УДК 376.74:796
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ХАКАССКОЙ СЕМЬЕ
Т. А. Швалёва
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Серьёзное внимание педагогическая наука уделяет сегодня опыту семейного воспитания у различных народов. Семейное воспитание у хакасского народа связано с бытом, традициями, национальными устоями и физическим здоровьем подрастающего поколения. Использование народных игр и состязаний в семье является условием сохранения этнокультурных традиций народа. Освещение этнокультурных традиций в семейном физическом воспитании хакасского народа — основная задача данного исследования.
Ключевые слова: этнокультурные традиции, физические упражнения, воспитание, обряды, этнос, национальные игры, семья.
Цель нашей работы - выявить значение этнокультурных традиций в семейном физическом воспитании у хакасского народа. В связи с этим необходимо исследовать национальные традиции как элемент воспитания, условия и средства физического воспитания в семье.
Бурный прогресс современной цивилизации оставляет на обочине многие знания, умения и навыки, приобретённые в ходе исторического развития хакасского народа. Г. Н. Волков утверждает: «Только возрождение традиций может приостановить губительный процесс духовных потерь, деформаций, деградаций. Традиции, таким образом, имеют определяющее значение в народной судьбе» [1, с. 67].
Исследователь Л. В. Анжиганова утверждает, что «главная движущая сила развития народа - потребность ощущать своё бытие, и главной ценностью всякого этноса становится жизнь...Гарантом воспроизводства народа становятся семейные, родовые ценности» [2, с. 93].
Изучение фольклорных материалов, историко-этнографической литературы, народного искусства, эпоса, записок путешественников и научных трудов учёных позволяет сделать вывод о том, что в основе народного воспитания всегда лежат этнокультурные традиции. Изучая этнокультурные традиции народа, необходимо остановиться на понятиях «этнос» и «этническая культура». Наибольшее распространение получили представления об этносе как о социально-культурном явлении, сформулированные Ю. В. Бромлеем: «Этнос - это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований, фиксированным в самоназвании [3, с. 55].
Как утверждает Г. Т. Тавадов, этнос - это особый исторически возникший тип социальной группы коллективного существования людей. Этнос - это то, что составляет индивидуальность, неповторимость народа, то, что отличает один народ от другого [3, с. 55].
Этническую культуру этот исследователь рассматривает как совокупность присущих этносу способов жизнедеятельности, необходимых для сохранения и развития этноса. Этническую культуру обычно делят на материальную и духовную. К духовной культуре относятся те компоненты, для которых характерны традиционность и устойчивость: трудовые навыки, нравы, обычаи, связанные с хозяйственной, общественной и семейной жизнью [3, с. 167].
Хакасские традиции, как элемент воспитания, имеют свою специфику. Именно с 5-7 летнего возраста начиналась прямая трудовая направленность воспитания детей в семье, ориентирующая их на выполнение различных ролей в будущем. Как только ребёнок начинал принимать участие в трудовой деятельности, он становился субъектом деятельности. У ребёнка формировалось понимание того, что он - хозяин земли, природы и ему предназначено быть властелином и защитником этих земных богатств. Изучая семейное воспитание хакасского народа, справедливо сделать акцент на своеобразии использования средств физического воспитания, уникальности игровых упражнений и их разнообразий.
Исторически этнокультурные традиции хакасов развивались во взаимосвязи с другими тюркскими народами Саяно-Алтая. Исследователь В. В. Радлов так описывает игры тюркских детей, включающих хакасов: «...Мальчики играли с игрушечным луком и стрелами, с фигурками лошадей, вырезанными из дерева, обрывками сетей, учились метать предметы, лазать по деревьям, ловить рыбу с помощью лука со стрелами, ставить капканы и т. д. Для игрушечной лошади хвост изготавливали из ниток или конского волоса. Как у настоящих коней, на детской игрушке был знак (тамга) владельца» [4, с. 97].
В коллекции МАЭ РАН есть хакасские куклы с ребёнком. Такие куклы использовались в разных играх: «Дом», «Приход гостей», «Свадьба», «Перекочёвка», «Стойбище», «Праздник». Для кукол дети строили дома, шили одежду, делали мебель, дворовые постройки. Каждая девочка должна была научиться шить и начинала шитьё именно с одежды для кукол. Как правило, эта одежда точно копировала одежду традиционного покроя.
В историческом развитии народных игр большая роль принадлежит использованию предметов, связанных с бытовой и промысловой деятельностью. Так, для ловли рыбы использовали сначала лук со стрелой, а потом пращу и острогу. Чтобы эффективно пользоваться острогой во время рыбного промысла, нужно было специально к этому готовиться с детского возраста. Прекрасным средством такой подготовки служили народные игры, которые формировали необходимые навыки: умение стрелять на дальность из лука, на точность в цель, метать биток, дротик, пращу («Стрельба по косулям», «Стрельба по бабкам», «Метание дротика»). Такие игры выполняли воспитательно-трудовую функцию. Они не только способствовали развитию глазомера и силы плечевого пояса и рук, меткости, улучшали координацию движений и ориентировку в пространстве, но формиро-
вали и другие необходимые навыки для других видов деятельности. Например, в подвижной игре «Урух» отразился скотоводческий быт хакасов, а табунщики во время стреноживания коней устраивали соревнования на меткость бросания арканов.
Одна из главных функций семьи связана с рождением потомства и воспитанием детей. Согласно сложившимся традициям, у хакасов почиталась многодетная семья. Хакасская пословица гласит: «У вырастившего скот сыт желудок, а у вырастившего детей сыта душа». Семейный уклад оказывается единственной сферой жизни, сохранившей в известной мере свою устойчивость.
Повышенный интерес к этнокультурным традициям в семье обусловлен изменением социально-экономической жизни, поломкой сложившихся институтов и понятий. Семья - основа любого общества, государства. Поэтому воспитание детей в семье является самым важным процессом сохранения социальных ценностей семьи - целомудрия (сохранение генотипа нации), чадолюбия (сохранение численности нации), связи поколений (сохранение и передача традиций национальной культуры). Семья оказывает воздействие на человека на протяжении всей его жизни, но особенно велика её роль в начале жизненного пути, так как именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, характера и жизненные установки человека. Полноценное физическое развитие и физическая подготовленность осуществлялась с помощью средств физического воспитания: естественных сил природы, физических упражнений, игр. Закаливание детей являлось обязательным условием воспитания в хакасских семьях.
Народный опыт воспитания детей у хакасов неразрывно связан с народными играми и состязаниями. Потребность в движении, в познании окружающего мира, в формировании новых двигательных навыков и умений и приспособление ребёнка к различным жизненным условиям - это закон развития общества. Это находит подтверждение в традициях, которые сохранили преемственность в поколениях, на свадьбах (состязание «Борьба за кость»), родовых встречах, при проведении праздников, на которых использовались национальные игры и состязания, скачки на лошадях, силовые единоборства, перетягивание палки, перебрасывание камня и самобытные игровые упражнения. В них наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, как уважение к народным обычаям, соблюдение правил поведения в состязаниях, проявление мужества, стойкости, находчивости, смелости, решительности.
Воспитательной традицией народа являлось изготовление и использование детских игрушек - свидетельство педагогической мудрости народа, которое на протяжении многих веков оказывало влияние на духовно-нравственное формирование будущих поколений. Это говорит о том, что в хакасской семье есть элементы педагогического процесса. Так в семьях появляются предметы, специально изготовленные для игры (мяч из шерсти, шар, палка, лук, клюшка). На всех детских игрушках ставился знак его рода - «тамга» (рода) и без разрешения хозяина игрушек нельзя их было брать посторонним. Трансляция важных особенностей культуры, наличие родовых знаков собственности знакомили детей уже с детства с разнообразными сторонами быта, закрепляли необходимые правила и нормы жизни скотоводов, охотников, рыболовов и др.
Нельзя не остановиться и на вопросе об использовании традиционной символики, атрибутов, самобытного инвентаря для игр и состязаний, элементов национального колорита (национальной одежды, обуви, головных уборов, наличия кушака и др.) как обязательных элементов при соблюдении традиционных ритуалов в спортивных состязаниях хакасов. Так, в состязаниях по национальной борьбе «Курес» борцам необходимо иметь специальный костюм («борцовку»), кушак с эмблемой или символикой рода, семьи.
Безусловно то, что народные игры, созданные на семейных традициях, как элемент физического воспитания отражают социальную жизнь народа, в которых проявлялись различные виды деятельности (охота, скотоводство, рыболовство, ведение домашнего хозяйства и др.). Например, в далёком прошлом хакасские дети ловили рыбу, стреляя в неё из лука, и эти необходимые для жизненных ситуаций навыки отразились в содержании таких игр, как «Попади стрелой в усача», «Невод», «Рыбаки и сети». В таких играх, как «Гонки на лошадях», «Табунщики» отражаются умения ухаживать за лошадью и управлять ею. В некоторых играх прослеживается основная производственная деятельность кочевников: «Зааркань лося», «Стойбище». В играх «Поймай белку», «На медведя с рогатиной», «Медведь и пень», «Волк в капкане» содержатся признаки охотничьего промысла. Такие игры, как «Дом», «Приход гостей», «Подготовка к свадьбе» отражают быт и традиции народа [5, с. 81].
Семейный опыт воспитания детей, накопленный народом в течение тысячелетий передавался последующим поколениям, выражал одну из важнейших социальных потребностей - потребность в общении с людьми и сохранение этнокультурных традиций. В процессе общения человек развивал свои духовные и физические способности. При этом у людей возникали и формировались общественные интересы и идеалы, которые объединяли их, привлекали к сопереживанию, содействию, а также развивалась ответственность личности перед семьей, родом [5, с. 63].
В семейном воспитании, во-первых, использовали игры и игровые упражнения как средство, направленное на выработку определённых физических качеств, готовящих молодёжь к трудовой деятельности; во-вторых, в играх отражались древний быт, обычаи, традиции народа, что способствовало воспитанию у детей чувства единения со своим родом, семьей; в-третьих, они развивали способность к этнической самоидентификации, прививали навыки нравственного поведения, общения, самопознания.
Итак, хакасский народ, используя этнокультурные традиции в семейном физическом воспитании, формировал у ребёнка целостное, комплексное развитие, позволяющее реализовать все потенциальные возможности личности.
Библиографический список
1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков; под ред. проф. И. Т. Огородникова. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство 1974. - 376 с.
2. Анжиганова, Л. В. Аксиологические аспекты развития этнической культуры хакасского народа / Л. В. Анжиганова // Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы: мат. межрег. науч-практ конф. 22-23.09.2006 г. - Абакан, 2006.
3. Тавадов, Г.Т . Этнология: учебник / Г. Т. Тавадов. - М.: Изд-во «Проект», 2004. - 352 с.
4. Радлов, В. В. Образцы народной литературы тюркских племен Южной Сибири и Джунгарской степи / В. В. Радлов. - СПб., 1866. -Т. 1. - 822 с.
5. Швалёва, Т. А. Национальные игры и состязания в физическом воспитании хакасского народа / Т. А. Швалёва. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2012. - 179 с.
© Швалёва Т. А., 2014 УДК 796.012.414.6:796.325
РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ
Т. А. Швалёва, Ю. Д. Врублевский, А. А. Катков
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье раскрывается роль такого специфического качества, как прыжковая прыгучесть, необходимая для освоения техники игры в волейбол. Для успешного решения игровых задач в волейболе игроку необходимо развивать не только физические качества, но и прыжковую прыгучесть, которая проявляется как в нападении, так и в ситуациях защиты указанной игры.
Ключевые слова: волейбол, нападающий удар, прыжковая прыгучесть, физические качества, блокировка, игровой приём, стойки, перемещения.
Техника волейбола включает комплекс приёмов, с помощью которых ведётся игра. Совершенная техника создаёт благоприятные условия для успешного решения игровых задач в защите и нападении, которые базируются на естественной координации движений человека. Прыжковая прыгучесть даёт возможность игроку, даже не обладающему исключительными ростовыми данными, добиться высоких спортивных результатов.
Цель нашей работы состоит в выявлении у игроков 14-15 лет прыжковой прыгучести и её результатов в спортивной практике. В задачи исследования входят: определение исходного уровня прыжковой прыгучести и её анализ в динамике; разработка комплекса специальных упражнений для развития прыжковой прыгучести. Исследовательской базой явились волейболисты 14-15 лет ДЮШ по игровым видам спорта г. Абакана.
По Ж. К. Холодову, под скоростными способностями понимаются возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени [1, с. 93].
Автор Л. П. Матвеев утверждает, что большую ценность в развитии скоростных способностей играют спортивные игры. Они характеризуются постоянно варьирующимися условиями проявления скоростных способностей, поэтому позволяют эффективно воздействовать на их развитие [2, с. 130].
Исследователь В. Д. Ковалёв обращает внимание на специальную физическую подготовку волейболистов, которая является предпосылкой быстрейшего овладения конкретными техническими приёмами и сложными двигательными реакциями. Её средствами развивают определённые качества, необходимые в игровых условиях: умение быстро перемещаться, быстро переходить из статического положения в движение, быстро остановиться после перемещения; развивать прыгучесть, игровую ловкость [3, с. 15].
В практике волейбола применяется большинство сложных двигательных реакций, связанных с реакцией «выбора» (когда из несколько возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации) и реакцией на движущийся объект (мяч). В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним мы относим быстроту выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость (в прыжке при блокировки) и способность длительно поддерживать её (при перемещении игрока за мячом).
Проявление сложных двигательных реакций прослеживается при разучивании игровых приёмов (нападающий удар, блокирование). В этом случае необходимо включать комплекс упражнений для развития физических качеств, предусматривающих одновременное развитие не одного качества, а нескольких (например, быстроты, силы и выносливости; прыгучести и выносливости и т. д.).
Для решения поставленных задач мы составили 3 комплекса упражнений (для развития прыгучести игроков), которые применяли в тренировочном процессе в определённой последовательности. В первый комплекс мы включили подводящие и подготовительные упражнения при выполнении элементов блокирования (одиночное и групповое) в прыжке с места и с перемещением двойным шагом, с движением в сторону и с движением вертикально, а также при нападающем ударе - прямом и боковом. Второй комплекс основан на специальных технических упражнениях, связанных с техникой нападения и защиты. Третий комплексы включает упражнения с предметами, скакалкой, набивными мячами, упражнения на снарядах, гимнастической стенке, прыжки через скамейки, напрыгивание на предметы, развивающие скоростно-силовые способности. Первый и второй комплексы использовались в основной части тренировки, а третий комплекс - в заключительной части тренировочного процесса. Объём нагрузки в комплексе составлял по 5-6 упражнений, носящих скоростно-силовой