Научная статья на тему 'Этнокультурные традиции физического воспитания детей в хакасской семье'

Этнокультурные традиции физического воспитания детей в хакасской семье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ETHNO CULTURAL TRADITIONS / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / PHYSICAL EXERCISES / ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / ОБРЯДЫ / CEREMONIES / ЭТНОС / ETHNOS / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ / NATIONAL GAMES / СЕМЬЯ / FAMILY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швалёва Тамара Алексеевна

Серьёзное внимание педагогическая наука уделяет сегодня опыту семейного воспитания у различных народов. Семейное воспитание у хакасского народа связано с бытом, традициями, национальными устоями и физическим здоровьем подрастающего поколения. Использование народных игр и состязаний в семье является условием сохранения этнокультурных традиций народа. Освещение этнокультурных традиций в семейном физическом воспитании хакасского народа основная задача данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic and Cultural Traditions of Physical Upbringing of Children in the Khakas Family

At present Pedagogical science pays much attention to the experience of family upbringing of different nations. Family upbringing of the Khakas people is connected with the way of life, traditions, national culture and physical upbringing of new generation. The use of national games and competitions in the family is the means of keeping ethno cultural traditions of people.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные традиции физического воспитания детей в хакасской семье»

УДК 376.74:796

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ХАКАССКОЙ СЕМЬЕ

Т. А. Швалёва

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Серьёзное внимание педагогическая наука уделяет сегодня опыту семейного воспитания у различных народов. Семейное воспитание у хакасского народа связано с бытом, традициями, национальными устоями и физическим здоровьем подрастающего поколения. Использование народных игр и состязаний в семье является условием сохранения этнокультурных традиций народа. Освещение этнокультурных традиций в семейном физическом воспитании хакасского народа — основная задача данного исследования.

Ключевые слова: этнокультурные традиции, физические упражнения, воспитание, обряды, этнос, национальные игры, семья.

Цель нашей работы - выявить значение этнокультурных традиций в семейном физическом воспитании у хакасского народа. В связи с этим необходимо исследовать национальные традиции как элемент воспитания, условия и средства физического воспитания в семье.

Бурный прогресс современной цивилизации оставляет на обочине многие знания, умения и навыки, приобретённые в ходе исторического развития хакасского народа. Г. Н. Волков утверждает: «Только возрождение традиций может приостановить губительный процесс духовных потерь, деформаций, деградаций. Традиции, таким образом, имеют определяющее значение в народной судьбе» [1, с. 67].

Исследователь Л. В. Анжиганова утверждает, что «главная движущая сила развития народа - потребность ощущать своё бытие, и главной ценностью всякого этноса становится жизнь...Гарантом воспроизводства народа становятся семейные, родовые ценности» [2, с. 93].

Изучение фольклорных материалов, историко-этнографической литературы, народного искусства, эпоса, записок путешественников и научных трудов учёных позволяет сделать вывод о том, что в основе народного воспитания всегда лежат этнокультурные традиции. Изучая этнокультурные традиции народа, необходимо остановиться на понятиях «этнос» и «этническая культура». Наибольшее распространение получили представления об этносе как о социально-культурном явлении, сформулированные Ю. В. Бромлеем: «Этнос - это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований, фиксированным в самоназвании [3, с. 55].

Как утверждает Г. Т. Тавадов, этнос - это особый исторически возникший тип социальной группы коллективного существования людей. Этнос - это то, что составляет индивидуальность, неповторимость народа, то, что отличает один народ от другого [3, с. 55].

Этническую культуру этот исследователь рассматривает как совокупность присущих этносу способов жизнедеятельности, необходимых для сохранения и развития этноса. Этническую культуру обычно делят на материальную и духовную. К духовной культуре относятся те компоненты, для которых характерны традиционность и устойчивость: трудовые навыки, нравы, обычаи, связанные с хозяйственной, общественной и семейной жизнью [3, с. 167].

Хакасские традиции, как элемент воспитания, имеют свою специфику. Именно с 5-7 летнего возраста начиналась прямая трудовая направленность воспитания детей в семье, ориентирующая их на выполнение различных ролей в будущем. Как только ребёнок начинал принимать участие в трудовой деятельности, он становился субъектом деятельности. У ребёнка формировалось понимание того, что он - хозяин земли, природы и ему предназначено быть властелином и защитником этих земных богатств. Изучая семейное воспитание хакасского народа, справедливо сделать акцент на своеобразии использования средств физического воспитания, уникальности игровых упражнений и их разнообразий.

Исторически этнокультурные традиции хакасов развивались во взаимосвязи с другими тюркскими народами Саяно-Алтая. Исследователь В. В. Радлов так описывает игры тюркских детей, включающих хакасов: «...Мальчики играли с игрушечным луком и стрелами, с фигурками лошадей, вырезанными из дерева, обрывками сетей, учились метать предметы, лазать по деревьям, ловить рыбу с помощью лука со стрелами, ставить капканы и т. д. Для игрушечной лошади хвост изготавливали из ниток или конского волоса. Как у настоящих коней, на детской игрушке был знак (тамга) владельца» [4, с. 97].

В коллекции МАЭ РАН есть хакасские куклы с ребёнком. Такие куклы использовались в разных играх: «Дом», «Приход гостей», «Свадьба», «Перекочёвка», «Стойбище», «Праздник». Для кукол дети строили дома, шили одежду, делали мебель, дворовые постройки. Каждая девочка должна была научиться шить и начинала шитьё именно с одежды для кукол. Как правило, эта одежда точно копировала одежду традиционного покроя.

В историческом развитии народных игр большая роль принадлежит использованию предметов, связанных с бытовой и промысловой деятельностью. Так, для ловли рыбы использовали сначала лук со стрелой, а потом пращу и острогу. Чтобы эффективно пользоваться острогой во время рыбного промысла, нужно было специально к этому готовиться с детского возраста. Прекрасным средством такой подготовки служили народные игры, которые формировали необходимые навыки: умение стрелять на дальность из лука, на точность в цель, метать биток, дротик, пращу («Стрельба по косулям», «Стрельба по бабкам», «Метание дротика»). Такие игры выполняли воспитательно-трудовую функцию. Они не только способствовали развитию глазомера и силы плечевого пояса и рук, меткости, улучшали координацию движений и ориентировку в пространстве, но формиро-

вали и другие необходимые навыки для других видов деятельности. Например, в подвижной игре «Урух» отразился скотоводческий быт хакасов, а табунщики во время стреноживания коней устраивали соревнования на меткость бросания арканов.

Одна из главных функций семьи связана с рождением потомства и воспитанием детей. Согласно сложившимся традициям, у хакасов почиталась многодетная семья. Хакасская пословица гласит: «У вырастившего скот сыт желудок, а у вырастившего детей сыта душа». Семейный уклад оказывается единственной сферой жизни, сохранившей в известной мере свою устойчивость.

Повышенный интерес к этнокультурным традициям в семье обусловлен изменением социально-экономической жизни, поломкой сложившихся институтов и понятий. Семья - основа любого общества, государства. Поэтому воспитание детей в семье является самым важным процессом сохранения социальных ценностей семьи - целомудрия (сохранение генотипа нации), чадолюбия (сохранение численности нации), связи поколений (сохранение и передача традиций национальной культуры). Семья оказывает воздействие на человека на протяжении всей его жизни, но особенно велика её роль в начале жизненного пути, так как именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, характера и жизненные установки человека. Полноценное физическое развитие и физическая подготовленность осуществлялась с помощью средств физического воспитания: естественных сил природы, физических упражнений, игр. Закаливание детей являлось обязательным условием воспитания в хакасских семьях.

Народный опыт воспитания детей у хакасов неразрывно связан с народными играми и состязаниями. Потребность в движении, в познании окружающего мира, в формировании новых двигательных навыков и умений и приспособление ребёнка к различным жизненным условиям - это закон развития общества. Это находит подтверждение в традициях, которые сохранили преемственность в поколениях, на свадьбах (состязание «Борьба за кость»), родовых встречах, при проведении праздников, на которых использовались национальные игры и состязания, скачки на лошадях, силовые единоборства, перетягивание палки, перебрасывание камня и самобытные игровые упражнения. В них наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, как уважение к народным обычаям, соблюдение правил поведения в состязаниях, проявление мужества, стойкости, находчивости, смелости, решительности.

Воспитательной традицией народа являлось изготовление и использование детских игрушек - свидетельство педагогической мудрости народа, которое на протяжении многих веков оказывало влияние на духовно-нравственное формирование будущих поколений. Это говорит о том, что в хакасской семье есть элементы педагогического процесса. Так в семьях появляются предметы, специально изготовленные для игры (мяч из шерсти, шар, палка, лук, клюшка). На всех детских игрушках ставился знак его рода - «тамга» (рода) и без разрешения хозяина игрушек нельзя их было брать посторонним. Трансляция важных особенностей культуры, наличие родовых знаков собственности знакомили детей уже с детства с разнообразными сторонами быта, закрепляли необходимые правила и нормы жизни скотоводов, охотников, рыболовов и др.

Нельзя не остановиться и на вопросе об использовании традиционной символики, атрибутов, самобытного инвентаря для игр и состязаний, элементов национального колорита (национальной одежды, обуви, головных уборов, наличия кушака и др.) как обязательных элементов при соблюдении традиционных ритуалов в спортивных состязаниях хакасов. Так, в состязаниях по национальной борьбе «Курес» борцам необходимо иметь специальный костюм («борцовку»), кушак с эмблемой или символикой рода, семьи.

Безусловно то, что народные игры, созданные на семейных традициях, как элемент физического воспитания отражают социальную жизнь народа, в которых проявлялись различные виды деятельности (охота, скотоводство, рыболовство, ведение домашнего хозяйства и др.). Например, в далёком прошлом хакасские дети ловили рыбу, стреляя в неё из лука, и эти необходимые для жизненных ситуаций навыки отразились в содержании таких игр, как «Попади стрелой в усача», «Невод», «Рыбаки и сети». В таких играх, как «Гонки на лошадях», «Табунщики» отражаются умения ухаживать за лошадью и управлять ею. В некоторых играх прослеживается основная производственная деятельность кочевников: «Зааркань лося», «Стойбище». В играх «Поймай белку», «На медведя с рогатиной», «Медведь и пень», «Волк в капкане» содержатся признаки охотничьего промысла. Такие игры, как «Дом», «Приход гостей», «Подготовка к свадьбе» отражают быт и традиции народа [5, с. 81].

Семейный опыт воспитания детей, накопленный народом в течение тысячелетий передавался последующим поколениям, выражал одну из важнейших социальных потребностей - потребность в общении с людьми и сохранение этнокультурных традиций. В процессе общения человек развивал свои духовные и физические способности. При этом у людей возникали и формировались общественные интересы и идеалы, которые объединяли их, привлекали к сопереживанию, содействию, а также развивалась ответственность личности перед семьей, родом [5, с. 63].

В семейном воспитании, во-первых, использовали игры и игровые упражнения как средство, направленное на выработку определённых физических качеств, готовящих молодёжь к трудовой деятельности; во-вторых, в играх отражались древний быт, обычаи, традиции народа, что способствовало воспитанию у детей чувства единения со своим родом, семьей; в-третьих, они развивали способность к этнической самоидентификации, прививали навыки нравственного поведения, общения, самопознания.

Итак, хакасский народ, используя этнокультурные традиции в семейном физическом воспитании, формировал у ребёнка целостное, комплексное развитие, позволяющее реализовать все потенциальные возможности личности.

Библиографический список

1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков; под ред. проф. И. Т. Огородникова. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство 1974. - 376 с.

2. Анжиганова, Л. В. Аксиологические аспекты развития этнической культуры хакасского народа / Л. В. Анжиганова // Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы: мат. межрег. науч-практ конф. 22-23.09.2006 г. - Абакан, 2006.

3. Тавадов, Г.Т . Этнология: учебник / Г. Т. Тавадов. - М.: Изд-во «Проект», 2004. - 352 с.

4. Радлов, В. В. Образцы народной литературы тюркских племен Южной Сибири и Джунгарской степи / В. В. Радлов. - СПб., 1866. -Т. 1. - 822 с.

5. Швалёва, Т. А. Национальные игры и состязания в физическом воспитании хакасского народа / Т. А. Швалёва. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2012. - 179 с.

© Швалёва Т. А., 2014 УДК 796.012.414.6:796.325

РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ

Т. А. Швалёва, Ю. Д. Врублевский, А. А. Катков

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье раскрывается роль такого специфического качества, как прыжковая прыгучесть, необходимая для освоения техники игры в волейбол. Для успешного решения игровых задач в волейболе игроку необходимо развивать не только физические качества, но и прыжковую прыгучесть, которая проявляется как в нападении, так и в ситуациях защиты указанной игры.

Ключевые слова: волейбол, нападающий удар, прыжковая прыгучесть, физические качества, блокировка, игровой приём, стойки, перемещения.

Техника волейбола включает комплекс приёмов, с помощью которых ведётся игра. Совершенная техника создаёт благоприятные условия для успешного решения игровых задач в защите и нападении, которые базируются на естественной координации движений человека. Прыжковая прыгучесть даёт возможность игроку, даже не обладающему исключительными ростовыми данными, добиться высоких спортивных результатов.

Цель нашей работы состоит в выявлении у игроков 14-15 лет прыжковой прыгучести и её результатов в спортивной практике. В задачи исследования входят: определение исходного уровня прыжковой прыгучести и её анализ в динамике; разработка комплекса специальных упражнений для развития прыжковой прыгучести. Исследовательской базой явились волейболисты 14-15 лет ДЮШ по игровым видам спорта г. Абакана.

По Ж. К. Холодову, под скоростными способностями понимаются возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени [1, с. 93].

Автор Л. П. Матвеев утверждает, что большую ценность в развитии скоростных способностей играют спортивные игры. Они характеризуются постоянно варьирующимися условиями проявления скоростных способностей, поэтому позволяют эффективно воздействовать на их развитие [2, с. 130].

Исследователь В. Д. Ковалёв обращает внимание на специальную физическую подготовку волейболистов, которая является предпосылкой быстрейшего овладения конкретными техническими приёмами и сложными двигательными реакциями. Её средствами развивают определённые качества, необходимые в игровых условиях: умение быстро перемещаться, быстро переходить из статического положения в движение, быстро остановиться после перемещения; развивать прыгучесть, игровую ловкость [3, с. 15].

В практике волейбола применяется большинство сложных двигательных реакций, связанных с реакцией «выбора» (когда из несколько возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации) и реакцией на движущийся объект (мяч). В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним мы относим быстроту выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость (в прыжке при блокировки) и способность длительно поддерживать её (при перемещении игрока за мячом).

Проявление сложных двигательных реакций прослеживается при разучивании игровых приёмов (нападающий удар, блокирование). В этом случае необходимо включать комплекс упражнений для развития физических качеств, предусматривающих одновременное развитие не одного качества, а нескольких (например, быстроты, силы и выносливости; прыгучести и выносливости и т. д.).

Для решения поставленных задач мы составили 3 комплекса упражнений (для развития прыгучести игроков), которые применяли в тренировочном процессе в определённой последовательности. В первый комплекс мы включили подводящие и подготовительные упражнения при выполнении элементов блокирования (одиночное и групповое) в прыжке с места и с перемещением двойным шагом, с движением в сторону и с движением вертикально, а также при нападающем ударе - прямом и боковом. Второй комплекс основан на специальных технических упражнениях, связанных с техникой нападения и защиты. Третий комплексы включает упражнения с предметами, скакалкой, набивными мячами, упражнения на снарядах, гимнастической стенке, прыжки через скамейки, напрыгивание на предметы, развивающие скоростно-силовые способности. Первый и второй комплексы использовались в основной части тренировки, а третий комплекс - в заключительной части тренировочного процесса. Объём нагрузки в комплексе составлял по 5-6 упражнений, носящих скоростно-силовой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.