Научная статья на тему 'Мультикультурное образование и формирование этнокультурной компетентности студентов вуза'

Мультикультурное образование и формирование этнокультурной компетентности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ETHNO-CULTURAL COMPETENCE / МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ETHNIC TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонтьев М. Г.

В статье рассматриваются вопросы мультикультурного образования в системе высшего образования, условия формирования этнокультурной компетентности и этнической толерантности в студенческой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTICULTURAL EDUCATION AND FORMATION OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY

The questions of multicultural education in higher education system, the conditions of forming of ethno-cultural competence and ethnic tolerance among the students of the university are discussed in this article.

Текст научной работы на тему «Мультикультурное образование и формирование этнокультурной компетентности студентов вуза»

МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

MULTICULTURAL EDUCATION AND FORMATION OF ETHNO-CULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY

М.Г. Леонтьев M.G. Leontiev

ФГБОУ ВПО МГСУ

В статье рассматриваются вопросы мулътикулътурного образования в системе высшего образования, условия формирования этнокультурной компетентности и этнической толерантности в студенческой среде.

The questions of multicultural education in higher education system, the conditions of forming of ethno-cultural competence and ethnic tolerance among the students of the university are discussed in this article.

На современном этапе мирового развития видна амбивалентность процессов современной цивилизации: с одной стороны, рост тенденций унификации, а с другой -сохранение этнокультурного своеобразия народов. Сближение стран и народов, усиление их взаимосвязи и взаимодействия - характерная черта развития современного общества. Огромный, казавшийся раньше необъятным, мир, включающий в себя более двухсот стран и двух тысяч народов, превращается, по терминологии ЮНЕСКО, в глобальную деревню. Отсюда вытекает необходимость подготовки высококультурных и образованных специалистов, знающих и уважающих не только собственную культуру, но и культуру других этнических групп, способных сочетать национальные и международные интересы, жить и работать в полиэтнической среде.

Мультикультурное образование рассматривает вопросы, которые волнуют людей любой страны мира: проблемы расизма, дискриминации, толерантности, идентичности индивида, равных гражданских прав, мультикультурного разнообразия и др. Мультикультурное разнообразие проявляется не только в виде этнокультурной идентичности, но и в виде несправедливых социально-экономических различий, часто лежит в основе наиболее актуальных социальных и политических конфликтов нашего времени. Мультикультурное образование, в первую очередь, процесс, а не продукт. Это особый образ мышления, особое отношение и особый тип поведения в культурно-многообразной среде [4].

Кроме понятия «мультикультурное образование» в литературе используются и другие, близкие по смыслу понятия: кросскультурное, межкультурное, интеркультурное, поликультурное образование и др.

Мультикультурное образование рассматривается как важное направление современного образования, целью которого является формирование этнокультурной компетентности учащихся. Оно способствует приобщению учащихся к родной этнической культуре; усвоению знаний о культурах иных этнических общностей и их представи-

6/2011 мвВЕСТНИК

телях; осмыслению общего, особенного и единичного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию взаимной этнической толерантности и уважения к плюрализму; формированию готовности и умения жить в полиэтнической среде. Мультикультурное образование предполагает не только обучение и преподавание более чем на одном языке. Различаются представления о том, как языки конструируют мировоззрение людей; способы, которыми представители разных культур ищут информацию и истину. Даже воздерживаться или контролировать цивилизационные и культурные различия представители разных культур учатся по-разному [2].

В системе высшего образования России актуальность теоретической и практической разработки поликультурного образования обусловлена, по крайней мере, тремя серьёзными обстоятельствами. Во-первых, кризисом идей и опыта социалистического интернационального воспитания. Во-вторых, социально-демографическими сдвигами, вызванными массовым притоком беженцев и иммигрантов из стран СНГ. В-третьих, усилением процессов национально-культурного самоопределения народов Российской Федерации. В условиях сосуществования в стране различных типов цивилизаций требуется уделять гораздо больше внимания педагогическим аспектам проблем культурных различий.

Следует признать, что мультикультурное образование в Российской Федерации не является приоритетом в системе образования и педагогики. В политических декларациях и педагогических трудах содержатся призывы к воспитанию в духе мульти-культурализма, однако не всегда и не везде они внедряются в практику. Учёные-педагоги, преподаватели нередко замалчивают «неудобные вопросы», такие, как межэтнические конфликты, культурные предрассудки, национализм. Между тем, поликультурность человека социально детерминирована и подлежит воспитанию [3].

Условием реализации мультикультурного образования является мультиэтниче-ская образовательная среда, то есть, часть образовательной среды учебного заведения, представляющая собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей иноэтнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей [1].

Содержание мультикультурного образования строится вокруг социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; развития коммуникативных навыков; воспитания положительного отношения к диверсифицированному культурному окружению. Прогрессивные тенденции в развитии современного мультикультурного образования обусловлены: линией на модернизацию и демократизацию образования; диверсификацией и дифференциацией образования; гуманистической направленностью образования; использованием форм и методов обучения, повышающих активность, самодеятельность и самостоятельность студентов; опытно-экспериментальной деятельностью; педагогизацией новейших технических средств.

Процесс формирования этнокультурной компетентности неразрывно связан с феноменом этнической толерантности, так как именно она является инструментом, механизмом достижения межэтнического взаимодействия. Понятия «этнокультурная компетентность» и «этническая толерантность» взаимно дополняют друг друга и образуют единство. Обучение этнотолерантности - первый, начальный и очень важный уровень в развитии поликультурной личности. Этот уровень предполагает развитие у личности терпимости к культурным различиям и либерального отношения к ним. Поликультурность личности создаёт в каждом государстве необходимые предпосылки для формирования и укрепления единого образовательного поликультурного пространства [3]. Этническую толерантность необходимо внедрять в образовательную

среду, в её нравственную атмосферу, во все межличностные отношения, возникающие в процессе обучения.

Важным условием формирования этнокультурной компетентности является эт-нопедагогизация учебно-воспитательного процесса как инструмент для приобщения студентов к ценностям национальной и мировой культуры.

По данным исследований, проведённых в МГСУ, в которых участвовали студенты-экономисты, наиболее эффективными методами формирования этнокультурной компетентности являются активные методы обучения и воспитания: дискуссионные методы; наглядности; беседы и обсуждения; интервью с использованием методики «критического инцидента»; игровые методы; культурный ассимилятор или так называемая техника повышения межкультурной сензитивности, целями которой является развитие способности понимания жизненных ситуаций с точки зрения представителей другого этноса, видения мира с позиции другой культуры, облегчение межличностных контактов в инокультурном окружении.

С помощью тестов измерялись позитивные и негативные этнические ауто- и гетеро-стереотипы (методика этнических стереотипов Д. Катца и К. Брели), установки на межэтническое общение (методика «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой), восприятие социальной дистанции с представителями других этнических групп (шкала социальной дистанции Э. Богардуса). Позитивные изменения наблюдались по указанным социально-психологическим показателям и этнокультурной компетентности личности.

Литература

1. Гуров В.Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. М., Педагогическое общество России, 2004.

2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., Владос, 2004.

3. Супрунова Л. Л. Поликультурное образование в современной России // Magister. 2007. № 3, c. 79—81.

4. Banks J. A. Approaches to multicultural curriculum reform / J. A. Banks & C.A.M. Banks //Multicultural education: Issues and perspectives. Boston: Allyn & Bacon, 2001, p. 225-246.

References

1. Gurov V.N. The formation of a tolerant personality in a multiethnic educational environment. M., Moscow Pedagogical Society of Russia, 2004.

2. 2. Dzhurinsky A.N. The development of education in the modern world. M., Vlados, 2004.

3. 3. Suprunova L. Multicultural Education in Modern Russia // Magister. 2007. № 3, c. 79-81.

4. 4. Banks J. A. Approaches to multicultural curriculum reform / J. A. Banks & C.A.M. Banks // Multicultural education: Issues and perspectives. Boston: Allyn & Bacon, 2001, p. 225-246.

Ключевые слова: этнокультурная компетентность, мультикультурное образование, мульти-культурная образовательная среда, этническая толерантность.

Keywords: ethno-cultural competence, multicultural education, multicultural educational environment, ethnic tolerance.

Адрес: 117437Москва, Ярославское шоссе, д. 26, КМК, к. 512.

Тел.: (499)183-5474. E-mail: [email protected]

Рецензент: Гуськова С.К., канд. пед. наук, доцент Общеинститутской кафедры теории и истории педагогики ИППО ГОУВПО МГПУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.