Научная статья на тему 'Развитие прыгучести у волейболистов 14-15 лет с использованием специальных комплексов упражнений'

Развитие прыгучести у волейболистов 14-15 лет с использованием специальных комплексов упражнений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
289
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / VOLLEYBALL / НАПАДАЮЩИЙ УДАР / ПРЫЖКОВАЯ ПРЫГУЧЕСТЬ / JUMPING ABILITY / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL QUALITIES / БЛОКИРОВКА / ИГРОВОЙ ПРИЁМ / СТОЙКИ / ПЕРЕМЕЩЕНИЯ / FORWARDS STROKE / BLOCK SYSTEM / PLAYING METHOD / STANDS / MOVES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Швалёва Тамара Алексеевна, Врублевский Юрий Дмитриевич, Катков Александр Афанасьевич

В статье раскрывается роль такого специфического качества, как прыжковая прыгучесть, необходимая для освоения техники игры в волейбол. Для успешного решения игровых задач в волейболе игроку необходимо развивать не только физические качества, но и прыжковую прыгучесть, которая проявляется как в нападении, так и в ситуациях защиты указанной игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Jumping Ability of 14-15 year-old Volleyball Players with the Help of Special Complexes of Exercises

The article describes the role of such specific quality as jumping ability for mastering the technique of volleyball playing. For successful solution of playing tasks in volleyball a player should develop not only physical qualities but also jumping ability which reveals itself in forwards and in defense during volleyball playing.

Текст научной работы на тему «Развитие прыгучести у волейболистов 14-15 лет с использованием специальных комплексов упражнений»

Библиографический список

1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков; под ред. проф. И. Т. Огородникова. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство 1974. - 376 с.

2. Анжиганова, Л. В. Аксиологические аспекты развития этнической культуры хакасского народа / Л. В. Анжиганова // Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы: мат. межрег. науч-практ конф. 22-23.09.2006 г. - Абакан, 2006.

3. Тавадов, Г.Т . Этнология: учебник / Г. Т. Тавадов. - М.: Изд-во «Проект», 2004. - 352 с.

4. Радлов, В. В. Образцы народной литературы тюркских племен Южной Сибири и Джунгарской степи / В. В. Радлов. - СПб., 1866. -Т. 1. - 822 с.

5. Швалёва, Т. А. Национальные игры и состязания в физическом воспитании хакасского народа / Т. А. Швалёва. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2012. - 179 с.

© Швалёва Т. А., 2014 УДК 796.012.414.6:796.325

РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ

Т. А. Швалёва, Ю. Д. Врублевский, А. А. Катков

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье раскрывается роль такого специфического качества, как прыжковая прыгучесть, необходимая для освоения техники игры в волейбол. Для успешного решения игровых задач в волейболе игроку необходимо развивать не только физические качества, но и прыжковую прыгучесть, которая проявляется как в нападении, так и в ситуациях защиты указанной игры.

Ключевые слова: волейбол, нападающий удар, прыжковая прыгучесть, физические качества, блокировка, игровой приём, стойки, перемещения.

Техника волейбола включает комплекс приёмов, с помощью которых ведётся игра. Совершенная техника создаёт благоприятные условия для успешного решения игровых задач в защите и нападении, которые базируются на естественной координации движений человека. Прыжковая прыгучесть даёт возможность игроку, даже не обладающему исключительными ростовыми данными, добиться высоких спортивных результатов.

Цель нашей работы состоит в выявлении у игроков 14-15 лет прыжковой прыгучести и её результатов в спортивной практике. В задачи исследования входят: определение исходного уровня прыжковой прыгучести и её анализ в динамике; разработка комплекса специальных упражнений для развития прыжковой прыгучести. Исследовательской базой явились волейболисты 14-15 лет ДЮШ по игровым видам спорта г. Абакана.

По Ж. К. Холодову, под скоростными способностями понимаются возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени [1, с. 93].

Автор Л. П. Матвеев утверждает, что большую ценность в развитии скоростных способностей играют спортивные игры. Они характеризуются постоянно варьирующимися условиями проявления скоростных способностей, поэтому позволяют эффективно воздействовать на их развитие [2, с. 130].

Исследователь В. Д. Ковалёв обращает внимание на специальную физическую подготовку волейболистов, которая является предпосылкой быстрейшего овладения конкретными техническими приёмами и сложными двигательными реакциями. Её средствами развивают определённые качества, необходимые в игровых условиях: умение быстро перемещаться, быстро переходить из статического положения в движение, быстро остановиться после перемещения; развивать прыгучесть, игровую ловкость [3, с. 15].

В практике волейбола применяется большинство сложных двигательных реакций, связанных с реакцией «выбора» (когда из несколько возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации) и реакцией на движущийся объект (мяч). В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним мы относим быстроту выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость (в прыжке при блокировки) и способность длительно поддерживать её (при перемещении игрока за мячом).

Проявление сложных двигательных реакций прослеживается при разучивании игровых приёмов (нападающий удар, блокирование). В этом случае необходимо включать комплекс упражнений для развития физических качеств, предусматривающих одновременное развитие не одного качества, а нескольких (например, быстроты, силы и выносливости; прыгучести и выносливости и т. д.).

Для решения поставленных задач мы составили 3 комплекса упражнений (для развития прыгучести игроков), которые применяли в тренировочном процессе в определённой последовательности. В первый комплекс мы включили подводящие и подготовительные упражнения при выполнении элементов блокирования (одиночное и групповое) в прыжке с места и с перемещением двойным шагом, с движением в сторону и с движением вертикально, а также при нападающем ударе - прямом и боковом. Второй комплекс основан на специальных технических упражнениях, связанных с техникой нападения и защиты. Третий комплексы включает упражнения с предметами, скакалкой, набивными мячами, упражнения на снарядах, гимнастической стенке, прыжки через скамейки, напрыгивание на предметы, развивающие скоростно-силовые способности. Первый и второй комплексы использовались в основной части тренировки, а третий комплекс - в заключительной части тренировочного процесса. Объём нагрузки в комплексе составлял по 5-6 упражнений, носящих скоростно-силовой

характер. В основных методах воспитания скоростных способностей мы использовали метод повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения и методы вариативного упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.

Для определения прыжковой прыгучести использовали тест «Прыжок Абалакова М. А.», который применялся в отношении 15 волейболистов. На исходном уровне 20 % игроков показали высокий уровень прыгучести. Средний результат показали 30 % игроков, а наибольший процент составил низкий уровень - 50 %.

После внедрения комплекса специальных упражнений в тренировочный процесс на протяжении одного учебного года (сентябрь 2013 г. - сентябрь 2014 г.) прирост показателей у игроков оказался неоднородным, как в количественном, так и в процентном отношениях. Так, на промежуточном этапе в процентном отношении прирост у волейболистов с высоким уровнем составил 16,2 %, у игроков со средним уровнем - 10,2 % и с низким уровнем - 10,9 %. Кроме этого, соотношение процентных показателей изменилось. В группе с высоким уровнем прыгучести на промежуточном этапе оказалось 36,2 % игрока, со средним уровнем прыгучести -40,2 % и с низким - 30,6 %.

В конце учебно-тренировочного года мы выявили, что увеличилось количество игроков с высоким и средним уровнями подготовленности и заметно снизилось их количество с низким уровнем. Это подтверждают данные мониторинга: группу с высоким уровнем прыжковой прыгучести к концу года составило 42 % волейболистов, что на 22 % выше, чем были показатели на исходном уровне. Со средним уровнем процентный показатель составил 45 %, что на 15 % выше, чем на начальном этапе нашего исследования. Низкий процентный уровень к концу года снизился до 13 %, то есть 37 % игроков перешли из низкого уровня в более высокий.

Сказанное объясняется тем, что использование комплексов упражнений в тренировочном процессе создали условия для прироста физических качеств силы, быстроты, ловкости, которые способствовали развитию скоро-стно-силовых способностей, напрямую связанных с приростом прыжковой прыгучести.

Библиографический список

1. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.

2. Матвеев, Л. П. Теория и методика физического воспитания: учебник / Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков. - М.: ФиС, 1976. - 345 с.

3. Ковалёв, В. Д. Спортивные игры: учебник / В. Д. Ковалёв. - М.: Просвещение, 1988. - 304 с.

© Швалёва Т. А., Врублевский Ю. Д., Катков А. А., 2014

УДК 373.2:376.3

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПО АВТОРСКОЙ МЕТОДИКЕ В. П. ГЛУХОВА

М. В. Шукайло

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье характеризуется специфика формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством следующих форм: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества. Исследование выполнено с помощью серии заданий из авторской методики В. П. Глухова.

Ключевые слова: связная речь, монологическая речь, формы овладения навыками связной речи, старший дошкольный возраст, методика В. П. Глухова.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи и формирование навыков речевого общения. Как известно, владение тем или иным языком - это не только умение правильно построить на нём предложение, а прежде всего демонстрирование связной монологической речи на нём. В процессе формирования навыков связной речи ребёнок должен научиться рассказывать, то есть не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, причём события должны быть представлены в их последовательности. Такой рассказ должен состоять из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных единым содержанием предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета; события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, иначе говоря, речь ребёнка должна быть связной.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развёрнутого изложения. В формировании связной речи отчётливо прослеживается тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.