Научная статья на тему 'Этнокультурные и исторические предпосылки развития финно-угроведения в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре'

Этнокультурные и исторические предпосылки развития финно-угроведения в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
307
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные и исторические предпосылки развития финно-угроведения в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2006 г. Выпуск 2. С. 24-30

УДК 39

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ФИННО-УГРОВЕДЕНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ

ОКРУГЕ - ЮГРЕ

Т.В. Волдина

Финно-угроведение, включающее в себя комплексное изучение языков финно-угорских народов, а также их фольклора, истории и этнографии, уже на протяжении длительного времени активно развивается в ведущих научных центрах России, и прежде всего на территориях проживания финно-угорских народов: в республиках Мари Эл, Коми, Удмуртии, Мордовии, Карелии... При поддержке зарубежных финно-угорских центров Финляндии, Венгрии и Эстонии сложились благоприятные условия для развития и укрепления финно-угорских связей.

Не является исключением в этом плане и территория Ханты-Мансийского автономного округа, имеющего еще одно, более древнее наименование - Югра. Исторически она связана с формированием культур хантов и манси, общее научное название которых - обские угры. В Югре проживает группа еще одного финно-угорского народа - коми-зырян, а также ближайшие родственники финно-угров - ненцы.

Становление финно-угорского научного направления на данной территории, очень важного в плане сохранения и развития языков и культур коренных народов округа, прошло непростой путь от внешних исследований, основывавшихся на материалах научных экспедиций различных российских и зарубежных ученых, до появления местных исследований, в том числе - ведущимися представителями этих народов; зарождения на территории округа небольших научных центров, а впоследствии - возникновение крупного учебно-научного центра в составе Югорского государственного университета - института языка, истории и культуры народов Югры, где фин-но-угроведение является ведущим направлением. При изучении этого вопроса особенно важным с точки зрения этнокультуры представляется определение основных вех, а также условий для развития современных исследований в области финно-угроведения на территории Югорского края.

Научное изучение языков и культуры обско-угорских народов началось еще в XVIII в., когда Российской академией наук были проведены экспедиции в Сибирь, одной из главных целей которых стало изучение местных народов. В трудах участников экспедиций содержатся сведения о языках, фольклоре, верованиях и обрядах хантов и манси. Однако первыми крупными исследователями обско-угорских народов стали представители родственных им народов - венгров и финнов. Обращение этих ученых к языкам и культуре обских угров и, прежде всего, к их устному народному творчеству связано с желанием найти истоки своей родной культуры, воскресить ее исчезнувшие элементы. Впервые такая попытка была предпринята в 1844-1845 гг. молодым венгерским ученым А. Регули, изучавшим обско-угорские языки и осуществлявшим активный сбор фольклорных текстов. Вслед за А. Регули на территории Югры работала уже целая плеяда выдающихся ученых, направленная Венгерской академией наук и Финно-угорским обществом Финляндии. Это М.А. Кастрен, А.Э. Алквист, Б. Мункачи, Й. Папаи, Х. Паасонен, К.Ф. Карья-лайнен, А. Каннисто, У.Т. Сирелиус. Среди российских исследователей этого времени, внесших свой вклад в изучение обских угров, следует назвать также С.К. Патканова, Н.А.Абрамова, И. Полякова, Н.П. Григоровского, Г.Н. Потанина, М.Б. Шатилова, А.А. Дунина-Горкавича и многих других. Таким образом, в XVIII - начале XX вв. была заложена серьезная основа, фундамент для дальнейшего изучения обских угров [1,2,3 ].

Исследователи самых разных отраслей науки используют в качестве одного из основных источников данные фольклора, отмечая его высокую научную ценность для изучения многих сторон этнической культуры, истории и, в первую очередь, языка. Но устное народное творчество имеет огромное значение, прежде всего, и для существования самого народа, для сохранения его самобытности, богатства языка, традиций, являясь своеобразным проявлением народной души. Впитав в себя многовековой опыт разных поколений, фольклор несет в себе энергию

предков и оказывает огромное воздействие на потомков, развивая и воспитывая новое поколение. Приобщение к фольклорным богатствам способно регенерировать, пусть в новой форме, казалось, уже утраченные безвозвратно язык и народную культуру, сохранить самосознание народа. Поэтому дальнейшее рассмотрение вопросов этнокультурного характера развития финноугроведения в Югре хотелось бы обратить именно в эту плоскость, как одну из наиболее важных, связывающих воедино и лингвистику и этнографию, а также наиболее ярко отражающей происходившие и происходящие процессы [3].

В конце 1920-х-1930-е годы появляются такие учебные заведения как Институт народов Севера в Ленинграде и педагогическое училище в Остяко-Вогульске (старое название Ханты-Мансийска), в которых стали обучаться представители коренных малочисленных народов Севера. Это было частью государственной политики, направленной на развитие культуры и образования этих народов. Большое значение в этот период имела деятельность сотрудников научно-исследовательской ассоциации Института народов Севера (Ленинград), привлекавших фольклорный материал для создания учебников на родном языке для детей народов Севера. В этот период для обских угров создается письменность и первые учебные пособия. Большая роль для решения этих задач отводилась сбору устного народного творчества, в который втягивались студенты - зарождающаяся национальная интеллигенция. Наиболее значительные шаги в этом плане были сделаны такими выдающимися исследователями как

В.Н. Чернецов, В. Штейниц, А.Н. Баландин, чуть позднее в эту работу включились первые ученые обских угров: ханты - Н.И. Терешкин и манси - Е.И. Ромбандеева [4: 47-70].

На территории Ханты-Мансийского округа определенную роль в осознании важности сбора языковой и этнографической информации у представителей зарождавшейся национальной интеллигенции сыграл «Кружок национального творчества», организованный в 1937 г. в Ханты-Мансийском национальном педагогическом училище. Он готовил студентов к самостоятельной научно-исследовательской полевой работе по записи фольклора и собиранию этнографического материала, и руководили им известные фольклористы В. В. Сенкевич и И.С.Гудков. Кружок выпускал рукописный фольклорно-этнографический и литературнохудожественный альманах «Советский Север». К сожалению, многие из его авторов погибли на фронтах Великой Отечественной войны. [3: 42-47].

Активная собирательская деятельность представителями хантыйской и мансийской интеллигенции, проживающей непосредственно на территории расселения этих этносов, набирает силу во второй половине ХХ века. Стимулом к этому была внутренняя потребность людей, получивших среднее и высшее специальное образование и желающих обнародовать образцы устнопоэтического творчества своего народа в средствах массовой информации - в газетах и на радио.

Процесс изучения финно-угорских народов округа в этот период становится более сложным, многоаспектным. Приезды исследователей с научными целями по изучению языков и культуры обских угров на территорию Югры способствовали установлению долгосрочного сотрудничества с различными организациями, представителями национальной интеллигенции, что, в свою очередь, привело к началу их исследовательской деятельности с последующей публикацией результатов, а также проведением конференций, симпозиумов, семинаров.

Значительный вклад для сохранения и развития языков и культуры обских угров в этих условиях внесло единственное периодическое издание на хантыйском и мансийском языке -газета «Ленин пант хуват», а с 1989 г. - две отдельные газеты «Ханты ясанг» и «Луима сэри-пос». Силами национальной интеллигенции - учителей, писателей, работников культуры, других грамотных людей из числа обско-угорских народов - в них опубликовано большое количество фольклорных материалов на родных языках [5: 67-72]. Одновременно сформировались уникальные коллекции фольклорных произведений, записанные корреспондентами национального радиовещания, многие из которых были скопированы исследователями для научных целей [6: 27-28].

Другим местом сосредоточения зарождающейся исследовательской деятельности национальной интеллигенции становятся Дома народного творчества, научно-методические цен-

тры в местах компактного расселения обских угров. Так, силами работников культуры Ханты-Мансийского округа на протяжении длительного времени, начиная с 1950-х гг., велись записи аудио, позднее и видеоматериалов хантыйских и мансийских песен, сказок, других фольклорных произведений, подготовлены рукописные фольклорные сборники.

Широко используют фольклорный материал, а также выступают в качестве активных собирателей фольклора обско-угорские поэты и писатели. Ярким примером в этом отношении является деятельность Ю.Н.Шесталова, В.С.Волдина, М.И. Шульгина, Т.С. Чучелиной, А.М. Коньковой, Е.Д. Айпина, М.К. Вагатовой, Р.П. Ругина, П.Е. Салтыкова... Известны случаи выступления национальных поэтов и писателей с исследовательскими докладами на различных кворумах и конференциях не только в округе, но и за его пределами [7: 35-36].

Представители национальной интеллигенции, записывающие фольклор, изучающие родные языки и культуру (первоначально на любительском уровне), зачастую сами выступали информантами для других исследователей (например, Е.Н. Вожакова, М.К. Волдина, З.Н. Ло-зямова, Л. А. Тарагупта, А.С. Песикова-Сопочина...), а многие записи национальной интеллигенции после 1970-х гг., в том числе обнародованные в СМИ, приобрели научный статус благодаря их поступлению в научные учреждения.

Важно отметить, что деятельность национальной интеллигенции разворачивалась на фоне разрушительных для существования хантыйского и мансийского этносов тенденций, которые резко проявились в 1970-е-1980-е годы. Процессы частичной, а в ряде мест полной утраты родных языков, традиций и обычаев, сложнейшие социально-экономические проблемы, а также та разобщенность на огромной территории, которая характерна для коренных народов Ханты-Мансийского округа в современных условиях, поставили под угрозу существование их этнической самобытности и уникальной культуры. В ХХ в. произошла сильная ассимиляция обско-угорских народов в целом, нарушены механизмы передачи новым поколениям их традиционной культуры.

Изменение общественно-политической ситуации в стране в конце 1980-х гг. повлекло за собой рост национального самосознания народов нашего государства. В результате переосмысления предшествующего этапа в среде национальной интеллигенции обских угров, общественности автономного округа начинает набирать силу движение за социальноэкономическое и духовное возрождение обско-угорских народов. В 1990-е годы правительством округа были предприняты ряд важнейших мер, направленных на возрождение, сохранение и развитие традиционных культур коренных жителей.

Стало уделяться особое внимание восстановлению обрядово-ритуальных элементов культуры, освещению социально-экономических проблем и т.д. Особенная озабоченность была вызвана состоянием языка (нет языка - нет народа). В связи с этим повышается интерес к произведениям устного народного творчества, сбор которых приобретает большой размах. Это хорошо прослеживается по материалам национальных газет. Главный же акцент был сделан на научное изучение обско-угорских языков и культур и, прежде всего, самими представителями хантов и манси.

В этот период в местных учреждениях по линии Министерства образования некоторые представители обско-угорских народов становятся учеными: Е.А.Немысова, К.В.Афанасьева, А.И. Сайнахова. В округ приезжает известный полярник Г.И. Бардин. Продолжают свою работу такие известные исследователи как А.М. Сенгепов и А.М. Тахтуева. А в конце 1980-х- начале 1990-х гг. появляются уже специальные научные учреждения: Научно-исследовательская лаборатория комплексных исследований по языку, фольклору, материальной и духовной культуре народов ханты и манси (ее возглавила Е. И. Ромбандеева), на базе которой возник НИИ возрождения обско-угорских народов, а также формируется целая сеть научно-фольклорных архивов на территории Ханты-Мансийского автономного округа [8: 68-75]. Основными направлениями деятельности этих научных учреждений являются исследования в области филологии, истории и этнографии, фольклористики, экономики, социальных и правовых отношений коренных народов [9; 10].

Большинство сотрудников этих научных учреждений представляют собой одновременно и носителей и исследователей языка и культуры собственных народов. Следовательно, ис-точниковая база исследований формировалась у них как из собственных знаний, усвоенных с детства, так и информации, собранной уже на научном уровне. Немалая часть этой информации прежде была недоступна приезжим исследователям, изучающим обско-угорские народы «со стороны».

В этот начальный период трудно было говорить о крупных фундаментальных исследованиях. Например, первые работы по этнографии носили больше описательный характер, в том числе и опубликованные отдельными изданиями, подготовленными филологом Е.И. Ромбан-деевой по духовной культуре манси и А.М. Тахтуевой по материальной культуре юганских хантов. Они испытывали нехватку теоретических знаний, но обладали практическими знаниями по своей родной культуре, усвоенными еще с рождения. В связи с этим, несмотря на слабость в аналитическом плане, эти работы представляют собой несомненную научную ценность своей информативностью.

С возникновением специальных научных учреждений были созданы условия для систематической и целенаправленной подготовки научных кадров [11: 165-166]. Большая заслуга в этом принадлежит известным ученым, поддержавших молодые научные центры и взявших на себя подготовку для них специалистов. Среди них - Ю.В. Андуганов, Н.В. Лукина, М.И. Черемисина. Становление фольклористического направления на территории округа в этот период связано с именем известной венгерской исследовательницы Е.Шмидт. Издательская деятельность начинающих исследователей этого времени представлена брошюрами, небольшими сборниками статей. С 1994 г. работы сотрудников публикуются в сборниках «Народы Северо-Западной Сибири», основанной Н. В. Лукиной специально для начинающих исследователей из числа коренных малочисленных народов Севера [12: 19-20].

Приблизительно с 1997 г. выпускаются уже крупные фундаментальные работы: монографии, коллективные сборники, материалы конференций. Наблюдается большой интерес к издающейся научной литературе: к ней обращаются не только ученые, но и работники образования и культуры, студенты и школьники. Возросший авторитет исследователей, многие из которых защитили диссертации и получили степень, поставил перед ними новые задачи. Они становятся консультантами в области языков и культуры коренных народов, как внутри округов, так и далеко за их пределами. Ученые обско-угорских народов принимают участие в различных проектах, становятся участниками и организаторами многих значимых для своего этноса мероприятий [13: 81-85].

Следует отметить, что исследовательская работа представителей обско-угорских народов по изучению своей родной культуры носит свою специфику, связанную с принадлежностью к ней. Эта неразрывная связь исследователя и культуры, которую он изучает, наносит определенный отпечаток и на характер его исследований, и на те выводы, которые он делает, придает особый колорит его научной деятельности в целом. Те, кто вырос в традиционной среде, обладают общим пониманием, скорее даже, чувствознанием родной культуры, родных языков.

Изучению родных языков посвятили свои исследования Н.А. Лыскова, Е.И. Ромбандеева, Е.А. Немысова, А.И. Сайнахова, К.В. Афанасьева, В.Н. Соловар, А.Д. Каксин, С.В. Онина. Значительное место в их деятельности занимает также обучение родным языкам, в том числе благодаря создаваемым им учебным пособиям по родным языкам.

Литературоведческое направление представлено работами С. С. Динисламовой, исследующей мансийскую литературу, главным образом творчество Ю.Н. Шесталова, и С.Н. Нестеровой, изучающей хантыйскую прозу.

Одним из главных объектов изучения исследователями - представителями самих обско-угорских народов стало богатейшее духовное наследие обско-угорских народов (Р.К. Бардина, Т.В. Волдина, В.С. Иванова, М.А. Лапина, Т.А. Молданов, Т.А. Молданова, С.А. Попова). Наибольшее внимание в изучении обско-угорской духовной культуры уделено таким направлениям: фольклор, мифология, семантика, культ медведя, медвежьи игрища и другие обряды, традиционная этика, современное состояние культуры.

Однако живые народные традиции, содержащие в себе строгую регламентацию, табуиро-ванность сакрального в культурах ханты и манси, требуют от исследователей особого подхода, следования определенным правилам, осторожного обращения с духовной тематикой. Большая часть этих исследователей - женщины, но именно они поставлены в наиболее жесткие условия, т. к. традиция запрещает в определенный жизненный период заниматься сакральной тематикой. Тем не менее, понимая значение и важность изучения духовной культуры, исследовательницы очень часто выбирают именно эту область. Прежде всего, это связано с тем, что в силу разных причин важнейшие составляющие традиционной духовной культуры утрачиваются и исчезают. Для сохранения культуры этноса, ее богатства и своеобразия, требуется зафиксировать и исследовать их как можно быстрее [14: 384-386].

Исследования в области традиционного хозяйства и современных социально-экономических проблем коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа также относятся к разряду наиболее актуальных и значимых. Наиболее значительный вклад в этой области сделан Г.И. Бардиным, В.М. Куриковым и Т.Г. Харамзиным, которые рассматривают современные обско-угорские народы с позиций этносоциологии и этноэкономики.

Еще одно направление - этнопсихология и этнопедагогика - представлено работами Р.Г. Решетниковой и Л.Г. Лазаревой. Крупный труд этнопсихологического характера на материалах по сновидениям опубликован Т. А. Молдановой.

Если рассматривать степень охвата исследованиями этнографических групп обско-угорских народов, то наибольшее внимание уделено северным группам. Объективными причинами такого «перекоса» является то, что эти группы лучше сохранились и представители именно этих групп занимаются исследовательской работой. По восточным ханты и по лесным ненцам на территории Ханты-Мансийского округа велась работа больше практического характера по сбору фольклора, решению этнополитических задач (А.С. Сопочина, Ю.К. Айваседа и др.).

Значение своей научной деятельности ученые из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского округа, видят в том, что благодаря ей традиции и культура родного народа будут сохранены и станут развиваться в будущем. Тем самым они вносят определенный вклад не только в российскую этнографическую науку, но и в самовоспроизводство обско-угорских культур, в формирование этнического самосознания современного поколения коренных народов [15; 16: 20-28].

Действительно, наблюдается большой интерес к научной литературе, издающейся благодаря их исследовательской деятельности. К ней обращаются не только ученые, но и работники образования и культуры, студенты и школьники. В последние годы в Ханты-Мансийском автономном округе стали появляться новые формы сохранения и развития культуры коренных малочисленных народов округа (Детские этнооздоровительные центры, Театр обско-угорских народов, Центры культуры, новые этнообразовательные программы, воскресные школы и т.п.) - именно там больше всего необходимы эти работы. Практическая ценность исследований обско-угорских народов проявилась и в возрождении многих обрядовых комплексов, медвежьего праздника.

В связи с интенсивным промышленным освоением территории округа для защиты святых и культовых мест, требуются серьезные научные обоснования. Однако предоставить такую информацию не просто, так как она по традиции также является закрытой как от посторонних, так и от части своих соплеменников. Понимая, что этот запрет в данной ситуации уже не защищает народные святыни, многие исследователи наносят их на карты, чтобы передать их для служебного пользования.

Вторая половина 1990-х гг. - начало XXI в. ознаменована выходом крупных фундаментальных работ, в первую очередь монографий и фольклорных сборников, участием обско-угорских исследователей в подготовке энциклопедических изданий («Мифология хантов», Энциклопедия ХМАО «Югория»), выходом в свет сборников материалов конференций. Наряду с работами по языкам, фольклору, современному состоянию традиционной культуры обско-угорских народов, появляются специальные исследования, связанные с историей изучения обских угров и историей обско-угорской науки.

Закономерным в связи с этим представляется дальнейшее развитие финно-угорского направления в рамках созданного в 2002 г. Югорском государственном университете, в котором работают многие представители обских угров, прошедших непростой путь начинающих исследователей в предшествующий период.

Важнейшую роль в становлении финно-угорского научного направления играют контакты между финно-угорскими народами: зарубежные и внутрироссийские. Участие представителей обских угров в международных конгрессах, конференциях, и других мероприятиях финно-угорского мира способствовало повышению национального самосознания и стимулировало интерес к исследовательской деятельности.

Приезд в Ханты-Мансийск для работы в Югорском государственном университете известных профессоров - финно-угроведов Ю.В. Андуганова (мари), Е.А. Игушева (коми) и др. способствовал повышению общего уровня молодых, начинающих исследователей на территории Югры. Приглашение для чтения лекций ведущих финно-угроведов Я. Гуя, Я. Пустаи, Е. Скрибник и других видных зарубежных и российских ученых также способствуют росту их теоретического уровня по финно-угроведению.

Существенное значение для развития финно-угроведения имеет деятельность Ассамблеи коренных малочисленных народов Севера Думы Ханты-Мансийского автономного округа -Югры. Благодаря ей в округе вступили в силу законы «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа» (2001) и «О фольклоре коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа» (2003). В них установлены меры поддержки национальных языков и фольклора коренных народов Югорского края. Среди них: принятие целевых программ, реализация граждан на получение образования на родном языке, создание условий для научных исследований, возможность установление мер поощрения за изучение, исследование и пропаганду языков коренных малочисленных народов [17: 15-17].

Итак, основными предпосылками становления, а также стимулами для дальнейшего развития финно-угорского научного направления на территории Ханты-Мансийского автономного округа являются:

1. Исторически обусловленная связь данной территории с финно-угорскими и родственными им народами;

2. Более чем трехсотлетние традиции изучения языков и культур обско-угорских народов, и установившиеся связи с финно-угорскими научными центрами;

3. Саморефлексия обско-угорских народов, выразившаяся в научном творчестве их представителей, когда языки и этническая культура начинают возвращаться к своим носителям благодаря собирательской, научной и просветительской деятельности;

4. Современные культурные контакты представителей обских угров с другими финноугорскими народами;

5. Создание научных центров, в том числе института языка, истории и культуры народов Югры в составе Югорского государственного университета с привлечение ведущих финно-угроведов, открытием аспирантуры и т.п.;

6. Востребованность знаний в области финно-угроведения на территории округа в различных учреждениях образования, культуры, СМИ и т.д.

7. Появление законодательной основы для изучения и развития финно-угорских языков и культур.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лукина Н.В. Предисловие // Мифы, предания, сказки хантов и манси. - М.: Наука, 1990 -С.22-57.

2. Соколова З.П. Обско-угорская этнография в трудах финских ученых в XIX - начале XX в. // Народы Сибири: история и культура (Серия «Этнография Сибири») - Новосибирск, 1997. - С.5-7.

3. Волдина Т.В. Хантыйский фольклор: история изучения. - Томск: изд-во Том. ун-та, 2002. - 258 с.

4. Баландин А.Н. Изучение обско-угорских языков в советский период // Ученые записки / ЛГПИ. - Л., 1960. - Т.167. - С.47-70.

5. Волдина Т.В. Роль газеты «Ханты ясанг» («Ленин пант хуват») в сохранении хантыйского фольклора // Народы Северо-Западной Сибири. - Томск, 2000. - Вып. 7. - С.67-72.

6. Волдина Т.В. Хантыйское фольклорное наследие в фонотеке окружного радио (записи 1970-х гг) // Социокультурная динамика Ханты-Мансийского автономного округа сегодня и в перспективе XXI в.: федеральный и региональный аспекты. - Сургут, 1998. - Ч. 2. - С.27-28.

7. Волдина Т. В. Собиратели обско-угорского фольклора в г. Ханты-Мансийске // Исторический путь и проблемы социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа. - Ханты-Мансийск, 1995. - С.35-36.

8. Волдина Т.В. Устное народное творчество в научно-фольклорных архивах Ханты-Мансийского автономного округа // Финно-угроведение. - 2000. - № 1. - С.68-75.

9. Волдина Т.В. Ханты-Мансийский автономный округ // Ответы на вопросник по применению рекомендации ЮНЕСКО о сохранении традиционной культуры и фольклора (1989) в регионе Сибири Российской Федерации. - Якутск, 2001. - С. 4, 9, 17, 21, 24, 30, 35, 43-44, 53, 57.

10. Ученые обско-угорских народов. Биобиблиографический сборник. - Ханты-Мансийск, 2001.

11. Лапина М. А. Участие молодых ученых в научных исследованиях // Молодежь Югры: вчера, сегодня, завтра. - Ханты-Мансийск, 1999. - С. 165-166.

12. Волдина Т. В. Основные этапы деятельности НИИ угроведения и его вклад в современную культуру обско-угорских народов // Congressus Decimus International!s Fenno-Ugristarum. Joshkar-Ola 15.08-21.08.2005. - Pars III. Summaria acroasium in sectionibus. Folkloristica & Eth-nologia. Litteratura. Archaelogia & Antropologia & Ethnik Historia. - Йошкар-Ола, 2005 (2). -

С.19-20.

13. Волдина Т. В. Сбор и изучение фольклора коренных народов в научных учреждениях Ханты-Мансийского округа в переломную эпоху // Семинар по выполнению рекомендации ЮНЕСКО (1989) о сохранении традиционной культуры и фольклора в регионе Сибири Российской Федерации. - Якутск, 2003. - С.81-85.

14. Волдина Т.В. Этнографическое направление в исследованиях Научно-исследовательского института угроведения // История, современное состояние, перспективы развития языков и культур финно-угорских народов. Мат. III Всеросс. науч. конф. финно-угроведов (1-4 июля 2004 г., г. Сыктывкар). - Сыктывкар, 2005 (1). - С. 384-386.

15. Лукина Н. В. Наука как форма общественного развития северных этносов. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. - 348 с.

16. Волдина Т.В. Роль научных учреждений коренных малочисленных народов Севера в сохранении и развитии их культуры // Сохранение традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера и проблема устойчивого развития. Материалы Международной научной конференции (Ханты-Мансийск, 23-26 июня 2003 г.). - М., 2004. - С.20-28.

17. Тарханов И. А. О законах Думы ХМАО «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории ХМАО» и «О фольклоре коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории ХМАО» // О реализации законов «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории ХМАО» и «О фольклоре коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории ХМАО». - Ханты-Мансийск, 2005. - С. 15-17.

18. Лукина Н.В. Этнограф-северянин как субъект научной деятельности // Народы СевероЗападной Сибири. - Томск, 2000. - Вып. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.