Научная статья на тему 'Модель индигенного образования в условиях Севера'

Модель индигенного образования в условиях Севера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИГЕННЫЙ ПОДХОД / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОПЕДАГОГИКА / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ / МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENDOGENOUS APPROACH / ETHNIC CULTURE / ETHNOPEDAGOGICS / INDIGENOUS PEOPLES / SMALL PEOPLES OF THE NORTH / ETHNO-CULTURAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шергина Туйаара Алексеевна

В статье рассматривается проблема внедрения индигенного подхода в образовательный процесс. Сделан анализ научно-педагогической литературы, в результате которого проведен обзор трудов исследователей изучающих понятие «индигенность», индигенный подход «взгляд изнутри» (inside) с точки зрении различных наук. В рамках исследования индигенный подход рассматривается в качестве методологического основания стабильного развития креативных этнокультурных ценностей в общем образовании коренных народов Севера. Целью исследования является создание модели начального общего образования в условиях Арктики на основе индигенного подхода, адаптирующего личность ребенка к экстремальному жизненному укладу и традиционной культуре коренных народов Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шергина Туйаара Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF ENDOGENOUS FORMATION IN THE NORTH

The article deals with the problem of introduction of endogenous approach in the educational process. The analysis of scientific and pedagogical literature, which resulted in a review of the works of researchers studying the concept of "indigence", indigenous approach "inside view" (inside) from the point of view of various Sciences. The endogenous approach is considered as a methodological basis for the stable development of creative ethno-cultural values in the General education of the indigenous peoples of the North. The aim of the study is to create a model of primary General education in the Arctic on the basis of an indigenous approach that adapts the child's personality to the extreme way of life and traditional culture of the indigenous peoples of the North.

Текст научной работы на тему «Модель индигенного образования в условиях Севера»

12. Шерайзина Р.М. Развивающее сопровождение карьерного роста педагогов / Р.М. Шерайзина, Т.А. Каплунович, М.В. Александрова: Монография. - В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. 2011. - 204 с.

Педагогика

УДК: 373

кандидат педагогических наук, доцент Шергина Туйаара Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

МОДЕЛЬ ИНДИГЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА

Аннотация. В статье рассматривается проблема внедрения индигенного подхода в образовательный процесс. Сделан анализ научно-педагогической литературы, в результате которого проведен обзор трудов исследователей изучающих понятие «индигенность», индигенный подход «взгляд изнутри» (inside) с точки зрении различных наук. В рамках исследования индигенный подход рассматривается в качестве методологического основания стабильного развития креативных этнокультурных ценностей в общем образовании коренных народов Севера. Целью исследования является создание модели начального общего образования в условиях Арктики на основе индигенного подхода, адаптирующего личность ребенка к экстремальному жизненному укладу и традиционной культуре коренных народов Севера.

Ключевые слова: индигенный подход, этническая культура, этнопедагогика, коренные народы, малочисленные народы Севера, этнокультурное образование.

Annotation. The article deals with the problem of introduction of endogenous approach in the educational process. The analysis of scientific and pedagogical literature, which resulted in a review of the works of researchers studying the concept of "indigence", indigenous approach "inside view" (inside) from the point of view of various Sciences. The endogenous approach is considered as a methodological basis for the stable development of creative ethno-cultural values in the General education of the indigenous peoples of the North. The aim of the study is to create a model of primary General education in the Arctic on the basis of an indigenous approach that adapts the child's personality to the extreme way of life and traditional culture of the indigenous peoples of the North.

Keywords: endogenous approach, ethnic culture, ethnopedagogics, indigenous peoples, small peoples of the North, ethno-cultural education.

Статья написана в рамках научного проекта РФФИ №19-013-00730

Введение. Исследование индигенного подхода в современном научном знании становится основной фундаментальной идеей в разработке этнокультурных концепций и программ за рубежом и в России. Значимость исследования индигенного подхода в рамках региональных научных проектов связана с необходимостью укрепления и сохранения в современных условиях информационной эпохи многовековых традиций народов, населяющих арктические и приполярные территории России. В связи с этим, воспитание индигенной молодежи Севера с раннего детства к требованиям общероссийских стандартов нового поколения предусматривает приложение адекватного методологического подхода к реалиям национального-регионального школьного образования. Изучение индигенного подхода в сопоставлении с этнопедагогической теорией и практикой в отечественной науке будет способствовать возрождению интереса к этнокультурным и этнопедагогическим исследованиям во всех субъектах РФ.

Изложение основного материала статьи Систематическое изучение феномена «индигенности» в современном мире ещё только начинается. В последнее десятилетие XX века проблема коренных народов была признана мировым сообществом как одна из главных. По данным Организации Объединенных Наций сегодня примерно в 70 странах мира насчитывается всего около 370 миллионов человек, относящихся к категории «коренных народов» (indigenouspeoples).

Интерес к этнопедагогическим аспектам образовательных систем приобрел научные основы в конце 60-х годов прошлого века, явно получив толчок от национально-освободительных движений колониальных стран, а также и от процессов формирования американской нации и советского народа в условиях этнокультурного разнообразия населения этих стран [2, 8].

В Якутии основы IndigenousMethodology заложил И.А. Аргунов, работал в этом направлении М.А. Тырылгин, Винокурова У.А. применяя в своих исследованиях IndigenousMethodology к якутской культуре выявила фундаментальные ценности самосохранения народа саха [4].

Тенденции индигенизации должны развиваться в стремлении все большего числа исследователей к построению системы научного знания, исходящих из индигенных реалий — ценностей, верований и убеждений, которые, в свою очередь, опираются на философскую и религиозную, этнонациональную традицию определенного народа [1]. Предполагается, что каждая цивилизационно-культурная общность в идеале должна развивать свой собственный индигенный подход, которая являясь итогом коллективной многовековой творческой мысли многих поколений, выражением интересов большинства, порождает свои воспитательные народные традиции, народную педагогику.

Русские прогрессивные деятели и педагоги за основу воспитания подрастающего поколения брали идею народности, историю и географию народа, мораль, духовное творчество. Во второй половине ХХ - начале ХХ1 века изучению роли национальной культуры в воспитании подрастающего поколения, идеям педагогической регионологии, этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса, разработке и внедрению национально-регионального компонента содержания образования, роли семьи и школы в формировании национальной культуры. То общее, что объединяет народные педагогики различных наций и этносов, -инвариативные компоненты. Такими инвариантами являются народный идеал человека, средства обучения и воспитания (фольклор, народные промыслы, песенно-музыкальное искусство, обычаи, традиции и др.); факторы обучения и воспитания (природа, труд, игра и др.); методы, принципы и формы организации обучения и воспитания (общинно-коллективный характер обучения и воспитания, уважение и любовь к детям, пример взрослых и т.д.).

Основоположник этнопедагогики Волков Г.Н., определяет ее как «науку об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народа, нации» В своих трудах Г.Н. Волков выдвигает вечные духовно-нравственные ценности рассматривать как высшие общечеловеческие: любовь к детям - культ ребенка; любовь к матери, переходящая в культ; преданность семье и памяти предков; трудолюбие; любовь к человеку, к Родине; искренность, открытость, честность; чувство справедливости и взаимной терпимости, благодарности. Как условие усвоения данных ценностей ученый видит через постижение культуры других народов, других поколений [5].

Этнопедагогика признается педагогикой национального спасения, выступая в качестве основы поликультурного образования в условиях диалога культур [6]. В целом, можно сделать вывод, что отечественные исследователи по проблеме феномена «индигенности» акцентируют свое внимание на коренных малочисленных народов российского Севера [12]. Северные цивилизации уникальны, и вызывают значительный интерес всего мира в связи с угрозой их исчезновения вследствие процессов глобализации. Северные регионы имеют значимость в осмыслении роли Арктики как международного региона и одной из самых жизнестойких и адаптированных к экстремальным условиям культур.

В региональной системе образования Республики Саха(Якутия) значимым событием является то, что 23 мая 1991 года постановлением Совета Министров Якутской (Саха) ССР была утверждена «Концепция обновления и развития национальных школ в Республике Саха (Якутия). В самом этом явлении проявилась взаимная связь демократизации системы образования и укрепление позиции народной педагогики. 10 июля 1992 года был принят Закон «Об образовании», 16 октября 1992 г. - Закон «О языках в Республике Саха (Якутия)» Практическая реализация основных положений этих документов предполагала неординарное решение целого ряда научно-педагогических и организационных проблем. Начиная с этого года были разработаны 17 вариативныхучебных планов, учитывающих разные ступени, профили, языковые и этнокультурные особенности.

В школах внедряется предмет национальной культуры русских, якутов, малочисленных народов Севера. Были разработаны следующие программы по национальной культуре якутов: «Ураанхай саха огото» (М.Д. Неустроева), «Национальная культура народов Якутии» (И.Г. Баишев), «Учение Айыы» (О. Винокурова), «Изучение фольклора в якутских школах» (Е. Николаев), «Фольклор якутов» (М. Прокопьева), «Кыыс Куо» (В.Н. Иванова, С.В. Федорова), «Национальная культура народов Якутии» (Л.И. Избекова) и др.

В Педагогическом институте Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова сложилась многолетняя практика создания научных этнопедагогических школ и лабораторий. Издаются фундаментальные труды В.Ф. Афанасьева «Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока» (1979), И.С. Портнягина «Этнопедагогика «кут-сюр» (1999), Д.А. Данилова «Народная педагогика и современная национальная школа» (Данилов, 1993), Н.Д. Неустроева «Этнопедагогика народов Севера» (1999), М.И. Баишевой, А.А. Григорьевой «Этнопедагогические воззрения народа саха: на материале олонхо» (2008), А.Д. Семеновой «Этнопедагогизация целостного процесса воспитывающего обучения (на материале школ РС (Я)» (2003), которые открыли в региональной науке новые направления, в русле которых сегодня трудятся ученые.

В результате системной работы по внедрению этнической культуры в Республике Саха (Якутия) сформировались новые модели и типы школ с новым образовательным содержанием индигенной направленности. Разнообразие вариантов можно сгруппировать по особенностям идей и приоритетов образования: агропрофилированные с ориентацией на традиционные виды хозяйственной деятельности; музейные, изучающие местный материал по истории, этнологии края; развивающие традиционные умения (сатабыл); языковые, направленные на изучение родного языка; здоровьесберегающие, восстанавливающие традиционные способы в комплексе с современными достижения в этой области. спортивные, создающие условия для изучения народных видов спорта; экологические, возрождающие традиционные виды охраны среды обитания на Севере.

В Республике Саха (Якутия) наработан положительный опыт использования якутских аналогов известных российских образовательных технологий, адаптированных для национальных школ, оказывающих уникальное комплексное воздействие на личность обучаемых с учетом их этнопсихологических и этнопедагогических особенностей: «Куолаан уерэтии» А.Д. Семенова; «Сатабыл» П.П. Кондратьев (2009); «Педагогика олонхо» Е.П. Чехордуна (2013); Технологии этнопсихологии и этносоциологии в учебном процессе У.А. Винокурова 2016). Тем не менее, недостаточно разработаны образовательно-воспитательные технологии для сельских, в том числе кочевых арктических школ.

Нами разработана модель подрастающего поколения на основе индигенного подхода. В основе предлагаемой модели лежит идея использования технологий обучения, корнями уходящих в народную педагогику, и тем самым имеющих большое воспитательное значение, а также принцип деятельностного подхода, как целостная осмысленная деятельность детей в системе их повседневных, жизненных, личностно-значимых взаимодействий и субъект-субьектного диалогического общения в полиэтнической среде [10].

Основная цельреализации модели - создание благоприятных условий для воспитания личности, осознающей себя гражданином Российской Федерации, носителем уникальной культуры своего народа, посредством использования этнокультурных образовательных технологий в процессе образования. Модернизация образовательного процесса, направленная на творческое освоение подрастающим поколением этнокультурных ценностей (языка, литературы, истории, культуры и духовного наследия):интеграция традиционных культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими развивающую образовательную среду, обеспечение единства и взаимосвязи образовательных учреждений, семьи и общества, формирующих целостность образовательного этнокультурного пространства в регионе (Рисунок 1).

Индигенный подход базируется на следующих принципах:

1. Принцип этнопедагогической, этнопсихологической и этнофилософской направленности целей и содержания образования, методов, средств, общих форм организации деятельности обучающихся и технологий обучения, способствующих подготовке саморазвивающейся и гармоничной личности;

2. Принцип деятельностного подхода в системе повседневных, жизненных, личностно-значимых взаимодействий и субъект-субъектного диалогического общения обучаемых на основе педагогики сотрудничества;

3. Принцип личностной ориентированности, организующий обучение в соответствии со способностями каждого обучающегося;

4. Принцип коллективизма, обеспечивающий сотрудничество и взаимопомощь, обеспечивающий взаимообучение и взаимовоспитание;

5. Принцип патриотизма, ориентированный на формирование национального самосознания обучающихся;

6. Принцип толерантности на основе признания, уважения всех участников образовательного процесса независимо от способностей, социального положения, этнической и религиозной принадлежности;

7. Принцип интеграции ресурсов и усилий образовательного, семейного и окружающего социокультурного пространства.

Модель индигенного образования

Этнофилософские, этнопедагогические истоки отцовства, материнства, брака и семьи

т

Внутриутробное развитие, общение с любовью и благословением

Рождение здорового, любимого ребенка

Воспитание и обучение в дошкольных учреждениях и школе

* * *

Умственное Нравственное Физическое Трудовое Эстетическое

воспитание воспитание воспитание воспитание воспитание

Т"

Этнопедагогизация содержания и технологий обучения и воспитания, Педагогики Олонхо

Т"

Т"

Интеграция Интеграция Интеграция Интеграция Интеграция

научных процесса духовного и духовного и духовного и

этнопедагогических преподавания физического трудового эстетического

знании и учения воспитания воспитания воспитания

*

Концепция Технология Организацион Продуктив- Технология

обновления и взаимобучения и но- ная приобщения

развития взаимовоспитания управленчес- технология к

национальной кая «Сатабыл» прекрасному

школы технология

Духовно-нравственное воспитание и интеллектуальное развитие молодого человека в непрерывной системе образования_

Саморазвивающаяся гармоничная личность

Выход в поликультурное пространство

Рисунок 1. Модель индигенного образования

Индигенный подход опирается на следующих фундаментальных позициях учебно-воспитательного процесса:

Во-первых, - опора на народные традиции, которые очень живучи и созидательны.

Во-вторых, - дальнейшее развитие регионально-этнической ориентированности народных традиций, предусматривающих:

а) максимальное приближение педагогического процесса к жизни населения (открытие школ, не отрывающих детей от родителей, семьи, где сохраняется язык, культура, хозяйственные традиции, адекватные условиям существования);

б) обогащение содержания учебных предметов краеведческим материалом, введением в учебники и учебные пособия материала регионального содержания;

в) совершенствование технологий обучения, учитывающих этнопсихологические особенности детей;

г) обучение и воспитание на родном языке.

В-третьих, - создание этнопедагогического пространства на основе организация совместной работы школы, общественных, муниципальных и государственных организаций по месту жительства.

В-четвертых, - повышение уровня естественности учебно-воспитательного процесса с опорой на факторы естественного развития человека в региональных условиях.

Успешность внедрения подхода в образование возможна только на основе сохранения этнических традиций, так как в психологическом плане ребенок генетически несет стереотипы поведения, память предков, природные задатки и способности к деятельности, заложенные с детства.

Естественное обучение и воспитание реализуется и при проведении внеучебной воспитательной работы. Фольклор, кроме художественно-эстетической функции, выполняет функции народной философии, народной педагогики [1].

Используется технология взаимообучения, которая решает проблемы, решение которых затруднено при классно-урочной системе: индивидуализация и дифференциация; выработка коммуникативных навыков; самообучение-самообразование-саморазвитие-самовоспитание-самоорганизация-самоуправление-самооценка-самоконтроль; оптимизация и интенсификация учебно-воспитательного процесса; личностно-ориентированное обучение; связь между школой и семьей и др. [9].

В суровых условиях Севера ведение хозяйства достигалось благодаря накоплению особого опыта развития качественных и универсальных способов деятельности народа. Продуктивная технология «Сатабыл» по идее, сути содержания в полной мере соответствует развитию деятельности и способствует формированию качеств патриота, так как тесно связана с жизнью и трудовой традицией народов Якутии (Кондратьев П.П.) [7].

Технологии приобщения к эстетике и здоровому образу жизни посредством педагогики эпоса «олонхо» (Чехордуна Е.П.) [11]. Основной целью духовно-нравственного и эстетического воспитания является формирование и развитие высших потребностей личности, духовного возрождения на основе традиций, культуры родного края, общечеловеческих ценностей. Духовные символы народов Якутии основываются на эстетизации природы, окружающей среды, человеческих отношений.

Разработчики индигенного подхода в образование имеют целью показать, что этнокультурные образовательные технологии могут работать «в штатном режиме» и могут стать точным инструментарием формирования требуемых универсальных учебных действий в школе и компетенций в ССУЗе и вузе.

Выводы. Таким образом, образовательная модель, нацеленная на становление человека как субъекта собственной деятельности и собственного образования в духе нового поколения ФГОС, со временем вполне может перерасти в модель образовательной организации нового типа при условии разработки механизмов своевременной организационно-финансовой и ресурсообеспечивающей поддержки.

Инновационность индигенного подхода заключается:

- в содержании образовательной модели, основанной на авторских обучающих технологиях, обеспечивающих единство процессов обучения и воспитания, гарантирующих выпуск из каждого учебного заведения саморазвивающихся гармоничных конкурентоспособных личностей выпускников, в будущем поколение, способное обеспечить этническую безопасность в мире;

- в научно-методическом обеспечении этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в образовательной организации и подготовки педагогов, умеющих формировать универсальные учебные действия (УУД) ФГОС общего образования у каждого обучающегося (образовательный модуль, электронные учебно-методические комплексы, монографии, конференции, электронный методический кабинет учителя, вебинары, практика опорных школ);

- в открытости, выражающейся в разнообразных формах взаимодействия с социокультурной средой.

Таким образом, проект индигенного подхода в региональном образовании может заинтересовать

современные образовательные организации и практикующих учителей, желающих реально повысить качество обучения и воспитания. По мнению российских экспертов, этнокультурные образовательные модели обладают большим потенциалом, их активное введение в практику становится важной задачей разработчиков на ближайшее время.

Литература:

1. Баишева, М.И. Становление созидающего человека в этнокультурных традициях народа саха: монография / М.И. Баишева. - Якутск: издательский дом СВФУ, 2015. - 162 с.

2. Бакланова, Т.И. Этнокультурная педагогика: проблемы русского этнокультурного и этнохудожественного образования: монография / Т.И. Бакланова. - Саратов: Издательство «Вузовское образование», 2015. - (Высшее образование). - 155 с.

3. Винокурова, У.А. Арктическая циркумполярная цивилизация: Учебное издание- 2-е изд., доп. -Новосибирск: Наука, 2016. - 320 с.

4. Винокурова, У.А. IndigenousMethodology в этнопедагогике // Этнопедагогика любви и национального спасения: коллективная монография / М-во образования и науки Респ. Саха (Якутия); под общ.ред. У.А. Винокуровой, д. социол. н. - Якутск: «Медиа-холдинг Якутия», 2017. - С. 13-26

5. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. - М.: Академия, 2000. - 176 с.

6. Кожурова А.А., Шергина Т.А. Воспитание младших школьников в поликультурной среде: учебное пособие. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2016. - 208 с.

7. Кондратьев, П.П. Развитие универсальной функции деятельности школьников в образовательном пространстве. - Якутск: Бичик, 2009. - 344 с.

8. Панькин, А.Б. Этнокультурная коннотация образования: Монография / А.Б. Панькин. - Элиста: Калм. гос. ун-т, 2009. - 380 с.

9. Семенова, А.Д. Современное функционирование этнопедагогики в технологии обучения и воспитания саморазвивающейся гармоничной личности. Якутск: ЯГУ, 2005. - 117 с.

10. Семенова, А.Д., Винокурова, У.А. Современная этнодидактика. учебное пособие - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015: - 166 с.

11. Чехордуна, Е.П. Этнокультурные основы педагогики олонхо [Электронный ресурс]: монография / Чехордуна Е.П. и др. - Киров: МЦНИП, 2013.

12. Шергина, Т.А., Неустроев Н.Д. Модернизация образовательного процесса сельской малокомплектной школы в условиях Севера: монография / Т.А. Шергина, Н.Д. Неустроев.-Якутск: Издательский дом СВФУ, 2018. - 156 с.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук Шеремета Татьяна Владимировна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Пермь)

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОЦЕНКА ОБУЧЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы в дополнительном профессиональном образовании. Предлагается характеристика организации процесса обучения в этой системе при соблюдении ряда условий в отношении обучения (изменение роли преподавателя, разбор цели и результатов обучения, процедуры процесса обучения и оценки, ситуации партнерства, частые консультации), которые отличаются от традиционного подхода. В статье обозначены критерии оценки учебного и практического опыта сотрудников и примеры привлечения к процессу обучения опытных сотрудников и экспертов.

Ключевые слова: сотрудники уголовно-исполнительной системы, дополнительное профессиональное образование, стандарты компетентности, профессиональная деятельность, организация обучения, оценка обученности, опытный сотрудник, эксперт.

Anmtation. The article deals with the issues of training of employees of the penitentiary system in additional professional education. A description of the organization of the learning process in this system is proposed, subject to a number of conditions regarding learning (changing the role of the teacher, reviewing the goals and learning outcomes, learning and assessment procedures, partnership situations, frequent consultations) that differ from the traditional approach. The article outlines the criteria for evaluating the educational and practical experience of employees and examples of the involvement of experienced staff and experts in the training process.

Keywords: employees of the penitentiary system, additional professional education, standards of competence, professional activities, training, assessment of training, experienced employee, expert.

Введение. Основным подходом, ориентированным на взрослого обучающегося, являются такие ориентиры как: ориентир на обучающегося и ориентир на процесс обучения. Это накладывает на администратора процесса обучения в системе дополнительного профессионального образования ряд условий в отношении обучения, которое вполне могут отличаться от опыта традиционного подхода в обучении, в частности подхода, ориентированного на преподавателя. Роль преподавателя в этом случае становится намного существенней, чем только способствование обучению.

Важным признаком в процессе организации дополнительного профессионального образования можно считать то, когда обучение становится комфортным. Причем, если высокоразвитые навыки презентации помогают преподавателю организовать учебный процесс и обеспечивают вдохновение для обучающихся, то в нашем случае - это показатель их ценностного отношения к обучению. Для этого, прежде всего, преподавателю необходимо объяснить сотрудникам цели и результаты их обучения. Если они хотят стать действительно участниками учебного процесса в качестве обучающихся, то по крайней мере, сотрудники должны понимать, куда они должны идти, и каковы должны быть их результаты. Разделяя с преподавателем понимание целей, сотрудники лучше поймут значимость деятельности в процессе обучения и будут заинтересованы учебой. Этим они обязаны доверием к преподавателю как партнеру процесса обучения.

Далее преподавателю важно объяснить сотрудникам процедуру процесса обучения и их оценку. Для сотрудников не должно быть сюрпризов: они должны вместе с опытным преподавателем полноценно участвовать в этом процессе в качестве партнеров, чтобы знать, чего ожидать и почему это делается. Для этого преподаватель должен обладать хорошим пониманием атмосферы процесса обучения и способностей обучаемого. Неподходящий стиль презентации и методы обучения являются контрпродуктивными и препятствуют обучению. Они могут нанести длительный урон участникам, делая их подозрительными по поводу обучения.

По ходу обучения сотрудники диагностируются. Например, окончательный тест заключается в том, чтобы диагностировать развиты ли у них компетенции: насколько они развиты/не развиты, влияние преподавателя и почему преподаватель не работает эффективно. Правильное использование учебного оборудования и материалов может повышать ценность и эффективность учебного опыта. Если обучение усиливается этим, и обучающиеся осознают, что приобретают хорошую практику, то тогда извлеченные уроки ценны.

Учебное оборудование и материалы также должны быть доступны для обучения. Их следует использовать продуманно и надлежащим образом. Например, такие видеоролики, которые обеспечивают только перерыв для преподавателя, бесполезны и обычно рассматриваются как отвлечение обучающихся от учебы. Вопрос: использовать или не использовать видеоролики в учебном процессе, можно задавать каждый раз перед просмотром и этот вопрос должен подвергаться постоянному разбору.

Преподаватель может предоставлять частые консультации и анализировать отзывы для улучшения процесса обучения, чтобы обеспечить обратную связь и концентрировать сотрудников на процесс обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.