УДК 379.821
Babarykina N.V., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul Russia), E-mail: www.n.babarykina@mail.ru
THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS IN INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION. The article discusses a problem of how to form and develop ethno-cultural competence in students in the process of training in institutions of higher vocational education. On the basis of the analysis of earlier published researches on the given problem the conclusion about is actuality and prospect is made in the modern educational process, the current state of the problems elaboration in theory and practice is clarified, essential characteristics of the basics concept of "ethno-cultural competence" is given a copyright, generalized definition of the concept. The main features of the ethno-cultural competence are considered, necessary results of formation and development of ethno-cultural competence in the environment of students, received in the course of education in the university, conclusions about necessity of use of methods to develop ethno-cultural competence in the educational process of universities are made.
Key words: ethno-cultural competence, formation and development ethno-cultural competence, students, student youth, institution of higher education.
Н.В. Бабарыкина, ст. преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: www.n.babarykina@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается проблема формирования и развития этнокультурной компетентности студенческой молодёжи в процессе обучения в учреждениях высшего профессионального образования. На основе анализа ранее опубликованных исследований по данной проблеме делается вывод о её актуальности и перспективности в современном образовательном процессе, уточняются текущее состояние разработанности проблемы в теории и практике, сущностные характеристики базового понятия «этнокультурная компетентность», даётся авторское, обобщенное определение понятия. Рассматриваются основные признаки понятия «этнокультурная компетентность», необходимые результаты формирования и развития этнокультурной компетентности в среде студенческой молодёжи, полученные в процессе обучения в вузе, делаются выводы о необходимости применения методик формирования и развития этнокультурной компетентности студентов в учебном и воспитательном процессе вузов.
Ключевые слова: этнокультурная компетентность, формирование и развитие этнокультурной компетентности, студенты, студенческая молодёжь, учреждение высшего образования.
В современной системе высшего профессионального образования в России проблема формирования и развития этнокультурной компетентности студенческой молодёжи занимает одно из важнейших мест К сожалению, в настоящее время в молодёжной студенческой среде отмечается недостаточный интерес к изучению своей этнической культуры, что постепенно может приводить к исчезновению этнокультурных ценностей. Основная проблема здесь состоит во влиянии активно развивающегося технократического характера современных социумов, увеличивающаяся ориентация современных людей на материальные факторы жизнедеятельности и уменьшение роли духовных ценностей в их жизни.
Студенческая молодёжь является одной из наиболее крупных, активных и значимых социальных групп современного российского общества, принимающих самое непосредственное участие во всех социальных процессах. Поэтому существует определённая зависимость между ценностями и менталитетом современной студенческой молодёжи и процессами развития российского общества в социальном, культурном, политическом и других направлениях.
Как отмечают многие современные российские исследователи (Р.Б. Год-жиева, О.А. Гущина, ГП. Иванова, А.Б. Панькина, Н.А. Шагаева, Х.Д. Ооржак), формирование и развитие этнокультурных ценностей в молодёжной среде является на сегодняшний день одной из важнейших государственных задач в сфере высшего профессионального образования. Также данными учёными отмечается имеющаяся тесная связь между уровнем развития этнокультурной компетентности в студенческой молодёжной среде и нравственным воспитанием личности, указывается на богатый нравственный потенциал этнокультурных ценностей, который необходимо использовать в образовательном и воспитательном процессах [1; 2; 3].
Развивая и поддерживая мысль данных учёных в контексте нашего исследования, мы также видим период обучения студенческой молодёжи в высшем учебном заведении вполне актуальным для формирования и развития этнокультурной компетентности и, как следствие, дальнейшего нравственного и духовного становления личности и её позитивных социальных характеристик.
Этнокультурная компетентность как социальное явление обладает значительным потенциалом в области преодоления множества социальных проблем, вызванных понижением уровня духовности современного общества и его нарастающей глобализацией.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что решение задачи формирования и развития этнокультурной компетентности в среде студенческой молодёжи в процессе обучения в учреждениях высшего образования можно значительно ускорить и усовершенствовать путём более глубокого и детального изучения научных и терминологических аспектов этого социального явления.
Научное рассмотрение проблем формирования и развития этнокультурной компетентности студенческой молодёжи в учреждениях высшего образования требует уточнения сущностной характеристики базового понятия «этнокультурная компетентность».
А.Б. Афанасьева предлагает авторское определение понятия «этнокультурная компетентность» - это «интегральное свойство личности, выражающееся в совокупности представлений, знаниях в области родной и неродной этнокуль-туры, опыте овладевания этнокультурными ценностями, что в итоге проявляет-
ся в умениях, навыках, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде» [4, с. 81.]
В исследованиях многих отечественных учёных (Н.Г Арзамасцевой, О.А. Гущиной, Н.М. Лебедева, В.Г Рощупкина, С.Н. Фёдоровой и др.) также используется понятие «этнокультурная компетентность», под которой понимается некая характеристика личности человека, выражающаяся в наличии знаний и представлений о различных культурах, реализующихся через умения, навыки и модели поведения, способствующие формированию межэтнического взаимопонимания и взаимодействия [5; 6].
Этнокультурная компетентность понимается данными исследователями как свойство личности, выражающееся в наличии:
- совокупности представлений, знаний о различных этнических культурах, культурных потребностях, интересах, обрядах, традициях, праздниках, фольклоре;
- знание особенностей национального самосознания, межнациональных установок, проблем языковых взаимодействий;
- знание приёмов и способов личностно-ориентированного позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, способов саморегуляции и самоуправления эмоциональным состоянием, поведения в сложных жизненных ситуациях [7; 8].
Анализируя данные определения, можно сделать вывод о том, что этнокультурная компетентность - это системное понятие, не имеющее единого четкого определения в научной литературе, но достаточно тесно связанное со следующими науками: философией, социологией, педагогикой, психологией, культурологией, этнологией и т. д.
Определённый интерес для нашего исследования представляет определение понятия «этнокультурная компетентность» в педагогическом контексте: «Этнокультурная компетентность - это деятельностный параметр педагога. Личность, овладевшая этнокультурной компетентностью, имеет определённые навыки ориентироваться в жизненной ситуации адекватно, достойно, благородно, обладая свойствами высокой морали, неся ответственность за свою этнокультурную компетентность» [9, с. 32].
Анализируя и обобщая указанные выше понятия, можно сделать вывод, что этнокультурная компетентность проявляется в определённой манере поведения по отношению к родной культуре или к культуре в местах проживания какой-либо этнической группы, помогающая личности быть более адекватным, адаптированным и гармоничным в глазах представителей данного социума.
В.А. Барадулин, П.П. Блонский, И.П. Волков, В.В. Лоренц, Б.М. Неменский,
B.А. Сухомлинский в своих работах называли формирование и развитие традиционных этнокультурных ценностей важным компонентом образовательного процесса на всех его ступенях, эффективным средством воспитания личности. Развитие образовательного процесса на основе формирования этнокультурной компетентности раскрывается в исследованиях А.Б. Афанасьевой, Э.М. Джани-бековой, Е.Я. Коган, Е.А. Ленской, А.А. Пинского, Т.В. Поштарёвой, З.М. Урусовой,
C.Н. Фёдоровой, Н.А. Шагаевой и др. В диссертационных исследованиях Е.В. Алексеева, Т.Ю. Баутрук, Н.А. Горяевой, М.М. Дараган, Т.С. Комаровой, С.Н. Новикова, А.С. Хворостова, С.Н. Фёдоровой, Н.А. Шагаевой и др. рас-
сматривается влияние ценностей этнокультуры на профессиональное и личностное становление студенческой молодёжи в процессе обучения в вузе.
Н.А. Шагаева считает, что образование выполняет культуросберегаю-щую функцию и является частью культуры, взаимодействующей с остальными её компонентами и влияющей на её сохранение и развитие. «От ориентации системы высшего образования на этнокультуру как интегративный компонент зависит расширение, углубление и принятие объектом образовательного процесса общечеловеческих ценностей, воспитание чувства принадлежности к своему народу, максимальное использование этнокультурного опыта» [10, с. 94].
По мнению многих исследователей (ПН. Волков, РБ. Поджиева, О.А. Гущина, ПП. Иванова, Е.С. Самойлова, Х.Д. Ооржак, Н.Н. Широкова и др.), система высшего профессионального образования в России на сегодняшний день обладает значительным потенциалом для формирования и развития этнокультурной компетентности в среде студенческой молодёжи.
Одним из важнейших результатов, определяющих эффективность процесса обучения студенческой молодёжи в учреждении высшего профессионального образования, на наш взгляд, должно стать формирование и развитие таких параметров этнокультурной компетентности как:
- осознание общепринятых в данном социуме нормам нравственности и этнокультурными правилами поведения;
- знаниями в области процесса становления различных видов культур, способов освоения и передачи этнокультурного опыта из поколения в поколение;
- готовность к самореализации, самопознанию в культурном аспекте, освоению культурного пространства как средства гармонизации развития личности студента и его межличностных отношений;
- овладение способностью к полноценной устной и письменной коммуникации на родном и государственном языках;
- овладение психологическими и педагогическими способами анализа и оценки этнокультурных знаний;
Библиографический список
- осознание необходимости и сущностных характеристик информации в плане развития этнокультурного общества;
- осознание этнокультурных различий в процессе социокультурной адаптации.
Однако, несмотря на достаточно большое количество российских и зарубежных исследований по проблеме формирования этнокультурной компетентности студенческой молодёжи, в исследованиях существует определённая разобщенность теоретических идей и практических положений, связанных с определением и содержанием полиэтнического образовательного процесса, в ходе которого формируется и развивается этнокультурная компетентность студенческой молодёжи, в недостаточной степени выявлены педагогические условия формирования этнокультурной компетентности в процессе обучения в учреждении высшего профессионального образования, слабо определяются специфические качества полиэтнической образовательной среды. Также, на наш взгляд, отмечается недостаточное практическое использование этнокультурного потенциала в образовательном процессе многих учреждений высшего профессионального образования.
Таким образом, актуальность задачи формирования и развития этнокультурной компетентности в среде студенческой молодёжи в процессе обучения в учреждениях высшего профессионального образования продиктована приоритетными направлениями государственной политики Российской Федерации в современный период развития российского общества, необходимостью совершенствования нравственного воспитания личности студентов, преодоления социальных проблем, связанных с понижением уровня духовности общества, усилением миграционных и интеграционных процессов, нарастанием полиэтнич-ности российского общества.
Формирование и развитие этнокультурной компетентности в период обучения студенческой молодёжи в учреждениях высшего профессионального образования будет способствовать формированию правильного с точки зрения социума мировоззрения личности, её менталитета и гражданской позиции, этнического самосознания.
1. Годжиева РБ. Роль ценностей этнокультуры в формировании мировоззренчески-нравственной культуры современного студента. Молодой учёный. 2015; 3: 750 - 752.
2. Иванова ГП., Широкова Н.Н. Формирование этнокультурных ценностей у иностранных студентов в контексте социокультурной адаптации. Сборник материалов научно-практической конференции. МГПу 2017: 124 - 125.
3. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности: Уч. пособие для студентов. Москва: ООО «Большая медведица». Элиста. Калмыцкий гос. ун-т 2004.
4. Афанасьева А.Б. Формирование этнокультурной компетентности в системе высшего педагогического образования. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007; 4: 77 - 88.
5. Гущина О.А. Педагогические условия формирования этнокультурных ценностей у будущих психологов в системе вузовского образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Чебоксары, 2006.
6. Фёдорова С.Н. Формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2006.
7. Лоренц В.В. Особенности современного образовательного процесса в условиях поликультурного, полиэтнического общества. Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Москва, 2017.
8. Поштарёва Т.В. Формирование этнокультурной компетентности. Педагогика. 2005; 3: 35 - 42.
9. Урусова З.М., Джанибекова Э.М. Этнокультурная компетентность педагога. Вестник Майкопского государственного технологического университета. Майкоп, Изд-во МГТУ 2014; Вып. 3: 109 - 112.
10. Шагаева Н.А. Формирование этнокультурной компетентности студента. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Элиста, 2006.
References
1. Godzhieva R.B. Rol' cennostej 'etnokul'tury v formirovanii mirovozzrencheski-nravstvennoj kul'tury sovremennogo studenta. Molodoj uchenyj. 2015; 3: 750 - 752.
2. Ivanova G.P., Shirokova N.N. Formirovanie 'etnokul'turnyh cennostej u inostrannyh studentov v kontekste sociokul'turnoj adaptacii. Sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii. MGPU, 2017: 124 - 125.
3. Pan'kin A.B. Formirovanie 'etnokul'turnojlichnosti: Uch. posobie dlya studentov. Moskva: OOO «Bol'shaya medvedica». 'Elista. Kalmyckij gos. un-t. 2004.
4. Afanas'eva A.B. Formirovanie 'etnokul'turnoj kompetentnosti v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2007; 4: 77 - 88.
5. Guschina O.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya 'etnokul'turnyh cennostej u buduschih psihologov v sisteme vuzovskogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Cheboksary, 2006.
6. Fedorova S.N. Formirovanie 'etnokul'turnojkompetentnosti buduschih pedagogov. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.
7. Lorenc V.V. Osobennosti sovremennogo obrazovatel'nogo processa v usloviyah polikul'turnogo, poli'etnicheskogo obschestva. 'Etnokul'turnaya deyatel'nost' v sovremennyh obrazovatel'nyh organizaciyah i uchrezhdeniyah kul'tury: opyt, problemy, perspektivy: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2017.
8. Poshtareva T.V. Formirovanie 'etnokul'turnoj kompetentnosti. Pedagogika. 2005; 3: 35 - 42.
9. Urusova Z.M., Dzhanibekova 'E.M. 'Etnokul'turnaya kompetentnost' pedagoga. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. Majkop, Izd-vo MGTU, 2014; Vyp. 3: 109 - 112.
10. Shagaeva N.A. Formirovanie 'etnokul'turnojkompetentnosti studenta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. 'Elista, 2006.
Статья поступила в редакцию 04.06.19
УДК 371.13
Barabas A.A., Director of Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education (Chelyabinsk, Russia), E-mail: andrey.barabas@rcokio.ru
SPECIAL ASPECTS OF DEVELOPING THE GENERAL EDUCATION ORGANIZATION TEACHERS' READINESS FOR DESIGNING INTERNAL SYSTEM OF EDUCATION QUALITY ASSESSMENT. In the last decade, the Russian Federation is actively developing the unified system of education quality assessment (USEQA). The basis of the USEQA is the internal system of education quality assessment (ISEQA), which is formed by an educational organization. The results of the ISEQA should be reflected in the basic documents regulating the activities of any educational organization - basic educational programs and development program of educational organization. The results of the ISEQA are also important for the teachers' professional development. In this regard, these are skills for designing ISEQA and participation in implementing the diagnostic activities, analysis and interpretation of the diagnostics results that are important for a modern teacher. The article considers teacher's generalized work functions and professional competencies associated with assessment activities. The concept of the ISEQA is formulated, its