УДК 37.01:141.8(571.56-17) Н. Д. Неустроев, А. С. Саввин, А. Н. Неустроев
Особенности традиционного уклада школ арктического Севера: проблемы и перспективы
СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. Актуальность определяется необходимостью решения проблем школ арктического Севера. Цель: раскрыть особенности деятельности школ арктического Севера, обусловленные самобытным традиционным укладом жизни коренных малочисленных народов, и определить пути решения. Методологическим основанием является аксиологический подход ментальности этносов. Гипотеза: учет особенностей традиционного уклада деятельности школ арктического Севера обеспечивает социализацию детей как носителей языка и культуры родного народа. Методы исследования: анализ и синтез теоретических и фактических материалов о деятельности школ арктического Севера. Показывается процесс реализации ФГОС нового поколения с учетом специфических условий северных территорий и организации школьного образования на основе самобытного традиционного уклада жизни коренных народов Севера. Результаты: обеспечивается социализация детей народов арктического Севера на основе своеобразной философии жизни, этнокультурных и этнопедагогических основ сельской школы, сохранение и развитие ее функционирования как социально-экономической закономерности, селообразующего, производственного, социокультурного и демографического факторов. Утверждается положение о том, что сложная проблема сельской малокомплектной школы заключается в том, что до сих пор понятие «малокомплектная школа» как специфический тип особой образовательной организации в российской системе образования не прописано ни в одном законодательном, нормативно-правовом документе. Считается целесообразным внести предложения, как дополнения в Закон Республики Саха (Якутия) «Об учителе» и в федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3.
Ключевые слова: глобализация, этнос, традиция, особенности, Арктика, Север, ФГОС, сельская школа, учащиеся, народы Севера.
N. D. Neustroev, A. S. Savvin, A. N. Neustroev
Ethnocultural traditional school of Arctic North schools:
general and special
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. Relevance is determined by the priority development of the Arctic North of Russia. Goal: to reveal the features of the activities of schools in the Arctic North, due to the original traditional way of life of indigenous peoples. The methodological basis is the axiological approach of the mentality of ethnic groups. Hypothesis: considering the peculiarities of the traditional way of work of schools in the Arctic North ensures
НЕУСТРОЕВ Николай Дмитриевич - доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры начального образования, Педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К Аммосова.
E-mail: [email protected]
NEUSTROEVNikolay Dmitrievich - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Elementary Education, Teachers' Training Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.
CАВВИНАфанасий Семенович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики ИМИ, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К Аммосова.
SAVVIN Afanasy Semnovich - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Higher Mathematics, Institute of Mathematics and Informatics, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.
НЕУСТРОЕВ Ариан Николаевич - кандидат педагогических наук, начальник отдела, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К Аммосова.
NEUSTROEV Arian Nikolaevich - Candidate of Pedagogical Sciences, Head of a department, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.
the socialization of children as carriers of the language and culture of their native people. Research methods: analysis and synthesis of theoretical and factual materials on the activities of schools in the Arctic North. It shows that the process of implementing the new state educational standards, taking into account the specific conditions of the northern territories and school education organizations, is based on the original traditional way of life of the indigenous peoples of the North. Research results: the socialization of children of the peoples of the Arctic North is ensured on the basis of a peculiar philosophy of life, ethnocultural and ethnopedagogical foundations of a rural school, the preservation and development of its functioning as a socio-economic regularity, village-forming, industrial, sociocultural and demographic factor. The statement that the difficult problem of a rural small school is that the concept of a "small school", as a specific type of special educational organization in the Russian education system, has not yet been spelled out in any legislative, regulatory document. It is considered advisable to make proposals as additions to the Law of the Republic of Sakha (Yakutia) No. 273-FZ «On Education in the Russian Federation".
Keywords: globalization, ethnos, tradition, features, Arctic, North, GEF, rural school, students, peoples of the North.
Введение
Глобализация относится к числу объективных факторов, в частности, в вопросах подготовки кадров. Бывший генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура говорил о том, что «... исходя из настроения большинства государств, следует признать необходимость «очеловечивания глобализации». Мы должны использовать ее преимущества, сохраняя разнообразие культур народов. Сделать так, чтобы в нашем мире царил дух равноправия и солидарности. Богатство национальных культур - это уникальное достояние и ценность человечества. Сохранить и приумножать их для нынешних и будущих поколений - святая обязанность всех нас» [1].
Проблемы школ арктического Севера
России необходимо защищать свою многонациональность и культуру всех своих народов ради сохранности национальной уникальности в современной среде глобализации.
В целях развития образования в сельской местности на научной основе Институт социальной педагогики РАО разработала комплексную программу «Развитие системы образования в сельском социуме: интеграция науки и практики» на базе 17 сельских регионов страны. Среди них Республика Саха (Якутия) представляла северные регионы. Было проведено социально-педагогическое исследование с участием местных педагогов-ученых [2, с. 9]. Опубликованы научные работы в виде монографий, статей и методических пособий. На материале Республики Саха (Якутия) было издано методическое пособие «Развитие образования в сельской местности: региональная модель» [3]. В данном пособии раскрывается концептуальная идея о сочетании общего и особенного, как взаимодействие общечеловеческих и национально-региональных ценностей с учетом специфических особенностей развития северного региона Российской Федерации.
На выездном заседании Президиума Госсовета в Салехарде основной темой дискуссии были вопросы о качестве жизни коренных народов Севера. На заседании говорилось о возрождении президентской программы «Дети Севера». Президент В.В. Путин, касаясь этой темы, подчеркнул: «значимость социальной ответственности бизнеса и политической воли местных властей. Мы не должны растерять самое большое богатство страны» [4, с. 351].
Как заявил глава республики Айсен Николаев 22 июля с. г. на закрытии стратегической сессии по обсуждению проекта Стратегии социально-экономического развития Арктики до 2030 г., наиболее остро сейчас стоят демографические вызовы: на сегодня на одного человека здесь приходится 23 с лишним квадратных километра, и каждый год население уменьшается на 1%. Для того чтобы улучшить демографические показатели в арктической зоне республики и, соответственно, обеспечить социально-экономическое развитие этих территорий, необходимо коренным образом перестроить применяемую схему производительных сил [5, с. 9].
С этих позиций в обеспечении качества жизни народов арктического Севера в формировании этнопедагогических основ школьного образования разработаны исследования известных ученых. В книге «Алмазная земля педагогики Олонхо» (А.М. Лобок) анализируется инноваци-
онный опыт школ Якутии с использованием уникальных воспитательных традиций «педагогики Олонхо». Жизнь якутского села характеризуется своим своеобразным происхождением и тем культурным миром, который сложился за многие сотни лет, как многовековое умение жить на Севере, полагаясь собственные силы. Это делает якутское село неизмеримо жизнеспособным и обеспечивает то или иное качество жизни. В этой связи якутская школа отличается способностью выпускников обустраивать свою жизнь и будущее, мир своего наслега и страны. Развивается мысль о том, что не стоит сельскую школу перетягивать на уровень городской школы, у неё свои особенности развития в зависимости от характера сельскохозяйственного окружения и природно-климатических условий. Следовательно, реструктуризация и укрупнение малокомплектных сельских школ считаются нецелесообразным с педагогической точки зрения и социально-экономических особенностей развития Республики Саха (Якутия) [6, с. 19-22].
В монографии «Система образования в этнорегиональном и социокультурном измерениях» (А.М. Цирульников) отмечается, что эволюция школ Якутии является фактом неравномерности развития школьного образования в различных регионах России дореволюционного периода. Кочевая самобытная жизнь народов Севера, их отдаленная территориальная обособленность обусловили характерные особенности народного воспитания. Зачатки педагогической мысли зародились у якутских племен в виде совокупности «житейских правил и непи-санных законов». Утверждается, что «раннее закаливание организма, национальные игры и спортивные состязания, включение детей в систему традиционных видов занятий и профессий; фольклор, сказки, загадки, героический эпос Олонхо; игра на национальных музыкальных инструментах - все в совокупности составляют уникальный источник этнокультурного мышления как традиции, средства и возможности этнопедагогики» [7, с. 164-167].
Специфика деятельности сельских школ (малокомплектность, территориальная отдаленность, трудность транспортной связи) в условиях арктических территорий обосновывается как объективная закономерность, обусловленная специфическими природно-климатическими, национально-региональными особенностями жизнедеятельности коренных народов. Исследования показывают, что «в силу ряда экономических, географических, демографических, культурно-бытовых, национальных факторов малокомплектные начальные, основные и средние школы в условиях Севера, Сибири и Дальнего Востока остаются востребованными. Определено, что построение социокультурной типологии региональных образовательных организаций имеет принципиально важное значение для федерального уровня управления образованием, что дает возможность разработать разные варианты развития образования в регионах, на основе которых принимаются осмысленные и ответственные решения по перспективам стратегического развития образования в России [8, с. 32].
На современном этапе исследователи сходятся во мнении, что этнические психофизиологические и социокультурные особенности («феномен сонастроенности на пространство», «феномен своеобразного ритма связи северного человека с природой») оказываются свойственными человеку и сообществу в условиях Севера. Жизнь северных народов, основанная на гармонии с природой, была сформирована в течение многих веков. Навыки жизни в условиях холода стали неотъемлемой частью быта всех северян. Моральные ценности были основой этой жизни, так как взаимоподдержка в тяжелых условиях являлась итогом выработки силы воли, находчивости, выносливости и настойчивости.
В условиях реализации ФГОС нового поколения дополнительное образование детей рассматривается как одно из важнейших компонентов целостного педагогического процесса образовательных организаций. Нужен комплексный подход к учебно-воспитательной работе связан с социализацией личности детей, где требуется целенаправленная совместная деятельность школы, семьи и общественности при государственной поддержке.
В современной жизненной действительности проявление частых правонарушений несовершеннолетних во многом зависит от незанятости молодежи общественно полезными делами, производительным трудом; от недостаточной организации досуга и обеспечения со-
циальной защиты детей. В федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», № 273-Ф3 (2013 г.) утверждается приоритет воспитания в формировании личности человека, т.е. качественной организацией основного и дополнительного образования, целенаправленным воспитательным воздействием на обучающихся достигается главная задача - воспитание гражданина России. В образовательных организациях Республики Саха (Якутия) обеспечен максимальный охват школьников различными программами дополнительного образования. Содержание и формы образовательно-воспитательных программ (объединения по интересам, кружки, секции, научно-практические конференции, круглые столы) направлены на решение проблем воспитания на основе этнопедагогической теории и практики. Актуализируются такие важные направления воспитательной работы, как правовое, патриотическое, духовно-нравственное, трудовое воспитание. Активно работают общественные организации «Юные друзья милиции», «Зеленый патруль», «Мы за здоровый образ жизни», «Мой родной край» и другие. Школьники ежегодно принимают участие в параде Победы, организуются встречи с ветеранами, проводятся лекции и беседы; проводятся смотры строя и песни, конкурсы военно-патриотической песни, военно-спортивная игра «Зарница» под девизом «Мы помним подвиг тех лет» [9].
Согласно требованиям ФГОС нового поколения, предусмотрено, что образовательные организации имеют право свободы выбора по определенным образовательным программам в зависимости от конкретных местных условий. В связи с этим школы Севера, расширяя свои социальные функции, должны стать духовным центром социокультурного и социально-экономического развития села. Речь идет о формировании личности детей народов Севера, способной жить и трудиться в суровых условиях Севера. Выпускники школ должны быть социально ориентированными и способствовать решению проблем, связанных с активным национальным возрождением и дальнейшим процветанием в рамках приоритетных стратегических программ развития Арктики, Сибири и Дальнего Востока. Согласно решению Министерства просвещения Российской Федерации, в школьные учебные планы и программы восстановлены общественно-полезный труд, трудовое и производственное обучение. В частности, для детей народов Севера это имеет свои особенности, связанные с самобытным традиционным укладом жизни и деятельности родного народа. Например, ребята, ведя кочевой образ жизни с родителями и учителем, даже во время длительного пути писали и рисовали на снегу, были заняты разнообразной деятельностью, связанной с традиционных отраслями хозяйства и бытовыми жизненными заботами. Речь идет о воспитании самой жизнью и трудом. Когда дети учатся в базовой средней школе, там уже создаются соответствующие условия в духе требований национальной программы «Образование»: кабинеты, спортивный зал с оборудованием, краеведческий музей, стрелковый тир, охотничий дом, теплица, подсобное хозяйство, медпункт, баня.
Уделяется особое внимание оздоровлению детей: обеспечение традиционными продуктами питания, любимые национальные блюда, соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Наряду с этим все еще остаются сельские малокомплектные школы Севера со своими актуальными проблемами в условиях модернизации российского образования. В качестве типичного примера приводим Улахан-Чистайскую среднюю школу имени Н.С. Тарабукина арктического Момского улуса республики. В школе учатся 136 детей, в среднем в классе сидят 12 учащихся, т.е. не выполняется установленная для сельской местности норма на 14 учащихся. Всего в селе проживают 670 человек. Добрая половина учащихся - дети из малообеспеченных семей. Имеется пришкольный интернат. Количество учащихся с каждым годом становится все меньше, рождаемость детей сокращается. Школьное здание из-за нехватки денег на ремонт в некоторых кабинетах остается холодным, невозможно там учиться. Между тем данная школа за последние годы подготовила более 20 оленеводов для отрасли, что является хорошим показателем, когда молодые еще не спешат идти в оленеводы. Далее вопреки всем обстоятельствам педагогический коллектив добивается хороших результатов. Так, в 2017 г. школа вошла в число 100 лучших школ России и признана среди образовательных организаций страны,
реализующих проекты по оленеводству. Школа является республиканской инновационной площадкой по развитию ранних трудовых навыков в дошкольном образовании в кочевых классах. С 2016 г. школа имеет статус агропрофильной и развивается по направлениям оленеводства, агрономии и разведения крупного рогатого скота. Летом работают четыре лагеря: два кочевых - для детей, работающих в оленеводческих стадах, эколого-трудовой «Ойкос» и сенокосно-трудовой «Эрчим». Все это, в первую очередь, приучает детей к труду, навыкам самообеспечения и выживания в условиях Севера. К сожалению, остается хроническая проблема - в школе не хватает учителей. Это временно решается за счет республиканской программы по предоставлению жилья учителям, проработавшим в течение 5 лет в арктических и северных улусах. Так, в школу приехали учителя иностранного языка, физики, биологии, химии. Когда они уедут, детей некому будет учить. Жить молодым учителям негде, общежития нет, где их расселить - головная боль директора. Понятно, что удержать хорошего учителя в таких условиях невозможно [10, с. 12].
Таким образом, выявленные нами особенности и проблемы деятельности школ арктического Севера в перспективе могут быть решены при создании следующих социально-педагогических условий:
- обеспечивается ориентация деятельности школ и социализация детей на основе самобытного традиционного уклада жизнедеятельности народов Севера;
- личностное развитие детей народов Севера требует учета их этнических, физиологических и психолого-педагогических особенностей развития;
- разрабатываются формы и методы организации, адекватные специфическим условиям деятельности школ арктического Севера (природно-климатические, демографические, национально-региональные; малочисленность учащихся школ, малая наполняемость классов, разновозрастные группы, многопредметность преподавания, текучесть кадров, ограниченность бытовых условий и т.д.).
Наряду с этими социально-педагогическими условиями нами обосновывается кардинальный путь улучшения деятельности школ арктического Севера, требующего решения законодательного и нормативно-правового характера на уровне высших государственных органов управления.
Так, исследования показывают, что сельское население арктических территорий России, руководители школ, органы управления образованием, главы улусов и наслегов сходятся во мнении о том, что вечная проблема малокомплектной школы заключается в том, что до сих пор понятие «малокомплектная школа», как специфически особая образовательная организация в российской системе образования, не прописано ни в одном законодательном, нормативно-правовом документе. В связи с этим группа ученых-исследователей внесла предложение, как дополнение в Законе Республики Саха (Якутия) «Об учителе» в следующем содержании: дополнить отдельным пунктом 5: Права и обязанности учителя сельской малокомплектной школы в условиях арктического Севера:
а) учитель имеет право:
- на дополнительные льготы в суровых условиях Севера;
- на подготовку и переподготовку по широкому профилю для преподавания по 2-3 предметам гуманитарного, естественнонаучного и технического циклов;
- свободу выбора форм и методов обучения и воспитания, адекватных условиям малочисленности контингента и малой наполняемости классов сельских школ на основе этнопедаго-гической теории и практики народов Севера.
б) учитель обязан:
- знать специфику жизни села, сельского населения и сельскохозяйственного производства;
- непрерывно повышать квалификацию, быть профессионально мобильным, компетентным и универсально подготовленным в условиях дефицита учителей-предметников;
- проявлять чувства долга и ответственности за судьбу родного села, улуса; родных и близ-
Необходимость принятия нового пункта 5 Закона обосновывается следующими положениями:
- в Республике Саха (Якутия) малокомплектность (малая наполняемость классов) сельских школ, в том числе и кочевых школ, характеризуется как социально-экономическая закономерность, обусловленная природно-климатическими, производственно-хозяйственными и национально-региональными особенностями;
- прогнозируется на обозримое будущее стабильность сохранения и развития наслежных малокомплектных школ как селообразующий, производственный и демографический фактор;
- существует социальный заказ населения, особенно в северных улусах, о подготовке учителей широкого профиля для преподавания 2-3 предметов гуманитарного, естественно-научного, технического циклов на основе межпредметных связей, востребованность которого вызывается острым дефицитом учителей-предметников.
Далее было бы целесообразным на уровне Государственного собрания Ил Тумэн и Правительства Республики Саха (Якутия) в перспективе внести дополнение в федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» №2 273-Ф3, вступившем в силу с 1 сентября 2013 г., в рамках статьи 23 «Типы образовательных организаций» пунктом 3 в следующей формулировке: «малокомплектная общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в труднодоступных и малонаселенных поселениях, расположенных в отдаленных таежных, тундровых и горных местностях».
Подобное законодательное обеспечение организации школьного образования в условиях арктического Севера гарантирует качественное образование, духовно-нравственное, трудовое и социальное воспитание детей народов Севера на исторических традициях родного народа; занятость школьников деятельностью по традиционным отраслям хозяйства во благо саморазвития и общего национально-этнического процветания. Обосновывается концептуальный подход в том, что образование детей и молодежи на Севере и его социально-экономическая востребованность рассматривается как фактор социального развития села и сохранения эт-нонациональной идентичности в местах компактного проживания народов Севера. В более широком понимании подразумевается воспитание гражданина России на основе этнокультурного образования, т.е. формирование личности школьников в духе общероссийской гражданской идентичности. В перспективе актуализируется проблема переориентирования вектора развития школьного образования в арктическом Севере на доминанту ценностей современного общества и на решение важных социально-экономических проблем сел компактного проживания коренных малочисленных народов, определение функций школ, как социокультурных, этнопедагогических, демографических, направленных на адаптацию выпускников школ к реальной жизни и подготовку востребованных местных кадров.
Заключение
Россия как полиэтническая и поликультурная страна включается в мировое культурно-образовательное пространство, сохраняя при этом уникальную самобытность и традиции ее народов.
Улучшение качества жизни и демографической ситуации в арктической зоне Республики Саха (Якутия), согласно государственной политики Правительства Российской Федерации о приоритетном развитии северных территорий, обеспечивается социально-экономическим и культурным. развитием этих территорий на основе создания новых производительных сил и инфраструктуры сельских поселений.
Обеспечение качества жизни народов арктического Севера, утверждение своеобразной философии жизни, этнокультурных и этнопедагогических основ сельской школы, сохранение и развитие ее функционирования как социально-экономическая закономерность обосновываются монографическими исследованиями известных ученых.
Социокультурная типология региональных образовательных организаций имеет принципиально важное значение для федерального уровня управления образованием, что дает возможность разработать разные варианты развития образования по регионам и принятия осмысленных и ответственных стратегических решений с учетом конкретных местных условий.
Согласно требованиям ФГОС нового поколения, школа на арктическом Севере переориентируется на традиционный уклад жизни и деятельности коренных народов. Этнопедаго-гизация деятельности школ народов Севера обеспечивает формирование личности школьников как носителей языка и культуры родного народа и гражданина России, способных жить и трудиться в экстремальных условиях арктического Севера.
Исследования показывают, что сельское население арктических территорий России, руководители школ, органы управления образованием, главы улусов и наслегов сходятся во мнении о том, что вечная проблема малокомплектной школы заключается в том, что до сих пор понятие «малокомплектная школа» как специфический тип особой образовательной организации в российской системе образования не прописано ни в одном законодательном, нормативно-правовом документе.
В связи с этим считается целесообразным внести предложения, как дополнения в Законе Республики Саха (Якутия) «Об учителе» и в федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3, вступившем в силу с 1 сентября 2013 г.
Литература
1. Иванов В.Н., Егорова Т.М. Фотоальбом. Генеральный директор Коитиро Мацуура в Якутске. -Якутск: НИИ Олонхо СВФУ, 2013. - 48 с.
2. Силласте Г. Сельская школа и село России в начале ХХ1 века. - М.: ЦОЛ, 2003. - С. 9.
3. Развитие образования в сельской местности: региональная модель / Под ред. Ф.В. Габышевой. -М.: ИСПС РАО, 2006. - 192 с.
4. Реальность этноса. Глобализация и национальные традиции образования в контексте Болонского процесса / Под. ред. И.Л. Набока. - СПб.: Астериан, 2005. - 536 с.
5. Фоменко Г. Мы должны построить Арктику практически с нуля // Якутия. - 2019. - 26 июля.
6. Лобок А.М. Алмазная земля педагогики олонхо. - Якутск, 2007. - 172 с.
7. Цирульников А.М. Система образования в этнорегиональном и социокультурном измерениях. -СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2007. - 288 с.
8. Неустроев Н.Д. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера. -Якутск, 2009. - 245 с.
9. Сведения об учреждениях дополнительного образования детей, занимающихся в них детей и педагогических кадров Министерства образования Республики Саха (Якутия) на 2009-2018 годы.
10. Кондратьева М. Как выживает арктическая школа // Якутия. - 2019. - 26 июля.
References
1. Ivanov V.N., Egorova T.M. Fotoal'bom. General'nyj direktor Koitiro Macuura v Jakutske. - Jakutsk: NII Olonho SVFU, 2013. - 48 s.
2. Sillaste G. Sel'skaja shkola i selo Rossii v nachale HH1 veka. - M.: COL, 2003. - S. 9.
3. Razvitie obrazovanija v sel'skoj mestnosti: regional'naja model' / Pod red. F.V. Gabyshevoj. - M.: ISPS RAO, 2006. - 192 s.
4. Real'nost' jetnosa. Globalizacija i nacional'nye tradicii obrazovanija v kontekste Bolonskogo processa / Pod. red. I.L. Naboka. - SPb.: Asterian, 2005. - 536 s.
5. Fomenko G. My dolzhny postroit' Arktiku prakticheski s nulja // Jakutija. - 2019. - 26 ijulja.
6. Lobok A.M. Almaznaja zemlja pedagogiki olonho. - Jakutsk, 2007. - 172 s.
7. Cirul'nikov A.M. Sistema obrazovanija v jetnoregional'nom i sociokul'turnom izmerenijah. - SPb.: Agentstvo obrazovatel'nogo sotrudnichestva, 2007. - 288 s.
8. Neustroev N.D. Specifika dejatel'nosti malokomplektnyh i kochevyh shkol v uslovijah Severa. -Jakutsk, 2009. - 245 s.
9. Svedenija ob uchrezhdenijah dopolnitel'nogo obrazovanija detej, zanimajushhihsja v nih detej i pedagogicheskih kadrov Ministerstva obrazovanija Respubliki Saha (Jakutija) na 2009-2018 gody.
10. Kondrat'eva M. Kak vyzhivaet arkticheskaja shkola // Jakutija. - 2019. - 26 ijulja.