающих образование в других странах, растёт мобильность студенческой молодёжи в большинстве стран. Это закономерно приводит к увеличению количества молодых людей, проживающих длительное время на территории других этносов и тесно соприкасающихся с их этнической культурой. Кроме того, в этом случае каждый иностранный студент сам является носителем этнокультурных ценностей собственного народа.

Этнокультурные ценности как социальное явление обладают значительным потенциалом:: в области преодоления социальных проблем, вызванных понижением уровня духовности современного общества и его нарастающей глобализацией.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что решение задачи формирования и развития этнокультурных ценностей в среде студенческой молодежи можно значительно ускорить и усовершенствовать путём более глубокого и детального изучения научных и терминологических аспектов этого социального явления.

Научное рассмотрение социального явления "этнокультурные ценности студенческой молодёжи" требует уточнения сущностной характеристики базового понятия "этнокультурные ценности".

А.Я. Флиер определяет понятие "этнокультурные ценности" как "совокупность культурных традиций этноса, которые выделяются са-мим этносом в качестве специфичных, маскирующих его исторической и культурное своеобразие, черт" [3, с. 21 ].

A.A. Крылов [5, с. 54] определяет этнокультурные ценности как "установки (идеи, понятия, смыслы), которые не зависят от конкретного человека, а определяются культурой и разделяются всеми людьми, принадлежащими к данному полю"

Е.С. Самойлова, исследуя проблему формирования этнокультурных ценностей в современной педагогике, даёт своё определение понятию "этнокультурные ценности"-это" совокупность духовных ценностей, проявляющихся в определённых материальных объектах, нормах общественного поведения и в

СП

о

CXJ

-0 X

Q з:

со

СУ

ел

-Z.

S

11

LH

s ^

ü LH

<

d

LH

самоотождествлении субъекта с определённой этнокультурой" [5, с. 55].

Понятие "этнокуяьтура" трактуется как "совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определённый уровень развития общества, включает в себя материальную и духовную культуру: в более узком смысле слова термин "культура" относят к духовной сфере жизнилюдей" [10, с 12].

Термин "этническая культура" также можно определить как культуру субъектов, связанных между собой общим происхождением, совместным ведением жизнедеятельности, местом проживания, отдельным социальным пространством {этнической группой). Вданной этнической группе доминируют определённые традиции, обычаи, менталитет, передающийся из поколения в поколение, которые и являются составной частью этнической культуры.

Этническая культура, являясь многогранным явлением, состоит из культурных структур и элементов, отражающих специфику данной этнической группы и имеет этноин-тегрирующее и этнодифференцирующее значение [2].

Представляющее определённый интерес в контексте данной статьи понятие "ценность" определяется как "предметы, явления и их свойства, способные удовлетворить потребности социума и каждого конкретного человека, и, с другой стороны - суждение, связанное с оценкой существующего предмета и явления" [4, с. 125].

С точки зрения социологии понятие "ценность" определяется как набор всевозможных стандартов, эталонов, норм и образцов социального поведения как объектов мотивации и ориентации личности в социальном пространстве. Как социальное явление, любой общепринятый и общезначимый предмет или явление уже попадает под категорию "ценности". Ценности как социальное явление выступают в роли регуляторных механизмов общества и являются элементами общественного сознания и общественной культуры.

И.А. Шагаева считает, что образование выполняет культуросберегающую функцию и является частью культуры, взаимодействующей с остальными ее компонентами и влияющей на её сохранение и развитие. "От ориентации системы высшего образования на этнокульту-ру как интегративный компонент зависит расширение, углубление и принятие объектом образовательного процесса общечеловеческих ценностей, воспитание чувства принадлежно-

сти к своему народу, максимальное использование этнокультурного опыта" [9, с, 94].

По мнению многих исследователей, система высшего профессионального образования обладает значительным потенциалом для формирования и развития этнокультурных ценностей в среде студенческой молодёжи (Г,Н. Волков, Р,Б, Годжиева, O.A. Гущина, Г.П. Иванова, Е.С. Самойлова, Х.Д. Ооржак, H.H. Широкова и ДР-)

Этнокультурные ценности как социальное явление передаются людьми из поколения в поколение и находят отражение в традициях, религии, обрядах, национальном творчестве, праздниках и исторических событиях, музыке, различных видах искусства, специфике обучения и воспитания и т. д. В этом смысле этнокультурные ценности представляют собой некий морально-нравственный эталон, образец личности и её поведения с точки зрения данного этноса и его культуры.

Поскольку любая этническая группа представляет собой некую совокупность стереотипов поведения (традиции, обычаи, обряды и тд.) определённого количества (группы) людей, данное поведение и определяет формы, способы и средства национального обучения и воспитания, которые в большинстве научных источников характеризуются термином "этническая педагогика".

Г,Н. Волков определяет этнопедагогику как науку, изучающую процессы взаимодействия и воздействия социума на личность, в ходе чего личность развивается, обучается и воспитывается, усваивает различные социальные ценности, социальный опыт и нормы поведения. Этнопедагогика собирает, обобщает и систематизирует народные знания в области обучения и воспитания подрастающего поколения, находящиеся в различных религиозных аспектах, сказках, былинах, притчах, песнях, пословицах, поговорках, загадках, общественном укладе данной социальной группы, т. е. все педагогические возможности, оказывающие влияние на процесс формирования этнокультурных ценностей человека.

По мысли Г.А. Станчинского, этническая педагогика является отраслью педагогической науки, исследующей, обобщающей, система тезирующей и использующей опыт предыдущих поколений в процессе обучения и воспитания поколений последующих [7].

Анализируя данные определения, можно сделать вывод о том, что этнокультурные ценности - это системное понятие, имеющее тесную связь со следующими науками: философи-

ей, социологией, историей, культурологией, этнологией.

Используемый в нашей работе термин "социальное явление" определяется социологическим справочником как "элемент социальной реальности, обладающий всей полнотой социальных свойств и признаков; всё то в социальной действительности, что обнаруживает себя, является социальнымявлением" [6, с. 132].

Таким образом, исходя из вышесказанного, к социальным явлениям можно отнести и этнокультурные ценности как важный духовный продукт человеческой интеллектуальной деятельности.

Таким образом, актуальность задачи формирования и развития этнокультурных ценностей в среде студенческой молодёжи как социального явления продиктована приоритетными направлениями Стратегии государственной политики в современный период развития российского общества, необходимостью совершенствования нравственного воспитания личности студентов, преодоления социальных проблем, связанных с понижением уровня духовности общества.

Использование этнокультурных ценностей в обучении и воспитании студенческой молодёжи будет способствовать формированию правильного сточки зрения социума мировоззрения личности, её менталитета и гражданской позиции, этнического самосознания.

Примечания:

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. - М. | Академия,2000,- 168 с.

2. Годжиееа Р.Б. Роль ценностей этнокультуры в формировании мировоззренчески-нравственной культуры современного студента // Моя«» Дой ученый. - 2015. - № S - С. 750-752.

3. Гущина О. А. Педагогические условия формирования этнокультурных ценностей у будущих психологов в системе вузовского образования : автореф.... канд. пед. наук /OA. Гущина. Чувашек, гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. - Чебоксары, 2006. -24 с.

4. Иванова Г. П., Широкова, H. Н. Формирование этнокультурных ценностей у иностранных студентов е контексте социокультурной адаптации // Сборник материалов научно-практической конференции.-МГПУ, 2017. -С. 124-125.

5. Самойлова Е, С Проблема формирования эт некультурных ценностей в современной педагогической науке // Педагогической образование в России, - Изд-воУрПУ, 2018. N9 2,-С 54-56.

6. Социологический энциклопедический словарь; на русском, английском, немецком и французском языках / под ред. Г. В. Осипова. - М. : НОРМА, 2000.-488 с.

7. Станчинский Г. А, Теоретические основы этни ческой педагогики : дис,... докт. пед. наук. - СПб., 1998.-443 с.

8. "Стратегия государственной политики Российской Федерации до 2025 года" [Электронный ре сурс] // Гарант.ру: [веб-сайт] - Электрон, дан.; URL http://static.goverriment.ru/media/files/ 8qgYUwwzHUxzVkH1isKAËrTx2dË4g0ws,pdf,

9. Шагаева H. А. Формирование этнокультурной компетентности студента : дис.... канд. пед. наук / Н. А. Шагаева, - Элиста, 2006. - 150 с.

10. Ооржак X. Д. Этническая культура и ценностные ориентации студентов (на материале республики Тыва) (Электронный ресурс] / X. Д. Ооржак, С. Я. Ооржак: Научный электронный архив, URL:http://econf/.rae.ru/artic!e/7003.

СП

о

CXJ

-О =t

Q s:

со eu

Ol

-Z.

i

13

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF NATIONAL GAMES IN PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN

Badmaev EduardBorisovich, Undergraduate student

BachaevDzhangar Viktorovich, Undergraduate student

Appaeva Yalman Borisorna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor

Faculty of Pedagogical Education and Biology, Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, Elista, Republic of Kalmyk

in our research we study major features and need of use of national mobile games in the practice of physical education of students in Republik Kalmykia. The analysis of the national mobile games was conducted in pedagogical literature, classification of Kalmyk national games was made according to the physical development and taking into according to the physical development and taking into account their pedagogical potential.

Keywords; national games; education physical; pedagogy; ethnoledagogy; educational activity.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

В статье рассматриваются особенности и необходимость использования на родных подвижных игр в практике физического воспитания обучающихся Республики Калмыкия. Проведен анализ народных подвижных игр в педагогической литературе, представлена классификация калмыцких национальных игр

УДК 37.037.1 ВАК РФ 13.00.04

О БадмаевЭ.Б., 2019 ФБачаевД,В„2019 @АппаеваЯ,Б„ 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.