Научная статья на тему 'Особенности формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня по авторской методике В. П. Глухова'

Особенности формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня по авторской методике В. П. Глухова Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3101
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / ФОРМЫ ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ / COHERENT SPEECH / МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / MONOLOGUE SPEECH / FORMS OF COHERENT SPEECH SKILLS MASTERY / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / МЕ-ТОДИКА В. П. ГЛУХОВА / PRESCHOOL CHILDREN / V. P. GLUKHOV'S METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шукайло Марина Вячеславовна

В статье характеризуется специфика формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста по-средством следующих форм: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, состав-ление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества. Исследование выполнено с помощью серии заданий из авторской методики В. П. Глухова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шукайло Марина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific Features of Formation of Coherent Monologue Speech of Preschool Children with Level III General Speech Underdevelopment by V.P. Glukhov’s Methodology

The article deals with specificity of formation of coherent monologic speech of preschool children using the following forms: drawing up statements on visual perception, reproduction of text comprehension, making up narrative descriptions, storytelling with elements of creativity. The study was carried out using a series of tasks from V. P. Glukhov’s author's methodology.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня по авторской методике В. П. Глухова»

характер. В основных методах воспитания скоростных способностей мы использовали метод повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения и методы вариативного упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.

Для определения прыжковой прыгучести использовали тест «Прыжок Абалакова М. А.», который применялся в отношении 15 волейболистов. На исходном уровне 20 % игроков показали высокий уровень прыгучести. Средний результат показали 30 % игроков, а наибольший процент составил низкий уровень - 50 %.

После внедрения комплекса специальных упражнений в тренировочный процесс на протяжении одного учебного года (сентябрь 2013 г. - сентябрь 2014 г.) прирост показателей у игроков оказался неоднородным, как в количественном, так и в процентном отношениях. Так, на промежуточном этапе в процентном отношении прирост у волейболистов с высоким уровнем составил 16,2 %, у игроков со средним уровнем - 10,2 % и с низким уровнем - 10,9 %. Кроме этого, соотношение процентных показателей изменилось. В группе с высоким уровнем прыгучести на промежуточном этапе оказалось 36,2 % игрока, со средним уровнем прыгучести -40,2 % и с низким - 30,6 %.

В конце учебно-тренировочного года мы выявили, что увеличилось количество игроков с высоким и средним уровнями подготовленности и заметно снизилось их количество с низким уровнем. Это подтверждают данные мониторинга: группу с высоким уровнем прыжковой прыгучести к концу года составило 42 % волейболистов, что на 22 % выше, чем были показатели на исходном уровне. Со средним уровнем процентный показатель составил 45 %, что на 15 % выше, чем на начальном этапе нашего исследования. Низкий процентный уровень к концу года снизился до 13 %, то есть 37 % игроков перешли из низкого уровня в более высокий.

Сказанное объясняется тем, что использование комплексов упражнений в тренировочном процессе создали условия для прироста физических качеств силы, быстроты, ловкости, которые способствовали развитию скоро-стно-силовых способностей, напрямую связанных с приростом прыжковой прыгучести.

Библиографический список

1. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.

2. Матвеев, Л. П. Теория и методика физического воспитания: учебник / Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков. - М.: ФиС, 1976. - 345 с.

3. Ковалёв, В. Д. Спортивные игры: учебник / В. Д. Ковалёв. - М.: Просвещение, 1988. - 304 с.

© Швалёва Т. А., Врублевский Ю. Д., Катков А. А., 2014

УДК 373.2:376.3

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПО АВТОРСКОЙ МЕТОДИКЕ В. П. ГЛУХОВА

М. В. Шукайло

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье характеризуется специфика формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством следующих форм: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества. Исследование выполнено с помощью серии заданий из авторской методики В. П. Глухова.

Ключевые слова: связная речь, монологическая речь, формы овладения навыками связной речи, старший дошкольный возраст, методика В. П. Глухова.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи и формирование навыков речевого общения. Как известно, владение тем или иным языком - это не только умение правильно построить на нём предложение, а прежде всего демонстрирование связной монологической речи на нём. В процессе формирования навыков связной речи ребёнок должен научиться рассказывать, то есть не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, причём события должны быть представлены в их последовательности. Такой рассказ должен состоять из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных единым содержанием предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета; события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, иначе говоря, речь ребёнка должна быть связной.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развёрнутого изложения. В формировании связной речи отчётливо прослеживается тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.

У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребёнка. При общем же недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства, когда у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне высказывания. В то же время одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи - и прежде всего монологической как одного из важнейших её компонентов.

Объектом данной статьи является формирование связной монологической речи детей дошкольного возраста, соответственно предметом выступают особенности формирования связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня на основе авторской методики В. П. Глухова.

Изучением особенностей формирования связной речи и разработкой методик обучения занимались такие учёные, как В. К. Воробьёва, В. П. Глухов, Т. А. Ткаченко, Н. С. Жукова, Т. Б. Филичёва и др. [1; 2; 3; 4; 5; 6 и др.]. Исследователи подчёркивают необходимость специального обучения связной описательно-повествовательной речи детей с общим речевым недоразвитием, что необходимо для полного преодоления данного дефекта и успешного школьного обучения таких детей. Таким образом, проблема формирования связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) является актуальной в нашем обществе.

Специально проведёнными исследованиями установлено, что старшие дошкольники с ОНР, имеющие третий уровень речевого развития, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего монологической, речи. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. На полноценное овладение детьми монологической речью должна быть направлена и работа по развитию у них лексических и грамматических языковых навыков.

В частности, Н. С. Жукова отмечает, что у дошкольников с ОНР наблюдается и недостаточно полное понимание текста, поскольку для понимания содержания прежде всего нужен определённый запас слов, знание их значений, а также разных типов связей между словами и предложениями [4]. У детей с общим недоразвитием речи эти предпосылки формирования правильного прочитанного отсутствуют. Пересказ оказывается неполным и неточным из-за неправильного осмысления отдельных слов и связей между ними. Н. С. Жукова считает, что для формирования умения полно пересказывать содержание художественного произведения ребёнку необходимо умение проникать в смысл прочитанного, усваивать его и осознавать [4, с. 11]. Причинами «провалов» дошкольников с ОНР являются: неумение выделить главный смысл, неумение развить, развернуть найденный смысл в полное последовательное сообщение; неумение обдумывать предстоящее высказывание в целом, выделять главное, дифференцировать, производить отбор необходимого материала, планировать логически последовательное изложение своей речи. В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности. Развёрнутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием чёткости, последовательности изложения, его отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям не только самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания, но и воспроизведение текстов по образцу, в котором они также заметно отстают от нормально говорящих сверстников.

При пересказе или рассказе дети, страдающие общим недоразвитием речи, затрудняются строить фразы; в частности, сложноподчинённые предложения, которые составляют дети с ОНР, очень пространны, иногда состоят из 20 и более слов. Создаётся впечатление, что ребёнок, начав высказывание, не может его закончить. Помимо этого, такие дети часто используют прямую речь (в сравнении с нормально развивающимися детьми), прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления. Дошкольникам с ОНР особенно тяжёло даются умения создавать замысел связного высказывания с опорой и без опоры на исходный зачин.

Как показывает практика, у большого процента детей отмечается низкий уровень развития монологической речи. По данным В. П. Глухова, составляющий проблему системного формирования умений и навыков связной речи, в специальной методике не обсуждались, в связи с чем возникает необходимость более углублённого изучения методических аспектов формирования связной речи [2].

Для эффективности и целесообразности исследования нами были проведены серии заданий с опорой на методику В. П. Глухова. Он предлагает систему обучения рассказыванию, состоящую из нескольких этапов. Дети овладевают навыками связной речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества.

В целях комплексного исследования связной речи детей использовались серии заданий, которые включали:

- составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;

- составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;

- пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

- составление рассказа по серии сюжетных картинок;

- сочинение рассказа на основе личного опыта;

- составление рассказа-описания.

В ходе исследования определялась также способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно вос-принимаемой сюжетной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла.

Таким образом, в ходе нашего исследования было выявлено, что при составлении предложений по отдельным ситуационным картинкам (картинки-действия) дети с ОНР III уровня испытывали трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной фразы, в связи с чем возникла необходимость в дополнительном вопросе, требующем назвать изображенное действие («Что делает мальчик, девочка?»). У большинства детей при этом отмечались ошибки на употребление словоформ, нарушающих связь слов в предложении, длительные паузы с поиском нужного слова, нарушение порядка слов. Также наблюдалось сочетание выраженных в разной степени трудностей смыслового и синтаксического характера. Об этом говорят результаты исследования: 7 % детей с ОНР показали средний уровень, 53 % - недостаточный и 40 % - низкий уровень сформированных навыков.

При составлении предложения по трем картинкам, несмотря на задаваемый всем детям вопрос: «Что делает бабушка?», только один ребёнок (7 %) смог составить предложение самостоятельно, с учётом взаимосвязи всех трёх картинок. Остальным испытуемым (93 %) задание объяснялось повторно (с указанием на пропущенную картинку), но и после повторения инструкции большинству детей (47 %) не удалось составить фразу с учётом всех трёх смысловых звеньев. У многих отмечались выраженные синтаксические затруднения. Одним из детей предложенное задание не выполнено.

При выполнении третьего задания, пересказа текста, было установлено, что затруднения у детей чаще всего возникали в начале пересказа, при воспроизведении последовательности появления новых персонажей сказки и особенно ритмизированного повтора, представляющего собой предложно-падежную конструкцию. В пересказах почти всех детей наблюдались нарушения связности изложения (неоднократные повторы фраз или их частей, искажения смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов, усечение составных частей и т. д.). Недостаточный уровень показали 53 % испытуемых, низкий уровень - 33 % .

Исследование выявило низкий уровень фразовой речи, используемой детьми (объём, структура фраз, бедность языковых средств).

При составлении рассказа по серии сюжетных картинок, несмотря на предварительный разбор содержания каждой из 6-ти картинок с объяснением значения некоторых существенных деталей изображённой обстановки, составление связного самостоятельного рассказа оказалось недоступным для всех испытуемых ОНР III уровня. Требовалась помощь: постановка вспомогательных вопросов, указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Для всех испытуемых были характерны затруднения при переходе от одной картинки к другой (перерыв в повествовании, затруднение в самостоятельном продолжении рассказа).

Отсутствие сформированных навыков в данном виде рассказывания можно объяснить недостаточной подвижностью, слабой переключаемостью внимания, восприятия, памяти у детей с ОНР III уровня и недостаточной координацией указанных процессов с речевой деятельностью.

Составление рассказа на близкую детям тему («На нашем участке») ставило целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения детьми фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. В целях облегчения поставленной задачи испытуемому предварительно давался план рассказа, состоящий из пяти вопросов-заданий. Предлагалось рассказать о том, что находится на участке; чем занимаются на участке дети; что держат в руках; что вырастили дети; рассказать о своём огороде. После этого ребёнок составлял свой рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых соответствующий вопрос задания повторялся.

Только у одного ребёнка с речевым недоразвитием (7 %) фразовые ответы содержались во всех фрагментах рассказа, у большинства же (86 %) фразовые ответы отсутствовали в одном или нескольких фрагментах и заменялись простым перечислением (названием) предметов и действий. При составлении рассказов дети использовали преимущественно короткие фразы, состоящие из в 2-4 слов. Сложные предложения в большинстве случаев дети оформляли неправильно. Это свидетельствует о низком уровне использования фразовой речи, что затрудняло детям составление связного развёрнутого сообщения.

Рассказы детей с ОНР и детей с условной нормой резко различались как по объёму (количеству слов), так и по уровню их информативности. Так, средний объём рассказов у детей с недоразвитием речи был равен 28 словам, а у детей с нормой - 91 слову, то есть в три раза больше. В рассказах детей с нормальным речевым развитием информативные элементы в большинстве случаев были развёрнутыми, включали пояснения, уточнения с использованием соответствующих языковых средств.

На этапе составления рассказа-описания детям предлагались макеты овощей (огурца, моркови, помидора, лука). В течение нескольких минут дети внимательно рассматривали предметы, а затем они составляли об одном из них рассказ по данному вопросному плану: «Расскажи об этом овоще: как его называют, какой он по величине, назови основное применение; скажи, откуда он берётся, какого цвета» и т. п.

При анализе составленного ребёнком рассказа обращалось внимание на полноту и точность отражения в нём основных свойств предмета, наличие (отсутствие) логико-смысловой организации сообщения, последо-

вательность в описании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики.

Дети с речевым недоразвитием значительно отстают от нормально развивающихся детей по уровню владения средствами фразовой речи, что существенно ограничивает их возможности в составлении информативно полноценного сообщения. При изучении структурного состава фразовой речи также были выявлены значительные различия между двумя группами испытуемых.

Изучение допущенных детьми аграмматизмов в различных видах рассказа показало наличие большого числа ошибок на употребление предлогов и предложно-падежных конструкций, то есть при передаче пространственных, временных и других отношений. Значительное число ошибок было связано с употреблением глагольных форм. Наибольшее число составили ошибки в построении предложений, что особенно проявлялось при конструировании распространённых и сложных предложений.

Нарушение операций прослеживается в несформированности следующих умений: передавать смысловую программу заданного текста; выделять большую программу целого текста; устанавливать временную последовательность изображённых на картинках событий; находить и развивать замысел; опознавать связные высказывания; выбирать слова, преимущественно глагольную лексику; выбирать средства межфразовой связи; чередовать коммуникативно сильные и коммуникативно слабые предложения в рассказе.

Ниже, в таблице, приведены обобщённые данные об уровнях сформированности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и с условной нормой речевого развития.

Уровни сформированности монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и с условной нормой речевого развития (по методике В. П. Глухова)

Дети с ОНР III уровня Дети с условной нормой речи

Уровни Количество детей Количество детей

Чел. % Чел. %

Высокий 0 0 11 73 %

Средний 5 33 % 4 27 %

Недостаточный 9 60 % 0 0

Низкий 1 7 % 0 0

Таким образом, на основании результатов проведённого исследования мы выявили, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня отмечается значительное отставание в формировании монологической речи, по сравнению с возрастными нормами. Это указывает на необходимость целенаправленной кор-рекционной работы по формированию данного вида речевой деятельности.

Мы предполагаем, что формирование связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня по авторской методике В. П. Глухова будет эффективна, если работа будет проводиться поэтапно и если задания будут даваться в определённой последовательности, с постепенным их усложнением.

Библиографический список

1. Воробьёва, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К. Воробьёва. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с. - URL: www.pedlib.ru. (дата обращения: 10.02.2014).

2. Глухов, В. П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи / В. П. Глухов // Логопедия. - 2005. - С. 13-24.

3. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР / В. П. Глухов. - М., 2002. - 168 с.

4. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопеда / Н. С. Жукова. - Екатеринбург: ЛИ-ТУР, 2000. - 320 с.

5. Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи / Т. А. Ткаченко. - СПб.: Детство-пресс, 1999. - 47 с.

6. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи: учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей / Т. Б. Филичева. - М.: Гном-Пресс, 1999. - 80 с.

© Шукайло М. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.