Научная статья на тему 'The contribution of Estonian researchers in the study of the culture of the Ob-Ugric peoples'

The contribution of Estonian researchers in the study of the culture of the Ob-Ugric peoples Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
94
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The contribution of Estonian researchers in the study of the culture of the Ob-Ugric peoples»

ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ЭКОНОМИКА УРАЛА И ЗАУРАЛЬЯ 12-13 ноября 2015 г. С. 18-21

УДК 39

ВКЛАД ЭСТОНСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ В ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБСКИХ УГРОВ1

Т.А. Молданова

Изучение эстонскими исследователями различных аспектов культуры обских угров начинается со второй половины 19 века, что было связано с необходимостью сбора материалов по этнографии финно-угорских народов для Эстонского национального музея г. Тарту2.

Период 1960-х - 1970-х годов можно назвать начальным этапом сбора информации. Сбор материалов осуществлялся в Октябрьском, Березовском Сургутских районах Ханты-Мансийского автономного округа. В частности, поездки по местам компактного проживания хантов осуществляли заведующего кафедрой уральских языков Тартуского университета, Тыну Сейленталь (Октябрьский район, 1968), этнограф Калью Консин (Березовский район, 1974; Сургутский район, 1975) и специалист по этнографии и демографии финно-угорских народов Хено Сарв, (Березовский район, 1975). Экспедиции совершались в общем контексте сбора информации по всем финно-угорским народам России. В последующем вышел ряд публикаций, в которых содержался, материл и по обских угров. Например, Хено Сарв (2002 год) защитил докторскую диссертацию по теме «Коренные народы Европы на востоке от Москвы» [1]. Начальный период это время сбора общей информации по этнографии, запись фольклора, фотофиксация быта, а также в это время был снят этнографический фильм о хантах р. Казым. Собранные материалы частично хранятся в Эстонском национальном музее, частично (фольклор) в Литературном музее Эстонии3. В большей своей части фольклорные тексты не расшифрованы и в научный оборот не введены. Музыкальная составляющая фольклора исследована этномузыковедом Ингрид Рютель, о чем свидетельствует публикация Т.В. Волдиной [2].

Следующий этап изучения обских угров эстонскими исследователями связан с именем Эдгара Саар, который совершил с 1983 по 1989 год семнадцать экспедиций к хантам и манси. Э. Саар закончил историческое отделение Тартуского университета по специальности «историк-археолог», но делом его жизни стала этнография. С 1971 по 2003 годы он работал в Эстонском национальном музее научным сотрудником, заведующим отделом финно-угорской и сравнительной этнологии. Первоначально сферой его интересов была эстонская народная культура, а в последующем, в вышеназванные годы - традиционная культура об-ско-угорских народов, прежде всего хантов.

По инициативе Эдгара Саар и под его непосредственным руководством был осуществлен долгосрочный проект по фиксации материального наследия коренных народов севера Западной Сибири. Впервые со своими предложениями он приезжает в Ханты-Мансийский автономный округ в 1982 году, с двумя профессиональными художницами дизайнерами Вийви Аавик и Рутх Треймут. Они предлагают проект по зарисовке этнографических реалий с полным научным описанием. При этом предполагается, что рисунки будут сделаны в двух равноценных экземплярах, один для эстонского музея, другой для округа. Как вспоминает писатель Еремей Айпин, в тот период возглавлявший фольклорный отдел Научно -

1 Статья подготовлена в рамках гранта Российского государственного научного фонда и Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Разработка научно-методических и практических основ формирования эффективного механизма управления информацией о культурно-историческом и социальном развитии коренных малочисленных народов ХМАО-Югры».

2 Эстонский Национальный музей ведет свою историю с1909 года.

3В последующем некоторые фольклорные материалы были скопированы венгерской исследовательницей Эвой Шмидт для Белоярского фольклорного архива и в настоящее время хранятся как в Белоярском архиве, так и в Обско-угорском институте прикладных исследований и разработок (Ханты-Мансийск). Частично материалы скопированы отдельными представителями из числа обских угров и хранятся в частных коллекций.

методического центра народного творчества и культпросвет работы: «Для нас это было в новинку. До этого никогда в округе такой работой в культуре не занимались» [3]. Тем не менее, договор между Эстонским национальным музеем (г. Тарту) и окружным научно -методическим центром был заключен. Для ознакомления окружных руководителей и деятелей культуры с целью и задачами фиксации этнографических материалов, делегация из Ханты-Мансийского округа была приглашена в Эстонию и Финляндию. Необходимо отметить, что именно в столице Эстонии Таллине будущие создатели Ханты-Мансийского музея под открытым небом Торум Маа впервые познакомятся с этим типом музея, а в 1987 году осуществят идею, подхваченную у эстонцев [3] . На этой же эстонской волне построен Этнографический парк-музей с. Варьёган Юрием Вэлла (Айваседа). Эта же идея найдет воплощение при создании Лянторского хантыйского этнографического музея, основанного в 1988, (открытого в 1989 году) при содействии Еремея Айпина. Основу коллекции музея составит этнографическая коллекция хантов р. Пим, собранная мастером участка «Сургутэстдорстрой» А.М. Куликовым, который возвращаясь в Эстонию передаст экспонаты п. Лянторский.

На территории Югры проект Эдгара Саар осуществлялся непрерывно пять лет, с 1983 по 1987 гг. В итоге эстонцы посетили фактически все территории Ханты-Мансийского округа, где сохранялась живая традиционная культура. О высоком профессионализме исследователей можно судить по воспоминаниям того же Е.Д. Айпина «У каждого (художника) было свое направление. Здесь были художники по ткани, по костюмам, по керамике, включая архитекторов, скульпторов и дизайнеров» [3. С. 16]. Кроме рисунков производилась фотосъёмка изделий, а также запись фольклора [2. С.240].

Два последующих года в 1988-1989 годы эстонцами осуществлялся договор с Ямало-Ненецким автономным округом. По материалам экспедиций Эдгаром Саар опубликованы две монографии [5] и более 15 научных статей1. Биологом Марет Саар опубликована статья «Использование грибов в народной медицине хантов» [6].

По материалам эстонцев, собранным в Ямало-Ненецком автономном округе, А.М. Сязи в 1995 году выпущен Альбом «Декоративно-прикладное искусство хантов Нижней Оби [7]. В Ханты-Мансийске Творческим объединением «Культура» выпущено два альбома «Утварь обских угров», «Поселения, постройки, средства передвижения, оудия труда народов Югры» [8]. К печати подготовлен альбом «Одежда обских угров», редактор-составитель альбомов Т.А. Молданова.

В 1988 году в составе экспедиции Эдгара Саар находился кинематографист Аадо Лин-троп, который проводил видеосъемку. В январе 1991 году ассоциацией «Спасение Югры» (президент Т.С. Гоголева) и Белоярским фольклорным архивом (руководитель Эва Шмидт) А. Линтроп был приглашен на медвежьи игрища, проводимые в д. Юильск Белоярского района. Обряд был зафиксирован на видеопленку. Кроме Эстонии съемки медвежьего праздника хранятся в Венгрии, в Белоярском фольклорном архиве и в частных коллекциях, для участников игрищ они скопированы безвозмездно. По инициативе молодежной организации обско-угорских народов (президент Н.А. Молданова) материалы оцифрованы и хранятся в ТО «Культура». Материалы Юильского медвежьего праздника расшифрованы Т.А. Молдановым, частично переведены на русский язык.

В 1988 группа эстонских исследователей под руководством Леннарда Мери приняли участие в медвежьих игрищах восточных хантов. Материал зафиксирован на видеопленку, но не полностью, т.к. привезенных видеопленок оказалось недостаточно2. Впоследствии был создан фильм «Сыновья Торума». Песни и драматические сценки этого праздника не расшифрованы.

С 1991 по 1998 год ежегодно на север Западной Сибири приезжал Арт Леэте. Сфера его интересов достаточно широкая: северное оленеводство, религиозные воззрения хантов, проблема сакрального и профанного в культуре обских угров, обычное право, пиктографическое

1 С научными докладами по материальной культуре обских угров (одежда, утварь, постройки) он выступал на конференциях в Эстонии, России, Финляндии, Швеции, Великобритании, Германии, Бельгии.

2 Устная информация Е.Д. Айпина.

Формирование поликультурного пространства урала и зауралья: история, теория, практика

письмо, события, связанные с Казымским восстанием, трансформация культурных традиций народов Севера. По материалам экспедиций и литературным источникам им опубликовано семь монографий [9], более двадцати статей. В 2000 году в Тартуском университете им защищена докторская диссертация «Северные народы с античности до современности: развитие описаний обских угров и ненцев» [10].

С 1991 по 2006 годы, с перерывами, для сбора этнографического материала, преимущественно к хантам р. Пим, совершал поездки Анзори Баркалай. Его интересовала совокупность всех элементов культуры этой конкретной территориальной группы. Им опубликовано две монографии [11], одиннадцать статей, касающиеся религии и мировоззрения хантов (шаманизм, ритуалы). В 2002 году защищена докторская диссертация «Заметки о теории шаманизма: сравнение системы верований пимских хантов с западным миропониманием» [12].

Итак, итогом деятельности эстонских исследователей явилась коллекция Эстонского национального музея по коренным народам севера Западной Сибири. Это около 2000 листов с рисунками, свыше 5000 фотографий и более тысячи страниц этнографических описаний. В 2016 году открывается новое здание Эстонского музея, где будут воссозданы традиционные сцены из жизни финно-угорских народов, в том числе ханты, манси, ненцев. В экспозиции будут использоваться интерактивные возможности, например, «можно будет послушать музыку народов, а у жилища ханты ощутить холод Сибири» [13].

В эстонском литературном музее хранятся записи фольклора обских угров. В общей сложности эстонскими исследователями по коренным народам Севера опубликовано одиннадцать монографий, более 45 научных статей, защищены три докторские диссертации. Кроме того в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах по материалам, собранным эстонцами опубликовано три альбома, готовится к печати четвертый. Эстонцы явились вдохновителями постройки первых Этнографических музеев под открытым небом на территории Ханты-Мансийского автономного округа.

Литература

1. Heno, S. Indigenous Europeans East of Moscow, 2002.

2. Волдина, Т.В. Хантыйский фольклор: история изучения. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. - С. 202.

3. Айпин, Е.Д. Я памятник воздвиг себе нерукотворный // Поселения, постройки, средства передвижения, орудия труда народов Югры : альбом этнографических рисунков. / ред. -сост. Т.А. Молданова. - Ханты-Мансийск : Принт-Класс, 2015. - С. 15.

4. Лянторский хантыйский этнографический музей // http://www.hmao-museums.ru/ .

5. Edgar, Saar. Pхhjahantide rahvaravad 20. sajandi viimasel veerandil.- Eesti Rahva Muuseum. - Tartu, 2008; Edgar Saar. Pхhjahantide kodune tarbevara ja selle ornament 20. Sajandi viimasel veerandil.- Suomalais-Ugrilainen Seura, Eesti Rahva Muuseum.- 2012.

6. Fungi in Khant folk medicine // J. Ethnopharmacol. 31, 1991.

7. Сязи, А.М. Декоративно-прикладное искусство хантов Нижней Оби. - Тюмень, 1995.

8. Утварь обских угров (ханты и манси) : альбом этнографических рисунков / ред. -сост. Т.А. Молданова. - Ханты-Мансийск : Принт-Класс, 2013. - 234 с.; Поселения, постройки, средства передвижения, орудия труда народов Югры : альбом этнографических рисунков. / ред.-сост. Т.А. Молданова. - Ханты-Мансийск : Принт-Класс, 2015.- 242 с.

9. Pohjarahvad antiigist tänapäevani: obiugrilaste ja neenetsite kirjelduste muutumine. Tartu: Eesti Rahva Muuseum, 2000; Leete A.; Niglas, L.; Barkalaja, A. Pöhjapöder arktilises kultuuris. Tartu: Eesti Rahva Muuseum, 2001; Leete, A. Kazomi soda: samanistliku kultuuri allakäik Lääne-Siberis. Tartu: Tartu Ülikooli Kirjastus, 2002; Леэте, A. Казымская война: восстание хантов и лесных ненцев против советской власти. Тарту: Кафедра этнологии Тартуского университета, 2004; Leete A. Muutused ja meeleheide: Pohjarahvad ja noukogude voim 1920.-40. aastatel. Tartu: Eesti Rahva Muuseum, 2007; Leete, A. La guerre du Kazym: Les peuples de Sibérie occidentale contre le pouvoir soviétique (1933-1934). Paris: L'Harmattan, 2007; Leete, A. Guileless

Indigenes and Hidden Passion: Descriptions of Ob-Ugrians and Samoyeds through the Centuries. Folklore Fellows Communications 306. Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 2014.

10. Leete, A. Pôhjarahvad antiigist tanapaevani: obiugrilaste ja neenetsite kirjelduste muutumine, 2000.

11. Barkalaja, A. Sketches towards a theory of shamanism: associating the belief system of the Pim river khanties with the western world view. (Doktoritoo, Department of Literature and Foklore of the University of Tartu) Tartu: Tartu University Press, 2002; Leete, A.; Niglas L.; Barkalaja, A. Pôhjapôder arktilises kultuuris. Tartu: Eesti Rahva Muuseum, (2001).

12. Barkalaja, A. Sketches Towards a Theory of Shamanism: Associating the Belief System of the Pim River Khanties With the Western World Wiew, 2002.

13. Корба, Н. Жилище ханты получит постоянную прописку в Эстонии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ugra-news.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.