Библиографический список
1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков; под ред. проф. И. Т. Огородникова. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство 1974. - 376 с.
2. Анжиганова, Л. В. Аксиологические аспекты развития этнической культуры хакасского народа / Л. В. Анжиганова // Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы: мат. межрег. науч-практ конф. 22-23.09.2006 г. - Абакан, 2006.
3. Тавадов, Г.Т . Этнология: учебник / Г. Т. Тавадов. - М.: Изд-во «Проект», 2004. - 352 с.
4. Радлов, В. В. Образцы народной литературы тюркских племен Южной Сибири и Джунгарской степи / В. В. Радлов. - СПб., 1866. -Т. 1. - 822 с.
5. Швалёва, Т. А. Национальные игры и состязания в физическом воспитании хакасского народа / Т. А. Швалёва. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2012. - 179 с.
© Швалёва Т. А., 2014 УДК 796.012.414.6:796.325
РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ
Т. А. Швалёва, Ю. Д. Врублевский, А. А. Катков
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье раскрывается роль такого специфического качества, как прыжковая прыгучесть, необходимая для освоения техники игры в волейбол. Для успешного решения игровых задач в волейболе игроку необходимо развивать не только физические качества, но и прыжковую прыгучесть, которая проявляется как в нападении, так и в ситуациях защиты указанной игры.
Ключевые слова: волейбол, нападающий удар, прыжковая прыгучесть, физические качества, блокировка, игровой приём, стойки, перемещения.
Техника волейбола включает комплекс приёмов, с помощью которых ведётся игра. Совершенная техника создаёт благоприятные условия для успешного решения игровых задач в защите и нападении, которые базируются на естественной координации движений человека. Прыжковая прыгучесть даёт возможность игроку, даже не обладающему исключительными ростовыми данными, добиться высоких спортивных результатов.
Цель нашей работы состоит в выявлении у игроков 14-15 лет прыжковой прыгучести и её результатов в спортивной практике. В задачи исследования входят: определение исходного уровня прыжковой прыгучести и её анализ в динамике; разработка комплекса специальных упражнений для развития прыжковой прыгучести. Исследовательской базой явились волейболисты 14-15 лет ДЮШ по игровым видам спорта г. Абакана.
По Ж. К. Холодову, под скоростными способностями понимаются возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени [1, с. 93].
Автор Л. П. Матвеев утверждает, что большую ценность в развитии скоростных способностей играют спортивные игры. Они характеризуются постоянно варьирующимися условиями проявления скоростных способностей, поэтому позволяют эффективно воздействовать на их развитие [2, с. 130].
Исследователь В. Д. Ковалёв обращает внимание на специальную физическую подготовку волейболистов, которая является предпосылкой быстрейшего овладения конкретными техническими приёмами и сложными двигательными реакциями. Её средствами развивают определённые качества, необходимые в игровых условиях: умение быстро перемещаться, быстро переходить из статического положения в движение, быстро остановиться после перемещения; развивать прыгучесть, игровую ловкость [3, с. 15].
В практике волейбола применяется большинство сложных двигательных реакций, связанных с реакцией «выбора» (когда из несколько возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации) и реакцией на движущийся объект (мяч). В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним мы относим быстроту выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость (в прыжке при блокировки) и способность длительно поддерживать её (при перемещении игрока за мячом).
Проявление сложных двигательных реакций прослеживается при разучивании игровых приёмов (нападающий удар, блокирование). В этом случае необходимо включать комплекс упражнений для развития физических качеств, предусматривающих одновременное развитие не одного качества, а нескольких (например, быстроты, силы и выносливости; прыгучести и выносливости и т. д.).
Для решения поставленных задач мы составили 3 комплекса упражнений (для развития прыгучести игроков), которые применяли в тренировочном процессе в определённой последовательности. В первый комплекс мы включили подводящие и подготовительные упражнения при выполнении элементов блокирования (одиночное и групповое) в прыжке с места и с перемещением двойным шагом, с движением в сторону и с движением вертикально, а также при нападающем ударе - прямом и боковом. Второй комплекс основан на специальных технических упражнениях, связанных с техникой нападения и защиты. Третий комплексы включает упражнения с предметами, скакалкой, набивными мячами, упражнения на снарядах, гимнастической стенке, прыжки через скамейки, напрыгивание на предметы, развивающие скоростно-силовые способности. Первый и второй комплексы использовались в основной части тренировки, а третий комплекс - в заключительной части тренировочного процесса. Объём нагрузки в комплексе составлял по 5-6 упражнений, носящих скоростно-силовой
характер. В основных методах воспитания скоростных способностей мы использовали метод повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения и методы вариативного упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.
Для определения прыжковой прыгучести использовали тест «Прыжок Абалакова М. А.», который применялся в отношении 15 волейболистов. На исходном уровне 20 % игроков показали высокий уровень прыгучести. Средний результат показали 30 % игроков, а наибольший процент составил низкий уровень - 50 %.
После внедрения комплекса специальных упражнений в тренировочный процесс на протяжении одного учебного года (сентябрь 2013 г. - сентябрь 2014 г.) прирост показателей у игроков оказался неоднородным, как в количественном, так и в процентном отношениях. Так, на промежуточном этапе в процентном отношении прирост у волейболистов с высоким уровнем составил 16,2 %, у игроков со средним уровнем - 10,2 % и с низким уровнем - 10,9 %. Кроме этого, соотношение процентных показателей изменилось. В группе с высоким уровнем прыгучести на промежуточном этапе оказалось 36,2 % игрока, со средним уровнем прыгучести -40,2 % и с низким - 30,6 %.
В конце учебно-тренировочного года мы выявили, что увеличилось количество игроков с высоким и средним уровнями подготовленности и заметно снизилось их количество с низким уровнем. Это подтверждают данные мониторинга: группу с высоким уровнем прыжковой прыгучести к концу года составило 42 % волейболистов, что на 22 % выше, чем были показатели на исходном уровне. Со средним уровнем процентный показатель составил 45 %, что на 15 % выше, чем на начальном этапе нашего исследования. Низкий процентный уровень к концу года снизился до 13 %, то есть 37 % игроков перешли из низкого уровня в более высокий.
Сказанное объясняется тем, что использование комплексов упражнений в тренировочном процессе создали условия для прироста физических качеств силы, быстроты, ловкости, которые способствовали развитию скоро-стно-силовых способностей, напрямую связанных с приростом прыжковой прыгучести.
Библиографический список
1. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.
2. Матвеев, Л. П. Теория и методика физического воспитания: учебник / Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков. - М.: ФиС, 1976. - 345 с.
3. Ковалёв, В. Д. Спортивные игры: учебник / В. Д. Ковалёв. - М.: Просвещение, 1988. - 304 с.
© Швалёва Т. А., Врублевский Ю. Д., Катков А. А., 2014
УДК 373.2:376.3
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПО АВТОРСКОЙ МЕТОДИКЕ В. П. ГЛУХОВА
М. В. Шукайло
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье характеризуется специфика формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством следующих форм: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества. Исследование выполнено с помощью серии заданий из авторской методики В. П. Глухова.
Ключевые слова: связная речь, монологическая речь, формы овладения навыками связной речи, старший дошкольный возраст, методика В. П. Глухова.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи и формирование навыков речевого общения. Как известно, владение тем или иным языком - это не только умение правильно построить на нём предложение, а прежде всего демонстрирование связной монологической речи на нём. В процессе формирования навыков связной речи ребёнок должен научиться рассказывать, то есть не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, причём события должны быть представлены в их последовательности. Такой рассказ должен состоять из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных единым содержанием предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета; события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, иначе говоря, речь ребёнка должна быть связной.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развёрнутого изложения. В формировании связной речи отчётливо прослеживается тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.