Научная статья на тему 'ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ НА ТЕМУ НАРОДНЫХ СКАЗОК В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ'

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ НА ТЕМУ НАРОДНЫХ СКАЗОК В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛА / ТЕАТРАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА / НАРОДНЫЕ СКАЗКИ / АРКТИКА / ЯКУТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шергина Туйаара Алексеевна, Попов Максим Мирославович

В статье рассматривается проблема этнокультурного воспитания посредством театральной постановки на тему народных сказок в условия в Арктики. Ведь процесс этнокультурного воспитания состоит в особой деятельности, без которого не развить, не закрепить этническую осведомленность, а также не добиться, чтобы школьник осознавал свою этническую идентичность как ценность. Настоящая статья предлагает обзор этнокультурного воспитания, опосредуя через театральную постановку в школе на тему народных сказок в условиях Арктики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-CULTURAL EDUCATION AT SCHOOL THROUGH A THEATRICAL PRODUCTION ON THE THEME OF FOLK TALES IN THE ARCTIC

The article examines with the problem of ethno-cultural education through a theatrical production on the theme of folk tales in conditions in the Arctic. After all, the process of ethno-cultural education consists in a special activity, without which it is impossible to develop, not to consolidate ethnic awareness, and also not to ensure that the student realizes his ethnic identity as a value. This article offers an overview of ethno-cultural education, mediating through a theatrical production at school on the theme of folk tales in the Arctic.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ НА ТЕМУ НАРОДНЫХ СКАЗОК В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ»

Выводы. Таким образом, в каждом человеке с рождения заложено его призвание. Оно имеет потомственную связь: ребёнок бывает похож на кого-то из родственников. К семи годам у ребенка зарождаются ростки мастерства. Затем через испытания ребенок находит свой творческий путь, появляется увлеченность. Человек в жизни три раза преодолевает препятствия, прежде чем утвердиться в профессии. Обучаясь мастерству, превращая полученные знания в трудовые навыки, становится умелым работником. В итоге он становится профессионалом, способным быть наставником, продолжателем дела потомственных мастеров.

Ребенок во многом подражает родителям. Интересные занятия, уклад жизни семьи являются основой для развития способностей ребенка на основе индигенного подхода. Взрослый к занятиям своим любимым делом должен привлекать ребенка. Мать создает условия для раскрытия способностей, пробуждения интереса во время совместного шитья, приготовления пищи, в работах в саду и на огороде, по уходу за животными, по сбору ягод. В сельской местности многие дети подобными занятиями зарабатывают средства в помощь семье, ищут свой путь в жизни. На занятиях шитьем, кулинарией детям предоставляется возможность освоить и другие специальности, востребованные сегодня - так наследуются семейные ремесла. Если эти занятия носят творческий характер, то семейная жизнь становится особо притягательной.

Отец, дед, брат приучают мастерить, увлекают различными видами спорта, водят с собой на охоту и рыбалку тем самым приобщают к природе. У ребенка развиваются понятия «родины», «земли предков». В него вселяется дух родной земли - формируется наследственная духовность. Шахматы, шашки, якутские настольные игры оказывают большое влияние на развитие ребенка. Создаются условия для укрепления физического здоровья, для занятий разными видами спорта, приобретается детский спортивный инвентарь или изготавливается родителями. Прослушивание всей семьей хороших песен, увлечение музыкой, просмотр телефильмов на основе классических произведений, так же влияют на укрепление психики ребенка.

Привлечение к работам по домашнему хозяйству. Среда, воспитывающая любовь к природе, растениям, животным, земле, приобщающая к труду, к трудовым навыкам. Насколько бы не был способным, талантливым ребенок, но не приученный к работе, не любящий трудиться, не овладевший трудовыми навыками, отстанет в развитии, не сможет найти свое место в жизни.

Семья - исток духовности: исток любви к родному языку. Богатство, выразительность родной речи пробуждает способность ребенка к языкам, зарождает любовь к языку, проясняет разум. Б.Ф. Неустроев - Мандар Уус подчеркивает необходимость обучения детей умению спорить, культуре дискуссии. Это эффективный способ развития речи, оттачивания коммуникативных компетенций ребенка. Сложно овладеть искусством спора, но умение свободно выражать свои мысли по спорным вопросам, - одно из важных умений в жизни. Сначала ребёнку лучше вступать в спор с близкими людьми. языкам, начиная с русского, человек обучается на основе родного языка.

Литература:

1. Кожурова А.А., Шергина Т.А. Воспитание младших школьников в поликультурной среде: учебное пособие. -Якутск: Издательский дом СВФУ, 2016. -208 с.

2. Кондратьев П.П. Определение освоенности этнокультурных компетентностей. «Сатабыл»: монография. - Якутск: Северо-Восточный федеральный университет, 2014. - 223 с.

3. Концепции воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия), утвержденной приказом Министерства образования и науки от 04.03.2021 № 01-03/298

4. Программа «Создание среды саморазвития детей и молодежи» (Эркээйи 2). - Якутск, 2019.

5. Чехордуна Е.П. Этнокультурные основы педагогики олонхо. Монография. Электронный ресур. - Киров: МНЦПО, 2013 г. - 118 с.

Педагогика

УДК 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Шергина Туйаара Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Попов Максим Мирославович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ НА ТЕМУ

НАРОДНЫХ СКАЗОК В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема этнокультурного воспитания посредством театральной постановки на тему народных сказок в условия в Арктики. Ведь процесс этнокультурного воспитания состоит в особой деятельности, без которого не развить, не закрепить этническую осведомленность, а также не добиться, чтобы школьник осознавал свою этническую идентичность как ценность. Настоящая статья предлагает обзор этнокультурного воспитания, опосредуя через театральную постановку в школе на тему народных сказок в условиях Арктики.

Ключевые слова: этнокультура, воспитание, школа, театральная постановка, народные сказки, Арктика, Якутия. Annotation. The article examines with the problem of ethno-cultural education through a theatrical production on the theme of folk tales in conditions in the Arctic. After all, the process of ethno-cultural education consists in a special activity, without which it is impossible to develop, not to consolidate ethnic awareness, and also not to ensure that the student realizes his ethnic identity as a value. This article offers an overview of ethno-cultural education, mediating through a theatrical production at school on the theme of folk tales in the Arctic.

Keywords: ethnoculture, education, school, theatrical production, folk tales, Arctic, Yakutia.

Введение. Педагогические условия, формирующие и развивающие личность школьника как всестороннюю этнокультурно компетентную личность, являются актуальной для педагогики проблемой, а также характеризуют учебно-воспитательный процесс с точки зрения социальной значимости. Такие процессы обязательно должны реализоваться, начиная с звена дошкольных учреждений и усиливаясь в школьном образовании. На сегодняшний день театральная постановка на тему народных сказок признана глубоким источником, используя который учитель развивает эмоциональную сферу детей, укрепит школьников, ещё не обосновавших из множественных ценностей народа своего представления об этой стройной системе, позволит дать выход детской энергии, избежать агрессивного и жестокого поведения.

Образовательный процесс в современной школе нацелен, прежде всего, на то, чтобы развить творческие способности, укрепить креативный потенциал в рамках этнокультурного воспитания. Для педагогов важной задачей стал поиск эффективной методов, применение которых углубляет мотивацию и устраняет недочеты в этнокультурном воспитании. Театральные постановки в школе в случае применения компетентными педагогами оказались продуктивной стратегией, прилагаемой к разнообразным образовательным и воспитательным контекстам. С использованием указанного метода у школьников развиваются такие качества мышления как осмысленность, активность, рефлексия, более уверенным становится сообщение.

Поясним участие в театральных постановках таким положительным влиянием, поскольку школьный театр может быть адаптирован к любому стилю обучению, очень высоко мотивирует к усвоению этнокультурных традиций. Театральный кружок становится пространством, где педагог выявит, формирует, раскроет заложенные к творчеству способности школьников, а тема народных сказок, обыгранная в театральной постановке, способствует диверсификации лексического багажа, стимулирует к активной коммуникации, правильному использованию грамматики, поднимет заинтересованность родным языком и разбудит интерес к творчеству [6].

О театральных методиках, разнообразии использующихся в рамках театральной педагогики как инструментов, позволяющих воспитать школьников нравственно и эстетически, интегрировать в этносоциальную среду, повествуют труды А.В. Луначарского, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Среди прочих методов обучения театрализация как инструмент этнокультурного воспитания присутствует в педагогике уже много лет, стала традиционной, успела доказать значимость, а также плодотворно развивается, обогащая современный образовательный и воспитательный процесс в разрезе этнокультурных особенностей [3].

Театральная постановка с её реализацией на школьных подмостках является уникальным инструментом для педагога, чтобы дать ответы на сложнейшие проблемы социального, культурного и психолого-педагогического плана, реализовать ключевые задачи современного этнокультурного воспитания с региональным акцентом. Школьник, участвуя в театральной постановке на тему народных сказок, достигнет следующего:

- изучит культуру и язык своего народа, а также созданные другими народами культурные традиции;

- активизирует познавательные интересы, раскрывая для себя широчайшие горизонты знаний;

- освоит самообучающиеся практики;

- углубит эстетическое чувство;

- начнет нуждаться способах действий продуктивных и творческих;

- сможет самореализоваться в креативных видах деятельности;

- адаптируется как личность к социальным и психологическим моментом;

- сможет развиваться в сфере межличностного общения - осуществлять позитивно и продуктивно;

- поднимет уверенность в себе, создаст стабильно высокую самооценку;

- научиться действовать гибко и конструктивно.

Однозначно, что театральная постановка в школе решает те задачи, которые регламентируют ФГОС, и отвечает на сумму требований, реализовать которые обязательно, если место имеет работа над освоением общеобразовательных программ из числа основных в сфере таких видов образования как начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального, реализацию которых обеспечивает аккредитованное государством образовательное учреждение.

Названный подход позволяет вырастить школьника как личность, обладающую ключевыми на современном этапе развития общества характеристиками с учетом регионального компонента этнокультурным воспитанием.

Изложение основного материала статьи. Впервые о театральных постановках свидетельствуют археологи, доказавшие, что первобытная архаическая культура использовала этот метод для передачи зданий. В эпоху Ренессанса благодаря театральной игре изучалась Античность, иностранные языки осваивались студентами Шляхетского корпуса на театральных подмостках.

В советский период педагогика и психология в 1920-х гг. подводили научные обоснования под театральную постановку как педагогический метод, пытались внедрить театр в широкую практику школы, сделать обязательным для гуманитарных дисциплин. Однако тенденции тоталитаризма помешали таким нововведениям.

Но к настоящему моменту для педагогов остаются terra incognita социально-игровые театральные методики, не используются соответствующие программы. Вместе с тем, разработок квалифицированных методистов более чем достаточно, они представлены в свободном доступе.

Не только в мировой, но и в отечественной педагогике потенциал театральных постановок в школе для реализации этнокультурного воспитания всё увереннее доказывает свою комплексность, возможность стать эффективным синтетическим инструментом, способным ускорить, улучшить воспитание в плане нравственности, философских основ, эстетики. Указанный контекст поясняет, что в российской педагогике феномен детского театра изучается очень широко, созданы интересные наработки.

Из обзора ретроспективы наиболее интересным опытом следует отметить деятельность духовных школ, где театральные постановки были остро необходимы, чтобы закрепить теорию богословия. Так, пьесы строились почти как церковные проповеди, а юные актёры вещали о богословских истинах, обсуждали добродетель и пороки. Некоторое время спустя, при институтах благородных девиц, академиях, гимназиях и технических школах царским приказом открыты школьные театры [4].

На сегодняшний день театральная постановка в школе открывает грандиозный потенциал, чтобы воспитать учащихся как социально-культурно-компетентные личности. Участники постановки формируют эстетические суждения, художественный вкус, укрепят нравственные ценности, разовьют коммуникативные навыки, научатся работать в команде или в паре, актуализируется необходимость самовоспитания и саморазвития, готовность быть трудолюбивым, самоорганизованным и ответственным, поскольку здесь происходит общение самых разных типов, осваивается специфичная театральная деятельность.

В условиях Арктики, созданы многовековые народные традиции, воплотившиеся в сказках северных народов. Этот материал педагог должен использовать в театральных постановках как фундамент, на котором сформировать уважение и поклонение к нравственности, созданной предками, передать картину мира, умение уважать природу Малой Родины.

Театральная постановка на тему народных сказок позволит школьникам Арктического круга развить творчество, художественные наклонности, стать самостоятельными и самодеятельными. В результате дети обернуться лицом к глубинам народной культуры, в естественной обстановке узнают духовные ценности народа.

В целях этнокультурного воспитания театральную постановку в школе на тему народных сказок особенно интересно выполнить в условиях теневого театра, издавна известного народам Якутии. Так интересно инсценировать сказочные сюжеты, забавные стихотворения. Но постановка в театре теней требует особой атмосферы и должных навыков,

небольшого числа зрителей и участников, подготовки чтеца рассказа, сказки или басни, которая и демонстрируется тенями. Особым назовем и то, что все силуэты здесь неподвижные, перспектива не используется, не возникает глубины на сцене, силуэты не могут соприкасаться, находить друг на друга. Для школьников сложно справиться и с чтением, и демонстрацией тени, поэтому в такой постановке всегда участвуют как минимум трое актеров (чтец и двое кукловодов).

В театральной постановке ценно то, что дети перевоплощаются в различных персонажей, используют интонационное богатство, создают образ, учатся говорить выразительно, богато и чётко. В театре теней уместной будет импровизация, веселье или шутка, здесь очень быстро воплотить художественный замысел, если буквально за минуту набросать на холсте декорации и создать уникальную постановку.

Привлекая школьников в театрализованную игру, нужно понимать, что перед учениками открывается пространство, прототип их будущей жизни. Однако для учителя важнее текущая составляющая: театральная постановка на тему народных сказок всегда воспринимается как праздник, дарит бурные эмоции, вызывает восторг участников, а также знакомит с условиями Арктики [2].

Суровые условия Арктики, где проживает не малая часть населения якутии актуализируют особое значение формирования культуры безопасности личности. Если такая культура сформирована, то ребенок готов воспринять, пополнить, использовать и поделиться компетенциями, позволяющими предотвратить реализацию угрозу на жизнь или здоровье. При этом приоритетом становится и физическое, и психическое благополучие человека. Формируя культуру безопасности у школьников, создаётся пласт, присутствующий и в культуре общечеловеческой как особая способность человека: вести себя и действовать так, чтобы, несмотря на опасность, не подвергнуть себя и близких угрозе, не ухудшить показатели здоровья или жизни, прогнозировать или же преодолеть трудности.

Постановка в театре теней создают пространство, где участвующие в игровой театральной деятельности школьники освоят культуру безопасности. Эту интересную методику предложила Е.Ю. Александрова [1].

Постановка в театре теней обладает огромным потенциалом важном ракурсе этнокультурного воспитания: раскрыть вопросы безопасности на тему народных сказок, использовать мудрость народов Арктики для современных детей региона. Можно и нужно модифицировать сказки, включая в волшебные истории участников театрального кружка или зрителей, чтобы показать, каким достойным или недостойным было поведение ребёнка. Теневая театральная постановка не содержит назидательного акцента, но быстро доносит основы «хорошего» и «плохого», показывает, как выстроить моральные нормы, а школьники осознают, какие моральные ценности и правила сохранили народы как основы безопасного поведения а главное, театр теней способен заворожить зрителя своей постановкой захватив и так неустойчивое внимание ребенка.

Работа над театральной постановкой в школе должна начинаться с того, что педагог изучает конкретную народную сказку и формирует перечень полезных уроков, на которых нужно поставить акцент для детей. Для примера можно рассмотреть простые и понятные якутские народные сказки с простым сюжетом: '^э уонна са^ш"; "Тураах то5о хара буолбутуй"; "Таал-таал эмээхсин". Особое внимание стоит особое внимание былине "Олонхо" "Тиэстэ бухатыыр" по которому ставятся множество театральных постановок в разных школах среди дошкольных и младших школьных групп.

В сказочном сюжете нередко обыгрывается ситуация, где дети ослушались наставления старших или поведение различных духов или животных в человеческом олицетворении. Для примера в сказке "Бере уонна саЬыл" в разных интерпретациях живут вместе то в балагане, то в юрте, то в норе, то в доме в зависимости от рассказчика и ведут совместное хозяйство. Тут главное то, как подана история раскрывающая характер персонажей.

Театральную постановку нужно спланировать так, чтобы дети поняли вред, опасность, огромную меру угрозу их здоровью и жизни из-за непослушания родителей. Но таким пугающе-ярким эпизодом сказку завершать нельзя, нужно закрепить преподнесенный материал. Завершение сказки должно вновь повторить школьникам, в чём именно состоит безопасное поведение. В традиции различных народов дети привыкли получать нравоучения и наказы, а с удовольствием проговаривают такие слова в театральной постановке, правильно интонируют акценты.

Выводы. В школе театральные постановки на тему сказок моделируют действительные, реалистичные условия жизненных ситуаций и учат, каким универсальным законам подчиняется общество, поясняют, как преодолеть опасности и угрозы в арктических условиях, принимая во внимание многовековой опыт предков. Взрослые, как учитель, так и семья, должны стремиться, чтобы в школе и дома у детей создавалась и совершенствовалась культура личной безопасности. Театральная постановка становится одним из таких инструментов, но высокое народное искусство нельзя воспринимать исключительно как высокопродуктивной дидактический инструмент. Следует сберечь эмоциональный и ценностный аспект, значимость в преемственности поколений [5].

Итак, условия Арктики диктуют для школы использование театральных постановок на тему народных сказок как хорошее дополнение учебно-воспитательного процесса, значительно более широкое, чем порывы энтузиастов. В современном образовании театр стал острой потребностью, должен быть представлен не редкими эпизодами, где дети только смотрят спектакли, а постоянным спутником обучения и воспитания.

Педагогика и искусство пересекаются в театральных постановках на тему народных сказок, хотя и являются сферами разнородными. Правильно говорить о театральных постановках как о действии сценическом, возникнуть которому позволяет актёр, лицедействующий на сцене перед собравшейся публикой. При этом педагогика как научная отрасль рассказывает о том, как воспитать человека, раскрыть его суть, развить личность, определяет закономерное в воспитательном и развивающем процессе, а также характеризует, что закономерного сопровождает образование и обучение.

Без сомнения, что театральная педагогика с учетом регионального компонента должна обращаться к театральным постановкам в школе на тему народных сказок в условиях Арктики. Региональный компонент в театральной постановке вносит особые аспекты в развитие личности, образует и обучает в сценическом действии, индивидуализирует становление личности. показывает, как школьнику сделать свободный и правильный выбор, но при этом осознавать ответственность за свои действия в суровой арктической действительности. Также театральная постановка ценна тем, что не перегружает школьника нравоучениями о соблюдении безопасности, а радует возможностью самовыразиться через народные традиции, осмысливая свою принадлежность к народам Севера.

Литература:

1. Александрова Е.Ю. Особенности театра теней и его значение для развития детей дошкольного возраста / Е.Ю. Александрова // Историческая и социально-образовательная мысль, ISSN: 2075-9908 (Print). - Том 9. - 2017. - № 3/1. -С. 121-126.

2. Конакова Люба Аскербиевна Театрализованная деятельность в школе как средство приобщения детей к истокам национальной культуры // Вестник науки и образования. - 2019. - №9-2 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralizovannaya-deyatelnost-v-shkole-kak-sredstvo-priobscheniya-detey-k-istokam-natsionalnoy-kultury (дата обращения: 15.11.2021).

3. Костина Инна Борисовна Потенциал культурно-образовательного проекта «Театр у школьной доски» в эстетическом и социальном развитии личности // Вестник БГУ. - 2017. - №1. URL: https://cyberieninka.m/artide/n/potentsial-kultumo-obrazovatelnogo-proekta-teatr-u-shkolnoy-doski-v-esteticheskom-i-sotsialnom-razvitii-lichnosti (дата обращения: 15.11.2021).

4. Крук Д.С. История развития детского театра в России // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. - 2017. - №1 (24). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/istoriya-razvitiya-detskogo-teatra-v-rossii (дата обращения: 15.11.2021).

5. Лыкова Ирина Александровна, Александрова Елена Юрьевна, Мартынова Алия Ирфановна. Значение детского театра для становления культуры безопасности в образовательной среде // КПЖ. - 2017. - №6 (125). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-detskogo-teatra-dlya-stanovleniya-kultury-bezopasnosti-v-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 15.11.2021).

6. Попова М.И., Ядрихинская Л.А. Развитие творческой деятельности обучающихся посредством театрального кружка // МНКО. - 2019. - №3 (76). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya-posredstvom-teatralnogo-kruzhka (дата обращения: 15.11.2021).

Педагогика

УДК 37.025.8

кандидат педагогических наук, доцент Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ

ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье автор раскрывает проблему формирования мотивации к учебной деятельности в младшем школьном возрасте, описывает психолого-педагогические условия формирования когнитивных интересов и потребностей младших школьников. Кроме того, автор описывает содержание учебного материала, который оказывает значительный вклад в формировании мотивации младших школьников.

Ключевые слова: мотивация, младший школьник, развитие, обучение, воспитание, творчество.

Annotation. In the article, the author reveals the problem of the formation of motivation for educational activity in primary school age, describes the psychological and pedagogical conditions for the formation of cognitive interests and needs of primary schoolchildren. In addition, the author describes the content of educational material, which makes a significant contribution to the formation of the motivation of younger students.

Keywords: motivation, junior schoolchild, development, training, education, creativity.

Введение. Проблема формирования мотивации к учебной деятельности в младшем школьном возрасте определяется тем, что для общества нужно сформировать всесторонне развитую, активную, гармоничную и творческую личность, которая способна к самоопределению и самореализации.

Актуальность проблемы развития положительной мотивации в обучении младших школьников влечет за собой определение противоречий между потребностями в научно-методическом обеспечении процессов развития положительной мотивации учебной деятельности младших школьников и недостаточной методической разработкой формирования положительной мотивации в начальной школе.

Изложение основного материала статьи. Изучение мотивации и ее формирование - это два элемента процесса воспитания мотивационной сферы интегральной личности учащихся, раскрытия их реального уровня и возможных перспектив, зоны ближайшего развития для каждого ученика и класса в целом.

Психологи Н.В. Творогова, Ю.М. Орлов, В.И. Шкуркина в процессе формирования потребностей в достижении индивидуальности выходят за рамки того, что решающее значение имеет не само восприятие успеха, а фактически его положительный опыт. Они называют эти особенности организацией обучающих ситуаций достижения, от создания которых стимулируется развитие потребности в достижении:

1) своевременно и систематически оценивать результаты работы детей;

2) ориентироваться на достижение личностных результатов в процессе обучения и при этом акцентировать внимание учащихся на значении полученных результатов;

3) необходимо целенаправленно улучшать качество выполнения заданий, стремясь к достижению высоких результатов;

4) достичь решения второстепенных целей;

5) определить задачи наименьшей сложности, решение которых принесет положительные эмоции ребенку;

6) развивать умение завершать начатую работу, развивать уверенность в себе и своих действиях, нести ответственность за проделанную работу [4].

Основываясь на анализе психолого-педагогических исследований (Ф. Савина, В. Максимова, И. Шапошников, С. Рубинштейн, Г. Щукина), отношение школьника к процессу обучения зависит от стабильности их познавательных интересов. Поэтому ведущим мотивом обучения являются познавательные интересы младших школьников. В то время выделяются ситуативные, относительно стабильные и достаточно стабильные познавательные интересы. В связи с этим педагогические инструменты, которые были предложены исследователям, в основном фокусируют внимание учителей на формировании устойчивых познавательных интересов в процессе образовательной деятельности.

Так, например, И. Шапошникова утверждает, что, применяя в своей работе разнообразные материалы и способы организации познавательной деятельности, учитель будет способствовать формированию позитивной мотивации школьников к обучению. «Пробуждая познавательный интерес в учебной деятельности, учитель подбирает наиболее приемлемые методы обучения, а также организует деятельность учеников: осуществляет актуализацию приобретенных знаний, определяет главную образовательную задачу, проводит интересные эксперименты, привлекая творчество детей и др.» [5, С. 73-74].

В связи с этим обучение, как любая другая деятельность, основано не только на любопытных формах, но и на сложных проблемах. Как говорит народная мудрость, «корень обучения горький, а его плоды сладкие», поэтому формирование мотивации должно основываться не на эмоциях, чувствах, а в умах школьника. В связи с этим учеными (В. Ильин, Ю. Бабанский и др.) было предложено наряду с использованием рекреационных элементов для формирования позитивной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.