Научная статья на тему 'ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛАХ АРКТИЧЕСКОГО РЕГОНА'

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛАХ АРКТИЧЕСКОГО РЕГОНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛА / САМОРАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ / АРКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шергина Туйаара Алексеевна

В статье рассматривается вопросы этнокультурного воспитания детей и молодежи в школах арктического региона. Описываются теория и практика по реализации концепции «Концепция воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия)» и проанализирована программа «Саморазвитие ребёнка: создание среды для детей, молодежи», определены основные нравственные ценности и ключевые понятия в традиционной системе этнокультурного воспитания в сельских школах арктического региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-CULTURAL EDUCATION IN RURAL SCHOOLS OF THE ARCTIC REGION

The article deals with the issues of ethno-cultural education of children and youth in schools of the Arctic region. The theory and practice of implementing the concept of "The concept of education of children and youth in the Republic of Sakha (Yakutia)" are described and the program "Child self-development: creating an environment for children and youth" is analyzed, the basic moral values and key concepts in the traditional system of ethno-cultural education in rural schools of the Arctic region are determined.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛАХ АРКТИЧЕСКОГО РЕГОНА»

Педагогика

УДК 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Шергина Туйаара Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛАХ АРКТИЧЕСКОГО РЕГОНА

Аннотация. В статье рассматривается вопросы этнокультурного воспитания детей и молодежи в школах арктического региона. Описываются теория и практика по реализации концепции «Концепция воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия)» и проанализирована программа «Саморазвитие ребёнка: создание среды для детей, молодежи», определены основные нравственные ценности и ключевые понятия в традиционной системе этнокультурного воспитания в сельских школах арктического региона.

Ключевые слова: этнокультурное воспитание, школа, саморазвитие детей и молодежи, Арктика.

Annotation. The article deals with the issues of ethno-cultural education of children and youth in schools of the Arctic region. The theory and practice of implementing the concept of "The concept of education of children and youth in the Republic of Sakha (Yakutia)" are described and the program "Child self-development: creating an environment for children and youth" is analyzed, the basic moral values and key concepts in the traditional system of ethno-cultural education in rural schools of the Arctic region are determined.

Keywords: ethno-cultural education, school, self-development of children and youth, Arctic.

Введение. В статье раскрываются региональные особенности этнокультурного воспитания школьников в условиях Арктики, идет поиск адекватных местным условиям вариативных форм и методов учебно-воспитательной работы. Подчеркивается необходимость формирования культурной идентичности - сознание своей принадлежности к культуре этноса, народа, нации, страны. Язык, обычаи, верования, способы мышления и действий, творчества и общения, выработанные культурой, составляют духовный мир человека, осознающей себя человеком культуры.

Изложение основного материала статьи. Новые образовательные стандарты внесли большие изменения в воспитании детей. Самообучения ребенка, самовоспитания, в первую очередь, должны создаваться условия родителями, учителями, общественностью. Применительно к уроку это называется «учебной деятельностью», это относится и к «внеучебной деятельности». Единый процесс саморазвития и самовоспитания ребенка направлен компетенции у ребенка на развитие. Четкое определение компетенции дал кандидат педагогических наук, автор научных трудов Кондратьев Петр Петрович: «Сотворенное умом и руками человека называется компетенцией. Она видна в результате труда или в его процессе» (Сатабыл) [2]. В 2021 году в Республике Саха (Якутия) была обсуждена и принята Концепция воспитания детей и молодежи в РС (Я). В настоящее время разработана программа «Саморазвитие: создание среды для детей и молодежи» (Эркээйи-2) авторским коллективом, где ядром этнокультурного воспитания становится технология Е.П. Чехордуной Педагогика Олонхо - СЭДИП [5]. По программе «Эркээйи» не только дети, но и взрослое население повсеместно стали развивать традиционные промыслы. Так, уважаемый всем народом республики, житель села Баяга Таттинского улуса Б.Ф. Неустроев - Мандар Уус вырастил целую плеяду народных мастеров, организовал школу обучения ремеслу. Баягинцы в созданных ими лагерях «Огница Мандар Уус», «Природный звук Хатылаевых» обучают, приобщают к национальной культуре детей из Якутска и многих улусов. Одаренные от природы творческие люди открывают лагеря, центры для обучения детей. Таким образом, заложена основа для претворения в жизнь основной идеи «Эркээйи» - возрождение национальной культуры.

Учеными и передовыми учителями составлены действующие программы по разным направлениям воспитательной работы. Так, программа «Сатабыл» («Умение» Кондратьев П.П.), «Педагогика олонхо», (Чиряев К.С., Чехордуна Е.П., Филиппова Н.И.) успешно реализованы технология СЭДИП (Чиряев К.С., Чехордина Е.П., Филиппова Н.И.), «Педагогика Севера» (Никитина Р.С., Федоров Г.М.) в школьной практике, внесли новое направление в педагогическую деятельность. В школе «Огница Айыы», в школе - лаборатории «Сергелях» (рук. Степанова В.Е.) разработаны пути создания образовательных сфер «Мышление и деятельность», содержанием которых является саморазвитие ребенка в соответствии с меняющимся миром. Таким образом, найдены пути отхода от пресловутого штампа «воспитательная работа» при становлении взрослеющего, самообучающегося ребенка как успешного человека своего времени. Заложены основы для создания «очеловеченной» школы с 1 по 11 класс, развивающей личность ребенка.

По программе «Эркээйи» у коренных народов республики по возрождению началась работа по развитию их языков, культурных ценностей, традиций в воспитании детей. Олонхо получило всемирное признание. Дети с 5-6 лет приобщаются ко многим видам национальной культуры: олонхо, хомусу и др. Уверены, что результаты нашей работы по возрождению многовековой национальной культуры не будут преданы забвению [5].

«Программа приобщения детей к процессу возрождения и дальнейшего развития культуры народов Якутии» перерабатывалась и переиздавалась. Предназначением программы было возрождение национальной культуры и на основе национальной культуры взращивание разносторонне развитого ребенка. Семья, учебные учреждения должны вести целенаправленную работу по созданию комплексных условий для приобщения детей к традиционной культуре, общения на родном языке и привитию навыков рукотворного труда. Эта задача на сегодняшний день, в основном, решена. Все эти годы во многих школах республики изучаются предметы «Национальная культура», «Культура коренных народов». Вошли в обиход понятия народной педагогики, педагогики олонхо, открыта новая дорога. Эффективно работали многочисленные кружки и проводились внеклассные занятия.

Определяющую роль в процессе развития занимают внутренняя самооценка ребёнка и внешняя оценка его действий. Ребенок, сравнивающий сделанное им или недоделанное им с результатами деятельности других детей, разбирающийся в своих недостатках, оценивающий и думающий, как их исправить - считается развитым. Ребёнок развивается, наблюдает за своим взрослением, оценивает себя и ставит перед собой все новые и новые цели и задачи. В программе, призванной обеспечить условия для саморазвития ребёнка, содержание воспитательной работы распределено по возрастным периодам. Развитие ребёнка опирается на родной язык, на добрые народные традиции и исконные занятия, на этнопсихологию, нацелено на развитие умелого и успешного человека и является надежной основой для совместной деятельности [5]. Родитель, учитель, воспитатель, следуя этим вехам, выбирают свою дорогу, свои методы общения с ребёнком. Маленький ребенок, подражая им, идет след в след; подросток шагает рядом; юноша проторяет собственный путь, свою индивидуальную траекторию.

В школе, в детском саду, в семье, в микросоциуме вместо воспитательно -назидательной работы планомерно проводится совместная деятельность: наставническая, развивающая, приобщающая к умениям и навыкам, компетенциям. Основное содержание обновления - ребенок, молодой человек с малых лет осознают себя как личность, способны к

саморазвитию, стремятся развить свой потенциал, самостоятельно приобретают необходимые компетенции, выстраивают отношения с людьми, способны к анализу и внесению коррекции в своем поведении, ответственны. Вокруг ребенка создается единое развивающее пространство, объединяющее семью, детский сад, школу, жителей и учреждения микросоциума [4].

Социум - объединение семей, живущих неподалеку друг от друга. Издревле сохранились традиции ходить к соседям в гости, делиться с ними чем-либо, проводить совместно сезонные работы, помогать друг другу и т.д. Дети, играя с соседскими ребятами, дружно взрослеют вместе. Иногда близкий сосед становится ближе кровного родича. Каждому дороги люди из близкого окружения, земляки. В настоящее время сложилась добрая традиция полезного времяпровождения в чьем-либо просторном доме или в общественном центре. Специально для семей организуются клубы бабушек-дедушек, молодых матерей-отцов. Они предназначены для молодых матерей, сидящих дома с маленькими детьми: для обмена опытом, общения, совместного решения чьей-либо проблемы, взаимопомощи. Крепкая, здоровая семья - залог успеха в совместной, целенаправленной работе общественности, социума, объединений для благополучного, счастливого взросления детей, молодежи [3].

Дети приобщаются к традиционным занятиям, к труду жителей наслега. Полнее раскрываются их таланты, развивается трудолюбие. Мастера-умельцы, талантливые матери-отцы открывают для детей мини-мастерские.

Практикуется работа таких клубов, как «Школа бабушек-дедушек». Проводятся занятия объединений молодых матерей, различные соревнования, смотры, выставки, ярмарки, встречи, беседы, вечера, ориентированных на развитие таланта, способностей ребенка. Приобщение детей к охоте, к таким традиционным промыслам, как ловля рыбы удочкой, сачком, неводом, сетью, корчагой на запруде, острогой и.т.д., проводится в течение года. Получили признание традиции проведения детский ысыахов.

Для становления личности человека, утверждения и развития его собственного «я» (психики, поведения) социум, наслеги прилагают определенные условия.

Изучая и анализируя внутренние возможности социума, составляя проект системной работы, можно управлять средой развития детей. Ребенок - будущее наслега, поэтому лучше всего проводить системную работу всем миром.

В любом наслеге есть увлеченно и творчески работающие люди, живут признанные всеми лидеры, которыми все гордились. Если умело использовать этот неоценимый человеческий потенциал, то несомненно, они окажут огромную помощь в раскрытии и развитии талантов, способностей детей. Опираясь на пример творчества своих односельчан, молодежь не только раскроет свой талант, но и сможет перенять их нравственные ценности станет их преемником. Подросток посещает мероприятия в роли наблюдателя, иной раз в соответствии с возрастом может стать участником. В этих мероприятиях важен качественный, тщательно продуманный уровень организации. Продуманные до деталей, яркие мероприятия оставляют неизгладимый след в душе ребенка. Небрежно организованные мероприятия вызывают у ребенка негативные чувства. Он начинает думать, что так же небрежно можно относиться к любому делу. Вот поэтому так важна роль социума в развитии личности ребенка. Только личное участие ребенка в работе социума обеспечит добрые перенятие традиций им родного поселка, этнической среды, нравственных ценностей рода [1].

Создаются условия для участия ребенка во всех мероприятиях наслега и как участника, и как организатора, а не только постороннего наблюдателя. Детские организации должны знать содержание утренних планерок, актива наслега и учитывать это в планах своей работы. Поэтому большую роль играют деловые качества избранного Лидера: умение руководить и нести ответственность. Пассивное участие взрослых в ходе выборов детского Лидера желательно.

Среда развития способностей, творческого потенциала и таланта ребенка в наслеге создаются по следующим направлениям. Творческое начало и способности заложены природой в каждого ребенка с момента его зарождения; Талант, дар ищут и раскрывают, а способности свободно развивают на занятиях. Талант у многих раскрывается через мастерство, профессию. Якуты признают главным три профессии: мастера, сказателя, целителя.

Способы овладения профессией - постоянные занятия, приобретение навыков. Сначала ребёнок, общаясь мастеровыми людьми, подражает им, затем переходит к самостоятельным занятиям. Раскрытию и развитию таланта так же способствуют игры и художественные произведения. Более действенны национальные игры и произведения народного творчества, как веками отточенные, гармонично сочетающиеся с природой и внутренним миром ребёнка, приемы.

Для ребенка - школьника большое значение имеет создание максимально удобных домашних условий. Полезно приобщение детей к чтению газет, к просмотру телерадиопередач о народных традициях. Родители должны уметь поощрять и направлять интересы детей. Прекрасна традиция семейных походов в музеи, выставки, в театр и.т.п.

Ребенок приобщается к человеческой добродетели: создаются условия для проживания в живой среде окружающего мира. Наблюдает, исследует природу, это расширяет внутренний мир ребенка. Обязательно ознакомление с достопримечательностями, памятниками и сокральными местами поселка, социума. Дух родной земли, вселенный в этом возрасте, перерастет потом в великую любовь к Родине.

Мальчика отец берет с собой на сенокос, весной - на охоту с ночевкой в засядке. Разрешает самостоятельно овладевать приемами добычи. Отец, дед, другие мужчины рода отводят место для мальчика в мастерской - с инструментами для занятий, разрабатывается мужской характер. Выполняет определенную работу по дому без помощи взрослых, несет за это ответственность. Как правило, девятилетний мальчик способен работать наравне со взрослыми. В старину ребенку этого возраста, оберегая его от болезней суставов, не поручали тяжелую работу. Обычай не следует забывать, но совсем освобождать от работы, значит, задержать его развитие, лишить перспективы. Ребенок осознает, что только труженик может стать человеком Айыы, труд - это твердая опора будущего. К семейным творческим занятиям мальчика приучает тоже отец.

Девочку мать приобщает к домашним заботам. Девочка взрослеет в постоянных хлопотах по хозяйству, ей порученных. Ребенок должен изучать и знать свою родословную, уважать обычаи рода. Если нет родословной, то вместе с ребенком составить ее, затем научить рассказывать о родословной, исследовать, гордиться ею. Такие занятия содействуют осознанию ребенком своих внутренних возможностей, психологической особенности, развития организма, выявлению и устранению своих недостатков. Родители ориентируют детей на наследование семейных профессий, прирожденных способностей. В родословной бывает разное: на и позитивное, и негативное. Сегодня имеются народные приемы сокрытия, прерывания, усмирения последствий отрицательного генотипа, передаваемого по наследству.

С младших классов родители знакомят детей с биологическим взаимоотношением полов, заранее готовят дочь к материнству, мальчика - к отцовству, беседуют с ними, убеждают. Учат бережному отношению к животному миру, к охране среды размножения и обитания особей во время проведения игр Айыы.

Семья поддерживает связь со школой, проводит занятия кружков, участвует в мероприятиях творческого, исследовательского характера. Инициирует пробуждение интереса ребенка к будущей профессии, родитель расширяет разнообразный круг его занятий. Целеустремленность ребенка зависит от его желания, трудолюбия и тяги к работе.

Выводы. Таким образом, в каждом человеке с рождения заложено его призвание. Оно имеет потомственную связь: ребёнок бывает похож на кого-то из родственников. К семи годам у ребенка зарождаются ростки мастерства. Затем через испытания ребенок находит свой творческий путь, появляется увлеченность. Человек в жизни три раза преодолевает препятствия, прежде чем утвердиться в профессии. Обучаясь мастерству, превращая полученные знания в трудовые навыки, становится умелым работником. В итоге он становится профессионалом, способным быть наставником, продолжателем дела потомственных мастеров.

Ребенок во многом подражает родителям. Интересные занятия, уклад жизни семьи являются основой для развития способностей ребенка на основе индигенного подхода. Взрослый к занятиям своим любимым делом должен привлекать ребенка. Мать создает условия для раскрытия способностей, пробуждения интереса во время совместного шитья, приготовления пищи, в работах в саду и на огороде, по уходу за животными, по сбору ягод. В сельской местности многие дети подобными занятиями зарабатывают средства в помощь семье, ищут свой путь в жизни. На занятиях шитьем, кулинарией детям предоставляется возможность освоить и другие специальности, востребованные сегодня - так наследуются семейные ремесла. Если эти занятия носят творческий характер, то семейная жизнь становится особо притягательной.

Отец, дед, брат приучают мастерить, увлекают различными видами спорта, водят с собой на охоту и рыбалку тем самым приобщают к природе. У ребенка развиваются понятия «родины», «земли предков». В него вселяется дух родной земли - формируется наследственная духовность. Шахматы, шашки, якутские настольные игры оказывают большое влияние на развитие ребенка. Создаются условия для укрепления физического здоровья, для занятий разными видами спорта, приобретается детский спортивный инвентарь или изготавливается родителями. Прослушивание всей семьей хороших песен, увлечение музыкой, просмотр телефильмов на основе классических произведений, так же влияют на укрепление психики ребенка.

Привлечение к работам по домашнему хозяйству. Среда, воспитывающая любовь к природе, растениям, животным, земле, приобщающая к труду, к трудовым навыкам. Насколько бы не был способным, талантливым ребенок, но не приученный к работе, не любящий трудиться, не овладевший трудовыми навыками, отстанет в развитии, не сможет найти свое место в жизни.

Семья - исток духовности: исток любви к родному языку. Богатство, выразительность родной речи пробуждает способность ребенка к языкам, зарождает любовь к языку, проясняет разум. Б.Ф. Неустроев - Мандар Уус подчеркивает необходимость обучения детей умению спорить, культуре дискуссии. Это эффективный способ развития речи, оттачивания коммуникативных компетенций ребенка. Сложно овладеть искусством спора, но умение свободно выражать свои мысли по спорным вопросам, - одно из важных умений в жизни. Сначала ребёнку лучше вступать в спор с близкими людьми. языкам, начиная с русского, человек обучается на основе родного языка.

Литература:

1. Кожурова А.А., Шергина Т.А. Воспитание младших школьников в поликультурной среде: учебное пособие. -Якутск: Издательский дом СВФУ, 2016. -208 с.

2. Кондратьев П.П. Определение освоенности этнокультурных компетентностей. «Сатабыл»: монография. - Якутск: Северо-Восточный федеральный университет, 2014. - 223 с.

3. Концепции воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия), утвержденной приказом Министерства образования и науки от 04.03.2021 № 01-03/298

4. Программа «Создание среды саморазвития детей и молодежи» (Эркээйи 2). - Якутск, 2019.

5. Чехордуна Е.П. Этнокультурные основы педагогики олонхо. Монография. Электронный ресур. - Киров: МНЦПО, 2013 г. - 118 с.

Педагогика

УДК 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Шергина Туйаара Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Попов Максим Мирославович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ НА ТЕМУ

НАРОДНЫХ СКАЗОК В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема этнокультурного воспитания посредством театральной постановки на тему народных сказок в условия в Арктики. Ведь процесс этнокультурного воспитания состоит в особой деятельности, без которого не развить, не закрепить этническую осведомленность, а также не добиться, чтобы школьник осознавал свою этническую идентичность как ценность. Настоящая статья предлагает обзор этнокультурного воспитания, опосредуя через театральную постановку в школе на тему народных сказок в условиях Арктики.

Ключевые слова: этнокультура, воспитание, школа, театральная постановка, народные сказки, Арктика, Якутия. Annotation. The article examines with the problem of ethno-cultural education through a theatrical production on the theme of folk tales in conditions in the Arctic. After all, the process of ethno-cultural education consists in a special activity, without which it is impossible to develop, not to consolidate ethnic awareness, and also not to ensure that the student realizes his ethnic identity as a value. This article offers an overview of ethno-cultural education, mediating through a theatrical production at school on the theme of folk tales in the Arctic.

Keywords: ethnoculture, education, school, theatrical production, folk tales, Arctic, Yakutia.

Введение. Педагогические условия, формирующие и развивающие личность школьника как всестороннюю этнокультурно компетентную личность, являются актуальной для педагогики проблемой, а также характеризуют учебно-воспитательный процесс с точки зрения социальной значимости. Такие процессы обязательно должны реализоваться, начиная с звена дошкольных учреждений и усиливаясь в школьном образовании. На сегодняшний день театральная постановка на тему народных сказок признана глубоким источником, используя который учитель развивает эмоциональную сферу детей, укрепит школьников, ещё не обосновавших из множественных ценностей народа своего представления об этой стройной системе, позволит дать выход детской энергии, избежать агрессивного и жестокого поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.